Научная статья на тему 'Компетентностный подход как условие формирования профессионально-личностных качеств будущего педагога-музыканта'

Компетентностный подход как условие формирования профессионально-личностных качеств будущего педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕС-СИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / MUSICAL EDUCATION / COMPETENCES / APPROACH OF COMPETENCE / PERSONAL PROFESSIONAL QUALITIES / MUSIC TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каркина Светлана Владимировна

Исследование раскрывает актуальность и значение развития компетенций как условие формиро-вания профессионально-личностных качеств будущего педагога-музыканта. Данный подход ак-туален в контексте нового круга проблемных вопросов современного музыкознания, в частности, проблемы исследования музыкального содержания. В авторской программе учебного курса "Ис-кусство слова в музыке" использован компетентностный подход как метод развития навыков це-лостного восприятия музыкального искусства будущим педагогом-музыкантом и формирования его субъектной эмоционально-ценностной жизненной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каркина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCE FORMATION APPROACH AS A CONDITION OF PROMOTION OF PERSONAL PROFESSIONAL QUALITIES OF THE FUTURE MUSIC TEACHER

The author of the article studied the relevance and meaning of competence formation as a condition of promotion of personal professional qualities of the future music teacher. The given approach is relevant in the context of a new circle of problems of the modern Music Studies, in particular, the problems of re-search of the musical content. The programme of the author's training course Word Art in Music was cre-ated with the use of the approach of competence as the method of the process of the development of skills of complete perception of the music by the future music teacher and the formation of his system of emo-tions and moral values.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как условие формирования профессионально-личностных качеств будущего педагога-музыканта»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №3(25)

УДК 378.147

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

© С.В.Каркина

Исследование раскрывает актуальность и значение развития компетенций как условие формирования профессионально-личностных качеств будущего педагога-музыканта. Данный подход актуален в контексте нового круга проблемных вопросов современного музыкознания, в частности, проблемы исследования музыкального содержания. В авторской программе учебного курса "Искусство слова в музыке" использован компетентностный подход как метод развития навыков целостного восприятия музыкального искусства будущим педагогом-музыкантом и формирования его субъектной эмоционально-ценностной жизненной позиции.

Ключевые слова: музыкальное образование, компетентностный подход, компетенции, профессионально-личностные качества, педагог-музыкант.

В современных условиях модернизации образовательных систем возникает потребность в критической оценке функций образования, его целей и задач, содержания учебных дисциплин на предмет их соответствия изменениям в требованиях к профессиональной подготовке специалиста, проявляющего готовность к активному личностному участию в жизни общества. Основным принципом реализации новых государственных образовательных стандартов третьего поколения становится компетентностный подход. Введение в образовательный процесс данного принципа позволяет расширить представление и задать новое направление в развитии личности студента высшего учебного заведения.

Профессиональная деятельность педагога-музыканта является неотъемлемым условием формирования эстетической, художественной и духовной культуры подрастающего поколения. Д.Б.Кабалевский ставил перед учителем музыки предельно широкую задачу, включающую, помимо изучения музыкальной грамоты и основ пения в хоре, следующие функции: "ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры" [1: 113].

В процессе разработки образовательной программы по подготовке педагога-музыканта в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта третьего поколения

З.М.Явгильдиной была разработана концептуальная основа, опирающаяся на такие положения, как "формирование полилогической музыкальной культуры в процессе освоения музыкального искусства", "создание интегративной

обучающе-развивающей среды", "усиление этнокультурного компонента в содержании музыкально-педагогического образования" [2: 288289]. Суть данных положений может быть раскрыта в контексте таких актуальных направлений современной научной мысли, как идеи интеграции различных видов искусств и отраслей научного знания, концепция диалога культур М.М.Бахтина, В.С.Библера и др.

Развитие научного знания на современном этапе выдвигает новый круг проблемных вопросов. Одним из перспективных направлений музыкознания становится проблема исследования музыкального содержания. В.Н.Холопова указывает на существование диспропорции "между предметами композиционно-грамматического и содержательно-смыслового порядка" [3: 3] в традиции музыкального образования как теоретических, так и исполнительских специальностей и специализаций. Данный тезис означает, что подавляющее большинство предметов учебного плана для музыкантов различных направлений подготовки имеет главной целью формирование отдельных, практически не связанных между собой знаний, умений и навыков в ущерб изучению их интегративных взаимоотношений, выходящих за пределы одного вида искусства. Таким образом, в приведенном контексте основная цель обучения музыке - развитие способности понимать смысл и значение музыкального произведения - может быть достигнута только косвенными путями, как сопутствующий результат, не регламентированный конкретными методиками и технологиями.

Наиболее разработанным направлением исследования интеграционных процессов в музыкальном искусстве является проблема взаимо-

действия слова и музыки. На протяжении ХХ в. были изучены различные ее аспекты. Одним из них является аспект семантического противоречия слова и звука в вокальном искусстве, исследованный И.В.Степановой. Значение данного аспекта представлено в ее работах как возможность непосредственного изучения интегративных связей слова и музыки, направленность на содержательно-смысловую проблематику музыкального искусства и расширение представлений по проблеме диалога культур в трактовке М.М. Бахтина и В. С. Библера.

Готовность студента высшего учебного заведения к решению представленного выше круга проблемных вопросов современного научного знания требует разработки новых способов и методов обучения. Основным требованием к ним становится необходимость обобщения отдельных знаний, умений и навыков, способных обеспечить целостное восприятие музыкального искусства, понимаемого как часть мировой художественной и духовной культуры и представляющего для субъекта образовательного процесса личностный эмоционально-ценностный

смысл. Выполнение данного требования может быть обеспечено в рамках внедрения компетент-ностного подхода в системе образования.

Суть компетентностного подхода представлена А.В.Хуторским как комплексное овладение знаниями, умениями и навыками. Ученым обозначен ряд проблем, сложившихся в образовательной ситуации России, в частности, затруднения учащихся при положительном освоении теоретических сведений того или иного учебного предмета в практическом применении этих знаний при решении конкретных задач окружающей действительности. А. В. Хуторской предлагает определение образовательных компетенций как "требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности" [4].

Исходя из определения А.В.Хуторского и задач музыкально-педагогического образования в контексте развития современной научной мысли нами были сформулированы профессиональноличностные компетенции, необходимые будущему педагогу-музыканту:

1. Готовность к научной систематизации, анализу и обобщению знаний в области истории и теории музыки, использованию межпредметных связей, необходимых для формирования це-

лостного представления о роли и значении музыкального искусства в жизни отдельного человека и общества;

2. Способность к восприятию произведений музыкального искусства в их художественной целостности, в контексте музыкально-семантических связей и взаимодействия словесно-музыкальных средств в рамках мирового опыта духовной культуры;

3. Способность к личностно-осмысленному восприятию музыкальных произведений, пониманию и созданию художественных интерпретаций на основе полученных знаний о закономерностях построения музыкальной ткани и личных ценностно-смысловых убеждений;

4. Готовность к участию в диалоге и с окружающими, и с удаленными собеседниками, готовность к обсуждению и аргументации собственной художественно-творческой позиции, выступлению с критическим анализом музыкального исполнения.

Перечисленные компетенции отражают требования к профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта и имеют общую направленность на формирование личностных функций субъекта образовательного процесса. Основу сформулированных компетенций составляют принципы межпредметной взаимосвязи музыки с другими видами искусств и научного знания, восприятия произведений вокального творчества в художественно-образной целостности, выражающей мировой культурный и индивидуально-личностный опыт, самостоятельное понимание музыкальных произведений и выражение субъективного отношения посредством интерпретации, готовность к диалогическому общению и критическому анализу художественнотворческих позиций как близких, так и удаленных собеседников. Данные компетенции направлены на формирование таких ключевых компетенций, как учебно-познавательные, общекультурные, ценностно-смысловые, коммуникативные.

Применение компетентностного подхода в образовательном процессе может быть обозначено как одно из необходимых педагогических условий формирования личности будущего педаго-га-музыканта в рамках парадигмы личностно ориентированного образования. Введение данного подхода как теоретической модели обучения обеспечивает интеграцию мотивационно-ценностных и когнитивных составляющих учебного процесса, задавая в развитии личности практикоориентированную направленность. Обязательным условием формирования личностных функций в этом случае становится взаимодействие

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕНАУКИ: ПЕДАГОГИКА

субъектов учебного процесса с реальными объектами окружающей действительности.

Успешной реализации на практике обозначенных выше педагогических условий будет способствовать внедрение в учебный процесс новых учебных программ, включающих в себя последние разработки музыкальной науки и направленных на формирование представленных выше компетенций посредством воздействия на личностные функции. Одной из программ, отвечающих представленным требованиям, является программа по курсу "Искусство слова в музыке", включенному в учебный план Основной образовательной программы ФГОС третьего поколения по направлению подготовки 050100 "Педагогическое образование" (профиль подготовки "Музыкальное образование").

Целью данной учебной программы является интеграция знаний музыкальных и смежных гуманитарных дисциплин, приобретение опыта непосредственного общения студента с музыкальным искусством на основе эмоционально-личностного субъективного отношения. В качестве одного из основных методов предлагается анализ композиторских и исполнительских интерпретаций вокальных произведений в контексте лингвистических закономерностей, музыкально-драматического анализа и диалектико-семантических связей слова и музыки.

Целью курса является комплексное воздействие на такие личностные функции, как мотивации, смыслотворчество, коллизии, опосредования, критики, рефлексии, обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творческого преобразования, самореализации, обеспечения уровня духовности жизнедеятельности и др. Данные функции выражаются в таких про-

фессионально-личностных качествах будущего педагога-музыканта, как субъектное, эмоционально-ценностное восприятие музыкальных произведений, оценка их художественного уровня, музыкальных особенностей и исполнительской интерпретации, понимание содержания музыки, способность к самостоятельному и глубокому восприятию и осмыслению семантического контекста произведений искусства.

Таким образом, компетентностный подход является необходимым педагогическим условием формирования профессионально-личностных качеств будущего педагога-музыканта, направленных на обеспечение полноценного выполнения им основной профессиональной задачи - повышение художественно-эстетической культуры молодого поколения.

1. Кабалевский Д. Б. Музыка в школе II Искусство и школа: кн. для учителя I сост. А.К.Василевский. -М.: Просвещение, l98l. - 288 с.

2. Явгильдина З.М. Анализ проблемного поля современного общего музыкального образования как фактор проектирования профессиональноличностных компетенций будущего педагога-музыканта II Вестник ТГГПУ. - 2GlG. - №2(2G). -C285-29G.

3. Теория музыкального содержания: программа-конспект для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов I сост. В.Н.Холопова. - М.: Московская консерватория, 2GG9. - 24 с.

4. Хуторской А.В. Технология проектирования клю-

чевых и предметных компетенций II URL: http:IIwww.eidos.ruIjournal72GG5Il2l2.htm. (дата

обращения l2.l2.2GlG).

THE COMPETENCE FORMATION APPROACH AS A CONDITION OF PROMOTION OF PERSONAL PROFESSIONAL QUALITIES OF THE FUTURE MUSIC TEACHER

S.V.Karkina

The author of the article studied the relevance and meaning of competence formation as a condition of promotion of personal professional qualities of the future music teacher. The given approach is relevant in the context of a new circle of problems of the modern Music Studies, in particular, the problems of research of the musical content. The programme of the author's training course Word Art in Music was created with the use of the approach of competence as the method of the process of the development of skills of complete perception of the music by the future music teacher and the formation of his system of emotions and moral values.

Key words: musical education, competences, approach of competence, personal professional qualities, music teacher.

Каркина Светлана Владимировна - старший преподаватель кафедры музыкального искусства Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: s.karkina@mail.ru

Поступила в редакцию 24.G2.2Gll

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.