Научная статья на тему 'Компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов вуза физической культуры'

Компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВЫПУСКНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / COMPETENCES / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL PREPARATION / THE GRADUATE OF UNIVERSITY / PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Л. М.

Рассматриваются понятия «квалификация», «компетентность», «профессиональная компетентность», «компетенция», а также компетентностный подход, составляющие профессиональной компетентностикомпетенции направления подготовки «Физическая культура». Показаны итоги экспериментальной работы по определению профессиональной компетентности студентов по выделенным критериям. Они подтверждают эффективность использования системных педагогических проектов в процессе производственной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCES SLANT IN PROFESSIONAL PREPARATION OF HIGH SCHOOL PHYSICAL CULTURE STUDENT

Such notions as «qualification», «competence», «professional competence», «competences» are viewed in the article. Also in the article tells about competences slant and components of professional competence which are competences of the way of preparation «Physical culture». Final results of experimental work on professional competence of students determination by allocated criteria are viewed in the article. It proves efficiency of system pedagogical projects using in practical training process.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов вуза физической культуры»

УДК 796.01:378.1

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Л.М. Куликова

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия Для связи с автором: e-mail: otdelpractika@yandex.ru

Аннотация:

Рассматриваются понятия «квалификация», «компетентность», «профессиональная компетентность», «компетенция», а также компетентностный подход, составляющие профессиональной компетентности - компетенции направления подготовки «Физическая культура». Показаны итоги экспериментальной работы по определению профессиональной компетентности студентов по выделенным критериям. Они подтверждают эффективность использования системных педагогических проектов в процессе производственной практики.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, профессиональная компетентность, компетентностный подход, выпускник, профессиональная подготовка.

COMPETENCES SLANT IN PROFESSIONAL PREPARATION OF HIGH SCHOOL PHYSICAL CULTURE STUDENT L.M. Kulikova

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia Abstract:

Such notions as «qualification», «competence», «professional competence», «competences» are viewed in the article. Also in the article tells about competences slant and components of professional competence which are competences of the way of preparation «Physical culture». Final results of experimental work on professional competence of students determination by allocated criteria are viewed in the article. It proves efficiency of system pedagogical projects using in practical training process.

Key words: competences, competence, professional competence, professional preparation, the graduate of university, preparation.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях социально-экономического переустройства общества на первый план выходит реформа высшего образования в Европейских странах. Цель Болонского соглашения — это создание в Европе самой конкурентной, динамичной экономики в мире, основанной на знаниях и способной обеспечить устойчивый экономический рост, большое количество и лучшее качество рабочих мест, социальную сплоченность населения. В результате меняется отношение к понятию «квалификация» выпускника вуза. Наблюдается движение от понятия «квалификация» к понятию «компетентность». Компетенция рассматривается как адекватная мера для проектирования результатов образования. Квалификация — категория, порожденная научно-техническим прогрессом на

стыке интересов производства и личности. Эта категория двуедина в том смысле, что термин «квалификационный» отражает и требования к личности, выполняющей свои трудовые функции, и характер самого труда. При употреблении термина «квалификационный» применительно к личности имеется в виду степень подготовленности индивидуума к выполнению трудовых функций, применительно к труду — ряд признаков, характеризующих его сложность.

Компетентностный подход находит свое отражение прежде всего в материалах, описывающих образ — результат обучения в вузе, и задающих цели и нормы образования — в квалификационных характеристиках и государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

МАТЕРИАЛЫ

И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Начиная с 1970—80-х годов вузы ориентируются на подготовку «гибких» специалистов, востребованных на рынке труда, и соответственно меняют технологии обучения. Учреждениям необходимы сотрудники, которые могут решать задачи, относящиеся к разным отраслям знаний и имеющие навыки приспособления к быстрой смене трудовых операций.

Система подготовки кадров в образовании — это не только система профессионального образования, но и важнейший конкурентоспособный ресурс страны, который должен использоваться в социальных, политических, культурных и экономических целях. В отличие от характерной для государственных образовательных стандартов второго поколения квалификационной модели компетентност-ная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда [1].

Анализ международных тенденций в создании системы гарантии качества профессионального образования и обучения позволил В.И. Байденко в своих трудах отразить положительные стороны компетентностного подхода к образованию. Согласно выводам эксперта, компетентностный подход позволяет [2]: перейти высшему профессиональному образованию (ПО) от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания; «снять» диктат объекта (предмета) труда (но не игнорировать его); положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач; поставить во главу угла междисциплинарно — интегрированные требования к результату образовательного процесса; увязать более тесно цели с ситуациями применимости (используемости) в мире труда; ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций.

Таким образом, квалификация подразумевает предметно—процессуальное нормативное содержание образования. Компетентность ориентирует на контекстно-системно-деятельностный подход к образованию. Компетентностный подход к образованию — это не смена видов деятельности, но основа для смены видов деятельности; экстрафункциональная квалификация; совмещение общего и специального; мера «человеческого» и «социального» капитала. По определению О.Е. Лебедева, компетент-ностый подход - это «... новая парадигма образования, предполагающая студенто-ориентированный характер высшего образования и оказывающая принципиальное воздействие на определение образовательных целей, выбор содержания образования, организацию образовательного процесса, использование образовательных технологий, оценку результатов» [3].

Реализация образовательных стандартов и программ нового поколения с позиций ком-петентностного подхода означает: смягчение жесткости в определении содержания образования; расширение академических свобод вузов; усиление гибкости и адаптивности стандартов по отношению к местным, региональным, национальным и международным контекстам; ориентацию на «компетенции» и «результаты образования» с учетом требований рынков труда и международных тенденций; введение систем переноса и накопления зачетных единиц, совместимых с ЕСТБ; обоснование дифференцирования уровней высшего образования с позиций европейских и национальных систем квалификации; реализацию студенто-ориентированной направленности образовательного процесса при формировании условий реализации программ.

Таким образом, концептуальная основа ком-петентностного подхода проявляется в обновленном учебно-методическом сопровождении; межпредметной направленности, новых оценочных средствах, новых функциях и ролях преподавателя; усилении ответственности студентов, совершенствовании организационных форм; введении системы зачетных единиц, взаимодействии высшего

образования со сферой труда, студенто—ори-ентированном характере образовательного процесса, собственном категориальном аппарате.

При вхождении в компетентностное образование необходимо уяснить суть понятий «компетенция» и «компетентность», являющихся базовыми составляющими компетентностного подхода к образованию. Словарный анализ понятия «компетентность» показал схожесть его определений в отечественных источниках. Понятие «компетентность» чаще всего трактуется либо как синоним профессионализма, либо как одна из его составляющих. Так, «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова определяет «компетенцию» как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Отсюда, «компетентный» в своем деле человек означает — «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе; обладающий компетенцией, полноправный» [4]. Компетенцию же большинство ученых рассматривают как способность выявлять связи между знанием и ситуацией, применять знания и умения для решения проблемы. Другими словами, компетенция — это то, что порождает умение, действие.

Ориентация на единство теоретической и практической составляющих компетентности отчетливо прослеживается в работах В.А. Сластенина и его учеников. Обоснованной в этом отношении представляется точка зрения Ю.В. Варданян, которая понимает компетентность как готовность и способность личности использовать теоретические знания и практический опыт для разрешения определенных задач [5].

Согласно Глоссарию терминов ФГОС ВПО понятию «компетенция» дано следующее определение: «компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Кроме того, в ФГОС ВПО направления подготовки «Физическая культура» представлены следующие компетенции: общекультурные компетенции, к которым относятся социально—личностные, общенаучные и инструментальные; профессиональные

компетенции, которыми студенты овладевают в видах деятельности: педагогической, тренерской, рекреационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и культурно-просветительской. В теории педагогического образования понятие «профессиональная компетентность» обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к специалисту и употребляется с такими терминами, как «квалификационная характеристика», «профессиональная готовность», «профессионализм». Под профессионализмом, как правило, понимается владение специалистом системой специальных знаний, умений и навыков, позволяющих решать стоящие перед ним задачи, в соответствии с наиболее распространенными в массовой практике и в то же время обоснованными с точки зрения их эффективности критериями. Общепризнано, что профессиональная компетенция относится к профессии и проявляется в профессиональной деятельности. С позиций личностно-деятельностного подхода, профессиональная компетенция определяется как комплекс свойств личности, обеспечивающий достаточный для самостоятельного осуществления профессиональной деятельности уровень самоорганизации личности. С точки зрения большинства авторов (Ю.В. Варданян, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской и др.), профессиональная компетенция включает в себя совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная компетенция в данном случае рассматривается как одна из составляющих профессионализма, в структуре которого выделяются достаточно разнородные и разнопорядковые показатели: профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех.

Исходя из формулировки понятия «профессиональная компетентность», представленного в «Энциклопедии профессионального образования» [6], под которой понимается интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода дея-

тельности, Э.Ф. Зеер также рассматривает профессиональную компетентность как ин-тегративное качество личности человека, включающее систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определенного вида профессиональной деятельности [7].

Итак, под компетенцией мы понимаем совокупность знаний, умений, учебного и жизненного опыта, ценностей и интересов, которые самостоятельно реализуются студентом и используются им в определенной конкретной ситуации. Компетенция рассматривается как способность человека реализовывать на практике свою компетентность. В профессиональной компетентности мы выделяем общенаучные и исследовательские компетенции, специальные профессиональные компетенции в профессиональной деятельности учителя физической культуры, тренера по виду спорта, менеджера спортивно—массовой и физкультурно—рекреационной деятельности.

Все вышеизложенное подтверждает необходимость повышения требований к качеству обучения и практической направленности профессиональной подготовки студентов физкультурных вузов, считая основной задачей подготовку высокообразованных специалистов на основе компетентностного подхода. Эффективность решения поставленной задачи зависит от постановки учебного процесса в вузе и производственной практики в нем, так как в этот период наиболее эффективно осуществляется интеграция теоретико-педагогической подготовки и воспитательного процесса.

В ходе производственной практики создается возможность формировать у студентов постоянную потребность добывать новые теоретические знания и получать практический опыт, вводить их в проблемы современной педагогической науки и практики, учить использовать все полученные в вузе теоретические знания и одновременно усваивать передовой практический опыт лучших учителей и тренеров, овладевать профессиональными компетенциями. В УралГУФК разработан Проект формирования профессиональной компетентности

специалиста в условиях производственной практики, который представляет собой систему педагогических проектов, направленных на развитие компетенций студентов в видах профессиональной деятельности. Внедрение и анализ системных педагогических проектов сопровождают опросно-диагностические методы; обсервационные технологии; праксиметрические методики; технологии количественной и качественной характеристики полученных результатов. При разработке критериев и показателей сформированности профессиональных компетенций нами использованы адаптированные программы Е.А. Агалаковой и Т.И. Ша-мовой, В.П. Симонова [8]. Диагностическая база формирования профессиональных компетенций основана на методике А. А. Орлова [9]. Диагностическая база позволяет определять изменения в формировании профессиональных компетенций студентов на различных этапах производственной практики.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

В ходе реализации системных педагогических проектов в условиях производственной практики нами проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 127 студентов профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта». В исследовании в качестве основных критериев выступают профессиональные компетенции, поскольку профессионально-педагогическая подготовка будущего специалиста определяется нами как цель всей системы профессиональной подготовки, как процесс и как результат творческого усвоения знаний и приобретения профессиональных компетенций в процессе производственной практики.

Оценка уровня сформированности профессиональной компетентности студента-выпускника проводилась по следующим компетенциям:

— способен реализовать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (ПК-10);

— умеет разрабатывать оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере

детско-юношеского спорта (ПК-11);

— самостоятельно проводит учебно-тренировочные занятия по избранному виду спорта в сфере детско-юношеского спорта (ПК-12);

— способен организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК-20);

— умеет проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта и представлять обобщения и выводы (ПК-26);

— владеет приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению детей к занятиям спортивной деятельностью (ПК-29);

— умеет составлять финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры и спорта (ПК-23);

Оценивание проводилось по специально разработанной модульно-рейтинговой системе. Полученные показатели соотносились с критериями уровня сформированности компетенций: 100 — 84% — оптимальный; 83 — 69% — допустимый; 68 — 56% — критический; 55% и ниже

— недопустимый уровень. По результатам эксперимента мы получили следующие данные по вышеуказанным компетенциям (табл. 1). Анализируя данные таблицы 1, мы можем сделать вывод, что критический уровень сформированности профессиональной компетентности показали 2,3% студентов, допустимый — 30,2% студентов и оптимальный уровень

— 67,5% студентов, что является подтверждением эффективности процесса производственной практики и качества профессиональной подготовки студента в компетентностном формате. Следовательно, выстроенная с учетом компе-тентностного подхода и реализации разработанной системы педагогических проектов производственная практика в УралГУФК обеспечивает эффективное формирование профессиональной компетентности студента уни-

верситета, постепенный переход обучаемого с репродуктивно-адаптивного уровня подготовленности до продуктивно-творческого. И как правило, после прохождения производственной практики у студента появляется новая позиция, характеризующаяся укрепившейся уверенностью в правильности выбора профессии, появлением целей и потребностей в саморазвитии и самосовершенствовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Компетентностный подход — это новая парадигма образования. Компетентностный подход к образованию в условиях современности неизбежен. Он играет системообразующую роль в функционировании настоящей образовательной системы.

Теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы, освещающей интересующую нас проблему, выявил, что понятия «компетенция» и «компетентность» имеют множество определений и трактовок. Общим во всех подходах к определению ключевых понятий современного образования является представление о том, что они формируются и проявляются в практической деятельности. Подготовка специалистов, отвечающих современным запросам работодателей, влечет за собой поиск инновационных путей профессиональной подготовки студентов. Исходя из объективной необходимости перехода на компетентностно-ориентированное образование, в УралГУФК реализуется система педагогических проектов, направленных на формирование профессиональной компетентности студентов университета в условиях производственной практики. Данный инновационный подход рассматривается как механизм, создающий реальные ориентиры для модернизации профессиональной подготовки студента университета в компетент-ностном формате.

Таблица 1 - Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов-выпускников в условиях производственной практики

Уровень сформированности ПК-10, 11,12 ПК-20 ПК-26 ПК-29 ПК-23

ПК в % в % в % в % в %

Оптимальный 62,8 76,7 83,7 37,2 72,0

Допустимый 37,2 20,9 13,9 25,6 28,0

Критический 2,4 2,4 37,2 -

Недопустимый - -

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарсон. - М. : ИЦ ПК ПС, 2002. - 176 с.

2. Байденко, В.И. Оценка качества профессионального образования / В.И. Байденко, Дж. Ван Зантворта - М. : Проект ДЭЛФИ, 2001. - 186 с.

3. Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: автореф. дис... канд. пед. наук / Ю.В. Варданян. - М. : 1999. - 38 с.

4. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург : УГППУ, 2000. - 258 с.

BIBLIOGRAPHY

1. Baydenko, V.I., Oskarson, B. (2002) Base skills (key competence) as the integrating factor of educational process. Professional'noe obrazovanie i formirovanie lichnosti specialistov. IC PKPS, Moscow. (in Russian)

2. Bajdenko, V.I., Zantvorta, G. Van ed (2001) Quality control professional education. Proekt Tasis DELFI, Moscow. (in Russian)

3. Lebedev, O.E. (1994) Pererburgsky school. Theory and practice of formations the multivariable educational systemcentr. Center Pedagogicheskoj informacii, Saint-Petersburg. (in Russian)

4. Ushakov, D. I ed. (1939) Explanatory dictionary of Russian, Vol 1. OGIZ A-KJURINY, Moscow. (in Russian)

5. Лебедев, О.Е. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариативной образовательной системы / О.Е. Лебедев. - СПб.: Центр педагогической информации, 1994. - 132 с.

6. Орлов, А.А. Стандарты высшего педагогического образования : пути совершенствования / А.А. Орлов // Педагогика. - 2000. - № 2. - С. 48 - 51.

7. Толковый словарь русского языка. Т. 1. / под ред. Д.И.Ушаков. - М. : ОГИЗ, 1939. - 1562 с.

8. Управление образовательными системами : учеб. пособеи / под. ред. Т.И. Шамовой. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 319 с.

9. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. Т. 2. / под. ред. С.Я. Батышева. - М. : Академия профессионального образования, 1999. - 440 с.

5. Vardanjan, Y.V. (1999) Structure and progress of expert's with higher education professional competence. Moscow. (in Russian)

6. Batyshev, S.Y. ed (1999) Encyclopedia of profession education, Vol 2. Akademija professional'nogo obrazovanija, Moscow. (in Russian)

7. Zeer, E.F. (2000) Psychology of the personally focused professional education. UGPPU, Ekaterinburg. (in Russian)

8. Shamova, T. I ed (2002) Administration of educational systems: manual. VLADOS, Moscow. (in Russian)

9. Orlov, A.A. (2000) Standards of higher pedagogical education: improvement ways. Pedagogika. 2 : 48-51 (in Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Куликова Людмила Матвеевна - доктор педагогических наук, профессор Уральского государственного университета физической культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.