Научная статья на тему 'Компетентностный подход к формированию психологической готовности к профессиональной деятельности посредством практики'

Компетентностный подход к формированию психологической готовности к профессиональной деятельности посредством практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL READINESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY / СТУДЕНТ / STUDENT / ПРАКТИКА / PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Могилевская В.Ю., Ковальчук Н.Н.

В статье описываются изменения системы высшего профессионального образования Приднестровья. Анализируется сущность компетентностного подхода в обучении. Раскрывается понятие готовности к профессиональной деятельности. Приводится опыт реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров психологии образования. Приводятся результаты эмпирического исследования эффективности формирования компетенций в процессе практической подготовки студентов. Представленный материал позволяет сформулировать выводы об эффективности данного подхода и может быть использован в системе высшего и среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Могилевская В.Ю., Ковальчук Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCY APPROACH TO THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS TO PROFESSIONAL ACTIVITY BY PRACTICE

The article describes changes in the system of higher professional education in Transnistria. The basics of the competence approach in training is analyzed. The notion of readiness for professional activity is revealed. The experience of implementing a competence approach in the professional training of bachelors in the psychology of education is presented. The results of an empirical study of the effectiveness of the formation of competencies in the process of practical training of students are presented. The presented material allows formulating conclusions about the effectiveness of this approach and can be used in the system of higher and secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к формированию психологической готовности к профессиональной деятельности посредством практики»

3. Mischenko T.V. Opredelenie soderzhanie ponyatiya professional'noj identichnosti. Krizis identichnosti i problemy stanovleniya grazhdanskogo obschestva v Rossii: sbornik nauchnyh trudov. Yaroslavl': YaGPU, 2003: 168 - 176.

4. Karpov A.V., Skityaeva I.M. Psihologiya refleksii. Moskva: Institut psihologii RAN, 2002.

5. Sharov A.S. Ontologiya psihicheskih mehanizmov refleksii.'Elektronnyj nauchnyj zhurnal «Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta». Vyp. 2006. Available at: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-25.pdf

Статья поступила в редакцию 08.12.17

УДК159.923.2.

Mogilevskaya V.Yu., senior teacher, Department of Psychology, Transdniestrian State University (Tiraspol, Transnistria),

E-mail: victoriya14025@mail.ru

Kovalchuk N.N., teacher, Department of Psychology, Transdniestrian State University (Tiraspol, Transnistria),

E-mail: natali_kov.g@mail.ru

COMPETENCY APPROACH TO THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS TO PROFESSIONAL ACTIVITY BY PRACTICE. The article describes changes in the system of higher professional education in Transnistria. The basics of the competence approach in training is analyzed. The notion of readiness for professional activity is revealed. The experience of implementing a competence approach in the professional training of bachelors in the psychology of education is presented. The results of an empirical study of the effectiveness of the formation of competencies in the process of practical training of students are presented. The presented material allows formulating conclusions about the effectiveness of this approach and can be used in the system of higher and secondary vocational education.

Key words: competence approach, competence, psychological readiness of professional activity, student, practice.

В.Ю. Могилевская, ст. преп. каф. психологии, Приднестровский Государственный Университет, г. Тирасполь,

E-mail: victoriya14025@mail.ru

Н.Н. Ковальчук, преп. каф. психологии, Приднестровский Государственный Университет, г. Тирасполь,

E-mail: natali_kov.g@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРАКТИКИ

В статье описываются изменения системы высшего профессионального образования Приднестровья. Анализируется сущность компетентностного подхода в обучении. Раскрывается понятие готовности к профессиональной деятельности. Приводится опыт реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке бакалавров психологии образования. Приводятся результаты эмпирического исследования эффективности формирования компетенций в процессе практической подготовки студентов. Представленный материал позволяет сформулировать выводы об эффективности данного подхода и может быть использован в системе высшего и среднего профессионального образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, психологическая готовность к профессиональной деятельности, студент, практика.

Образовательная система Приднестровской Молдавской Республики, традиционно ориентированная на Российскую Федерацию, в последние десятилетия претерпевает существенные изменения. Обновляются концептуальные основы образовательной деятельности, теоретико-методологические подходы к оценке учебных успехов студентов, внедряются новые образовательные стандарты, предполагающие пересмотр традиционных методов, средств и технологий обучения. На современном этапе развития общества перед системой образования стоит задача формирования гибкого, креативного, динамичного профессионала, умеющего добывать и интерпретировать необходимую информацию и успешно применять её в деятельности [1, 2]. Существенно изменилась образовательная парадигма: в настоящее время недостаточно просто «знать», «уметь» и «владеть», наиболее актуальными для современных профессионалов являются готовность критически мыслить, анализировать, демонстрировать сформированные общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, а также выраженную профессиональную направленность. При этом молодой специалист, получивший диплом о высшем профессиональном образовании, ступает на путь личностного саморазвития, самосовершенствования, ежедневного поиска способов преодоления трудностей и методов роста профессиональной компетентности. Однако предпосылки решения описанных задач могут быть обозначены ещё на этапе обучения в вузе: у будущего профессионала должна быть сформирована психологическая готовность к профессиональной деятельности.

Принятый в качестве ведущего в Приднестровье компетентностный подход предполагает основным непосредственным результатом учебной деятельности формирование профессиональных компетенций, которые определены и описаны в стандарте высшего образования ФГОС - 3+, овладение которыми позволяет наполнить и совершенствовать первоначальный

образ профессионала, готового к выбранной профессии, вникнуть в смысл овладеваемой деятельности, освоить теоретические основы и практические навыки. Поэтапное формирование профессиональных компетенций детерминирует интегративную характеристику личности, проявляющуюся в упорядочении внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, устойчивости и стабильности их функционирования, т.е. способствует формированию готовности к профессиональной деятельности студента.

Идеи компетентностного подхода как основной парадигмы современной образовательной системы активно разрабатываются в работах И.А. Зимней, А.Г. Бермуса, А.В. Хуторского, П.Г. Ще-дровицкоого, И.Д. Фрумина, М.А. Чошанова, В.А. Болотова и др. Согласимся с определением Д.С. Ермакова, согласно которому компетентностный подход представляет собой метод моделирования целей и результатов образования как норм его качества, отражение результата образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности [3]. В идеях обозначенных авторов прослеживается связь в понимании компетенции и готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности. Кроме того, содержание компетенций, представленных в стандарте ФГОС3+, предполагает формирование готовности к различным аспектам профессиональной деятельности.

Феномен психологической готовности к профессиональной деятельности понимается нами как интегрально-динамическое личностное образование, в структуру которого входят такие компоненты как мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-поведенческий, выступающее как составная часть профессионального становления и профессионализма, являющееся средством организации резерва активности личности, включающее актуализацию и мобилизацию возможностей личности для успешных действий и развитие и

выраженность единства её компонентов [4]. В этой связи, с нашей точки зрения, ведущую роль в подготовке будущего специалиста, формировании психологической готовности к профессиональной деятельности играет формирование заложенных в компетенциях различных способностей, практических навыков и личностных качеств. Первичное овладение профессиональными компетенциями происходит на аудиторных занятиях, в процессе решения ситуационных задач и кейсов, проигрывания различных ситуаций, на лабораторных практикумах и пр. Однако, дальнейшее формирование и совершенствование профессиональных компетенций осуществляется посредством прохождения студентами различных видов практики, предусмотренных стандартом высшего образования и основной образовательной программой. Таким образом, в ситуации вузовской профессиональной подготовки на каждом этапе важным условием успешного овладения компетенциями выступает практико-ориентированное методическое обеспечение учебных дисциплин.

В Приднестровском Государственном Университете сложилась традиция организации отдельных видов практики на основе освоения студентами соответствующих дисциплин, обеспечивающих тот или иной вид практической подготовки. Так базовыми дисциплинами для прохождения учебно-ознакомительной практики, целью которой является формирование первичных представлений студентов о профессии психолога образования, являются «Введение в профессию», «Введение в психологию», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности». Однако наиболее глубоко специфика профессиональной деятельности раскрывается при ознакомлении с деятельностью психолога в конкретном образовательном учреждении во время прохождения данного вида практики. Производственная практика в психологической службе образования проходит на базе освоения ведущей дисциплины «Психологическая служба образования», что позволяет сформировать общие представления о деятельности психологической службы, её целях, задачах, особенностях функционирования. Задания, выполняемые студентами во время практики, позволяют изучить сферы деятельности психологической службы, которые позже конкретизируются и дополняются в процессе её прохождения. Аналогичным образом происходит организация и проведение производственной практики по адаптации субъектов образовательной среды, где базовой дисциплиной выступает «Психология адаптации личности». Освоение обозначенных дисциплин выступает предпосылкой

овладения компетенциями, формируемыми представленными видами практики.

Таким образом, компетенции, начало формирования которых положено в процессе теоретической дисциплинарной подготовки, продолжают шлифоваться и совершенствоваться посредством освоения студентами практики. На наш взгляд такая преемственность теоретической и практической подготовки способствует более глубокому освоению студентами учебных дисциплин, формированию профессиональной направленности и мышления, осознанному построению компетентности специалиста и готовности к профессиональной деятельности в области психологии образования. С целью проверки эффективности обозначенного подхода нами было организовано описываемое исследование. Студентам было предложено заполнить опросный лист по типу семантического дифференциала, где было необходимо оценить степень сформированности компетенций, предусмотренных различными видами практики. Компетенции оценивались до и после их прохождения. Результаты исследования представлены в таблице 1.

В целом, анализируя полученные нами оценки сформи-рованности компетенций студентов до и после прохождения практической подготовки, можно заключить, что прослеживается их последовательный рост. В том числе и «сквозных» компетенций (формирование которых включено в программы нескольких видов практики и осуществляется на всём их протяжении). Обобщение результатов также показывает повышение значений эффективности их формирования от одного вида практики к другому. С целью статистической проверки различий оценок сформированности компетенций до и после прохождения практики нами был применён критерий Манна-Уитни. Результаты математико-статистической проверки показали, что различия оценок студентами сформированности компетенций до и после прохождения учебно-ознакомительной практики, производственной практики в ДОУ и производственной психолого-педагогической практики по адаптации субъектов образования достоверны и значимы. Отсутствие статистически значимых различий оценок сформированности компетенций до и после прохождения производственной практики в ПСО может быть детерминировано промежуточным положением данного вида практической подготовки и возможным кризисом обучения студентов третьего курса, в то время как учебно-ознакомительная и производственная практика в ДОУ впервые погружают

Таблица 1

Средние значения оценки студентами сформированности компетенций до и после прохождения различных видов практики

Компетенции Вид практики

Учебно-ознакомительная практика Производственная практика в ДОУ Производственная практика в ПСО Производственная психолого-педагогическая практика по адаптации

до после до после до после до после

ОПК - 1 1,6 3,7 1,5 3,9 2,5 4,1

ОПК - 2 1,4 3,9 1,9 4,3 2,7 4,2

ОПК - 3 1,5 3,9 3,1 4,3

ОПК - 4 1,1 3,3 3,5 3,5

ОПК - 5 0,9 3,6 2,2 3,4 2,8 4,2

ОПК - 6 2,3 4

ОПК - 7 -0,33 3,5

ОПК - 8 0,8 3,8

ОПК - 9 0,8 3,3 2,7 3,9

ПК - 24 1,7 3,4

ПК - 25 0,5 2,9 2,5 3,3

ПК - 26 1,9 3,3 2,3 3,8

Значения U-критерия Манна-Уитни U=0 Зона значимости и=о Зона значимости и=3,5 Зона неопределённости и=о Зона значимости

студентов в профессиональную деятельность и оказывают существенное влияние не только на формирование их компетенций, но и на готовность в дальнейшем осуществлять практическую деятельность психолога образования. Наряду с этим, производственная практика по адаптации субъектов образования более узко, но глубоко вводит студентов в мир профессии и осуществляется на более позднем этапе обучения, тем самым детерминируя становление профессиональных компетенций и психологической готовности к профессиональной деятельности. Однако, такое предположение требует дополнительной эмпирической проверки.

Библиографический список

Таким образом, полученные данные позволяют сформулировать вывод о том, что реализуемый нами компетентностный подход в практической подготовке студентов профиля «Психология образования» является оправданным и эффективным. Данная работа представляет собой начало комплексного изучения эффективности приложения компетентстного практикоориенти-рованного подхода в формировании психологической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов в области психологии образования, и её результаты могут быть использованы на различных уровнях современного профессионального образования.

1. Щербаков Ю.И. Взаимодействие вуза и школы в современных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1(44): 105 - 107.

2. Коняхина И.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012; 11(126): 68 - 71.

3. Ермаков Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.

4. Щербаков Ю.И., Могилевская В.Ю. Теоретический анализ феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5; 299 - 301.

References

1. Scherbakov Yu.I. Vzaimodejstvie vuza i shkoly v sovremennyh usloviyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1(44): 105 - 107.

2. Konyahina I.V. Kompetentnostnyj podhod v vysshem professional'nom obrazovanii. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 11(126): 68 - 71.

3. Ermakov D.S. Pedagogicheskaya koncepciya formirovaniya 'ekologicheskojkompetentnosti uchaschihsya: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

4. Scherbakov Yu.I., Mogilevskaya V.Yu. Teoreticheskij analiz fenomena psihologicheskoj gotovnosti studentov k pedagogicheskoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5; 299 - 301.

Статья поступила в редакцию 08.12.17

УДК 159.99

Moroz T.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy, Private Educational Organization of Higher Education (Association) "Tula University (TEI)" (Tula, Russia), E-mail: tat.moroz2009@yandex.ru

Fedorenko Yu.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Private Educational Organization of Higher Education (Association) "Tula University (TEI)" (Tula, Russia), E-mail: sp-def@mail.ru Dostoynova M. V., MA student, Department of Psychology and Pedagogy, Private Educational Organization of Higher Education (Association) "Tula University (TEI)" (Tula, Russia), E-mail: tat.moroz2009@yandex.ru

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF WOMEN DURING MIDDLE ADULTHOOD. The authors discuss factors that influence psychological well-being of women during middle adulthood. The paper presents the main approaches of domestic and foreign researchers to study the phenomenon of psychological well-being and the phenomenon of socio-psychological adaptation. Successful adaptation in the society entails the psychological satisfaction of themselves, life, their achievements and endeavours. The work examines the psychological characteristics of women married and single, with no marriage records or divorced in the period of middle adulthood. These psychological characteristics vary. On the basis of the empirical analysis concludes that women who are married are more socially and psychologically adaptive and psychologically advantaged than single, not married or divorced women.

Key words: psychological well-being, adaptation, disadaptation, loneliness, satisfaction, dissatisfaction with marriage, dysfunctional family.

Т.С. Мороз, канд. психол. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики Частной образовательной организации высшего образования - ассоциация «Тульский университет (ТИЭИ)», г. Тула, E-mail: tat.moroz2009@yandex.ru Ю.В. Федоренко, канд. психол. наук, доц. каф. психологии и педагогики Частной образовательной организации высшего образования - ассоциация «Тульский университет (ТИЭИ)», г. Тула, E-mail: tat.moroz2009@yandex.ru М.В. Достойнова, магистрант кафедры психологии и педагогики Частной образовательной организации высшего образования - ассоциация «Тульский университет (ТИЭИ)», г. Тула, E-mail: tat.moroz2009@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

В статье рассматриваются факторы, влияющие на психологическое благополучие женщин в период средней взрослости. Представлены основные подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению феномена психологического благополучия и феномена социально-психологической адаптации. Успешная адаптация в обществе влечёт за собой психологическую удовлетворённость собой, жизнью, своими достижениями и начинаниями. Рассматриваются психологические особенности женщин, состоящих в браке и одиноких, не вступавших в брак либо разведённых в период средней взрослости. Эти психологические особенности различаются. На основе анализа фактического материала делается вывод, что женщины, находящиеся в браке более социально-психологически адаптивны и психологически благополучны, чем одинокие, не вступившие в брак, либо разведённые.

Ключевые слова: психологическое благополучие, неблагополучие; адаптация, дезадаптация; одиночество; удовлетворенность, неудовлетворенность браком, благополучная, неблагополучная семья.

Самая известная теория психологического благополучия была создана американским психологом К. Рифф. В ней собраны теории, которые описывают различные аспекты пози-

тивного функционирования личности. В современной психологии отсутствует общепринятое научное определение категории психологическое благополучие личности. Это понятие часто

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.