Научная статья на тему 'Компетентностное конструирование уверенности педагога в себе'

Компетентностное конструирование уверенности педагога в себе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
794
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ КАК ОБЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ КАК ОБЩАЯ ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АССЕРТИВНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ В КОГНИТИВНОЙ И РЕАЛЬНОЙ ФОРМАХ / ПРИНЦИП "СВЕТОФОРА" / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / МЕТОД КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИВНО-КОНСТРУИРУЮЩЕЙ ФАСИЛИТАЦИИ САМОРАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Ольга Михайловна

В статье социально-психологическому феномену уверенности в себе дается педагогическая интерпретация. А именно, уверенность в себе представляется в качестве личностно-образовательного конструкта, особого фундаментального образовательного объекта, определяющего одну из целей, результат, содержание образования и метод его реализации. В результате анализа междисциплинарных исследований уверенности в себе делается вывод о ее компетентностной природе. Уверенность в себе педагогизируется и операционализируется как один из общих (общекультурных) компетентностных конструктов: личностных и образовательных компетенции и компетентности. Поскольку речь идет о дополнительном профессиональном образовании педагога, уверенность в себе представляется как цель-вектор именно данного уровня компетентностного образования. В основу педагогизации, компетентностного моделирования и фасилитации саморазвития уверенности в себе положены общенаучная методологическая идея конструкта и метод конструирования. В статье дается общенаучное интенсивное познавательное описание уверенности в себе, на основе которого приводятся ее андрагогические определения. Для педагогического обоснования устанавливаются связи между познавательными описаниями уверенности и компетентности, когда обосновываемому (уверенности) приписываются характеристики основания (компетентности). Все это позволяет создать андрагогическую концептуальную систему теоретическо-нормативно-аксилологических моделей уверенности педагога в себе как личностно-образовательного конструкта для проектирования содержательного наполнения образовательного проекта в форме компетентностно-конструирующего тренинга уверенности для педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования. На понимании уверенности как личностного конструкта в противопоставлении ее неуверенности и агрессивности основан безоценочный, герменевтический принцип «светофора», который является способом качественного педагогического измерения уверенности путем интенсивного описания феномена и саморефлексии его проявления в собственном поведении педагога. Ассертивные компетентностно-педагогически сконструированные декларативно-процедурно-оценочные знания (опыт) проживаются в процессе компетентностного тренинга уверенности в себе в логике герменевтического круга, который организует продуктивное движение мыследеятельности обучающихся в рамках техник герменевтической реконструкции. Инициирующим и мотивирующим фактором конструирования уверенности в себе является профессионально-личностная рефлексия. Она является центральным звеном метода компетентностной рефлексивно-конструирующей фасилитации саморазвития уверенности в себе. Наконец, в статье определяются оптимальный инвариант содержания уверенности педагога в себе как компетентностного конструкта, вариативное андрагогическое его содержание для тренинга уверенности в себе, а также минимально необходимое и достаточное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностное конструирование уверенности педагога в себе»

А

ЧИППКРО

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 378.091.398

Компетентностное конструирование уверенности педагога в себе

О. М. Наумова

Competence-based design of teacher self-confidence

O. M. Naumova

Аннотация. В статье социально-психологическому феномену уверенности в себе дается педагогическая интерпретация.

А именно, уверенность в себе представляется в качестве личностно-образовательного конструкта, особого фундаментального образовательного объекта, определяющего одну из целей, результат, содержание образования и метод его реализации.

В результате анализа междисциплинарных исследований уверенности в себе делается вывод о ее компетентностной природе.

Уверенность в себе педагогизируется и опе-рационализируется как один из общих (общекультурных) компетентностных конструктов: личностных и образовательных компетенции и компетентности. Поскольку речь идет о дополнительном профессиональном образовании педагога, уверенность в себе представляется как цель-вектор именно данного уровня компетент-ностного образования.

В основу педагогизации, компетентностного моделирования и фасилитации саморазвития уверенности в себе положены общенаучная методологическая идея конструкта и метод конструирования. В статье дается общенаучное интенсивное познавательное описание уверенности в себе, на основе которого приводятся ее андрагогические определения. Для педагогического обоснования устанавливаются связи между познавательными описаниями уверенности и компетентности, когда обосновываемому (уве-

ренности) приписываются характеристики основания (компетентности).

Все это позволяет создать андрагогическую концептуальную систему теоретическо-нормативно-аксилологических моделей уверенности педагога в себе как личностно-образо-вательного конструкта для проектирования содержательного наполнения образовательного проекта в форме компетентностно-конструиру-ющего тренинга уверенности для педагогов в учреждении дополнительного профессионального образования.

На понимании уверенности как личностного конструкта в противопоставлении ее неуверенности и агрессивности основан безоценочный, герменевтический принцип «светофора», который является способом качественного педагогического измерения уверенности путем интенсивного описания феномена и саморефлексии его проявления в собственном поведении педагога.

Ассертивные компетентностно-педагогичес-ки сконструированные декларативно-процедурно-оценочные знания (опыт) проживаются в процессе компетентностного тренинга уверенности в себе в логике герменевтического круга, который организует продуктивное движение мыследеятельности обучающихся в рамках техник герменевтической реконструкции.

Инициирующим и мотивирующим фактором конструирования уверенности в себе является профессионально-личностная рефлексия. Она является центральным звеном метода компе-

тентностной рефлексивно-конструирующей фа-силитации саморазвития уверенности в себе.

Наконец, в статье определяются оптимальный инвариант содержания уверенности педагога в себе как компетентностного конструкта, вариативное андрагогическое его содержание для тренинга уверенности в себе, а также минимально необходимое и достаточное.

Abstract. The socio-psychological phenomenon of confidence is given pedagogical interpretation in this article. Namely, self-confidence is presented as a personal-educational construct of special educational fundamental object that defines one of the goals, results, educational content and method of its implementation. The results of analysis of interdisciplinary research of self-confidence show us the conclusions of its competence nature. Self-confidence is operationalize as one of the general (common cultural) competency constructs: personality and educational competence and expertise. Since we are talking about additional professional education of teacher, self-confidence is appears as a target vector of this level of competence education.

The basis of pedagogization, competency modeling and facilitation of self-confidence is included the idea of general scientific methodological construct and method of construction. The article gives a general scientific description of self-confidence, which are based on its andragogical defmitions. For pedagogical study is established the link between cognitive descriptions of self-confidence and competence, but substantiating the (confidence) is attributed to the base characteristics (competence).

All this allows to create andragogical conceptual system of theoretical and normative models of teacher self-confidence as a personal and educational constructs for substantive content designing of the educational project in the form of competence- constructing training of self-confidence for teachers in institutions of additional professional education.

Understanding of confidence as a personality construct in its opposition to the diffidence and aggression based non-judgmental, hermeneutic principle of «traffic light», which is a way of measuring quality of pedagogical confidence by intense description of the phenomenon of self-reflection and its manifestations in the proper behavior of the teacher.

Assertive, competencional pedagogically designed, declarative-procedural-assessment knowledge and experience are making in the training process of the competency of self-confidence, in the logic of hermeneutic circle that organizes productive movement of students' mental activity within the hermeneutic reconstruction techniques.

The initiating and motivating factors in the construction of self-confidence are the professional and personal reflection. It is central part of method of reflexive competency-design facilitation of self-confidence. Finally, the artical defines the optimal invariant content of teacher self-confidence as a competence construct, varieties, andragogic content for the training of self-confidence.

Ключевые слова: уверенность в себе, ком-петентностный конструкт, уверенность в себе как общая образовательная компетенция и компетентность, уверенность в себе как общая личностная компетенция и компетентность, ассертивный фундаментальный образовательный объект в когнитивной и реальной формах, принцип «светофора», профессионально-личностная рефлексия, метод компе-тентностной рефлексивно-конструирующей фасилитации саморазвития уверенности в себе.

Keywords: self-confidence, competence construct, self-confidence as a general educational competence and experience, self-confidence as a general personal competence and experience, assertive fundamental educational object in cognitive and actual forms, the principle of "traffic light", professional and personal reflection, method of reflexive competency-design facilitation of self-confidence.

Уверенность в себе, на наш взгляд, может педагогически интерпретироваться как общекультурный компетентностный личностно-образовательный конструкт, что позволит педагогу воспользоваться здоровьесозидающим, конструктивно самоутверждающим, витаген-ным, личностно развивающим, компетентност-но инициирующим и гуманизирующим потенциалом данного конструкта.

Первоначально уверенность в себе трактовалась в науке как индивидно-адаптивное качество в рамках онтологии изолированного индивида (Дж. Вольпе, А. Лазарус, А. Ланж, Р. Ли-берман, А. Рич, Г. Шредер, П. Якубовски и

др.) [1; 2; 3]. Позднее на основе принципа самодетерминации она стала пониматься как комплексный психический феномен, психологический конструкт, отношение к неопределенности, регулятивная компонента принятия решений и деятельности (Ю. М. Забродин, О. А. Конопкин, И. В. Вайнер, В. Б. Высоцкий и др.) [4; 5].

Однако уверенность в себе исследовалась не в качестве интегративной характеристики целостного человека в его продолженности в мир и единстве с ним, а как дискретная характеристика индивида, социально взаимодействующей личности, субъекта деятельности и решений. В педагогической науке на уровне фактографии уверенность в себе редко упоминалась, а на уровне феноменологии и, тем более, кон-цептологии осмыслялась еще реже и то - в ин-дивидно-адаптивной парадигме (Ф. И. Иващен-ко, Е. М. Сапожникова, Е. А. Серебрякова) [6].

В целях педагогизации феномена уверенности в себе необходимо дать такое образовательное его описание, которое соответствует проявлению в педагогическом процессе и его результате как целостной человеческой реальности, а не отдельных парциальных проявлений, как это было зафиксировано в русле междисциплинарных исследований.

Опираясь на такую педагогическую интерпретацию, можно будет рассматривать уверенность в себе как общие компетенцию, компетентность и результативно-целевую основу курсовой подготовки учителей разных предметов в одной академической группе в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (ДПО). Тогда каково будет содержание андрагогического проекта саморазвития уверенности педагога в себе как универсального компетентностного феномена? Какие андрагогические методы в ограниченный срок курсовой подготовки обеспечат саморазвитие уверенности педагогов и инициирование ими личного вклада в модернизацию образования на компетентностной основе путем фаси-литации с их стороны саморазвития уверенности обучающихся?

Для решения этой проблемы необходимо андрагогизировать уверенность педагога в себе как универсальный компетентностный конструкт, определяющий целерезультирующую основу ДПО, способствующий достижению его целей-векторов, моделирующий содержание

образования как особый фундаментальный образовательный объект и предоставляющий методологические возможности для педагогических интерпретации, измерения и фасилитации саморазвития уверенности в себе обучающихся в общем, довузовском и дополнительном профессиональном образовании.

Будем исходить из следующих теоретических предположений.

Уверенность в себе является формой веры и поэтому имеет личностно-развивающий, пре-образующе-волевой потенциал (Х. Г. Гадамер, Ф. Гегель, М. Бубер и др.) [7]. По своей психологической сути, являясь концентром ценностных отношений и социокультурного опыта успешного, гуманного, взаимодействия человека с миром и собой, она может составлять содержание образования. Также уверенность инициирует компетентность человека и зависит от контекста ситуации, значит, имеет компетент-ностную природу (Л. Краппманн, У. Петер-манн, Р. В. Уайт) [8]. Наконец, уверенность трактуется в междисциплинарных исследованиях в качестве личностного конструкта, как и компетенция/компетентность (А. Бандура, В. Г. Ромек) [9; 10]. Поэтому уверенность в себе можно рассматривать как один из ключевых компетентностных конструктов, определяющий функционирование операционально-технологических, специально-предметных компетенций и ценностно-смысловых ориентаций педагога в педагогических и целожизненных саморегуляции, деятельности и взаимодействии.

Итак, уверенность в себе может педагогически интерпретироваться как универсальный компетентностный конструкт. Методологические функции конструкта позволяют педагогически интерпретировать, оценить и качественно измерить уверенность как объект этого конструкта, влияют на ассертивность (уверенность) само- и мироотношения, деятельности и взаимодействия.

Эффективность тренинга уверенности в себе как многофункционального метода ее развития многократно доказана в психологической и педагогической науке и практике (К. Рудестам, А. Аннекен, В. Г. Ромек и др.). Поэтому можно предположить, что в условиях обучающего тренинга уверенность в себе будет педагогизи-рована как компетентностный конструкт и инициировано ее саморазвитие педагогами в

узловых сферах саморегуляции, педагогических решений, деятельности, взаимодействия и выбора способа жизни, поддерживающего уверенность, ненасильственное самоутверждение и самореализацию в профессиональной и личной судьбе.

Для этого нужно будет создать жизнеотно-шенческие квази-профессиональные ситуации неопределенности, где уверенность актуализируется как особый фундаментальный образовательный объект, и фасилитировать ее саморазвитие методом рефлексивно-компетентност-ного конструирования, опыт применения которого члены тренинговой группы смогут использовать для фасилитации саморазвития уверенности обучающихся в общем и профессиональном образовании.

Чтобы педагогизировать уверенность в себе, нужно дать ее общенаучное интенсивное познавательное описание, педагогически интерпретировать, обосновать и операционализиро-вать его в качестве компетентностного лично-стно-образовательного конструкта. На основе проблемно-генетического анализа междисциплинарных исследований уверенности в себе можно определить психологическое содержание уверенности и дать его педагогически ориентированное интенсивное познавательное описание как основание для педагогической интерпретации.

Уверенность в себе - это мобилизующее эмотивно-когнитивное и ценностно-смысловое переживание, на базе доверия человека к миру и себе генерализованное в опыте, смысловой, целевой, операциональной и веровательной установках, обусловливающих актуализацию и развитие компетентности, способностей, знаний, обучаемости, креативности, а также привлечение внешних социокультурных ресурсов для само- и со-организации в системе «Человек - мир», совладания в ситуациях неопределенности, успешной деятельности, гуманного взаимодействия, для конструктивного решения усложняющихся жизненных, социально-профессиональных и самостроительных задач, а в итоге - для ненасильственного самоутверждения и истинной самореализации.

Данное определение феноменологическое, описывающее феномен в его реальном, контекстном функционировании, оно комплексно отражает открытые наукой характеристики уве-

ренности в себе - происхождение, содержание, структуру, типы и формы взаимосвязей элементов, функции целостного феномена. Далее это психологическое определение будет выступать как научное основание педагогического обоснования феномена в качестве образовательного.

Теперь можно педагогически интерпретировать уверенность в себе как общекультурный (общий) компетентностный конструкт - результативно-целевой ориентир и критерий образованности, определяющий содержание ком-петентностного образования и методы его реализации. В результате анализа междисциплинарных исследований уверенности в себе можно сделать вывод об ее компетентностной природе [11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18].

Уверенность трактуется в связи с компетентностью следующим образом: 1) врожденная потребность - быть компетентным и чувствовать уверенность в себе, важную для успеха; стремление к компетентности для поддержания уверенности подразумевает усилия, направленные на рост и раскрытие собственного потенциала - один из аспектов самореализации (Р. В. Уайт); 2) самоэффективность - чувство собственного достоинства и реальная собственная компетентность человека во взаимодействии с окружающей средой; способность, умение решать жизненные проблемы (А. Бандура); 3) мотивированная способность, обобщенная и локальная; базирующаяся на соответствующем образовательном опыте, на опыте взаимодействия с незнакомыми людьми, разработки проектов вплоть до успешного их воплощения, решения неожиданных проблем и работы со специалистами (Дж. Равен); 4) одна из обладающих интегративной природой персональных ключевых квалификаций (А. Шелтен); 5) социальная компетентность - уверенное поведение, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять взаимодействие в зависимости от ситуации (Л. Краппманн, Г. И. Сивкова); 6) одна из компетенций гражданственности, входящая в блок компетенций, относящихся к самому человеку как личности (И. А. Зимняя); 7) одно из метапрофессиональ-ных качеств - свойство, способность, черта личности, обусловливающие продуктивность (успешность) выполнения широкого круга учебно-

познавательной и социально-профессиональной деятельности человека (Э. Ф. Зеер).

Для педагогического обоснования установим связи между познавательными описаниями уверенности и компетентности, когда обосновываемому (уверенности) приписываются характеристики основания (компетентности).

1. Общие образовательные конструкты и уверенность в себе имеют следующие общие характеристики: а) отражают системный контакт целостного человека с миром; б) совпадает их содержание, отражающее взаимодействие человека с миром; в) отображают целостность человека через его интегративные характеристики; г) представляют собой самоорганизующуюся целостность похожих элементов.

2. Общая компетенция, как и уверенность, фиксирует потенциальную возможность конструктивного контакта целостного человека с миром и определяется как: система порождающих процессов; самостоятельно реализуемая способность и готовность к практической деятельности и решению жизненных проблем; скрытое психическое новообразование, готовое для актуализации; интегрированное сочетание знаний, умений, ценностей, установок; сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта; опыт, способность, готовность как квинтэссенция содержания и ключевых компетенций и уверенности, объединяются в три основополагающих группы (персо-нологическая, социальная, деятельностная).

3. Наиболее принимаемое основной массой исследователей определение компетенции и обобщенная формулировка уверенности в себе - общая способность человека, основанная на знаниях, умениях опыте деятельности, ценностях, склонностях, обретенных в процессе образования, и готовность целесообразно эффективно действовать, методически организованно и самостоятельно решать проблемы и задачи, самооценивать результаты деятельности.

4. Глубинные смыслы уверенности в себе и компетентность - это: актуальное деятельност-ное проявление компетенции субъекта в конкретной жизненной ситуации; актуально формируемое, состоявшееся качество личности; контекстно-ориентированный поиск, мобилизация знаний, умений, навыков, поведенческих отношений, настроенных на определенную си-

туацию; совладание с трудными жизненными ситуациями; изменение человека в ответ на запрос ситуации, опыт как деятельностная интеграция в единое целое знаний, действий, способов и приемов решения задач; целостное контекстное, сообразное личностному смыслу и социально ответственное предъявление функций специалиста.

В суммативном определении компетентность, как и процессуально-динамическая составляющая уверенности - это процессуальное понятие, выявляющее связи между элементами системы порождающих процессов (человеком и ситуацией, ресурсом и целью и т. п.).

Далее в соответствии с канонами феноменологии и концептологии приведем андрагогиче-ские определения уверенности.

Уверенность в себе как образовательная общая компетенция педагога - это содержание образования, позволяющее освоить соответствующий фундаментальный образовательный объект в реальной и знаниевой формах: уверенность как явление культуры и социально-педагогическая практика, ценностно-смысловое отношение к ним педагога-профессионала, ас-сертивные декларативно-процедурно-оценочные знания, освоенные на опыте умения, навыки, обобщенные алгоритмы и способы уверенных саморегуляции, педагогических деятельности и взаимодействия (особенно, в ситуациях неопределенности), а также опыт творческого их применения для фасилитации саморазвития уверенности обучающихся. Уверенность в себе как образовательная общая компетентность педагога - это нормативно заданное системой социально-профессиональных ценностей, лично-стно значимое, творчески реализуемое требование к уровню и качеству подготовки в отношении уверенных личностно-деятельностных саморегуляции, саморазвития, совладания с трудностями, педагогических деятельности и взаимодействия, а также требование наличия в образовательном процессе перечня объектов, в отношении которых задано ассертивное содержание образования, и круга ситуаций неопределенности, где актуализируются и совершенствуются ассертивные личностные новообразования как результат освоения соответствующего фундаментального образовательного объекта. Уверенность в себе как общая личностная компетенция педагога - это развивающаяся на

основе ценностного отношения к миру и себе, педагогически направленная социокультурная метаспособность и готовность, с помощью декларативно-процедурно-оценочных знаний об уверенности как фундаментальном образовательном объекте, освоенных алгоритмов и обобщенных способов уверенного (взаимо) действия, с опорой на социотехнический ресурс, веру в самоэффективность, креативность и обучаемость позволяющая конструктивно совладать с ситуациями неопределенности, со-организоваться с другими людьми для продуктивной деятельности, этичного общения и решения усложняющихся жизненных, социально-профессиональных, акмеологических задач. Уверенность в себе как общая личностная компетентность педагога - это обусловленная опытом ценностных отношений с миром и собой, адекватная обстоятельствам, педагогически направленная актуализация личных ресурсов и социотехнических возможностей,

обеспечивающих контекстные совладание, самоопределение, самовыражение, саморазвитие, а также соорганизацию с другими людьми социокультурных ресурсов, целей, ценностей, решений, действий и контекстно -ролевых функций для преобразования ситуации по критерию всечеловеческих ценностей, для создания социально-востребованного и личностно-значимого материального, коммуникативного, духовного, образовательного продукта, для конструктивной взаимопомощи и фасилитации со-развития.

Теперь можно создать андрагогическую концептуальную систему теоретическо-норма-тивно-аксилологических моделей уверенности педагога в себе как личностно-образователь-ного конструкта для проектирования содержательного наполнения образовательного проекта в форме компетентностно-конструирующего тренинга уверенности для педагогов в учреждении ДПО (табл. 1-3).

Таблица 1

Педагогическая модель уверенности в себе как общего компетентностного

конструкта

Уверенность в себе как универсальный компетентностный образовательный конструкт и результативно-целевой ориентир образования

Образовательная общекультурная компетенция Образовательная общекультурная компетентность

Надпредметно интегрированное, человекоцентри-рованное содержание образования Нормативное требование к уровню, качеству и условиям развития уверенности в себе

Особый фундаментальный образовательный объект Оптимальная индивидуальная норма развития уверенности в себе

Когнитивная форма Реальная форма Перечень ситуаций включения, в которых формируется уверенность

Идеи, понятия, закономерности, гипотезы, теории уверенности в себе Уверенность в себе как особое экзистенциальное переживание, внутренний культурный артефакт, его организмические основания Новые, сложные, субъективно трудные, неожиданные, двусмысленные, рисковые и им подобные ситуации

Социокультурные ценности, принципы, нормы, правила, традиции уверенности в себе Культурные эталоны уверенного поведения и деятельности, внут-риличностный артефакт саморазвития уверенности Ассертивные ценности, личностные смыслы, индивидуализированные репертуары уверенных поведения и деятельности

Педагогически адаптированный социокультурный опыт (взаимо) действия в ситуациях неопределенности Квази-профессиональный опыт использования обобщенных алгоритмов и способов уверенного действия и взаимодействия Индивидуализированный опыт творческого использования обобщенных алгоритмов и способов уверенных действия и взаимодействия

Условия жизнеотношенических квази-профессиональных (квази-жизненных) ситуаций неопределенности, соответствующих ситуационной компоненте уверенности в себе как универсального компетентностного конструкта

Таблица 2

Педагогическая модель уверенности педагога в себе как общего личностного

компетентностного конструкта

Ситуационная компонента Неуверенный педагог Уверенный педагог Самоуверенный педагог

Ситуация неопределенности (новая, неожиданная, трудная, и т. п.) Базальное недоверие себе, сверхдоверие окружающим (порой неадекватное) Вера в себя, базальное и адекватное ситуационное доверие себе и окружающим Неадекватное сверхдоверие себе при базаль-ном недоверии окружающим

Личностно- деятельностная саморегуляция Личностная неуверенность - низкий неизменяемый потенциал обусловливает ситуационную неуверенность - низкий изменяемый потенциал Высокая личностная уверенность (неизменяемый потенциал) обусловливает высокую ситуационную уверенность (изменяемый потенциал) Личностная самоуверенность не инициирует рост изменяемого потенциала, однако, самоуверенность растет при неизменном ситуационном потенциале

Принятие социально- профессиональных решений Недостаточная уверенность в решениях, даже адекватных контексту и личному ресурсу Уверенность в социабель-ных решениях, адекватных контексту и собственным ресурсам Сверхуверенность в импульсивных эгоцентрических (эгоистических) решениях

Профессиональная и иная деятельность Нормативно-одобряемая, стереотипная, формальная деятельность Творческая просоциальная; сверхнормативная, надси-туативная активность Эгоистически ориентированная, демонстративно-успешная деятельность

Социально-профессиональное взаимодействие (в ситуации конфликта) Мнимая толерантность (сравнение личных выгод и рисков, внешнее примирение с конфликтом, страдание, терпение, молчание) Истинная толерантность (примирение с поведением оппонента, договор с ним на основе равноправия обеих сторон или решение проблемы в одиночку) Нетолерантность (одностороннее продвижение своих интересов путем насилия над оппонентом). Ситуативные «Пирровы победы»

Влияние личности и деятельности на обучающихся Формирование неуверенности в себе, потакание агрессивности Педагогическая фасилита-ция уверенности в себе, самореализации Формирование выученной беспомощности, ответной агрессии

Субъективно трудная жизненная и профессиональная ситуация Примитивные психологические защиты (отрицание), пассивно-адаптивная стратегия поведения Зрелые защитные механизмы (компенсация, юмор и др.), совладающее, креативное поведение Примитивные психологические защиты (проекция), манипуляции, макиавеллизм

Найденные концепты и конструкты в процессе опытно-поисковой работы были опробованы в андрагогической практике, определена степень адекватности образовательному результату реализованного содержания уверенности в себе как особого фундаментального образовательного объекта и выяснены методологические возможности компетентностного конструкта как способа педагогических интерпретации, качественного измерения и герменевтической основы фасилитации саморазвития уверенности педагога в себе.

Выводы по разработке концептуально-теоретической составляющей уверенности педагога в себе и опробованию ее в качестве воз-

можного содержания образования в образовательной организации ДПО на основе результатов опытно-поисковой работы (табл. 4) можно сделать следующие.

1. В состав оптимального инварианта содержания уверенности педагога в себе вошли такие аспекты: уверенность в себе как ключевая компетентность в сферах саморегуляции, педагогических решений, деятельности и взаимодействия, педагогической фасилитации саморазвития уверенности в себе обучающимися, самоорганизации совладающего поведения в трудных ситуациях, самоуправления процессом профессионализации и выбора способа жизни, поддерживающего уверенность в себе.

2. В качестве вариативного андрагогическо-го содержания уверенности в себе были определены следующие аспекты: уверенность в себе как ключевая компетентность педагога в сферах самокоррекции педагогических мифологем и ошибок, педагогической фасилитации креативности, профессионального развития акме-компетентного педагога, самоорганизации сов-ладающего поведения в ситуации профессио-

нального кризиса и социально-профессионального взаимодействия в системе «педагог-профессия-общество».

3. Минимально необходимым и достаточным оказалось саморазвитие уверенности в себе как общей компетентности в сферах лично-стно-деятельностной саморегуляции, педагогических решений, деятельности и взаимодействия.

Таблица 3

Теоретическая модель уверенности в себе как общего личностного конструкта

Личностные конструкты Неуверенный педагог Уверенный педагог Самоуверенный педагог

Онтологическая уверенность (глубинная характеристика образа мира человека) Онтологическая неуверенность - низкая мера выраженности добра как ценности; высокая мера угрожающей опасности, одиночества, безнадежности, слабости Я. Отсутствие фундамента любой другой формы уверенности Онтологическая уверенность - высокая мера выраженности добра как всечеловеческой ценности, высокая мера общности с другими людьми, надежности и силы Я; низкая мера угрожающей опасности. Фундамент любой другой формы уверенности Онтологическая неуверенность - низкая мера выраженности добра как ценности; высокая мера угрожающей опасности и низкая - надежности и силы Я при демонстрации обратного. Отсутствие фундамента любой другой формы уверенности

Самоутверждение как психологическое условие и результат уверенности в себе Псевдосамоутверждение - «комплекс Золушки», стремление доказать себе и другим отсутствие негативных качеств, получить позитивные оценки окружающих, тяга к признанию и устойчивому социальному положению, самоотрицание и готовность быть средством самоутверждения для других людей, конформизм Самоутверждение через самопреодоление собственных ограничений и лично-стно- профессиональный рост, решение значимых социально-профессиональных задач; восприятие социального признания как побочного эффекта профессиональной деятельности, высокая самооценка социально значимых достижений независимо от их признания Самоутверждение через подавление других людей, достижение чего-либо для себя лично, утверждение над другими людьми, желание быть руководителем, стремление к исключительности, к безусловному успеху и привлечение внимания к себе, нацеленность на технологическое профессиональное развитие вместо личностного

Самореализация, выбор образа жизни, поддерживающего уверенность/неуверенность/само-уверенность Вместо самореализации - «пустое делание добрых дел», «жизнь мимо себя», проживание «не своей жизни», выживание вместо развития, феномен «тупикового успеха», неспо- Самореализация как предметно выраженное просоциальное жизнеутверждение сущностных сил профессионала, воплощение смысла жизни как своего профес- Псевдосамореализация - раскрытие своего потенциала как самоцель, эгоистическая его реализация, «эффект тупикового успеха» - переоценка ситуативного успеха

Таблица 4

Данные для интерпретации и обсуждения результатов опытно-поисковой работы

Личностные конструкты Неуверенный педагог Уверенный педагог Самоуверенный педагог

собность поставить новую значимую цель после успешно достигнутой с помощью других людей, профессиональные деструкции, стагнация, профессиональный маргинализм сионального призвания, позитивное творческое целепола-гание, профессиональные идентичность, самосохранение и саморазвитие, гармонизация жизненного бытия и проецирование его в масштаб всей жизни, профессиональные деструкции, стагнация, маргина-лизм (отчуждение от ценностей профессии) при внешне высоком статусе)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ситуации неопределенности - ситуационная компонента уверенности в себе как общего компетентностного конструкта Осознавшие уверенность как зону роста Сконструировавшие уверенность как педагогический конструкт

кол-во обуч-ся % от общего числа кол-во обуч-ся % от общего числа

Личностно -деятельностная саморегуляция 321 90,17 254 79,13

Принятие педагогических решений 314 88,5 220 70,06

Педагогическая деятельность 329 92,42 290 88,15

Педагогическое взаимодействие (общение) 335 94,1 300 89,55

Фасилитация саморазвития уверенности обучающихся в себе 318 89,3 284 89,31

Совладание с трудными ситуациями 307 86,24 187 60,91

Самоуправление профессионализацией 293 82,3 176 60,06

Самокоррекция педагогических мифологем и ошибок 312 87,64 200 64,1

Фасилитация развития креативности обучающихся 259 72,75 150 57,91

Саморазвитие акмекомпетентности педагога 252 70,74 139 55,16

Социально -профессиональное взаимодействие 238 66,85 110 46,22

Выбор образа жизни, поддерживающего уверенность в себе 246 69,1 123 50,00

В основу педагогизации, компетентностного моделирования и фасилитации саморазвития уверенности в себе положены общенаучная методологическая идея конструкта и метод конструирования. Методологически понятие «конструкт» (от лат. соп^тиксю - строю) обозначает логическую констатацию связи, из которой путем дедукции может быть выведено объяснение данной фактической связи явлений. Самое известное определение конструкта - «симультанная констатация сходства и различия», т. е. это контраст, который человек замечает между двумя группами явлений, причем это не полюса каких-либо понятий, относящихся к категории, обозначающей класс реальных объектов, а личностное изобретение, которое накладывается на реальность с целью ее структурирования (К. Келли).

При этом уверенность в себе является объектом личностно-образовательного компетент-ностного конструкта - реалией, для понимания и развития которой создается конструкт.

Интерпретируемая как конструкт уверенность: 1) содержательно определяется на основе трех элементов, два из которых воспринимаются как сходные между собой, а третий как отличный от них; 2) истолковывается определенным образом, будучи помещена в структуру компетентностных представлений, внутри которой обретает педагогические форму и смысл (часть-целое, образовательное-личностное, нормативное-вариативное, идеальное-реальное, потенциальное-актуальное, общее-индивидуальное); 3) является созданным педагогом квалификационно-оценочным эталоном для пони-

мания уверенности в себе как личностной и образовательной реалий в их сходстве между собой и отличии от других, непедагогических восприятий уверенности, а также в сходстве-различии ее трактовок как компетенции и компетентности; 4) становится системой структурных единиц взаимодействия педагога с окружающей средой, ассертивно-компетентностных его отношений и установок к миру и себе; 5) превращается в форму организации профессионального опыта, направляющую познание, позволяющую прогнозировать ассертивные цели и результаты модернизируемого образования и выстраивать целедостигающее профессиональное поведение; 6) на поведенческом уровне создающийся в андрагогическом процессе данный конструкт становится самостоятельно открытым педагогом профессионально-личностным стандартом поведения.

На понимании уверенности как личностного конструкта в противопоставлении ее неуверенности и агрессивности основан безоценочный, герменевтический принцип «светофора», который является способом качественного педагогического измерения уверенности путем интенсивного описания и означает, что: 1) уверенное поведение и деятельность безопасны для самого обучающегося и его окружения (зеленый свет); 2) неуверенное поведение и деятельность говорят о необходимости паузы для анализа ситуации, вычленения проблемы, перевода ее в учебную задачу и поиска способов ее решения (желтый свет); 3) агрессивное поведение (красный свет) опасно как для окружающих, так и для самого действующего агрессивно, ему безопаснее перейти в зеленое (уверенное) поле взаимодействия с миром и собой. Ассертивные компетентностно-педагогически сконструированные деклраативно-процедурно-оценочные знания (опыт) проживаются в процессе тренинга в логике герменевтического круга, который организует продуктивное движение мысли обучающихся в рамках техник герменевтической реконструкции - вживание во внутренний мир авторов конструирования уверенности в себе как личностно-образовательного феномена и соавторство в этом через процедуры многовариантной фиксации содержания теоретических моделей, тренингового опыта и его рефлексии.

В процессе движения мыследеятельности обучающихся в герменевтическом круге проис-

ходит следующее: 1) отдельные компоненты уверенности как личностно-образовательного конструкта становятся понятны и реализуются в деятельности как часть целого, а целое складывается в синергии всех его частей (часть понятна из целого, а целое - из части); 2) повторное возвращение от целого к части и наоборот в целом меняет и углубляет понимание смысла части, позволяя воспринимать целое как постоянно развивающееся; 3) понять уверенность как компетентностный конструкт становится возможно лишь благодаря предположению о ее компетентностной природе, а не когда уверенность представляется как нечто загадочное и непедагогическое (соответствующая информация предоставляется в электронной хрестоматии для обучающихся).

Инициирующим и мотивирующим фактором конструирования уверенности в себе является профессионально-личностная рефлексия и понимается в адаптированной для последипломного образования педагога трактовке как обобщенный тип реальности, проявляющийся в различных видах мыслительной деятельности, предполагающий анализ, критическую реконструкцию реальности и ее нормирование - нахождение новой нормы ассертивной профессиональной деятельности (последние три позиции заключают в себе алгоритм рефлексии) (В. А. Метаева) [19].

Рефлексивное конструирование уверенности педагога в себе как личностно-образова-тельного феномена на основе герменевтического круга и по принципу «светофора» происходит в процессе компетентностно-констру-ирующей фасилитации (от лат. fasilitacio - облегчаю, способствую, содействую), которая понимается как усиление продуктивности образования за счет уверенных стиля общения и личности андрагога/слушателей и отвечает требованиям модернизации условий, форм и механизмов учения в профессиональном образовании фасилитации (Е. Ю. Борисенко, Р. С. Ди-мухаметов, И. В. Жижина, Л. Н. Куликова, К. Роджерс, А. М. Рябков) [21].

Для самоорганизации когнитивной системы конструктов внутри личности в синергетиче-скую систему деятельностных компетенций создаются фасилитирующие уверенность жиз-неотношенческие квази-профессиональные ситуации включения/опыта - значимые для педа-

ЧИППКРО

гога ситуации неопределенности, в которых конструируется профессионально адекватная оценка ситуации, проектируются гуманные отношения, принимаются компетентные педагогические решения, опробуются уверенные действия, взаимодействие и приемы педагогической фасилитации саморазвития уверенности в рефлексивно-игровом режиме. Итак, метод компетентностной рефлексивно-конструирующей фасилитации саморазвития уверенности в себе - это способ ассертивного взаимодействия андрагога с обучающимися и их между собой, организующий и регулирующий все процедуры и операции образовательного процесса как систему относительно однородных приемов, правил, норм и алгоритмов компетентно-стного познания и действия на основе поливариантного конструирования уверенности как личностно-образовательного конструкта в значимых для педагога ситуациях неопределенности, педагогизируемых как жизнеотношенче-ские квази-профессиональные ситуации включения. Данный метод как дидактический соответствует трем критериям, присущим любому дидактическому методу:

1) специфика цели обучения, достигаемая данным методом - педагогические интерпретация, моделирование, (само)оценивание, качественное измерение, рефлексивное инициирование саморазвития уверенности педагога в себе и фасилитации с его стороны саморазвития уверенности обучающихся;

2) способ освоения уверенности в себе как фундаментального образовательного объекта на основе этого метода - индивидуально-групповое конструирование уверенности как образовательно-личностное ее структурирование, профессионально-личностная рефлексия, герменевтическое понимание-вживание и самостоятельное утверждение в качестве профессиональной нормы личности и деятельности педагога на основе формирования соответствующих смыслов-ценностей, личностно значимых способов и алгоритмов уверенных действия и взаимодействия;

3) характер взаимодействия субъектов ан-драгогического процесса в рамках метода -личностно-деятельностное взаимовлияние-фасилитация в интерактивном групповом полилоге в квази-профессиональных ситуациях включения в условиях обучающего компетент-

ностного тренинга. Итак, возможна концептуализация и операционализация феномена уверенности в себе в качестве педагогического на основе исключения не присущих педагогике его функций, акцентирования собственно педагогических аспектов и последующих генетического, прагматического, структурно-функционального и категориального синтеза личност-но-образовательных аспектов уверенности в логике компетентностного конструкта. Уверенность в себе может быть педагогически интерпретирована как общий компетентностный лич-ностно-образовательный конструкт, представлена как особый фундаментальный образовательный объект и содержание компетентностного образования, позволяющее реализовать его цели-векторы. В ограниченный срок курсовой подготовки педагога в ОУ ДПО саморазвитие уверенности как ключевого компетентностного конструкта может быть инициировано в процессе обучающего компетентностного тренинга в условиях квази-профессиональных жизнеотношенческих ситуаций включения/опыта методом рефлексивно-конструирующей фасилитации.

Библиографический список:

1. Lange A. & Jakubowski P. Personsible assertive behavior Champaigh: Reseach Press, 1976.

2. Salter A. Conditioned reflex therapy. New York. Capricorn, 1949.

3. Wolpe J. & Lazarus A. A. Bechavior Therapy techniques. N. Y. Pergamon Press, 1966.

4. Вайнер И. В. Субъективная уверенность при решении психофизической задачи : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Вайнер Илья Владимирович. - М., 1990. - 21 с.

5. Высоцкий В. Б. Личностные и процессуальные условия формирования уверенности в правильности решения задачи : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Высоцкий Вячеслав Борисович. - М., 2002. - 22 с.

6. Серебрякова Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. А. Серебрякова. - М., 1956. - 19 с.

7. Бубер М. Два образа веры. - Владивосток - М., 1995.

8. Krappmann L. Soziologische Demensionen der Identitat. Stuttgart, 1971.

9. Ромек В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика лично-

сти : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / В. Г. Ромек. - Ростов н/Д., 1997. -23 с.

10. Bandura A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review, 1977.

11. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста : науч.-метод. сборник. - М., 2002.

12. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетент-ностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10.

13. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентно-стный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4.

14. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетент-ностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М., 2004.

15. Равен Дж. Компетентность в современном обществе / Дж. Равен. - М., 2002.

16. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.

17. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5.

18. Скотникова И. Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 1.

19. Метаева В. А. Развитие профессиональной рефлексии в последипломном образовании: методология, теория, практика. - М. : Наука, 2006.

20. Ильясов Д. Ф. Проектирование педагогических теорий / Д. Ф. Ильясов // Педагогика. - 2004. - № 9. - С. 13-21.

21 . Рябков А. М. Фасилитация в профессиональном образовании // Педагогика. - 2008. -№ 1.

Reverences:

1. Lange, A., Jakubowski P., Responsible assertive behavior [Kompleksnogo instinktivnogo povedenija]. Champaigh : Research Press, 1976.

2. Salter A. Conditioned reflex therapy [Obus-lovlennaja refleksoterapija]. New York. Capricorn, 1949.

3. Wolpe J. & Lazarus A. A. Behavior Therapy techniques [Metody povedencheskoj terapii]. N. Y. Pergamon Press, 1966.

4. Weiner I. V. Subjective confidence in the solution of the mind-body problem: the dissertation ... The Candidate of Psychological Sciences : 19.00.01 / Ilya Vladimirovich Weiner [Sub'ektivnaja uverennost' pri reshenii psihofizi-cheskoj zadachi : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.01 / Il'ja Vladimirovich Vajner]. M., 1990. 21 p.

5. Vysotsky V. B. Personal and procedural conditions of the confidence formation in the correctness of problem solution: the dissertation ... The Candidate of Psychological Sciences : 19.00.01 / Vyacheslav Borisovich Vysotsky [Lich-nostnye i processual'nye uslovija formirovanija uverennosti v pravil'nosti reshenija zadachi : avto-ref. dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.01 / Vjaches-lav Borisovich Vysockij]. M., 2002. 22 p.

6. Serebryakova E. A. Self-confidence and the conditions of its formation in schoolchildren: the dissertation ... The Candidate of Psychological Sciences : 19.00.01 / E. A. Serebryakova [Uverennost' v sebe i uslovija ee formirovanija u shkol'nikov : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.01 / E. A. Serebrjakova]. M., 1956. 19 p.

7. Buber M. Two images of faith [Dva obraza very]. Vladivostok, Moscow, 1995.

8. Krappmann L. Sociological Dimensions of Identity [Sociologicheskaja identichnost']. Stuttgart, 1971.

9. Romek V. G. Self-confidence as socio-psychological characteristics of personality: the dissertation ... The Candidate of Psychological Sciences : 19.00.07 / V. G. Romek [Uverennost' v sebe kak social'no-psihologicheskaja harakteristika lichnosti : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.07 / V. G. Romek]. Rostov-on-Don, 1997. 23 p.

10. Bandura A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review [Samojeffektivnost': teorija izmenenija povedenija // Psihologicheskij Obzor], 1977.

11. Baydenko V. I., Oscarsson B. Basic skills (key competencies) as an integrating factor in the educational process // Professional education and formation of the person. Scientific methodical col-

ЧИППКРО

lection [Bazovye navyki (kljuchevye kompetencii) kak integrirujushhij faktor obrazovatel'nogo processa // Professional'noe obrazovanie i formirova-nie lichnosti specialist : nauch.-metod. sbornik]. M., 2002.

12. Bolotov V. A., Serikov V. V. Competence model: from the idea to the educational program // Pedagogy [Kompetentnostnaja model': ot idei k obra-zovatel'noj programme // Pedagogika], 2003, N 10.

13. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Competence approach to the modernization of professional education // High education in Russia [Kompetent-nostnyj podhod k modernizacii professional'nogo obrazovanija // Vysshee obrazovanie v Rossii], 2005, N 4.

14. Zimnyaya I. A. Key competences as a productive task basis of competence approach in education [Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativ-naja celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii]. M., 2004.

15. Raven J. Competence in modern society [Kom-petentnost' v sovremennom obshhestve]. M., 2002.

16. Hutorskoj A. V. Key competences as a component of personality-oriented education pa-

radigm // Education [Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno orientirovannoj paradigmy obrazovanija // Narodnoe obrazovanie], 2003, N 2.

17. Hutorskoj A. V. Key competences. Construction technology // Education [Kljuchevye kompetencii. Tehnologija konstruirovanija // Narodnoe obrazovanie], 2003, N 5.

18. Skotnikova I. G. The problem of confidence: history and current status. // Psychological journal [Problema uverennosti: istorija i sovre-mennoe sostojanie // Psihologicheskij zhurnal], 2002, Vol. 23, N 1.

19. Metaeva V. A. Development of professional reflexion in postgraduate education: methodology, theory, practice [Razvitie professional'noj refleksii v poslediplomnom obrazovanii: metodologija, teo-rija, praktika]. M. : Science, 2006.

20. Ilyasov D. F. Design pedagogical theories/ D. F. Ilyasov // Pedagogy [Proektirovanie pedago-gicheskih teorij / D. F. Il'jasov // Pedagogika], 2004, N. 9, pp. 13-21.

21. Ryabov A. M. Facilitation in professional education// Pedagogy [Fasilitacija v professionalem obrazovanii // Pedagogika], 2008, N 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.