Научная статья на тему 'Компетентностная модель специалиста технического профиля'

Компетентностная модель специалиста технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2816
1158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якупова А. Р., Чернявская В. И.

В работе автор обращается к проблеме подготовки специалиста технического профиля, которую рассматривает на основе развития политехнической системы подготовки кадров в инновационной среде науки и высокотехнологичных производств. Предлагаемая автором модель специалиста включает в себя три основных компонента: профессиональную, предметную и социально-педагогическую компетентность современного специалиста.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якупова А. Р., Чернявская В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper, the author turns to the issue of technical training which sees through the development of polytechnic training system in the innovation environment, science and high-tech industries. Proposed by the specialist model includes three major components: professional, substantive and socio-pedagogical competence of the modern professional.

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель специалиста технического профиля»

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ЯКУПОВА А.Р., ЧЕРНЯВСКАЯ В.И.

В работе автор обращается к проблеме подготовки специалиста технического профиля, которую рассматривает на основе развития политехнической системы подготовки кадров в инновационной среде науки и высокотехнологичных производств. Предлагаемая автором модель специалиста включает в себя три основных компонента: профессиональную, предметную и социально-педагогическую компетентность современного специалиста.

In this paper, the author turns to the issue of technical training which sees through the development of polytechnic training system in the innovation environment, science and hightech industries. Proposed by the specialist model includes three major components: professional, substantive and socio-pedagogical competence of the modern professional.

В современной профессиональной педагогике требования, предъявляемые к личности в профессиональном плане, раскрываются через содержание таких понятий как модель специалиста, квалификационная характеристика, профессиональная культура, профессионально-обусловленная структура личности в процессе профессионального образования. В профессионально обусловленной структуре личности также целесообразно выделение гуманитарной составляющей.

В психологии труда разрабатывается модель специалиста как отражение объема и структуры профессиональных, психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.

Различают модель специалиста (работающего, функционирующего) и модель подготовки специалиста. Причем считается, что модель профессиональной подготовки строится для организации профессионального обучения и исходит из модели специалиста. При построении модели специалиста возможны варианты:

- модель деятельности специалиста, куда входят описание видов профессиональной деятельности, сферы структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения. А также типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места;

- модель личности специалиста, куда включаются необходимые качества и свойства работника. Модель личности специалиста - это описание совокупности его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач. Возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника. Каждому виду профессиональной деятельности соответствуют определенные личностные качества.

Без определения модели специалиста трудно создавать адекватную модель обучения на разных ступенях системы образования. Без знания модели специалиста трудно ориентировать преподавателя на характер своих усилий, на направление подготовки и переквалификации преподавательского состава. Поэтому раскрытие модели специалиста как научной основы формирования квалификационных характеристик во многом определяет содержание и организацию учебного процесса.

Современная модель специалиста технического профиля следует рассматривать на основе развития политехнической системы подготовки кадров в инновационной среде науки и высокотехнологичных производств.

Исторически первым этапом формирования политехнической системы была реализация идеи С.Ю.Витте о соединении университетского и технического образования, когда в 1899 г. был создан Санкт-Петербургский политехнический институт императора Петра Великого. Вторым этапом развития

политехнической системы стала разработанная в 20-30-е годы 20 века совместно с Физико-техническим институтом АН СССР эффективная система подготовки выпускников, особенностью которой являлось построение процесса обучения как сочетания университетского базового естественнонаучного образования с предметными инженерными знаниями, дополненными начинающейся с ранних курсов самостоятельной научно-исследовательской работой студентов в научных лабораториях. Свое дальнейшее развитие система получила после выхода в 1978 г. Постановления Президиума Академии наук СССР, в соответствии с которым ряд вузов страны осуществлял свою деятельность под научно-методическим руководством РАН. По существу, современная политехническая модель образовательного процесса - это схема матричного пересечения научно-образо-вательных школ и образовательных специальностей. Активно действующие инженерные, физические, математические, экономические, социальные и экологические научные школы совместно обеспечивают подготовку выпускников.

Современная стратегия развития технических вузов основывается на интеграции естественнонаучных областей знания классического университетского образования, инженерных знаний и технологий с современными информационными технологиями инновационной направленности и предполагает:

- В области учебно-методической деятельности - внедрение наукоемких инновационных технологий обучения; развитие мотиваций к творческому освоению теоретических и практических аспектов инженерной деятельности на основе возможностей современных информационно-коммуникационных технологий (ИТК);

- В области научной, научно-технической и инновационной деятельности - развитие научно-технического потенциала, концентрацию усилий на приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий, укрепление взаимосвязи научной и образовательной деятельности, формирование и развитие всех видов взаимодействия с академической и отраслевой наукой, а также с производством в новых экономических условиях; обеспечение коммерциализации научно-технических достижений ученых университета, включая формирование малых инновационных компаний;

- В области международной деятельности - повышение эффективности образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов за счет внедрения передового мирового опыта с учетом отечественных традиций фундаментального университетского образования, обеспечение качественного развития образования и науки, экспортной привлекательности образовательных и научных программ.

В области материально-технической и финансовой политики - постоянное обновление учебного оборудования на основе четко определенных приоритетов и с учетом имеющихся финансовых возможностей; укрепление контактов с институтами РАН и предприятиями, обладающими современной техникой и лабораторной базой; расширение использования системе компьютерного моделирования в целях совершенствования лабораторно-инструментального потенциала и информационно-коммуникативной инфраструктуры вуза путем создания и развития центров коллективного пользования на базе сети локальных GRID систем; расширение материальной базы студенческих общежитий и баз отдыха; развитие условий для самофинансирования подразделений; постоянный поиск новых источников финансирования и ресурсного обеспечения на основе использования рыночных механизмов;

В области кадровой политики - совершенствование системы выявления, закрепления и стимулирования одаренной молодежи; развитие системы профессиональной и материальной поддержки сотрудников, готовящих кандидатские и докторские диссертации; расширение практики привлечения к преподаванию крупных ученых и руководителей организаций; разработка и реализация системы элитной подготовки на основе международных договоров.

Важной инфраструктурной составляющей в реализации стратегического плана является развитие информационно-коммуникацион-ных технологий (ИКТ), обеспечивающих применение современных

технологий обучения, эффективное внедрение результатов исследований в отечественную промышленность и глобальную экономику, развитие инновационных связей между вузом и производством. Стратегический план определяет конкретные пути достижения поставленной цели путем развития научно-образовательного потенциала вуза на основе реализации инновационных проектов и создания центров технологического превосходства, консолидации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях, таких как создание новых материалов с заданными свойствами и функциями, энергосберегающие технологии, ИКТ и вычислительная техника нового поколения, компонентная база мик-роэлекромеханических систем, микро-, и наноэлектроники, системы автоматизации производства и CALS (Continuous Acqusition and Life Cycle Support) - технологии с особым аспектом на их наукоемком ядре в виде компьютерных технологий инженерного анализа и проектирования.

В этих условиях система политехнического образования получает новый импульс в направлении подготовки кадров, обладающих не только высоким уровнем профессиональной компетентности и глубокими фундаментальными знаниями, но и пониманием важности использования экологических и энергосберегающих технологий, умением решения сложных научно-технических задач с использованием современных информационных технологий. Совершенствование политехнической системы образования в указанных направлениях способствует формированию инновационно-ориентированной среды подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивает ускоренное внедрение результатов научно-технической деятельности и развитие методологии опережающей подготовки высококвалифицированных кадров в интересах повышения конкурентоспособности наукоемких отраслей национальной промышленности.

Цель инновационной образовательной программы: развитие политехнической системы опережающей подготовки инженерных и научных кадров по приоритетным направлениям науки и техники на базе широкого использования современных компьютерных технологий инженерного анализа и проектирования.

Компетентностная модель заимствована из опыта англоязычных стран. Впервые появившись в США в 70-е годы, она в 90-е распространилась на Великобританию, Ирландию, Австралию и Новую Зеландию, в основном для профессионально-технического обучения. В настоящее время она стала преобладающей в среднем и среднем специальном образовании, а также в профессиональном обучении. Предпринимаются попытки распространения этого опыта и на высшее образование. Формирование минимальных стандартов профессиональной компетентности является в принципе задачей отрасли промышленности или групп компаний, принимающих на работу персонал. Учебные программы, ведущие к получению определенной профессиональной квалификации, нацелены на удовлетворение таких стандартов или сдачу профессиональных квалификационных испытаний. В настоящее время в ряде европейских стран предпринимается попытка создания национальных профессиональных стандартов и методов испытаний по ним.

В российском преломлении термин компетенция и компетентностный подход получил более широкое , но менее определенное толкование. Применение подхода, усиливающего ориентацию процесса обучения на конечный результат, можно только приветствовать. Вот только формулирование этого конечного результата вызывает необходимость некоторых уточнений.

При компетентностном подходе вектор состояния образования обучаемого, который в процессе обучения подвергается целенаправленному воздействию для достижения заранее заданных целей ( или минимальных стандартов), увеличивает свою размеренность. Кроме знаний, умений и навыков добавляются новые компоненты: личностные, социальные, коммуникативные, информационные, образовательные компетенции Список новых компонент может расширяться, размерность вектора при этом может расти и дальше. Важным аспектом здесь представляется не просто перечисление этих компонент и объяснение определенного их уровня конечным результатом, целью образовательного процесса.

Рассмотрим основные принципы, положенные в основу формирования компетентностных моделей (5) высшего профессионального образования (ВРО), которые развивают идеи первого (1994г.) и второго (2000г.) поколений ГОС ВПО и реализуются в настоящее время в Федеральных ГОС ВПО.

Анализ концептуально-компетентного содержания системы подготовки дипломированных специалистов как части образовательной структуры Российской Федерации (2, 4) основывается на главных определениях и принципах «компетентностных» моделей.(З)

Определения компетенций и компетентностей Авторы, источник

Понятие «компетенция» необходимо для объяснения парадоксальной, весьма распространенной ситуации, в которой высокие оценки по изученным учебным дисциплинам не прогнозировали ни успех выпускников учебных заведений в жизни, ни эффективное выполнение ими профессиональной деятельности Дэвид К.Макклелланд

Компетенция - мотивированная способность к выполнению какой-то работы на приемном уровне J.Raven

Четыре способа определения компетенций: -компетенции, основанные на параметрах личности; -компетенции, основанные на выполнении задач и деятельности; -компетенции, основанные на выполнении производственной деятельности; -компетенции, основанные на управлении результатами деятельности «Глоссарий терминов рынка труда, разработки образовательных программ и учебных планов» европейского фонда образования

Определение пяти ключевых компетенций, которыми должны обладать молодые европейцы: -политические и социальные компетенции для развития демократических институтов; -компетенции для жизни в поликультурной среде; -мастерство устной и письменной коммуникации; -компетенции доступа к информации; -способность учиться на протяжении всей жизни Совет Европы

Компетенция - понятие, охватывающее способности, готовности, знание, поведение, необходимые для определенной деятельности ( профессиональные, методические и социальные компетенции) С.Адам, Г.Влуменштейн и др.

Компетенция интерпретируется как потенциал ситуативно-адекватной возможности деятельности в весьма широко рассматриваемых полях. Компетенция - это образовательный успех относительно конкретного обучающегося, его способностей и пригодностей к собственно ответственному действию в широком контексте профессиональных, культурных, экономических и социальных отношений Стандарты в европейском профессиональном образовании: характеристики ко мпете нтностного подхода

Определяется три типа компетенций: -профессиональные, -личностные (персональные); -социальные Профессиональные компетенции означают готовность и способность выпускников на основе знаний и умений целесообразно ( в соответствии с требованиями «дела»), методически организованно и самостоятельно решать соответствующие проблемы и задачи, а также оценивать результаты своей деятельности. Личностные (персональные) компетенции представляют собой готовность и способность индивидуума осмысливать, самооценивать и презентировать шансы своего развития, принимая во внимание требования и ограничения со стороны семьи, профессии и общественной жизни; кроме того, эти компетенции включают в себя способность проявлять свои дарования, осмысливать и развивать свои жизненные планы и амбиции. Личностные (персональные) компетенции охватывают такие личностные качества, как самостоятельность, критическое конструктивное мышление, надежность, самоуважение, осознание ответственности и долга. К их числу также принадлежат развитые осознанные ценностные представления и саморефлектирующая ориентация на ценности. Социальные компетенции означают готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии, учитывать изменения и потребности в самоадаптации, понимать и соблюдать правила и принципы рациональной дискуссии, ведущей к достижению согласия с другими Учебный план (стандарт), принятый в ФРГ 1 декабря 2000 года

В рамках проекта была предпринята попытка определить набор компетенций общих для всех степеней. Первоначально был составлен список 85 умений и компетенций, выделенных как значимые институтами высшего образования и компаниями. По рабочей классификации они были разделены на три категории: -инструментальные, -межличностные, -системные Инструментальные - когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвинистические умения, коммуникативные компетенции. Конкретизированный набор включает: -способности к анализу и синтезу; -способность к организации и планированию; -базовые общие знания; -базовые знания по профессии; -коммуникативные навыки в родном языке; -элементарные компьютерные навыки; -навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников); -способность решать проблемы; -способность принимать решения Проект «настройка образованных структур» (европейская комиссия. Европейская ассоциация университетов, в проекте приняли участие университеты из всех стран-участниц Бо-лонского процесса)

Компетенции: -инструментальные компетенции, включающие когнитивные, методологические способности, технологические и лингвинистические умения; -межличностные компетенции, связанные со способностью выражать чувства, способностью к критике и самокритике, а также с социальными умениями, такими как умение работать в команде и т.д.; -системные компетенции как умения и способности, касающихся целых систем Tuning project

Виды компетенций: -ключевые; -активные; -базовые Компетентностная модель в образовании Великобритании

Компоненты компетентности: -компетенции, которые выполняет знания по отношению к человеческой деятельности: -знание-описание (описание окружающего мира и внутреннего состояния человека), -знание - объяснение (выход на теоретический уровень); -синтезированное ( или системное) знание ( синтез знаний, чтобы они стали единым целым); -знание-предсказание (прогноз); -знаниенПвтеШюп (активноевмешательство в процесс); -контролирующее знание ( управление процессом познания); -умение мыслить критически; -кооперативные умения, то есть умения существовать в коллективе и работать в команде; -умения делать осознанный и правильный выбор Компетентностная модель в образовании США ( профессор Дж. Стреч)

Компетенции - это личностные качества, необходимые для выполнения определенных функций, решения определенных задач именно в данной организации М.Мелия, генеральный директор компании «ММ-КЛАСС»

Деятельностные (профессиональные) компетенции - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела; методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности В.И.Байденко

Три основные группы компетентностей: -общие; -профессиональные; -академические В.Т.Байденко

Трудовая компетенция означает успешность решения набора сходных задач профессиональной деятельности на основе имеющихся знаний, умений, на- С.А.Маруев

выков необходимых черт личности. Классификация компетентностей: -ключевые, независимые от области профессиональной деятельности и присущих, в идеале, всем членам общества; -профессиональные, обеспечивающие основу для выбранной области деятельности; -трудовые, связанные с выполнением работы на конкретном рабочем месте. Для формирования компетенций каждого следующего уровня используются компетенции верхнего уровня. Технологическая компетенция - это владение знаниями, навыками и способностями для решения набора сходных профессиональных задач с использованием конкретной технологии. Обобщенная статистическая модель компетентности специалиста ( актуализация компетент ностей) представляет собой матрицу, каждой ячейке которой соответствует множество имеющихся компетьенций определенного класса. Классы компетенций (строки матрицы); ключевые. Профессиональные, трудовые. Классы компетенций (столбцы матрицы): социальные, персональные, технологические. Последнее описание можно рассматривать как системную характеристику компетенций.

Компетентность - актуальное, формируемое личностное качество, основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная характеристика человека Н.Хомский И.А.Зимняя

Компетенция - предметная область, в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности Компетентность - интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Ю.В.Фролов, Д.А.Махотин

Компетентность - это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность ( готовность) реализовывать свой потенциал ( знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области. Три основные группы компетентностей: -компетентность в общенаучной сфере, являющаяся базой соответствующей профессии; -компетентность в широкой (инвариантной к различным специальностям) области профессиональной деятельности; -компетентность в узкой (специальной) области профессиональной деятельности Ю.Г.Татур

Профессионально-педагогическая компетентность реализуется через пять элементов или видов компетентностей: -специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины; -методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у студентов; -социально-педагогическая компетентность в области процессов общения; -дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений студентов; -аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности Н.В.Кузьмина

Элементы структур профессиональной компетентности учителя: -профессиональные психологические и педагогические знания; -профессиональные педагогические умения; -профессиональные психологические позиции, установки, учителя, требуемое от него профессией; -личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниям и и умениями А.К.Маркова

Три основные группы компетентностей: -социально-личностные; -общепрофессиональные; -специальные

Таким образом, компетентность - комплексная характеристика способности, готовности и необходимости специалиста применять умения и навыки для создания новых объектов научной деятельности в технологий в различных областях науки, техники и отраслях хозяйства. Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области

С позиций новых приоритетов, связанных с укреплением человеческого ресурса страны, актуализируется проблема социально-педагогического образования, рассматриваемого в качестве универсальной компоненты профессиональной подготовки любого специалиста, которая предполагает приоритет духовно-нравственных ценностей, овладение знаниями и умениями позитивного влияния на гармонизацию отношений в социуме своей профессиональной деятельности.

Социально-педагогическая компетентность рассматривается как необходимая характеристика профессиональной деятельности специалиста любой сферы практики, отражающая качество его профессиональной подготовленности и уровень профессионального роста.(10)

Рассмотрим структуру социально-педагогической компетентности специалиста.

Что должен знать Что должен уметь Какими качествами, свойствами личности обладать

Науки о человеке и обществе Умение строить отношения с людьми, неформально общаться Гуманитарное мышление

Отечественный и зарубежный опыт социально-педагогической деятельности Умение работать с группой, коллективом Гражданское достоинство

Социальная педагогика Способность к конструктивному решению споров Доброжелательность и внимание к людям

Социально-педагогическое моделирование Умение организовывать ситуации социального взаимодействия Толерантность

Социально-педагогическое проектирование Умение поддерживать человека в сложных жизненных ситуациях Эмпатия, соучастие, сочувствие

Природа конфликтов Самообразование, профессиональное саморазвитие Профессиональная культура

Возрастная психология Умение принимать ответственные решения Ответственность

Социальная психология Умение ориентироваться в информации, строить отношения Инициативность

Психология семьи Умение ориентироваться в информации, строить отношения Оптимизм, жизнеспособность

Психология личности Эрудированность в области политики, экономики, социального развития Потребность в духовно-нравственном потенциале

Психология общения Способность вызывать общественный интерес к профессиональной деятельности Эмоциональная устойчивость

Социология семьи Умение использовать личностные возможности и потенциал профессиональной микросреды, социума Уважение индивидуальных и групповых различий

Социология общественных отношений Умение поддерживать работоспособность в ситуации интенсивного взаимодействия с людьми Коммуникабельность, открытость

Профессиональная культура и этика Умение позитивно влиять на отношения Интеллектуальная и общая культура, нравственность

Основы самоменеджмента Профессиональная мобильность Конкурентоспособность

Основы гражданского, семейного и трудового права Умение вызывать доверие людей Отзывчивость, готовность помочь другому

Выявлено (10 с. 241), что социально-педагогическая компетентность предполагает необходимую совокупность личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться и адаптироваться в динамично меняющемся социуме, в среде своей профессиональной деятельности на основе максимального использования как своих личностных особенностей, так и потенциала профессиональной микросреды, общества.

Главное содержание труда любого специалиста сводится у взаимодействию с людьми, что требует от него подготовки в области социальной политики, законодательства, здравоохранения, социальной

педагогики, социологии, менеджмента, психологии. Психотерапии и навыков устанавливать и поддерживать контакты с различными людьми, понимать и учитывать их особенности.

Каждый специалист создает свои варианты решений собственных профессиональных задач. Но поскольку они являются профессионалами, ошибки в их планах, причины которых могут быть самыми разными, нередко чрезвычайно болезненны. Их социальная роль заключается в умении строить отношения, профессионально владеть методами, приемами общения с людьми в любом социуме, и общество ожидает от них профессиональной компетентности, включающей социально-педагогическую компоненту (и, соответственно, с определенной мерой социально-педагогической компетентности).

Мы предлагаем применительно к студенту технического вуза в качестве главной компоненты включать социально-педагогическую компетентность, которая предполагает:

- взаимосвязь общепрофессиональных и нравственно-этических ценностей в профессионально подготовке;

- овладение умениями позитивного влияния на гармонизацию отношений в социуме профессиональной деятельности;

- превентивно-профилактический характер поддержки человека в сложных жизненных ситуациях;

- организацию активной деятельности каждого индивида как субъекта решения собственных проблем и социального участия в жизнедеятельности общества;

- создание условий для активизации семьи в развитии социальной практики;

- обеспечение интеграции при полноценном использовании потенциала социальных институтов формирующегося гражданского общества.

Социально-педагогически подготовленный специалист любой сферы отличается не только своими общепрофессиональными знаниями, но и умением компетентно и эффективно осуществлять социально-педагогическую деятельность в своем профессиональном социуме, строить отношения с людьми, используя знания, а также владеть определенным набором социально-педагогических умений. В процессе социализации и профессионализации будущий специалист, вбирая в себя нормы и ценности социального окружения, испытывая социальное воздействие и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с выработанными ценностями.

Исследования К.Г.Батоцыреновой (1) подтверждают наши материалы. Так, говоря о профессиональной модели специалиста, то, помимо квалификационных требований, детально разработанных в государственных стандартах, по мнению К.Г. Батоцыреновой (1), она должна включать в себя такие характеристики:

- интеллектуальную компетентность, под которой понимается особый тип организации знаний -структурированность, категориальность и обобщенность, гибкость и оперативность в анализе ситуаций, что обеспечивает возможность принятия эффективных решений в определенной сфере деятельности;

- интеллектуальную инициативу - свойство целостной личности, представляющее собой органическое единство познавательных и мотивационных устремлений, готовность выйти за пределы заданного и развить не стимулированную извне интеллектуальную деятельность;

- самоорганизацию, которая предполагает анализ ситуации, постановку задачи, планирование и прогнозирование возможных результатов и последствий собственных действий, самоконтроль и оценку эффективности своих решений на основе саморефлексии;

- саморегуляцию, означающую умение свободно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, способность фиксировать изменения в себе, понимание и использование механизмов культурной самокоррекции.

Проведенный анализ концпетуально-компетентного содержания системы подготовки дипломированных специалистов как части образовательной структуры Российской Федерации (2, 4); проанализированная квалификационная характеристика дипломированного специалиста специальности 1309000 - Испытания летательных аппаратов, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 №686, модель деятельности специалиста технического профиля (5), рассмотренные цели постиндустриального образования (А.Новиков) (7); рассмотренная модель специалиста К.Г.Батоцыреновой (1), Б.Б.Коссова (11), Р.М.Петруневой (8); социально-педагогические требования, предъявляемые к специалисту в современных условиях позволили разработать структуру модели специалиста технического профиля. Модель деятельности специалиста учитывает принципы, обеспечивающие достижение поставленных целей. Очевидно, что модель должна быть:

- во-первых, адекватной реальности, т.е. обеспечивать максимальное соответствие между формируемой моделью и практической деятельностью специалиста.

- во-вторых, модель должна быть динамичной. Под динамичностью понимается периодическая воспроизводимость модели, благодаря чему может быть достигнуто непрерывное отражение происходящих в обществе изменений. Именно это свойство модели может обеспечивать соответствие ее современности и конкурентноспособности в условиях рынка.

Такое качество модели, как консервативность (стабильность) должно обеспечивать накопление и освоение знания, которым общество уже владеет. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что для усвоения достижений человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществлять деятельность, аналогичную той, которая стоит за этими достижениями предыдущих поколений (6)

В-третьих, модель должна носить прогностический характер, т.е. идти впереди времени, носить опережающий характер и определять перспективы в подготовке специалистов.

Таким образом, помимо требований по прогнозированию тенденций по развитию специальности в соответствии с научно-техническим прогрессом, модель специалиста должна удовлетворять требованиям адекватности, динамичности и консервативности (стабильности). Исходным положением при разработке модели явилось утверждение психологов: каждый психически нормальный человек обладает определенным творческим потенциалом, творческими способностями, которые надо развивать, и как можно раньше Модель специалиста включает в себя три основных компонента: профессиональную, предметную и социально-педагогическую компетентность современного специалиста. Рассмотрим структуру профессиональной стороны деятельности специалиста.

Профессиональная сторона отражает целевую установку на будущую профессиональную предназначенность субъекта обучения и традиционно включает:

- научно - исследовательскую деятельность (диагностическую) как важный компонент инженерной деятельности, предполагающий применение знаний на практике, способность применения знаний к анализу и синтезу объектов, а также к анализу собственной деятельности, владение экспериментом, методами моделирования, математическими методами и т.д.;

- проектировочную (конструкторскую) деятельность, реализующую умение предвидеть будущее, решать стратегические задачи, проектировать и разрабатывать будущие конструкции и устройства;

- эксплуатационно-техническую деятельность, реализующую предвиденное на практике, решение тактических задач, изыскание способов производства конструкций систем, деятельность по обычным стандартам преобразованиям, связанным со штатными методиками;

- организационно-управленческую деятельность как компонент инженерной деятельности, отражающий умение инженера реализовывать конструкторский замысел, организовать технику, производство, людей;

- производственно - технологическая деятельность, отражающая положение инженерных кадров в производстве. Реализация этой функции связана с необходимостью технического (авторского) надзора за внедрением и реализацией технико-технологических решений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- педагогическую (воспитательную) деятельность, отражающую умение специалиста обучить технический персонал низшей и средней квалификации приемам работы с новой техникой, а также воспитательные аспекты работы с нарушителями технической и трудовой дисциплины, норм общения и прочее.

Предметная функция заключена в освоении знаний, при неукоснительном усилении роли деятельности самого будущего специалиста (профессиональный фактор) и заинтересованности в своей профессии (личностный фактор). В соответствии с этими факторами при характеристике деятельности специалиста можно выделить две основные части: профессиональную, где анализируется структура деятельности, и предметную, где анализируются основные области знаний и умений специалиста. Основной, ведущей из этих частей, является функциональная сторона, так как она характеризует деятельность в определенном направлении - исследовательской, конструкторской и так далее и вырабатывает умения, необходимые для этой деятельности. Именно эту, профессиональную сторону и выделяют в качестве важнейшей основы большинство исследователей и разработчиков модели специалиста.

При формировании предметной наполненности модели специалиста знания анализировались нами на нескольких уровнях: от общих блоков (общетеоретические, специальные и т.д.) до конкретных курсов и дисциплин. Здесь многие авторы особое внимание уделяют формированию у студентов широкого подхода к решению профессиональных задач, умению видеть проблемы не только в рамках своей профессии, но и на стыке с другими областями знаний, особенно экологии, психологии и педагогики, социологии, философии и т.п. Для модели специалиста это очень важно, так как предметное наполнение деятельности инженера не должно носить абстрактный характер, где знания не должны быть искусственно структурированы по отраслям науки и изолированы друг от друга, знания из различных областей науки являются необходимым элементом в решении каждой инженерно-технической проблемы.

Освоение студентами предметной стороны своей специальности должно идти через понимание и восприятие науки, техники и технологии, как целостной системы, все элементы которой находятся в определенной связи друг с другом, умение осмысливать частные профессиональные задачи, как глобальные философские и социально-гуманитарные проблемы, умение усмотреть в технико-технологической деятельности гуманитарные и нравственные аспекты.

Поэтому, кроме традиционных для современной модели инженера частей предметной и профессиональной, модель должна содержать социально-педагогическую компетентность как необходимую составляющую профессиональной деятельности современного специалиста.

Социально-педагогическая сторона модели специалиста предполагает наличие у будущих инженеров специфических социальных и психологических качеств, необходимых для реализации своего функционального назначения. Для инженера, занимающегося различными видами профессиональной деятельности (эксплуатационно-техническая, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская) наиболее значимыми являются такие личностные качества, как высокая ответственность (внутренняя честность, совестливость), установка на достижение успеха, организованность и самоконтроль, творческое мышление, склонность к риску в той или иной степени, интерес к людям и их понимание, эмоциональность . В то же время бессмысленно искать какой-то универсальны набор «самых важных свойств выпускников вузов» и будущих специалистов: каждый высококвалифицированный труд многогранен с точки зрения требований к работнику.

Социально-педагогическая сторона предполагает раскрытие возможностей субъекта, формирование его мотивов и интересов, воспитание потребностей в процессе целенаправленного взаимодействия преподавателя и студента. Данная сторона модели должна формировать в первую очередь социально-личностные качества личности, под ними мы понимаем владение базовыми инвариантными социо-психологическими знаниями и умениями, обусловливающими успешность решения широкого круга производственных задач в сфере создания промышленной техники.

Социально-педагогический компонент структуры модели позволил отразить основные цели постиндустриального образования (А.Новиков), содержание гуманитарных дисциплин («Психология и педагогика», «Правоведение», «Экономическая теория», «Управленческая деятельность», «Менеджмент»), которые имеют наибольший коэффициент профессиональной значимости (КПЗ).

Сравним существующую и компетентностную модель специалиста технического вуза. Социально-педагогическая модель специалиста отличается от традиционной не только более детальной разработкой личностной компоненты, но и, главное, содержание смыслов и целеполаганий специалиста. В качестве элементов модели здесь рассматриваются не только обязательные профессионально-предметная и личностно-креативная стороны модели, но и смыслы и целеполагания, тип мышления. Включение в социально-педагогическую модель целей постиндустриального образования (А.Новиков) заметно ее обогащает и вскрывает гуманистическую сущность.

Элементы Традиционная модель Компетентностная модель специалиста

Главная задача специалиста Познание существующего мира, его преобразование с целью удовлетворения возрастающих потребностей общества Познание мира с целью его сохранения и удовлетворения разумных потребностей общества

Научная основа деятельности Объективные законы науки и техники Объективные законы развития общества, личности, науки, техники

Типичная задача имеет Только одно правильное решение Множество допустимых решений (конструктивный альтерна-тизм)

Критерии оценки решения Только один: правильно-неправильно Множество критериев полезности, эффективности, гуманитарной целостности

Роль этики, морали, нравственности и личностного опыта В них нет собой нужды, специально не предусмотрено Необходимы для целостного решения в единстве технического проекта и его гуманитарной экспертизы

Главная задача образования Дать знания о существующем мире и законах его развития Вооружить методологией творческого преобразования мира: освоение принципов и методов действия, способов овладения содержанием, смысловых контекстов изучаемого

Возможность формирования личностных качеств Только частично через гуманитарные аспекты образования Приоритетная функция образования

Профессиональные функции специалиста Знание законов науки, техники, профессиональной деятельности, умение применять их на практике в соответствии с техническими нормами Знание законов науки, техники, профессиональной деятельности, умение применять их на практике, с учетом нравственных и других гуманитарных аспектов

Организационно-управленческие функции специалиста Знание законов социально-экономического развития общества, владение методами управления коллективом т производством с ориентацией на технико-экономические показатели Знание законов социально-экономического развития общества, владение методами управления коллективом и производством с учетом социальных, нравственных и иных последствий деятельности

Коммуникативные функции специалиста Умение создать трудовой настрой в коллективе любой ценой Умение организовать продуктивные контакты «человек-человек» по горизонтали и вертикали с учетом индивидуальных особенностей участников процесса

Аксиологические функции специалиста Формирование в трудовом коллективе системы социально-принятых ценностей и приорите- Формирование в трудовом коллективе системы ценностей и приоритетов на основе общече-

тов ловеческих ценностей, возмож-

но множество вариантов

Подводя итоги, отметим, что социально-педагогическая модель специалиста для сферы техники и технологии включает в себя следующие компоненты: профессиональную, предметную и социально-педагогическую компетентность современного специалиста.

Каждая из сторон имеет следующие компетенции:

- гуманитарно-социальные компетенции, построенные на основе гуманитарных и социальных наук (социально-педагогическая сторона);

- общие математические и естественнонаучные компетенции, формирующие общенаучный фундамент (предметная сторона);

- профессиональные компетенции, инвариантные к конкретным профессиональным задачам (профессиональная сторона).

Проанализировав требования к основным образовательным программам подготовки бакалавров и магистров (СПбГПУ), рассмотрим требования к результатам освоения основных образовательных программ специалиста технического профиля на примере выпускника по направлению (специальность 130900 - Испытания летательных аппаратов.(5) В соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, согласно ФГОС ВПО, специалист должен обладать следующими компетенциями:

- общие математические и естественнонаучные компетенции, формирующие общенаучный фундамент (предметная сторона) включают:

- общанаучные компетенции, содержащие базовые общие знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и социально-экономических наук, базовые компьютерные и лингви-нистические навыки; умение извлекать и анализировать информацию из различных источников; способность понимать и использовать новые идеи; способность организовывать и планировать работу и т.д.; способность применять полученные знания на практике; способность к адаптации к новым ситуациям; знание организационно-правовых основ своей деятельности, способность организовать работу и др.

- профессиональные компетенции, инвариантные к конкретным профессиональным задачам (профессиональная сторона).

Относят те характеристики личности, которые соответствуют содержанию понятия «квалификация», т.е. знания, умения и навыки.

Профессиональные компетенции классифицируют и по другим признакам, характеризующим способность человека выполнять отдельные элементы целостной профессиональной деятельности. В отличие от используемого в настоящее время «знаниевого»

- гуманитарно-социальные компетенции, построенные на основе гуманитарных и социальных наук (социально-педагогическая сторона):

- компетенции ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, ценности взаимопонимания, доверия, чувства собственного достоинства, открытости, внутренней готовности взять на себя обязательства, стремления к мастерству и профессионализму);

- компетенции гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность);

- компетенции самосовершенствования (сознание необходимости и способность учиться на протяжении всей профессиональной деятельности);

- компетенции социального взаимодействия (способность использования когнитивных, эмоциональных и волевых особенностей психологии личности; готовность к сотрудничеству; расовая, национальная, религиозная терпимость, умение гасить конфликты);

- компетенции в общении: устном, письменном, кросс-культурном, иноязычном, такие как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

- компетенции здоровьесбережения (знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни).

- установление конструктивных взаимоотношений с участниками проектно-производственного процесса для наиболее эффективного решения производственных задач в процессе создания современной техники; владение приемами профессионального общения с коллегами и др.

- коммуникативную деятельность, формирующую личность специалиста в процессе взаимоотношений людей в коллективе, взаимодействий коллективов и отражающую деловые характеристики (реальный вклад специалиста в производство, научно-исследовательскую деятельность, творческое отношение к работе, трудовую дисциплину) , а именно:

а)социально-нравственные характеристики (единство слова и дела, добросовестность, порядочность, исполнительность, использование своих способностей на благо Родины, стремление к познавательной и созидательной деятельности);

б)социально-психологические резервы (обеспечение «трудового настроя» , создание «морального климата», патриотического почина, умение понимать людей и обстановку в коллективе для принятия правильного и своевременного решения.

- умение строить отношения с людьми, неформально общаться - (гуманитарное мышление);

- умение работать с группой, коллективом - (гражданское достоинство);

- способность к конструктивному решению споров (доброжелательность и внимание к людям);

- умение работать с группой, коллективом (гражданское достоинство);

- умение организовать ситуации социального взаимодействия - (толерантность);

- умение поддерживать человека в сложных ситуациях - эмпатия, соучастие, сочувствие;

- самообразование, профессиональное саморазвитие - (профессиональная культура); и т.д.

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что комплексный подход - это прогрессивное направление в совершенствовании системы образования, которое увязывает в единую систему, систему компетенций формируемые у студентов знания, умения и навыки с их качествами личности, названными профессионально значимыми качествами. Компетентностный подход логически вытекает из квалификационного подхода и подготовлен к внедрению именно этим, реализуемым в настоящее время подходом.

Внедрение компетентностного подхода связано с тем, что отсутствует в данной области опыт разработки нормативной и учебно-программной документации, учитывающей значимость формирования личностных качеств выпускника высшей профессиональной школы. Однако преемственный характер содержания компетентностного подхода по отношению к квалификационному тем не менее позволяет говорить о том, что изменения документации не должны носить кардинальный характер. Нет необходимости существенно изменять структуру ГОС третьего поколения, поскольку основной частью стандарта были и остаются при новом подходе формируемые знания, умения и навыки.

В свете вышеизложенного переход на компетентностный подход определяет необходимость начала системных исследований, направленных на:

- определения перечня тех качеств личности, которые будут включаться в ГОС;

- использование тех достижений в области педагогики, которые накоплены отечественными учеными и, к сожалению, в связи с бурными процессами, идущими в нашем обществе с ориентацией на западные технологии, незаслуженно отступили на второй план;

- разработку важнейшей составляющей ГОС - методик педагогического диагностирования результатов образовательного процесса в части сформированности профессионально значимых ка-

честв как результата деятельности педагогов в рамках отдельных дисциплин, так и в целостной педагогической системе, реализуемой на базе учебного плана.

Библиографический список

1. Батоцыренова К.Г. Основы теории гуманитарной подготовки студентов технического вуза ( на базе педагогической технологии) Дис. ... докт. пед. наук. - М., 2000. - 383с.

2. Быстров И.Е., Васильев Ю.С., Козлов В.Н., Куприянов В.Е., Попова Е.П. , Федоров М.П. Математические методы формирования содержания государственных образовательных стандартов для бакалавров и магистров. СПб.: изд. СПбГПУ. - 2003. - 101с.

3. Белоцерковский А.В., Козлов В.Н., Коршунов С.В., Розина Н.М., Рудской А.И. Анализ подходов к проектированию перечня направлений ( специальностей) ВПО для ГОС третьего поколения. СПб.: Изд-во Политех. Ун-та, 2006. 128с.

4. Васильев Ю.С., Козлов В.Н., Попова Е.П. Концепция и опыт проектирования ГОС ВПО в области техники и технологий. - 2-е изд. СПб.; изд. СПбГПУ. - 2006. - 166с.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 652700 «Испытания и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники ». М, 2000 - 50с.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981

7. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Издательство «Эгвес», 2008. - 136с.

8. Петрунева Р.М. Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика: Моногр. (Р.А.Петрунева; Волгогр. гос. тех. ун-т. - Волгоград: РПК «Политехник», 2000. - 171с.

9. Петрунева Р.Н.Гуманитаризация инженерного образования ( на основе моделирования социогума-нитарной экспертизы технических решений ). Дис. ... докт.пед.наук. - Волгоград, 2001. - 316с

10. Социальная педагогика: Монография / Под ред. В.Г.Бочаровой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368с.

11.Коссов Б.Б. Построение личностных моделей по основным типам деятельности специалистов с высшим техническим образованием //НИИВО, научные отчеты 1994. - М., 1994.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, социально-педагогическая компетентность, модель специалиста технического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.