Научная статья на тему 'Компетентность в общении как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек'

Компетентность в общении как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
629
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗ "Я" / МОТИВАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / FAMILY SELF-DETERMINATION / MARRIAGE AND FAMILY VALUES / SELF-IMAGE / MOTIVATION / INTERPERSONAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна

Одной из причин возникновения дисфункций в современной семье является низкая степень коммуникативной компетентности. Развитие навыков межличностного общения способствует оптимизации процесса семейного самоопределения молодежи: культивирование брачносемейных ценностей, стремление к реализации семейных ролей (отца, матери, жены, хозяина, хозяйки, дочери), актуализация мотивов заключения брака. При оценке связи коммуникативных свойств и характеристик межличностного взаимодействия с компонентами семейного самоопределения у юношей и девушек наблюдаются как общие, так и специфические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication competence as a factor of the family self-determination development of boys and girls

One of the reasons of the contemporary family’s dysfunctions is a low degree of the communication competence. Development of the abilities of the interpersonal communication contributes to the optimization of the youth’s family self-determination: propagation of the marriage and family values, aspiration for the fulfillment of the family roles (parent, wife, husband, host, hostess), updating of the motives to be united in marriage. When assessing correlation between communication skills, interpersonal cooperation features and components of the family self-determination the boys and girls have both common and specific features.

Текст научной работы на тему «Компетентность в общении как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек»

УДК 159.922

Мерзлякова Светлана Васильевна

кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии и психологии развития

Астраханского государственного университета dom-hors@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК [1]

Merzlyakova Svetlana Vasilyevna

PhD in Psychology, Assistant Professor of the General and Developmental Psychology Department, Astrakhan State University dom-hors@mail.ru

COMMUNICATION COMPETENCE AS A FACTOR OF THE FAMILY SELF-DETERMINATION DEVELOPMENT OF BOYS AND GIRLS [1]

Аннотация:

Одной из причин возникновения дисфункций в современной семье является низкая степень коммуникативной компетентности. Развитие навыков межличностного общения способствует оптимизации процесса семейного самоопределения молодежи: культивирование брачносемейных ценностей, стремление к реализации семейных ролей (отца, матери, жены, хозяина, хозяйки, дочери), актуализация мотивов заключения брака. При оценке связи коммуникативных свойств и характеристик межличностного взаимодействия с компонентами семейного самоопределения у юношей и девушек наблюдаются как общие, так и специфические особенности.

Ключевые слова:

семейное самоопределение, брачно-семейные ценности, образ «Я», мотивация, межличностное общение, коммуникативная компетентность.

Summary:

One of the reasons of the contemporary family’s dysfunctions is a low degree of the communication competence. Development of the abilities of the interpersonal communication contributes to the optimization of the youth’s family self-determination: propagation of the marriage and family values, aspiration for the fulfillment of the family roles (parent, wife, husband, host, hostess), updating of the motives to be united in marriage. When assessing correlation between communication skills, interpersonal cooperation features and components of the family self-determination the boys and girls have both common and specific features.

Keywords:

family self-determination, marriage and family values, self-image, motivation, interpersonal communication, communicative competence.

Одним из ключевых факторов жизнедеятельности современной семьи, который определяет эффективность семейного функционирования, ресурсы роста и развития, является компетентность в общении. В отечественной психологии проблема общения активно разрабатывалась Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, ДБ. Элькониным, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевым, Л.А. Петровской и другими. По мнению Б.Г. Ананьева, общение помимо труда и познания является наиболее важным видом человеческой деятельности [2]. А.Н. Леонтьев называл общение и труд основными видами деятельности [3]. ДБ. Эльконин рассматривал общение как специфический вид деятельности и выделял особенности общения на различных этапах онтогенеза [4].

А.А. Бодалев предлагает подходить к общению как к сложному системному образованию: «Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей» [5, с. 15]. При этом, люди могут быть как объектами, так и субъектами общения. По этому поводу Л.А. Петровская утверждает, что «развитое общение всегда включает в себя две тесно связанные грани: общение, основанное на субъект-объектной схеме, при котором <...> партнерам, по существу отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта (это общение по типу приказов, указаний, предписаний различного рода и т.п.), и общение, основанное на субъект-субъектной схеме» [6, с. 14]. Компетентность субъект-объектного общения сводится к знаниям и опыту репродуктивного, стандартного характера, а при субъект-субъектном общении «продуктивные аспекты и задачи составляют нестандартную, неформализуе-мую, неалгоритмизуемую сторону общения и характеризуются порождением новых мотивов, целей, операций и их последовательностей, подключения творческого потенциала личности» [7].

Компетентность в общении рассматривается как сложное образование, в которое входят знания, социальные установки, умения и опыт в области межличностного общения [8]. Таким образом, в состав компетентности общения включаются когнитивные (ориентированность, психологические знания и перцептивные способности), поведенческие (умения и навыки) и эмоциональные (социальные установки, опыт, система отношений личности) компоненты. В.Л. Захаров и Ю.Ю. Хрящева выделяют следующие факторы компетентности в общении:

- знания в области психологии личности, группы, общения;

- умения и навыки общения;

- коррекция и развитие установок, необходимых для успешного общения;

- способность адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения [9].

В семье процесс межличностного общения опосредуется общими принципами организации успешной коммуникации, установленными специфическими семейными нормами и правилами, характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью и интенсивностью. В результате теоретического анализа работ Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой, Э.Г. Эйдемиллера, К. Вацлавика, В. Сатир, К. Роджерса, Т. Гордона. О.А. Карабано-ва обобщает и выделяет условия эффективного межличностного общения в семье [10, с. 94]:

- открытость и высокая активность коммуникации, позволяющая обсуждать значимые для членов семьи проблемы;

- необходимая степень самораскрытия, конгруэнтность общения;

- согласованность представлений о семейном укладе, общность семейных ценностей, адекватность семейного самосознания;

- точность невербальной коммуникации, непротиворечивость вербальных и невербальных сообщений;

- сенситивность к высказываниям партнера, использование техники активного слушания с обратной связью;

- условием позитивного развития эмоциональных отношений в семье, созданием атмосферы психологической безопасности и гармонизации образа «Я» партнера выступают безоценочность и эмпатиче-ское принятие партнера;

- проявление любви, взаимной эмпатии и поддержки, уважения партнера;

- важную функцию стабилизации семейного общения и взаимодействия, формирования семейного самосознания выполняет семейный язык, то есть определенные, согласованные и легко узнаваемые семейные символы, традиции, нормы.

Одной из наиболее актуальных проблем семейного функционирования является нарушение межличностного общения. В связи с вышеизложенным, при разработке и создании программы целенаправленного формирования семейного самоопределения современной молодежи, подготовки к браку и семейной жизни, профилактики и коррекции негативных тенденций, особое внимание необходимо уделить развитию межличностной коммуникации. На наш взгляд, важным фактором семейного самоопределения личности является компетентность в общении. Семейное самоопределение - это многоэтапный активный и осознанный процесс конструирования во временной перспективе «Я-концепции» в отношении собственной семьи, в основе которого структурирование системы ценностных ориентаций, обретение смысла детско-родительских и супружеских отношений, развитие способности к произвольной регуляции и рефлексии в конкретной культурно-исторической ситуации [11]. В проведенных ранее эмпирических исследованиях установлена связь ценности «счастливая семейная жизнь» с уровнем развития эмоционального [12] и социального интеллекта [13], коммуникативными свойствами и особенностями межличностного взаимодействия [14].

Целью данного исследования является выявление связи особенностей межличностного общения и компонент семейного самоопределения в юношеском возрасте. В связи с этим выдвинута гипотеза о том, что семейное самоопределение молодежи детерминировано системой различных психологических факторов, одним из которых является компетентность в общении юношей и девушек.

Для достижения поставленной цели нами были намечены и решались следующие задачи.

1. Провести сравнительный анализ достоверности различий в показателях коммуникативных свойств и особенностях межличностного взаимодействия юношей и девушек.

2. Оценить характер связи особенностей межличностного общения и компонент семейного самоопределения в зависимости от пола респондентов.

Учитывая изложенные теоретические положения, для достижения цели исследования обоснованным представляется применение следующих диагностических методик:

- для изучения семейного самоопределения применяются опросник Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах», модифицированный вариант методики семантического дифференциала;

- для диагностики коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия используется тест Кэттелла: факторы A, H, F, E, Q2, N, L.

Для проведения аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 19. В анализ включались описательные статистики, непараметрические критерии Колмогорова-Смирнова для одной выборки, Манна-Уитни, корреляция Спирмена.

В исследовании приняли участие 367 студентов Астраханского государственного университета и Астраханского государственного политехнического колледжа. Из них 161 юноша и 206 девушек.

Для изучения половых различий в коммуникативных свойствах и особенностях межличностного взаимодействия мы использовали непараметрический критерий Манна-Уитни, так как признаки теста Кэт-телла измеряются в порядковых шкалах (таблица 1). Достоверные различия выявлены для факторов А «замкнутость-общительность», H «робость-смелость», F «сдержанность-экспрессивность», L «доверчивость-подозрительность». Высокие значения медианы в группе девушек свидетельствуют о том, что для них свойственны открытость, общительность, мягкосердечность и искренность в отношениях, доброта, внимательность, социальная смелость, активность, энергичность, жизнерадостность, значимость социальных контактов. Низкие показатели медианы означают, что юноши отличаются доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям (фактор L), осторожностью, рассудительностью, молчаливостью, пессимистичностью в восприятии действительности (фактор F).

Таблица 1 - Оценка достоверности различий в коммуникативных свойствах и особенностях межличностного взаимодействия юношей и девушек

Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия Значение медианы Значение ^критерия Уровень значимости

юноши девушки

Замкнутость-общительность (фактор А) 6 8 1975,0 0,001

Робость-смелость (фактор Н) 6 8 2311,5 0,045

Сдержанность-экспрессивность (фактор Р) 5 6 2134,5 0,008

Подчиненность-доминантность (фактор Е) 6 6 2825,5 0,911

Конформизм-нонконформизм (фактор 02) 5 5 2801,5 0,841

Прямолинейность-дипломатичность (фактор N1) 6 6 2719,5 0,616

Доверчивость-подозрительность (фактор Ц) 4 5 2150,0 0,009

Так как у юношей и девушек в компонентах семейного самоопределения и особенностях межличностного общения наблюдаются специфические особенности, далее мы рассматривали отдельно мужскую и женскую части выборки. С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы изучили связь коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия с такими компонентами семейного самоопределения, как ценности брачно-семейных отношений, «Я-образ» семьянина, мотивы заключения брака, представления о временной перспективе (таблица 2).

Таблица 2 - Исследование связи коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия с компонентами семейного самоопределения юношей

Компоненты семейного самоопределения замкнутость-общительность (фактор А) робость-смелость (фактор Н) сдержанность-экспрессивность (фактор F) подчиненность-доминантность (фактор Е) конформизм-нонконформизм (фактор Q2) прямолинейность-дипломатичность (фактор N доверчивость-подозрительность (фактор L)

Ценность брачно-семейных отношений

Счастливая семейная жизнь 0,107 0,106 0,228 -0,107 -0,118 0,079 0,237

Свобода -0,068 0,083 0,067 -0,012 -0,094 -0,372 -0,092

Любовь 0,102 0,152 0,067 -0,041 0,032 0,048 0,147

Родительская семья 0,168 0,066 0,144 -0,087 0,097 0,132 0,024

Брак 0,295 0,129 0,219 0,031 0,014 0,239 0,037

Моя мама 0,128 0,124 0,060 -0,254 -0,037 -0,097 0,105

Мой отец 0,036 0,015 -0,017 -0,218 -0,103 0,111 0,055

Моя будущая семья 0,064 0,090 0,295 -0,139 -0,154 0,224 0,036

Составляющие образа «Я» семейного самооп эеделения

Я будущий муж 0,169 0,101 0,151 -0,182 -0,112 -0,011 0,021

Я будущий папа 0,141 0,077 0,190 -0,162 -0,284 0,116 0,065

Я хозяин 0,216 0,137 0,238 -0,097 -0,297 0,057 0,081

Я сын 0,135 0,015 0,148 -0,151 -0,097 0,089 0,027

Мотивы вступления в б рак

Достижение успеха 0,293* 0,337* 0,19 0,097 0,054 0,19 0,116

Общение с людьми 0,11 0,035 0,07 -0,107 -0,183 -0,092 0,14

Самоактуализация 0,087 0,106 0,138 0,049 -0,343* 0,058 0,136

Признание окружающими 0,105 0,109 0,179 -0,082 -0,206 0,132 0,076

Материальное благополучие 0,117 0,151 -0,038 0,249 0,196 0,144 0,360**

Личная независимость («бегство от родителей»' 0,112 0,109 0,234 -0,025 -0,12 0,039 0,023

Любовь 0,025 0,199 0,059 -0,051 -0,131 0,188 0,095

Безопасность -0,002 0,049 0,279* -0,074 -0,111 0,191 0,024

Счастье 0,101 0,063 0,238 -0,014 -0,311* 0,182 0,088

Долг 0,016 0,029 0,004 0,108 -0,145 0,129 0,005

Гармоничные сексуальные отношения 0,308* 0,176 0,167 0,041 -0,124 0,037 0,068

Месть -0,007 0,026 0,017 0,044 -0,015 -0,048 0,214

Компенсация чувства одиночества 0,160 0,259 0,107 0,079 -0,075 -0,157 0,131

Представления о временной пе рспективе

Мое прошлое 0,070 0,178 -0,124 -0,356 -0,168 0,023 0,252

Мое настоящее 0,131 0,041 0,034 -0,036 -0,251 0,012 0,060

Мое будущее 0,120 0,066 0,073 -0,241 -0,184 0,039 0,006

Примечания:

* - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01.

Ценность брака и будущей семейной жизни приоритетна для юношей с высокими показателями по факторам А, Р, то есть общительных, добродушных, веселых, жизнерадостных, искренних в отношениях с людьми. Юноши, для которых высокозначимой семейной ценностью, является свобода как независимость в поступках и действиях, отличаются прямолинейностью, естественностью, наивностью, непосредственностью поведения. Роль отца и хозяина эмоционально привлекательна для молодых людей, ориентированных на социальное одобрение, зависимых от группы и общественного мнения. Мотивами заключения брака у юношей с высокими показателями общительности (фактор А) являются гармоничные сексуальные отношения, достижение успеха. При высоких оценках социальной смелости и активности (фактор Н) актуализируется мотив достижение успеха. Для юношей сдержанных, благоразумных, склонных все усложнять, маловажным обстоятельством заключения брака является мотив, удовлетворяющий потребность в чувстве безопасности. Самоактуализация и счастье являются значимыми основанием вступления в брак для студентов, которым свойственен конформизм. Материальное благополучие оказывается маловажным мотивом для юношей, характеризующихся доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим, уживчивостью. Прошлый опыт имеет ценность для юношей, у которых низкие оценки по фактору Е «подчиненность-доминантность», то есть застенчивых, склонных уступать, безропотных.

Аналогично мы изучили связь коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия с составляющими семейного самоопределения у девушек (таблица 3).

Таблица 3 - Исследование связи коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия с компонентами семейного самоопределения девушек

Компоненты семейного самоопределения замкнутость-общительность (фактор А) робость-смелость (фактор ^ сдержанность-экспрессивность (фактор F) Подчиненность-доминантность (фактор E) конформизм-нонконформизм (фактор Q2) прямолинейность-дипломатичность (фактор N доверчивость-подозрительность (фактор L)

Ценность брачно-семейных отношений

Счастливая семейная жизнь 0,092 0,131 0,182 -0,017 0,002 0,005 0,065

Свобода -0,043 0,090 -0,003 0,028 0,020 0,039 -0,005

Любовь 0,175 0,115 0,151 0,052 -0,025 -0,051 0,026

Родительская семья 0,020 0,003 0,004 0,044 -0,125 -0,070 0,061

Брак 0,235 0,108 0,224 -0,041 0,024 0,128 0,146

Моя мама 0,060 0,003 0,118 -0,082 -0,266 0,021 0,085

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мой отец 0,109 0,109 0,086 0,100 0,016 -0,024 0,084

Моя будущая семья 0,171 0,167 0,147 0,057 -0,052 0,103 0,025

Составляющие образа «Я» семейного самоопределения

Я будущая жена 0,232 0,174 0,207 -0,102 -0,107 0,005 -0,003

Я будущая мама 0,191 0,059 0,140 -0,228 -0,153 -0,036 0,099

Я хозяйка 0,093 -0,012 0,216 -0,056 -0,142 -0,009 -0,004

Я дочь 0,202 0,228 0,166 -0,015 -0,273 -0,073 -0,080

Мотивы вступления в брак

Достижение успеха 0,218 0,019 0,207 0,169 -0,186 -0,056 -0,083

Общение с людьми 0,205 -0,036 0,106 -0,056 -0,273 -0,043 -0,147

Самоактуализация 0,157 0,006 0,183 0,139 -0,109 -0,069 -0,012

Признание окружающими 0,036 0,101 0,123 -0,001 -0,167 -0,092 -0,118

Материальное благополучие 0,179 0,237 0,233 -0,064 -0,153 0,005 0,034

Личная независимость («бегство от родителей») 0,084 0,170 0,150 0,098 -0,050 0,027 0,158

Любовь 0,280 0,079 0,096 0,078 -0,013 0,107 -0,014

Безопасность -0,096 -0,063 0,178 -0,029 -0,280 -0,125 -0,067

Счастье 0,230 0,114 0,085 0,011 -0,041 0,052 0,069

Долг 0,092 -0,001 -0,082 0,114 0,034 -0,030 0,022

Гармоничные сексуальные отношения 0,205 0,093 0,247 -0,052 -0,216 0,057 -0,024

Месть -0,147 -0,048 -0,106 0,103 0,050 0,134 -0,078

Компенсация чувства одиночества 0,091 0,076 0,031 0,070 0,050 -0,029 0,075

Представления о временной пе рспективе

Мое прошлое 0,048 -0,074 0,017 0,086 -0,174 -0,061 -0,098

Мое настоящее 0,364 0,051 0,247 0,128 -0,064 -0,090 0,044

Мое будущее 0,192 0,042 0,143 -0,152 -0,150 -0,077 0,039

Примечания:

* - корреляция значима на уровне 0,05; **- корреляция значима на уровне 0,01.

Положительная корреляция на уровне статистической значимости демонстрирует нам, что при высоких оценках общительности (фактор А), социальной смелости, активности (фактор Н), жизнерадостности, энергичности (фактор F) высокозначимой ценностью является брак, эмоциональной привлекательностью обладают функциональные роли жены, дочери, хозяйки. Актуализируются такие мотивы вступления в брак, как любовь, гармоничные сексуальные отношения, материальное благополучие, счастье, достижение успеха, общение с людьми, возрастает значимость настоящего. Роль мамы в «Я-образе» семейного самоопределения отрицательно коррелирует с фактором Е «подчиненность-доминантность», то есть имеет большое значение для девушек застенчивых, тактичных, почтительных, безропотных. Для девушек, склонных к конформизму, огромное значение имеют отношения с мамой и реализация роли дочери, обстоятельствами заключения брака выступают мотивы, удовлетворяющие потребности в безопасности, общении и сексе.

Итак, при разработке практических средств и методов воспитания готовности современной молодежи к браку необходимо учитывать, что оптимизации процесса семейного самоопределения в юношеском возрасте способствует повышение уровня компетентности в общении.

По результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

1. В коммуникативных свойств и особенностях межличностного взаимодействия выявлены достоверные различия в зависимости от пола респондентов. Для юношей характерны доверчивость, благожелательность по отношению к другим людям (фактор 1_), осторожность, рассудительность, молчаливость, пессимистичность в восприятии действительности (фактор Р). Девушки отличаются открытостью, общительностью, мягкосердечностью в отношениях, добротой, внимательностью (фактор А), социальной смелостью, активностью (фактор Н), энергичностью, жизнерадостностью, значимостью социальных контактов (фактор Р).

2. При оценке связи особенностей межличностного общения и компонент семейного самоопределения у юношей и девушек наблюдаются как общие, так и специфические особенности. При высоких показателях общительности, экспрессивности в юношеском возрасте наблюдаются рост ценности брака и будущей семейной жизни, актуализация таких мотивов вступления в брак, как достижение успеха, стабильные сексуальные отношения.

3. У юношей, ориентированных на социальное одобрение, зависимых от группы и общественного мнения, наблюдается стремление к реализации роли отца и хозяина, мотивами заключения брака являются самоактуализация и счастье. Материальное благополучие оказывается маловажным мотивом для юношей, характеризующихся доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим, уживчивостью. Застенчивые, склонные уступать, безропотные юноши ориентированы на прошлый опыт семейных взаимоотношений.

4. Общительные, социально смелые, активные, жизнерадостные, энергичные девушки стремятся реализовать семейные роли жены, хозяйки, дочери. При этом мотивами вступления в брак являются любовь, материальное благополучие, счастье, общение с людьми; повышается значимость настоящего. Роль мамы в «Я-образе» семейного самоопределения возрастает при выраженности у девушек таких качеств, как подчиненность, склонность уступать, тактичность, почтительность. Для девушек, склонных к конформизму, огромное значение имеют отношения с мамой и реализация роли дочери. Обстоятельствами заключения брака выступают мотивы, удовлетворяющие потребности в безопасности, общении и стабильных сексуальных отношениях.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Трансформация представлений о семье и семейных ценностей молодежи в социально-экономических условиях современной

России»), проект № 12-06-00020.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб, 2001.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2004.

4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М., 2001.

5. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М., 1995.

6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.

7. Там же.

8. Там же.

9. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). М., 2004.

10. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М., 2006. 320 с.

11. Мерзлякова С.В. Особенности брачно-семейных представлений современной молодежи. 2012. № 12. С. 150-155.

12. Мерзлякова С.В., Михайлова Н.В. Связь ценности семьи с уровнем развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2011. № 4. Шифр Информрегистра 0421100093\0287. иК1_: http://teoria-practica.ru/-4-2011/psycology/merzlyakova-mihailova.pdf (дата обращения: 26.06.2013).

13. Мерзлякова С.В., Карпова Д.Н. Социальный интеллект как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 7. С. 128-137.

14. Карнеев Р.К., Мерзлякова С.В. Индивидуально-психологические особенности развития ценности семьи студенческой молодежи // Вестник Московского городского педагогического университета. 2011. № 2 (16). М., 2011. С. 31-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.