Научная статья на тему 'Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре'

Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2920
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чесноков Николай Николаевич, Балашова Валентина Федоровна

В статье рассматриваются наиболее важные личностные качества, которыми должен обладать специалист по адаптивной физической культуре и которые следует воспитывать у обучающихся, избравших данную специальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чесноков Николай Николаевич, Балашова Валентина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре»

Н.Н. ЧЕСНОКОВ, профессор Российский университет физической культуры, спорта и туризма В.Ф. БАЛАШОВА, доцент Тольяттинский государственный университет

Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре

В статье рассматриваются наиболее важные личностные качества, которыми должен обладать специалист по адаптивной физической культуре и которые следует воспитывать у обучающихся, избравших данную специальность.

П ^редметом педагогической деятельно- организованность, собранность, продуктив-

| редметом педагогической деятельности специалиста по адаптивной физической культуре является человек с ограниченными физическими и психическими возможностями и присущими ему психологическими комплексами, нуждами, проблемами. В связи с этим становится понятной приоритетность группы специфических профессионально важных личностных качеств, выполняющих функцию незаменимых «комплектующих» его профессиональной компетентности.

Согласно мнению большинства экспертов-практиков, основным качеством специалиста, работающего с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, должна быть ответственность, понимаемая как стремление придерживаться в своем поведении определенных этических норм, исполнять профессиональные обязанности в соответствии с потребностями личности инвалида, требованиями общества, профессиональными принципами, ценностными представлениями, нормативными актами. Ответственность выражается в глубоком понимании поставленныхзадач, перспектив ихрешения, в продуманном сравнительно-аналитическом выборе вариантов профессионального поведения, в готовности доказательно объяснить свои действия и отвечать за их последствия.

Из бесед с инвалидами, родителями детей с ограниченными возможностями здоровья следует, что многие из них отожде-ствляютответственность с такими качествами, как сознательность, самостоятельность, профессиональный долг, обязательность, дисциплинированность, добросовестность,

ность, справедливость, исполнительность, принципиальность, чувство долга.

В настоящее время в качестве цели реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается социальная интеграция, т.е. двусторонний процесс взаимного сближения, встречного движения двух социальных субъектов - лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развивающихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благоприятные условия для такого включения. Достижение обозначенной цели во многом зависит от толерантного отношения участников данного процесса друг к другу.

Признание инвалидов как равноправных членов общества, их самоценности, а также обязательств государства по созданию необходимых условий для их воспитания и развития, творческой самореализации - основа для формирования отношений с данной категорией населения в процессе занятий адаптивной физической культурой. Исходя из этого толерантность как профессионально важную составляющую личности следует связывать со стремлением специалиста по адаптивной физической культуре достичь взаимопонимания без использования мер принуждения, давления, унижения. Учитывая психические особенности инвалида, проявляющиеся в повышенной ранимости, закомплексованности, агрессивности, именно толерантность может стать основой доверия между специалистом в области адаптивной физи-

ческой культуры и его подопечными, содействовать предупреждению конфликтов и преодолению их неблагоприятных последствий. Терпимость в профессиональной деятельности проявляется какпризнание возможности существования множества истин, взглядов, представлений, как готовность субъекта принять иное, отличное от его собственного, мнение, а также как отсутствие раздражения, агрессии, снисходительного превосходства. Одним из необходимых условий эффективной профессиональной реализации специалиста по адаптивной физической культуре является его способность и готовность помочь человеку с ограниченными возможностями найти равновесие между своим воплощением в качестве социальной единицы и своей пер-сонолизацией как автономной личности.

Среди профессионально значимых качеств личности специалиста по адаптивной физической культуре мы особо выделяем оптимизм, умение и способность видеть во всем светлые стороны, верить в будущее. Не стоит надеяться на успех реабилитационных мероприятий, если сам специалист по адаптивной физической культуре настроен пессимистически. Естественно, что в этом случае у его подопечных оптимизма не прибавится. Отсутствие оптимистичной установки с верой в возможности организма и резервы занимающегося, неспособность специалиста увидеть в нем то положительное, на что можно опереться, отрицательно скажется как на процессах реабилитации, так и на психическом состоянии человека с ограниченными возможностями здоровья. Важно всячески поощрять его усилия и старания, укреплять в подопечном веру в свои возможности и силы, опираться на его интересы и склонности, поддерживать у занимающегося инициативу и самостоятельность, содействовать формированию положительной самооценки на основе создания для него «ситуации успеха » в двигательной деятельности.

Не вызывает сомнения, что личность профессионала оказывает определенное

влияние на его деятельность. Вместе с тем известно также и об обратном воздействии, которое в виде «отпечатка» могут накладывать особенности профессиональной деятельности на личность специалиста. Положительное воздействие деятельности на личность связывают с формированием у специалиста индивидуального «авторского » стиля профессиональной деятельности. Преобладание стрессовых ситуаций и отрицательных эмоций в процессе профессиональной деятельности может оказать негативное влияние на личность специалиста, проявляющееся в профессиональной дезадаптации, деформации, развитии синдрома «психического выгорания».

Впервые комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью, был описан в работах Х. Фройденбергера. Назвав данные проблемы «эмоциональным выгоранием» (burnout), ученый исследовал их у специалистов так называемых помогающих профессий - людей, с полной самоотдачей и с большим воодушевлением работающих в общественных организациях. После нескольких месяцев такой добровольной деятельности у них наблюдается целый ряд характерных симптомов: истощение, раздражительность, цинизм и т.д., которые X. Фройденбергер по контрасту с начальным «эмоциональным горением» назвал «эмоциональным выгоранием» [1]. Известные психологи, исследующие синдром эмоционального выгорания, выделяют четыре стадии его развития: 1) идеализм, отрицание возникающих проблем, навязчивое стремление проявить себя, чрезмерные требования к себе; 2) эмоциональное и психическое истощение; 3) дегуманизация как способ защиты; 4) синдром отвращения (к себе, к другим, ко всему) [2, 3].

Характерной особенностью деятельности специалиста в области адаптивной физической культуры является большая степень психической напряженности, так что вероятность возникновения синдрома эмоционального выгорания у него достаточно

высока. Зачастую этому способствует несоответствие между слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью, с которой ему приходится сталкиваться ежедневно. Причиной феномена выгорания является специфика самой работы в социальной сфере, отличающейся большим количеством нагружающих психику неглубоких контактов с разными людьми. Основная опасность заключается в том, что затяжное состояние истощения, возникающее в профессиональной деятельности, может сначала касаться только самочувствия педагога, затем оно начинает влиять непосредственно на его решения, позиции, установки и действия; может отражаться как в эмоциональной адаптации (равнодушии к людям), так и в эмоциональном пресыщении (эмоциональной несдержанности). Деперсонализация может проявиться в формировании неприемлемых установок в работе с людьми, в стремлении унизить, что особенно болезненно воспринимается лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

В этой связи эмоциональная устойчивость как способность предупреждать возникновение синдрома эмоционального выгорания, является, на наш взгляд, важнейшим компонентом профессиональной компетентности специалиста в сфере адаптивной физической культуры. Уверенность в себе, выдержка, самообладание, уравновешенность, последовательность требований, спокойствие, самоконтроль свидетельствуют о продуктивности и удовлетворенности работой. Отмечено, что профессионалы с низким уровнем стабильности, как правило, испытывают значительно меньшую удовлетворенность своей работой, отношениями с коллегами и т.п. [4].

Высокий уровень психологической устойчивости человека зачастую связывается учеными-психологами с понятием «хар-ди» (от англ. hardy - смелый, дерзающий, «крепкий орешек», стойкий, обладающий силой противостояния). Интегративное личностное качество, включающее три ком-

понента: принятие на себя безусловных обязательств (commitment), контроль (control) и вызов (challenge) - помогает специалисту успешно разрешать стрессовые ситуации и сохранять при этом здоровье. Контроль как способность противостоять неудачам связан с интернальным локус-кон-тролем: любая трудная ситуация контролируема, следовательно, ее можно в чем-то обратить в свою пользу. Третий компонент - вызов - предусматривает отношение к любому сложному и неблагоприятному событию в профессиональной и жизненной карьере как к стимулу для развития собственных возможностей, как возможность проявить себя.

Следовательно, в целях воспитания вышеназванного личностного качества специалист по адаптивной физической культуре должен вырабатывать в себе способность к самоконтролю, готовность ксотрудниче-ству, общительность, дружелюбие, уверенность в себе. В процессе обучения необходимо всячески содействовать развитию у будущего специалиста уверенности в своих силах, готовности к обретению профессионального мастерства. Удовлетворенность профессиональной деятельностью, высокая профессиональная эрудиция, педагогический оптимизм, жизнерадостность, отсутствие тревожности - вот составляющие эмоциональной устойчивости, эмоциональной уравновешенности специалиста по адаптивной физической культуре, сформирован-ность которых значительно повысит его профессиональную компетентность.

Уровень эмоциональной зрелости, профессионализм представителей профессий типа «человек - человек» отражает такое понятие, как эмпатия - ведущий признак толерантного человека. Эмпатия аккумулирует в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другой человек, и является выражением психологического принятия. Она предстает как эмоциональная отзывчивость, чувствительность, внимание к другим людям, их проблемам, горестям, радостям и про-

является в стремлении оказать помощь, поддержку. Люди с низким уровнем эмпа-тии равнодушно относятся к окружающим, эгоистичны, сосредоточены на себе и, конечно, не способны заниматься проблемами людей, имеющих особые нужды. При работе с людьми, имеющими ограниченные возможности, невозможно добиться успеха без обладания способностью правильно оценивать их внутреннее состояние, понимать и разбираться в их психологических особенностях, убеждениях, моральных качествах. На наш взгляд, если специалист по адаптивной физической культуре не может понять внутреннее состояние другого, то можно поставить под сомнение его соответствие избранной сфере деятельности. Даже наличие профессиональной активности, культуры профессионально-педагогического мышления, эрудиции не может компенсировать отсутствия у специалиста такого личностного качества, как эмпатия.

Интересны суждения психолога Э. Бёр-на относительно интуиции. Ученый видит в нем подсознательное знание без слов, основанное на подсознательных наблюдениях без слов. Согласно Бёрну, при подходящих обстоятельствах это знание надежнее, нежели знание, основанное на сознательном наблюдении [5]. Общение со столь сложным контингентом занимающихся зачастую требует от специалиста по адаптивной физической культуре быстрого, одномоментного принятия педагогического решения на основе предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Так называемое непосредственное интуитивное знание обычно опосредовано опытом практической и духовной деятельности человека, что позволяет говорить о профессиональной интуиции как необходимой составляющей профессионального творчества специалиста по адаптивной физической культуре.

На наш взгляд, она подразумевает наличие у специалиста такого качества, как способность предвидения, прогнозирования, то есть умения предвосхищать поведение и ре-

акцию воспитанников до начала или до завершения педагогической ситуации, предупреждая возможные затруднения. Наша уверенность в приоритетности способности к прогнозированию среди профессионально важных качеств специалиста по адаптивной физической культуре базируется на работах Л.С. Выготского. Согласно выводам ученого способность ориентироваться в процессе обучения на «зону ближайшего развития » как зону потенциальных возможностей ребенка, способность делать научно обоснованный прогноз и давать практические рекомендации об оптимальных сроках обучения детей с ограниченными функциональными возможностями необходима в деятельности специалиста, работающего с данным контингентом [6].

Кроме того, способность к прогнозированию признается педагогическим сообществом как особая способность в том смысле, что она включена в реализацию целого ряда функций педагогической деятельности (информационной, организаторской, коммуникативной, развивающей и др.). Следовательно, благодаря этой способности совершенствуется овладение каждой их этих функций.

Общение в процессе двигательной активности - это путь к познанию. В связи с этим специалисты по адаптивной физической культуре придают огромное значение тому, как они воспринимаются своими подопечными. Это уже не просто знание другого или понимание его, но и знание того, как этот другой понимает тебя.. В этой связи ключевым моментом в развитии личности специалиста по адаптивной физической культуре можно считать рефлексию.

По убеждению В.А. Сластенина, рефлексивная культура играет роль системообразующего фактора в становлении профессионализма педагога: «она соединяет в себе совокупность индивидуальных, социально обусловленных способов осознания и переосмысления субъектом собственной жизнедеятельности, рефлексивная культура характеризуется определенным уровнем

развития профессионального самосознания и профессиональной компетенции, социально и профессионально обусловленных способов осознания и переосмысления содержания педагогической деятельности » [7].

Будущий специалист по адаптивной физической культуре должен воспринимать всю учебную информацию через призму ее нужности для его профессиональной карьеры. Понимание, сравнение, сопоставление, целеполагание, планирование, управление, контроль, самооценка, самопонимание -все эти мыслительные процессы в основе своей имеют рефлексию. Способность к рефлексии охватывает не только процессы осознания, осмысления, оценки, но и умение прогнозировать результаты своей деятельности, что крайне важно для достижения успеха при занятиях с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Сегодня конкурентоспособным признается специалист, проявляющий инициативу и творческую самостоятельность, которую чаще всего связывают с креативностью личности. Здесь необходимо заострить внимание на том, что креативность не является особенностью познавательных процессов, а представляет собой одну из характеристик личности. Для того чтобы креативность сформировалась как глубинное личностное свойство, процесс ее развития должен происходить под влиянием условий среды. Среда, в которой креативность актуализируется в наибольшей степени, в полной мере присутствует в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках, таких как психогимнастика, танцевальная терапия, пантомима, игротерапия, сказкотера-пия, антистрессовая пластическая гимнастика и др. Безусловно, творческий аспект присутствует и во всех других компонентах (видах) адаптивной физической культуры, однако именно здесь он является главным, ведущим, самой сущностью занятий, непременным атрибутом данного вида деятельности. Следовательно, развивая творческие способности у своих воспитанников,

специалист в первую очередь сам должен быть творческой личностью.

В завершение статьи мы обращаем внимание на способность, которую хотелось бы видеть в каждом специалисте, посвятившем себя столь сложной и крайне востребованной сфере деятельности, как адаптивная физическая культура. Речь идет о педагогической импровизации, предполагающей нахождение неожиданного решения и его мгновенное воплощение в процессе профессиональной деятельности. Целью импровизации является рождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Учитывая специфику профессиональной деятельности в сфере адаптивной физической культуры, обусловленную в первую очередь психическими особенностями контингента занимающихся, низким уровнем их познавательной активности, проблемами в восприятии, мышлении, памяти, внимании, их быстрой утомляемостью, специалист обязан постоянно работать над собой, чтобы находиться в состоянии импровизационной готовности - готовности творить и искать наилучшие пути достижения поставленной цели.

Следуя учению В.И. Загвязинского [8], можно с уверенностью сказать, что специалист по адаптивной физической культуре не просто имеет право на импровизацию -он не имеет права не импровизировать. Основой педагогической импровизации являются общекультурные и психолого-педагогические знания, умения, навыки, в том числе понимание специалистом природы творчества.

Конечно, составить полный список профессионально значимых качеств личности специалиста по адаптивной физической культуре не представляется возможным. Почти все они «перекликаются» между собой. Развитие одного из них будет воздействовать на все остальные. Однако следует особо подчеркнуть, что качество профессиональной деятельности человека, ее эффективность во многом обусловлены его общей культурой.

Литература

1. См.: Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с

позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3-16.

2. Maslach C, Jackson S.E. The measurement

of experienced burnout // J. Occup. Beh. 1981. №2. P. 99-113.

3. Poldinger W. Das Burnout-Syndrom. Eine

Bedrohung nicht nur für das Medizinpersonal // der Mediziner 1994. № 6. S. 54-56.

4. См.: Теория и организация адаптивной

физической культуры: учебник в 2 т. / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2005. 296 с.

5. См.: Специальная психология: учеб. посо-

бие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Аубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2005. 464 с.

6. Выготский А.С. Педагогическая психоло-

гия / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

7. Сластенин В.А. Формирование профес-

сиональной культуры учителя. М.: Прометей, 1993. 177 с.

8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Со-

временная интерпретация: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 192 с.

И.Х. ГАЛЕЕВ, доцент Казанский государственный технологический университет

Одним из ключевых событий в развитии единого информационно-образовательного пространства явилось решение Президиума ВАК Министерства образования и науки РФ «О мерах по повышению эффективности использования Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий». 14 октября 2008 г. Президиум ВАК опубликовал сообщение о введении нового порядка включения ведущих научных периодических изданий в Перечень ВАК.

Анализ рассматриваемого решения позволяет сделать следующие основные выводы.

В России сделан еще один шаг в юридическом и практическом признании электронных научных изданий наравне с традиционными.

Благодаря требованию информационной открытости издания существенный импульс получило развитие единого электронного информационного пространства. Теперь и традиционные издания должны иметь полнотекстовые сетевые

Научный журнал в информационном пространстве

версии в Интернете. Дискуссионным является возможный уровень доступа: свободный или только для подписчиков (платный). На мой взгляд, обоснованным выглядит требование обеспечить свободный доступ к тем изданиям, в состав учредителей и издателей которых входят российские учреждения науки и образования, находящиеся на госбюджетном финансировании. Такой подход к организации единого информационного пространства более полно отвечал бы государственным интересам. Существующее компромиссное решение о свободном доступе только к аннотациям статей, ключевым словам, информации об авторах и пристатейным библиографическим спискам не в состоянии обеспечить полноценного и эффективного развития единого информационного пространства России.

Значительно повышаются требования к оформлению статей. Можно констатировать, что в подавляющем большинстве как традиционные, так и электронные российские научные издания не удовлетворяют в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.