Научная статья на тему 'Компетентность как условие личностно-профессионального роста будущего учителя'

Компетентность как условие личностно-профессионального роста будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ / PROFESSIONAL PEDAGOGIC COMPETENCE / COMPETENCIES / PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH / COMPETENCE FORMING PRINCIPLES AND MECHANISMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьянина Татьяна Викторовна, Кутняк Светлана Владимировна

В статье рассматривается процесс поэтапного становления и развития профессиональной педагогической компетентности будущего учителя. Авторами показана логика наполнения содержания и его адекватного процессуально-технологического обеспечения в образовательном процессе педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьянина Татьяна Викторовна, Кутняк Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence as a Condition of a Future Teacher's Personal and Professional Growth

The article covers the future teacher's professional pedagogical competence stages of development. The rational for content filling and its adequate procedural and technological provision in higher educational institution educational process are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Компетентность как условие личностно-профессионального роста будущего учителя»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

коммуникационных технологий как фактор саморазвития личности [Электронный ресурс] / К. Г. Кречетников // Интернет-журнал «Эйдос». — 2004. — 22 июня. — Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2004.

6. Куликова, Л. Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности / Л. Н. Куликова. — Хабаровск : ХГПУ, 2001. — 333 с.

7. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности: теория и практика / Н. И. Непомнящая. — М. : Владос, 2001. — 192 с.

8. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М. : Академия, 2007. — 400 с.

9. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов / А. В. Хуторской. — СПб. : Питер, 2001. — 544 с.

Поступила 16.07.0S.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Т. В. Татьянина, С. В. Кутняк

(Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

В статье рассматривается процесс поэтапного становления и развития профессиональной педагогической компетентности будущего учителя. Авторами показана логика наполнения содержания и его адекватного процессуально-технологического обеспечения в образовательном процессе педагогического вуза.

Ключевыге слова: профессиональная педагогическая компетентность; компетенции; личностно-профессиональный рост; принципы и механизмы формирования компетентности.

Наметившиеся тенденции наполнения содержания педагогического образования гуманистическими ценностями создают благоприятную ситуацию для переосмысления сущности профессиональной подготовки учителя. Сегодня она рассматривается как процесс становления и развития педагогической компетентности будущего специалиста, готового к эффективному осуществлению профессиональной деятельности на основе использования знаний, субъектного опыта, личностных приоритетов. Современным обществом востребован учитель, который не только овладевает знаниями, но и реализует себя благодаря им: развивает свой творческий потенциал, вступает в личностно-значимую коммуникацию с окружающими людьми и культурой. Повышается ценность педагога в плане проявления его общечеловеческих и профессиональных качеств.

При таких условиях для будущего учителя становится осмысленным и по-требностным процесс непрерывного лич-

ностно-профессионального роста. Под ним понимаются изменения в ценностно-смысловых образованиях и мотивации овладения профессиональной компетентностью учителя, творческая самореализация и достижение успеха в педагогической деятельности, потребность в постоянном личностном саморазвитии. Справедливо рассматривать проблему личностно-профессионального роста будущего учителя в контексте идеи развития Я-концепции (Р. Бернс, Е. В. Бонда-ревская, С. Б. Елканов, Н. С. Пряжников и др.).

К числу механизмов, обеспечивающих личностно-профессиональный рост специалиста, относятся самосознание как понимание, признание, принятие содержания собственного «Я»; самоопределение — самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой деятельности; самоактуализация — стремление к наиболее полному выявлению и развитию личностных возможностей; самореализация — осуществление

© Татьянина Т. B., Кутняк С. B., 2009

111!111Й1И1!Ш № 2,

замысла потенциального «Я»; саморегуляция — управление различными сторонами своей деятельности как педагога и личности и их интеграция; самооценка — соотнесение актуального и потенциального «Я». Функционирование названных механизмов обеспечивает действенность и результативность процесса личностно-профессионального становления студента — будущего учителя, при этом формирование Я-концепции становится потребностно-ценностным ядром развития его личности на этапе квазипрофес-сиональной деятельности.

Целесообразным в данном контексте представляется использование компе-тентностного подхода, который прочно утвердился в современной педагогике. Исследователи (В. А. Адольф, В. И. Бай-денко, Э. Ф. Зеер и др.) справедливо полагают, что компетентность интегрирует целый спектр личностно-профессиональных качеств. А. В. Хуторской считает, что само понятие компетентности включает в себя не только когнитивную и операционально-технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие [2].

Компетентностный подход дает ключ к пониманию содержания и способов развития как профессионально-педагогической компетентности вообще, так и ее личностно-смысловой составляющей в частности. Последняя охватывает способности личности понимать, формулировать и решать собственные жизненные проблемы и задачи личностного и профессионального саморазвития, проявлять качества, свидетельствующие о новом, более высоком, уровне активности, самостоятельности.

Безусловно, каждая из составляющих компетентности обладает специфическими особенностями, которые обнаруживаются в результативной деятельности и выражаются в наличии у профессионала той или иной компетенции. К наиболее сущностным признакам компетентности, имеющим обобщенный характер, относятся те, которые обусловлены постоянными изменениями мира, а потому мо-

гут служить ориентирами и показателями личностно-профессионального становления. Компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях и проявляется в умении осуществлять выбор исходя из адекватной оценки себя и конкретной ситуации [1].

Такой подход дает возможность рассматривать категорию компетентности не только как совокупную интегральную личностную характеристику человека (И. А. Зимняя и др.), но и как условие индивидуально-ориентированного образовательного процесса, обращенного к сознанию студента, его личностным структурам.

Мы считаем, что сам процесс формирования педагогической компетентности студента вуза детерминируется следующими принципами:

— профессионально-деятельностным, предполагающим наращивание студентами знаний, овладение способами деятельности, обретение опыта педагогического общения с целью постоянного самосовершенствования и саморазвития;

— личностно направленным, ориентирующим будущего учителя на адекватное приспособление к среде за счет собственных резервов и внутренних ресурсов;

— организационно-технологическим, предусматривающим такое выстраивание образовательного процесса, которое позволяло бы находить и реализовать в развивающей среде вуза механизмы становления профессиональной компетентности будущего учителя;

— перспективно-результативным, определяющим направления дальнейшего личностно-профессионального и карьерного роста.

Перечисленные принципы взаимосвязаны и реализуются одновременно при моделировании содержания и способов его реализации в процессе подготовки будущего учителя посредством конструирования и внедрения компетент-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ностно-ориентированных образовательных программ. Они обеспечивают возможность личностно-профессионального роста как целостной, интегративной, характеристики специалиста.

Содержание программ согласуется с основными этапами становления профессиональной компетентности студента педагогического вуза.

Цель первого, адаптационного, этапа (I курс) заключается в создании условий для развития базового уровня профессиональной компетентности будущего учителя. Эта цель достигается за счет развития ключевых компетенций, обретенных студентом на этапе довузовского обучения, а также принятия его реального «Я», учета настоящего субъектного опыта.

Логика развертывания образовательного процесса на данном этапе предполагает осознание студентом сущности будущей профессиональной деятельности, ее ценностных характеристик, а также формирование представлений о профессиональных задачах педагога. Все это способствует развитию ключевых компетенций, приоритетными среди которых следует признать коммуникативную, социальную, информационно-технологическую. Соответственно ведущими являются дисциплины, создающие условия для развития вышеназванных компетенций, и в первую очередь педагогика, так как ее содержание органично связано с профессиональной педагогической деятельностью. Мы предлагаем введение в учебный план элективного курса «Личность современного учителя». Его содержание должно обеспечивать понимание студентами сущности будущей педагогической деятельности, а также создание условий мотивационно-ценностного отношения к выбранной профессии.

Образовательную деятельность студентов необходимо организовывать так, чтобы опорой им при решении элементарных профессиональных задач (поиск и обработка информации, использование информационно-коммуникативных технологий, владение социально-правовыми

нормами и способами педагогического общения) служили ключевые компетенции. Здесь действенными признаются следующие технологии: рефлексивное обучение, развитие профессионального педагогического мышления и, особенно, технологии педагогического общения, освоение которых способно обеспечить групповое взаимодействие. В этот период начинается формирование портфолио студента, отражающего его личностнопрофессиональные достижения в рамках изучаемых педагогических дисциплин.

В итоге к окончанию адаптационного этапа у студентов должны быть сформированы следующие компетенции, выраженные в умениях:

— формулирование и обоснование актуальности педагогической проблемы, которая имеет профессиональную и личностную значимость;

— использование разнообразия источников с целью систематизации, обобщения, извлечения полезной информации;

— владение технологией профессионально-педагогического общения для выстраивания оптимальных взаимоотношений при работе в группе, а также реализации собственного творческого потенциала;

— реализация элементарных способов рефлексивно-аналитической деятельности в процессе наращивания учебно-профессионального опыта и в ходе самообразования.

Таким образом, результатом адаптационного этапа выступает самоопределение будущего учителя в ценностях выбранной им профессии, понимание задач, связанных с профессиональной деятельностью, проявление ключевых компетенций в условиях квазипрофессио-нальной деятельности.

На втором, стабилизационно-развивающем, этапе (II—III курсы) внимание акцентируется на овладении студентом базовым уровнем педагогической компетентности. Достижение этой цели обеспечивается наличием у будущих учителей системы педагогического знания и способов его реализации в практической

№ 2, 2009

деятельности, а также умением прогнозировать и своевременно корректировать выстроенную собственную образовательную траекторию. Организация их подготовки сосредоточена на решении общих и текущих профессиональных задач.

Особенность второго этапа заключается в том, что будущий учитель учится конкретизировать профессиональные задачи в зависимости от той или иной педагогической ситуации, осваивает в образовательном процессе предметную теоретическую и практическую базы их решения. Обретенные умения первоначально находят отражение в педагогическом практикуме в лабораторных условиях, а затем реализуются при решении задач в период учебно-педагогической практики в общеобразовательных учреждениях.

На данном этапе целесообразно введение таких учебных курсов по выбору, как «Педагогическое проектирование», «Компетентностный подход к модернизации содержания общего образования», «Инновационные подходы к содержанию деятельности классного руководителя». К приоритетным образовательным стратегиям относятся модульное обучение, обучение посредством кейсов в сочетании с реальными и имитационными практиками.

Смысловыми акцентами формирования профессиональной компетентности стабилизационно-развивающего этапа являются компетенции, связанные не только с четкой формулировкой профессиональной задачи, но и с теоретическим обоснованием и алгоритмизацией ее решения, аргументированной логикой, творческой презентацией продукта.

Третий, конклюзивный (итоговый), этап (IV—V курсы) направлен на становление специальной профессиональной компетентности будущего учителя и предполагает освоение студентом способов решения задач базовой профессиональной компетентности в рамках предметно-методической подготовки. При

этом акцент в образовательном процессе делается на предметной специализации, а методика преподавания становится ведущей учебной дисциплиной.

Логика развертывания образовательного процесса на даном этапе предполагает постепенный переход от курсов педагогических дисциплин к методическим курсам, к педагогической практике и интегрированной итоговой аттестации в форме защиты проекта решения конкретной профессиональной задачи и предоставления портфолио, отражающего личностно-профессиональный рост студента.

Считаем целесообразным введение на заключительном этапе в учебный план педагогического практикума «Проектирование профессиональной карьеры учителя». В рамках этой дисциплины организуется самостоятельная работа студентов в форме малых исследовательских лабораторий, консультпунктов. Активизация деятельности будущего учителя во многом достигается за счет организации командной работы, проведения мастер-классов, конференций, презентаций и др. Ее результаты находят отражение в педагогической практике, в которой апробируются сконструированные в процессе обучения проекты.

Таким образом, формируемая участниками образовательного процесса (преподавателями и студентами) развивающая среда оказывается благоприятной для развития профессиональной педагогической компетентности будущего учителя, что предоставляет ему широкие возможности для личностно-профессионального роста.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Компетентностная модель современного педагога : учеб.-метод. пособие / О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, С. А. Писарева, А. П. Тряпици-на. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 158 с.

2. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Нар. образование. — 2003. — № 2. — С. 58—64.

Поступила 13.02.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.