Научная статья на тему 'Компаративистский подход к изучению реализации принципов справедливости и ответственности в национальном и международном праве'

Компаративистский подход к изучению реализации принципов справедливости и ответственности в национальном и международном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
282
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / JUSTICE / RESPONSIBILITY / STATE / NATIONAL LAW / INTERNATIONAL LAW / PHILOSOPHY OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалева Елена Владимировна

В статье изучается компаративистский подход к исследованию реализации принципов справедливости и ответственности в национальном и международном праве. Обосновывается тезис о том, что становление современного государства, развитие его правовых институтов, создание демократического права неразрывно связаны с воплощением положений и применением категорий справедливости и ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE APPROACH TO THE STUDY OF PRINCIPLES OF JUSTICE AND RESPONSIBILITY IN THE NATIONAL AND INTERNATIONAL LAW

This paper studies the comparative approach to the study of principles of justice and responsibility in the national and international law. The author substantiates a thesis, that the development of the modern state and its legal institutions, establishment of the democratic law is inseparable from implementation of the principles and categories of justice and responsibility.

Текст научной работы на тему «Компаративистский подход к изучению реализации принципов справедливости и ответственности в национальном и международном праве»

УДК 340.12

Ковалева Елена Владимировна Kovalyova Elena Vladimirovna

старший научный сотрудник отдела организации научной работы Луганского государственного университета внутренних дел им. Э. Дидоренко dom-hors@mail.ru

КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Senior Research associate of the Research Organization Department, Lugansk State University of Internal Affairs dom-hors@mail.ru

COMPARATIVE APPROACH TO THE STUDY OF PRINCIPLES OF JUSTICE AND RESPONSIBILITY IN THE NATIONAL AND INTERNATIONAL LAW

Аннотация:

В статье изучается компаративистский подход к исследованию реализации принципов справедливости и ответственности в национальном и международном праве. Обосновывается тезис о том, что становление современного государства, развитие его правовых институтов, создание демократического права неразрывно связаны с воплощением положений и применением категорий справедливости и ответственности.

Ключевые слова:

справедливость, ответственность, государство, национальное право, международное право, философия права.

Summary:

This paper studies the comparative approach to the study of principles of justice and responsibility in the national and international law. The author substantiates a thesis, that the development of the modern state and its legal institutions, establishment of the democratic law is inseparable from implementation of the principles and categories of justice and responsibility.

Keywords:

justice, responsibility, state, national law, international law, philosophy of law.

В современной правовой науке принципы справедливости и ответственности рассматриваются как основа системы цивилизационных достижений в сфере государственности. Ведь содержание указанных философско-мировоззренческих категорий непосредственно и косвенно отражают общественные и правовые отношения в государстве, направление общественнополитического, социально-экономического и цивилизационно-культурного развития и деятельности общества.

Так И.Г. Бабич, исследуя современное обязательственное право Украины, отмечает: «Реформирование гражданского законодательства, вызванное процессом интеграции стран Европы, вновь подтвердило значение многих фундаментальных понятий и принципов правового регулирования, тщательно разработанных и испытанных еще в римском праве, так и необходимость их применения в законотворческой и правоприменительной практике» [1, с. 328]. Действительно, национальное право государств имеет значительное влияние на эффективность реализации международного права. Тем не менее, как считают Р.А. Каламкарян и Ю.И. Мигачев необходимо, чтобы право каждого государства соответствовало международному праву. Это требование вытекает из принципа добросовестного выполнения международных обязательств [2, с. 7].

Как правило, и справедливость, и ответственность в праве относят к оценочным понятиям [3, с. 132-133]. Понятие «правовое» всегда подсознательно отмечает «справедливое, правильное», хотя на практике наличие общих свойств не дает однозначных оснований для отождествления этих категорий. Таким образом, философско-правовые принципы справедливости и ответственности в правовом документе или законодательном акте выступают в роли социального, морального и этического критерия права. Следовательно, воплощаясь в правоприменительные акты как принципы общественных отношений, справедливость и ответственность выполняют воспитательную и мировоззренческую функции; как категории они приобретают юридический статус. Обществом признается справедливым только такой закон, который соответствует принципам права. Действовать ответственно и справедливо, значит поступать в соответствии с общепринятыми положениями права, одинаковыми и обязательными для всех граждан и общественных групп. С другой стороны, эти категории могут быть результатом действия права. Поэтому они находятся в проекции нравственности на конкретные общественные отношения -

- ззв -

предоставляют возможность оценить эти отношения как ответственные или безответственные, справедливые или несправедливые.

Использование антропологического и аксиологического подходов к определению категорий «справедливость» и «ответственность» в правовой науке дает ученым возможность исследовать идею толерантности, справедливости и ответственности, характеризуя цепочку причинно-следственной связи в право- и взаимоотношениях «личность-общество-государство». При этом рассматриваются указанные категории через призму определяющих факторов субъекта правоотношений и ценностных критериях демократического права.

В современной антропологической философии актуализируется также контекстуальное определение и уточнение содержания категории «моральная ответственность», которая провозглашается основой любой сферы человеческой жизни. Так, французский философ Э. Левинас, не отрицая традиционного содержания, выделяет три основных измерения ответственности: перед собой, перед «Другим» и перед Богом. Категория «ответственность» в обществе доказывается им «крайним» определением: «Я» является ответственным за «Другого» даже тогда, когда он совершает преступление [4, с. 81]. С этой точки зрения, общественная ответственность человека перед внутренним «Я» связывается со свободой и справедливостью, которые хотя и принадлежат к объективному миру, однако порождаются внутренним, собственным, то есть личностным чувством ответственности. Соблюдение справедливости предполагает взаимность и способствует утверждению равенства в обществе относительно всех его индивидуумов в частности и всего общества в целом. Необходимость такого обоснования философско-правовых категорий справедливости и ответственности в украинском законодательстве обусловлена и тем, что природа конституционно-правовой ответственности определяется по-разному, причем допускается смешение юридической, политической и моральной. Кроме того, конституционно-правовая ответственность может основываться также на правовых критериях, которые определены в национальном законодательстве, так сказать, «в чистом виде». В этом случае нормы по конституционно-правовой ответственности, их правовое закрепление в национальном законодательстве почти не отличаются от дефиниции других видов юридической ответственности.

Как показывает международная практика, а точнее опыт западноевропейских стран (США, собственно) соблюдение философско-правовых положений о справедливости и ответственности в праве - важнейшее условие осуществления правосудия во всех сферах, особенно в уголовной, ведь именно здесь распространенным остается факт применения строгих мер государственного принуждения до ареста, заключения и т.д. Это в определенной степени провоцирует совершение опасных ошибок и злоупотребления должностных лиц различных уровней.

Как правовые категории, «справедливость» и «ответственность» воплощены в действующем законодательстве Украины. Это соответствует новой парадигме понимания правового и демократического государства. Принцип справедливости положен в основу всех кодексов Украины и закреплен в Конституции, которая требует не только теоретического расширения правового пространства, но и разработки практических и эффективных организационно-правовых механизмов их реализации, предопределяет создание качественно нового законодательства, которое отвечало бы современным потребностям украинского народа и основывалось на принципах справедливого и ответственного права. Правовая категория справедливости, наряду с другими, такими как «добросовестность», «разумность», а также «недопустимость произвольного вмешательства в сферу личной жизни человека», является фундаментом основных положений Гражданского кодекса Украины. К нашему убеждению, согласно гражданскому законодательству данной страны, принцип справедливости можно определить как общетеоретический принцип права, предусматривающий законодательную необходимость установления объемов, способов, пределов осуществления и защиты гражданских прав и интересов личности, соответственно с действующими требованиями правовых норм.

К примеру, как отмечает В.П. Палиюк, включение понятия «справедливость» с общими принципами гражданского законодательства приводит к тому, что «с одной стороны, пласты оценочных понятий, которые, как правило, были вне правового регулирования, переносятся на новый, более высокий уровень регулирования. А это, в свою очередь, означает, что указанные принципы, которые непосредственно связаны с общечеловеческими ценностями, с идеалами свободы, гуманизма и демократии, создают новые гарантии защиты прав человека, которые обеспечивают повышение правовой культуры и прогнозируют развитие общества и государства. А с другой стороны, это приводит к абстрактности некоторых положений нового ГК Украины - они рассматриваются как некий ориентир для создания судебного прецедента, а не как конкретный нормативно-правовой акт» [5, с. 43].

Как свидетельствуют исторические источники, принцип справедливости нашел свое отражение еще в римском частном праве, которое получило измерение универсальности в регу-

лировании гражданских отношений древнего общества. Так, в римском частном праве толкования договоров осуществлялось на основе принципа естественного права, позволяя выявить волю сторон правоотношений. Например, гуманистическое переосмысление принципов справедливости и ответственности в эпоху Возрождения и Реформации обусловило создание первых либеральных европейских конституций (ХУШ-Х1Х вв.), в которых принцип справедливости, как принцип законодательства, утверждает законность в смысле верховенства закона и всеобщности права, следовательно, равенства всех субъектов правоотношений и других общественных отношений перед законом. Таким образом, справедливость гарантирует стабильность правопорядка в обществе. Постепенное распространение и признание плюралистических идей справедливости и ответственности людей, способствовало тому, что в конституциях европейских государств четко было зафиксировано правовое равенство объединений, созданных по мировоззренческим принципам граждан независимо от их взглядов и т.д. Прослеживалась также тенденция к унификации норм, в частности в обязательственных отношениях.

Сегодня международное право рассматривает ответственность сторон правоотношений с точки зрения соблюдения его требований субъектами международного права, в отношении которых она (ответственность) предполагается. Как правило, эти требования строго соблюдаются, поскольку они установлены по взаимному признанию, которое удостоверяется сторонами правоотношений в соглашении соответствующих субъектов. Каждая из сторон рассчитывает на взаимность относительно ответственности от другой стороны, стремясь тем самым получить для себя максимальную выгоду из международно-правового регулирования этих международных отношений.

Международной ответственностью считают неблагоприятные юридические последствия для субъекта международного права, нарушившего своим поведением возложенное на него международное обязательство, то есть совершившего международное противоправное деяние. Вместе с тем, международное право предусматривает и возможность принуждения в отношении субъекта, который юридически нарушил обязательные предпосылки, что и составляет суть ответственности в современном международном праве. Таким образом, международная ответственность - это юридические последствия для субъектов международного права, вступающих в силу в результате нарушения этими субъектами своих субъективных международных обязательств, которые состоят в применении к ним допустимых в том или ином случае международных (международно-правовых) санкций [6, с. 74-78]. Например, Г.И. Тункин, исследуя международно-правовое развитие в историческом аспекте, обосновывает указанное выше разделение международной ответственности и отмечает: «все виды ответственности как политического образования, в определенной степени носят политический характер. Однако вряд ли можно возражать против выделения материальной ответственности в самостоятельный вид ответственности. Вместе с тем, есть формы ответственности, не связанные с материальным возмещением. Правильнее все эти формы нематериальной ответственности относить к политической ответственности» [7, с. 481].

В законодательствах практически всех развитых стран подчеркивается, что правосудие может осуществляться исключительно судом. Это положение часто конкретизируется не только в конституциях страны, но и в уголовно-процессуальных кодексах и других законодательных актах. Иными словами, законодательством закрепляется тот юридический факт, что только компетентный суд, который действует на основе предписаний закона, может признать человека виновным и назначить уголовное или административное наказание. Что касается правосудия по гражданским делам, которое осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными, -положения, содержащиеся в основном в конституции страны и конкретизирующиеся в соответствующем законе о судоустройстве, определяются также в ряде других законов, прежде всего в гражданско-процессуальном и административно-процессуальном кодексах.

При этом круг органов, уполномоченных осуществлять правосудие в соответствии с принципами справедливости и ответственности, четко ограничивается вышеперечисленными законами. Никакие другие государственные или иные органы не вправе осуществлять такой вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих властных полномочий, предоставленных государством.

Четкая обусловленность правосудия принципами справедливости и ответственности способствует формированию у граждан правосознания, ведь именно справедливость и ответственность считаются мерой социальной оценки в сознании действий, поведения людей и деятельности учреждений. Закрепленные в праве требования справедливости имеют силу закона и обеспечиваются поддержкой государства. Они одновременно и моральные, и правовые. Поэтому, справедливость - этико-юридический феномен. Особенно это касается справедливости как универсальной мировоззренческой категории, которая является катализатором создания положительного правосознания. Правовая справедливость становится реальной в должной мере в сфере действия многих общественных отношений, реализуемых в юридической процессу-

альной форме. Она является проявлением разумности оценки правовой общественной жизни, а вместе с такой категорией как «ответственность», - сквозной социальной добродетелью, важным критерием оценки личности, общества, государства и его институтов. Новейшая трактовка справедливости и ответственности в правовом поле объединяет концепцию справедливости с получением вознаграждения за определенные заслуги, ответственностью в соответствии с поставленными требованиями, предоставленными полномочиями и т.д., то есть становится насущной социальной потребностью равенства в обществе. Такой подход к справедливости и ответственности делает указанные философско-правовые категории неотъемлемой составляющей верховенства права, а также позволяет преодолеть их понимание только как морального или правового явления.

Следовательно, становление современного государства, развитие его правовых институтов, создание демократического права неразрывно связаны с воплощением принципов и применением категорий справедливости и ответственности. Общепринятые международные документы обусловливают необходимость включения категорий «справедливость» и «ответственность» в правовое поле государства, а затем внесение изменений в законы, подзаконные и нормативно-законодательные акты и т.д. Имплементация указанных положений позволит усилить правовые гарантии свободы и личной неприкосновенности граждан, особенно в процессе задержания, ареста и содержания под стражей, проведения досудебного следствия и защиты в суде. Практика реформирования законодательства с целью повышения его эффективности указывает на то, что необходимо согласовать национальное право с международным с целью соблюдения требований европейских демократических стран.

Ссылки:

1. Бабич І.Г. Місце принципу добросовісності в системі сучасного зобов'язального права України // Актуальні проблеми держави і права: 3б. наук. праць. Вип. 24. Одесса, 2005. С. 327-331.

2. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. М., 2004.

3. Гараймович Д.А. Оценочные понятия в современном гражданском праве // Цивилистические записки: межвуз. сб. науч. тр. М., 2001.

4. Левінас Е. Етика і Безконечність. Діалоги з Філіппом Немо. Киев, 2001.

5. Паліюк В.П. Щодо справедливості, добросовісності та розумності в чинному законодавстві України // Вісник Хмельницького інституту регіонального управління та права. № 2. 2002. С. 42-45.

6. Международное право: конспект лекций / сост. В.Е. Живарев. М., 2004.

7. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.