Научная статья на тему 'Коммуникации воплощения политической идеи в закон: или давайте откажемся от термина "непреднамеренный захват земли"'

Коммуникации воплощения политической идеи в закон: или давайте откажемся от термина "непреднамеренный захват земли" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
93
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РФ В ПЕРИОД ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ НОВОГО СОЗЫВА / ЗАКОНОПРОЕКТЫ О САДОВОДАХ / ОГОРОДНИКАХ И ДАЧНИКАХ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ САДОВОДОВ И ДАЧНИКО / DOMESTIC POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PERIOD OF THE ELECTIONS TO THE STATE DUMA / BILLS ON GARDENERS AND DACHIK AND OGORODNIK / POLITICAL AND LEGISLATIVE DECISIONS OF VITAL ACTIVITY OF THE GARDENERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Слизовский Дмитрий Егорович, Соколов Николай Николаевич, Гуснай Виктор Михайлович

В статье обосновывается идея относительно того, насколько важно и необходимо обеспечить политическое и юридическое закрепление прав собственности на имущество (земельные участки), неприкосновенность собственности примерно 60 миллионов граждан страны, занятых в основном дачным, садоводческим и огородническим хозяйством. В центре анализа содержание и контекст коммуникативного сопровождения инициированных в период выборной кампании-2016 Правительством РФ законопроектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Слизовский Дмитрий Егорович, Соколов Николай Николаевич, Гуснай Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникации воплощения политической идеи в закон: или давайте откажемся от термина "непреднамеренный захват земли"»

■ ■ ■ КОММУНИКАЦИИ ВОПЛОЩЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕИ В ЗАКОН: ИЛИ ДАВАЙТЕ ОТКАЖЕМСЯ ОТ ТЕРМИНА «НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЙ ЗАХВАТ ЗЕМЛИ»

Авторы: Слизовский Д.Е., Соколов Н.Н., Гуснай В.М

Слизовский Дмитрий Егорович - доктор политических и исторических наук, профессор Российского университета дружбы народов (РУДН). Адрес: 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10/2. E-mail: de373@mail.ru

Соколов Николай Николаевич - аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Адрес: 119571 Москва, пр. Вернадского 82. E-mail: super.nik777nik@yandex.ru

Гуснай Виктор Михайлович - глава Усть-Донецкого района Ростовской области, магистрант факультета политологии Южно-Российского института управления - филиала РАНХиГС.

Адрес: 346550, Ростовская область, р.п. Усть-Донецкий, ул. Ленина, 18. E-mail: adm@ustland.ru.

Аннотация. В статье обосновывается идея относительно того, насколько важно и необходимо обеспечить политическое и юридическое закрепление прав собственности на имущество (земельные участки), неприкосновенность собственности примерно 60 миллионов граждан страны, занятых в основном дачным, садоводческим и огородническим хозяйством. В центре анализа - содержание и контекст коммуникативного сопровождения инициированных в период выборной кампании-2016 Правительством РФ законопроектов. DOI 10.21453/2311-3065-2016-4-6-71-81

Ключевые слова: внутренняя политика РФ в период выборов в Государственную Думу нового созыва; законопроекты о садоводах, огородниках и дачниках; политические и законодательные решения жизнедеятельности садоводов и дачников.

Вопрос о характере и содержании внутренней политики в стране оказался, если не в центре выборной кампании 2016 года, то станет таковым. В оценках экспертов и специалистов тоже существует мнение, что в центре всеобщего внимания выборной кампании, несомненно, стоят проблемы внутренней политики и «от участников избирательной кампа-нии-2016 в большей степени, нежели в другие годы, будут ждать понятных программ, касающихся развития экономики страны, поддержания и развития социальной сферы» [1]. Но руководствоваться только этим признанием, значит впадать в политическую иллюзию, оказаться на сто-

роне лишь констатации формальных особенностей текущего политического фона. Уверены - в структуре и содержании внутренней политики на первое место выдвигается вопрос о социальной базе внутренней политики, о доверии общества к власти и власти к обществу, вопрос взаимного доверия между генеральными субъектами - государством и обществом. К такому умозаключению есть основания. В гуще текущих событий, например, социологам «Левада-центра» приходится констатировать, что за три недели до голосования рейтинг «Единой России» резко упал. Доля россиян, готовых проголосовать за партию власти на выборах в Госдуму, за последний месяц уменьшилась с 39 до 31% всех опрошенных и с 57 до 50% тех, кто на выборы точно придет и решил, за кого голосует. Одновременно столь же заметно (с 55 до 48%) снизился и рейтинг одобрения деятельности возглавляющего список единороссов Дмитрия Медведева на посту председателя правительства. Рейтинг же президента Владимира Путина остался без изменений (82%) [2]. И хотя другие социологические центры - ВЦИОМ и ФОМ - не фиксируют резкого падения снижения рейтинга «Единой России», многое будет зависеть от принимаемых исполнительной и законодательной властью решений, и даже от озвученных ведущими персоналиями заявлений.

До сих пор вопрос поиска альтернативных коммуникаций и инструментов формирования и установления прочного и в идеале полного доверия решался на основе и посредством установления порядка проведения выборной кампании, прозрачности результатов выборов, условиях постоянных или временных, или даже частных избирательных соглашений. Такой подход во внутренней политике вытеснял все другие подходы и связанные с ними вопросы и проблемы улучшения внутренней политики. Но главным вопросом уже после выборов, полагаем, станет другой вопрос, вопрос о поиске и расширении социальной базы проводимой политики, о том, какая из политических партий сумеет получить доверие и заключить соглашение с критической массой активного населения, хотя бы с 60-ю миллионами граждан, и что станет предметом такого соглашения. Пока же одни политические партии смотрят на выборную кампанию и парламентаризм, как на одно из средств политической борьбы за удержание власти, другие - за завоевание власти. Участие политических партий и движений в думской кампании, полагаем, стоило бы разделить по своему характеру не по тому, какая партия придает этой кампании самодовлеющее и даже главенствующее значение. Для подавляющей, большей части граждан страны, на наш взгляд, предпочтительной является та политическая партия, или та группа политиков от всех партий, которая подчинить и эту кампанию интересам государства и общества через завоевание доверия граждан, через политику обеспечения экономического суверенитета и безопасности большей части граждан.

В этой связи, даже если ситуация не будет обостряться, пора решительно дать себе ясный и точный ответ на вопросы: какого масштаба и уровня социального и институционального доверия требует внутреннее и внешнее состояние развития страны. И очень важно, - как и какими средствами коммуникации может быть достигнуто и обеспечено это самое доверие. Такой ракурс и подход к политическим событиям текущего момента предварительно просматривается на поверхности текущего политического бытия. На этом фоне объектом нашего анализа для поиска ответа на такие вопросы станут реальные факты и события политических акций, законодательных инициатив, исполнительских решений и действий, на первый взгляд, не существенно важных и даже заурядных. В частности, это - явные и скрытые проблемы политико-юридического контекста и свойства, вытекающие из тривиальных действий, содержания и решений, подготовленного Минэкономразвития РФ проекта федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В центре - не только предпосылки, сущностные и содержательные элементы этого законопроекта, социально-политическое, экономическое и правовое значение затрагиваемой в нем проблемы, но и имеющиеся и озвученные руководством страны, законодателем, чиновниками от исполнительной власти намерения и обещания, объяснения целей и задач, решаемых этим законом. В прагматичном плане -вскрытие и объяснение множества причин нерешенных в прошлом и остающихся в этом деле дюжины противоречий. Ключевое же политико-правовое значение имеет, на наш взгляд вопрос, как интерпретировать, перевести на язык стандартизации и формализации самую вопиющую и неотрегулированную проблему. В терминах Председателя правительства РФ Д.А. Медведева, это - «конкретная проблема, которая касается большого количества людей». Способ ее решения - отказаться от термина «непреднамеренный захват земли», оставить это в прошлом, «никакой это не захват, просто это надо должным образом оформить» [3].

Дело в том, что почти в каждом поселении, садовом и дачном товариществе есть владельцы участков, которые специально или случайно «прихватизировали» несколько соседних квадратных метров на первый взгляд ничейной земли. Часто самовольный захват территории скорее оптимизирует использование земли, чем мешает кому-нибудь. Но дело в том, что ничейной земли не бывает, и если это не участок соседа, то земля в государственной собственности. Поэтому любое самовольное использование соседнего участка и все постройки на нем являются незаконными, а их хозяева рискуют рано или поздно получить предписания освободить захваченную землю и снести самострой. «Захватчики дополнительных метров получили возможность оформить эту землю в собственность. С 1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон

N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». В нем подробно описаны условия оформления прирезки к участку. На юридическом языке прирезка участка называется «перераспределение земельных участков».

Оформить прирезку земли смогут частные лица, владельцы земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), огородничества, садоводства, дачного хозяйства (СНТ, ДНТ), индивидуального жилищного строительства (ИЖС) [4]. Распространены услуги оформления прирезанных участков под ключ: геодезическая съемка, подготовка проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка, проведение кадастровых работ, постановка нового участка на кадастровый учет, сопровождение процедуры регистрации прав собственности на новый участок. Но тем не менее, проблема в своем первозданном и вопиющем виде остается, волнует и беспокоит массу граждан, о чем было сказано Д. Медведеву при его встрече с садоводами, огородниками и дачниками 22 августа 2016 года в первом же вопросе Председателю правительства [5].

Сегодня уже фактом является распоряжение Правительства РФ от 27 августа 2016 года №1798-р согласно которому проект федерального закона вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. А заместитель Министра экономического развития РФ П.Э Королев назначен официальным представителем Правительства РФ при рассмотрении палатами Федерального Собрания РФ проекта данного законопроекта [6].

Судьба правовых основ хозяйственной деятельности 60 миллионов дачников и садоводов имеет свою непростую историю. В обиходе законодательной практики и законодательных инициатив этого вопроса имеется проект № 180219-6 федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», вносимый депутатами Валенчуком, Булавиным и др. [7]. 22 июня 2016 года Государственная дума Российской Федерации приняла в третьем, окончательном чтении поправки в федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66-ФЗ. С предложениями о поправках федерального закона выступили депутаты ГД: Нарышкин, Неверов, Васильев, Шаккум, Валенчук, Панков, Попов, Сафаралиев, Гильмутдинов, Кидяев и Меткин [8]. Закон ожидает только одобрения его Советом Федерации, чтобы быть подписанным Президентом России.

Тут важно отметить, что законодатели в лице депутатов ГД далеко зашли в своей критике существующего закона от 15 апреля 1998 года № 66- ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан». Они признали его устаревшим, не отвечающим требованиям действующего законодательства, и нуждающимся в гло-

бальной переработке отдельных глав и институтов. Выходит, что и проводимая политика по его правоприменению и для них стала неприемлемой. Представители народа, законодатели, конечно нашли повод порвать с устаревшим законом, и объяснить нужность его серьезной коррекции. В пояснительных записках ими подчеркивалось, что внимание к данному правовому акту обусловлено, во-первых, масштабной социальной ролью, которую играет закон в жизни всех садоводов, огородников, дачников страны (полагали, что на сегодняшний день насчитывается более 50 миллионов граждан, ведущих садоводство, огородничество, дачное хозяйство), во-вторых, ущербностью правовых механизмов осуществления деятельности садоводческих, огороднических и дачных объединений и защиты прав их членов. Кроме того, наблюдался большой общественный резонанс при решении вопросов относительно оформления и пределов осуществления садоводами и объединениям имущественных прав. Отсюда возникала потребность и необходимость адаптации к правовой, исторически сложившейся и социально-политической реальности правовых норм, содержащихся в данном законе. Не фигурной фразой для миллионов дачников и садоводов могла бы быть декларация законодателей - представленный законопроект предполагает комплексное совершенствование Закона. Но, как оказалось, партнерами и соперниками депутатов ГД, здоровую конкуренцию депутатским инициативам в законодательных делах и инициативах по данной проблеме оказало правительство РФ, и прежде всего Минэкономразвития. «...Мы решили, что менять действующий закон уже смысла не имеет, он довольно сильно устарел. Нужно сделать всё в комплексе, создать новый закон. Такая работа была проведена на площадке Минэкономразвития» [9], - заявляет Д.А. Медведев. В чем тут дело и как его интерпретировать с политической точки зрения.

Вокруг этой проблемы и этого вопроса можно обнаружить многое из текущей внутренней политики: это и линии популистских акций, и желание продемонстрировать и показать свою активность перед глазами общественности. В этих инициативах по совершенствованию закона в данной сфере деятельности есть, конечно же, признаки того, что кормчие государства пекутся об интересах общества и общественных некоммерческих объединениях. Как бы то ни было, но и в этом деле отчетливо хотелось бы видеть политические действия и акции по налаживанию доверия между властью и обществом. А коль это не получается, то показать и объяснить причины провалов в налаживании и проведении политики доверия? Оснований и данных для анализа предостаточно. В России согласно официальным данным насчитывалось уже на начало 2006 года 14,3 млн. садоводческих и дачных участков с общей площадью около 1,3 млн. га, а также 3,2 млн. огородных участков с площадью 318,1 тыс. гектаров. Общая численность садоводов, огородников и

дачников составляет примерно 60 миллионов человек, то есть половину всего населения России. Они производят 50% плодов и ягод, около четверти овощей и пятую часть картофеля от общего объема продукции. Собранная и введенная в правовой оборот данная статистика больше носит социальный и экономический эффект и значение. Но практически мало данных о таких, например, явлениях, как уже упоминаемые участки, возникшие в результате непреднамеренного захвата государственных и муниципальных земель, или земель, ранее принадлежавших колхозам, совхозам, лесхозам и прочим структурам советского периода.

Законодательством предъявляются требования о соответствии земельных участков минимальным и максимальным размерам. Юристы и законодатели полагают, что такие нормы закона направлены на обеспечение рационального использования земельных участков и представляются вполне логичными. Логичными с точки зрения норм законов и юристов. Но даже сами юристы отмечают тот факт, что как показывает судебная практика, несмотря на нормы требований регулирования минимальных и максимальных размеров участков, судами применяются требования по минимальным размерам участков земли, предоставляемых гражданам в собственность. Ими же отмечается, что субъектами земельных отношений неоднократно предпринимались попытки признать нормы о предельных размерах земельных участков нарушающими конституционные права граждан. Принято считать, что положения о предельных размерах земельных участков не противоречат Конституции РФ. Но судебная практика идет по пути применения положений о предельных размерах земельных участков при предоставлении гражданам в собственность земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности, к отношениям, связанным как правило с разделом земельных участков, или с их объединением [10]. При этом остается вне судебной и правовой юрисдикции огромное количество земельных споров по непреднамеренно увеличенных участках земли. Нет статистики на этот счет, но есть реальная проблема, на которую указали и граждане, и которую озвучил и предложил идею ее решения Председатель правительства РФ Д. Медведев.

Все это могло быть по сегодняшнему состоянию экономики в стране вне всяческого политико-социального интереса. Но вышло все наоборот. Данная тема оказалась проблемной и волнующей миллионы граждан. Она и стала объектом внимания законодателя в лице исполнительной власти. И как-то по-особому, не скажешь, нет оснований подозревать, что искусственно, выигрышно для правящей политической силы, эта тема была вброшена в предвыборное информационное пространство. Кто-то мог посчитать, что данная проблема использовалась в качестве отвлекающего от более серьезных проблем маневра.

Но не стоит недооценивать существующие здесь противоречия долговременного характера, решаемые, как правило, бюрократически, с боль-

шими сложностями организационного толка, чиновничьего небрежения, бездушия и невнимательности. И все это было бы еще полпроблемы и часть беды, если бы не проблема правовой и социальной защиты интересов половины населения страны, правовая неурегулированность отношений, связанных с их деятельностью, слабая поддержка коллективных и индивидуальных садоводов, огородников и дачников. И поскольку в совокупности эти проблемы остаются, они приобретают большое экономическое, социальное и политическое значение. Тут мало уже в очередной-раз говорить, что такого уровня проблемы должны находится под постоянным вниманием и контролем государства. И поскольку это так, всякая политическая партия и сила могли бы выдвинуть решение таких задач в качестве своего основного выборного лозунга. Апробировать этот лозунг, учтя отрицательный опыт решения этой проблемы. Выступить с идей волевого политического решения ее самым радикальным образом. Если угодно, во имя дела и его решения, применить для этой акции даже термин амнистия. Амнистировать по существу, а не половинчато, или декларативно признавать право на ту часть и ту площадь земельных участков дачников и садоводов, которая занесена в реестр в существующих границах. И независимо от того, как они были установлены, как сложились за последние 20-25 лет для этих самых дачников и садоводов, и которые в массе своей уже де-факто стали собственниками не только пресловутых и одновременно обожаемых 6 соток, либо готовятся стать таковыми, а де-юре остаются в подвешенном, неотрегулированном и незащищенном положении. Такое умозаключение можно вывести даже из совершенно очевидного факта, что в стране с самыми большими земельными угодьями почему-то 6 соток кто-то от власти оставляет сакральной единицей и упорно держится этой бюрократической, устаревшей и политически вредной установки. И ограничителем обеспечения жизненных устоев тех самых дачников и садоводов, число которым миллионы.

Может показаться, что особые задачи разрешения проблемы и противоречий в этом деле сразу переворачивают страницу предварительных замечаний и объяснений юристов, государственных служащих, специалистов по землеустройству, руководствующихся буквой закона Земельного кодекса [11]. Что такая постановка вопроса дезавуирует саму проблему в таком виде и форме, постановку вопроса о политическом характере самого акта признания законными всех действий по непреднамеренному или какому-то иному, не уголовно наказуемому способу расширения площадей земельных участков указанного предназначения.

О порядке признания такой собственности, политическом акте одобрения такого признания со стороны верховной власти, существующих здесь противоречиях и проблемах стоило бы заявить решительней и основательней потому, что политическая значимость и актуальность высветившееся темы с точки зрения масштабов затрагиваемых ею ин-

тересов и людей - очевидна не сразу и не для всех политиков и политических сил. На фоне общей массы коммуникативных действий думской выборной кампании законопроект о садоводах, огородниках и дачниках - можно рассматривать лишь одним из эпизодов и приемов популяризации для правящих политических партий (думских партий) легального способа привлечь к себе внимание электората и тем самым без особых трудов и усилий закрепить свое правящее положение, а для оппозиции - побороться за власть. Но можно и достойно взглянуть на процесс несколько под другим углом зрения, основательней разобраться с предпочтениями и возможностями быть на высоте современных запросов общества и государства. Можно и должно посмотреть на эту проблему с точки зрения интересов не просто 150 миллионного населения, а, какой-то пусть и другой социально-политической величины, но достаточно важной и знаковой, таких интересов и такой величины граждан, поддержка и защита которых, могла бы: во-первых, развязать руки для проведения стратегии будущего широкомасштабного реформирования всей экономики страны. Об этом ведь говорят постоянно и уже давно все политические силы, разрабатывая и предлагая грандиозного масштаба программы и стратеги. Но мало кто показывает пути выхода экономики страны из кризиса. И в этом гвоздь современной политики и текущих дел. И в особенности стоит предостеречь стратегов от политики нереалистичных для текущего момента предложений. Во-вторых, нельзя позволять обходить суть дела, если не обеспечить защиту и поддержку таких интересов и такой критически важной величины населения, которые, собственно и не требуют поиска и аккумуляции дополнительных ресурсов, переключения их с одних проблем на другие, более важные. Но такой социальной величины, которая может без дополнительных ресурсов и сама себя обеспечить, и сама решать свои проблемы самоорганизации и занятости. И обеспечить устойчивое социально-политическое состояние, дабы будет пользоваться плодами приобретённых материальных активов, и главное, чувством проявленной к ней заботы. Для этого, чтобы быть серьезными и ответственными политиками, а политическим силам решительными и деятельными, поскольку они уверены и знают, мук великих страданий и перенапряжения сил в громадье будущей модернизации не избежать, нужно оказать поддержку и защиту таких интересов и потребностей, которые уже за последние 20-25 лет сформировались, стали формой обеспечения самых очевидных потребностей граждан. И уже стали достоянием активов этой самой критически важной части населения, но не стали для них самой неотъемлемой собственностью, которая не получила закрепления в виде твёрдого федерального закона, и потому остается объектом тяжелых испытаний бюрократического закрепления этих активов за гражданами. И что очень важно, в сознании самих дачников, садоводов, уже твердо сформиро-

валась идея справедливого решения вопроса о земельных участках, в каких бы максимальных или минимально допустимых и предельных границах они не сформировались, даже как участки с «непреднамеренным захватом земли» - все эти участки земли раз и навсегда узаконить и признать посредством Федерального закона.

Политической элите страны пристало как никогда ранее, наконец-то, быть мужественными и правыми одновременно, и провести в жизнь на основе закона лозунги просвещенных французских и русских реформаторов - развивайте хозяйство, накапливайте, обогащайтесь. Новому составу Государственной Думы наконец-то принять к соответствующему законопроекту такого уровня поправки, которые бы отвечали уже озвученным идеям по легализации сложившейся собственности в виде участков земли садоводов, дачников и огородников, и обеспечили бы им на эту собственность гарантии государственной защиты, а банкам - покрытие рисков по выдаче кредитов под залог этих активов [10]. Президенту страны, Председателю правительства РФ, самому правительству на уровне сознания уже тоже ясно, что пора отказаться от термина «непреднамеренный захват земли», повторим еще раз, «что это все в прошлом, никакой это не захват, просто это надо должным образом оформить». Осталось закрепить это ментальное понимание соответствующей нормой закона и добиться ее исполнения чиновниками.

Список литературы

1. Названы особенности выборной кампании 2016 года [Электронный ресурс] URL: http://vz.rU/news/2016/2/18/795109.html (дата обращения -02.09.2016)/

2. Ведомости.[Электронный ресурс] URL: https://news.mail.ru/politics/ 26963636/?frommail=1 (дата обращения - 01.09.2006).

3. Встреча Дмитрия Медведева с представителями садоводческих, огороднических и дачных хозяйств 22 августа 2016 года. [Электронный ресурс] URL: http:// government.ru/news/24250/ (дата обращения - 01.09.2016).

4. Легализуй захваченное [Электронный ресурс] URL: http://www.veles72.ru/ samovolnyj-zakhvat-zemli-oformlenie-prirezki-k-uchastku/item/272-samovolnyj-zakhvat-zemli-kak-oformit-prirezku-k-uchastku (дата обращения - 29.08.2016).

5. Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http:// government.ru/media/files/1jxA7lety5KhioephogZB0ghyaLDtA0f.pdf (дата обращения - 30.08.2016).

6. Там же.

7. О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». [Электронный ресурс] URL: http://omsksad.ru/data/documents/Zakonoproekt-no-180219-6.-0-vnesenii-izmeneniy-v-Federalnyy-zakon-O-sadovodcheskih-ogorodnicheskih-i-dachnyh-nekommercheskih (дата обращения - 01.09. 2016).

8. URL: http://www.snt-forum.ru/o-proekte/887-gosduma-prinyala-popravki-k-66-fz (дата обращения - 01.09.2016).

9. Встреча Дмитрия Медведева с представителями садоводческих, огороднических и дачных хозяйств 22 августа 2016 года. [Электронный ресурс] URL: http:// government.ru/news/24250/ (дата обращения - 01.09.2016).

10. Тоточенко Д.А. Минимальный и максимальный размер земельного участка. [Электронный ресурс] URL: http://www.sudmos.ru/articles/zemlya/uchastok_700.html. (дата обращения - 01.09.2016).

11. БеляевВ.Л. Согласование градостроительных и земельных вопросов: состояние, задачи и возможные пути решения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. N 9.

12. Специалисты и юристы кредитных учреждений и организаций отмечают, что практика кредитования на различные нужды под залог земли в России развивается медленными темпами. И связано это с отсутствием необходимой законодательной базы. Банки в этих случаях руководствуются, как правило, законом об ипотеке при рассмотрении земельных участков в качестве залога. Но, тем не менее, земля все чаще становится ликвидной и привлекательной недвижимостью, а собственники земельных наделов имеют возможность получать финансовые средства, используя их в качестве обеспечения по кредитам. (См. [Электронный ресурс] URL: http:// kreditstock.ru/kredit-pod-zalog/zemelnogo-uchastka/ (дата обращения - 27.08.2016).

■ ■ ■ COMMUNICATION OF THE EMBODIMENT OF A POLITICAL IDEA IN THE LAW: OR LET'S ABANDON THE TERM «INVOLUNTARY SEIZURE OF LAND"

Authors: SLIZOVSKIY D.E., SOKOLOV N. N., HUSNAI V.M.

SLIZOVSKY Dmitry Egorovich - doctor of political and historical Sciences, Professor of the Russian University of Peoples' Friendship (RUDN). Address: 117198, Russia, Moscow, Miklukho-Maklaya 10/2. E-mail: de373@mail.ru

SOKOLOV Nikolay Nikolaevich - postgraduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571 Moscow, prospect Vernadskogo 82. E-mail: super.nik777nik@yandex.ru.

HUSNAI Viktor Mikhailovich - head of the Ust-Donetsk district of Rostov region, graduate faculty of political science of South-Russian Institute of management -branch of Ranepa.

Address: 346550, Rostov region, R. p. Ust-Donetsk, Lenin str., 18. E-mail: adm@ustland.ru.

Abstract: the article substantiates the idea of how important and essential to ensure political and legal entrenchment of property rights on the property (land), the inviolability of property of about 60 million citizens employed in garden, dachnik and ogorodnik farms. In the heart of the analysis is the content and context of communicative escorts of Government bills initiated during the election campaign-2016.

Keywords: domestic policy of the Russian Federation in the period of the elections to the State Duma; bills on gardeners and dachik and ogorodnik; political and legislative decisions of vital activity of the gardeners.

References:

1. Nazvany osobennosti vybornoj kampanii 2016 goda [Named features of the election campaign of the year 2016] URL: http://vz.ru/news/2016/2/18/795109.html (date of visit -02.09.2016).

2. Vedomosti. URL: https://news.mail.ru/politics/26963636/PfrommaiN1 (date of visit - 01.09.2006)

3. Vstrecha Dmitriya Medvedeva s predstavitelyami sadovodcheskikh, ogorodnicheskikh i dachnykh khozyajstv 22 avgusta 2016 goda [Meeting of Dmitry Medvedev and representatives of horticultural, gardening and country farms, August 22, 2016 year] URL: http://government.ru/news/24250/ (date of visit - 01.09.2016).

4. Legalizuj zakhvachennoe [Legalizede captured] URL: http://www.veles72.ru/ samovolnyj-zakhvat-zemli-oformlenie-prirezki-k-uchastku/item/272-samovolnyj-zakhvat-zemli-kak-oformit-prirezku-k-uchastku (date of visit - 29.08.2016).

5. Pravitel'stvo Rossijskoj Federatsii [The Government of The Russian Federation] URL: http://government.ru/media/files/1jxA7lety5KhioephogZB0ghyaLDtA0f.pdf (date of visit - 30.08.2016).

6. Idid.

7. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O sadovodcheskikh, ogorodnicheskikh i dachnykh nekommercheskikh ob»edineniyakh grazhdan» [On amendments to the Federal law «On the garden, gardening and country non-profit citizens ' associations] URL: http:// omsksad.ru/data/documents/Zakonoproekt-no-180219-6.-0-vnesenii-izmeneniy-v-Federalnyy-zakon-O-sadovodcheskih-ogorodnicheskih-i-dachnyh-nekommercheskih (date of visit - 01.09. 2016).

8. URL: http://www.snt-forum.ru/o-proekte/887-gosduma-prinyala-popravki-k-66-fz (date of visit - 01.09.2016).

9. Vstrecha Dmitriya Medvedeva s predstavitelyami sadovodcheskikh, ogorodnicheskikh i dachnykh khozyajstv 22 avgusta 2016 goda [Meeting of Dmitry Medvedev and representatives of horticultural, gardening and country farms August 22, 2016 year] URL: http://government.ru/news/24250/ (date of visit - 01.09.2016).

10. TotochenkoD.A. Minimal'nyj i maksimal'nyj razmer zemel'nogo uchastka ToToneH-koMA. [D. Totochenko D.A. Minimum and maximum size of the plot.] URL: http://www. sudmos.ru/articles/zemlya/uchastok_700.html. (date of visit - 01.09.2016).

11. BelyaevV.L. Soglasovanie gradostroitel'nykh i zemel'nykh voprosov: sostoyanie, zadachi i vozmozhnye puti resheniya // Imushhestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federatsii. 2013. N 9 [Belyaev V.L. Harmonization of planning and land issues: status, challenges and possible solutions//property relations in the Russian Federation. 2013 N 9]..

12. Note that the practice of lending for various purposes under a pledge of land in Russia is developing at a slow pace. And this is due to the lack of necessary legislative framework. In these cases, the banks are generally the law on mortgage when considering land as collateral. However, the land is increasingly becoming liquid and attractive real estate and land owners have the opportunity to receive funds, using them as collateral for loans. URL: http://kreditstock.ru/kredit-pod-zalog/zemelnogo-uchastka/ (date of visit - 27.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.