Научная статья на тему 'Коммуникации как фактор риска в публичной политике'

Коммуникации как фактор риска в публичной политике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
277
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / GR-КОММУНИКАЦИИ / ОТКРЫТАЯ И ЗАКРЫТАЯ ПОЛИТИКА / OPEN AND CLOSED POLICY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / STATE AND COMMERCIAL SECRETS / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ / POLITICAL ILLUSIONS / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ЛОББИЗМ / LOBBYING / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / AND RISK MANAGEMENT / GOVERNMENT RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Расторгуев Валерий Николаевич

В статье обосновывается тезис о том, что для публичной политики характерен высокий уровень рисков, что делает ее одной из самых закрытых областей политической деятельности. Это относится и к сфере GR-коммуникаций. Среди факторов риска коррупция и лоббизм, который в Российской Федерации не имеет правового регулирования. Открытость публичной политики это такая же иллюзия, как и открытость коммуникаций власти и, например, крупного бизнеса. Эта иллюзия выполняет ряд важных функций расширяет социальную опору партий и государственных институтов, пробуждает гражданскую активность, но остается фактором риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIONS AS A RISK FACTOR IN PUBLIC POLICY

The article substantiates the idea that public policy is characterized by a high level of risk, which makes it one of the most closed areas of political activity. This also applies to the field of government relations. Among the risk factors corruption and lobbying, in which the Russian Federation has no legal regulation. Openness of public policy is the same illusion as the openness of governmental communications or large businesses. This illusion is caring a number of important functions extends the social support of parties and government institutions, awakens civil activity, but still remains as a risk.

Текст научной работы на тему «Коммуникации как фактор риска в публичной политике»

ТЕМА НОМЕРА

УДК 304

Коммуникации как фактор риска в публичной политике

В статье обосновывается тезис о том, что для публичной политики характерен высокий уровень рисков, что делает ее одной из самых закрытых областей политической деятельности. Это относится и к сфере GR-коммуникаций. Среди факторов риска — коррупция и лоббизм, который в Российской Федерации не имеет правового регулирования. Открытость публичной политики — это такая же иллюзия, как и открытость коммуникаций власти и, например, крупного бизнеса. Эта иллюзия выполняет ряд важных функций — расширяет социальную опору партий и государственных институтов, пробуждает гражданскую активность, но остается фактором риска.

Ключевые слова: публичная политика, законодательство, GR-коммуникации, открытая и закрытая политика, государственная и коммерческая тайна, политические иллюзии, коррупция, лоббизм, управление рисками.

В.Н. Расторгуев

Проблематика, связанная с ролью GR-коммуникаций в жизни современного общества, не получила в нашей стране того осмысления, которое соответствует политической значимости темы. Оценку не меняют исследования, основанные на переложении или калькировании теорий и концептуальных схем, которые описывают функционирование этой сферы специализированной деятельности в западных странах. При этом российская специфика публичных коммуникаций остается tabula rasa как на уровне массового сознания, так и в политическом, правовом и даже политологическом дискурсе. Остановимся на трех вопросах, акцентирующих внимание не на юридических, а на философских аспектах, поскольку для юриста, как и для богослова, нет более важного понятия, чем догма, а для философа нет большего оскорбления, чем обвинение в догматизме [подробнее см.: 2].

Вопрос первый и принципиально важный: существует ли связь между качеством публичных коммуникаций и устойчивостью той политической системы, которая сложилась в нашем государстве? Для того чтобы

© Расторгуев В.Н., 2014

53

Коммуникации как фактор риска в публичной политике

пояснить свою мысль, ограничусь простой аналогией. Объектом уподобления может служить конструктивное решение, положенное в основу проекта Останкинской башни. Задумаемся, благодаря чему башня выстояла даже после техногенной катастрофы — пожара 2000 года? Секрет башни прост, как и все гениальное: во время пожара уцелели 29 стальных канатов (из 149), которые и обеспечивают ее прочность и надежность. Публичные коммуникации подобны этим канатам, но их намного больше, чем стальных конструкций в башенном чреве, а степень их натяжения требует не только профессиональных знаний и постоянного мониторинга, но и высокой мобильности, способности поддерживать равенство в отношениях между «верхами и низами». Под равенством здесь следует понимать сопоставительный уровень прочности и самодостаточности «верхов» и «низов», от чего полностью зависит как устойчивость «вертикали власти», так и «горизонтальное развитие».

Дело в том, что «низы» только в воображении политиков, владеющих в лучшем случае методами ручного управления, могут рассматриваться как нечто менее важное, чем государственная машинерия. «Низы», как они понимаются в грубом и не всегда внятном политическом языке, — это и религиозные организации, и базовые институты гражданского общества, как традиционные, так и новоявленные — те же сетевые структуры и «виртуальные» сообщества, свободно конкурирующие ныне с традиционными структурами. Если следовать «логике политического мышления», то к «низам» следует отнести (а теоретики и относят, невзирая на комический эффект) также и бизнес-структуры, ядро которых составляет или должен составлять крупный и средний национально ориентированный капитал. Все это в совокупности (церковь, гражданское общество, бизнес) — основа основ социального организма. Здесь сосредоточены и все его жизненные силы, и вся его духовная и интеллектуальная мощь, а также скрытая саморазрушительная энергия, которая и требует сверхтяжелого «противовеса» в лице государственной машины, ибо всеобщие дела, по определению Гегеля, требуют надзора и заботы публичной власти [1, § 235, прилож.].

Уже по одной этой причине «низы» не должны ни в чем уступать «верхам», то есть политическим институциям. Это означает равенство и в плане правовых гарантий, и в плане ресурсного обеспечения, и в плане статусном: всякий госчиновник должен знать свое место в социальной иерархии, никак не высшее. Только в этом случае политика в области GR-коммуникаций не превратится в театр марионеток, в роли которых выступают не только персоны, олицетворяющие «низы», но и сами политики-лоббисты. У нас эта иерархия нарушена, а возможно, и опрокинута, что и спутало «стальные канаты» коммуникаций. Еще одна причина неустойчивости «властной вертикали» и системы в целом — зачаточное состояние национального капитала и доминирование капитала компрадорского или теневого. А компрадоры и воры, как известно, слабая опора власти.

54

Коммуникации как фактор риска в публичной политике

Полезно в этой связи уточнить, на чем держится аналогия, которую мы провели между публичными коммуникациями и конструкцией Останкинской башни. Во-первых, именно эти коммуникации связывают основание и всю вертикаль власти в единое целое, а потому могут быть названы системообразующим фактором. Во-вторых, они не видны стороннему наблюдателю, даже если он и знает или догадывается об их существовании. Положение дел не меняет даже название «публичные». В действительности стратегически значимые коммуникации видны только тем, кто осуществляет их «наладку» и ведет контроль за их состоянием и надежностью (а надежность зависит прежде всего от способности противостоять «коррозии металла» — коррупции). И в-третьих, публичные коммуникации должны быть той частью единого проекта, которая требует особо тщательного расчета, высокого мастерства и качественной (железобетонной) защиты, поскольку любая, и прежде всего конструктивная, ошибка в этой сфере или недостаточная прочность материала, в том числе и человеческого, — приговор государству и гарантия его обрушения. К слову, западные политики отдают себе отчет в значимости этой сферы, о чем свидетельствует и уровень осмысления этой темы, в том числе и философского, и степень законодательного регулирования, и — главное — навыки управления всей системой (эффективные, но далеко не безупречные с точки зрения демократических деклараций и заявленной открытости).

Второй вопрос не менее важен: что мешает адекватно оценить роль публичных коммуникаций, кроме вышеуказанных факторов (перевернутая элитная иерархия и коррупция)? Среди причин, которые можно отнести к компетенции политической лингвистики и философии, — так называемая «семантическая ловушка», в которую попадают даже профессиональные политологи и юристы, не говоря уже о политиках, в силу их зависимости от узуса, языковых привычек. Дело в том, что само понятие «публичность» обычно толкуется предельно просто — как открытость, что легко подтвердить, сославшись на устоявшиеся языковые нормы, закрепленные в словарях, или на анализ частотности употребления этого слова в рамках указанного семантического поля в языке политики. Эта вполне адекватная для подавляющего большинства случаев интерпретация и, соответственно, установка представляется более чем сомнительной, а зачастую совершенно неприемлемой как для публичной политики, так и для ее «тросов предержащих» — публичных коммуникаций, под которыми, как уже говорилось, обычно понимают связи государственных структур и самих политиков с бизнессообществом и институтами гражданского общества.

Но демонстрируемая открытость — не то же самое, что прозрачность. О непрозрачном, а иногда и тщательно закрытом характере публичных коммуникаций, который контрастирует с масс-медийными коммуникациями, уже бегло говорилось (кто же будет открывать все контакты крупного бизнеса, особенно теневого, и власти, к примеру?), а о показной открытос-

55

Коммуникации как фактор риска в публичной политике

ти публичной политики следует сказать особо. Открытость и прозрачность публичной политики или публичных политиков — это такая же насаждаемая и культивируемая иллюзия, как и прозрачность коммуникаций, но иллюзия, важная для поддержания социального порядка и стабильности. Эта иллюзия устраивает всех — и самих политиков, делающих ставку на демократические ценности, и потенциальных избирателей, верящих (иногда не без основания) в то, что их голоса играют весомую роль в выборе политического курса, и теоретиков, поскольку позволяет им создавать целостную и удобную для восприятия картину осуществления политической власти. В действительности публичная политика — на порядок более закрытая сфера, чем политика непубличная. В рамках отраслевых (непубличных) политик — экономической и финансовой, социальной и национальной, экологической и научно-технической, как и во всех прочих секторах, даже в военной политике, степень открытости ограничена в основном двумя факторами: интересами безопасности (государственная и коммерческая тайна или методология управления рисками) и элементарной «защитой от дураков». Правильнее было бы говорить — защитой от профанов и дилетантов, которым недостает уровня компетентности для адекватной аналитики и дешифровки стратегий. К слову, эти степени защиты информации более надежны, чем обычные методы конспирации, поскольку обладают способностью постоянно обновляться без специальных усилий извне.

В публичной политике именно эти ограничения менее существенны, ибо она и рассчитана преимущественно на профанов и дилетантов — не только в «низах», но и в «верхах», что связано, к примеру, с неизбежными издержками демократии. О своеобразной открытости публичной политики и правовой системы для профанов писал еще Гегель [2, § 225], отмечая особо, что в само право (даже судебное право) входит доверие граждан к нему, что и требует публичности. Это не исключает, разумеется, бесчисленных ограничений иного рода, несвойственных отраслевой политике, но делающих публичную политику закрытой. Речь идет, прежде всего, о сфере партийных, групповых и личных интересов, не требующих афиширования (язык служит не для того чтобы открывать намерения), а также доминирующей установки на пропаганду, позиционирование и самопозиционирование до лоббирования — либо тщательно скрытого, как у нас, либо частично приоткрытого (контроль за денежными инвестициями в продвижение частных интересов).

И наконец, вопрос третий и завершающий: как следует понимать публичные коммуникации с учетом уже сделанных замечаний в адрес устоявшегося толкования? Самый простой и вполне удовлетворительный ответ подсказывает правовая традиция, в настоящее время соответствующая Конституции РФ, и философия права, дающая обоснование традиционному различению частного и публичного права, которое регулирует отношения, где в

56

Коммуникации как фактор риска в публичной политике

качестве одной из сторон выступает государство. Когда мы говорим о публичных коммуникациях, то их открытость и сводится, по сути, к участию государства. К сказанному можно добавить, что публичная политика, в рамках которой складываются внутренние и внешние коммуникации, относится к известному списку сфер специализированной деятельности, называемых публичными профессиями, каждая из которых связана с повышенными коррупционными рисками. При этом риски в сфере публичной политики и соответствующих коммуникаций намного выше, чем, к примеру, в журналистике, без которой трудно представить отдельные секторы публичных коммуникаций. А фактор, умножающий риски, уже был назван: суть GR-коммуникаций — лоббизм, который в РФ до сих пор полностью выведен из правового регулирования.

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

2. Расторгуев В.Н. Идея конституционализма в философии политики и права // Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики: Сб. М.: Летний сад, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.