Научная статья на тему 'Коммуникативный танец как средство развития навыков общения младших школьников на уроках ритмики в музыкальной школе'

Коммуникативный танец как средство развития навыков общения младших школьников на уроках ритмики в музыкальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2346
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / КОММУНИКАЦИЯ / СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубнова Ольга Борисовна

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками важны для процесса музыкального развития детей. В статье рассмотрены невербальные средства общения бытового танца, проанализированы элементы коммуникативного танца. Автор приводит в качестве примера танцы, которые развивают взаимопонимание, помогают ориентироваться в пространстве, способствуют развитию чувства формы у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубнова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contact and experience interaction is impotent for the process for musical develop of children. The article consider umverbal means of contact national dancing, analyse element of communicative dancing. The author gives dancing as example, which develop understanding, to help at fi nding in a space, develop sensation of form.

Текст научной работы на тему «Коммуникативный танец как средство развития навыков общения младших школьников на уроках ритмики в музыкальной школе»

О. Б. Бубнова

КОММУНИКАТИВНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РИТМИКИ

В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа представлена кафедрой музыкального образования Уральского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Г. Тагильцева

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками важны для процесса музыкального развития детей. В статье рассмотрены невербальные средства общения бытового танца, проанализированы элементы коммуникативного танца. Автор приводит в качестве примера танцы, которые развивают взаимопонимание, помогают ориентироваться в пространстве, способствуют развитию чувства формы у детей.

Ключевые слова: танец, коммуникация, средства общения.

O. Bubnova

COMMUNICATIVE DANCE AS A MEANS OF DEVELOPING COMMUNICATION SKILLS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN AT EURHYTHMICS LESSONS IN MUSIC SCHOOL

The contact and experience interaction is impotent for the process for musical develop of children. The article consider umverbal means of contact national dancing, analyse element of communicative dancing. The author gives dancing as example, which develop understanding, to help at finding in a space, develop sensation of form.

Key words: dance, communication, means of communication.

Танец - это сложное и многогранное явление, которое объединяет биологические, психологические, социокультурные, социально-психологические и философские аспекты. Общение через танец возможно благодаря тому, что танец является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о психологических особенностях личности и группы. Следовательно, танец выполняет разнообразные социально-психологические функции: создает образ партнера и группы; способствует пониманию и взаимопониманию между партнерами; устанавливает и регулирует отношения и выражение чувств; развивает самопознание и познание других людей.

Существуют разные типы танцев: народно-бытовой, классический, современный. Исследователи выделяют несколько разновидностей бытовых танцев: сюжетные (движения трудового процесса, различные явления природы, жизненный уклад народа и его нравы) и бессюжетные танцы (спонтанные, импровизированные). В сюжетных и бессюжетных танцах происходит процесс общения партнеров, в котором используются невербальные средства. В психологии общения принята следующая классификация невербальных средств: проксемическая система (пространственно-временные характеристики ситуации общения), оптическая система (внешний вид и выразительность движений человека - жесты, мимика, позы, походка и контакт глаз), акустическая (различные качества голоса, интонации, темп речи, фразовые и логические ударения, паузы, покашливание, смех и т. д.), кинестетическая система (прикосновения - сила, давление) [7]. Если проанализировать историю бытового танца, можно сделать следующие выводы о развитии в бытовом танце невербальных средств общения. Проксемическая характеристика танца постоянно изменялась и усложнялась: круговое движение, линейное построение, каре, восьмерки, зигзаги и, наконец, свободное движение партнеров. На современном этапе используются любые схемы танцев. Общая пляска сменилась движениями парами, группами, сольно; стал возможен

свободный выбор и обмен партнерами. Социальная дистанция в танце заменяется личной и интимной, что символизирует сближение и взаимопонимание партнеров. Малый контакт глаз заменяется долгим пристальным взглядом в течение всего танца, становится возможным свободное вступление партнеров в контакт. Партнеры постепенно осваивают все возможные позиции: лицом и спиной друг к другу, положение друг за другом и сзади партнера. Копирование поведения партнера сменяется сво бодными импровиза ционными танцевальными движениями. Доминирует мимика подтверждения и сознательной передачи определенных сигналов об эмоциональном состоянии - улыбка, наклон головы, подмигивание. К жестам информативно-коммуникативным добавляются регулятивно-коммуникативные (жесты вступления в контакт) и конативные жесты (способствующие поддержанию и усилению контакта). Значение акустической системы постепенно сводится к минимальному. Тактильные же прикосновения, напротив, становятся очень интимными и включают различные части тела партнеров.

К бессюжетным можно отнести и коммуникативный танец. Понятие «коммуникативный танец» возникло в XX в. и формировалось постепенно. Идея «выразительного танца» возникла в педагогике Э. Жак-Далькроза. К. Орф «подхватил» идею сочетания музыки и движения как средства раскрепощения, свободы тела и духа. Он мечтал научить детей читать «мировую книгу» музыкальных интонаций так же, как они читают сказки народов мира, поэтому включил в свой сборник «Шульверк» фольклорные танцы народов мира [9]. Последователи Карла Орфа включают в свои уроки такой вид деятельности детей, как фольклорные танцы (Й. Вуйтак, Т. Э. Тютюнникова, Е. И. Поплянова), коммуникативные танцы (В. А. Жилин), коммуникативные танцы-игры (А. И. Буренина).

Объединение двух таких сложных терминов, как «танец» и «коммуникация», не случайно. Г. М. Андреева предлагает «характеризовать структуру общения путем выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативный танец как средство развития навыков общения младших школьников..

Коммуникативная сторона, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания» [1, с. 82]. Коммуникация и танец имеют много общих элементов: невербальные сигналы и знаки, пространственно-временная структура, установление и регуляция взаимоотношений. Коммуникативный танец - это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой. Таким образом, он включает в себя все три стороны общения. В коммуникативных танцах развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Компоненты коммуникативного танца просты: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети тщательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: параллельные линии, круговые движения вперед или боком, звезду или мельничные образования, квадраты, змейки, продвижение вперед и назад и т. п. Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, узнают о культуре различных стран и открывают понимание отличий характеров и традиций в мире.

Особенно важно развитие социально-психологических свойств личности во втором периоде ранней стадии социализации - в школе. С приходом ребенка в школу одним из главных объектов познания для него становится поведение других детей, действия и поступки, характеризующие их. С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у младшего школьника происходит накопление знание о формах поведения, осознание причин действий. В разных видах деятельности раскрывается возможность видеть поведение других людей с разных сторон. Это ведет к тому, что содержание формирующихся у учащегося понятий о чертах и качествах личности существенно изменяются, у него развивается умение более глубоко и правильно расшифровывать психологический подтекст сложных действий и поступков, объективно оценивать личность в целом.

В практике работы по внедрению коммуникативных танцев в дисциплину ритмики в ДМШ возникла необходимость в составлении особой составительской программы, направленной на развитие социально-психологических качеств у младших школьников. В музыкальную школу поступают учащиеся разных школ. Некоторые дети не имеют опыта общения со сверстниками, так как они не посещали дошкольные учреждения. Есть также дети, которые имеют такой опыт, но у них не устранены элементы эгоцентризма, поэтому они неохотно вступают в процесс общения.

На первом этапе разучивания танцев возможно использование текста для стимулирования общения. На втором этапе отсутствие в танце слов усложняет задачу понимания. Программа построена в определенной последовательности и включает в себя три раздела: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с партнерами, демонстрирование доверия к партнеру. Программа ориентирована на детей 7-8 лет, т. е. учащихся подготовительной группы и 1-го класса. Освоение танцев зависит от особенностей группы: если дети достаточно легко находят взаимопонимание с одним партнером, следует увеличить количество партнеров и усложнить движения. Педагог может предложить детям сочинить свой ком-

муникативный танец из тех движений, которые им нравятся и получаются лучше всего. Разучивание коммуникативных танцев можно продолжать до тех пор, пока сохраняется интерес детей к этому виду деятельности.

В первом разделе начинать разучивание коммуникативных танцев лучше с тех, в которых появление нового партнера обуславливается танцевальными движениями. Ребенку необходимо найти партнера визуально, продемонстрировать дружелюбие и войти в контакт с ним. Также в этих танцах формируется умение по взгляду партнера понять намерения друг друга. Используются очень простые танцевальные движения: шаг вальса или польки, кружение в паре. Контакт с партнером усиливается тактильно - рукопожатие, хлопки как элемент открытости. В некоторых танцах дети и педагог могут импровизировать движения различных профессий - сапожника, прачки, конюха, повара. Возможен вариант - показать повадки животных и птиц. Особый интерес исполнению танцев может придать ускорение темпа или непарное количество участников, таким образом, кто-то рискует остаться без пары. Например, танец «Вот мы опять с тобой» [6]. В части А дети попарно становятся по кругу - мальчики во внутреннем круге, девочки - во внешнем. Исходное положение: взявшись за руки крест-накрест. Вначале два подскока и три притопа с правой ноги, затем то же самое с левой ноги. Далее повторить движения. В части В пары стоят по кругу, руки опущены. Выполнить хлопок перед собой, с партнером правой рукой, затем хлопок перед собой и вновь с партнером левой рукой. Кружиться с партнером, соединив правые руки. На последних тактах мальчики передвигаются вправо к новой партнерше. Танец выполняется до тех пор, пока мальчики вновь оказываются в паре с девочкой, с которой они начинали танец. Дети говорят: «Вот мы опять с тобой!» - и останавливаются, взявшись за руки.

Второй раздел программы - развитие взаимопонимания с партнерами. Эти коммуникативные танцы направлены на поиск взаимопонимания не с одним, а с двумя или тремя партнерами. Если усложнение танцевальных

движений не вызывает трудностей, то можно исполнять танцы, где взаимодействуют четыре партнера - две пары. Разучивание данных танцев требует большего внимания и точности. Здесь также развивается способность ориентироваться в пространстве и строить сложные фигуры («мост», «крест», «ворота»). Например, немецкий танец «Молоточки» [3]. В части А пара партнеров выбирает еще одну пару и становится напротив друг друга (необходимо смотреть в глаза партнера напротив). Выполнить шлепки по бедру, груди и хлопок перед собой два раза. Затем партнеры выполняют хлопки правыми руками, левыми и обеими руками два раза. В части В все четыре партнера соединяют правые руки высоко и кружатся по часовой стрелке, при повторении - в противоположную сторону, соединив левые руки.

Третий раздел программы - демонстрирование доверия к партнерам. Движения танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми. Элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки. Например, балий-ский танец [3]. При разучивании педагог просит детей показать настроение сосредоточенности и спокойствия при помощи мимики и жестов. Вначале можно показать общие движения, затем каждый выбирает свои. В части А дети встают в две линии лицом друг к другу, расставив ноги и чуть присев. Каждое движение выполняется половинными длительностями очень медленно и плавно. Вначале положить на талию правую руку, затем левую и повернуть по очереди руки вокруг ладони. Положить правую руку на левое плечо, затем левую на правое плечо. Отвести назад правую, затем левую руку назад. В части В необходимо удерживать равновесие и неподвижность нижней части тела. Медленно поднимать руки вверх до соединения и так же медленно опустить вниз в исходное положение. Танец способствует концентрации внимания ребенка, умению точно рассчитать время движения рук.

Коммуникативные танцы можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: на уроках ритмики, на переменах в школе, на разминке в летнем лагере. Ведь разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но обязательно с новым

партнером. Этот вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются участниками и создателями танцевального действия. Особенно актуально это для настоящего вре мени, поскольку совместные празд ники и развлечения с родителями стали проводиться повсеместно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 1997. 376 с.

2. Буренина А. И. Коммуникативные танцы - игры для детей. СПб.: Музыкальная палитра, 2004. 35 с.

3. Вуйтак Й. Материалы семинара «Музыка и танцы мира». Екатеринбург, 2007.

4. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1987. 382 с.

5. Жилин В. А. Материалы семинара-практикума «Интеграция движения, слова и музыки». Екатеринбург, 2006.

6. КонороваЕ. И. Методическое пособие по ритмике. М.: Гос. муз. издательство, 1963. 112 с.

7. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Академия, 2005. 368 с.

8. Поплянова Е. И. Давай, Земля, кружиться! (Танцы народов мира в переложении для детей России). Челябинск: АвтоГраф, 2006. 82 с.

9. Система детского музыкального воспитания К. Орфа / Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. 241 с.

10. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М.: АСТ, 2001. 94 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.