Научная статья на тему 'Коммуникативные технологии управления ориентирами личности российского студента в условиях социального риска'

Коммуникативные технологии управления ориентирами личности российского студента в условиях социального риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
108
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MANAGEMENT TECHNOLOGIES / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMUNICATIVE SPACE / СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК / SOCIAL RISK / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОД / COMMUNICATIVE CODE / CODE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мельников Сергей Леонидович

Анализ кодовых коммуникативных технологий и их роль в формировании личности студента вуза в реформационных процессах высшей школы автор исследует на основе теоретических подходов, позиций, взглядов мыслителей и социологов современности. Рассматривает коммуникативный код как условные знаки, символы, правила движения информации по каналам связи, что предполагает наличие системы коммуникативных конвенций, парадигматически соединяющих эти знаки с семантическими смыслами, устанавливающими коммуникативную структуру образовательного пространства, которое управляется правилами комбинаторики, и синтагматически определена. Коммуникативное пространство ВУЗа исследуется адекватно представленной методологии, с обоснованием роли кодовых технологий в коммуникативных практиках студенчества. На примере конкретных социологических исследований производится оценка коммуникативной реальности в контексте социального риска реформирования, со свойственной ему типизацией управленческих коммуникативных практик и обосновывается переход к концепту, при котором происходит ориентация кодовых технологий управления на коммуникативное пространство ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF RUSSIAN STUDENT IDENTITY GUIDELINES IN A SOCIAL RISK

The author investigates the code of communication technologies and their role in identity formation of students in reformation process of the higher school on the basis of theoretical approaches, attitudes, opinions and thinkers of modern sociology. Communicative code is examined as conventional signs, symbols, symbols, rules of information movement on communication channels. That is required a presence of communication conventions system, paradigmatically connecting these signs with semantic meanings, establishing communicative structure of educational space, which is controlled by the rules of combinatorics, and is determined syntagmatically. Communicative space of the university is investigated in accordance with the adequately presented methodology. The author substantiates the role of code technology in the communication practices of students. On example of specific sociological research the communicative reality is assessed in the context of the social risk reform, with its usual typified managerial communication practices. A transition is also justified to the concept, with which the orientation of the code control technologies at the university communication space is conducted.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные технологии управления ориентирами личности российского студента в условиях социального риска»

■ ■ ■ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРИЕНТИРАМИ ЛИЧНОСТИ РОССИЙСКОГО СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

Автор: МЕЛЬНИКОВ С.Л.

МЕЛЬНИКОВ Сергей Леонидович - кандидат педагогических наук, профессор, первый проректор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского.

Адрес: 241036, г Брянск, ул. Бежицкая 14, корп. 1, каб. 203. E-mail: 1prbgu@mail.ru

Аннотация: Анализ кодовых коммуникативных технологий и их роль в формировании личности студента вуза в реформационных процессах высшей школы автор исследует на основе теоретических подходов, позиций, взглядов мыслителей и социологов современности. Рассматривает коммуникативный код как условные знаки, символы, правила движения информации по каналам связи, что предполагает наличие системы коммуникативных конвенций, парадигматически соединяющих эти знаки с семантическими смыслами, устанавливающими коммуникативную структуру образовательного пространства, которое управляется правилами комбинаторики, и синтагматически определена. Коммуникативное пространство ВУЗа исследуется адекватно представленной методологии, с обоснованием роли кодовых технологий в коммуникативных практиках студенчества.

На примере конкретных социологических исследований производится оценка коммуникативной реальности в контексте социального риска реформирования, со свойственной ему типизацией управленческих коммуникативных практик и обосновывается переход к концепту, при котором происходит ориентация кодовых технологий управления на коммуникативное пространство ВУЗа.

DOI 10.21453/2311-3065-2016-4-3-121-130

Ключевые слова: кодовые технологии, коммуникативное пространство, социальный риск, управленческие технологии, коммуникативный код.

Кодовые технологии управления коммуникативным пространством ВУЗ(а)

Коммуникативное пространство ВУЗа представляет интерес с позиций эффективного управления социальным развитие через адекватным образом организуемое «Пространство - время» [2]. Концепция выдвигается в число перспективных предметных областей фундаментальной социологии в условиях социального риска.

Основоположником научного осмысления проблемы принято считать Н. Винера, который ввел новое измерение в организм социального ин-

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

ститута. Согласно Винеру, общественная система, являясь организованным целым, «скрепляется в целое системой связи»..., обладая динамикой, процессы обратной связи играют важную роль, относясь к общим вопросам антропологии и социологии [3]. Обоснование ученым положения о единстве переработки информации и процессов управления в сложных системах и предугадывание им роли коммуникации как социальной технологии, способной инициировать общественный гомеостаз, является современным антигомеостатическим фактором общества [4].

К таким же выводам подводила накопленная к тому времени социальная практика привлечения граждан к разработке программ городского развития, распространявшаяся в США, а начиная с 30-х годов и в других странах, получившая название «public (social) participation» (социальное участие). Право граждан на участие в формировании жизненной среды и избегания социальных рисков развивает Геддс П. [5], Дрид-зе Т.М. [3], Грушин Б.А. [6], Гостенина В.И. [7, 8, 9], Кравченко С.А. [10].

В теории коммуникации система социального участия, которая встраивается в коммуникативное пространство, управляемое правилами комбинаторики, структурирует его и включает социальных акторов с помощью коммуникативных (вербальных и невербальных) и кодовых технологий в процесс дискурса как «продукт аргументированного обсуждения той или иной проблемы, имеющей в своем основании текст или, шире, любое кодифицированное, опирающееся на какой-либо языковый носитель, сообщение» [3].

В данном контексте особое значение приобретает понятие «код», под которым можно подразумевать вербальный язык (французский, итальянский или немецкий и т.д.), визуальные системы (сигналы светофора, карточные игры) и т.д. Восприятие кода, как коммуникативной технологии и лексикона упрощается, если известен контекст коммуникации. Коммуникативная операционализация кода характеризуется наличием семантических характеристик и социально - группового пространства.

Групповой социально-языковой субъект - единица условная. Ее единство заведомо не предопределено. Оно исчисляется аналитически, исходя из столь же условного сходства признаков, если речь не идет о половозрастных характеристиках, которые вообще-то столь же условны (пенсионер отнюдь не всегда стар, равно как инженер по профессии отнюдь не всегда специалист). И вряд ли целесообразно, скажем, организуя информационно - коммуникативные сети, исходить из социально-структурных и стратификационных пропорций. Прямая и простая связь - между социальной структурой и структурой коммуникативного пространства.

Групповое коммуникативное пространство вуза, в связи с этим обладает специфическими характеристиками, территориальными особенностями, наличием корпоративной культуры, определяется социально-

стью и общей культурой индивидов, формируется объектно - историческими и субъектно - деятельностными факторами.

Первый порядок факторов отражает многообразия кросскультурно-го контекста, организационных и социальных условий, включая управленческие связи, сложившиеся в определенных исторических условиях эволюции в пределах высшей школы. С позиций представленной концепции объект исследования - кодовые коммуникативные технологии управления - происходит из идеи, основным содержанием которой является доминанта коммуникативного пространства как сфера формирования коммуникативной компетентности студента. Это означает формирование кодовых коммуникативных технологий путем соотнесения личности с социумом через реализацию потребности участия в управленческом взаимодействии студенческого коллектива с университетской властью как будущих профессионалов.

Второй порядок факторов, влияющих на формирование кодовых коммуникативных технологий, определен субъектно-деятельностным подходом. Для его представления обратимся к анализу данных конкретного социологического исследования, проведенного на территории Брянской области коллективом аспирантов и докторантов Брянского государственного университета в рамках внутривузовского гранта № 52-И «Качество жизни населения Брянской области» (руководитель научного проекта - проф. В.И. Гостенина, 2010 г.).

Исследование проведено по квотной выборке, охватившей 100 респондентов в возрасте от 18 до 22 лет. Квотирование респондентов по полу, возрасту и социальной принадлежности проведено в соответствии с внутривузовскими статистическими данными и они репрезентативны. Для выявления результатов развития коммуникативной компетентности студенчества проведено сравнение коммуникативных компетенций у респондентов после участия в тренинге «Формирование коммуникативных компетенций» и у респондентов, которые не проходили тренинг (контрольная группа - 50 человек 3 курса направления подготовки «Связи с общественностью»).

Степень развитости коммуникативных компетенций изучалась при помощи теста Л. Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха. Тест состоит из 27 ситуаций, на основе которых выявляется 10 направлений коммуникативных компетенций, на основе которых формируются модели коммуникативного поведения: «зависимое поведение», «уверенное компетентное поведение» и «агрессивное поведение».

Результаты тестирования подтвердили наличие коммуникативной культуры, умение оказывать и принимать знаки внимания. Так, 69% респондентов выразили правильные и уверенные коммуникативные реакции, что подтверждает наличие коммуникативных компетенций (Рисунок 1).

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюсу

Рис.1. Сформированность коммуникативных реакций (тест Михельсона в адаптации Ю.З.Гильбуха)

По параметру «справедливая критика» также преобладают уверенные реакции: 74% опрошенных оценили критику справедливой, ее дискурс не является для них проблемой. В тоже время в реагировании на несправедливую критику доминирует агрессия - 25%, или зависимые реакции - 26% респондентов. Умение ответить отказом квалифицируется как уверенный тип реагирования, умение принимать сочувствие и поддержку других оказалось не сформированным. В коммуникативных компетенциях вступления в контакт доминируют зависимые реакции. Отражение социального статуса в процессе коммуникации, привычные коммуникативные приемы, коммуникативные компетенции студентов пока еще далеки от стиля профессионального общения (Рисунок 2).

Рис. 2. Сформированность коммуникативно - кодовых компетенций

студентов БГУ

Третий порядок факторов формирования кодовых технологий коммуникативного взаимодействия определяют условия риска российского коммуникативного пространства в целом.

Концептуальное структурирование жизни и развитие человека составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам общества в условиях системного кризиса и социального риска. Актуальность антикризисной составляющей управления включает различные аспекты, но все они, в конечном счете, связаны с понятием социальный риск.

Риски выбора образовательных траекторий: взгляд абитуриентов вузов

Всевозможные риски и неопределенность сопровождают человека современного общества. Динамичные трансформации, преобразования, затрагивающие все сферы российской действительности, в том числе и сферу образования, порождают чувство тревоги, неуверенности в будущем.

Молодежь как социальную группу характеризует, с одной стороны, неустойчивое социальное положение в целом, связанное с высоким уровнем социальной мобильности, неопределенностью социального статуса, отсутствием финансовой самостоятельности. С другой стороны, молодежи свойственны особые социально-психологические черты: внутренняя противоречивость, излишняя эксцентричность, неустойчивость психики, низкий уровень толерантности. Это свидетельствует о том, что совмещая характеристики молодежи как социальной группы и особенности современных изменений в обществе в целом, в сфере образования, в частности, получим катастрофически рискованную ситуацию, в которой российские абитуриенты вынуждены принимать решение о выборе образовательной траектории.

Следует особо отметить риск, который в явном виде появился только в 2011 году. Этот риск связан с переходом всей системы высшего образования в России на двухуровневую подготовку: бакалавриат и магистратура.

Поскольку до 2011 года многие ведущие вузы продолжали осуществлять набор абитуриентов на обучение по программам специалитета, то только с 2011 года абитуриенты напрямую столкнулись с необходимостью выбора именно бакалаврских программ. Абитуриент не понимает разницы между бакалавриатом и специалитетом, стереотипное восприятие бакалавриата - недоученный специалист, который не может занимать управленческие и престижные позиции в организации.

Проведенное исследование позволило определить риски с позиции современного абитуриента при выборе образовательных траекторий. На основе выявленных рисков будет разработана программа оптимизации выбора образовательных траекторий с учетом социально-психологических особенностей абитуриентов[1].

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюоу

Дефиниция «социальный риск» указывает на неблагоприятное для людей событие, которое имеет как природное, так общественное происхождение. Возникновение природы опасности происходит во всех сферах жизни общества в контексте конкретной культуры. Социальная практика предвидения и прогноза рисков требует обращения к исследованию теории вопроса.

Интерпретация социальных рисков в социологии условно исследуется в пяти различных парадигмах.

Первый подход - структурно - функциональный (Т. Парсонс, Р. Мер-тон), основан на изучении корреляции между социальными фактами в конкретном социальном и культурном пространстве. Если устойчивые корреляции, т.е. сила и напряженность связей между социальными фактами по определенным причинам нарушается, то происходит дисфункция или нефункциональность пространства, в том числе коммуникационного, индивидуальных или коллективных коммуникативных субъектов, естественно вследствие этого производятся новые корреляции, трансформация субъектов, которые создают риск девиантного поведения. Такое состояние человека в условиях повседневной жизни можно проследить на примере социализации в новых условиях жизни.

Второй подход обозначен интерпретацией социального риска с позиций теоретико-методологического синтеза (Н. Луман) [11]. Риск рассматривается в качестве ситуации выбора в условиях неопределенности, либо неоднозначности коммуникативно-информационных связей, возникающих в результате несоответствия темпов индивидуального и общественного развития. Учитывая, что базовой природой многих современных рисков являются эмерджентные свойства, периодически возникающие в процессе развития общественных структур, американский социолог П. Блау [12] приходит к выводу, что природа социального риска происходит из эмерджентных качеств отдельных элементов социального явления и того, как потенциальная энергия заложена в каждом из них.

В третьем подходе, учитывающем взаимодействие структур и акторов, (Э. Гидденс) [13], риск определяется с позиций социологии картографии, т.е. пространственное размещение акторов в социуме определенной территории.

Четвертый подход постмодернистского толка не считается чисто социологическим. Он предполагает интегральную аккумуляцию достижений, как социологии, так и ряда других социальных и естественных наук. Такой подход характерен для теории общества риска У. Бека [14]. Сущность его в том, что риски нельзя понять и объяснить с помощью одной отрасли знания, одна отрасль знания не способна оценить реальные, совокупные опасности для жизни и деятельности человека. Социально направленная тяжесть аргументов риска приходится на угрозы, ожидаемые в будущем.

Полипарадигмальный подход постулирует невозможность получения объективного знания о социальных рисках с помощью теоретико-методологического инструментария. Каждая парадигма раскрывает лишь отдельный аспект риска. Содержательное обогащение понятия «социальный риск» происходит в процессе разработки интегрированного определения понятия «социальный риск». Обобщая сказанное, следует отметить, что риск - сложный социальный феномен, реализация которого происходит в коммуникационном пространстве.

Вторичный анализ эмпирических данных в ряде вузов Российской Федерации в 2009-2011 гг среди учащихся одиннадцатых классов, выявил болевые точки риска абитуриентов при выборе вуза и направлений подготовки. Было опрошено 600 абитуриентов (по 200 абитуриентов в апреле каждого года, что составляет 10% от общего числа абитуриентов, обучающих на различных подготовительных курсах. В результате опроса были выявлены и проранжированы по степени значимости следующие риски: неадекватная ресурсообеспеченность учебного процесса, социальная напряженность при осуществлении изменений, противодействие социального сектора мерам по трансформации, неготовность руководящих и педагогических кадров к реализации изменений, осуществление реформирования в отрыве от перспектив социально-экономического развития региона, несовершенство нормативно-правовой базы и сложность ее реализации [15,16].

Риск №1. Несдача ЕГЭ, либо сдача ЕГЭ на невысокий балл. Данный риск упоминался всеми абитуриентами, участвовавшими в опросе, причем воспринимался как самый серьезный барьер для поступления в вуз.

Действительно, ситуация провала на ЕГЭ влечет за собой перекрытие возможности поступления в вуз в конкретном году, либо не дает возможности абитуриентам поступать на бюджетные места государственных вузов.

Риск №2. Непоступление на бюджетное место. Не смотря на то, что практически во всех вузах открыты коммерческие, платные места для обучения студентов, и правительство России с каждым годом стремится сократить количество бюджетных мест, призывая руководство вузов привлекать так называемых «платных» студентов, в глазах потенциальных студентов, то есть реальных абитуриентов, подобные варианты платного обучения выглядят крайне непривлекательно.

Риск №3. Необходимость сдачи дополнительных экзаменов в вузе при поступлении, прохождение творческого конкурса, предоставление портфолио и пр. Введение дополнительных испытаний при приеме в вуз еще более ужесточает ситуацию поступления, поэтому абитуриенты склонны выбирать те вузы и направления подготовки, которые не используют таких испытаний.

Риск №4. Трудность обучения при поступлении. Абитуриенты испытывали тревогу за сам процесс обучения в вузе: по силам ли будут та-

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

кие нагрузки, справятся ли они с программами обучения. Данный риск свидетельствует о том, что абитуриенты в целом не уверены в своих силах и в своих способностях к обучению.

Риск №5. Изменение жизненного уклада. Обучение в вузе в сознании абитуриентов представляет собой другую, более сложную жизненную ступень со всеми вытекающими последствиями. Самостоятельный процесс обучения, без жесткого контроля со стороны родителей, изменение объема и структуры свободного времени, другое социальное окружение, потеря связи со школьными друзьями, необходимость вступления в новые отношения с другими студентами и преподавателями - вот не полный перечень стрессовых в глазах абитуриентов ситуаций, с которыми им предстоит справиться.

Риск №6. Проблемы будущего трудоустройства. Ни один вуз, ни одно направление подготовки, каким бы перспективным ни воспринималось оно в настоящий момент, не дает гарантию успешного трудоустройства по окончании процесса обучения в вузе. Настолько динамична и непредсказуема ситуация в обществе в целом, что быть абсолютно уверенным в своем дальнейшем профессиональном успехе по выбранной специальности, по выбранному направлению обучения не может себе позволить даже идеальный с точки зрения подготовки и мотивации абитуриент.

Список литературы

1. Тезисы докладов IV Всероссийского социологического конгресса Социология в системе научного управления [Электронный ресурс]: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса / ИС РАН, ИСПИ РАН, РГСУ. — М.: ИС РАН, 2012. http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/1155.pdf

2. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социологические исследования. 1998. №10. С. 44-50.

3. ВиннерН. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1983.

4. Шилина С. А. Управленческий дискурс как технология коммуникации в системе отношений государства и общества: Дис. ...д-ра социол. наук. М., 2015. 311 с.

5. Gedds P. Cities in Evolution:An Introduction to the Town Planning Movement and to the Study of Civiecs. Williams and Norgate, 1915.

6. Грушин, Б.А. Мнение о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., 1967.

7. Гостенина В.И. Социолингвистические коды субъекта власти в политических контекстах и в масс - медиа. // Коммуникология. 2013. Т.2. №2. С. 93-102.

8. Гостенина В.И. и др. Опыт анализа PR-служб в региональных органах власти на примере Орловской области. // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т.10. №6. С. 43-48.

9. Гостенина В.И. Социальное партнерство в формирующейся рыночной экономике России (социально - управленческий аспект). М.: МПГУ. 2005. С.150-154.

10. Кравченко С.А. Социологическая теория: дискурс будущего. // Социс. 2007. № 3. С. 3-13.

11. Luhmann N. Risk: A Sociological Theory. N.Y: Walter de Gruyter, Inc., 1993.

12. Blau P. Social Exchange // International Encyclopedia of the Social Sciences. V. 7. - N. Y: Macmillan, 1968.

13. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004. С. 34-35.

14. Beck U. Risk Society: Towards a New Modernity. New Delhi: Sage 1992. P. 137.

15. Будков И. В. Маркетинговое управление высшим учебным заведением. М., 2011. 285 с.

16. Информационно-образовательный проект «E-dec.ru» // URL: http://e-educ. ru/ (дата обращения 22.03.2016).

■ ■ ■ COMMUNICATION TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF RUSSIAN STUDENT IDENTITY GUIDELINES IN A SOCIAL RISK

Author: MELNIKOV S.L.

MELNIKOV Sergey Leonidovich, PhD in Pedagogics, Professor, First Vice-Rector of the Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky (Russian Federation, Bryansk)

Address: 241036 Bryansk, Bezhitskaya Street, 14, room 203. E-mail: 1prbgu@mail.ru

Abstract. The author investigates the code of communication technologies and their role in identity formation of students in reformation process of the higher school on the basis of theoretical approaches, attitudes, opinions and thinkers of modern sociology. Communicative code is examined as conventional signs, symbols, symbols, rules of information movement on communication channels. That is required a presence of communication conventions system, paradigmatically connecting these signs with semantic meanings, establishing communicative structure of educational space, which is controlled by the rules of combinatorics, and is determined syntagmatically. Communicative space of the university is investigated in accordance with the adequately presented methodology. The author substantiates the role of code technology in the communication practices of students. On example of specific sociological research the communicative reality is assessed in the context of the social risk reform, with its usual typified managerial communication practices. A transition is also justified to the concept, with which the orientation of the code control technologies at the university communication space is conducted.

Key words: code technology, communicative space, social risk, management technologies, communicative code.

References

1. Tezisy dokladov IV Vserossiiskogo sotsiologicheskogo kongressa Sotsiologiia v sisteme nauchnogo upravleniia: Materialy IV Vserossiiskogo sotsiologicheskogo kongressa / IS RAN, ISPI RAN, RGSU. M.: IS RAN, 2012. [Abstracts of the IV All-Russian Congress of Sociology 'Sociology in the scientific management system': Proceedings of the IV All-Russian Congress of Sociology] //http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/1155.pdf

KOMMYHMKOflornq - communicology

2. Dridze T.M. Sotsial'naia kommunikatsiia v upravlenii s obratnoi sviaz'iu // Sotsiologicheskie issledovaniia. 1998. №10. P. 44-50. [Dridze T.M. Social communication in the management of closed-loop // Sotsiologicheskie issledovaniia. 1998. №10. P. 44-50].

3. Vinner N. Kibernetika, ili upravlenie i sviaz' v zhivotnom i mashine. M., 1983. [Vinner N Cybernetics, or Control and Communication in the Animal and the Machine. M., 1983].

4. Shilina S.A. Upravlencheskii diskurs kak tekhnologiia kommunikatsii v sisteme otnoshenii gosudarstva i obshchestva: Dis. ...d-ra sotsiol. nauk. M., 2015. 311 p. [Shilina S.A. Managerial discourse as communication technology in the system of relations between the state and society: Dis. ... Dr. Sociology. Sciences. M. 2015. 311 p.].

5. Gedds, P. Cities in Evolution: An Introduction to the Town Planning Movement and to the Study of Civiecs. Williams and Norgate, 1915.

6. Grushin B.A. Mnenie o mire i mir mnenii. Problemy metodologii issledovaniia obshchestvennogo mneniia. M., 1967. [Grushin B.A. The opinion of the world and world views. Problems of public opinion research methodology. Moscow, 1967].

7. Gostenina V.I. Sotsiolingvisticheskie kody sub"ekta vlasti v politicheskikh kontekstakh i v mass-media. // Kommunikologiia. 2013. №2. P. 93-102. [Gostenina V.I. Sociolinguistic codes of power subject in a political context and in the mass - media. // Communicology. 2013. №2. P. 93-102].

8. Gostenina V.I. i dr. Opyt analiza PR-sluzhb v regional'nykh organakh vlasti na primere Orlovskoi oblasti. // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2015. T. 10. №6. P. 43-48. [Gostenina V.I. et al. Experience in analyzing PR-services to regional authorities by the example of the Oryol region. // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2015. №6. P. 43-48].

9. Gostenina V.I. Sotsial'noe partnerstvo v formiruiushcheisia rynochnoi ekonomike Rossii (sotsial'no-upravlencheskii aspekt). M.: MPGU. 2005. P.150-154. [Gosteina V.I. Social partnership in the emerging Russian market economy (socio-administrative aspect). M .: Moscow State Pedagogical University. 2005. P.150-154].

10. Kravchenko S.A. Sotsiologicheskaia teoriia: diskurs budushchego. // Sotsis. 2007. № 3. P. 3-13. [Kravchenko S.A. Sociological theory: the future discourse. // Sotsis. 2007. № 3. P. 3-13].

11. Luhmann N. Risk: A Sociological Theory. N.Y: Walter de Gruyter, Inc., 1993.

12. Blau P. Social Exchange // International Encyclopedia of the Social Sciences. V. 7. - N. Y: Macmillan, 1968.

13. GiddensE. Uskol'zaiushchii mir. Kak globalizatsiia meniaet nashu zhizn'. M., 2004. P. 34-35. [Giddens E. Whispered World. How globalization is changing our lives. Moscow, 2004, pp 34-35].

14. Beck U. Risk Society: Towards a New Modernity. New Delhi: Sage 1992. P. 137.

15. BudkovI.V. Marketingovoe upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem. M., 2011.285 p. [Budkov I. V. Marketing management of the higher education institution. M, 2011, 285 p.].

16. Informacionno - obrazovatel'nyj proekt «E-dec.ru» // URL: http://e-educ.ru/ (data obrashhenija 22.03.2016). [Information-educational project «E-dec.ru» // URL: http://e-educ.ru.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.