Научная статья на тему 'Коммуникативные особенности инновационнои предпринимательски-ориентированных молодых людей'

Коммуникативные особенности инновационнои предпринимательски-ориентированных молодых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
451
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИННОВАЦИОННОИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОЛОДЕЖЬ / PERSONAL POTENTIAL / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CAREER ORIENTATIONS / INNOVATIVE-FOCUSED AND BUSINESS-FOCUSED YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нос Елена Юрьевна, Каракулова Ольга Викторовна

Обсуждается понятие личностного потенциала и его критериев в рамках исследования инновационнои предпринимательскиориентированной молодежи. Рассматривается взаимосвязь критериев личностного потенциала с коммуникативными особенностями современной молодежи, перспективной в плане генерирования оригинальных научно-технических идей. Поднимается вопрос о необходимости развития коммуникативности как личностного ресурса в становлении инновационнои предпринимательски-ориентированных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нос Елена Юрьевна, Каракулова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are a lot of interests in problems of modern youth in our society. Scientists are especially interested in the problems and peculiarities of innovative-focused and business-focused youth. There are a lot of governmental programs of organizational and financial support of their innovative projects. Nevertheless, these programs have no humanitarian approaches to the innovative sphere; there are no methods of revealing the innovative and personal potential of the person ready for scientific and technical activity. We tried to evaluate communicative abilities of the technically focused youth involved in innovative and enterprise activity. We also found it necessary to reveal interrelation of communicative abilities with some parameters of personal potential in this group. Personal potential is considered as an integrated system characteristic of the person. In our opinion, resoluteness, tolerance to uncertainty, ability to self-organizing activity, and degree of professional motivation are important parameters of personal potential. We researched 277 boys and girls (under 28 y.o.), who were involved in innovative and business activity. The average values of indicators of communicative peculiarities are standard. It is not possible to consider them as personal resources in innovative and business activity, whose success includes communicative abilities. The factorial analysis allowed to reveal three basic types of orientation to activity among the technically focused youth: competence and stability, management and business, autonomy and integration. From these types only orientation to management and business positively correlates with communicative abilities. We suppose that ensuring the efficiency of innovative activity of the technically focused youth is demanded in the development of their communicative competence. This communicative competence could be generated by psychological and educational support. We expect that providing some conditions for development of communicative competence will result in most successful formation of young businesspeople.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные особенности инновационнои предпринимательски-ориентированных молодых людей»

Е.Ю. Нос, О.В. Каракулова

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННО-И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИ-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Работа выполнена в рамках ФЦП «Кадры» (ГК №2564').

Обсуждается понятие личностного потенциала и его критериев в рамках исследования инновационно- и предпринимательски-ориентированной молодежи. Рассматривается взаимосвязь критериев личностного потенциала с коммуникативными особенностями современной молодежи, перспективной в плане генерирования оригинальных научно-технических идей. Поднимается вопрос о необходимости развития коммуникативности как личностного ресурса в становлении инновационно- и предпринимательски-ориентированных лиц.

Ключевые слова: личностный потенциал; коммуникативная компетентность; карьерные ориентации; инновационно- и предпринимательски-ориентированная молодежь.

В рамках исследовательских проектов, осуществляемых на факультете психологии Томского государственного университета, нами была предпринята попытка оценки коммуникативных особенностей техни-чески-ориентированной молодежи, вовлекаемой в инновационную и предпринимательскую сферу деятельности. Также мы посчитали необходимым выявить в этой группе взаимосвязь коммуникативности с параметрами личностного потенциала [1-3].

Придерживаясь определения Д.А. Леонтьева [4, 5], мы полагаем, что личностный потенциал - это системная организация личностных особенностей человека, прямо соотносящаяся с мерой его личностной зрелости, обеспечивающая, с одной стороны, устойчивость его смысловых ориентаций, а с другой стороны, возможность изменения стратегии и тактики поведения в изменяющихся ситуациях. Высокий личностный потенциал позволяет человеку эффективно справляться с возникающими проблемами в различных сферах жизни и организовывать собственное жизненное пространство. Важными параметрами личностного потенциала являются, в частности, жизнестойкость, толерантность к неопределенности и способность к самоорганизации деятельности [4], а также, по нашему мнению, степень профессиональной мотивации.

Жизнестойкость человека характеризует меру его способностей выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя внутреннюю сбалансированность и эффективность мышления, которые обеспечивают успешность поведения. Оценить жизнестойкость человека можно используя Тест Жизнестойкости С. Мадди (ТЖ, в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой). В структуру жизнестойкости входят три относительно самостоятельных компонента: «вовлеченность», «контроль», «принятие риска» и такие базовые ценности, как кооперация (cooperation), доверие (credibility) и креативность (creativity). Мы придерживаемся точки зрения, что жизнестойкость представляет собой особую компоненту инновационного потенциала, необходимую для продвижения инновативной модели развития современного общества [6-8]. Важной характеристикой человека, ориентированного на инновационную и предпринимательскую деятельность, является его отношение ко всему новому (новым людям, новым ситуациям, новой технологии, новым средствам деятельности и т.п.). Оценить это отношение позволяет Шкала толерантности к неопределенности Д. Маклейна (ТН, в адаптации Е.Г. Луковицкой) [9, 10]. С нашей точки

зрения, одной из существенных характеристик любого профессионала является его способность к самоорганизации деятельности. Эту способность, в структуру которой входят способность к тактическому планированию, стратегическому целеполаганию и ориентация во времени, можно оценить с помощью Опросника самоорганизации деятельности (ОСД), разработанного Е.Ю. Ман-дриковой [11]. Для оценки степени профессиональной мотивации респондентов и их ориентации на ценности деятельности мы использовали опросник «Якоря карьеры», предложенный Э. Шейном (ЯК) [12].

После анализа различных диагностических методик, направленных на определение коммуникативности, наш выбор склонился в пользу использования методики «Диагностика особенностей общения» (ДОО), разработанной В.Н. Недашковским [13]. Процесс общения разделяется им на повторяющиеся, идентичные по содержанию и структуре циклы. Каждый цикл общения в свою очередь разделен на четыре этапа, соответствующие последовательности операций, выполняемых с позиции «воспринимающего». Результаты по первому этапу, полученные с помощью методики, оценивают умение понимать собеседника: чем больше сумма баллов по этой шкале, тем выше способность понимать партнера по общению. Результаты по второму этапу оценивают умение воспринимать и понимать себя (рефлексировать). Результаты по третьему этапу позволяют оценивать умение строить межличностные границы. Результаты по четвертому этапу оценивают однозначность и ясность сообщений, предназначенных для партнера в общении. По величине суммарного индекса общения, который рассчитывается как среднеарифметическое четырех этапов общения, можно судить о коммуникативных способностях тестируемого.

Однако опыт работы с методикой В.Н. Недашковского убедил нас в том, что нецелесообразно проводить процедуру перерасчета «сырых» баллов с учетом коррекционного коэффициента, которую предлагал автор. Более информативными, как оказалось, являются «сырые» баллы методики. Шкала, по которой вычислялся коррекционный коэффициент, стала учитываться нами отдельно и была названа «Стремление создать о себе впечатление».

Все перечисленные методики были включены в компьютерную программу, выставленную на специализированном исследовательском сайте, и каждый респондент имел возможность выполнить их в интерактивном режиме. Результаты тестирования автоматически включались в электронную базу данных и обрабатывались статистически (http://www.umn.su - специа-

лизированный сайт и программа первичной обработки эмпирических данных; разработан кандидатом психологических наук, доцентом факультета психологии ТГУ Д.Ю. Баланевым). В эту базу вносились также результаты тех респондентов, которые выполняли тесты, работая с бланками. Результаты тестирования были обработаны статистически с помощью пакета программ 81аЙ8Йса.

В исследовании приняли участие 277 юношей и девушек (в возрасте до 28 лет). Часть из них решили попробовать себя в инновационной деятельности - они являются победителями инновационного научнотехнического конкурса, а часть - связать себя с предпринимательской деятельностью.

Вычисленные средние значения показателей коммуникативных особенностей участников исследования представлены в табл. 1. Эти значения по этапам общения соответствуют средненормативным, отличаясь от них на 3-5% в меньшую сторону. Наряду с этим стрем-

ление юношей и девушек «создать впечатление о себе» не отличается от среднестатистического значения. Следовательно, можно сделать заключение о том, что будущие потенциальные инноваторы и предприниматели характеризуются средней степенью выраженности коммуникативных способностей. Едва ли эту среднюю степень можно рассматривать в качестве личностного ресурса в предстоящей инновационной и предпринимательской деятельности, успешность которых, в том числе, определяется коммуникативными способностями [14].

В качестве эмпирического подтверждения этого можно привести результаты факторного анализа итогов тестирования участников нашего исследования (табл. 2). В этом анализе использовался метод «principal components» с ротацией факторов «varimax normalized», в результате чего было получено 4 фактора, которые объясняли 60,7% вариативности исходной корреляционной матрицы (учитывалось 15 переменных).

Т а б л и ц а 1

Средние значения методики «Диагностика особенностей общения» для выборки инновационно-и предпринимательски-ориентированных юношей и девушек (п = 277)

Шкалы Среднее значение Нижний квартиль Верхний квартиль Стандарт. отклонение

1-й этап общения 16,3 14 19 4,83

2-й этап общения 16,3 12 20 4,91

3-й этап общения 15,3 14 18 3,41

4-й этап общения 15,5 13 18 3,27

Суммарный индекс 15,9 13,8 18 2,99

Стремление создать о себе впечатление 7,54 6 9 2,34

Примечание. Суммарный индекс вычислялся как среднеарифметическое 4 этапов.

Т а б л и ц а 2

Результаты факторного анализа психодиагностических показателей для выборки инновационно-и предпринимательски-ориентированных юношей и девушек (n = 277)

Показатель Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4

Жизнестойкость 0,775852 -0,20457 -0,00956 0,171809

Ориентация во времени (ОСД) 0,223453 -0,11302 -0,09314 0,437739

Суммарный индекс целеустремленности (ОСД) 0,858314 -0,06123 -0,05607 0,055291

Индекс рациональности (ОСД) 0,629104 0,230448 0,13508 -0,15616

Ориентация на профессиональную компетентность (ЯК) 0,216537 0,677837 -0,04447 0,102573

Ориентация на менеджмент (ЯК) 0,462468 0,294485 0,527756 -0,10295

Ориентация на автономию (ЯК) -0,10254 0,09608 0,393304 0,749285

Ориентация на стабильность места жительства (ЯК) 0,113062 0,753851 -0,39186 -0,01823

Ориентация на стабильность места работы (ЯК) -0,22829 0,73882 0,041481 0,123558

Ориентация на служение (ЯК) 0,569859 0,238081 0,099616 0,320514

Ориентация на вызов (ЯК) 0,633679 0,042885 0,513777 0,135274

Ориентация на интеграцию стилей жизни (ЯК) 0,057791 0,423754 -0,06301 0,71634

Ориентация на предпринимательство (ЯК) 0,309458 -0,20769 0,690475 0,268499

Суммарный индекс общения -0,09921 -0,20001 0,68543 -0,0524

Толерантность к неопределенности 0,515812 -0,47541 0,135141 0,358297

Expl.Var 3,221828 2,328284 1,863314 1,68411

Prp.Totl 0,214789 0,155219 0,124221 0,112274

В состав первого фактора со значимыми нагрузками вошли показатель жизнестойкости (0,776), суммарный индекс целеустремленности ОСД (0,858), показатель карьерной ориентации «на менеджмент» (0,463), «на служение» (0,569), «на вызов» (0, 634) и толерантность к неопределенности (0,516). Представляется, что именно этот фактор в максимальной степени отражает понятие личностного потенциала, и его структура подтверждает обоснованность включения в личностный потенциал таких параметров, как целеустремленность, жизнестойкость и толерантность к неопределенности. Интересно отметить, что высокий личностный потенциал молодых людей «ориентирован» на то, чтобы «сделать мир лучше».

В состав второго фактора вошли показатели карьерных ориентаций «профессиональная компетентность» (0,678), «стабильность места жительства» (0,754), «стабильность места работы» (0, 739), «интеграция стилей жизни» (0,424) и с отрицательным знаком показатель толерантности к неопределенности (-0,476). Следовательно, можно предположить, что для части победителей научно-технического конкурса существенным ориентиром в организации их будущей профессиональной жизни является потребность в надежности и стабильности места работы и места жительства, потребность достичь профессиональной компетентности, а также стремление к интеграции и сбалансированности всех сфер

своей жизни. Эта связь оказывается таковой, что чем выше у инновационно-ориентированной молодежи ориентация на надежность, стабильность и сбалансированность сфер жизни, тем меньше они готовы к принятию неопределенных ситуаций. В какой степени подобная ориентация связана с инновационной активностью -остается под вопросом.

В третьем факторе оказались объединенными показатели карьерной ориентации «на менеджмент» (0,528), «на вызов» (0, 514), «на предпринимательство» (0,690) и суммарный индекс общения (0,685). Это может свидетельствовать о том, что молодые люди с выраженной ориентацией на менеджерскую и предпринимательскую деятельность, обладающие конкурентоспособностью и способностью к преодолению препятствий, готовы к установлению эффективных коммуникаций с окружающими, что дает определенную возможность для получения необходимой им информации.

В четвертом факторе оказались объединенными показатели ориентации во времени ОСД (0, 438), показатели карьерных ориентаций «на автономию» (0,749) и «на интеграцию стилей жизни» (0,716). Это может свидетельствовать в пользу того, что часть технически-ориентированной молодежи стремится к самостоятельному решению задач, освобождению от организационных правил, ориентирована на интеграцию различных сторон жизни; оказывается сконцентрированной на происходящем в настоящий момент, не склонной возвращаться к прошлому и предвосхищать будущее. Это может приводить к негибкости и определенной доле «зацикленности» на происходящих событиях.

Обобщая результаты факторного анализа, отметим, среди технически-ориентированной молодежи можно выделить 3 основных типа ориентации на деятельность: «на компетентность и стабильность», «на менеджмент и предпринимательство», «на автономию и интеграцию». Очевидно, что организаторы научнотехнических конкурсов, имеющие вполне определен-

ные цели их проведения (чаще всего это активизация инновационно-предпринимательской деятельности), должны учитывать разные типы молодых людей, вовлекающихся в конкурсные мероприятия. Судя по нашим данным, лишь часть молодежи можно расценить в качестве перспективной для инновационной и предпринимательской деятельности с психологической точки зрения. Как показывают полученные результаты, существенным фактором перспективности инновационно- и предпринимательски-ориентированной молодежи можно считать степень развития у них личностного потенциала.

Отметим, что выявленные нами типы ориентаций по-разному комбинируются с коммуникативностью респондентов. Немаловажным является то, что коммуникативность сочетается с карьерными ориентациями «на менеджмент» и «на предпринимательство». Можно предположить, что развитие коммуникативной компетентности может обусловливать успешность техниче-ски-одаренной молодежи в организации и выстраивании межличностных границ в общении с партнерами, что будет способствовать реализации собственных идей.

Таким образом, коммуникативную компетентность в группе инновационно- и предпринимательски ориентированных молодых людей нельзя характеризовать как ресурс личности, определяющий эффективность личностного и профессионального развития. Очевидно, что обеспечение стабильной эффективности инновационной деятельности молодых технически-ориентированных инноваторов требует адекватного развития их коммуникативной компетентности, которое возможно достичь в ходе психолого-образо-вательного сопровождения. Можно ожидать, что развивая психологическими средствами коммуникативность у инновационно- и предпринимательски-ориентированных лиц, мы может обеспечить условия для наиболее успешного становления их как инноваторов и молодых предпринимателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гемюнден Х.Г., Конрад Э.Д. Поведение предпринимателя при создании нового предприятия как важный фактор успеха. Режим доступа:

http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/20_3_01.htm, свободный.

2. Богомаз С.А., Непомнящая В.А. К проблеме поиска психологических оснований развития инновационной компоненты личности в юности и

молодости // Сибирский психологический журнал. 2007. Вып. 25. С. 78-82.

3. Муравьева О.И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности: Учеб. Томск: Томский государственный университет,

2003. 118 с.

4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Изучение личностного профиля успешных предпринимателей в области высоких технологий // Отчет о вы-

полнении научно-исследовательской работы. 2008. 8 с.

5. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н., Плотникова А.В., Рассказова Е.И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала //

Психологическая диагностика. Москва; Обнинск, 2007. № 1. С. 8-31.

6. Мадди С., Хошаба-Мадди Д. Жизнестойкость, ее диагностика и тренинг. Видеозапись авторского семинара с русским переводом. М.,

16 июня 2002 г.

7. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

8. Богомаз С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал.

2009. Вып. 32. С. 23-28.

9. McLain D. The MS TAT-1: A new measure of an individual’s tolerance for ambiguity // Educational and Psychological Measurement. 1993.

Vol. 53 (1). P. 183-190.

10. ЛуковицкаяЕ.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998.

11. МандриковаЕ.Ю. Опросник самоорганизации деятельности. М.: Смысл, 2007. 15 с.

12. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.

СПб., 2001. 302 с.

13. Недашковский В.Н. Методика диагностики процесса общения // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 5: Программы и методики психологического исследования личности и группы: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. ИП РАН / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 322-348.

14. Соломин И.Л. Экспресс-диагностика персонала. СПб.: Речь, 2008. 280 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 14 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.