Научная статья на тему 'Коммуникативно-речевое развитие ребенка в младенческом возрасте: норма и отклонения'

Коммуникативно-речевое развитие ребенка в младенческом возрасте: норма и отклонения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2907
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛИНГВИСТИКА ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / МЛАДЕНЧЕСТВО / ДЕТСКАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ПЕРИОД ПЕРЦЕПТИВНО -ИНИЦИАТИВНОЙ РЕЧИ / SPEECH AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT ASSESSMENT (TESTS AND MEASUREMENTS) / SPEECH AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / DEVELOPMENTAL PSY-CHOLINGUISTICS / PRE-NATAL PERIOD / INFANCY / CHILD SPEECH / SPEECH FUNCTIONS / PERIOD OF PERCEPTIVE AND INITIATIVE SPEECH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горлова Наталья Алексеевна

Раскрываются особенности и закономерности коммуникативно-речевого развития ребенка в период младенчества с позиции психолингвистики детского развития; обосновывается необходимость рассмотрения младенчества как периода перцептивно-инициативной речи (а не пассивной); предлагается «карта наблюдения» для фиксации особенностей развития функций речевой деятельности ребенка, что позволяет выявить показатели типичного (нормального) и нарушенного развития (отклонения)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горлова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF INFANTS: NORMS AND DEVIATIONS

The article describes the peculiar and the regular features of speech and communicative development in infancy in terms of developmental psycholinguistics; it argues the necessity of considering infancy as a period of perceptive and initiative speech (rather than passive speech); it offers an "observation chart" to register child's speech functions development which makes it possible to find out the markers of typical (normal) and atypical (deviational) development.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-речевое развитие ребенка в младенческом возрасте: норма и отклонения»

УДК 81'23 ББКШ100.6

ГСНТИ 14.07.03 Код ВАК 13.00.01

Н. А. Горлова N. A. Gorlova Москва, Россия Moscow, Russia

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: НОРМА И ОТКЛОНЕНИЯ

Аннотация. Раскрываются особенности и закономерности коммуникативно-речевого развития ребенка в период младенчества с позиции психолингвистики детского развития; обосновывается необходимость рассмотрения младенчества как периода перцептивно-инициативной речи (а не пассивной); предлагается «карта наблюдения» для фиксации особенностей развития функций речевой деятельности ребенка, что позволяет выявить показатели типичного (нормального) и нарушенного развития (отклонения).

Ключевые слова: коммуникативно-речевое развитие, психолингвистика детского развития, пренатальный период, младенчество, детская речевая деятельность, функции речевой деятельности, диагностика коммуникативно-речевого развития, период перцептивно-инициативной речи.

Сведения об авторе: Горлова Наталья Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: главный научный сотрудник лаборатории стратегии формирования читательской грамотности и языковой интеграции Института системных проектов ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет».

Контактная информация: 129226, пр-д, д. 4, корп. 1.

E-mail: gorlovana@mail.ru.

SPEECH AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF INFANTS: NORMS AND DEVIATIONS

Abstract. The article describes the peculiar and the regular features of speech and communicative development in infancy in terms of developmental psycholinguistics; it argues the necessity of considering infancy as a period of perceptive and initiative speech (rather than passive speech); it offers an "observation chart" to register child's speech functions development which makes it possible to find out the markers of typical (normal) and atypical (deviational) development.

Key words: speech and communicative development, developmental psycholinguistics, pre-natal period, infancy, child speech, speech functions, speech and communicative development assessment (tests and measurements), period of perceptive and initiative speech.

About the author: Gorlova Natalia Alekseyevna, Doctor of Pedagogy, Professor, Principal Scientific Researcher.

Place of employment: Laboratory of Strategy of Formation of Reading Literacy and Language Integration, Institute of Systemic Projects, Moscow City Pedagogical University.

г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный

Специальное образование. 2015. № 2

39

Необходима специальная подготовка педагогов для организации коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста и профилактики отклонений в этом процессе.

В соответствии с «Законом об образовании» в Российской Федерации и федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная организация предоставляет услуги (образовательные, присмотра и ухода) детям начиная с 2-месячного возраста. Это накладывает повышенную ответственность на педагогических работников дошкольного образования и вызывает необходимость специальной подготовки кадров для работы с маленькими детьми. Подготовка педагогов дошкольного образования должна сопровождаться формированием специальной педагогической компетенции — профилактики возможных отклонений в развитии ребенка.

В условиях информационного типа развития общества ведущей должна быть признана детская речевая деятельность, формирование которой обеспечивается путем эмоционально-личностного общения взрослого с ребенком и которая имеет свои закономерности и особенности функционирования в раннем возрасте.

С одной стороны, наблюдается тенденция увеличения числа детей в раннем возрасте с недоразвитием коммуникативно-речевых способностей, а с другой — возникает проблема: как можно выявить сте-

© Горлова Н. В., 2015

пень развития или недоразвития коммуникативно-речевых способностей ребенка в младенческом возрасте, если он еще не говорит?

Коммуникативно-речевые способности ребенка начинают развиваться в пренатальный период

В последнее время многие родители малышей (в возрасте 2—2,5 лет) обеспокоены тем, что дети не говорят и не стремятся к этому. Малыши хорошо ориентируются в типовых ситуациях, чувствуют себя комфортно, так как родители выполняют все их «прихоти» и по первому требованию удовлетворяют детские желания и потребности. У детей не возникает необходимость говорить.

Как правило, такие «мычащие» дети много времени проводят у телевизора, с планшетами, телефонами, другими мобильными электронными носителями, получая информацию из этих источников. И это происходит уже в раннем возрасте, а потом родители удивляются, почему ребенок их не слышит и не понимает.

К сожалению, многие взрослые ошибочно думают, что ребенок начинает говорить после года и не придают особого значения общению с малышом в период младенчества. А ведь с самого рождения ребенок начинает постигать азы общения и проявлять реакцию на речь взрослого, отвечать улыбкой на улыбку, понимать его сердитый или ласковый тон, плакать и радоваться. Взрослый, общаясь с ребенком, вызывает его ответную реакцию и формирует тем самым спо-

40

Специальное образование. 2015. № 2

собности к взаимовосприятию (перцепции) и взаимодействию (интеракции). Если с момента рождения не развивать у ребенка эти невербальные способности, то может возникнуть недоразвитие сначала коммуникативной (неречевой) функции речи, а затем и задержка в речевом развитии. Базис коммуникативно-речевого развития закладывается в пренатальный период путем стимулирования разных видов восприятия: тактильного, кинестетического, слухового (аудитив-ного), зрительного (визуального), вестибулярного [1; 2].

Тактильное и кинестетическое восприятие развивается на 5-м месяце беременности: оно дает возможность ребенку получать информацию о размерах и границах своего тела, о поверхности кожного покрова, который является самым большим сенсором. На нем располагается большое количество сенсорных рецепторов, чутко реагирующих на прикосновение, вибрации, движения, температуру, изменения давления.

Кинестетическое восприятие позволяет координировать движение частей тела, направление и скорость движения, дозировать силу. Через собственные движения в чреве матери ребенок воспринимает и познает положение частей тела, их мышечную активность.

Тактильное и кинестетическое восприятие играет важную роль в развитии психики ребенка, так как в пренатальный период выполняет эмоциональную функцию: у малыша развивается чувство осязания, и

он придает прикосновениям соответствующее значение, например: нежность, хорошее настроение, утешение, радость, волнение, беспокойство и пр. Важно, чтобы ребенок воспринял телесный контакт как приятный, сулящий безопасность и защищенность.

Следовательно, двигательная активность, физические упражнения матери, нежные поглаживания по животу будут обогащать чувственный опыт ребенка, стимулировать развитие тактильного, кинестетиче-скогои вестибулярного восприятия.

Вестибулярное восприятие развивается между третьим и седьмым месяцами беременности как чувство равновесия и стимулируется за счет движений матери и собственных движений ребенка. Благодаря вестибулярному восприятию ребенок фиксирует изменения положения тела, ускорение и замедление вращательных и поступательных движений.

Стимулирование развития вестибулярного восприятия оказывает влияние на степень возбудимости центральной нервной системы и на двигательную активность ребенка. Вращательные движения, движения вверх и вниз стимулируют развитие головного мозга ребенка, повышают энергетический тонус, позволяют фиксировать внимание, развивать сосредоточенность. Медленные и равномерные раскачивания действуют успокаивающе и расслабляют мышцы организма.

Вестибулярное, тактильное и кинестетическое восприятие оказывают влияние на развитие аудитив-ного восприятия.

Специальное образование. 2015. № 2

41

Аудитивная система ребенка

начинает развиваться очень рано. Орган слуха (ушная раковина, слуховой проход, среднее ухо и улитка) формируется на 12—14 неделе беременности. Через тело матери ребенок воспринимает дыхательный ритм, голос матери, шумы и музыку. Низкие тона ребенок распознает лучше, чем высокие [3].

Для развития аудитивного восприятия ребенка беременной следует слушать музыку, чаще — классическую и инструментальную, детские музыкальные сказки, играть на различных музыкальных инструментах, обогащая сенсорный опыт ребенка, читать вслух и петь.

Младенцы трехмесячного возраста способны узнавать и распознавать те сказки, песни, мелодии, которые они слышали, находясь в чреве матери. Благоприятно влияют на гармоничное развитие восприятия ребенка комплексные занятия мамы: рисование красками при прослушивании музыки, — которые сопровождаются комментариями и общением с ребенком.

Таким образом, развитие эмоционального общения и видов восприятия на чувственной основе у ребенка в пренатальный период является предпосылкой для его коммуникативно-речевого развития в младенческом и раннем возрасте. Для определения состояния комму-никатиено-речееого развития ребенка следует использовать психолингвистический подход.

Чтобы выявить состояние коммуникативно-речевого развития ребенка, необходимо понять, ЧТО

диагностировать, иначе говоря, что является предметом диагностики.

Если взять за основу количество слов, грамматических конструкций, фраз, которые использует ребенок в речи (лингвистический подход), то данная диагностика подойдет только для говорящих детей. При этом важно учитывать, что у современных детей, которые поздно начинают говорить, уровень понимания речи окружающих может быть достаточно высоким.

Другой, традиционный, психологический подход, при котором учитываются этапы либо периоды становления и развития речи, тоже не дает полной картины при проведении диагностики. Во-первых, те периоды развития речи, которые были обозначены в прошлом веке, не могут выступать показателями для современных детей, так как дети значительно изменились. Как показывают наблюдения и практические исследования, у одних малышей лепет может проявляться в 3 мес., у других — в 5 мес. Можно ли это считать отставанием в развитии? Конечно нет, ведь в раннем возрасте развитие происходит скачкообразно и неравномерно.

Если лингвистический подход позволяет выявить особенности развития языковых средств, то психологический указывает на речевые способности ребенка. Ни первый, ни второй подход не дает представление о самой речевой деятельности ребенка и закономерностях ее функционирования.

Чтобы понять, как устроена речевая деятельность современного

42

Специальное образование. 2015. № 2

ребенка, обратимся к новому направлению в психолингвистике (как теории речевой деятельности) — психолингвистике детского развития. В рамках данного направления изучаются закономерности комплексного функционирования речевой деятельности и личности, с одной стороны, и «детской картины мира», которая формируется в сознании ребенка, с другой.

Преимущество психолингвистического подхода состоит в том, что:

во-первых, в центре — современный ребенок, с его потребностями, возможностями и способностями;

во-вторых, благодаря триединству (речевая деятельность, личность и сознание) можно выявить и проследить динамику их развития как в комплексе, так и дифференцированно;

в-третьих, можно выявить слабо развитые и наиболее развитые функции (подфункции), сферы (зоны) и компенсировать отставание за счет сильных сторон (а не наоборот, как при традиционном подходе).

Поэтому в качестве предмета диагностики коммуникативно-речевого развития лучше использовать психолингвистический подход, который позволяет выявить особенности развития функций детской речевой деятельности: сенсомоторной, коммуникативной, когнитивной и регулирующей — и соответствующие им сферы личности ребенка.

Для проведения диагностики педагог (родитель) должен знать закономерности и особенности

коммуникативно-речевого развития ребенка в младенческом и раннем возрасте. Закономерности — это определенные законы, по которым функционирует, т. е. «работает» детская речевая деятельность. Одна из закономерностей заключается в том, что у ребенка сначала развиваются коммуникативные способности, на их основе — речевые, и только потом — языковые. К числу закономерностей относится и то, что ребенок сначала овладевает неречевыми (невербальными) средствами и способами общения, а потом — речевыми (вербальными). Закономерности имеют свою специфику, динамику (периоды и этапы) и особенности развития, проявляются у детей как общие черты.

В прошлом веке психологи и педагоги утверждали, что младенчество — это период пассивной речи. Так ли это?

Может, младенчество — это период не пассивной, а перцептивно-инициативной речи?

В период младенчества (с рождения до года) полноценное развитие коммуникативно-речевых способностей могут обеспечить ребенку только близкие взрослые, организуя повседневное общение с ним. При общении с ребенком взрослый активизирует его речевую функцию, которая обеспечивает процессы взаимовосприятия (перцепции) и взаимодействия (интеракции). Ласковое и нежное общение взрослых «запускает в работу» речевую функцию, и наоборот, отсутствие общения (стимулов) или недоброжелательное, грубое обращение с ре-

Специальное образование. 2015. № 2

43

бенком может блокировать ее и привести к «детскому аутизму».

Следовательно, несмотря на то, что каждый ребенок появляется на свет с врожденной речевой функцией, ее необходимо «запустить» и активизировать путем общения взрослого с ребенком. То, что речевая функция «нуждается» в активизации, свидетельствуют факты появления детей-Маугли: они хорошо понимали язык животных, но не могли говорить на человеческом языке.

Речевая функция — это непроизвольный (неосознанный) акт поведения ребенка. С одной стороны, она проявляется как намерение ребенка, как потребность и желание общаться, что является основой для развития 'мотивационно-потребност-ной стороны речевой деятельности и коммуникативных умений («хочу общаться»), С другой стороны, речевая функция закладывает основы для развития инструментальной стороны речевой деятельности и речевых умений (восприятия и понимания речи на слух, говорения). Если «ядром» для развития коммуникативных умений выступает желание ребенка (интенция), то базисом для речевых умений служит «замысел» («что сказать»), который формируется на эмоционально-чувственной основе.

«Интенция» и «замысел» активизируют смысловую сферу ребенка, которая функционирует в раннем возрасте на эмоционально-чувственной основе и бессознательном уровне за счет «работы» правого полушария мозга. Что касается левого полушария, то его роль воз-

растает сначала в период становления так называемой активной речи (второй и третий годы жизни), а потом после пяти-шести лет, когда окончательно устанавливается его доминирующее положение.

Важно понимать, что с момента рождения у ребенка задействовано не только правое, но и левое полушарие (а также другие отделы мозга: лобные доли, задние гностические отделы и т. д.). Когда ребенок начинает воспринимать обращенную к нему речь взрослого, у него запускается механизм формирования «фонематических кодов», на базе которого развивается «фонематическая система языка». Этот процесс осуществляется при непосредственном участии вторичных отделов височной коры левого полушария, которая связана с постцентральной и премоторной областями коры головного мозга [1]. Именно в левом полушарии расположен центральный отдел слухоре-чевого анализатора, позволяющий ребенку выделять существенные, смыслоразличительные фонематические признаки единиц языка и речи, обрабатывать меняющиеся акустические импульсы.

Первичный механизм восприятия и перекодировки информации функционирует с момента рождения следующим образом. Височные доли левого полушария мозга ребенка «поглощают» слышимый звуковой поток и «отправляют» сигналы в правое полушарие, в котором звучащая информация преобразуется в образную (картинки). Благодаря такому преобразованию

44

Специальное образование. 2015. № 2

ребенок воспринимает эти картинки (телепатирует), и, не зная значения слов, которые произносит взрослый, понимает его. Благодаря эмоционально-чувственной сфере, которая локализована в правом полушарии мозга, малыш воспринимает интонационно-ритмический рисунок речи взрослого и его эмоциональное состояние. Малыш воспринимает и понимает не значения слов, а общий смысл, который формируется на интуитивно-чувственной (аффективной) основе в его смысловой сфере. Поэтому очень важно общаться с ребенком с момента рождения и развивать его эмоциональную сферу.

Традиционно психологи и педагоги называют младенчество периодом пассивной речи. С таким утверждением трудно согласиться. Учитывая, что речевая деятельность ребенка начинает функционировать с момента рождения на основе речевой функции, благодаря которой ребенок воспринимает звучащую речь и проявляет инициативу, младенчество следует называть периодом не пассивной, а перцептивно-инициативной речи.

Особенности развития перцептивно-инициативной речи ребенка В этот период можно выделить два этапа в коммуникативно-речевом развитии ребенка:

- этап инстинктивных вокализаций: стадии «комплекса оживления» (1—2 мес.) и «гуления» (2—3 мес.);

- этап интуитивных вокализаций: стадии «агуканья» (3—4 мес.) и «лепета» (4—12 мес.).

Как они проявляются?

В первый месяц жизни ребенок с помощью неосознанных голосовых проявлений выражает свое состояние: плачет, кряхтит, кричит, сообщая взрослым о том, что он хочет есть, ему мокро, больно, холодно или жарко. В первый же месяц можно наблюдать «комплекс оживления» как эмоциональную реакцию ребенка на взрослого. Если «комплекс оживления» — это реакция ребенка на близкого взрослого, то «гуление» — это биологические, инстинктивные звуки, которые он издает, чтобы выразить свое состояние.

Многие поколения психологов считали, что речевое развитие ребенка начинается с «гуления». Однако это неверно. Во-первых, звуки, которые рождаются в гулении, не закрепляются в речи ребенка. Во-вторых, нужно затормозить биологические звуки, чтобы выработать у ребенка те звуки, которые входят в систему языка. В-третьих, при торможении биологических звуков (безусловного рефлекса, который осуществляется как подкорковый акт) начинают формироваться корково-подкорковые связи и условные рефлексы в коре больших полушарий.

Такое явление можно сравнить с врожденным хватательным рефлексом, который ни в коей мере нельзя рассматривать как прототип произвольных движений. Младенец нескольких дней от роду хватается так крепко за палец взрослого, что его можно поднять. Это рефлекторное схватывание нужно затор-

Специальное образование. 2015. № 2

45

мозить, чтобы начали формироваться произвольные движения.

Следовательно, «комплекс оживления» и «гуление» относятся к этапу инстинктивных вокализаций, которые отражают состояние ребенка и его реакцию на взрослого и проявляются как биологические звуки (безусловные рефлексы). Чем больше взрослый общается с ребенком, тем раньше происходит торможение инстинктивных проявлений и наступает следующий этап интуитивных вокализаций — «агуканье».

На втором-третьем месяце жизни появляется «агуканье», радостное повизгивание. На попытки взрослого вступить в контакт с младенцем ребенок отвечает тихими, протяжными звуками типа «гку-у» или короткими типа «кх». В конце второго месяца жизни ребенка появляются дифференциация крика в зависимости от вызывающей его причины, интонации радости, удивления, гнева, протеста и пр.

Если при «гулении» ребенок «произносит» смешанные, нечеткие гласные звуки, то «агуканье» характеризуется использованием согласных: «агу-у», «ага-а», «гу-га». Постепенно ребенок начинает произносить звуки и прислушиваться к себе. В его вокализациях появляется различная интонация, он может менять силу голоса, громкость, произносить то тихо, то громко, нараспев.

В 4—5 месяцев «агуканье» переходит в «лепет», который характеризуется постепенным формированием слоговой структуры слова. Так как ребенок чаще всего слышит

слова «мама», «папа», «баба», «деда», то, выделяя ударный слог, он пытается его произнести в различных комбинациях: ма-ма-ма, па-ма-па, ба-ба-ма и т. д.

Главная характеристика лепета состоит в том, что ребенок старается воспроизвести то, что он слышит. В его сознании фиксируются различные образы фонем, которые он слышал и которые он, упражняясь, пытается воспроизвести, чтобы создать артикулему — образ артикуляции звука или фонемы (звукосочетания). При этом начинают формироваться связи, необходимые для развития фонематического и фонетического слуха.

В возрасте 6—7 мес. ребенок, как правило, замолкает и перестает лепетать, а затем в его речи появляются новые смысловые образования — квазислова (псевдослова), с помощью которых он выражает свои потребности, желания, отношение к окружающим. Квазислова имеют диффузное значение и аморфное строение. Они выражают общий смысл и выполняют смыс-лообразующую функцию. Ребенок сопровождает квазислова жестами и мимикой, использует невербальные средства общения. Квазислова «вплетены» в практические действия, и их можно понять с учетом ситуации.

После 8 мес. благодаря наглядно-действенному мышлению у ребенка появляются первые слова, обозначающие предмет и действия. Он понимает только те слова, которые взрослый неоднократно произносит, и реагирует на предметы, с

46

Специальное образование. 2015. № 2

которыми взаимодействует. По просьбе взрослого ребенок может найти любимую игрушку.

До года первые лепетные слова ребенка (которые он понимает или произносит) выражают личностный смысл, имеют только смысловое значение и еще не имеют устойчивой предметной отнесенности, т. е. системного значения (системное значение слова — это устойчивая система обобщений, одинаковая для всех людей, которая начинает формироваться в раннем и дошкольном возрасте).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малыш еще не понимает, что кукла — это слово, которым можно назвать любую куклу: большую и маленькую, с темными и светлыми волосами, пупсика и Барби — это все куклы. Для него слово «кукла» имеет смысловое значение и обозначает тот предмет, с которым он взаимо д е йству ет.

Для определения коммуникативно-речевых способностей ребенка можно использовать карту наблюдения.

Карта наблюдения разработана с учетом функций речевой деятельности ребенка; особое внимание уделено развитию сенсомоторной функции, которая выступает базисом для становления других функций: коммуникативной, когнитивной, регулирующей. Так как в младенческом возрасте эти функции еще не ярко выражены, то они объединены в таблице в единый блок: развитие коммуникативных и речевых способностей. Если педагог знает, как устроена речевая деятельность современного ребенка, то он сможет выделить те проявления, которые относятся к каждой из этих функций. В ходе наблюдения необходимо записывать персональные показатели малыша (см. табл. 1).

Таблица 1

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ «КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Младенчество (0—1 год) — период перцептивно-инициативной речи, доминирует аффективная форма сознания

Характеристика реакций и действий ребенка Средние показатели Персональные показатели

Развитие крупной моторики — движений тела

Находясь в вертикальном положении, несколько секунд удерживает голову 1 мес.

Лежа на животе, поднимает голову 1—1,5 мес.

Находясь в вертикальном положении, удерживает голову 1—1,5 минуты 2—2,5 мес.

Лежа на животе, удерживает голову, приподнимает грудь 2,5—3 мес.

При поддержке под мышками крепко упирается ногами, переступает 3—4 мес.

Лежа на животе, опираясь на локти и предплечья, приподнимает тело 3—4 мес.

Специальное образование. 2015. № 2

47

Характеристика реакций Средние Персональные

и действий ребенка показатели показатели

Лежа на спине, приподнимает и удерживает го- 4 мес.

лову

Переворачивается со спины на живот, со спины на бок 4—4,5 мес.

При поддержке за обе руки стоит и переступает с 5—6 мес.

ноги на ногу

Лежа на животе, опираясь на предплечье одной 6—7 мес.

рукой, другой тянется к игрушке

Хорошо ползает, опираясь на ладони и колени 7 мес.

Садится, держась за пальцы взрослого 7—7,5 мес.

Сидит без поддержки взрослого 7—8 мес.

Самостоятельно ложится из положения сидя 7—8 мес.

Сидит самостоятельно, поворачивая тело из сто- 8,5—9 мес.

роны в сторону

Держась за опору, самостоятельно встает на ноги 8,5—9 мес.

Держась за опору, приседает и поднимает игруш- 9—10 мес.

ку с пола

Ходит, держась за руку взрослого 10—11 мес.

Самостоятельно ходит, широко расставив ноги 10—12 мес.

Развитие мелкой моторики — движений рук и пальцев

Хаотические движения руками 1—2 мес.

Сжимает пальцы, если в руку попадает предмет (ткань, игрушка) 2—3 мес.

Трясет погремушкой, вложенной в руку 3—4 мес.

Достает игрушку, висящую на расстоянии вытя- 3—4 мес.

нутых рук

Свободно берет рукой предметы, игрушки 4—5 мес.

Перекладывает игрушки из руки в руку, размахи- 5—6 мес.

вает ими, стучит

Пытается взять мелкий предмет всеми пальцами 7 мес.

Берет мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами 7—8 мес.

Берет мелкие предметы двумя пальцами 11 мес.

Открывает и закрывает коробочки, нанизывает 11—12 мес.

колечки и пр.

Развитие зрения и слухового внимания

Закрывает глаза от яркого света, отворачивается с рождения

Вздрагивает при резком звуке, моргает с рождения

Непродолжительно смотрит на движущийся 14 дней

предмет

Поворачивается в направлении источника звука 1 мес.

Следит глазами за медленно движущейся яркой 1 мес.

игрушкой на расстоянии 25—30 см

Отвечает улыбкой на речь взрослого 1 мес.

48

Специальное образование. 2015. № 2

Характеристика реакций Средние Персональные

и действий ребенка показатели показатели

Прислушивается к голосу взрослого, спокойной 1—1,5 мес.

музыке

Рассматривает яркие предметы, игрушки 1,5—2 мес.

По-разному реагирует на спокойную и быструю (плясовую) музыку 1,5—2 мес.

Реагирует на свое имя 4—5 мес.

По просьбе взрослого находит взглядом предмет 6—7 мес.

Развитие коммуникативных и речевых способностей

Проявляет интерес к взрослому, смотрит ему в 1 мес.

лицо, прислушивается к голосу

Реагирует на взрослого радостной ответной 1—2 мес.

улыбкой, хаотичными движениями рук и ног (комплекс оживления)

На улыбку отвечает улыбкой, на речь — звуками: 2—3 мес.

издает гласные звуки, повизгивает (гуление)

Произносит сочетания гласных и согласных зву- 3—4 мес.

ков типа «гку-у», «кха» (агуканье)

Произносит сочетания гласных и согласных зву- 3—4 мес.

ков то громко, то тихо (нараспев) и прислушивается к себе

Использует разный крик, плач, выражая свое состояние или требования 3—4 мес.

Появляются слоги типа «ма-па-ма», «ба-па-ба» 4 мес.

(лепет)

Пытается привлечь к себе внимание взрослого 4—5 мес.

громкими восклицаниями

Понимает простые слова-запреты 5—6 мес.

Проявляет интерес к разговору взрослых между 5—6 мес.

собой: поворачивает голову и смотрит на гово-

рящего

Использует квазислова («свой язык»), которые 6—7 мес.

трудно понять

Участвует в диалоге взрослых, произносит «свои 6—7 мес.

слова», делает паузы, ждет высказывания взрос-

лого

Понимает и выполняет действия по просьбе 7—8 мес.

взрослого, например: «Ложись», «Открой рот», «Дай ручку», «Покажи» и пр.

Может использовать одно и то же «слово» для 7—8 мес.

обозначения предмета (игрушки), действия, каче-

ства и пр.

Появляются первые лепетные слова типа «дай», 8—9 мес.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«на», «не», «бибика», «ляля»

Специальное образование. 2015. № 2

49

Характеристика реакций и действий ребенка Средние показатели Персональные показатели

Произносит более сложные комбинации собственных слов, предложений, использует разную интонацию 9 мес.

Различает интонацию речи взрослого: улыбается, если его хвалят, хмурится и плачет, если ругают или запрещают что-то 9 мес.

Любит общаться со взрослыми, привлекает их внимание: подает игрушки, громко смеется... 10 мес.

Любит общаться со взрослыми и сверстниками, используя простые звукосочетания и слова 10—12 мес.

Использует в речи простые предложения 10—12 мес.

При проведении диагностики важно учитывать, что в младенческом и раннем возрасте развитие происходит скачкообразно, т. е. у одних детей одни и те же особенности могут проявляться чуть раньше, а у других — немного позже.

Выводы. Таким образом, в первый год жизни ребенка закладываются основы коммуникативно-речевого развития, происходит становление детской речевой деятельности. Условием этого развития выступает общение взрослого с ребенком, в ходе которого взрослый активизирует и «запускает» его речевую функцию. Значительную роль в коммуникативно-речевом развитии играет как правое полушарие головного мозга ребенка, отвечающее за эмоциональные компоненты и образную информацию, так и левое, которое «распознает» звучащую речь и ее фонематический строй.

В период младенчества ребенок проходит два этапа в коммуни-

кативно-речевом развитии: этап инстинктивных вокализаций («комплекс оживления» — 1—2-й мес. и «гуление» — 2—3-й мес.) и интуитивных («агуканье» — 3—4-й мес. и «лепет» — с 4-го мес.). В период лепета ребенок произносит сначала отдельные слоги (открытые и закрытые, чаще ударные), затем — их комбинации, переходя к использованию квазислов и первых лепетных слов. Первые слова ребенка выражают личностный смысл, т. е. имеют смысловое значение, но не имеют предметной отнесенности (системного значения). Они отражают нулевой уровень обобщения (имя собственное — моя «ляля», моя мама). Следовательно, младенчество — это период перцептивно-инициативной речи (а не пассивной).

Для определения особенностей коммуникативно-речевого развития ребенка можно использовать карту наблюдения, с помощью которой можно выявить показатели типичного (нормального) или нарушенного развития (отклонения).

50

Специальное образование. 2015. № 2

Литература

1. Горлова, Н. А. Развитие ребенка в пренатальный период / Н. А. Горлова, О. А. Горлова // Речевой фитнес. Программа коммуникативно-речевого развития ребенка раннего возраста с методическими рекомендациями. — М. : Баласс, 2013.

2. Горлова, Н. А. Особенности развития речевой деятельности и личности современного ребенка / Н. А. Горлова, О. А. Горлова // Речевой фитнес. Программа коммуникативно-речевого развития ребенка раннего возраста с методическими рекомендациями. — М. : Баласс, 2013.

3. Барт, К. Роль различных областей восприятия / К. Барт // Трудности в обучении: ранее преду преяедение / К. Барт ; пер. с немецкого Н. А. Горловой, А. А. Михлина ; науч. ред. Н. М. Назарова. — М. : Академия, 2006.

4. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия ; под ред. Е. Д. Хомской. — 2-е изд. — М. : Изд-во МГУ, 1998.

Literature

1. Gorlova, N. A. Razvitie rcbcnka v prenatal'nvv period / N. A. Gorlova, O. A. Gorlova // Rechevoy fitnes. Programma kommunikativno-rechevogo razvitiya re-benka rannego vozrasta s metodicheskimi rekomendatsiyami. —M. : Balass, 2013.

2. Gorlova, N. A. Osobennosti razvitiya rechevoy deyatel'nosti i lichnosti sovremennogo rebenka / N. A. Gorlova, O. A. Gorlova // Rechevoy fitnes. Programma kommunikativno-rechevogo razvitiya rebenka rannego vozrasta s metodicheskimi rekomendatsiyami. — M. : Balass, 2013.

3. Bart, K. Rol' razlichnykh oblastey vospriyatiya / K. Bart // Trudnosti v obu-chenii: ranee preduprezhdenie / K. Bart ; per. s nemetskogo N. A. Gorlovoy, A. A. Mikhlina ; nauch. red. N. M. Na-zarova. — M. : Akademiya, 2006.

4. Luriya, A. R. Yazyk i soznanie / A. R. Luriya ; pod red. E. D. Khomskoy. — 2-e izd. — M. : Izd-vo MGU, 1998.

Специальное образование. 2015. № 2

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.