Научная статья на тему 'Коммуникативно-функциональные признаки немецкого электронного молодежного журнала'

Коммуникативно-функциональные признаки немецкого электронного молодежного журнала Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
199
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зятькова О. В.

Посвящена вопросу функционирования электронных молодежных журналов в коммуникативной Интернет-среде. Особое внимание уделяется пяти коммуникативно-функциональным признакам: мультимедийности, гипертекстуальности, интерактивности, кластерности информации и молодежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-функциональные признаки немецкого электронного молодежного журнала»

4. Кубрякова, Е.С. Обеспечение речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона //Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи [Текст]/ Е.С.Кубрякова. - М.: Наука, 1991. - 85 с.

5. Риордан Дж. Народные сказки Британских островов [Текст]/ Дж.Риордан // Сборник / Дж.Риордан. - М.: Радуга, 1987.

6. Hornby A.S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English, 5th edition/ A.S.Hornby. - Oxford University Press, 1995.

7. Macmillan English Dictionary for advanced learners. - Printed in China, 2002.

8. Microsoft Encarta Encyclopedia Premium 2006 DVD [Электронный ресурс].

Получено 1.10.2008 г.

УДК 803.0

О.В. Зятькова, (Курск, КГУ)

КОММУНИКАТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕМЕЦКОГО ЭЛЕКТРОННОГО МОЛОДЕЖНОГО ЖУРНАЛА

Посвящена вопросу функционирования электронных молодежных журналов в коммуникативной Интернет-среде. Особое внимание уделяется пяти коммуникативно-функциональным признакам:

мультимедийности, гипертекстуальности, интерактивности,

кластерности информации и молодежности.

С развитием глобальной сети Интернет типологические рамки традиционной системы периодических изданий расширились и вызвали к жизни разветвленную систему сетевой периодики - журналов и газет, функционирующих в пространстве Интернет. Изменилась и аудиторная направленность периодики - к традиционным подписчикам подключились пользователи ПК. Число потребителей потенциальной журнальной информации стало неограниченным, модифицировались понятия объема и тиража, так как электронный способ представления информации включает в себя несравнимо большее количество документов. Но такие важные типологические признаки, как целевое назначение, периодичность, характер информации, издающий орган, остались идентичными печатной прессе.

На начальном этапе издатели предлагали своим читателям электронные версии журналов как дополнительную услугу. Впоследствии

электронные версии стали реализовываться уже независимо от их печатных аналогов.

Первые электронные версии крупных немецкоязычных журналов появились в 1994 году. В 1996 году региональные журналы тоже устремились в сеть. Уже в мае 1997 года в распоряжении сетевых читателей был 81 электронный журнал. Электронные молодежные журналы также стали появляться в этот период времени. В настоящее время они достигли пика своей популярности [1].

Электронная молодежная журнальная периодика - один из сегментов рынка СМИ, отличающийся многочисленностью и разнообразием изданий. Электронный молодежный журнал представляет собой род электронного издания, существующего в мультимедийной среде, отличающегося высоким уровнем интерактивности.

Причиной появления и быстрого развития электронных журналов изначально явилось стремление редакций печатных аналогов привлечь большее количество читателей (особенно среди молодежи) и сохранить свою конкурентоспособность [1].

Несмотря на то, что формат и скорый ритм подготовки и выпуска электронных журналов, ориентация на текст, графику и оперативное периодическое обновление сопоставимы с процессом издания традиционного, печатного журнала, есть и отличия.

Электронные журналы могут издаваться по мере обновления отдельных разделов. Еженедельный или ежемесячный журнал в сетевом варианте может изменяться каждый день или даже несколько раз в день. Более того, электронные журналы могут экспериментировать с различными видами информации (текстовая, аудио-, видеоинформация), с ее сбором и подачей.

Подобно печатным изданиям электронные журналы разрабатывают свой собственный стиль и подход к освещению событий. И печатная, и сетевая версии стараются выделиться не только за счет содержательности своих материалов. Интернет предоставляет широкие возможности для интерактивного привлечения читателя, такие как, использование плавающей командной панели, позволяющей легко переходить от одного раздела к другому, оснащение страниц функцией воспроизведения видеозаписей и прослушивания аудиоинформации в режиме реального времени, сопровождение чтения журнала прослушиванием рекламных роликов и музыкальных клипов [2].

Иллюстративно-текстовый массив электронного молодежного журнала представляет собой клиповый информационный поток, насыщенный различными видами знаков. Повторяемость определенных знаков, отражающих всевозможные стороны молодежной субкультуры, способствует закреплению отдельных стереотипов и имиджей в сознании адресата [3].

Читатель электронного журнала имеет возможность разворачивать тексты в разных направлениях:

- информационном - мгновенно активизировать дополнительные факты, сведения, связанные с освещаемым событием;

- аналитическом - находить более подробные комментарии, мнения по какому-либо событию, почерпнутые также из других изданий.

К основным признакам электронного молодежного журнала можно отнести мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность, кластерность и молодежность.

Мультимедийность - функциональное проявление глобальных свойств электронного молодежного журнала. Понятие «мультимедиа» возникло в 90-е годы прошлого века как материальная реализация идеи медиаконвергенции, т.е. слиянии всех каналов передачи информации -периодической печати, радиовещания, телевидения и Интернета - в одно целое. Шлыкова О.В. определяет мультимедийность как «особый вид компьютерной технологии, который объединяет в себе как традиционную статическую информацию - текст, графику, так и динамическую - речь, музыку, видеофрагменты, анимацию [4].

Подобное сочетание нескольких типов информации дает возможность воздействовать многоканально на читателя.

Мультимедийность как свойство информации означает, что читатель работает комплексно с несколькими разноприродными аспектами - речью, текстом, звуком и т.д. Можно предположить, что мультимедийность в электронном журнале используется для того, чтобы манипулировать молодежной читательской аудиторией, добиться нужного эффекта, заставить читателя действовать. Мультимедийность открывает широкие возможности, например, привлекая на страницы электронного журнала видеоряд, и оказывает более сильное эмоциональное воздействие на читателя. Возможности мультимедиа позволяют не пересказывать визуальный ряд, а помочь читателю самому ознакомиться с комментируемым явлением [5]. Таким образом, иллюстрация, текст, видео, звук образуют в электронном журнале единое целое и взаимодополняют друг друга.

Мультимедийность тесно связана с гипертекстуальностью. Термин «гипертекст» ввел впервые в обращение Тед Нельсон [6]. Под гипертекстом он понимал документы, которые выражают нелинейную структуру идей, в противоположность линейной структуре традиционных печатных источников Нельсон обозначал гипертекст как «непоследовательную запись». Он отмечал, что обычно «процесс письма осуществляется последовательно по следующим двум причинам. Во-первых, потому, что он является производным от речи, которая не может не быть последовательной (так как у нас для этого только один канал), и, во-вторых, потому, что книги неудобно читать иначе как последовательно.

Однако мысли образуют структуры, которые не являются последовательными - они связаны многими возможными переходами» [6].

В современном языкознании термин «гипертекст» присутствует в нескольких терминологических парадигмах. Он даже трактуется как новый способ коммуникации, как механизм, заключающийся в возможности связать отрывки текста, переходить от одного к другому, называется гипертекстом, или нелинейным текстом.

Так, Субботин М.М. понимает под гипертекстом соединение смысловой структуры, структуры внутренних связей некоего содержания, и технической среды, технических средств, дающих возможность человеку осваивать структуру смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами [7].

Овчинников В.Г. определяет гипертекст как: а) "надтекст" - некая единица информации, частями которой являются тексты, и/или; б) текст, части которого имеют "сверхсвязи", т.е. соединены друг с другом не линейным отношением в одномерном пространстве (отношением следования как в обычном тексте естественного языка), а множеством различных отношений, представляемых в многомерном пространстве. В гипертексте отсутствуют заранее заданные ограничения на характер связей (сеть).

Шлыкова О.В. понимает под гипертекстом нелинейную форму записи текстовой информации с обозначением ссылок на фрагменты текста любого документа, находящегося в Интернет-пространстве, и возможностью быстрого перехода к этим фрагментам [4].

Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое, к которому может осуществляться доступ при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи, а не на конкретные слова в тексте. Гипертекст можно определить как нелинейную документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в ней информацию в последовательности, которую он сам выбирает.

По способу существования выделяются статические и динамические гипертексты.

Шторрер А. выделяет открытые и закрытые типы гипертекстов. В ее классификации закрытые гипертексты соотносятся со статическими, а открытые с динамическими (Texte-in-Bewegung). Закрытые гипертексты располагают постоянным количеством модулей. Даже если посредством внешних ссылок они связаны с другими гипертекстами в Интернете, они существуют как постоянное явление со стабильной структурой. Открытые гипертексты могут присоединять новые модули. Примером может служить дискуссия между автором текста и реципиентом/пользователем, которые комментируют и обсуждают высказывания друг друга [8].

Якобс Е.-М. указывает на то, что тексты в гипертекстовом пространстве выстраиваются иерархично [1]. Грозданов Ф.Т. пишет, что гипертекст как один из важнейших признаков электронного молодежного журнала может быть представлен как:

- текст, организованный особым способом;

- механизм, позволяющий эти тексты организовывать;

- форму организации материала [5].

Можно отметить следующие текстовые характеристики электронного молодежного журнала:

- фрагментарность;

- интертекстуальность;

-смешение функциональных стилей: взаимодействие

кодифицированного стандартного языка и сниженной, сленговой лексики;

- монтажность композиции;

- размытость жанровых границ [3].

Интерактивность тесно связана с гипертекстуальностью. Термин «интерактивность» произошел от английского слова «interaction» и означает «взаимодействие, обратную связь». Он может трактоваться широко и характеризовать любую возможность читательского воздействия на электронный молодежный журнал, например, на композиционное следование его фрагментов. С этой точки зрения, любая гипертекстовая стратегия изначально интерактивна, так как для перемещения в информационном пространстве гипертекста читатель должен сделать выбор, определить путь дальнейшего чтения. Интерактивность может также иметь суженое, более конкретное значение и определяться как программно поддерживаемая возможность сотворчества, т.е. порождение собственного текста параллельно воспринимаемому [5].

Интерактивность проявляется в двух видах взаимодействия:

1. читатель —► электронный молодежный журнал;

2.читатель А <—► электронный молодежный журнал ^—► читатель В.

На степень интерактивности влияют следующие критерии:

- объем селективных возможностей, предлагаемых электронным журналом читателю;

- степень возможностей модификации содержания;

- потенциал форм человеческой интеракции (отталкиваясь от привычной face-to-face коммуникации);

- линейность/ нелинейность интеракции информации .

Еще одним важным признаком электронного молодежного журнала является кластерность информации. Она напрямую связана с гипертекстуальностью. Для кластеров характерна когерентность, которая осуществляется посредством эксплицитной содержательной структуры (Labeling) и гиперссылок.

Организация содержания электронного журнала - это гибкая связь кластеров, представляющих собой единство текстовой, звуковой, графической информации. Йост И. выделяет три типа кластерности электронного молодежного журнала:

1. Тематическая или рубрикальная кластерность - каждый кластер представляет собой определенную тему (рубрику) или подтему (подрубрику), например, политика, музыка, спорт, мода и т.д.

2. Функциональная кластерность - проявляется непосредственно в разнообразии электронных речевых жанров, например, хроника, комментарии, статья, заметка, опрос и т.д.

3. Перспективная кластерность - подача информации либо по принципу нарастания (от менее важного до актуального), либо по принципу убывания [9].

Молодежность (молодежный стиль) непосредственно влияет на выбор языковых и мультимедийных средств оформления электронного молодежного журнала, на способы представления в нем информации.

Характерное для молодежи стремление следовать моде, быть в центре событий, поиск общения и гиперактивность в поиске общения заставляют электронный молодежный журнал быть ярким, привлекательным, иногда даже «вызывающим».

Молодежность влияет на жанрово-стилистические принципы организации языка электронных молодежных журналов. В текстах молодежного стиля преобладает содержание, в состав которого наряду с содержательной информацией входит эмоциональная, субъективнооценочная и модально-императивная информация. В этом содержании может присутствовать довольно большой объем информации, однако глубина его незначительна, носит поверхностный характер, так как молодежь обобщает опыт познания окружающего мира с позиций своего частного опыта.

Для молодежного стиля характерна большая эмоциональная насыщенность, причем эмоциональность имеет естественный, непосредственный характер. Эмоциональное содержание в электронных текстах молодежного стиля передается не столько вербально, сколько невербально, например, при помощи смайликов, акронимов, дополнительных знаков препинания и т.д. Все эти элементы способны выражать полифонию разнообразных чувств, типичную для жизненных эмоций человека.

Модально-аффективное, особенно императивное содержание составляет существенную часть содержательной стороны молодежного стиля, при этом важно подчеркнуть характер экспрессии как формы проявления чувств, оценок и аффектов [10]. Стилистические качества электронного молодежного языка составляют непринужденность, раскованность, а нередко фамильярность и даже вульгарность.

Таким образом, благодаря уникальным свойствам электронного молодежного журнала, которые предоставляют технологии Интернета, можно: 1) расширить не только объемы информации, но и ее содержание, 2) выразить смысл информации с помощью разных кодов общения, 3) использовать для «работы» с аудиторией разнообразные формы воздействия, 4) предоставить читательской аудитории более полные возможности для реагирования и участия в информационном обмене.

Пять основных признаков электронного молодежного журнала -мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность, кластерность и молодежность - тесно взаимосвязаны друг с другом, превращая электронное издание в уникальный феномен представления информации.

Библиографический список

1. Jakobs E.-M. Online-Zeitungen: Potentiale und Prozesse/ E.-M.Jakobs // Medium Sprache/ Strohner H., Sichelschmidt L. (Hrsg.) - Fr. am M.; Berlin; Bern; New York; Paris; Wien: Lang, 1998.

2. Рэддик Р. Журналистика в стиле on-line: использование Internet и других электронных ресурсов/ Р. Рэддик, Э. Кинг . - М., 1999. - 366с.

3. Лисеев Р.П. Электронный молодежный журнал: принципы формирования гипертекста / Р.П. Лисеев // Периодическая печать на пороге электронной эры: материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (мультимедиа и газета завтрашнего дня)». - СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, 2000. - с.72 - 78.

4. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа/ О.В. Шлыкова. - М.: Фаир-пресс, 2004.

5. Грозданов Ф.Т. Язык молодежных Интернет-газет : дис......канд.

филол. наук/ Ф.Т. Грозданов.- М.: РГБ, 2007.

6. Дедова О.В. Лигвосемиотический анализ электронного

гипертекста : на материале русскоязычного Интернета. дис д-ра филол.

наук./ О.В. Дедова- М.: РГБ, 2006.

7. Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма /М.М. Субботин // Вопросы философии.- 1993.

8. Storrer A. Vom Text zum Hypertext. Die Produktion von Hypertexten auf der Basis traditioneller wissenschaftlicher Texte/ A. Storrer// Textproduktion in elektronischen Umgebungen.- Fr. am M.: Lang, 1997. - s. 121 - 139.

9. Jost J. “Don’t Imitate. Innovate!” Informationscluster als medienspezifische Optimierung von Online-Zeitungen/ J. Jost // Osnabrücker Beiträge zur Sprachtheorie, November 2001. s. 129 - 145.

10. Брандес М.П. Стилистика текста. Теоретический курс: Учебник./ М.П. Брандес.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2004.

Получено 1.10.2008 г.

УДК 802.0

В.И. Кудинова (Тула, ТГПУ им. Л.Н.Толстого)

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ

Предпринята попытка проследить процессы формирования отдельных аспектов аналитических тенденций на материале русского и немецкого языков, в том числе и в исторической перспективе. Объектом исследования послужили отдельные аналитические конструкции в современном русском и немецком языках.

Как немецкий, так и русский языки восходят к общему индоевропейскому праязыку. Родство этих языков очевидно и сегодня, несмотря на то, что на протяжении многих веков у каждого из них был свой собственный путь развития. Это выражается в сходстве основной лексики, многих основополагающих элементов морфологической структуры, в одинаковых средствах словообразования, в сходстве формообразования. Аналитические черты (использование служебных слов) в той или иной мере присущи всем языкам. Во всех языках существуют союзы, в большинстве языков есть частицы и предлоги. В процессе исторического развития многих индоевропейских языков степень их аналитизма нарастает. Из истории немецкого и английского языков известно, что в них развились аналитические формы глагола, артикль. Ряд аналитических форм присущ и русскому языку. Как в немецком, так и в русском языке в наибольшей степени аналитизм при формообразовании проявляется в системе глагола.

Аналитические тенденции имеют два случая проявления: аналитическая форма и аналитическая конструкция. Аналитическая форма состоит, по меньшей мере, из двух компонентов и служит для выражения грамматического значения путем взаимодействия форматива, являющегося носителем лексического значения, и служебного форматива, выступающего отдельно от первого, ср.: я буду читать, писать и т.д.; ich werde lesen, ich habe gelesen [1. С. 200]. При этом форма носителя лексического значения также грамматически значима. Компоненты аналитической формы разделены и подвижны. Главная особенность аналитической формы состоит в том, что она выражает новое грамматическое значение, которое возникает только при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.