Научная статья на тему 'Коммуникативная самореализация будущих специалистов социальной сферы в процессе изучения иностранного языка'

Коммуникативная самореализация будущих специалистов социальной сферы в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЙ ВЫПУСКНИК ВУЗА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SELF-REALIZATION / SELF-EDUCATIONAL REALIZATION / COMMUNICATIVE SELF-REALIZATION / A FOREIGN LANGUAGE / COMMUNICATIVELY-ORIENTED APPROACH TO TRAINING / LANGUAGE TRAINING / PEDAGOGICAL SUPPORT / MODERN GRADUATE OF THE UNIVERSITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Химичева Светлана Александровна

Раскрываются возможности коммуникативной реализации и самореализации студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе. Делается акцент на необходимости педагогического сопровождения данного процесса для самообразовательной реализации обучаемых. Результатом становится формирование профессионально-коммуникативной компетентности у будущего специалиста социальной сферы для дальнейшей успешной самореализации как личности и профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Self-Realization of Future Specialists of Social Sphere in the Process of Learning a Foreign Language

The article reveals the possibilities of communicative realization and self-actualization of students in the process of learning a foreign language at the University. The author focuses on the need for pedagogical support of this process in order to provide self-educational realization of the trainees. The result is the formation of professional communicative competence of a future specialist of social sphere for further successful self-realization as a person and a professional.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная самореализация будущих специалистов социальной сферы в процессе изучения иностранного языка»

УДК 372.881.1 ББК Ч426.81

ГСНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.02

Химичева Светлана Александровна,

ассистент кафедры рекламы и связей с общественностью, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 408; e-mail: ya-cando2012@yandex.ru.

КОММУНИКАТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самореализация; самообразовательная реализация; коммуникативная самореализация; иностранный язык; коммуникативно ориентированный подход к обучению; языковая подготовка; педагогическое сопровождение; современный выпускник вуза; коммуникативная компетентность.

АННОТАТТИЯ. Раскрываются возможности коммуникативной реализации и самореализации студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе. Делается акцент на необходимости педагогического сопровождения данного процесса для самообразовательной реализации обучаемых. Результатом становится формирование профессионально-коммуникативной компетентности у будущего специалиста социальной сферы для дальнейшей успешной самореализации как личности и профессионала.

Khimieheva Svetlana Aleksandrovna,

Assistant Lecturer of the Chair of Advertising and PR, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

COMMUNICATIVE SELF-REALIZATION OF FUTURE SPECIALISTS OF SOCIAL SPHERE IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

KEY WORDS: self-realization; self-educational realization; communicative self-realization; a foreign language; communicatively-oriented approach to training; language training; pedagogical support; modern graduate of the University; communicative competence.

ABSTRACT. The article reveals the possibilities of communicative realization and self-actualization of students in the process of learning a foreign language at the University. The author focuses on the need for pedagogical support of this process in order to provide self-educational realization of the trainees. The result is the formation of professional communicative competence of a future specialist of social sphere for further successful self-realization as a person and a professional.

В

многогранном и быстро меняющемся современном пространстве жизни человека самореализация личности исследуется с разных точек зрения и с помощью разных подходов. Разнонаправленное коммуникативное пространство требует от сегодняшнего специалиста социальной сферы развивать и совершенствовать в себе определенные личностные и профессиональные качества для успешной самореализации как личности и профессионала. Самореализация — это всегда позитивная жизнедеятельность человека, связанная только с его продуктивным самоосуществле-нием. Самообразовательная реализация — это самостоятельно осуществляемое репродуктивное познание мира, которое является не только особым видом самореализации, но и путем к осуществлению всех других видов самореализации [2. С. 15].

Высшая школа XXI в. должна решать задачу самореализации личности, готовить специалистов с активным отношением к многоплановой и межкультурной коммуникативной действительности.

Находясь в одном времени и пространстве с другими людьми, мы постоянно общаемся с ними, иногда только с помощью взглядов и языка тела, но чаще вербально. Основное значение при этом имеет способность правильно выражать свои мысли и правильно понимать собеседника. Именно эта способность определяет то, как мы приспосабливаемся к среде, в которой находимся, и как при этом воспринимаем себя и других людей. Сегодня любого рода коммуникация настолько влияет на наше общество, что мы можем говорить о наступлении «эпохи коммуникации» [5. С. 9].

Коммуникативная самореализация будущего специалиста социальной сферы предполагает формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения как одного из интегративных профессиональных качеств. В современной ситуации общения, в том числе и межкультурного общения, коммуникативная компетентность становится решающим фактором самореализации личности.

Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность уста-

© Химичева С. А., 2013

навливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Такого рода компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать партнеров по общению и быть понятым ими. Коммуникативная компетентность предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру. В самом широком смысле компетентность человека в общении можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии [4. С. 33].

В условиях современной достаточно высокой конкуренции на рынке труда возрастает спрос на специалистов качественно иного уровня, способных не просто продуктивно строить коммуникацию, но умеющих осуществлять профессиональное общение на разных уровнях, в том числе и на иностранном языке.

Современное общество предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки молодых специалистов. Образовательные стандарты нового поколения называют одним из результатов подготовки бакалавров социальной сферы — будущих специалистов данной области — владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного, т. е. базовыми и профессиональными основами иностранного языка, методами коммуникации в кросс-культурном пространстве.

Изучение иностранного языка закладывает основы коммуникативной самореализации студентов через иноязычную речевую деятельность. Иностранный язык — подлинный ключ к успеху в разных сферах нашей жизни: и в бизнесе, и в отдыхе — в любых коммуникациях [6. С. 270]. В связи с переходом на коммуникативное обучение возросли возможности иностранного языка в решении актуальной задачи коммуникативной самореализации будущих специалистов социальной сферы. Коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное и систематическое обучение иностранному языку как средству общения в условиях воспроизводимой речевой деятельности. Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам прежде всего призван научить свободно ориентироваться в иноязычной среде.

Основная цель изучения языка будущими специалистами социальной сферы —

формирование их коммуникативной и профессиональной компетентности в совокупности с возможностью коммуникативной самореализации как в процессе изучения иностранного языка, так и в последующей трудовой профессиональной деятельности.

Итак, специалист, оканчивающий сегодня вуз, — это всесторонне образованный человек с фундаментальной подготовкой. Иностранный язык для такого специалиста — и инструмент, и часть культуры [7. С. 138]. С учетом того, что современному обществу требуется человек, стремящийся к самореализации, можно говорить о педагогическом сопровождении как факторе, усиливающем процесс самореализации личности обучающихся при изучении иностранного языка.

Дисциплина «Иностранный язык» предоставляет достаточно широкие возможности для коммуникативной самореализации студентов. Педагогическое сопровождение процесса изучения языка является довольно сложной совокупностью методов, приемов, средств и методик, помогающих и содействующих реализации коммуникативных возможностей будущих специалистов.

Обучение общению на иностранном языке должно выстраиваться комплексно, т. е. на основе взаимодействия всех видов речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения и письма. Это позволяет моделировать реальные ситуации, в которых происходит коммуникативная самореализация учащихся.

Большое внимание уделяется активизации деятельности студентов при обучении иностранному языку. Поскольку коммуникативное обучение ориентировано на личность, оно строится с учетом опыта и мировоззрения будущих специалистов, их интересов и целей. Важно то, что студенты получают возможность активно вести диалог, дискутировать, обсуждать, комментировать что-либо, высказывать свое мнение и отношение к чему-либо, отстаивать и обосновывать его на иностранном языке. При этом предлагаемые в рамках занятий речевые ситуации должны значительно варьироваться, что позволит непроизвольно запоминать новый материал и постоянно повторять его. Студентам необходимо уметь так работать с иноязычным материалом, чтобы отрабатывались навыки комбинирования и перефразирования информации. Существует множество специально организованных упражнений и заданий, призванных обеспечить коммуникативную самореализацию будущих специалистов.

Важным компонентом процесса коммуникации является также невербальное общение. Верный подбор преподавателем

упражнений, заданий, разговорных ситуаций тренирует, ко всему прочему, интонацию и скорость речи, мимику и умение пространственно организовать общение, чувствовать собеседника или собеседников, слушать их и слышать, применять и усваивать правила этикета. [1. С. 32].

Работа с иноязычным материалом является дополнительным средством расширения кругозора, дающим возможность посредством коммуникации выразить чувства патриотизма, интернационализма, дающим представление о нравственных качествах личности и способствующим формированию личностной активности будущего специалиста. Кроме того, работа над иноязычным высказыванием способствует формированию логичности мышления и развивает критическое мышление.

Овладение основами профессиональной иноязычной коммуникации способствует развитию социально активного, профессионально компетентного специалиста. Профессионально ориентированное общение на иностранном языке приобретает ценностную значимость с точки зрения коммуникативной самореализации студентов. Это является тем более актуальным, чем шире становится коммуникативное поле профессиональной деятельности, в частности возможности осуществления международных профессиональных контактов. Уже в процессе обучения студенты в современном вузе участвуют в написании работ по грантам и в международных образовательных программах. Большинство будущих специалистов посредством иноязычного общения в сети Интернет получает возможность интеграции в мировое информационное пространство.

Потенциальные возможности коммуникативной самореализации студентов при изучении иностранного языка раскрываются при использовании метода проектов в обучении. Развивается воображение учащихся, умение работать самостоятельно и в команде в процессе решения актуальных задач с помощью иноязычной коммуникации.

Как уже отмечалось выше, коммуникативный подход в обучении иностранному языку реализуется в обучении общению на конкретном языке и формировании способности к межкультурному взаимодействию. Для специалиста социальной сферы иностранный язык сегодня — это еще и средство межкультурного общения. Обучение межкультурной коммуникации также становится универсальным подходом в рамках высшего образования [7. С. 139]. Это необходимо в современной действительности. В частности, межкулкгурная коммуникация лежит в основе функционирования

Интернета — международной, межкультур-ной и многонациональной системы коммуникации. Используя Интернет для живого иноязычного общения на занятиях и самостоятельно, студенты создают себе условия для коммуникативной самореализации. Следует учесть, что Интернет предлагает своим пользователям не только разнообразную информацию и ресурсы, возможность пройти обучающие и реальные тестирования и сдать международные экзамены, но и возможность пользоваться электронной почтой и социальными сетями, участвовать в телемостах, телеконференциях и видеоконференциях, что позволяет познакомиться с миром изучаемого иностранного языка. Интернет предлагает студентам и более творческий подход к коммуникативной самореализации через возможность публикаций в Сети и даже создания своей странички или сайта. Это может служить решению проблемы аутентичного общения на занятиях иностранного языка и при выполнении самостоятельной работы студентами.

Языковая подготовка специалистов должна осуществляться в контексте непрерывного образования, поскольку только при выполнении этого условия становится возможным овладение иностранным языком на качественном уровне. Процесс обучения иностранному языку в вузе способствует коммуникативной самореализации студентов через саморазвитие, стремление к самоопределению и личностному росту.

Деловая иноязычная коммуникация является неотъемлемым компонентом современной социальной реальности и необходимой предпосылкой коммуникативной самореализации личности. Для специалистов социальной сферы знание основ деловой коммуникации на родном и иностранном языках и владение практическими навыками в данной области является важнейшей составляющей профессиональной компетентности.

Особенностью обучения иностранному языку с целью последующей коммуникативной самореализации студентов является интенсивность материала и его преподавания. Результатом этого становится познавательная самостоятельность обучаемых.

Коммуникативная направленность обучения иностранному языку реализуется и в коммуникативной заинтересованности преподавателя в иноязычном общении со студентами, в коммуникативности подбираемого учебного материала и в самом процессе иноязычной коммуникации на занятиях, когда обучаемые получают возможность коммуникативной самореализации. В связи с этим необходимо сказать о мотивированности студентов на коммуникативную са-

мореализацию в процессе изучения иностранного языка. Она заключается в осознании учащимися цели, результатов и перспектив такого обучения.

Таким образом, подходом, наиболее соответствующим поставленным перед преподавателями иностранного языка задачам, представляется коммуникативно ориентированный подход к обучению. Согласно основным положениям этого метода, обучение должно быть направлено на реальное использование языка в жизни. В основе коммуникативного подхода лежит утверждение о том, что для эффективного применения языка необходимы знания не только о различных языковых формах (грамматических, лексических и т. д.), но и об их значении и функциональном использовании в конкретных ситуациях речевого общения. Важной особенностью этого подхода является его ориентированность на результат обучающей деятельности, а не на процесс формирования знаний, навыков и умений. Это означает, что от обучаемого требуется не описание правил применения языковой формы, а функционально и

грамматически верное ее употребление в конкретной ситуации общения.

Изучение иностранного языка — довольно длительный и трудоемкой процесс, характеризующийся известной отдаленностью конечной цели и необходимостью регулярных занятий. Он позволяет, наряду с коммуникативной самореализацией, развить такие сопутствующие качества личности, как настойчивость в достижении цели, терпение и усидчивость, самостоятельность и готовность к практической деятельности.

В настоящее время мировая система образования характеризуется повышенным вниманием к иностранным языкам. Современному специалисту необходимо владеть хотя бы одним иностранным языком: сегодня это и обязательный элемент профессиональной подготовки, и фактор общекультурного развития личности. В данном контексте коммуникативная самореализация будущих специалистов социальной сферы должна осуществляться в процессе изучения иностранного языка в вузе на качественно новом уровне.

2.

3-

4.

5.

6.

ЛИТЕРАТУРА

АХЬЯМОВА И. А. Феноменология невербального общения // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2010. № 3. С. 24—36.

БАИЛУК В. В. Сущность самореализации личности и ее структура // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 12—17.

БОЛОНСКИЙ процесс. иИЬ: http://www.bologna.mgimo.ru.

КРЫЛОВ А. А. Психология : учеб. пособие для вузов. М. : Проспект, 2009.

МЕРМАНН Э. Коммуникация и коммуникабельность : пер. с нем. Харьков : Гуманитарный центр, 2007.

ТОДОРОВА Ю. Г. Преподавание английского языка для студентов неязыковых специальностей / / Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы : сб. материалов Между-нар. науч.-практ. конф., 30—31 окт. 2012 г., г. Стерлитамак / Стерлитамакский филиал БашГУ. Стерлитамак, 2013.

ХИМИЧЕВА С. А. Межкультурная коммуникация в современном высшем образовании при изучении иностранного языка // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 136—139.

1.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. М. А. Беляева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.