Научная статья на тему 'Коммуникативная подготовка педагога-музыканта: подходы, содержание, методы'

Коммуникативная подготовка педагога-музыканта: подходы, содержание, методы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбикова Г. В.

В статье рассматривается проблема коммуникативной подготовки педагога-музыканта. Раскрываются современные подходы к обучению педагогическому общению, особенности содержания и методы развития коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE PREPARATION of TEACHER-MUSICIAN : APPROACHES, MAINTENANCE, METHODS

In the article the problem of communicative training of the teacher-musician.Describes current approaches to the training of pedagogical communication, the content and methods of development of communicative competence.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная подготовка педагога-музыканта: подходы, содержание, методы»

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

193

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 78:37.013.32

КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: ПОДХОДЫ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ

Г.В. Байбикова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: g.baybikowa@yandex.ru

В статье рассматривается проблема коммуникативной подготовки педагога-музыканта. Раскрываются современные подходы к обучению педагогическому общению, особенности содержания и методы развития коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: профессиональное общение, коммуникативная компетенция, интерактивные методы коммуникативной подготовки.

В настоящее время во всех областях педагогической науки и практикиактивно разрабатываются и внедряются современныетехнологии обучения профессиональному общению. Подавляющее большинство технологий в качестве ведущего выдвигает личностно-деятельностный подход, личностная компонента которого означает, что обучение «преломляется» через личность студента, его мотивы, интересы, ценностные ориентации. Акцент на деятельностный аспект означает, что процесс научения коммуникативным умениям организуется как учебная деятельность субъекта, и, что объектом обучения, точнее овладения, является сама деятельность, в нашем случае - коммуникативная, в которой смоделированы предмет и отношения будущей профессиональной деятельности. Личностно-деятельностный подход в коммуникативном обучении противостоит формам догматической репродуктивной передачи готовой информации, монологичному и обезличенному педагогическому общению.

Культурологический подход в теории и практике обучения общению связан с работами А.В. Мудрика, Е. Н. Ильина, В. С. Грехнева, Ш. А. Амонашвили и др., чьи

194

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

положения о сущности, структуре и путях развития культуры педагогического общения активно разрабатываются в настоящее время. В области становления личности современные ученые справедливо отводят центральное место проблеме развития профессиональной культуры общения, подчеркивая, что последняя базируется на общей культуре учителя и выступает мерилом профессиональной компетентности, личностно-профессионального роста.

В последние годы заметно заявляют о себе аксиологические аспекты исследования коммуникативной культуры учителя. Педагогические ценности профессионального общения выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, регламентирующих коммуникативную деятельность педагога. Обучение общению с позиций аксиологического подхода исходит из положения, что ценностное отношение к педагогическому общению и деятельности - это особое, пристрастное отношение личности педагога к общечеловеческим ценностям, к субъектности ученика, к партнерскому взаимодействию в образовательной среде. Формирование ценностного отношения начинается с признания, что мир многолик и полифоничен, что существует множество истин, которые помогают понять себя, согласовать свои интересы и ценности с потребностями и установками других людей.

Компетентностный подход. В последнее десятилетие во всем мире и в России требования к результату профессионального образования формулируются исключительно в категориях компетенции и компетентности. При этом первое из них включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, а второе соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Следует признать, что компетенция выступает в качестве центрального понятия модернизации содержания образования, объединяя в себе интеллектуальную и навыковую составляющие результата образования, интегрируя близкородственные умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности.

Среди образовательных компетенций ключевое место отводится коммуникативной компетенции, которая рассматривается учеными как «способность к минимизации собственных ошибок в общении», «как готовность к принятию всего спектра возможных вариантов поведения партнеров ..., способность понять другого, интроецируя его опыт» 1, как «цель и ожидаемый результат обучения общению», как «взаимосвязь методологической, ... профессионально-этической, дидактической и методической подготовки, сформированность современного стиля научно-педагогического мышления, готовность к профессиональному

самообразованию» 1 2.

Целью обучения в рамках компетентностного подхода становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Отсюда меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, развитие

самостоятельности, инициативы и ответственности за принятие решений.

1 Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): дис. ... д-ра пед. наук / Л.К. Гейхман; Пермь, 2002. С. 45.

2Головко Е.А. Технология формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Головко. Ставрополь, 2004.С. 16.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

195

В музыкальной педагогике, как отмечает А.В. Березняк, коммуникативная компетентность педагога не рассматривалась и не формулировалась ни в теоретическом, ни в методическом плане. Однако именно в педагогической деятельности ведущих представителей отечественного музыкального искусства коммуникативная компетентность, «не идентифицируя себя как таковую», «не претендуя» на статус научно-педагогической категории и «не именуясь тем названием, которое дано ей в наши дни» способствовало триумфу отечественного музыкального искусства 3 4.

Специфика музыкальной педагогики, особенно в ее исполнительских «отраслях», традиционно практикующих индивидуальные формы обучения, а также веками сложившаяся практика авторских (творческих) школ, предполагает особый подход к трактовке проблемы коммуникативной компетентности. Можно утверждать, что в музыкальной педагогике выдающимся мастерам прошлого и настоящего присущи черты коммуникативной компетентности, «как искусства творческого общения и партнерства, как особой сферы педагогического содействия и взаимодействия учителя и ученика, характеризуемой умением создавать особый «эмоциональный фон», «духовную энергетику», заряжающую «творческие

4

аккумуляторы» учеников» .

В современной концепции музыкального образования, представленной в ФГОС высшего профессионального образования по музыкальным направлениям подготовки, в частности, по специальности «Искусство концертного

исполнительства» признается важность формирования широкого комплекса компетенций, включающих знания о закономерностях профессионального общения, разностороннюю эрудицию и практическую готовность к разным видам музыкальной деятельности. Из общего перечня, мы выделили ряд компетенций, связанных с коммуникативными аспектами деятельности педагога-музыканта, музыканта-исполнителя. Специалист в области музыкального искусства концертного исполнительства должен обладать следующими компетенциями:

- способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность кдругой культуре;

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения;

- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностнозначимые философские проблемы;

- способностью проявлять развитые коммуникативные и адаптивные личностные качества, работать и взаимодействовать с другими людьми в различных творческих ситуациях;

- способностью владеть родным языком и иностранным языком (не менее одного) на уровне, позволяющем вести профессиональную беседу, читать и переводить специальную литературу, составлять аннотации, вести переписку;

Такой широкий спектр перечисленных компетенций свидетельствует о приоритетном отношении к коммуникативной подготовке будущего педагога-музыканта и исполнителя, подтверждает тезис о том, что в современном обществе

3Березняк А.В. Коммуникативная компетентность педагога-музыканта: учебное пособие / А.В. Березняк. М.: «Экон-Информ», 2007.С.2.

4Там же, С. 10.

196

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

компетентность в сфере общения становится одной из главных составляющих высокого профессионального уровня.

Контекстный подход. Контекстным называется «обучение, в котором с помощьювсей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем положено на канву этой деятельности»5. По мнению автораконцепции контекстного обучения А. А. Вербицкого формы учебной деятельности человека, как и ее содержание, должны быть адекватны содержанию и формам практической деятельности людей 6. Отсюда следует, что цель в контекстном обучении состоит не в усвоении информации, а в формировании возможностей человека для его профессиональной деятельности.

Основу контекстного обучения составляют методы интерактивного обучения, построенные на взаимодействии участников образовательного процесса. К ним относятся: беседы, деловые и ролевые игры, дискуссии, конкурсы, анализ проблемных коммуникативных ситуаций. Особенно важно, что интерактивное обучение способствует развитию таких личностных характеристик, как сотрудничество, доверие, толерантность, эмпатия, рефлексия, умения и навыки партнерского психотерапевтического взаимодействия.

Следует подчеркнуть, что перечень требований к реализации образовательных стандартов третьего поколения выдвигает задачу широкого использования в профессиональном образовании активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Данное требование в полной мере относится и к музыкально-исполнительским направлениям подготовки. Так, согласно положениям ФГОС ВПО по направлению подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство (бакалавриат) удельный вес интерактивных форм на групповых предметах должен составлять не менее 20 процентов от общего количества аудиторных занятий.Требования образовательного стандарта по специальности «Искусство концертного исполнительства» предполагаютне менее 30 процентов аудиторных занятий в интерактивных формах обучения.

Большинством исследователей интерактивное обучение понимается как форма образовательного процесса, основанная на диалоге и взаимодействии, позволяющем реализовать активные методы обучения в целях эффективного решения дидактических задач. В ходе реализации интерактивного подхода решаются следующие задачи:

- развитие оперативного музыкально-педагогического мышления;

- развитие диалоговых умений;

- освоение приемов позитивной коммуникации, навыков координации совместных действий в различных статусно-ролевых ситуациях;

- формирование способности быть субъектом - равноправным и ответственным участником коммуникативного процесса.

Наиболее часто применяются профессионально-ориентированные игры, представляющие собой учебно-тренировочную деятельность с гибкой организациейпо воссозданию и проживанию типичных для данного производства

5Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. С.46.

6Там же, С. 20.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

197

наблюдаемых явлений и ситуаций с целью выявления и анализа их сущностных характеристик .

Профессионально-ориентированные игры реализуют основные психологопедагогические принципы обучения: принцип моделирования содержания

профессиональной деятельности будущего специалиста; принцип проблемности содержания учебной игры, требующей познавательной активности студента; принцип диалогичности и взаимодействия; принцип двуплановости обучения,

предполагающий развитие, как предметных коммуникативных умений, так и совершенствование личностных компонентов педагогической деятельности.

Технология проведения профессионально-ориентированной игры предполагает следующие этапы:

- подготовка игры: выбор темы, избираемой в качестве имитации,

распределение ролей, определение целей;

- подготовка сценария игры: поэтапное описание игры, примерное содержание текстов для исполнителей ролей, описание проблемной ситуации, которая должна разрешаться в процессе игры;

- проведение игры: ознакомление участников с условиями игры,

самоподготовка участников игры, т.е. изучение необходимой методической литературы, учебно-нормативных материалов, подготовка к исполнению роли («вживание» в образ), собственно проведение профессионально-ориентированной игры;

- подведение итогов: анализ проделанной работы, выявление «лучшей» роли, подведение итогов преподавателем .

В практике обучения музыкально-педагогическому общению могут применяться различные виды профессионально-ориентированных игр:

- парно-ролевая (ученик-учитель), имитирующая коммуникативные ситуации межличностного общения в условиях индивидуального обучения;

- групповая игра, направленная на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия в условиях малых групп.

Особое место в интерактивном обучении занимают дискуссии. Наиболее действенным и эффективным можно считать «структурированный» вид дискуссии, который в отличие от спонтанного требует предварительной разработки регламента проведения занятия: заранее определяется тема, предполагается процедура подготовки выступлений.

Продуктивность дискуссии во многом зависит от качества ее подготовки. Ведущий должен иметь примерный план будущей дискуссии, оказать помощь участникам в выборе литературы по обсуждаемой проблеме. Для более эффективного проведения групповой дискуссии специалисты советуют обратить внимание на следующие моменты:

1. Не нужно принуждать участников следовать в обсуждении тому порядку идей, который является правильным с точки зрения ведущего.

2. Поощряйте участников создавать свои собственные психологические идеи.

3. Поощряйте участников говорить друг с другом.

4. Помогайте участникам осознавать свои собственные предложения, идеи, вопросы, которые создаются ими в процессе дискуссии. 7 8

7 Нагель О.П. Технологии развития коммуникативной компетентности педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. Белгород: Изд-во ООО «ЛитКараВан», 2008. С.70.

8 Байбикова Г.В. Основы музыкально-педагогического общения: учебно-методическое пособие / Г.В. Байбикова. Белгород: БГИКИ, 2014.С.45

198

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

5. Старайтесь внимательно слушать то, что говорится, и поощряйте участников дискуссии слушать друг друга.

6. Одобряйте участников, когда они находят аргументы или подтверждения собственным идеям, убеждениям.

7. Не монополизируйте беседу, диалог, дискуссию.

8. Избегайте манипулирования дискуссией с целью, чтобы ваша точка зрения оказалась наиболее оправданной 9.

В качестве тем групповых структурированных дискуссий можно использовать следующие: «Профессия - Учитель музыки», «Границы подражания и копирования в музыкальной педагогике», «Становление личности музыканта в учебном заведении», «Будущее художественной педагогики», «Мои учителя» и др.

Одной из разновидностей тематической групповой дискуссии является «метод-кейсов» (casestudy), основанный на анализе конкретных проблемных ситуаций. Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде проблем (кейсов), а профессиональные умения и навыки приобретаются в результате активной и творческой исследовательской работы. Проблемная ситуация, не имеющая однозначной трактовки, стимулирует поиск новых знаний, оценочных суждений, что развивает навыки общения и взаимодействия, способность к полифоническому видению явлений, умение критически подходить к высказываниям других.

Особый интерес вызывают у студентов автобиографические дискуссии, подразумевающие обсуждение историй, отдельных эпизодов и ситуаций из жизни члена группы, его проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения в разные моменты его биографии. Практика показывает, что более полезным является не изолированное обсуждение биографии каждого ученика (по очереди), а спонтанное обращение к биографическому материалу в процессе группового взаимодействия и общения.

В практике обучения профессиональному общению широко применяется метод коммуникативного анализа урока. Обучаемые в письменной форме осуществляют анализ коммуникативного содержания урока на основании 5 выделенных позиций: 1) речемыслительная деятельность (доступность, логичность, последовательность, образность, богатство речи, профессиональная грамотность); 2) выразительность невербального воздействия (качество и целесообразность показа на инструменте, мимико-жестовая экспрессия); 3) умения диалогового обучения (контактность, обращение к мнению ученика, совместное обсуждение результатов работы, активизация слухового контроля и мыслительной деятельности, проявление эмпатийности); 4) творческое состояние педагога (эмоциональная активность, саморегуляция, проявление педагогического артистизма); 5) стиль общения

(преобладание способов взаимодействия).

Коммуникативный анализ представляет собой свободную форму рассуждения, обобщения и пожеланий, оценку качества педагогического взаимодействия со ссылками на конкретные моменты урока. Коммуникативный анализ урока позволяет:

- углубить понятия о музыкально педагогическом общении;

- осознать принципы личностно ориентированного общения;

- развить педагогическую наблюдательность, профессиональное мышление, а, следовательно, рефлексивные навыки;

9

Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. СПб.: Питер, 2005. С. 38.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпуск 2(6) 2015

199

- освоить способ «рассечения» коммуникативного содержания урока с помощью отдельных позиций анализа;

- формировать исследовательскую культуру10.

Как видно из приведенного выше перечня, интерактивные формы проведения занятий разнообразны. Их можно использовать в рамках спецкурсов по обучению профессиональному мастерству, включать в программы методических семинаров; кроме того, современные методы возможно применять и изолированно в качестве фрагментов практических занятий по «Методике обучения игре на инструменте», «Музыкальной педагогике и психологии», в воспитательной работе кураторов.

В интерактивном обучении педагог из непререкаемого авторитета становится заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Задача педагога - прокладывать маршрут, помогать движению, направлять процесс обмена информации, поддерживать («фасилитировать») процесс выработки нового опыта 11. Таким образом, педагог-фасилитатор должен уметь: слушать не перебивая, побуждать к высказыванию, фиксировать успехи группы и отдельных учащихся, проявлять открытость, стимулировать творческую активность, помогать преодолевать возникающие барьеры в совместной работе, создавать обстановку сотрудничества. Именно в результате такого подхода создается оптимальная атмосфера обучения общению, которая будет служить ориентиром для дальнейшей профессиональной деятельности обучаемых.

На формирование музыкально-педагогического общения студента

существенное влияние оказывает образовательная среда, выступающая, по мнению ученых, носителем богатой, разнообразной информации, воздействующей на разум, чувства, эмоции, веру индивида. По утверждению Е. П. Белозерцева, исследовавшего сущность и содержание образования с позиции средового подхода, «среда предстает в виде некоей лаборатории духовного, социального, профессионального опыта человека»* 11 12 и рассматривается как «потенциальное средство управления становлением человеческой личности»13. Таким образом, студенты-музыканты, впитывая традиции, сложившиеся в учебных заведениях искусства, перенимая образцы поведения преподавателей, формируют профессионально-коммуникативную направленность, стиль общения, способы педагогического взаимодействия.

Подводя итоги анализа проблемы коммуникативной подготовки в современном музыкальном образовании, считаем возможным сделать следующие выводы. В настоящее время обучение общению осуществляется с позиций различных подходов. Исследователи, по-разному расставляя акценты в обучении, одни - на технологической составляющей, другие - на личностно-развивающей, пытаются более полно и глубоко исследовать формы и методы обучения профессиональной коммуникации, тем самым обогащают теорию и практику обучения общению новыми концепциями и подходами.

В современной педагогической науке очевидна перспективность позиций авторов, утверждающих продуктивное сочетание различных подходов, их комплексное синтетическое использование. Сегодня, говорят сторонники этих идей,

Исаев И.Ф., Байбикова Г.В. Обучение студентов технике музыкально-педагогического общения: теория и технология. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.С. 117-118.

11 Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): дис. ... д-ра пед. наук / Л.К. Гейхман; Пермь, 2002. С.270.

12 Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е. П. Белозерцев. - СПб: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.С.602.

13 Там же, с. 282.

200

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 2(6) 2015

образовательные задачи могут быть решены только с помощью интегрированных методов, политехнологий (Г.К. Селевко), так как в рамках одной методологической концепции невозможно глубоко и всесторонне отразить многоаспектность обучения профессиональному общению.

Список литературы

1. Байбикова Г.В. Основы музыкально-педагогического общения: учебно-методическое пособие / Г.В. Байбикова. - Белгород: БГИКИ, 2014.

2. Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования / Е. П. Белозерцев. - Волгоград: Перемена, 2000.

3. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций / Е. П. Белозерцев. - СПб: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.

4. Березняк А.В. Коммуникативная компетентность педагога-музыканта: учебное пособие / А.В. Березняк.- М.: «Экон-Информ», 2007.

5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. -М.: Высшая школа, 1991.

6. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): дис. ... д-ра пед. наук / Л.К. Г ейхман; - Пермь, 2002.

7. Головко Е.А. Технология формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Головко. - Ставрополь, 2004.

8. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. - СПб.: Питер, 2005.

9. Исаев И.Ф., Байбикова Г.В. Обучение студентов технике музыкально-педагогического общения: теория и технология. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. - 160 с.

10. Нагель О.П. Технологии развития коммуникативной компетентности педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. - Белгород: Изд-во ООО «ЛитКараВан», 2008.

communicative preparation of teacher-musician : approaches, maintenance, methods

G.V. Baybikova

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: g.baybikowa@yandex.ru

In the article the problem of communicative training of the teacher-musician.Describes current approaches to the training of pedagogical communication, the content and methods of development of communicative competence.

Keywords: professional commonunication, communicative ecompetense, interactive methods of communicative preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.