УДК401
ББКШ 10,000.21
А. А. Селютин
КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА
Корпоративная культура по своей структуре вторична и во многом искусственна по отношению к мировой культуре, культуре национальной. В большинстве своем ее составляющие заимствуются из готовых систем межличностного взаимодействия, каковьми являются, например, семейные, дружеские, деловые отношения, проявляющие себя, в частности, в различной структурной организации частных фирм и предприятий: так называемый семейный бизнес (глава семьи—руководитель, дети—на исполнительных должностях); партнерский бизнес (несколько друзей распределяют в равной степени обязанности и решения принимают совместно). Вместе с тем, для всех систем (в том числе и для корпоративной культуры) характерен один и тот же набор сущностных компонентов: совокупность формы и содержания, материального и духовного.
Наличие материального и духовного планов предполагает, что корпоративная культура представляет собой лишь часть большого комплекса, включающего в себя несколько типов культур, которые непосредственно воздействуют на корпоративную культуру, подвергаясь и обратному влиянию.
В центре любой культуры находится человек, который является, в свою очередь, связующим звеном и фактором влияния различных культур. Один и тот же человек может совмещать в себе различные культурные типы. Причем влияние может осуществляться не только горизонтально (одна культура на дру-
одно поколение на другое (этот процесс не обязательно должен осуществляться последовательно, влияние может оказываться и через поколения). В сущности, корпоративная культура, как и всякая культура, не осознается, а выражается через те типовые решения, которые .люди принимают. Эти решения остаются как некие ритуалы: «у нас так принято...»
Все существующие организации уникальны. Каждая имеет свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникации, системы и процедуры постановки задач, внутриорганиза-ционные ритуалы и мифы, которые в своей совокупности и образуют уникальную корпоративную культуру. Большинство корпоративных культур можно представить в виде универсальной коммуникативной модели, поскольку коммуникация, по сути, определяет и формирует организацию, ее подразделения и функции (рис. 1). Модель — тот субъективный набор представлений, который, являясь продуктом сознания человека, позволяет ему’ ориентироваться в мире, прогнозировать поведение свое и других, а также развитие ситуаций и принимать решения. «Когда цель моделирования — изучение общих закономерностей вербального/невербального взаимодействия, имеет смысл говорить о гипотетической коммуникативной модели, в реализации шторой задействован определенный набор механизмов, а также определенные элементарные составляющие» [2, с. 43].
гую), но и вертикально (в рамках одной культуры) -
Коммуникативная модель корпоративной культуры Коммуникация
§
К
и
(=г
&
о
и
Формальная Неформальная
Внутренняя производственная Внешняя производственная
Вертикальная Г оризонтальная
Формальная коммуникация — это основные каналы организационного общения, по которым поступает вся информация, имеющая отношение к деятельности организации: отчеты, меморандумы и документы внутри организации, приказы, распоряжения, и сообщения вниз по иерархической лестнице и т. п.
Неформальная коммуникация — личная коммуникация.
Внутренняя производственная — все виды коммуникации, обусловленные работой в компании.
Рис. 1
Внешняя производственная—все виды общения компании с внешним миром.
Вертикальная коммуникация — направлена «сверху вниз» (приказы, распоряжения, оценка работы и т. п.) и «снизу вверх» (сообщения подчиненных о ходе работы, проблемах, идеях и т. п.).
Горизонтальная коммуникация—обмен деловой информацией между сотрудниками, занимающими равное положение в организации, как внутри одного отдела, так и между отделами [1, с. 118 —126].
Данная коммуникативная модель представлена
А. А. Селютин
Коммуникативная модель корпоративной культуры вуза
общими элементами, характерными для любой орга- имеет ряд отличий, заметных при сравнении с ком-
низации, в том числе и для вуза. Тем не менее, ком- муникативноймоделью иной организации (табл. 1).
муникативная модель корпоративной культуры вуза
Таблица 1
Сравнительные характеристики коммуникативная модели корпоративной культуры _____________ с коммуникативной моделью иной организации._______________________________
Вуз Иная организация
Сфера коммуникации Внешняя, внутренняя Внешняя, внутренняя
Направление коммуникации Вертикальное, горизонтальное Вертикальное,горизонтальное
Виды коммуникации Формальная, межличностная Формальная, межличностная
Ситуации коммуникации 1). Деловые: совещания, заседания ученых советов, кафедр и т.п. 2). Межличн.: личные беседы. 3). Учебно-воспитательного характера: лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторные, консультации и т.п. 4). Научные: конференции и т.п. 1).Деловые: совещания, заседания, консультации и т.п. 2).Межличн.: личные беседы.
Способы коммуникации Деловая документация, устный обмен сообщениями, Учебная (конспекты и т.п), научная (статьи, доклады) СМИ, рекламные буклеты В основном, деловая документация, устный обмен сообщениями, а также СМИ, рекламные буклеты
Участники коммуникации Сотрудники, преподаватели, студенты Сотрудники
В ходе сравнительного анализа коммуникативных особенностей вуза и иной организации мы ввели в таблицу еще три компонента коммуникации: ситуации коммуникации, способы коммуникации, участники коммуникации. Это позволило установить специфику коммуникативной модели вуза, по сравнению с коммуникативной моделью иной организации, заключающуюся в следующем:
1) участники коммуникации (обучаемые — обу-
2) наличие особых ситуаций коммуникации (учебные лекции, семинары, практические занятия, коллоквиумы и т. п., научные доклады, конференции ИТ. п.),
3) наличие специфичных способов коммуникации (учебно-дидактические, научные);
4) пересечение вертикальных и горизонтальных направлений коммуникации, обусловленное характером учебно-воспитательного процесса.
чающие);
Структура коммуникативной модели корпоративной культуры вуза
Коммуникация
8
5
ё
§
ч
с Й К £(
к ^ и о к
а
е£
н
о
о
Формальная Неформальная
Внутренняя производственная Внешняя производственная Внутренняя
Вертикальная Горизонтальная Смешанная Горизонтальная
Ситуации коммуникации (учебные лекции, семинары, практические занятия, коллоквиумы и т. п
Рис. 2
Корпоративная культура вуза как мультикультур-ное пространство включает элементы разных профессиональных культур и субкультур факультетов. Однако учебно-научная специфика вуза диктует определенные условия сосуществования этих культур, когда на первом месте стоит образовательная деятельность и формирование будущего специалиста. Это приводит к появлению определенной модели мира обусловленной языковыми средствами, отражающими приоритетное культурное направление. Этот факт подтверждается наличием общих для специалистов всех областей знания, работающих в одном вузе, легенд, мифов, ритуалов и т. п. В этом отношении корпоративная культура вуза является интегрирующей силой, позволяющей успешно осуще-
ствлять межкультурную коммуникацию и формировать языковую картину мира.
Мы выделяем корпоративную культуру вуза из общего смыслового поля корпоративной культуры организаций и считаем, что она должна рассматриваться отдельно, поскольку обладает набором признаков, характерных исключительно для нее:
1) и студенты, и преподаватели, и сотрудники испытывают воздействие общей корпоративной культуры вуза;
2) вузовская корпоративная культура складывается из уникального набора культур и субкультур, характерного исключительно для высшего учебного заведения: молодежная культура, профессорско-преподавательская профессиональная культура, студен-
Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 6
163
Актуальные вопросы коммуникации
ческая культура, национальная культура;
3) если сравнить вуз и иную организацию, то студентов можно соотнести с клиентами и выделить ряд особенностей, характерных для вуза: у студентов есть ряд обязательств по отношению к организации, которые диктуются руководством вуза и закреплены в официальном документе — уставе. Вот, например, выдержка из устава ЮУрГУ:
«Студенты Университета обязаны:
' выполнять положения Устава, правил внутреннего распорядка Университета и правил проживания в общежитии;
• выполнять за время обучения требования образовательной программы высшего профессионального образования по избранной специальности;
' сдавать зачеты и экзамены в установленные сроки, ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные деканатом;
■ постоянно стремиться к повышению общей культуры, нравственному и физическому совершенству;
' хранить и приумножать лучшие традиции Университета;
' бережно относиться к учебному и другому имуществу;
' посещать все занятия, предусмотренные расписанием; свободное посещение занятий допускается только при наличии индивидуального плана обучения, предоставленного по решению проректора по учебной работе или декана» [Устав ЮУрГУ, §4.2.],
В корпоративной культуре вуза закрепляются субъект-субьектные отношения между участниками образовательного процесса. То есть студенты частично уравниваются в правах с преподавателями, что также отражено в уставе университета:
«Студенты Университета имеют право:
■ участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Университета, в том числе через общественные организации и органы управления Университета;
‘ бесплатно пользоваться библиотекой, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений Университета;
’ принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикагщи свои работы, в том числе в изданиях Университета;
' обжаловать приказы и распоряжения администрации Университета в установленном порядке;
Преподаватели Университета имеют право:
• участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Университета, в том числе через общественные организации;
’ пользоваться бесплатно услугами библиотеки, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений Университета в соответствии с коллективным договором;
' обжаловать приказы и распоряжения администрации Университета в порядке, установленном законодательством Российской Федерацией;
■ участвовать в научных конференциях, симпозиумах, дискуссиях, семинарах» [УставЮУрГУ, § 4.2.].
4) внутрикорпоративные СМИ имеют ярко выраженную ориентацию на студентов, поскольку они являются основным источником и потребителем информации и т. п.
Таким образом, исходя из анализа специфики функционирования образовательного учреждения, мы определяем корпоративную культуру высшего учебного заведения как систему материальных и духовных ценностей, объединяющую обучающих и обучаемых с целью получения и закрепления научно-профессионального опыта в письменных и устных текстах и передачи его новым членам коллектива в качестве нормативной системы.
Литература
1. Корпоративная культура делового общения / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов.—М.: ACT; Минск.: Хар-вест,2005.—608 с.
2. Привалова, И. В. Разнообразие подходов в развитии теоретических основ межкультурного общения // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2004,—№3. —С. 85 — 97.