Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность как предмет педагогического исследования'

Коммуникативная компетентность как предмет педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1327
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алеевская Юлия Ивановна, Аширбагина Наталья Леонидовна, Мещерякова Наталия Ананьевна

Введение: проблема развития коммуникативной компетентности не является новой в педагогической науке и практике. Однако отсутствуют единые взгляды на толкование указанного понятия, что определяет актуальность рассматриваемой темы в контексте реформирования отечественного высшего образования на современном этапе. Особое внимание к проблеме коммуникативной компетентности обусловлено возрастающими требованиями рынка труда к адаптационному потенциалу выпускников вузов для системы «человек человек». Материалы и методы: c целью определения «весовых коэффициентов важности» отдельных компетенций было проведено социологическое исследование коммуникативной составляющей кластера компетенций магистрантов направления 44.04.01 «Педагогическое образование». Результаты исследования: в статье обоснована актуальность формирования коммуникативной компетентности в условиях перехода на многоуровневую систему высшего образования, определена ее сущность и структура с позиций системного единства уровней бакалавриата и магистратуры. В соответствии с предложенной структурой коммуникативной компетентности, содержащей мотиваци-онно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты, представлено содержательное наполнение указанных компонентов в соответствии со спецификой коммуникативной компетентности выпускника педвуза. Раскрыт потенциал коммуникативной компетентности в контексте реализации ФГОС ВО 3+. Авторами проведен анализ требований к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование». Конкретизирована роль компетенций, обеспечивающих формирование коммуникативной компетентности выпускника педвуза. Обсуждение и заключения: результаты педагогического исследования позволили конкретизировать структуру и содержание коммуникативной компетентности выпускника педвуза, отражающие готовность и способность к продуктивному общению в профессиональной среде в соответствии с направлением и уровнем подготовки. Данная структура обеспечит в перспективе возможность выявить и обосновать педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов, определить показатели, критерии и уровни ее сформированности с позиций системного единства уровней бакалавриата и магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алеевская Юлия Ивановна, Аширбагина Наталья Леонидовна, Мещерякова Наталия Ананьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Сommunicative Competence as the Subject of Educational Research

Introduction: the issue of development of the communicative competence is well studied in pedagogical theory and practice. Nevertheless there is no consensus among researchers regarding the interpretation of the notion. This fact determines the relevance of the subject in the context of the reform of the national higher education. The labour market puts forward increasing requirements to graduates’ adaption potential within the system “human human”. This draws special attention to the problem of communicative co mpetence. Materials and Methods: the authors carried out a sociological research on the communicative component of the competence cluster among master’s degree students who specialise in pedagogical education in order to determine “the importance of weight indicators” of separate competencies. Results: the authors substantiate the necessity of broadening a communicative competence in conditions of transition to a multilevel system of higher education; define its essence and structure taking into account the generic unity of Bachelor’s and Master’s degree programmes. The article presents the informative content of communication components in accordance with the proposed structure of communicative competence, containing motivation-value-based, cognitive, activity-based, reflective and evaluative components. The authors show the potential of communicative competence in the context of the new federal state educational standards (FGOS VO 3+). Further the authors make analysis of the requirements set to graduates upon completion of undergraduate and graduate programmes in “Pedagogical Education”, specify the role of separate competencies in extending graduates’ communicative competence. Discussion and Conclusions: the results of the research presented in the article enable to specify the structure and content of the communicative competence of a university graduate, reflecting the willingness and ability to productive communication in a professional environment in accordance with specialisation and level of training. This structure will provide in the future the possibility to identify and justify the pedagogical conditions of extending communicative competence of students; to determine the performance criteria and the levels of its formation from the standpoint of system unity between the undergraduate and graduate levels.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность как предмет педагогического исследования»

http://edumag.mrsu.ru ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / THEORY AND TRAINING AND EDUCATION TECHNIQUE

УДК 37.0:316.77 DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.352-363

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Ю. И. Алеевская1*, Н. Л. Аширбагина2, Н. А. Мещерякова2

1Московский финансовый колледож Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия, *aleevskaya.yuliya@mail.ru 2ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Омский филиал Финуниверситета), г. Омск, Россия

Введение: проблема развития коммуникативной компетентности не является новой в педагогической науке и практике. Однако отсутствуют единые взгляды на толкование указанного понятия, что определяет актуальность рассматриваемой темы в контексте реформирования отечественного высшего образования на современном этапе. Особое внимание к проблеме коммуникативной компетентности обусловлено возрастающими требованиями рынка труда к адаптационному потенциалу выпускников вузов для системы «человек - человек». Материалы и методы: c целью определения «весовых коэффициентов важности» отдельных компетенций было проведено социологическое исследование коммуникативной составляющей кластера компетенций магистрантов направления 44.04.01 «Педагогическое образование».

Результаты исследования: в статье обоснована актуальность формирования коммуникативной компетентности в условиях перехода на многоуровневую систему высшего образования, определена ее сущность и структура с позиций системного единства уровней бакалавриата и магистратуры. В соответствии с предложенной структурой коммуникативной компетентности, содержащей мотиваци-онно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты, представлено содержательное наполнение указанных компонентов в соответствии со спецификой коммуникативной компетентности выпускника педвуза. Раскрыт потенциал коммуникативной компетентности в контексте реализации ФГОС ВО 3+. Авторами проведен анализ требований к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование». Конкретизирована роль компетенций, обеспечивающих формирование коммуникативной компетентности выпускника педвуза. Обсуждение и заключения: результаты педагогического исследования позволили конкретизировать структуру и содержание коммуникативной компетентности выпускника педвуза, отражающие готовность и способность к продуктивному общению в профессиональной среде в соответствии с направлением и уровнем подготовки. Данная структура обеспечит в перспективе возможность выявить и обосновать педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов, определить показатели, критерии и уровни ее сформированности с позиций системного единства уровней бакалавриата и магистратуры.

Ключевые слова: компетенция; компетентность; компетентностный подход; коммуникативная компетентность; педагогическое образование; многоуровневая подготовка

Для цитирования: Алеевская Ю. И., Аширбагина Н. Л., Мещерякова Н. А. Коммуникативная компетентность как предмет педагогического исследования // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 352-363. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.352-363

COMMUNICATIVE COMPETENCE AS THE SUBJECT OF EDUCATIONAL RESEARCH

Yu. I. Аleyevskayaa*, N. L. Ashirbaginab, N. A. Meshcheryakovab

Moscow Finance College, Financial University under the Government of the Russian

Federation, Moscow, Russia, *aleevskaya.yuliya@mail.ru bFinancial University under the Government of the Russian Federation (Omsk Affiliated Branch), Omsk, Russia

Introduction: the issue of development of the communicative competence is well studied in pedagogical theory and practice. Nevertheless there is no consensus among researchers regarding the interpretation of the

352 © Алеевская Ю. И., Аширбагина Н. Л., Мещерякова Н. А., 2016

notion. This fact determines the relevance of the subject in the context of the reform of the national higher education. The labour market puts forward increasing requirements to graduates' adaption potential within the system "human - human". This draws special attention to the problem of communicative competence. Materials and Methods: the authors carried out a sociological research on the communicative component of the competence cluster among master's degree students who specialise in pedagogical education in order to determine "the importance of weight indicators" of separate competencies.

Results: the authors substantiate the necessity of broadening a communicative competence in conditions of transition to a multilevel system of higher education; define its essence and structure taking into account the generic unity of Bachelor's and Master's degree programmes. The article presents the informative content of communication components in accordance with the proposed structure of communicative competence, containing motivation-value-based, cognitive, activity-based, reflective and evaluative components. The authors show the potential of communicative competence in the context of the new federal state educational standards (FGOS VO 3+). Further the authors make analysis of the requirements set to graduates upon completion of undergraduate and graduate programmes in "Pedagogical Education", specify the role of separate competencies in extending graduates' communicative competence. Discussion and Conclusions: the results of the research presented in the article enable to specify the structure and content of the communicative competence of a university graduate, reflecting the willingness and ability to productive communication in a professional environment in accordance with specialisation and level of training. This structure will provide in the future the possibility to identify and justify the pedagogical conditions of extending communicative competence of students; to determine the performance criteria and the levels of its formation from the standpoint of system unity between the undergraduate and graduate levels.

Keywords: competence; competency-based learning; communicative competence; pedagogical education; multilevel training

For citation: Aleyevskaya Yul, Ashirbagina NL, Meshcheryakova NA. Communicative competence as the subject of educational research. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2016; 3(20):352-363. DOI 10.15507/1991-9468.084.020.201603.352-363

Введение

Доминирующим подходом при решении различных педагогических задач в условиях перехода на ФГОС ВО 3+ является компетентностный подход, выдвигающий требования к результатам образования с позиций многоуровневой подготовки. При этом основные терминологические категории образовательных стандартов («компетенция» и «компетентность») продолжают вызывать научную дискуссию ввиду их различного толкования.

Данная проблема детально исследуется в трудах отечественных ученых [1-5] и зарубежных авторов [6-17]. Анализ источников показал, что существуют разные точки зрения на природу указанных понятий. Согласно мнению известных ученых (И. А. Зимняя1, Э. Ф. Зеер [18], Ю. А. Татур [19], А. В. Хуторской2 и др.), компетенция включает в качестве компонентов знания, умения, навыки, мотивы, ценности, опыт, что определяет возможность осуществления конкретного вида деятельности, и имеет

значение «знаю как». Указанный аспект, отраженный в трудах В. А. Адольфа [20], Э. Ф. Зеера [18], И. А. Зимней, Дж. Ра-вена3, при анализе дефиниций понятия «компетентность» определяет ее дея-тельностную сущность и практическую направленность как результата присвоения компетенций через категории «способность», «готовность» или «владение».

На наш взгляд, представляется актуальным мнение А. М. Дохояна о том, что для реализации успешной профессиональной деятельности студенты вузов должны получить не только знания, умения и навыки, но и научиться использовать их в сфере будущей профессиональной деятельности [21]. Именно в процессе применения знаний и умений в практической деятельности компетенция человека развивается до уровня компетентности.

Таким образом, будем различать понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция - это способность, отражающая стандарты поведения,

1 Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. 21 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20018261 (дата обращения: 07.04.2016).

2Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. URL: www.eidos.ru/news/ compet-dis.htm (дата обращения: 07.04.2016).

3 Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2002. 396 с. URL: http://www.klex.ru/bl9 (дата обращения: 07.04.2016).

а компетентность - владение набором компетенций, т. е. совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков, опыта деятельности, включающее личностное отношение к предмету деятельности. Очевидна четкая взаимосвязь понятий: компетенция - наперед заданное требование к образовательной подготовке, компетентность - состоявшееся личностное качество.

Обзор литературы

В контексте вышесказанного следует отметить, что сложный характер понятия «компетентность», отражающий синер-гетический эффект присвоения компетенций и личностных свойств человека, представлен в понимании компетентности как интегративного личностного качества (Н. В. Кузьмина4, А. К. Маркова5, Л. А. Петровская6 и др.).

Учитывая сложный характер взаимосвязи деятельностной сущности компетентности с личностными качествами человека, И. А. Зимняя выделила характеристики компетентности, включающие владение знаниями, умениями, навыками, особенностями мышления (содержание компетентности); готовность к проявлению компетентности и отношение к содержанию компетентности, объекту приложения; опыт деятельности; эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности, самооценку деятельности. Указанные характеристики компетентности позволяют определить ее структуру, содержащую следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный, а также выявить их содержание в соответствии со спецификой рассматриваемой компетентности.

Обратимся к понятию коммуникативной компетентности личности как ключевому для данного исследования. В научной литературе существует достаточно много подходов к определению коммуникативной компетентности: в педагогике, социологии, психологии, лингвистике, менеджменте [22]. Рассмотрим некоторые из них.

Согласно мнению Л. А. Петровской, коммуникативная компетентность характеризует наличие знаний о способах коммуникации, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения.

С точки зрения Ю. Н. Емельянова, коммуникативная компетентность -способность человека адаптироваться в социальных группах и ситуациях, исполнять различные социальные роли, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения7.

В работах психологов Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Ю. М. Жукова, Е. Н. Мелибруда предлагается следующее определение: «коммуникативная компетентность» - это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия8.

А. В. Хуторской в понятие коммуникативной компетентности включает владение различными социальными ролями, общение с людьми, навыки работы в группе, знание языков.

Во всех представленных дефинициях рассматриваемого понятия является очевидным общий ключевой признак коммуникативной компетентности, состоящий в наличии умения устанавливать и поддерживать контакты (за счет использования различных предметных

4 Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. : Высш. шк., 1990. 119 с.

5 Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Знание, 1996. 312 с.

6 Петровская Л. А. Общение - компетентность - тренинг СПб. : Смысл, 2007. 688 с. URL: http:// search.rsl.ru (дата обращения: 07.04.2016).

7 Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М. : Просвещение. 1995. 183 с.

8 Жуков Ю. М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности : дис. ... д-ра псих. наук : 19.00.05. М., 2003. 356 с. URL: http://www.dissercat.com/content/tremng-kak-metod-sovershenstvovaniya-kommunikativnoi-kompetentnosti (дата обращения: 07.04.2016).

техник: психологических, педагогических, управленческих и т. д.). Если говорить о педагогическом понимании указанного понятия, то здесь коммуникативная компетентность определяется как целостная система поведенческих характеристик человека, способствующая успешному общению (И. А. Зимняя, Ю. Н. Емельянов, А. К. Маркова, А. В. Хуторской и др.).

В рамках настоящей статьи под коммуникативной компетентностью будем понимать интегративную характеристику личности, выражающую способность вступать в различного рода (вербальные, невербальные, письмен-

ные, устные) коммуникации с целью решения задач общения (поиска, передачи информации и др.).

Результаты анализа различных трактовок понятия «коммуникативная компетентность» четко отражают ее составляющие - коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные способности [23].

Материалы и методы

Учитывая вышесказанное, наполним содержанием структуру коммуникативной компетентности выпускника педагогического вуза в соответствии с ее спецификой (табл.1).

Т а б л и ц а 1. Структура коммуникативной компетентности выпускника педвуза Т а b l e 1. The structure of communicative competence of a teacher's training institute graduate

№ Структурные компоненты / Structural components Характеристика компонентов / Description of components Содержательное наполнение компонентов / Information content of components

1 2 3 4

1 Мотивацион-но-ценностный компонент / Motivation-value-based component Мотивационно-ценностные установки, необходимые для успешного общения в сфере будущей профессиональной деятельности / Motivation-value-based attitudes necessary for successful communication in the future professional activity Определение целей коммуникации в профессиональной среде, готовность к развитию коммуникативной компетентности, сформированность отношения к социальным ценностям / Definition of communication goals in a professional environment, readiness to develop communicative competence, Maturity of attitude to social values

2 Когнитивный компонент / Cognitive component Знание видов, приемов профессионального общения, закономерностей развития / Knowledge of types, methods of professional communication techniques, regularities of development Синтез общепринятых норм и правил общения, принципов профессиональной этики и этикета / Synthesis of the generally accepted norms and rules of communication, principles of professional ethics and etiquette

3 Деятельност-ный компонент / Activity-based component Коммуникативные умения (речевые умения, умения вести диалог, преодолевать коммуникативные барьеры) / Communication skills (verbal skills, the ability to engage in dialogue, to overcome communication barriers). Интерактивные умения (умения активного слушания, получения обратной связи, организации сотрудничества) / Interactive skills (skills of active listening, feedback, ^operation оrganisation). Социально-перцептивные умения (интерпретация невербальных сигналов партнера по общению, оценка его отношения к социальным ценностям) / The social and perceptual skills (interpretation of non-verbal signals in communication partner, the assessment of its relationship to the social values) Владение методами, приемами и формами организации взаимодействия с субъектами образовательного процесса, выбор адекватной стратегии коммуникации, совершенствование коммуникативного опыта / Possession of methods, techniques and forms of interaction with the subjects of the educational process, the selection of appropriate communication strategies, improvement of communicative experience

Окончание таблицы 1 / The end of table 1

1 2 3 4

4 Ре фл ексив-но-оценочный компонент / Reflective evaluative component Коррекция и развитие системы межличностных отношений в профессиональной среде / Adjustment and development of interpersonal relations system in a professional environment Умение адекватно оценивать себя и других людей в ситуациях профессионального общения, способность контролировать и взаимодействие субъектов образовательного процесса / The ability to adequately assess themselves and others in situations of professional communication, and the ability to control the interaction of subjects of educational process

Анализ таблицы показывает, что для выпускника вуза, подготовленного к работе в системе «человек - человек», содержательное наполнение компонентов коммуникативной компетентности отражает готовность и способность к продуктивному общению в профессиональной среде в соответствии с направлением и уровнем подготовки [24].

Итак, коммуникативная компетентность предполагает совокупность личностных качеств, обеспечивающих эффективность процесса общения [25]. Формирование коммуникативной компетентности студента вуза как составляющей его профессиональной компетентности осуществляется через освоение кластера компетенций, которые в ФГОС ВО 3+ объединены в три блока: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК). При этом развитие коммуникативной компетентности требует системного подхода, который должен реализовываться на всех этапах многоуровневого высшего образования [26].

Рассмотрим отличительные особенности формирования коммуникативной компетентности с позиций системного единства уровней высшего образования на примере направления «Педагогическое образование». В соответствии с Приказом Минобрнауки от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего образования» подготовка выпускников по направлению «Педагогическое образование» осуществляется в рамках реализации программ бакалавриата, магистратуры и подготовки кадров

высшей квалификации. Обратимся к анализу требований к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры.

Анализ ФГОС ВО 3+ показывает, что коммуникативные компетенции не выделены отдельным блоком [27]. На наш взгляд, в проекте образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (бакалавриат) к ним можно отнести следующие: способность логически верно использовать устную, письменную речь (ОК-6); готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); способность к навыкам публичной речи, ведению дискуссии (ОК-16); владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); способность организовывать сотрудничество обучающихся (ПК-6).

Очевидно, что основную часть коммуникативных компетенций составляют общекультурные компетенции бакалавра. В части профессиональных компетенций можно выделить лишь две компетенции (ПК-5, ПК-6), обеспечивающие реализацию такого вида профессиональной деятельности как педагогическая деятельность [28].

Конкретизируем роль компетенций, обеспечивающих формирование коммуникативной компетентности магистра по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»9. Кластер компетенций представлен в таблице (табл. 2).

9 ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование (уровень магистратуры)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (дата обращения: 07.04.2016).

Т а б л и ц а 2. Кластер коммуникативных компетенций магистра Т а b l e 2. Master's degree cluster of communicative competence

Компетенции / ^mpetence Коды / ^des

1 2

Oбщекультурные компетенции / General cultural competence

Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения / Preparedness to act in unusual situations, to bear the social and ethical responsibility for the decisions taken O^2

Oбщепрофессиональные компетенции / General professional competence

Готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности / Preparedness to carry out professional communication in oral and written forms in Russian and foreign languages to meet the challenges of professional work OÜX-1

Готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия / Preparedness to interact with the participants of the educational process and the social partners, manage a team, tolerantly perceiving social, ethnic&religious and cultural differences OÜX-3

Профессиональные компетенции / Professional competence

Педагогическая деятельность / Educational activity

Способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам / Ability to apply modern methods and technologies of educational activities, diagnosis and evaluation of the quality of the educational process in various educational programmes ПК-1

Способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики / The ability to shape the educational environment and the use of professional knowledge and skills in the implementation of the tasks of innovative educational policy ПК-2

Способность руководить исследовательской работой обучающихся / The ability to supervise the research work of students ПК-3

Проектная деятельность / Project activities

Готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов / Preparedness to carry out pedagogical elaboration of educational programmes and individual educational trajectories ПК-8

Способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта / The ability to design the forms and methods of quality control over education, different types of test materials, including the use of information technologies, taking into account domestic and foreign experience ПК-9

Управленческая деятельность / Management activity

Готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро-и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа / Preparedness to study the status and potential of the control system and its macro- and microenvironment through the use of complex methods of strategic and operational analysis ПК-13

Готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы / Preparedness to explore, organise and evaluate management process using innovative technologies of management, corresponding to general and specific laws of development of the controlled system ПК-14

Окончание таблицы 2 / The end of table 2

1 2

Готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы / Preparedness to organise a team work to solve the development problems of organisations engaged in educational activities, implementation of experimental work ПК-15

Готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность / Preparedness to use individual and group technology of decision making in managing an organisation that provides educational services ПК-16

Культурно-просветительская деятельность / Cultural and educational activities

Способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения / The ability to learn and to shape cultural needs and enhance the cultural and educational level of various population groups ПК-17

Готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий, средств массовой информации для решения культурно-просветительских задач / Preparedness to use modern information and communication technologies, the mass media to address cultural and educational tasks ПК-20

Результаты исследования

В контексте содержания представленного кластера коммуникативных компетенций будущего магистра, как наперед заданных результатов образования, очевидна значимость формирования готовности осуществлять профессиональную коммуникацию, взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, руководить исследовательской работой, организовывать командную работу, использовать современные информационно-коммуникационные технологии, средства массовой информации для повышения культурно-образовательного уровня, что, в свою очередь, обеспечивает развитие способности формировать образовательную среду для решения задач инновационной образовательной политики.

Кроме того, анализ выделенного кластера компетенций показывает, что большую часть коммуникативных ком-

петенций магистра составляют профессиональные компетенции, определяющие содержание основных видов деятельности, в то время как для бакалавра значительная часть коммуникативных компетенций — это общекультурные компетенции, отражающие готовность личности к жизнедеятельности в контексте социального взаимодействия.

С целью определения «весовых коэффициентов важности» отдельных компетенций было проведено социологическое исследование коммуникативной составляющей кластера компетенций магистрантов направления 44.04.01 «Педагогическое образование». В исследовании приняли участие студенты Омского государственного педагогического университета (табл. 3).

Участникам исследования было предложено оценить каждую компетенцию как обязательную, желательную или лишнюю. В исследовании приняли участие 114 чел. Респонденты подошли к делу не формально, не только ограничиваясь выставлением оценки, но и комментируя ее.

Т а б л и ц а 3. Состав респондентов, обучающихся по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»

Т а b l e 3. The list of respondents enrolled in bachelor degree programme 44.04.01 "Pedagogical Education"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Направленность (профиль) подготовки / The direction (profile) of training Курс / Course Чел. / Pers.

1 Дошкольное образование / Preschool education 1 2 10 7

2 Начальное образование / Elementary education 1 2 11 4

3 Сравнительное образование / Comparative education 2 11

4 Поликультурное образование и межкультурная коммуникация / Multicultural education and intercultural communication 1 8

5 Высшее образование / Higher education 1 2 9 9

6 Педагогическая инноватика / Educational innovation 1 2 31 6

7 Государственно-общественное управление образованием / State-Public education management 1 8

Всего / Total 114

В целом результаты анализа анкет свидетельствуют о том, что магистранты признают обязательность или как минимум желательность практически всех компетенций, обеспечивающих формирование коммуникативной составляющей профессиональной компетентности выпускника. В качестве наиболее востребованных, по мнению респондентов, можно выделить ОК-2, ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-20, характеризующие способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия; применять современные методики организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса; использовать современные информационно-коммуникационные технологии, средства массовой информации для решения культурно-просветительских задач.

Обсуждение и заключения

Полученные результаты подтверждают правомерность включения в структуру коммуникативной компетентности выпускника педвуза мотивационно-цен-ностного, когнитивного, деятельност-ного и рефлексивно-оценочного компонентов, содержательное наполнение которых отражает способность выбора адекватной стратегии коммуникации, оценки и контроля взаимодействия участников образовательного процесса, совершенствования коммуникативного опыта, готовность к продуктивному профессиональному общению в соответствии с направлением и уровнем подготовки [24].

Таким образом, представленные в статье результаты проведенного педагогического исследования, позволяют конкретизировать структуру и содержание коммуникативной компетентности студентов педвуза с позиций системного единства уровней бакалавриата и магистратуры, а также обеспечивают в перспективе возможность обоснования педагогических условий ее формирования и организации целенаправленного мониторинга уровня сформированности.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Берулава Г. А. Влияние современных информационных технологий на коммуникативные характеристики личности // Гуманизация образования. 2013. № 6. С. 10-15. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=20687335 (дата обращения: 07.04.2016).

2. КармановаЖ. А., Манашова Г. Н. Ценностное отношение к обучающимся как условие развития коммуникативной компетентности молодого специалиста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 11-3. С. 427-430. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22578759 (дата обращения: 07.04.2016).

3. Оськина С. А. Психологические основы совершенствования коммуникативной компетентности студента педвуза // Интеграция образования. 2009. № 4. С. 79-82. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=13050417 (дата обращения: 07.04.2016).

4. Степанова Т. Ю. Специфика применения коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам // Интеграция образования. 2012. № 2. С. 37-41. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17902391 (дата обращения: 07.04.2016).

5. Харченко И. И. Формирование коммуникативной компетенции студентов аграрного вуза инновационными средствами // Инновации в науке. 2013. № 18-2. С. 53-58. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=19009874 (дата обращения: 07.04.2016).

6. 1st UNESCO Global Forum on International Quality Assurance, Accreditation and the Recognition of Qualifications in Higher Education. Paris, 2002 (18-19 Oct). URL: http://www.unesco.org/education/ studyingabroad/highlights/global_forum/gf_activities_list.pdf (дата обращения: 07.04.2016).

7. Cradden C. Staff Mobility in the European Higher Education Area. Bologna Handbook. June - 2007. URL: www.yumpu.com/en/document/view/35789767/2007-constructing-paths-to-staff-mobility-in-the-european-higher- (дата обращения: 07.04.2016).

8. Humphreys P., Greenan K., Mcllveen H. Developing work-based transferable skills in a university environment // Journal of European Industrial Training. 1997. Vol. 21, № 2. Р. 63-69. URL: http://www. emeraldinsight.com/toc/jeit/21/2 (дата обращения: 07.04.2016).

9. Hyland T. Meta-competence, metaphysics and vocational expertise // Competence and Assessment. 1992. № 20. Р. 22-24.

10. Козак Л. В. Формування коммунiкативноi компетентност майбутнього вкладача дошкiльноi педагопки i психологи засобами трешнгу // Неперервна професшна освгга: теорiя i практика. 2013. № 1-2. С. 64-71. URL: http://npo.kubg.edu.ua/numbers.html (дата обращения: 07.04.2016).

11. McClelland David C. Testing for competence rather than intelligence // American Psychologist. 1973. № 28 (1). Р. 1-14. URL: http://psycnet.apa.org/index.cfm?fa=search.displayRecord&uid=1973-22126-001 (дата обращения: 07.04.2016).

12. Mirabile R. J. Everything you wanted to know about competency modeling // Training and development. 1997. C. 73-77.

13. Nabi G. R. and Bagley D. Graduates' perceptions of transferable personal skills // Education.+ Training. 1999. Vol. 41, № 4. Р. 184-193.

14. Reynolds M. and Shell R. Contribution to Development of Management Competence. Sheffield : Manpower Services Commission, 1988.

15. Sleeman D. and Brown J. S. Intelligent Tutoring Systems. New York : Academic Press, 1992.

16. Tarone E Teaching Strategic Competence in the Foreing - Language Classroom // Initiatives in Communicative Language Teaching. Amsterdam etc., 1984. P. 127-136.

17. Trager G., Hall E. Culture as Communication: A Model and Analysis // Explorations: Studies in Culture and Communication. 1954. № 3. Р. 149-176.

18. Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. 2002. № 2(14). С. 31-50. URL: http://www.edscience.ru/jour/issue/archive (дата обращения: 07.04.2016).

19. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20-26. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21823723 (дата обращения: 07.04.2016).

20. Адольф В. А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. C. 38-41. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20805856 (дата обращения: 07.04.2016).

21. Дохоян А. М. Коммуникативная компетентность в свете реализации новых стандартов образования // Перспективы науки. 2015. № 3. С. 117-120. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23590335 (дата обращения: 07.04.2016).

22. Ахмерова Д. А. Диалог - основа формирования коммуникативной компетентности студентов // Педагогический журнал. 2014. № 1-2. С. 17-25. URL: http://publishing-vak.ru/archive.htm (дата обращения: 07.04.2016).

23. Коммуникативная компетентность: понятия, характеристики / Т. В. Захарова [и др.] // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. 2015. № 4. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=20413 (дата обращения: 07.04.2016).

24. Бурмистрова Н. А., Ильина Н. И. Мониторинг уровня сформированности математической компетентности будущих бакалавров направления «Экономика» // Высшее образование сегодня. 2012. № 8. C. 28-33. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19068927 (дата обращения: 07.04.2016).

25. Пец О. И. Пути формирования и развития коммуникативной компетентности // Современная наука. 2015. № 2. С. 90-93. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24160504 (дата обращения: 07.04.2016).

26. Аргунова П. Г. Коммуникативная компетентность в образовательном процессе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 96-98. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18865819 (дата обращения: 07.04.2016).

27. Петрусевич А. А. ФГОС как фактор развития профессиональной компетентности педагога // Сопровождение субъектов образовательного процесса при внедрении ФГОС: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции. Омск : ООО Полиграфический центр КАН, 2013. С. 8-14. URL: http://www.omgpu.ru/itogi-mezhregionalnoy-nauchno-prakticheskoy-konferencii-soprovozhdenie-subektov-obrazovatelnogo (дата обращения: 07.04.2016).

28. Саранцев Г. И. Исследование структуры профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» // Интеграция образования. 2015. № 4 (81). С. 16-22. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=25013385 (дата обращения: 07.04.2016).

Поступила 13.05.16; принята к публикации 01.06.16; опубликована онлайн 30.09.16.

Об авторах:

Алеевская Юлия Ивановна, заместитель директора по методической работе Московского финансового колледжа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва, ул. Кусковская, д. 45), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7067-6055, aleevskaya.yuliya@mail.ru

Аширбагина Наталья Леонидовна, доцент кафедры общественных наук ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Омский филиал Финуниверситета) (Россия, г. Омск, ул. Партизанская, д. 6), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-2652-0250, nataly-ash@yandex.ru

Мещерякова Наталия Ананьевна, доцент кафедры высшей математики и информатики ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Омский филиал Финуниверситета) (Россия, г. Омск, ул. Партизанская, д. 6), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6717-2363, mna1961@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

Алеевская Юлия Ивановна - концепция и инициация исследования.

Аширбагина Наталья Леонидовна - сбор и обработка материалов, написание текста.

Мещерякова Наталия Ананьевна - формализованный анализ данных, написание текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Berulava GA. Vliyaniye sovremennykh informacionnykh tekhnologiy na kommunikativnye kharakteris-tiki lichnosti [The impact of modern information technology on communicative characteristics of a personality]. Gumanizatsiya obrazovaniya = Humanisation of education. 2013; 6:10-15. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=20687335 (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

2. Karmanova ZhA, Manashova GN. Tsennostnoye otnosheniye k obuchayushchimsya kak usloviye razvitiya kommunikativnoy kompetentnosti molodogo specialista [Value-conscious attitude to students as a condition of development of the young specialist's communicative competence]. Mezhdunarodnyy zhurnalprikladnykh i funda-mentalnykh issledovaniy = International journal of applied and fundamental research. 2014; 11-3:427-430. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=22578759 (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

3. Oskina SA. Psikhologicheskiye osnovy sovershenstvovaniya kommunikativnoy kompetentnosti studenta pedvuza [Psychological foundations of improvement of students' communicative competence at a teacher's training institute]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2009; 4:79-82. Available from: http://elibrary.ru/ item.asp?id=13050417 (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

4. Stepanova TYu. Spetsifika primeneniya kommunikativnogo podkhoda v obuchenii inostrannym ya-zykam [The specifics of applying communicative approach to teaching foreign languages]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2012; 2:37-41. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17902391 (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

5. Kharchenko II. Formirovaniye kommunikativnoy kompetencii studentov agrarnogo vuza innovatsionnymi sredstvami [The formation of communicative competence of students in an agricultural university by applying innovative tools]. Innovatsii v nauke = Innovations in science. 2013. 18-2:53-58. Available from: http://elibrary.ru/ item.asp?id=19009874 (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

6. 1st UNESCO Global Forum on International Quality Assurance, Accreditation and the Recognition of Qualifications in Higher Education. Paris, 18-19 Oct, 2002. Available from: http://www.unesco.org/education/ studyingabroad/highlights/global_forum/gf_activities_list.pdf (accessed 07.04.2016).

7. Cradden C. Staff Mobility in the European Higher Education Area. Bologna Handbook. 2007. Available from: www.yumpu.com/en/document/view/35789767/2007-constructing-paths-to-stafF-mobility-in-the-european-higher-(accessed 07.04.2016).

8. Humphreys P, Greenan K, Mcllveen H. Developing work-based transferable skills in a university environment. Journal of European Industrial Training. 1997; 2(21):63-69. Available from: http://www.emeraldinsight.com/ toc/jeit/21/2 (accessed 07.04.2016).

9. Hyland T. Meta-competence, metaphysics and vocational expertise. Competence and Assessment. 1992; 20:22-24 (accessed 07.04.2016).

10. Kozak LV. Formuvannya kommunikativnoi kompetentnosti maybutnogo vykladacha doshkilnoi pedagogiki i psihologii zasobami treningu [Forming communicative competence of the future graduate in preschool pedagogics and psychological facilities of training]. Neperervna profesiyna osvita: teoriya i praktika = Lifelong education: theory and practice. 2013; 1-2:64-71. Available from: http://npo.kubg.edu.ua/numbers.html (accessed 07.04.2016). (In Ukr.)

11. McClelland DC. Testing for competence rather than intelligence. American Psychologist. 1973; 28(1): 1-14. Available from: http://psycnet.apa.org/index.cfm?fa=search.displayRecord&uid=1973-22126-001 (accessed 07.04.2016).

12. Mirabile RJ. Everything you wanted to know about competency modeling. Training and development. 1997; 8(51):73-77.

13. Nabi GR, Bagley D. Graduates perceptions of transferable personal skills. Education and Training. 1999; 4(41):184-193.

14. Reynolds M, Shell R. Contribution to Development of Management Competence. Sheffield: Manpower Services Commission; 1988.

15. Sleeman D, Brown JS. Intelligent tutoring systems. New York: Academic Press; 1992.

16. Tarone E. Teaching strategic competence in the foreign-language classroom. Initiatives in Communicative Language Teaching. 1984.

17. Trager G, Hall E. Culture as communication: a model and analysis. Explorations: Studies in Culture and Communication. 1954; 3:149-176.

18. Zeyer EF. Psihologo-didakticheskiye konstrukty kachestva professionalnogo obrazovaniya [Psychologic-didactic constructs of quality of higher education]. Obrazovaniye i nauka = Education and science. 2002; 2(14):31-50. Available from: http://www.edscience.ru/jour/issue/archive (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

19. Tatur YuG. Kompetentnost v strukture modeli kachestva podgotovki specialista [Competence in the structure of specialist training quality model]. Vyssheye obrazovaniye segodnya = Higher education today. 2004; 3:20-26. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21823723 (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

20. Adolf VA. Stanovleniye professionalnoy kompetentnosti pedagoga [The evolvement of professional competence of a teacher]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal = Siberian pedagogical journal. 2013; 5:38-41. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=20805856 (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

21. Dokhoyan AM. Communikativnaya competentnost v svete realizatsii novykh standartov obrazovaniya [Communicative competence in the light of implementation of new education standards]. Perspectivy nauki = Prospects of science. 2015; 3(66): 117-120. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=23590335 (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

22. Akhmerova DA. Dialog - osnova formirovaniya kommunikativnoy kompetentnosti studentov [Dialogue is the basis for formation of students' communicative competence]. Pedagogicheskiy zhurnal = Pedagogical journal. 2014; 1-2:17-25. Available from: http://publishing-vak.ru/archive.htm (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

23. Zakharova TV, Basalayeva NV, Kazakova TV, Ignateva NK, Kirgizova EV, Bakhor TA. Kommunikativ-naya kompetentnost: ponyatiya, harakteristiki [Communicative competence: concepts, characteristics]. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya: elektronnyy nauchnyy zhurnal = Modern problems of science and education: electronic scientific journal. 2015; 4. Available from: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20413 (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

24. Burmistrova NA, Ilina NI. Monitoring urovnya sformirovannosti matematicheskoy kompetentnosti budu-shchikh bakalavrov napravleniya «Economika» [Monitoring the level of maturity for mathematical competence of future bachelors specialising in "Economics"]. Vyssheye obrazovaniye segodhya = Higher education today. 2012; 8:28-33. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=19068927 (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

25. Pets OI. Puti formirovaniya i razvitiya kommunikativnoy kompetentnosti [The ways of formation and development of communicative competence]. Sovremennaya nauka = Modern science. 2015; 2:90-93. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=24160504 (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

26. Argunova PG. Kommunikativnaya kompetentnost v obrazovatelnom protsesse [Communicative competence in the educational process]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo rasvitiya = Theory and practice of social development. 2013; 3:96-98. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=18865819 (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

27. Petrusevich AA. FGOS kak faktor razvitiya professionalnoy kompetentnosti pedagoga [FSES as a factor in the development of teacher's professional competence]. In: Soprovozhdeniye subyektov obrazovatelnogo protsessa pri vnedrenii FGOS: opyt, problemy, perspektivy: sb. materialov mezhregionalnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Support of subjects of educational process in the implementation of FSES: experience, problems, prospects: proceedings of interregional scientific conference]. Omsk, KAN Publ., 2013, p. 8-14. Available from: http://www.omgpu.ru/itogi-mezhregionalnoy-nauchno-prakticheskoy-konferencii-soprovozhdenie-subektov-obrazovatelnogo (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

28. Sarantsev GI. Issledovaniye struktury professionalnoy podgotovki bakalavra po napravleniyu «Pedagogich-eskoye obrazovaniye» [Research on the structure of professional training of a bachelor degree student specialising in "Pedagogical education"]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015; 4(81):16-22. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=25013385 (accessed 07.04.2016). (In Russ.)

Submitted 13.05.16; accepted for publication 01.06.16; published online 30.09.16.

About the authors:

Yuliya I. Аleyevskaya, deputy director in charge of teaching methodology, Moscow Finance College, Financial University under the Government of the Russian Federation (45, Kuskovskaya St., Moscow, Russia), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7067-6055, aleevskaya.yuliya@mail.ru

Natalia L. Ashirbagina, associate professor, chair of Social Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation (Omsk Affiliated Branch) (6, Partizanskaya St., Omsk, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2652-0250, nataly-ash@yandex.ru

Nataliya A. Meshcheryakova, associate professor, chair of Higher Mathematics and Informatics, Financial University under the Government of the Russian Federation (Omsk Affiliated Branch) (6, Partizanskaya St., Omsk, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6717-2363, mna1961@mail.ru

Contribution of the authors:

Yuliya I. Aleyevskaya - concept and initiation of studies.

Natalia L. Ashirbagina - collection and processing of materials, writing the text.

Nataliya A. Meshcheryakova - formal analisis, writing the text.

All authors read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.