Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность будущих педагогов в условиях перехода к инклюзивному образованию'

Коммуникативная компетентность будущих педагогов в условиях перехода к инклюзивному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / НОВЫЙ ТИП ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / PEDAGOGY / INCLUSIVE EDUCATION / INCLUSIVE SCHOOL / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONALISM / CHILDREN WITH DISABILITIES / NEW TYPE OF EDUCATION / STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хосонова Виктория Викторовна

В данной статье рассмотрена проблема формирования коммуникативной компетенции у студентов педагогических специальностей для дальнейшей работы в условиях инклюзивного образования. Показана важность коммуникативной компетенции в образовательном процессе, особенности ее применения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Выделяются обязанности педагога, в которые входит подготовка детей, имеющих ограниченные возможности, к способности взаимодействия со всеми видами общественной жизни, без возникновения трудностей, обеспечение полного погружения в образовательный процесс, усвоение возможных объемов программы. Указывается на важность формирования всех перечисленных качеств у студентов, педагогических специальностей для работы в общеобразовательных учреждениях, и особенно в учреждениях, имеющих отношение к инклюзивному образованию. В статье даются определения коммуникативной компетентности, указывается значимость ее реализации в педагогическом процессе. Подчеркивается важность овладения умением включать детей с особыми образовательными потребностями во взаимодействие с остальными детьми, создавать среди них пары, группы для эффективной работы в различных видах деятельности. В статье раскрывается зависимость эффективности взаимодействия между участниками классного коллектива и его морально-психологический климат в целом от коммуникативной компетентности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хосонова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN CONDITIONS OF TRANSITION TO INCLUSIVE EDUCATION

This article considers the problem of formation of the communicative competence of students of pedagogical specialties for further work in the conditions of inclusive education. The importance of communicative competence in the educational process, especially its use with children with disabilities. Are allocated duties of the teacher, which include preparing children with disabilities, to the ability to interact with all kinds of public life, without any difficulties, providing total immersion in the educational process, learning the possible size of program. It emphasizes the importance of the formation of all these qualities at students of pedagogical specialties to work in educational institutions, particularly in institutions related to inclusive education. The paper provides definitions of communicative competence, indicated the importance of its implementation in the pedagogical process. The importance of learning to include children with special educational needs to interact with other children, to create among these couples, groups to work effectively in a variety of activities. The article reveals the dependence of the efficiency of interaction between the classroom and his team morale in the whole of the communicative competence of the teacher.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность будущих педагогов в условиях перехода к инклюзивному образованию»

УДК 37

ХОСОНОВА Виктория Викторовна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Vika.khosonova@mail.ru

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

В данной статье рассмотрена проблема формирования коммуникативной компетенции у студентов педагогических специальностей для дальнейшей работы в условиях инклюзивного образования. Показана важность коммуникативной компетенции в образовательном процессе, особенности ее применения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Выделяются обязанности педагога, в которые входит подготовка детей, имеющих ограниченные возможности, к способности взаимодействия со всеми видами общественной жизни, без возникновения трудностей, обеспечение полного погружения в образовательный процесс, усвоение возможных объемов программы. Указывается на важность формирования всех перечисленных качеств у студентов, педагогических специальностей для работы в общеобразовательных учреждениях, и особенно в учреждениях, имеющих отношение к инклюзивному образованию. В статье даются определения коммуникативной компетентности, указывается значимость ее реализации в педагогическом процессе. Подчеркивается важность овладения умением включать детей с особыми образовательными потребностями во взаимодействие с остальными детьми, создавать среди них пары, группы для эффективной работы в различных видах деятельности. В статье раскрывается зависимость эффективности взаимодействия между участниками классного коллектива и его морально-психологический климат в целом от коммуникативной компетентности педагога.

Ключевые слова: педагогика, инклюзивное образование, инклюзивная школа, коммуникативная компетентность, профессионализм, дети с ограниченными возможностями здоровья, новый тип образования, студенты педагогических специальностей

Victoria V. KHOSONOVA, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Vika.khosonova@mail.ru

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN CONDITIONS OF TRANSITION TO INCLUSIVE EDUCATION

This article considers the problem of formation of the communicative competence of students of pedagogical specialties for further work in the conditions of inclusive education. The importance of communicative competence in the educational process, especially its use with children with disabilities. Are allocated duties of the teacher, which include preparing children with disabilities, to the ability to interact with all kinds of public life, without any difficulties, providing total immersion in the educational process, learning the possible size of program. It emphasizes the importance of the formation of all these qualities at students of pedagogical specialties to work in educational institutions, particularly in institutions related to inclusive education. The paper provides definitions of communicative competence, indicated the importance of its implementation in the pedagogical process. The importance of learning to include children with special educational needs to interact with other children, to create among these couples, groups to work effectively in a variety of activities. The article reveals the dependence of the efficiency of interaction between the classroom and his team morale in the whole of the communicative competence of the teacher.

Keywords: pedagogy, inclusive education, inclusive school, communicative competence, professionalism, children with disabilities, new type of education, students of pedagogical specialties

В современном обществе инклюзивное образование, то есть включающее, набирает все большую популярность. Особенность инклюзивного образования является гуманистическая идеология, в основе которой лежит равное отношение ко всем людям без исключения и создание необходимых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Школе, решившей перейти к инклюзивному образованию, необходимо особенно тщательно отнестись к подбору педагогов. Сотрудники школы должны являться сторонниками гуманистических ценностей и идеалов, обладать социально-личностными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетентностями, умеющими применять нестандартные подходы в обучении, решать коррекционно-педагогические и социально-реабилитационные задачи.

В обязанности педагога входит подготовка детей, имеющих ограниченные возможности, к способности взаимодействия со всеми видами общественной жизни, без возникновения трудностей, обеспечение полного погружения в образовательный процесс, усвоение возможных объемов программы. А в обязанности вуза - воспитать из студентов таких педагогов.

Емельянов Ю.Н., говоря о понятии коммуникативная компетентность, в своих работах дает ему характеристику высококачественного своеобразного понятия. По его мнению, коммуникативная компетентность содержит в себе совокупность определенных достоинств, таких как:

- умение принимать и выполнять различные социальные роли;

- умение адаптироваться к новым и общим группам или обстановкам;

- профессионализм свободного владения вербальными и невербальными способами общения;

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8 №5/3, 2016 _Historical and Social Educational Ideas Volume 8 #5/3, 2016_

- умение формировать и управлять "межличностным местом" в процессе инициативного и интенсивного общения с людьми;

- понимание личных ценностных установок, необходимостей;

- высокий уровень квалификации взаимодействия с людьми [1].

От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Необходимо комплексно изучать и успешно моделировать процесс формирования коммуникативно-речевой компетентности, потому что степень овладения ею отражает профессиональный и личностный уровень развития специалиста.

При достаточно сформированной коммуникативной компетенции педагог способен выгодно строить обучение, создавать такие ситуации для общения, которые не станут вызывать трудностей во взаимоотношении детей обычных и имеющих особые образовательные потребности, передавать детям логичные, многофункциональные в использовании модели коммуникативного поведения. Поэтому педагогу необходимо овладеть техниками вербального и невербального общения для создания различных ситуаций социального и педагогического характера. Ведь именно в процессе разбора этих ситуаций дети могут эффективно практиковаться в налаживании взаимоотношений с социумом, а так же в грамотном обращении за помощью или советом к окружающим. Усвоить все это за короткий срок непростая задача, если развитию коммуникативной компетенции в вузе не уделяли должного внимания, то начинающий педагог столкнется со множественными трудностями, для устранения которых потребуется много времени и сил, что несомненно скажется на эффективности педагогической деятельности.

О. Шпек в своих работах выделяет понятие «экологической коммуникации», говоря о важности овладения ей. Под этим термином автор подразумевает организацию общения с детьми, имеющими особые образовательные потребности, на доступном для них уровне, с учетом индивидуальных особенностей, таких как интеллект, речевые и другие возможности, интересы, жизненные потребности [2].

Стоит подчеркнуть важность овладения умением включать детей с особыми образовательными потребностями во взаимодействие с остальными детьми, создавать среди них пары, группы для эффективной работы в различных видах деятельности. Для появления заинтересованности деятельность, направленная на диалоговое общение, должна быть организована таким образом, чтобы дети успешной с ней справлялись.

Подготавливая будущих педагогов, необходимо донести высокую ценность умения справляться с отстраненностью и изолированностью детей, интегрированных в образовательное пространство. Поэтому педагог должен уметь грамотно организовать общение между учениками, а происходит это посредством развития у детей коммуникативных способностей. В рамках инклюзивного образования особое значение имеет владение педагогом аттракцией, а именно умением создать взаимное притяжение детей друг к другу, сформировать как дружеские чувства, так и симпатии, любви [3]. Так в коллективе создается положительное отношение к детям с ОВЗ.

Результативность работы педагога зависит не только от умения наладить отношения с детьми, немаловажна способность и готовность устанавливать, регулировать и поддерживать продуктивные контакты людьми, принимающими участие в образовательном процессе, а именно медиками, психологами, социальными работниками, учителями-дефектологами, логопедами, педагогами общего образования, и конечно с родителями, которые не всегда имеют представление о возможностях и целях инклюзивного образования, как следствие нередко обладают полярными предпочтениями. Только в полном взаимодействии между всеми специалистами и семьей возможно достижение максимальных результатов интегрального образования. Не стоит забывать, что от высоких результатов коммуникативного взаимодействия, умения заинтересовать совместной деятельностью зависит не только результативность коррекционно-педагогической помощи, но и самочувствие детей, имеющих особые образовательные потребности.

Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что при подготовке будущих педагогов необходимо уделять больше внимания развитию коммуникативной компетентности. От коммуникативной компетентности учителя зависит то, насколько эффективным будет развито взаимодействие между участниками классного коллектива и его морально-психологический климат в целом. Именно педагог учит успешному установлению контактов, зарождает в детях идеи демократии и гуманизма, что, несомненно, можно отнести к задачам инклюзивного образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Сластенин В.А. и другие. Педагогика: Учеб. пос. для студ. Высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: 2009. 576 с.

2. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание: пер. с нем. А.П. Голубева. М., 2003. 432 с.

3. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей. М. 2006. 309 с.

REFERENCES

1. Slastenin V.A. i drugiye. Pedagogika: Ucheb. pos. dlya stud. Vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / V.A. Slastenin, I.F. Isayev, Ye.N. Shiyanov; Pod red. V.A. Slastenina. M.: 2009. 576 s.

2. Shpek O. Lyudi s umstvennoy otstalost'yu: obucheniye i vospitaniye: per. s nem. A.P. Golubeva. M., 2003. 432 s.

3. Zavalishina D.N. Psikhologicheskaya struktura sposobnostey. M. 2006. 309 s.

Информация об авторе

Хосонова Виктория Викторовна, магистр, кафедра технологии и предпринимательства, факультета психологии, педагогики и комму-никативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия Vika.khosonova@mail.ru

Получена: 15.05.2016

Для цитирования статьи: Хосонова В.В. Коммуникативная компетентность будущих педагогов в условиях перехода к инклюзивному образованию. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 186-188

Information about the author

Victoria V. Khosonova, Master, Department of Technology and Business, Faculty of Psychology, Pedagogy and Communication Studies, Kuban State University,

Krasnodar, Russia Vika.khosonova@mail.ru

Received: 15.05.2016

For article citation: Khosonova V.V. Kommu-nikativnaya kompetentnost' budushchikh peda-gogov v usloviyakh perekhoda k inklyuzivnomu obrazovaniyu. [Communicative competence of future teachers in conditions of transition to inclusive education]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 186-188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.