Научная статья на тему 'Коммерциализация научных исследований в университетах США'

Коммерциализация научных исследований в университетах США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2221
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВИЗИТОВ США / KNOWLEDGE TRANSFER / INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES AND CORPORATIONS / PROGRAM OF INTERNATIONAL VISITS TO USA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков К. А.

Рассматривается опыт коммерциализации научных исследований и разработок в университетах США. Описывается законодательная база, и приводятся основные государственные программы, направленные на поддержку трансфера знаний и технологий. На примере ведущих американских университетов описываются организационные формы инновационной деятельности в высшей школе, ее основные направления и результативность; приводятся данные, иллюстрирующие тот факт, что эта деятельность требует значительной поддержки со стороны государства и частного сектора. Также рассматриваются вопросы, связанные со взаимодействием университетов и корпораций, возникающие при этом проблемы и пути оптимизации такого сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIALIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH IN US UNIVERSITIES

A study of the experience of commercialization of research and development results in US universities is presented. The legislative base and principal state programs directed at supporting knowledge and technologies transfer are described. In a case study of leading American universities, organizational forms of innovative activity in higher educational institutions, its main directions and results are described. This activity requires significant support from the state and the private sector, which is proved by some concrete data. Some issues related to the interaction of universities and corporations, attendant problems, and ways of optimization of such collaboration are also considered.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация научных исследований в университетах США»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университетса им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 5, с. 22-30

УДК 316

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УНИВЕРСИТЕТАХ США

© 2009 г. К.А. Маркое

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского markov@phys.unn.ru

Поступила в редакцию 02.07.2009

Рассматривается опыт коммерциализации научных исследований и разработок в университетах США. Описывается законодательная база, и приводятся основные государственные программы, направленные на поддержку трансфера знаний и технологий. На примере ведущих американских университетов описываются организационные формы инновационной деятельности в высшей школе, ее основные направления и результативность; приводятся данные, иллюстрирующие тот факт, что эта деятельность требует значительной поддержки со стороны государства и частного сектора. Также рассматриваются вопросы, связанные со взаимодействием университетов и корпораций, возникающие при этом проблемы и пути оптимизации такого сотрудничества.

Ключевые слова: трансфер знаний, взаимодействие университет - предприятие, программа международных визитов США.

Введение

Эта статья не претендует на аналитическое исследование, а, скорее, является неким обобщением впечатлений от поездки автора в составе делегации представителей российских университетов по Программе международных визитов «Коммерческое внедрение исследовательских разработок университетов; передача объектов интеллектуальной собственности в частный сектор» в Вашингтон, Нью-Йорк и другие города США 18 апреля - 10 мая 2009 года. Большинство приведенных здесь сведений получено из устного общения, раздаточного материала, докладов и презентаций американских специалистов, так или иначе связанных с коммерциализацией университетских научных открытий, и, соответственно, автор не имеет возможности привести ссылки на литературные источники, как это принято делать; там, где возможно, приводятся ссылки на соответствующие Интернет-ресурсы. Кроме того, во избежание путаницы, связанной с возможными различиями в переводе названий с английского языка, наиболее важные названия документов и организаций дублируются и на английском языке.

О Программе международных визитов

Программа международных лидерских визитов (официальное название - International Visitor Leadership Program), или, чаще, просто

Программа международных визитов, ведет свое начало с 1940 года, когда Нельсон Рокфеллер, координатор деловых и культурных отношений с американскими республиками, инициировал программу обмена, пригласив 130 журналистов из стран Латинской Америки посетить США. С тех пор эта программа активно развивается государством, принимая различные формы и постоянно реорганизовываясь. В настоящее время эту программу курирует Бюро по образованию и культуре госдепартамента США и она действует на основании акта об образовательном и культурном обмене от 1961 года (акт Фулбрай-та - Хейса). Целью программы является улучшение взаимопонимания между Соединенными Штатами и другими странами при помощи тщательно организованных визитов, отражающих профессиональные интересы визитеров, и поддержка целей иностранной политики госдепартамента США и посольств США в разных странах. Среди визитеров - участников программы

- потенциальные лидеры стран в области управления, политики, образования, науки, искусства, бизнеса и других ключевых областей деятельности. Они отбираются американскими посольствами более чем в 120 странах мира, чтобы посетить США, встретиться с их коллегами по профессии и получить опыт и знания в профессиональной сфере, а также о политике, обществе и культуре США «из первых рук». Численность участников программы варьируется год от года и может превышать 4000 человек в год. В числе выпускников этой программы

более двухсот действовавших и действующих в настоящее время политических лидеров и глав правительств и государств, среди которых есть даже такие известные имена, как Герхард Шредер, Тарья Халонен, Маргарет Тэтчер, Тони Блэр, Анвар Садат, Индира Г анди, Михаил Саакашвили и многие другие.

Коммерциализации научных исследований сегодня придается огромное значение в наиболее развитых странах как Старого, так и Нового Света. При этом именно университетам, как местам, где создается новое знание, отводится главенствующая роль в этой деятельности. Роль государства тут не менее важна, и многие страны выделяют значительную часть своих бюджетов для поддержки такой деятельности.

США занимают одну из передовых позиций среди стран мира в области трансфера знаний и технологий из научно-образовательных учреждений в общество и бизнес, и для программы, в которой нам довелось участвовать, были установлены следующие цели и задачи:

- ознакомить участников программы со структурами, которые отвечают в университетах США за взаимодействие с наукоемкими предприятиями промышленности (исследовательские и научные центры, бизнес-инкубаторы и технопарки), а также продемонстрировать наилучшие примеры такого сотрудничества с технологическими компаниями;

- показать механизмы отслеживания и оценки перспективной коммерческой продукции и способов изучения пригодности инновационного проекта для передачи его «в коммерческие руки»;

- расширить знания о том, как осуществляется перенос технологий или научных открытий из исследовательских университетов в частный сектор, включая вопросы законодательства в отношении патентования и лицензирования;

- продемонстрировать методы вовлечения студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава в инновационные исследования, в частности на примере программ, обучающих исследователей находить в частном секторе применение для результатов своих научных разработок.

В ходе программы наша делегация посетила университеты США:

- Университет Мэриленда (University of Maryland);

- Питтсбургский университет (University of Pittsburgh);

- Университет Карнеги - Меллона в Питтсбурге (Carnegie Mellon University);

- Станфордский университет (Stanford University);

- Калифорнийский университет в Беркли (University of California at Berkeley);

- Университет Северной Каролины (North Carolina State University);

- Университет Дюка (Duke University);

а также организации, так или иначе связанные с процессами трансфера знаний и технологий:

- Институт международного образования (Institute of International Education);

- Национальный научный фонд (National Science Foundation);

- Управление по патентам и товарным знакам США (US Patеnt and Trademark Office);

- Форум по высшему образованию и бизнесу (Business - Higher Education Forum);

- Бюро регистрации авторских прав при Библиотеке Конгресса США (Library of Congress, Copyright Office);

- Администрацию малого бизнеса США (US Small Business Administration);

- Брукингский институт (Brookings Institution);

- Фонд научно-исследовательских работ в гражданской сфере (Civilian Research and Development Foundation);

- Питтсбургский «питомник» для наук о жизни (Pittsburgh Life Science Greenhouse);

- Станфордский проект по регионам новаторства и предпринимательства (Stanford Project on Regions of Innovation and Entrepreneurship);

- Центр доступа на американский рынок в Силиконовой долине (US Market Access Center);

- Комитет Северной Каролины по делам науки и техники (North Carolina Board of Science and Technology);

- Центр развития малого бизнеса и технологий Северной Каролины (The North Carolina Small Business and Technology Development Center);

наукоемкие фирмы:

- «Хьюлетт - Паккард» (Hewlett Packard);

- «Вивисимо» (Vivisimo).

Законодательство и программы поддержки коммерциализации научных разработок в США

Под коммерциализацией научных исследований в США, как правило, понимают не выполнение университетом научных разработок по заказам федеральных агентств или бизнес-компаний, а следующие возможные варианты:

- создание на базе научных открытий и при правовой, финансовой и организационной поддержке университетов спин-офф-компаний и последующее получение долевой прибыли от

их деятельности (доход от акций компании) либо получение дохода от продажи компании;

- работа по патентованию и патентной поддержке перспективных научных открытий и получение прибыли от продажи лицензий на эти патенты;

- организация для исследователей обучающих программ и семинаров по правовой и коммерческой деятельности, а особенно их тренинг для правильного общения с потенциальными венчурными инвесторами и «бизнес-ангелами».

До 1980 года деятельность по коммерциализации научных исследований в университетах США оставалась практически на нулевом уровне. Это было связано в первую очередь с тем, что согласно действующему на тот момент законодательству при финансировании исследовательских проектов из правительственных фондов патентные права на изобретение оставались за федеральным правительством, а частные компании могли рассчитывать лишь на неэксклюзивную лицензию. Такая ситуация определялась понятной логикой: поскольку исследования проводятся на деньги налогоплательщиков, следовательно, полученные результаты должны быть доступны для использования всем.

Также существенным являлся тот факт, что университетские научные исследования имели (и имеют до сих пор) следующие особенности:

- патентуется менее половины изобретений;

- как правило, запатентованные изобретения находятся в стадии концепции и далеки от продуктов, способных приносить доход.

Так, по статистике Управления по патентам и товарным знакам США (www.uspto.gov), только 12% лицензированных технологий готовы к коммерческому внедрению на момент лицензирования, а более 75% лицензированных изобретений ко времени лицензирования не имеют лабораторных или промышленных прототипов и содержат лишь идею или концепцию. В результате для того чтобы университетское изобретение стало инновацией или конечным продуктом, готовым к выходу на коммерческий рынок, необходимы еще дополнительные затраты и совместная работа изобретателя и покупателя лицензии для завершения процесса перехода от идеи к продукту.

Все эти обстоятельства привели к тому, что до 1980 года ученые из университетов США выпускали большое количество публикаций при крайне низком проценте коммерциализации научных разработок. Например, в 1980 году правительство США стало владельцем около 28000 патентов. Из этих патентов менее 5% ста-

ли лицензиями, и только лишь небольшая часть этих лицензий относилась к готовым коммерческим продуктам. Частные компании не могли получить права на эксклюзивную лицензию, были вынуждены нести затраты на доработку продукта и развитие рынка, в то время как конкурирующие компании могли приобрести аналогичную лицензию с последующим производством и продажей аналогичного продукта. А налогоплательщики и общество в целом не получали ожидаемых от инноваций результатов в виде массового появления на рынке новых полезных продуктов и экономического развития в виде новых рабочих мест для производства и продажи новых товаров и услуг.

Чтобы изменить ситуацию к лучшему, конгрессом США была определена новая политика, поставившая следующие цели: стимулирование развития экономики в целом, усиление конкурентоспособности США в сфере инноваций, поддержка государством коммерциализации новых технологий, которые не превратились бы в итоговый продукт без этой поддержки.

Для реализации поставленных задач был принят целый ряд законодательных и нормативных документов, таких как закон Бэя - Доула (1980), закон Стивенсона - Вайдлера «О технологических нововведениях» (1980), федеральный закон о трансфере технологий (1986), национальный закон о конкурентоспособности в области трансфера технологий (1989), правительственное распоряжение «Об упрощении доступа к наукам и технологиям» и многие другие.

Прорыв в коммерциализации университетских исследований в США связывается с самым известным из этих документов - появившимся в 1980 г. законом Бэя - Доула (Bayh - Dole Act). Согласно этому закону, теперь университет становился владельцем интеллектуальной собственности на изобретение, которое появлялось при исследованиях, финансируемых из государственных фондов. При этом университет обязан подать заявку на патентование изобретения, если же он этого не сделает, права возвращаются правительству. Университет обязан также изыскивать возможность коммерческого внедрения изобретения и в случае успеха выделить часть доходов от коммерциализации изобретателю. Обязательным также является условие предоставления финансирующему агентству отчетной документации, а в отдельных случаях агентство имеет возможность затребовать себе права на изобретение.

Новая политика достигла существенных результатов. Если до 1980 года все университеты США получали в среднем около 250 патентов в

год, то к 2005 году эта цифра превысила уже 3000 патентов в год, а число университетов, вовлеченных в процесс трансфера технологий, увеличилось с 24 до 200 только «учтенных» университетов, имеющих в настоящее время представителей в Ассоциации университетских менеджеров по технологиям (Assotiation of University Technology Managers, www.autm.net). Следствием лицензирования инновационных изобретений американскими университетами стало то, что к 2000 году экономика США получила дополнительно более 40 млрд долларов и было создано и поддерживалось более 250000 рабочих мест. В течение только 2005 года на рынке появилось 527 новых товаров, было создано 628 новых спин-офф-компаний (а всего с 1980 года их было создано более 5000), были выпущены 4932 новые лицензии (www.autm.net).

При этом необходимо отметить, что (как это ни удивительно!) вплоть до настоящего времени сам процесс получения патента в США остается крайне сложной и медленной процедурой. Патентную заявку в США подает человек -изобретатель, стоимость патентного поиска и оформления всех документов стоит от 5 до 25 тысяч долларов. Готовые документы попадают к соответствующему сотруднику патентной службы в среднем спустя 2 года после начала оформления изобретателем патентной документации, а среднее время получения патента в США сейчас составляет 5 лет! Несмотря на то, что США являются одним из мировых лидеров в области инноваций, эта деятельность до сих пор убыточна и дотируется государством, штатами и местными органами управления через огромное количество поддерживающих программ и фондов. Косвенным примером здесь может послужить федеральный закон, суть которого состоит в том, что не менее 2.5% своего бюджета на исследования федеральные агентства должны размещать в предприятиях «малого бизнеса» (small business), а определение предприятия малого бизнеса законом описывается очень четко. В США существует Администрация малого бизнеса, поддерживающая технологии, которые разрабатываются в маленьких компаниях и в которые частные инвесторы не рискуют вкладывать капитал. Одной из наиболее известных программ, реализующих поставленные задачи, является Программа инновационных исследований малого бизнеса (Small Business Innovation Research Program, SBIR), запущенная в 1982 году. Ее основная задача -стимулирование технологических инноваций и ориентирование малого бизнеса на выполнение исследовательских разработок, интересующих

федеральное правительство. В настоящее время ежегодно эта программа тратит более 2 млрд долларов, выделяя более 5000 грантов, которые получают около 3000 фирм. Другой программой является Программа трансфера технологий малого бизнеса (Small Business Technology Transfer, STTR). Эта программа направлена на развитие сотрудничества университетов и малого бизнеса в области совместных научно-исследовательских разработок. Детальную информацию по этим и другим программам можно посмотреть на сайте Администрации малого бизнеса США (www.sba.gov).

Несут затраты и университеты - на патентные расходы, организацию офисов по трансферу технологий и бизнес-инкубаторов, организацию старт-ап- и спин-офф-компаний, на программы, обучающие ученых основам бизнеса, и многое другое, и эти затраты многократно превышают деньги, возвращающиеся в университет и изобретателям.

Приблизительная оценка доходов университетов от всех видов коммерциализации научных исследований находится в среднем на уровне 510% от так называемого «исследовательского» бюджета, аккумулирующего в себе гранты и заказные научные исследования и разработки по договорам с федеральными агентствами и частными компаниями. В наиболее успешных университетах США, таких, например, как Станфордский университет в Калифорнии, исследовательский бюджет может приближаться к 1 млрд долларов в год.

Офис по трансферу технологий в американском университете в случае успешного продвижения и внедрения на рынок разработок ученых своего университета выйдет на уровень самоокупаемости в среднем не ранее чем через 15 лет.

Ситуацию, когда вдруг появляются большие доходы от продажи лицензий на перспективную технологию или доходы от акций стремительно развивающейся университетской спин-офф-компании, сами американцы называют бейсбольным термином «home run», что не дословно, но наиболее точно можно перевести как «джек-пот», или, еще проще, «сорвать куш». Ярким примером является компания Google -спин-офф-компания Станфордского университета, принесшая своей альма-матер немалые деньги. Такие ситуации - большая редкость, и, как правило, это радость недолговечная, поскольку доходы от выгодной продажи лицензии на новую перспективную технологию в среднем поступают в течение не более двух лет, а потом технология уже устаревает (если, конечно, вы

не запатентовали что-нибудь уж очень фундаментальное, например колесо).

На рис. 1 приведен слайд из презентации доктора Уильяма Такера из офиса трансфера технологий Калифорнийского университета, озаглавленный «Пирамида разочарований». Усредненные данные по такому передовому университету, как Калифорнийский (10 кампусов, 16000 сотрудников, 50 нобелевских лауреатов, 220000 студентов), говорят о том, что из 400 открытий только 100 доходят до стадии лицензирования, из них лицензируется лишь 50, из них 34 приносят убыток в виде пошлин на лицензии, а оставшиеся 16 приносят доход. При этом доход, превышающий 1 млн долларов, приносит лишь одна лицензия, доход же от остальных 15 лицензий существенно меньше.

Удивительно, но в данном случае в прагматичной Америке во главу угла ставится не рентабельность, а политика социальной пользы, чтобы помочь как можно большему числу новых знаний и технологий пробиться в условиях жесткой рыночной конкуренции и стать полезными и доступными людям.

Организационная структура коммерциализации знаний

Организационная структура коммерциализации научных исследований в университетах США чрезвычайно гибка. Она реализуется с

учетом особенностей самого университета (например, формы собственности, основных научных и образовательных направлений, реализуемых университетом, его размеров и распределенности и т.д.), а также в соответствии с экономическими, традиционными и законодательными особенностями города, графства или штата, где этот университет расположен.

Например, Питтсбургский университет с годовым исследовательским бюджетом около 650 млн долларов, в котором работают более 12 тыс. сотрудников и обучаются свыше 34 тыс. студентов, здания и офисы которого локализованы в черте города, имеет в своей структуре офис менеджмента технологий (The Office of Technology Management, OTM; www.otm.pitt.edu), выступающий как сетевой центр, координирующий всю деятельность по коммерциализации в университете. При этом в сферу компетенции офиса входит и подготовка документации по защите интеллектуальной собственности, и финансовая поддержка процесса патентования, и стратегическое планирование продвижения продукта к лицензированию, и маркетинг рынка, и юридическая помощь в составлении лицензионных соглашений и заключении контрактов, и мониторинг выполнения текущих проектов, и финансовая деятельность по распределению получаемых доходов, и составление отчетной документации, и проведение для ученых образовательных программ по инновационному бизнесу, и многое другое.

1 UNIVERSITY of CALIFORNIA, OFFICE OF THE PRESIDENT M) OFFICE OF TECHNOLOGY TRANSFER

The Pyramid of Disappointment

May 4, 2009

International Visitor Leadership Program

9

Рис. 1. «Пирамида разочарований»

Совсем другая структура реализована в университете Северной Каролины. Это распределенный университет, состоящий из 16 кампусов, расположенных в разных частях штата. Университет Северной Каролины содержит много структур, связанных с трансфером знаний и технологий. Прежде всего, это офис трансфера технологий, работающий на условиях самоокупаемости и занимающийся управлением интеллектуальной собственностью, создаваемой в лабораториях университета; он готовит документацию, проводит переговоры и мониторинг рынка, а также управляет лицензиями, опционами и другими соглашениями по интеллектуальной собственности. Во-вторых, это технологический инкубатор (или бизнес-

инкубатор), предоставляющий малым инновационным компаниям инфраструктурные ресурсы, а также набор информационных услуг в области бизнес-планирования, маркетинговой

стратегии и возможностей финансирования их проектов и разработок.

Еще одним не менее важным звеном является Центр развития малого бизнеса и технологий Северной Каролины (www.sbtdc.org), имеющий офисы по всему штату и работающий под управлением университета Северной Каролины в тесном сотрудничестве с Администрацией малого бизнеса США. Этот центр финансируется федеральным правительством, правительством штата и университетом Северной Каролины и призван поддерживать рост и развитие экономики штата путем стимулирования предпринимательства, помощи в создании малых компаний и их росте в компании среднего класса, развитии технологий и их коммерциализации. Основной деятельностью центра является бизнес-консалтинг, проведение обучающих семинаров и программ, юридические консультации и помощь в поиске финансов для исследователей, ведущих прикладные разработки, -центр регулярно устраивает своеобразные ярмарки идей, куда приглашаются ведущие венчурные инвесторы. Через этот центр реализуются упомянутые выше федеральные программы SBIR/STTR, а кроме того, он выпускает большое число руководств по созданию стартап-компаний, интеллектуальной собственности и поиску возможных путей финансирования.

Наличие разных возможностей предоставляет группам создателей новых разработок самим определять траекторию коммерциализации своего открытия - подавать ли заявку на патент и продавать лицензии, создавать ли старт-ап-ком-панию и т.д. Интересно, что за все время число малых компаний, прошедших через последова-

тельность «защита интеллектуальной собственности с помощью офиса трансфера технологий - создание спин-офф-компании и ее развитие с помощью технологического инкубатора», в университете Северной Каролины не превысило и десяти.

Сама же цепочка процесса коммерциализации традиционна и не содержит ничего необычного: исследования - открытие (изобретение) - оценка коммерческой привлекательности - защита интеллектуальной собственности - бизнес-план продвижения продукта - лицензирование.

Вообще в США идея селекции и поддержки перспективных технологий реализуется широко и повсеместно. Так, во всемирно известной Силиконовой долине на средства университетов и правительства штата Калифорния создан и успешно функционирует Центр доступа на американский рынок, реализующий инкубационные программы для интернациональных малых компаний, занимающихся тематикой, посвященной стремительно развивающимся технологиям и так называемым «наукам о жизни» (life science) или медико-биологическими наукам. Центр оказывает помощь таким компаниям по продвижению их продуктов на американский рынок путем оказания услуг по маркетингу, бизнес-консалтингу, а также предоставляя им льготные условия аренды офисных помещений, не претендуя при этом на долевое участие в уставном капитале или получении части акций компаний. Большим плюсом для компаний является еще и то обстоятельство, что в результате содействия со стороны центра они получают возможность работать в одном из самых привлекательных с точки зрения венчурного капитала мест в США - Силиконовой долине - со всеми вытекающими преимуществами. Это приносит свои результаты - в настоящее время около 30% старт-ап-компаний в Силиконовой долине запускается иностранцами.

В конце каждого года университетские офисы по трансферу технологий выпускают отчеты о результатах своей деятельности, эта информация является открытой и размещается на Интернет-сайтах. Основными показателями в этих отчетах обычно являются:

- количество изобретений, представленных изобретателями в офис трансфера технологий для экспертизы на предмет того, получен ли охранноспособный результат;

- количество изобретателей, получивших консультационные или иные услуги в офисе трансфера технологий;

- количество поданных патентных заявок;

- количество полученных патентов;

- количество действующих лицензий;

Carnegie Mellon University

CMU Technology Transfer Statistics

FY07 FY06 FY05 FY04 FY03 FY02 FY01 FYOO

Innovators Served Э66 Э90 Э21 Э02 Э12 297 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Invention Disclosures 129 112 1Э2 95 97 102 114 106

Patents Filed 79 107 75 61 85 69 41 Э9

Patents Issued 40 58 ЭЭ Э5 81 ЭЭ 27 27

License Agreements 27 Э6 2Э 21 26 18 16 16

All Agreements 127 112 102 64 48 Э5 Э7 27

Startup Companies а 14 7 4 1 4 5 4

Since 2000: 887 invention disclosures 334 issued patents 183 licenses 47 startup companies

© Copyright 2008 Carnegie Mellon University All Rights Reserved

Рис. 2. Отчетная таблица Центра развития бизнеса и лицензирования по трансферу технологий и созданию предприятий университета Карнеги - Меллона в Питтсбурге за период с 2000 по 2007 г.

- количество новых лицензий, опционов или других соглашений;

- количество созданных новых спин-офф-компаний;

- величина дохода, полученного от различных видов коммерциализации, в абсолютных величинах и в процентном отношении к исследовательскому бюджету.

На рис. 2 приведен пример довольно типичной отчетной таблицы по трансферу технологий за несколько лет в университете Карнеги -Меллона в Питтсбурге из презентации Роберта Конвея, представляющего Центр развития бизнеса и лицензирования по трансферу технологий и созданию предприятий (Business Development and Licensing Center for Technology Transfer and Enterprise Creation).

Основные коммерчески успешные направления научных исследований

Оценить основные коммерчески успешные направления научных исследований, которые привлекают наибольшее количество инвестиций в США, можно на примере статистики по Силиконовой долине (рис. 3), приведенной в докладе проф. Уильяма Ф. Миллера, экс-проректора Стан-фордского университета, создателя офиса лицензирования, в настоящее время являющегося руководителем Станфордского проекта по региональным инновациям и венчурным инвестором, запустившим более 50 компаний.

Эта статистика тем более показательна, что по данным за 2008 год на долю Силиконовой долины приходится 36.4% объема всех инвестиций в США, она уверенно лидирует среди инвестиционных регионов США, серьезно обгоняя ближайшего преследователя - Новую Англию (13.55%). Эти и многие другие инте-ресные статистические данные доступны на сайтах финансово-аналитической группы «Прайс-уотерхаускуперс» (Pricewater-housecoopers) - www.pwc.com,

www.pwcmoneytree. com. Интересно отметить, что, согласно этим данным, даже в Силиконовой долине еще несколько лет назад бесспорно удерживавшие лидирующие позиции производство программного обеспечения и полупроводниковая тематика теперь потеснились индустрией, энергетикой и биотехнологиями.

В качестве другого примера можно привести статистику офиса трансфера технологий университета Северной Каролины (www.ncsu. edu/ott), согласно которой в 2008 году распределение полученных изобретений среди колледжей (отделов или факультетов) университета получилось следующим: 38% пришлось на инженерный колледж, 24% - на колледж сельского хозяйства и наук о жизни, 18% - на колледж физикоматематических наук, оставшиеся 20% пришлись на колледжи дизайна, текстильной промышленности, менеджмента, натуральных ресурсов и ветеринарной медицины.

На этом примере, как, впрочем, и на примере Силиконовой долины, заметна и другая фун-

Regions Pefirted SKrcon valley

Tahll $ IlWflStcd ®Ir966f666,900

Average $ Fer Deal Deals $Br939,395 22D

LnJjitridl/tnenj:/ ■Siyfrware Biotechnology МНіл пгігі Ггїі trLdim iihIL 'leJkrai PevKes iind Equipment &йг*ЮфЛ(1иЦ0Г5

T"ltLL'lllhl'mih4.dtiTjl'li

IT Shitviu::; Wetvjorklr-ff and equipment krttilling/LJiftl'ritiiihnrt Conwuteis and Peifcheral;;

L'jansii.Trtcr f-'ru :|ij.. b.- ,dii:l 5ei viCtS Flrrft'-onlrs^tnctnimra'-.iNnii PifrJuLit ^iW Service fihcfUia. Services НваІНіиге Sc-г^ігг-’

АПЛОИПЇ

£4Л!ІМ ^'ІН

U50P* І12йМ

41™ }з<м

ij'KM'

J27M 324 M 41'iM SUM S5M SPM

of Total

2,1.1#^-

ifflj.O*#*

is.aps

\Q.C№, h .g 1 ^ 7.520/-. г.4ш i.62%-. 1.73Tb

1.42ТІ,

1.37'to 1.244i ii.t1]-1:-;? 0.5=4* O.iG^, U.LV'fc

Deals

lfi

23 26 17 1? 16 II 'J 1 4 6 4 1 1 J

Рис. 3. Таблица инвестиций в различные отрасли промышленности в Силиконовой долине за 2008 год (www.pwcmoneytree.com)

даментальная тенденция приоритетов в США. Все большее значение приобретают направления, так или иначе связанные с «биологическим» уровнем жизни - экологией, энергосберегающими технологиями, биомедицинскими технологиями и «науками о жизни». В Питтсбурге даже организован «питомник» для наук о жизни (Pittsburgh Life Science Greenhouse, www.plsg.com), являющийся инвестиционной организацией, деятельность которой сосредоточена исключительно на медико-биологических науках.

Взаимодействие университетов и бизнеса

Среди приоритетных задач в области взаимодействия между университетами и бизнес-компаниями в США стоит не просто увеличение роста числа партнерств и выполнение совместных или университетских исследований по актуальным направлениям науки и технологии, а создание стратегических альянсов между университетами и корпорациями. Для улучшения государственной политики в целях укрепления системы высшего образования в области естественных наук и технологий создан форум по высшему образованию и бизнесу. Этот форум является необычной коалицией, в которую входят руководители корпораций, университетов, научных организаций и фондов. Основной идеей является то, что без знаний и технологий, рождающихся в высшем образовании, невозможно добиться лидирующих позиций в производстве и экономике. Форум проводит исследования для выработки решений, а также для нахождения стратегий и необходимых реформ в области политики, направленных на

укрепление потенциала высшей школы, особенно в области техники и технологий и обеспечении готовности студентов к дальнейшей работе в промышленных компаниях. Под эгидой форума фондом Кауфмана (Kauffman) спонсируется электронная ярмарка инноваций iBridge™, реализующая трансфер знаний посредством Web-ресурсов. Этот своеобразный «e-Bay for Innovation» облегчает доступ к исследовательским ресурсам университетов коммерческих структур и других университетов, позволяет увеличить рост и объем сотрудничества между исследователями и пользователями, а также многое другое. Особенным здесь является то, что iBridge™, в отличие от традиционной модели патентоспособного изобретения, является некой совершенно новой формой трансфера знаний.

Выше говорилось о том, что существенной частью бюджетов американских университетов является исследовательский бюджет, т.е. научные исследования, выполняемые по заказу федеральных агентств и частных компаний. Это определяется тем, что очень распространена ситуация, когда частным компаниям в десятки раз дешевле финансировать необходимые им научные исследования в университетской среде, чем покупать их результаты у других частных компаний, обладающих необходимыми возможностями, или строить собственные лаборатории.

С другой стороны, нередки и противоположные ситуации. Так, по словам Уолтера Райхарта (Walter Reichert), директора интернациональных программ компании «Хьюлетт - Паккард», более 90% научных разработок проводится в лабораториях самой компании и лишь на оставшиеся 10%

компания размещает заказы в лабораториях университетов (при этом бюджет, выделяемый на эти 10% заказов, весьма внушительный!). Тут важным моментом является то, что хотя такая наукоемкая компания, как «Хьюлетт - Паккард», безусловно, сама в состоянии выполнить все необходимые ей научные исследования, взаимодействие с университетами приносит и другие весьма ощутимые выгоды. Это и возможность обмениваться мнениями, и возможность обсуждать новые научные идеи с преподавателями, и возможность отбирать лучших студентов к себе на работу, и, главное, это позиционирование фирмы как компании, поддерживающей высшее образование.

Заключение

Коммерциализация университетских научных исследований в США, как практически и во всех странах мира, является деятельностью, казалось бы, финансово невыгодной, на которую тратятся большие государственные и частные средства. По оценкам Ассоциации университетских менеджеров по технологиям, затраты на одно запатенто-

ванное изобретение составляют в среднем около 2.4 млн долларов, что многократно превышает средний доход от продаж лицензий на эти патенты. Но прибыль от трансфера знаний и технологий не может быть оценена только доходами университета и изобретателя от продаж лицензий на изобретение. Результатом поддержки трансфера университетских знаний и технологий являются и новые рабочие места, и оптимизация производства товаров и услуг, и новые высокотехнологичные приборы, и ускорение научно-технического прогресса, и стимулирование молодежи к занятиям наукой и бизнесом, и улучшение уровня жизни людей, как с точки зрения технологий, так и с точки зрения, связанной со здоровьем, медициной и экологией, словом, все то, что называется «пользой общества». Перечисленные факторы являются необходимыми составляющими прогресса, и их ценность не всегда поддается сухому финансовому подсчету; понимание этого должно присутствовать на любом уровне деятельности страны, претендующей на звание цивилизованной.

COMMERCIALIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH IN US UNIVERSITIES

K.A. Markov

A study of the experience of commercialization of research and development results in US universities is presented. The legislative base and principal state programs directed at supporting knowledge and technologies transfer are described. In a case study of leading American universities, organizational forms of innovative activity in higher educational institutions, its main directions and results are described. This activity requires significant support from the state and the private sector, which is proved by some concrete data. Some issues related to the interaction of universities and corporations, attendant problems, and ways of optimization of such collaboration are also considered.

Keywords: knowledge transfer, interaction between universities and corporations, program of international visits to USA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.