Научная статья на тему 'Коммерческие аспекты сотрудничества с организациями системы оон'

Коммерческие аспекты сотрудничества с организациями системы оон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ООН / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / UNO / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Злоказова Наталья Евгеньевна

Обычно ООН ассоциируется с решением проблем мира и безопасности, гуманитарными акциями. При этом экономическая сторона деятельности этой организации, как правило, остается в тени. Однако ООН является структурой, потребляющей колоссальное количество разнообразных товаров и услуг. При этом основными поставщиками ООН являются не гигантские ТНК, а предприятия малого и среднего бизнеса. ООН сотрудничает с поставщиками всех стран мира, но наиболее активно работает в направлении увеличения закупок из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Вместе с тем в России учреждения этой организации зачастую не рассматриваются в качестве внешнеторговых партнеров. На текущий момент достаточно небольшое количество отечественных компаний пользуется этими возможностями, уступая их иностранным предпринимателям. Между тем ООН заинтересована в более широком участии российского бизнеса. Тем не менее, в этом направлении уже наметились положительные сдвиги. Все больше отечественных компаний начинает выходить на ооновский рынок. Однако большинство закупок, осуществляемых ООН в России, связано с миротворческой деятельностью Организации. Гражданские отрасли отечественной промышленности пока практически не используют возможности ооновского рынка. Между тем сотрудничество с такой авторитетной международной организацией как Организация Объединенных Наций несет отечественным фирмам массу преимуществ. В статье обозначены наиболее перспективные направления международного сотрудничества России с организациями системы ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Злоказова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Commercial aspects of cooperation with institutions of the UNO system

As a rule the United Nations (UN) is seen as an organization working on world wide security issues and performing humanitarian assistance therefore its economic activity stays underestimated. UN is a consumer of the vast amount of various services and goods. It prefers midand low-size companies, rather than giant multinational corporation and works with suppliers all over the world paying more attention to developing countries and countries with the transition economy. Today the UN is become more interested in Russia as a commercial partner. However Russian companies still do not sufficiently consider the benefits from the UN-Russia commercial partnership. When only insignificant part of Russian enterprises which activities are related to the provision of the peacekeeping operations is participating in this partnership, while other parts of Russian commercial industry do not use opportunities of the UN market, giving their benefits up for foreign rivals. The article provides the assessment of the most promising directions of international cooperation between Russia and the United Nations and can be useful for those whose interests are lying in contemporary analysis of the international organizations and institutions cooperation development.

Текст научной работы на тему «Коммерческие аспекты сотрудничества с организациями системы оон»

Коммерческие аспекты сотрудничества с организациями системы ООН

Н.Е. Злоказова*

Обычно ООН ассоциируется с решением проблем мира и безопасности, гуманитарными акциями. При этом экономическая сторона деятельности этой организации, как правило, остается в тени. Между тем ООН является структурой, потребляющей колоссальное количество разнообразных товаров и услуг. При этом основными поставщиками ООН являются не гигантские ТНК, а предприятия малого и среднего бизнеса.

ООН сотрудничает с поставщиками всех стран мира, но наиболее активно работает в направлении увеличения закупок из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Вместе с тем в России учреждения этой организации зачастую не рассматриваются в качестве внешнеторговых партнеров. В настоящий момент сравнительно небольшое число отечественных компаний пользуется этими возможностями, уступая их иностранным предпринимателям. Между тем ООН заинтересована в более широком участии российского бизнеса.

В последнее время в этом направлении наметились положительные сдвиги. Все больше отечественных компаний начинает выходить на ооновский рынок. Однако большинство закупок, осуществляемых ООН в России, связано с миротворческой деятельностью Организации. Гражданские отрасли отечественной промышленности пока практически не используют возможности ооновского рынка. Между тем сотрудничество с такой авторитетной международной организацией, как Организация Объединенных Наций, несет отечественным фирмам массу преимуществ. В статье обозначены наиболее перспективные направления международного сотрудничества России с организациями системы ООН.

Как правило, деятельность Организации Объединенных Наций (ООН) связывают с проблемами мира и безопасности, помощью развивающимся странам, гуманитарными акциями и т.п. Вместе с тем ООН является структурой, потребляющей колоссальное количество раз-

личных товаров и услуг. Ежегодно ООН закупает их на сумму 3-4 млрд долл. США. А если вспомнить о сотрудничающих с ООН банках развития, которые финансируют множество программ (например, мелиорацию пустыни или закрытие угольных шахт), то сумма трат увеличивается до 30 млрд долл. США. При этом на закупку товаров приходится около 60% бюджета ООН, а оставшиеся 40% идут на оплату услуг и профессиональной экспертизы в самых разных областях.

Основными поставщиками ООН являются не гигантские ТНК, а предприятия малого и среднего бизнеса. Стоимость большинства контрактов не превышает 20 тыс. долл. США. Каждый год заключается 135 тыс. контрактов, причем компании-партнеры получают от Организации еще и дополнительную поддержку. Это вполне объяснимо: ООН проводит политику защиты прав малого и среднего предпринимательства от давления со стороны глобальных корпораций.

ООН сотрудничает с поставщиками всех стран мира, но наиболее активно работает в направлении увеличения закупок из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В 2006 г. закупки из этих государств составили 1,79 трлн долл. США, или 54,18% от общей суммы закупок Организации и увеличились, по сравнению с 2005 г., на 67,3%1.

Перечни наиболее активных партнеров ООН показывают, что распределение мест среди этих стран зависит не только от их экономического потенциала, но и от активности предпринимателей и властей, которые помогают своему бизнесу осваивать этот рынок (Табл. 1). Ведь ООН нужны не только канцтовары, компьютеры и программное обеспечение к ним, но и, например, такие товары, как мешки для песка. В 2001-2003 гг. для различных операций в опасных регионах были закуплены мешки на сумму 3 млн долл. США, однако российских мешков среди них не было. Впрочем, «снабженцы» международных организаций считают, что Россия могла бы поставлять ООН и что-ни-

* Материал подготовлен к. экон. н., преподавателем кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции факультета международной экономики и международной политики ГУ ВШЭ Натальей Евгеньевной Злоказовой.

1 Рассчитано по данным официального сайта ООН (www.un.org).

будь поинтереснее: инженерное оборудование, приборы ночного видения, программное обеспечение. Ввиду пассивности российских фирм и отсутствия информации от России очень мало отечественных компаний пользуются этими возможностями, уступая их иностранным предпринимателям. Между тем ООН заинтересована в более широком участии российского бизнеса.

Дело в том, что в России учреждения ООН зачастую не рассматриваются в качестве внешнеторговых партнеров. Практически все закупки, осуществляемые ООН в России, связаны с миротворческой деятельностью Организации. В 2006 г. общая сумма поставок Российской Федерации в ООН составила 189,4 млн долл. США, что соответствовало 9,51% от общей суммы закупок Организации, и только 100 тыс. долл. США из этой суммы, или 0,05% всех закупок из России, предназначались не для миро-

творческой, а для других видов деятельности ООН.

В списке стран - поставщиков ООН в рамках операций по поддержанию мира Россия занимает лидирующую позицию, опережая даже США. В 2006 г. «миротворческие» поставки из Российской Федерации составили 189,3 млн долл. США, т.е. 10,62% от общей суммы закупок Организации по этой статье, а поставки из Соединенных Штатов - лишь 155,2 млн долл. США (8,7%). При этом только 44% закупок, произведенных ООН в США в 2006 г., предназначались для миротворческих миссий, в то время как остальные (56%) направлялись на решение других задач Организации2. Это свидетельствует о том, что гражданские отрасли отечественной промышленности пока практически не используют возможности ооновского рынка.

Таблица 1. Перечень наиболее активных поставщиков ООН в 2006 г., млн долл. США

Страны Млн долл. США %

1 США 351,4 17,64

2 Россия 189,4 9,51

3 Конго 159,0 7,98

4 Канада 104,0 5,22

5 Кипр 90,2 4,53

6 Монако 82,8 4,16

7 Италия 79,6 4

8 Судан 75,5 3,79

9 Либерия 73,8 3,7

10 Германия 52,9 2,66

11 Иордания 51,3 2,58

12 Гаити 50,4 2,53

13 Франция 48,7 2,45

14 Дания 46,7 2,34

15 Кот-д'Ивуар 44,9 2,26

16 Великобритания 41,7 2,1

17 ЮАР 40,2 2,02

18 Япония 36,8 1,85

19 Ангола 33,2 1,67

20 Бурунди 20,6 1,04

Всего 1991,6 100

Источник: Официальный сайт ООН (www.un.org).

2 Рассчитано по данным официального сайта ООН (www.un.org).

До 2003 г. крупные российские фирмы сотрудничали с ООН всего по двум направлениям: предоставляли самолетный парк для авиационных перевозок и оказывали помощь в ликвидации последствий всевозможных войн и природных катаклизмов по линии МЧС России. Однако постепенно ситуация меняется.

Международные организации начинают уделять все большее внимание российской автомобильной технике при организации тендеров на закупку для обеспечения миротворческих операций. Так, в 2002 г. ОАО «КамАЗ» удалось добиться аккредитации при ООН в качестве официального поставщика грузовой техники. Вообще поставки техники «КамАЗ» для гуманитарных и миротворческих целей международного сообщества ведутся с 1993 г., но аккредитация при ООН дает возможность вступать в прямые отношения с соответствующими подразделениями ООН без участия правительственных органов и каких бы то ни было посреднических структур. Более того, теперь ООН должна заблаговременно уведомлять «КамАЗ» о всех проводимых тендерах на закупку автомобильной техники и других видов производимой автозаводом продукции, в которых он, естественно, сможет принять участие.

Необходимо отметить, что статус официального поставщика ООН накладывает на ОАО «КамАЗ» большую ответственность, поскольку контракты с этой международной организацией жестко регламентируют сроки поставок продукции и предусматривают также обеспечение проданных автомобилей запасными частями и сервисными услугами.

После того как ОАО «КамАЗ» стало официальным поставщиком ООН, Россия получила возможность внести свою лепту не только в обеспечение авиационных перевозок, но и в организацию наземных транспортных операций ООН. Таким образом, это событие стало не только вопросом экономической выгоды ОАО «КамАЗ», но и политического престижа страны. Автомобили «КамАЗ» в раскраске ООН уже использовались в Югославии, Израиле, Ливане, Кипре, Афганистане и Ираке.

Не менее успешно идет сотрудничество с ООН и у другой российской фирмы - тюмен-

ского авиаперевозчика ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (UTair Aviation)3. С 1991 г. авиакомпания «ЮТэйр» активно участвует в транспортном обеспечении миротворческих миссий ООН.

В 2005 г. в рамках контракта с Мировой продовольственной программой ООН «ЮТэйр» осуществляла вертолетные работы в Индонезии на острове Суматра (г. Банда Ачех), наиболее пострадавшем от цунами и землетрясений в декабре 2004 г. Согласно контракту, заключенному на три месяца, в Индонезии работал один вертолет «ЮТэйр» Ми-8Т, задействованный при перевозке продуктов питания, предметов первой необходимости и других грузов, необходимых при ликвидации последствий трагедии.

В 2006 г. «ЮТэйр» приступила к работам по транспортному обеспечению миротворческой миссии ООН в Ливане. Полеты в Ливане осуществляют два вертолета Ми-8, базирующиеся на Кипре. Контракт предполагал использование вертолетов для перевозки пассажиров, грузов внутри кабины и на внешней подвеске, а также в целях аварийной и медицинской эвакуации. В 2007 г. два вертолета Ми-8 авиакомпании «ЮТэйр» продолжили работу в рамках миссий ООН в Сьерра-Леоне.

Кроме того, по контрактам с ООН вертолеты авиакомпании осуществляли и во многих случаях продолжают осуществлять транспортное обеспечение миротворческих миссий в разных странах, в том числе в Югославии, Анголе, Камбодже, Мозамбике, Сомали, Восточном Тиморе, Западной Сахаре, Эритрее, ЮАР, Сьерра-Леоне, Либерии, Кот-д'Ивуаре, Судане и Конго. Работа «ЮТэйр» включает в себя снабжение точек миссии, пассажирские перевозки, наблюдение и мониторинг, VIP-перевозки, ведение переговоров, аварийную и медицинскую эвакуацию, поддержку особых отрядов полиции. Специалисты связывают популярность «ЮТэйра» в ООН с тем, что эта авиакомпания является крупнейшим оператором вертолетной техники в России и признанным лидером мирового вертолетного бизнеса4.

Другой пример успешного сотрудничества с ООН демонстрирует авиакомпания ООО «Вер-тикаль-Т», которая в отличие от большинства

3 До 2002 г. компания называлась ОАО «Тюменьавиатранс».

4 Основными видами деятельности компании являются оказание транспортных и аэропортовых услуг, выполнение авиаработ на территории Российской Федерации и за рубежом, а также техническое обслуживание и ремонт воздушных судов. Парк авиакомпании «ЮТэйр» насчитывает более 180 вертолетов, около 60 из них выполняют работы по экспортным контрактам в различных регионах мира. В 2006 г. начата эксплуатация вертолетов «ЮТэйр» в Канаде и Ливане.

В 2007 г. «Ютэйр» ожидает 25%-й рост поступлений от экспорта вертолетных услуг.

российских перевозчиков, созданных на базе авиаотрядов советского «Аэрофлота» и получивших от бывшего монополиста и технику, и кадры, была создана с «чистого листа». Однако миротворческая активность ООН предоставила возможность компании превратиться в одного из крупнейших российских операторов транс-портно-вертолетных работ.

Работать в рамках программ ООН авиакомпания «Вертикаль-Т» начала с 1999 г., когда один из Ми-26 принимал участие в миссии в Восточном Тиморе. В 2000 г. «Вертикаль-Т» прошла аккредитацию в качестве подрядчика ООН, однако первый конкурс она смогла выиграть лишь в 2004 г. (при этом авиакомпания продолжала работать как субподрядчик). К настоящему времени «Вертикаль-Т» выиграла конкурсы общей стоимостью 98 млн долл. США. Компания работала в Сьерра-Леоне, Конго, Судане, Афганистане.

Выручка ООО «Вертикаль-Т» в 2005 г. составила 12 млн долл. США, около 80% доходов компании обеспечивают зарубежные контракты. За период с 2003 по 2006 г. выручка ООО «Вертикаль-Т» возросла более чем в 2 раза. Однако по сравнению с 230 млн долл., которые смог заработать в 2006 г. лидер отрасли -авиакомпания «ЮТэйр», доходы «Вертикали-Т» выглядят достаточно скромно.

Основной причиной столь значительного разрыва в доходах является существенная разница в вертолетном парке. Как отмечалось выше, парк «ЮТэйр» насчитывает более 180 машин, тогда как парк компании «Верти-каль-Т» - только 26 единиц техники, среди них семь Ми-26 и девятнадцать Ми-8. Кроме того, «ЮТэйр» обладает собственной ремонтной базой, а компания «Сургутнефтегаз» обеспечивает около 20% заказов на вертолетные работы. В результате «ЮТэйр» может предложить более низкие цены для ООН. Так, например, авиакомпания «ЮТэйр» потеснила «Вертикаль-Т» в Афганистане, перехватив несколько выгодных контрактов.

В целом ооновский рынок вертолетных услуг является достаточно перспективным для отечественных авиакомпаний. С 2000 г. расходы ООН на авиационную поддержку миротворческой деятельности возросли в 1,5 раза и превысили 330 млн долл. США. В 2006 г. из разыгранных ООН контрактов на авиационную поддержку миротворческих миссий на сумму 330 млн долл. российские компании получили 153 млн долл. США. Вероятно, ООН отдает предпочтение отечественным авиаперевозчикам из-за сочетания низкой цены и относитель-

но высоких стандартов организации полетов, сохранившихся в российской авиационной отрасли. С другой стороны, возможные иностранные конкуренты российских авиаперевозчиков в этой сфере (три мировых вертолетных гиганта: PHI (Petroleum Helicopters, Inc.), CHC (Canadian Helicopter Corporation) и OLOG (Offshore logistics, Inc.)) предпочитают обслуживать крупные нефтяные компании, такие как «Шеврон», «Шелл», «Бритиш петролеум», Arabian Oil Company, UNOCAL и др. Сотрудничество с миротворческими миссиями ООН не сулит им слишком высокой прибыли, а их летчики, вероятно, не горят желанием работать в тяжелых условиях стран Африки. Кроме того, ООН является бюрократической организацией и предъявляет к перевозчикам очень строгие требования. Поэтому известные зарубежные компании скорее предпочитают зарабатывать на контрактах с нефтяными корпорациями.

Впрочем, успехи «КамАЗа», «ЮТэйр», «Вертикали-Т» и некоторых других российских фирм на ооновском рынке можно назвать скорее исключением, чем правилом. Российский бизнес пока еще слабо использует огромнейший потенциал сотрудничества с ООН. Основным препятствием для выхода российских компаний на рынок ООН является, очевидно, недостаточная осведомленность об условиях получения контрактов.

Помощь в сотрудничестве с ООН отечественным компаниям оказывает российская неправительственная организация Фонд «Международное гуманитарное измерение», которая добилась получения официального статуса поставщика ООН и теперь имеет возможность помогать малым и средним российским фирмам начинать поставки, минуя занимающий много времени процесс регистрации. Фонд принимает участие в работе следующих подразделений ООН:

1. Комитет неправительственных организаций по статусу женщин. Занимается проблемой равноправия женщин в политической, экономической и социальной областях. Комитет действует под эгидой ЭКОСОС и дает соответствующие рекомендации при разработке проектов договоров и других официальных документов, позволяющих изменить положение женщин с помощью законов на практике.

2. Комитет по устойчивому развитию. Занимается оценкой деятельности правительств, деловых кругов, промышленных групп и неправительственных

организаций в осуществлении социально-экономических перемен, необходимых для устойчивого с позиций дружественного отношения к окружающей среде развития. Привлекает правительственные и общественные организации для обсуждения вопросов и разработки программ, связанных с устойчивым развитием.

3. Комитет неправительственных организаций по разоружению. Оказывает практическую и организационную помощь в установлении норм в области разоружения, оказывает поддержку деятельности различных неправительственных организаций в области разоружения, предоставляет информацию о мероприятиях ООН в области разоружения.

4. Конференция неправительственных организаций, имеющих консультативный статус при ООН. Конференция работает по поручению и от лица неправительственных организаций, развивая их сотрудничество с ООН с ее специализированными организациями в соответствии с Уставом ООН; выступает организатором различных форумов и конференций для представителей неправительственных организаций с целью объединения усилий и разработки единой программы взаимодействия с ООН.

5. Комитет по изучению и пропаганде деятельности ООН. В целях оказания содействия системе образования комитет организует конференции, семинары и «круглые столы» с привлечением представителей различных комитетов ООН и неправительственных организаций по самому широкому спектру вопросов, касающихся деятельности ООН.

Лучший способ ознакомления с потребностями крупнейшей международной организации и условиями сотрудничества с ней - это участие в ее выставках. Фонд «Международное гуманитарное измерение» ежегодно принимает участие в различных выставках и конференциях для общественных (гражданских) неправительственных и деловых организаций по линии ООН. Как показывает опыт, прямые встречи с ответственными сотрудниками ООН, занимающимися закупочной деятельностью, безусловно, дают преимущества при заключении последующих сделок и контрактов. При участии в выставках ООН организациям не обязательно

тратить средства на перевозку образцов товаров. Можно участвовать в качестве посетителя со статусом потенциального поставщика товаров или услуг. Выставки проводятся в разных странах, самые крупные устраиваются в Нью-Йорке. При этом количество желающих принять в них участие постоянно растет.

Среди прочих следует отметить международные выставки и конференции по установлению с ООН делового сотрудничества с целью оказания международной гуманитарной помощи - «Международная помощь и торговля» (International Aid & Trade), которые представляют собой наиболее авторитетные международные форумы общественных организаций стран мира.

Выставки «Международная помощь и торговля» по существу являются единственным мероприятием, связанным с приобретением товаров и услуг для гуманитарных проектов ООН, ее специализированных учреждений, а также других международных организаций. Поэтому в них участвуют компании, которые могут предложить различные товары, технику или услуги - от продуктов питания и текстиля до высоких технологий и средств оказания помощи при чрезвычайных ситуациях. Эти выставки также имеют статус конференций, на которых ежедневно проводятся брифинги для участников по условиям заключения контрактов и взаимодействию с ООН и ее специализированными учреждениями. В работе конференций принимают участие заинтересованные общественные организации большинства стран мира. Рекомендации конференций представляются Генеральной Ассамблее ООН и учитываются в работе ООН. Выставки проводятся несколько раз в год. Постоянные места проведения - Европа, Америка и одна из развивающихся стран. Так, например, выставка «Международная помощь и торговля: Европа» (International Aid & Trade: Europe) проходила в Женеве в январе 2007 г., следующая состоялась там же в конце января 2008 г.

В среднем на каждой из выставок «Международная помощь и торговля» участвуют до 10 российских компаний. Как правило, это производители товаров и услуг, в приобретении которых могут быть заинтересованы ООН и ее специализированные учреждения в рамках осуществления гуманитарных проектов, помощи при чрезвычайных обстоятельствах, ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д.

Постоянным участником выставок с российской стороны является агентство EMERCOM (структурное подразделение МЧС). Опыт учас-

тия в выставках также имеют и другие российские компании, например, ЗАО «НПП «Экомед-сервис» (медицинское оборудование), Techno Trade Engineering Ltd. (строительные конструкции), Tent production ОРТ (брезентовые тенты), P.P.T. International (противопожарные средства индивидуальной защиты) и пр. Конкретным результатом участия российских организаций в выставках «Международная помощь и торговля» может служить опыт компании «ЮТэйр», заключившей в ходе выставок договор по транспортному обеспечению миротворческой миссии ООН в Эритрее.

В последнее время на выставках подчеркивается роль неправительственных организаций в реализации международных гуманитарных и благотворительных проектов. Дело в том, что в западных странах через НПО осваиваются значительные государственные и частные фонды. Постоянными участниками выставок являются такие международные неправительственные организации, как Mercy Ship, EuronAid, World Vision и др. Фонд «Международное гуманитарное измерение» ежегодно участвует в выставках «Международная помощь и торговля» самостоятельно и в сотрудничестве с другими агентствами. Кроме того, Фонд имеет опыт в области содействия участию в них российских организаций. В частности, Фонд информирует их о правилах проведения выставок, например, о том, что участие организаций в выставке «Международная помощь и торговля» может быть как прямым, так и заочным, что существенно снижает их затраты на участие. Организации также могут уполномочить Фонд «Международное гуманитарное измерение» представлять на выставке их товары и услуги. Кроме того, как международная неправительственная организация Фонд «Международное гуманитарное измерение» участвует в выставках на льготных условиях и при совместном участии в выставке «Международная помощь и торговля» предоставляет выделяемую фонду площадь для общего использования.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП России) также играет существенную роль в продвижении интересов национальных компаний на ооновском рынке. Так, в 2005 г. ТПП взяла на себя организацию и проведение Делового форума «Россия - ООН», в ходе которого российские производители товаров и услуг получили уникальную возмож-

ность ознакомиться с правилами и условиями поставок для нужд ООН, провести переговоры и предложить свою продукцию ответственным сотрудникам ООН, занимающимся закупочной деятельностью5. В том же году в рамках ТПП России был создан Постоянно действующий пункт по оказанию консалтинговых услуг предпринимателям России по вопросам участия в закупочной деятельности ООН, основной целью которого является содействие российскому бизнесу в выходе на новый рынок.

Основная цель деятельности Пункта - предоставление российскому бизнесу доступа к информации о проводимых по линии ООН тендерах и торгах, необходимой для взвешенной оценки возможностей компании не только участвовать в них, но и выигрывать. К основным направлениям деятельности Пункта относятся:

• содействие поставкам товаров и услуг российских компаний и компаний стран СНГ в организации системы ООН;

• оказание российским организациям и предпринимателям услуг по предоставлению справочной, аналитической и иной информации для осуществления поставок товаров и услуг системе ООН;

• регистрация российских компаний и компаний стран СНГ в качестве официальных поставщиков товаров и услуг ООН;

• оказание содействия российским компаниям в получении контрактов на поставку товаров и услуг системе ООН, в том числе:

- оказание услуг по предоставлению информации о проведении тендера по конкретному виду товаров;

- ежегодное обслуживание по отслеживанию, информированию, представлению интересов, оказанию помощи при заключении контракта и контрактное сопровождение.

В качестве первого шага в работе с закупочными службами ООН российской компании необходимо зарегистрироваться в качестве официального поставщика ООН самостоятельно или воспользоваться услугами Постоянно действующего пункта, после чего направить письмо-заявку с уведомлением об участии в определенном тендере. Пункт на договорной основе оказывает содействие в подготовке

5 В работе Делового форума «Россия - ООН» принимали участие представители 30 различных организаций

ООН.

тендерной документации и сопровождении контракта по выигранному тендеру.

За сравнительно небольшой период работы Пункта накоплен значительный опыт по продвижению российских компаний на рынок товаров и услуг для нужд ООН, а также установлены рабочие отношения с закупочными службами ООН. На сегодняшний день Постоянно действующий пункт является уникальной структурой по оказанию помощи в выходе на рынок закупок ООН.

При содействии Пункта только в течение одного года в качестве официальных поставщиков товаров и услуг ООН были зарегистрированы 52 российские компании, в то время как в период с 1999 по 2004 г. самостоятельно зарегистрировались лишь 51 компания. К середине 2007 г. насчитывалось уже 78 российских компаний, зарегистрированных при содействии Постоянно действующего пункта ТПП России по вопросам закупок ООН.

Включение российских компаний в общую базу поставщиков ООН дает им возможность участвовать в мировых программах закупок, тендерах и контрактах, заключаемых этой всемирной организацией. Общая база поставщиков ООН - это международная информационная система, представляющая собой обширный рынок активных и потенциальных поставщиков. Основной целью ее работы является установление прямых связей между производителями и потребителями продукции (товаров, работ, услуг) по всем странам мира.

Получить регистрацию и попасть в базу поставщиков ООН достаточно сложно, поскольку требования к потенциальным участникам достаточно высоки. Каждый из претендентов должен представлять собой хозяйственную структуру, предлагать товары и услуги, соответствующие установленным национальным и международным стандартам качества, быть финансово устойчивым предприятием и иметь благополучную внутрикорпоративную атмосферу. Помимо этого, согласно традиционным правилам проведения тендеров и осуществления поставок, компания-поставщик обязана заключить договор с финансово-кредитным учреждением, которое выступит гарантом ее обязательств.

Жесткость правил подтверждается и тем, что на практике нередки случаи лишения компаний аккредитации при ООН в качестве официальных поставщиков. Например, в

2007 г. ООН внесла в «черный список» сразу две российские компании - авиагрузопере-возчика ЗАО «Авиакомпания Волга-Днепр» и страховую фирму ЗАО Страховое общество «Авикос». ООН временно приостановила отношения с «Волга-Днепр» и ее филиалом в Ирландии, а «Авикос» был исключен из списка подрядчиков навсегда. Обе компании подозреваются в подкупе функционеров ООН с целью получения выгодных контрактов. Поводом для разрыва отношений стали показания бывшего сотрудника департамента закупок ООН Александра Яковлева, который в 2005 г. проходил в США обвиняемым по делу о коррупции в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» и был обвинен в получении взяток, мошенничестве и отмывании денег (общая сумма взяток оценивается в 1,3 млн долл. США). В ходе дознания А. Яковлев дал признательные показания, которые также легли в основу обвинений против Владимира Кузнецова, бывшего главы комитета по бюджету Генеральной Ассамблеи ООН. По тем же причинам из числа официальных деловых партнеров ООН была исключена итальянская компания Cogim SPA, специализирующаяся в сфере обслуживания, а сотрудничество с Corimec Italiana SPA временно приостановлено. Очевидно, что лишение аккредитации при ООН негативно отразится на имиджевой составляющей этих компаний, а также на стоимости их финансовых активов.

Тем не менее сотрудничество с такой авторитетной международной организацией, как ООН, дает отечественным фирмам массу преимуществ. Основными плюсами такого сотрудничества являются:

• развитие отечественного экспорта;

• привлечение частных зарубежных капиталов и технологий в российскую экономику на равноправной основе;

• приобщение российского бизнеса к международным стандартам в области менеджмента, бухгалтерской отчетности, аудита и организации экологически чистого производства;

• формирование социально ответственного отечественного частного предпринимательства;

• повышение международного авторитета российских производителей и укрепление международных позиций частного российского предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.