Научная статья на тему 'Комментарий к Федеральному закону от 24. 07. 2007 № 216-ФЗ «о внесении изменений в часть вторую налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»'

Комментарий к Федеральному закону от 24. 07. 2007 № 216-ФЗ «о внесении изменений в часть вторую налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулаева Н. С.

В середине июля 2007 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации», который вносит изменения в гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 30 «Налог на имущество организаций» и гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. Основная масса поправок вступает в силу с 1 января 2008 г., за исключением некоторых норм, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005, 2006 и 2007 гг. В статье приводится комментарий к данному закону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комментарий к Федеральному закону от 24. 07. 2007 № 216-ФЗ «о внесении изменений в часть вторую налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»»

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 24.07.2007 № 216-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Н.С. КУЛАЕВА,

консультант по налогам и сборам ЗАО «^^-ИНТЕРКОМ-АУДИТ»

В России уже стало традицией, что законодатели, уходя на очередные летние каникулы, вносят поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ). Не стал исключением и 2007 г.: в середине июля Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 216-ФЗ), который вносит изменения в шесть глав НК РФ:

- гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ;

- гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ;

- гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ;

- гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ;

- гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ;

- гл. 31 «Земельный налог» НК РФ.

Отметим, что основная масса поправок вступает в силу с 1 января 2008 г., за исключением некоторых норм, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005, 2006 и 2007 гг.

Наибольшим изменениям со стороны Закона № 216-ФЗ подверглась гл. 23 НК РФ, в которую были внесены поправки в 15 статей кодекса и введена одна новая статья. Так как изменения, вносимые в законодательство по НДФЛ коснутся как непосредственно самих налогоплательщиков (физических лиц), так и организаций, которые выступают налоговыми агентами по НДФЛ, то изменения по налогу на доходы физических лиц рассмотрим более подробно, а в отношении остальных налогов отметим, какие нормы зако-

нодательства были изменены и что следует ожидать налогоплательщику от внесения поправок в законодательство.

Изменения, внесенные в главу 23 «Налог на доходы физических лиц»

Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации.

Данная статья все доходы физических лиц (налогоплательщиков НДФЛ) для целей исчисления налога подразделяет на два вида:

— доходы от источников в Российской Федерации;

— доходы от источников за пределами Российской Федерации.

Изменения, вносимые Законом № 216-ФЗ, касаются доходов от источников в Российской Федерации. Если ранее в ст. 208 НК РФ (помимо всего прочего) речь шла о суммах, полученных налогоплательщиком от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства, то с 1 января 2008 г. речь идет о доходах, полученных от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на российской территории.

С указанной даты к доходам, подлежащим налогообложению НДФЛ, будут относиться проценты и дивиденды, страховые выплаты, в том числе (ренты, аннуитеты), выкупные суммы, доходы от реализации прав требования, пенсии, пособия, стипендии, полученные налогоплательщиком от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории России.

Отметим, что замена понятия «постоянное представительство» на «обособленное подразде-

ление» значительно расширяет понятие доходов, полученных от источников в Российской Федерации, так как оно гораздо шире.

Так, например, в ст. 306 НК РФ указано: «Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи».

В данном случае, для того чтобы деятельность иностранной компании привела к образованию постоянного представительства, у нее должен соблюдаться единовременно целый ряд условий, что подтверждается и нормами международного права.

Под обособленным же подразделением иностранной организации в соответствии со ст. 11 НК РФ понимается: «... любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца».

Статья 211. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме

Указанная статья устанавливает особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении налогоплательщиком дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества. Здесь изменений не произошло, по-прежнему налоговая база при получении доходов

в натуральной форме определяется исходя из рыночных цен.

Изменения коснулись собственно состава доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме. Как указано в действующей редакции п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся:

1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;

3) оплата труда в натуральной форме.

С 1 января 2008 г. подп. 2 п. 2 ст. 211 выглядит несколько иначе: «полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой».

Сравнение предыдущей и новой редакций позволяет говорить о расширении видов доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме. Если ранее такой доход возникал у физического лица только при безвозмездном получении товаров, работ, услуг, то с 2008 г. налогооблагаемый доход будет возникать и в том случае, если физическое лицо оплачивает полученные товары, работы или услуги не в полной мере, а частично.

Статья 212. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды

Значительные изменения коснулись доходов в виде материальной выгоды. В прежней редакции подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ определено, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является:

«1) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты».

С 1 января 2008 г. подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ имеет следующую редакцию:

«1) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогопла-

тельщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты, и материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в случае, если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса».

Сравнение редакций статьи позволяет отметить, что с 1 января 2008 г. к материальной выгоде, не признаваемой в целях гл. 23 НК РФ, доходом налогоплательщика, относятся:

- материальная выгода, полученная налогоплательщиком в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты. Как видим, законодатель заменил в данном подпункте понятие «кредитные карты» на «банковские карты». Это изменение можно считать, безусловно, положительным. Предыдущая редакция ст. 212 НК РФ не позволяла однозначно ответить на вопрос, подлежит ли налогообложению материальная выгода, полученная в беспроцентный период держателем расчетной карты при предоставлении банком овердрафта. Нужно отметить, что Минфин России в своем письме от 30.11.2006 № 03-05-01-04/319 давал разъяснения о том, что, так как экономическая природа операций по расчетным и кредитным картам одинакова, то сумма материальной выгоды, полученная держателем расчетной карты, также не является в целях гл. 23 НК РФ налогооблагаемым доходом. С 1 января 2008 г. такая норма прямо закреплена в ст. 212 НК РФ;

- материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Правда, для того, чтобы полученная материальная выгода по ипотечному кредиту не признавалась в целях налогообложения у налогоплательщика должно выполняться следующее условие: у него должно быть право на получение имущественного вычета в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Если же физическое лицо берет денежные средства не на приобретение жилья, то в этом случае материальная выгода, полученная заемщиком,

будет относиться к налогооблагаемым доходам физического лица.

Причем с 1 января 2008 г. меняется и порядок определения такой материальной выгоды, благодаря поправке, внесенной в п. 2 ст. 212 НК РФ: «превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора».

Если ранее превышение суммы процентов за пользование кредитом по отношению к 3/4 ставке Банка России определялась на дату получения заемных средств, то с 1 января 2008 г. это следует делать на дату получения дохода, которым в соответствии со ст. 223 НК РФ признается дата уплаты налогоплательщиком процентов по кредиту.

Причем законодатель ввел еще одно новшество в ст. 212 НК РФ: в 2007 г. налоговую базу по материальной выгоде от экономии на процентах рассчитывал налогоплательщик (физическое лицо-заемщик), а с 1 января 2008 г. это будет делать налоговый агент, т. е. банк или организация, выдавшая заем. Напомним, что в обязанности налогового агента входит исчисление налога, удержание его из доходов налогоплательщика и перечисление его в бюджет.

Нетрудно догадаться, что в условиях долгосрочного кредитования при повышении ставки Банка России у заемщика может возникнуть материальная выгода, которую заимодатель (банк или организация) удержит из процентов, погашаемых по кредиту (займу).

Следует отметить, что по поводу того, кто уплачивает сумму налога с материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, Минфин России указывает на то, что это обязан сделать налоговый агент, в частности об этом сказано в его письме от 02.04.2007 № 03-04-06-01/101.

Статья 213. Особенности определения налоговой базы по договорам страхования

Во-первых, отметим, что с 1 января 2008 г. п. 1 ст. 213 НК РФ действует в новой редакции, так как Закон № 216-ФЗ уточнил перечень доходов, полученных налогоплательщиком в виде страховых выплат по договорам страхования, освобожденных от налогообложения НДФЛ.

Во-вторых, изменен порядок определения налоговой базы по страховым выплатам, признаваемым объектом налогообложения.

Действующая ранее норма расчета определения налоговой базы при получении страховых выплат относительно проста: если сумма страховой выплаты, полученной физическим лицом по договору добровольного страхования жизни, заключенного на срок не более пяти лет, не превышает сумм, внесенных физическим лицом страховых взносов, увеличенных на суммы процентов, исчисленных из ставки рефинансирования, то у налогоплательщика не возникает налогооблагаемого дохода.

В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 35 %.

Предлагаемый законодателем новый алгоритм расчета заключается в том, что под налогообложение будет попадать разница между суммой полученной страховой выплаты и суммой взносов, внесенных физическим лицом, увеличенных на сумму, рассчитанную путем последовательного суммирования произведений сумм страховых взносов за каждый год действия договора на среднегодовую ставку Банка России.

Нетрудно понять, что при долгосрочных договорах страхования накопительные средства граждан неизбежно будут попадать под налогообложение.

Обращаем внимание читателей на то, что Закон № 216-ФЗ внес в ст. 213 НК РФ, поправку, которая уже действует.

Дело в том, что состав социальных вычетов, которым может воспользоваться налогоплательщик НДФЛ с 1 января 2007 г., значительно расширен. К новым видам социальных вычетов относится вычет, установленный подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, согласно которому при определении размера налоговой базы по доходам, облагаемым налогом по ставке 13 %, налогоплательщик имеет право воспользоваться социальным вычетом «в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновите-

лей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — враз-мере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию».

Предоставляется такой вычет и по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу или в пользу своих близких, со страховыми организациями. Подтверждением того, воспользовался или нет налогоплательщик указанным социальным вычетом, выступает справка, выдаваемая налоговым органом по месту жительства налогоплательщика. Форма такой справки утверждается Федеральной налоговой службой.

Статья 213.1. Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами

Напомним, что ст. 213.1 НК РФ определяет особенности исчисления налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственным пенсионным фондом.

В п. 1 данной статьи перечислены суммы, которые не учитываются при определении налоговой базы по перечисленным видам договоров, а в п. 2 указаны суммы, включаемые в налогооблагаемую базу. К суммам, включаемым в налогооблагаемую базу, в частности, относятся: «денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия».

С 1 января 2008 г. в отношении данной нормы законодательства внесена следующая поправка: «Внесенные физическим лицом по договору негосу-

дарственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы (за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд).

При этом негосударственный пенсионный фонд при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.

В случае если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию».

Иначе говоря, вопрос о том должен ли негосударственный пенсионный фонд при выплате денежной (выкупной) суммы выполнить обязанности налогового агента или нет, зависит от того пользовался ли налогоплательщик вычетом, установленным подп. 4 п. 1 или нет.

Если по взносам в негосударственный пенсионный фонд налогоплательщик получал социальный вычет, то фонд удержит сумму налога, если же такой вычет не предоставлялся, то фонд не удерживает сумму налога.

Обратите внимание, что с 1 января 2008 г. ст. 214.1 НК РФ меняет свое название. Закон № 216-ФЗ внес поправку в наименование данной статьи. Она будет называться «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг».

Таким образом, с 1 января 2008 г. при определении налоговой базы по операциям с фьючерсными и опционными биржевыми сделками базисным

активом будут являться не только ценные бумаги, но и фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг. Порядок расчета фондовых индексов определен Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг», утвержденных приказом ФСФР России от 14.06.2007 № 07-68/пз-н.

Напоминаем, что в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» к фьючерсным сделкам относятся сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара стандартных контрактов на поставку биржевого товара; к опционным биржевым сделкам относятся сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.

Статья 214.2 Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках

Это новая статья в тексте гл. 23 НК РФ, которую вводит Закон № 216-ФЗ с 1 января 2008 г., причем законом предусмотрено, что ее положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. Данная статья устанавливает особенности налогообложения при получении налогоплательщиком процентов, начисленных по банковским вкладам, причем как в рублях, так и в валюте.

По рублевым вкладам налоговая база будет определяться как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты.

По вкладам в инвалюте — исходя из 9 % годовых, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ.

При выплате дохода физическому лицу банк будет обязан выполнить обязанности налогового агента, исчислить сумму налога, удержать из доходов налогоплательщика и заплатить в бюджет. Применяемая ставка налога 35 % (ст. 224 НК РФ). Вообще-то для банкиров в этом плане ничего нового не произошло, такая обязанность у них возникала и ранее на основании действующей редакции п. 27 ст. 217 НК РФ: «доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:

проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка

Российской Федерации, в течение периода, за который начислены указанные проценты;

установленная ставка не превышает 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте».

Однако с 2008 г. в п. 27 ст. 217 НК РФ Закон № 216-ФЗ вводит одну существенную поправку, причем ее нормы также будут распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г: «проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, прошло не более трех лет».

Поэтому банкиры в недоумении: какой смысл в удержании налога, который придется возвращать?

Тем не менее, так как сам Закон № 216-ФЗ вступил в силу с 1 января 2008 г., то воспользоваться положениями п. 27 ст. 217 НК РФ можно будет только с 2008 г., пересчитав сумму налога за 2007 г. Поэтому в 2008 г. суммы излишне удержанного НДФЛ у вкладчиков должны быть банками возвращены. Таковы требования ст. 231 НК РФ, согласно которой «излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления».

Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

В ст. 217 НК РФ установлен перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению, который с 1 января 2008 г. значительно расширен.

Во-первых, отметим, что Закон № 216-ФЗ внес очень важное изменение в п. 3 ст. 217 НК РФ, законодательно закрепив максимальный размер суточных, не облагаемых НДФЛ.

С 1 января 2008 г. не нужно будет удерживать сумму налога с суточных, которые не превышают 700 руб. по командировкам на территории России и 2 500 руб. — по командировкам за рубеж.

Введение этой поправки, наверняка, обрадует бухгалтеров, так как поставит точку в постоянных спорах между налоговиками и организациями, направляющими своих сотрудников в командировки и выплачивающими суточные превышающие нормы, установленные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных

или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (далее — Постановление № 93). Напомним, что ранее норма суточных составляла 100 руб. в день по командировкам на территории России.

Даже, несмотря на решение ВАС РФ от 26.01.2005 № 16141/04 «О признании недействующим письма МНС России от 17.02.2004 № 042-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками», в котором было указано о неправомерности применения Постановления № 93 в целях исчисления НДФЛ (суд указал, что для этих целей должны применяться нормы, установленные организацией), ФНС и Минфин России настаивали на том, что с суммы суточных, превышающих 100 руб., налог подлежит удержанию. Думается, что таких споров больше не будет.

Во-вторых, внесено изменение в п. 8 ст. 217, т. е. расширен перечень выплат единовременной материальной помощи, не облагаемых НДФЛ. Ранее к таковым относились:

- возмещение налогоплательщикам ущерба в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, причем это возмещение выплачивается на основании решений органов законодательной и (или) исполнительной власти;

- выплаты налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты.

С 1 января 2008 г. к суммам единовременной помощи, не облагаемой НДФЛ, добавляются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возмещение ущерба членам семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, при этом источник выплаты не имеет значения;

- выплаты членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории РФ (независимо от источника выплаты).

С 1 января 2008 г. значительно расширена льгота, ранее установленная п. 9 ст. 217 НК РФ в отношении налогообложения НДФЛ стоимости путевок, оплачиваемых работодателями за своих сотрудников.

В прежней редакции НК РФ от налогообложения НДФЛ освобождалась стоимость путевок (полная или частичная) выплачиваемая работодателем своим работникам и (или) или членам их семей, а также инвалидам либо за счет средств ФСС, либо за счет средств, оставшихся после налогообложения.

С 2008 г. к категории лиц, которым работодатель оплачивает путевки на санаторно-курортное лечение, добавлены и бывшие работники, уволившиеся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости. Кроме того, расширены источники, за счет которых производится оплата предоставляемой путевки:

- средства организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по оплате стоимости путевки не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

- бюджетные средства;

- средства, получаемые от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.

Помимо этого в новой редакции п. 9 уточнено, что в целях гл. 23 НК РФ к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся:

- санатории;

- санатории-профилактории;

- профилактории;

- дома отдыха и базы отдыха;

- пансионаты;

- лечебно-оздоровительные комплексы;

- санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

Как уже отмечали ранее, новым абзацем с 1 января 2008 г. дополнен п. 27 ст. 217 НК РФ в отношении доходов в виде процентов, получаемых налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории России. Еще раз напомним, что изменения, внесенные в п. 27 ст. 217, вступают в силу с 1 января 2008 г., но распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

С 1 января 2008 г. ст. 217 НК РФ из-под налогообложения НДФЛ дополнительно выводятся:

«35) суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам)». После вступления в силу Закона № 216-ФЗ, действие этой нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.;

«36) суммы субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».

Статья 218. Стандартные налоговые вычеты

В п. 1 этой статьи внесено техническое изменение, которое по сути не влечет никаких изменений в отношении стандартных налоговых вычетов.

Статья 219. Социальные налоговые вычеты

Действовавшаяя ранее редакция ст. 219 НК РФ содержала три вида социальных вычетов:

- вычет на благотворительные цели (подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Максимально возможный размер этого вычета был ограничен 25 % суммы дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде;

- вычет по расходам на обучение, причем как в отношении расходов на образование самого налогоплательщика, так и по расходам на обучение своих детей в возрасте до 24 лет, а также на обучение подопечных в возрасте до 18 лет при опекунстве. Максимальный размер вычета за свое обучение составлял не более 50 000 руб., за образование детей и подопечных вычет предоставлялся в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя);

- вычет по расходам на лечение налогоплательщика либо членов его семьи (супруга (и), детей или родителей). Максимальный размер вычета по этому основанию составлял 50 000 руб.

С 1 января 2008 г. в соответствии с изменениями, внесенными Законом № 216-ФЗ в ст. 213 и 213.1 НК РФ, вводится еще один вид социального вычета. Речь идет о подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ:

«4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), — в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию».

Причем этот вид социального вычета налогоплательщику может быть предоставлен либо по

договору добровольного пенсионного страхования, заключенному со страховой организацией (как в свою пользу, так и в пользу своих близких (супруга, супруги, детей или родителей), либо по договору с негосударственным пенсионным фондом, заключенным, как в свою пользу, так и в пользу своих близких (супруга, супруги, детей или родителей).

Обратите внимание, что действие подп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ после вступления в силу Закона № 216-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Помимо введения нового вида социального вычета Закон № 216-ФЗ несколько уточнил нормы применения вычета на лечение. Если ранее социальный вычет на лечение налогоплательщик мог получить только по договору добровольного личного страхования, заключенного им в свою пользу, то с 1 января 2008 г. налогоплательщик может воспользоваться и социальным вычетом по договорам добровольного страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению. Такие изменения внесены в подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, причем действие этой нормы будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Другое важное изменение, вносимое в ст. 219 НК РФ, касается максимального размера предоставляемых социальных вычетов, который будет составлять 100 тыс. руб. Причем, как следует из новой редакции п. 2 ст. 219 НК РФ «социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 — 4 пункта 1 настоящей статьи (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 000руб. в налоговом периоде. В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения и по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в настоящем пункте».

Иначе говоря, налогоплательщик с 1 января 2008 г. вправе самостоятельно решить, какие

виды расходов и в каких размерах учитываются в качестве социального вычета, предельный размер которого ограничен суммой в 100 тыс. руб.

Статья 220. Имущественные налоговые вычеты

Помимо технической правки в п. 1 ст. 220 НК РФ в новую редакцию ст. 220 НК РФ внесены два изменения.

Первое изменение, внесенное в подп. 1 п. 1 ст. 220, фактически расширяет состав имущественных налоговых вычетов по НДФЛ. Если в прежней редакции предусмотрено, что «...При продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик также вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов», то после вступления в силу Закона № 216-ФЗ подобное право будет предусмотрено и при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством).

Обращаем внимание читателей на то, что эта норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Второе изменение, внесенное в подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, касается имущественного вычета при покупке или строительстве. С 1 января 2008 г. в тексте ст. 220 НК РФ прямо закрепляется, что если приобретение или строительство жилья, осуществлено «за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов», то налогоплательщик не имеет право на получение имущественного вычета.

Статья 223. Дата фактического получения дохода

В п. 2 указанной статьи в прежней редакции было закреплено, что при получении налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда фактической датой получения дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). С 1 января 2008 г. п. 2 ст. 223 дополнен нормой, определяющей дату получения дохода при увольнении работника:

«В случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход».

Следовательно, при выплате расчета увольняемому работнику, организация (налоговый агент) должна удержать из дохода сумму налога и уплатить его в бюджет на следующий день, после выдачи расчета.

Статья 224. Налоговые ставки

С 1 января 2008 г. понижена ставка налога по страховым выплатам (абз. 4 п. 2 ст. 224 НК РФ). Если ранее страховые выплаты в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 213 НК РФ облагались налогом по ставке 35 %, то теперь налогообложение таких сумм будет производиться по ставке 13 %.

Следующее изменение, которое вносит Закон № 216-ФЗ в применяемые ставки налога, касается обложения налогом суммы материальной выгоды, которая может возникнуть у налогоплательщика при использовании ипотечных кредитов, взятых на приобретение или строительство не первого жилья. Такая сумма материальной выгоды с 1 января 2008 г. будет облагаться налогом по ставке 13 % (до 2008 г. обложение осуществлялось по ставке 35 %). Напоминаем, что материальная выгода по ипотеке, взятой на приобретение или строительство первого жилья, не является налогооблагаемым доходом налогоплательщика (п. 1 ст. 212 НК РФ).

Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

Изменение, внесено только в п. 1 ст. 226 НК РФ. Ранее указывалось, что с 1 января 2008 г. в гл. 23 НК РФ понятие «постоянное представительство» заменено понятием «обособленное подразделение», поэтому с указанной даты в качестве налогового агента по НДФЛ будет выступать не постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации, а обособленное подразделение иностранной организации в Российской Федерации.

Статья 228. Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога

В данной статье перечислены все категории налогоплательщиков, которые самостоятельно производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц. Ранее к таковым относились:

«1) физические лица — исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

2) физические лица — исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

3) физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, — исходя из сумм таких доходов;

4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов;

5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), — исходя из сумм таких выигрышей».

С 1 января 2008 г. исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 228 НК РФ, помимо указанных физических лиц будут производить:

«6) физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

7) физические лица, получающие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса».

Изменения, внесенные в главу 24 «Единый социальный налог»

Как известно основной категорией плательщиков ЕСН являются работодатели: организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, на это указано в подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ.

Статья 236 Объект налогообложения

Поправка, внесенная Законом № 216-ФЗ в п. 1 данной статьи, выводит с 1 января 2008 г. из состава объектов налогообложения для этой категории налогоплательщиков выплаты, начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым договорам, заключенным ими с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные на территории иностранных государств. Подобная норма будет действовать и в отношении вознаграждений, выплачиваемых иностранцам в связи с осуществлением деятельности за рубежом в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Заметим, что эти изменения вступили в силу с 1 января 2008 г., но распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Поправка, внесенная в п. 2 ст. 236 НК РФ, позволит с 2008 г. налогоплательщикам — главам крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивать ЕСН с разницы между доходами от предпринимательской деятельности и суммой фактически произведенных указанными хозяйствами и документально подтвержденных расходов, связанных с ведением крестьянских (фермерских) хозяйств.

Статья 238 Суммы, не подлежащие налогообложению

Изменения, внесенные в данную статью, расширяют перечень выплат, которые не облагаются единым социальным налогом. С 1 января 2008 г. в состав расходов, не подлежащих налогообложению ЕСН, включены расходы физических лиц в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, компенсируемые организациями (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Иначе говоря, облагаться ЕСН будет только непосредственно сумма вознаграждения, выплачиваемая по гражданско-правовому договору.

Если ранее льготой по ЕСН, установленной подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ, могли воспользоваться все члены крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой, то с 2008 г. освобождаться от налогообложения, будут только доходы глав крестьянских (фермерских) хозяйств, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от ее переработки и реализации. Срок действия такой льготы остается прежним — в течение пяти лет с года регистрации хозяйства.

Кроме того, обращаем внимание читателей на то, что ранее льгота по ЕСН распространялась на суммы «платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей».

С 1 января 2008 г. льготный порядок налогообложения действует в отношении договоров добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица. Такие поправки внесены в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ.

Статья 239 Налоговые льготы

Новая редакция подп. 1 п. 1 данной статьи с 1 января 2008 г. позволяет применять льготу в отношении выплат инвалидам 1, 2 или 3 группы не только организациям, но и индивидуальным предпринимателям.

Кроме того, получили возможность воспользоваться этой нормой и физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но производящие выплаты наемным работникам — инвалидам.

Напоминаем, что под льготный режим у налогоплательщика попадают суммы выплат работникам-инвалидам, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждое физическое лицо.

Статья 241 Ставки налога

Поправка, внесенная в п. 1 статьи, позволит с 2008 г. устранить существовавшие до этого неопределенности в отношении сельскохозяйственных производителей, которые вправе использовать пониженные ставки налога. С 1 января 2008 г. в НК РФ прямо закрепляется, что для определения статуса сельскохозяйственного производителя налогоплательщик ЕНС будет руководствоваться п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

Статья 242 Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов)

С 1 января 2008 г. ст. 242 дополнена положением о том, что «днем фактического получения дохода адвокатами, осуществляющими профессиональную деятельность в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро или юридических консультациях, признается день выплаты дохода соответствующим адвокатским образованием, в том числе день перечисления дохода на счета адвокатов в банках». Следует иметь в виду, что эта норма, после вступления в силу Закона № 216-ФЗ, распространяется на правоотношения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 243 Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам

В данную статью внесены следующие изменения:

— во-первых, поправки, внесенные Законом № 216-ФЗ в абз. 1 п. 3 указанной статьи, уточняют порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу: в тексте НК РФ прямо предусмотрено, что авансовые платежи уплачиваются в течение всего налогового периода, в том числе и за IV квартал (в прежней редакции НК РФ данная статья позволяла считать, что ежемесячные авансовые платежи за IV квартал не уплачиваются);

— во-вторых, начислять суммы ЕСН с 2008 г. налогоплательщики будут в рублях без копеек (ранее налог исчисляется в рублях и копейках). Такие поправки внесены в п. 4 ст. 243 НК РФ;

— в-третьих, организации, имеющие зарубежные обособленные подразделения отчитываться и уплачивать сумму налога с части выплат в пользу наемных работников, занятых в таких обособленных подразделениях, будут по месту нахождения головной организации (п. 8 ст. 243 НК РФ).

Статья 244Порядок исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, не производящими выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц

В соответствии с Законом № 216-ФЗ в п. 3 ст. 244 НК РФ определено, что в случае значительного (более чем на 50 %) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода — вправе) представить уточненную декларацию по ЕСН (ранее законодатель требовал представлять новую декларацию). Причем теперь законодательно закреплен срок представления уточненной декларации: сделать это необходимо в течение месяца после установления данного обстоятельства.

Пункт 6 ст. 244 НК РФ с 1 января 2008 г. дополнен положением о том, что:

«Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог с доходов, полученных от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, с применением налоговых ставок, указанных в пункте 4 статьи 241 настоящего Кодекса».

Кроме того, адвокатам следует обратить внимание, что форма справки от коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации о суммах уплаченного за них налога, представляемая вместе с налоговой декларацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 7 ст. 244 НК РФ). Напоминаем, что таким органом выступает ФНС России.

Изменения, внесенные в главу 25 «Налог на прибыль организаций»

Изменения, внесенные Законом № 216-ФЗ в ст. 251 НК РФ, расширяют перечень необлагаемых доходов организаций.

Суммы восстановленного налога на добавленную стоимость по имуществу, передаваемому в уставный капитал у принимающей стороны, не будут учитываться в составе доходов (подп. 3.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Кроме того, с 2008 г. из-под налогообложения выводятся и суммы списанной кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, взносов,

пеней и штрафов перед внебюджетными фондами (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Расширяется перечень целевых поступлений на содержание НКО (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Если ранее к таковым относились вступительные, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ, то теперь, помимо перечисленных, к целевым поступлениям будут относиться и «отчисления на формирование в установленном статьей 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-стро-ительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами».

В качестве расходов на оплату труда можно будет признавать суммы, уплаченные по долгосрочному страхованию жизни, только при наличии у страховой организации лицензии (п. 16 ст. 255 НК РФ). В прежней редакции законодатель такого требования не выдвигал.

Изменяются условия, при которых в качестве расходов на оплату труда признаются платежи по договорам добровольного личного страхования. Кроме того, увеличивается до 15 тыс. руб. максимальный размер таких расходов.

Повышается до 20 тыс. руб. стоимостной критерий отнесения имущества в состав амортизируемого (ст. 256 НК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенно изменяется стоимость автомобильного транспорта, по которому к основной норме амортизации применяется понижающий коэффициент. С 2008 г. к такому виду транспорта относятся легковые автомобили, стоимость которых превышает 600 тыс. руб., и пассажирские микроавтобусы со стоимостью более 800 тыс. руб. (п. 9 ст. 259 НК РФ).

С 2008 г. порядок определения доходов и расходов при приобретении предприятия, как имущественного комплекса, определяется в соответствии со ст. 268.1 НК РФ, ранее налогообложение таких сделок осуществлялось в общем порядке.

С 2008 г. амортизационная премия будет учитываться налогоплательщиком в составе косвенных расходов (п. 3 ст. 272 НК РФ).

Налогоплательщики, имеющие на территории одного субъекта Российской Федерации несколько обособленных подразделений, желающие уплачивать налог через одно подразделение, будут об этом уведомлять налоговые органы до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду (ст. 288 НК РФ), а российские организации, име-

ющие зарубежные обособленные подразделения, будут уплачивать налог по месту нахождения головной организации (ст. 311 НК РФ).

Банки будут использовать резервы на возможные потери по ссудам с учетом новых правил (ст. 292 НК РФ). Кроме того, налогоплательщики будут использовать новые нормы, касающиеся уточнения резерва на предстоящую оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ).

Страховые организации в части договоров страхования жизни и пенсионного страхования будут применять новые правила признания дохода — в момент возникновения у налогоплательщика права на получение очередного страхового взноса в соответствии с условиями указанных договоров (ст. 330 НК РФ).

Изменения, внесенные в главу 25.3 «Государственная пошлина»

С 2008 г. факт уплаты государственной пошлины в наличной форме будет подтверждаться либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в котором производилась уплата (п. 3 ст. 333.18 НК РФ). В существовавшей до этого редакции НК РФ было указано, что форма квитанции утверждается Минфином России.

В 2008 г. за выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины плательщики будут платить государственную пошлину в размере 200 руб. (ранее пошлина составляла 400 руб.) (подп. 29 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Государственная пошлина за выдачу металлических государственных регистрационных знаков транспортных средств «Транзит» на тракторы, самоходные дорожно-строительные и иных самоходные машины также будет уплачиваться в размере 200 руб. (подп. 32 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

С 2008 г. госпошлину придется платить и за выдачу удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), в том числе и при его замене, взамен утраченного либо пришедшего в негодность (п. 36 ст. 333.33 НК РФ):

- за бумажное удостоверение размер госпошлины будет уплачиваться в размере 100 руб.;

- за пластиковое удостоверение плательщик будет платить 200 руб.

За выдачу физическому лицу справки, подтверждающей получение удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) нужно будет уплатить 30 руб. (п. 38 ст. 333.33 НК РФ).

Учебные учреждения, получающие свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения вопроса соответствующими органами об аккредитации и за выдачу указанным учреждениям лицензий на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин будут уплачивать госпошлину в размере 500 руб. (п. 39.1 ст. 333.33 НК РФ).

Изменения, внесенные в главу 30 «Налог на имущество организаций»

С 2008 г., благодаря Закону № 216-ФЗ, не будет облагаться налогом на имущество организаций имущество, переданное в паевой инвестиционный фонд. Напомним, что имущество, переданное в паевой инвестиционный фонд, учитывается управляющей компанией на отдельном балансе и по нему ведется отдельный учет. Для этих целей внесены поправки в п. 1 ст. 374 НК РФ и в ст. 378 НК РФ.

Кроме этого, плательщики налога будут определять среднегодовую стоимость имущества по измененному алгоритму (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Если ранее для расчета этой величины использовалась остаточная стоимость имущества по состоянию на 1 января следующего за налоговым периодом года, то теперь для расчета этой величины необходимо будет использовать остаточную стоимость имущества на последнее число налогового периода, т. е. на 31 декабря 2007 г.:

«Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу».

Порядок расчета средней стоимости, используемой для расчета авансовых платежей по налогу, остается прежним.

Резиденты особых экономических зон с 2008 г. будут пользоваться льготой по налогу на имущество только в части имущества, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны (п. 17 ст. 391 НК РФ).

Закон № 216-ФЗ вводит в гл. 30 НК РФ новую ст. 386.1, посвященную устранению двойного налогообложения в отношении имущества, принадлежащего российской организации и находящегося на территории иностранного государства.

Суммы налога, уплаченные российской организацией за рубежом в соответствии с законодательс-

твом страны местонахождения данного имущества, будут засчитываться при уплате налога в России в отношении этого имущества. Размер засчитываемых сумм, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать суммы налога, подлежащего уплате с этого имущества в России. Для зачета организация (вместе с налоговой декларацией за тот налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами России) должна будет представить в налоговые органы следующие документы:

- заявление на зачет налога;

- документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Изменения, внесенные в главу 31 «Земельный налог»

С 2008 г. в ст. 391 НК РФ устанавливается порядок определения налоговой базы по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований, т. е. законодательно закрепляется, что налоговая база в отношении таких земельных участков определяется по каждому муниципальному образованию. При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования будет определяться как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Предположим, организация имеет земельный участок, расположенный на территории двух муниципальных образований. Кадастровая стоимость этого участка составляет 8 млн руб. В границах первого муниципального образования находится 80 % земли, второго — 20 %.

Тогда налоговая база по земельному участку, находящемуся на территории первого муниципального образования составит 8 000 000 х 80 % = 6 400 000 руб., второго - 8 000 000 х 20 % = 1 600 000 руб.

С 2008 г. отчетными периодами для организаций и индивидуальных предпринимателей будут являться I, II и III кварталы календарного года (п. 2 ст. 293 НК РФ).

Ставка налога 0,3 % будет применяться в отношении земельных участков как предоставленных, так и приобретенных для жилищного строительства, для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства (пп. 1 п. ст. 394 НК РФ).

Порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков c 2008 г. будет определяться Правительством РФ (п. 14 ст. 396 НК РФ). Ранее об этом информировали органы местного самоуправления.

Изменяется применение повышающих коэффициентов в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическим и юридическим лицам для жилищного и индивидуального жилищного строительства.

Если действующая ранее редакции пп. 15 и 16 ст. 396 НК РФ не содержала норму о том, с какого периода применяются повышающие коэффициенты, используемые при исчислении сумм налога (сумм авансовых платежей по налогу), то с 2008 г. законодательно закреплена норма о том, что повышающие коэффициенты применяются с даты регистрации прав на земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости..

Обращаем внимание читателей, что приведенные изменения в налоговом законодательстве вступили в силу с 1 января 2008 г., положения некоторых обновленных или вновь введенных законодательных норм, распространяются на правоотношения, возникшие ранее с 1 января 2007 г., с 1 января 2006 г. и даже с 1 января 2005 г. Поэтому нужно быть предельно внимательным, ведь «обратная сила» дает право налогоплательщику всегда пересчитать суммы уплаченных за прошлые периоды налогов, подав в налоговые органы соответствующие уточненные налоговые декларации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.