Научная статья на тему 'Колыбельная - инструмент формирования гендерных позитивных социальных компетенцийу детей раннего возраста'

Колыбельная - инструмент формирования гендерных позитивных социальных компетенцийу детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
470
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРИНЦИП ГЕНДЕРНОСТИ / КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баландина Каролина Викторовна

В настоящей статье актуализируется проблема, связанная с выбором инструментария для формирования гендерных позитивных качеств у детей раннего возраста. В нашем стремлении дать ребенку «все, что ему нужно», мы часто проходим мимо самого главного того, в чем он нуждается не просто для того, чтобы выжить, но для того, чтобы вырасти счастливым. А счастливый человек это человек, обладающий положительными социальными компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Колыбельная - инструмент формирования гендерных позитивных социальных компетенцийу детей раннего возраста»

42

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 82.8 + 76.1

КОЛЫБЕЛЬНАЯ - ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПОЗИТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

К. В. Баландина

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В настоящей статье актуализируется проблема, связанная с выбором инструментария для формирования гендерных позитивных качеств у детей раннего возраста. В нашем стремлении дать ребенку «все, что ему нужно», мы часто проходим мимо самого главного - того, в чем он нуждается не просто для того, чтобы выжить, но для того, чтобы вырасти счастливым. А счастливый человек - это человек, обладающий положительными социальными компетенциями.

Ключевые слова: социализация, принцип гендерности, колыбельная песня, социальные компетенции.

Первые годы жизни чрезвычайно важны для дальнейшего развития личности ребенка. Именно в этот период закладываются основы, создаются предпосылки развития гармоничной личности. Э. Эриксон называет период от 0 до 18 месяцев первой стадией развития человека, когда у ребенка формируется «базовое чувство доверия-недоверия». От того, «кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то каким он вырастет: жестоким эгоистом или любящим, добрым человеком» [4. C. 14].

В ходе социализации ребенок испытывает множество явных и неявных направляющих воздействий со стороны взрослых. Это системы запретов и поощрений, выражающихся не только через язык, но и существующих как данность и опредмеченных в самой организации специфически детского пространства (детской кроватки, детской комнаты, детской площадки) как участка выгороженного и отграниченного от запретных пространственных измерений. «Не менее мощным средством формирования пространственного сознания и источником базовых элементов этнокультурной концепции мироустройства является родной язык» [6. C. 10].

Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, по мнению Т. Парсонса, происходит в семье. В семье, отмечал он, складываются фундаментальные мотивационные установки человека. Социализация в семье происходит благодаря действию психологического механизма, который работает на основе сформулированного З. Фрейдом принципа «удовольствия - страдания» и приводится «в действие с помощью вознаграждения и наказания» [5. C. 8].

Социальное развитие ребенка можно определить как процесс «впитывания» ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народы и окружающего общества. Построение картины мира ребенка начинается уже в младенчестве через обращенный к нему материнский фольклор - колыбельные песни, пестушки, потешки и т. п. Они должны были обеспечить ребенку целостное мировосприятие и ощущение своей включённости в общий порядок мироздания, т. е. «...задать некую систему основных координат, помогающих ребенку самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром» [6. C. 11].

Инструментом для формирования позитивных социальных компетенций у детей раннего возраста может являться колыбельная песня. Колыбельная песня - то первое сло-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

43

во, в котором выражена вся глубина материнской любви и духовной нежности. Это то «СЛОВО», которое было «...у обожествленной материнской любви и с которого оформляется душа ребенка, начинается умиротворение от явления в этот мир» [1. C. 50].

Сегодня колыбельные песни стали записывать на электронные носители хоть и профессиональным, но не материнским голосом. Ясно, что такие записи в первую очередь предназначены для будущих и настоящих матерей, но не для младенцев. Безусловно, их можно использовать в детских дошкольных учреждениях, в том числе для сирот, а также детей, находящихся на воспитании в различных специализированных учреждениях и т. д. «Младенцу, как воздух, как грудное материнское молоко, необходима колыбельная песня, озвучиваемая материнским сердцем» [1. C. 52].

Пример текста колыбельных песен, позитивно влияющих на развитие детей:

Нам глядит в окно месяц золотой.

Как же хорошо рядышком с тобой.

Месяц тот прекрасный Нам расскажет сказку.

Будет всё хорошо.

Ночью на дворе бродит лунный кот.

На пороге снов притаился, ждёт.

В гости к нам приходит,

Новый день приводит.

Будет всё хорошо.

Припев:

Бай-бай, засыпает солнышко,

Бай-бай, ласковое, теплое.

Завтра день настанет,

В гости к нам заглянет.

Будет всё хорошо.

Сон приходит к нам.

Ночка настаёт.

Завтра на заре Новый день придет Светел и чудесен,

Из стихов и песен.

Будет всё хорошо.

Припев.

Пусть он принесёт,

Этот новый день,

Всё из мира снов В мир простых людей.

Все пути открыты:

Новые орбиты Для тебя.

Будет все хорошо.

44

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)

Проф. С. Г. Молчанов подчеркивает в своих лекциях важность того, «чтобы в колыбельной для мальчиков и для девочек назывались способы деятельности, связанные с их гендерной принадлежностью. Принцип гендерности означает, что акцент в воспитании а) мальчиков должен быть сделан на объектах - будущий отец, глава семейства, “добытчик”, защитник; б) девочек - будущая мать, хранительница “семейного очага”, хозяйка дома, воспитательница детей. И те и другие тогда будут воспитываться не просто как граждане страны, но как “гражданки” (женщины), обеспечивающие ее внутреннюю безопасность (а это - крепкая российская семья), и граждане (мужчины) - внешнюю безопасность (а это - сильное, неприступное Отечество); а вместе, они обеспечат безопасное развитие России и ее “силу и безопасность” (Д. А. Медведев). И, действительно, мы должны, наконец, принять во внимание, что социальная ответственность в человеке явлена не вообще, а конкретно-гендерно: а) социальная ответственность мужчины и б) социальная ответственность женщины (как, например, в древней Спарте, конечно, без избыточной спартанской жесткости). И, тем не менее, социальная ответственность, как и гражданственность, - гендерны» [3. C. 37, 38].

Почему на наших глазах угасают мужские начала у юношей - молодых мужчин? Но кто из родителей, учителей, представителей власти основательно задумался: а так ли мы, собственно говоря, воспитываем наших мальчиков? Кто обратился к мудрости прошлых поколений и сравнил, как воспитывали мальчиков в народно-воспитательных культурах и как мы воспитываем их сегодня? [1. С. 85]. Сейчас распространен мыслештамп: «Мы живем в другое время». Но не на сиюминутных «инновациях», а на вечных законах вочеловечивания каждое предшествующее поколение должно воссоздавать мужскую личность и мужской характер у мальчиков, женскую личность и женский характер у девочек. Причем если у девочек изначально все же доминирует женское начало, то у мальчиков такой предопределенности нет. В древности народы всегда особое, если не самое главное, внимание уделяли формированию из мальчиков мужественных духом юношей. Нужно было всегда преодолевать, но и трудно победить, первичную «полуженственную» природу мальчика, юноши. А это возможно только в борьбе над инстинктом страха. Только так куется сила духа, благодаря которой мальчики воплощаются в мужественных юношей и настоящих мужчин. (Заметим, девочек избавляет от страха только чувство защищенности и любви со стороны юноши - мужчины). «Сама природа мальчиков изначально устремлена к испытаниям, побеждающим страх. Особое место здесь занимают военные игры, состязания. В естественных условиях мальчики группируются и играют только с мальчиками, а девочки - только с девочками» [1. C. 86].

«Нежное постоянное общение девочек с рукотворными мягкими куклами, пение им колыбельных песен - это базовая ступень в привитии материнских чувств на так называемом экстрасенсорном этапе, т. е. на этапе преображения и одухотворения первичных чувств» [1. С. 58].

Как подвесная люлька и колыбельная песня, так и мягкая кукла для девочек присуща всем народным культурам. Значит, она так же сообразна природе девочек и несет основополагающее человековоссоздающее духовно-нравственное начало. Кукла - это чувственно переживаемый девочкой символ ее будущего ребенка. Постоянное общение с ней, ее пеленание, одевание и раздевание, укладывание спать, укачивание и пение ей колыбельных песен - «...это раннее глубинное чувственное запечатление нежности и любви к ребенку (импринтинг: психол. термин), а также активное вхождение девочки в образ любящей матери, в образ будущего материнства» [1. С. 82].

Во многих колыбельных песнях перед ребенком-мальчиком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей. Здесь ему задается структура социального пространства, в котором он найдет себе место, а также нравственные катего-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

45

рии его взаимоотношений с младшими, со старшими и со святыми покровителями (если он верующий и семья его воцерковлена). То есть закладывается система отношений в пространстве мира людей, определяются цели жизни ребенка, а также её границы и ее конечность. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку «простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, персонифицированных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни» [6. С. 23].

Примеры текстов колыбельных песен для мальчиков и для девочек:

Колыбельные для мальчиков:

Первая

Спи-ка, маленький,

Вырастешь удаленький.

Будешь жить-поживать,

Не лениться-работать.

Уж ты скоро подрастёшь -На работушку пойдёшь.

Ты удайся в того,

Кто работает добро!

Ты удайся ещё в тех,

Кто в природе (в семье, в роду)

Лучше всех!

Вторая

Ваня по улице пойдёт -Будет дивиться весь народ.

Скажут:»Чей такой идёт?

Чьего дому? Чьего роду?

Как по имени зовут?

Чьих родителей дитя?»

Ваня роду не простого Поколенья не пустого.

Третья

Спи - высыпайся,

Вставай - не ломайся!

Вырастешь большой!

Да! Ты по ягодки пойдёшь.

Много ягод наберёшь!

Да! Папе-маме принесёшь.

Уж ты ягодки бери -Папу с мамой накорми!

Четвертая Я тебя, дитя, качаю,

Да заменушку я чаю,

46

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)

Я качаю не ленюсь,

Да за работкой не гонюсь.

Буду я с тобой водиться -Мне на старость пригодится,

Мне на старость пригодится: Принесёшь воды напиться.

Пятая

За окном затих городок,

Словно выключил музыку дня. Ничего не бойся сынок,

Ночь сама боится огня.

Нам с тобой улыбнулась луна, Кружит звездочек хоровод.

Это добрая фея сна За собою тебя зовет.

Припев:

Спи, малыш, закрывай глаза. Ждет тебя необычный путь.

Ждут загадки и чудеса,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А для этого надо уснуть.

Мчит тебя белоснежный конь В свой далекий прекрасный край, Положи на гриву ладонь И во всем ему доверяй.

В том краю живут короли, Крошки-гномы хранят леса,

И огромные корабли Поднимают свои паруса.

Припев:...

Вот и сам ты уже летишь,

За спиной у тебя два крыла,

И тебя согревает, малыш,

Море солнечного тепла.

Ты отважен и смел, сынок -Прочь тревоги и страхи прочь.

Я с тобой, ты не одинок И не так уж страшна эта ночь.

Шестая

Баю-баюшки-бай-бай,

Спи-ка, Ваня, засыпай.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

47

Спи-ка, Ваня, вырастай.

Ко работе привыкай,

Папе с мамой помогай, Баю-баюшки-бай-бай.

Седьмая Спи по ночам,

Расти по часам!

Вырастешь велик, будешь в золоте ходить. Нянюшкам, мамушкам обновки дарить. Красным девушкам - по ленточке.

Восьмая

Баю-бай, баю-бай,

Рыбка-сёмга, приплывай!

Рыбка-сёмга, приплывай,

Алексейку поджидай.

Алексейка подрастет.

С тятей (с папой) на море пойдет.

Станет рыбку он ловить,

Станет маму он кормить.

Колыбельные для девочек:

Первая

Заглянула ночь в окошко.

Дочка спит. Мурлычет кошка.

У кроватки я стою.

Спи, мой ангел долгожданный,

Нежный, розовый, желанный.

Как же я тебя люблю!

Спи, дочурочка родная.

Пусть минует доля злая.

За тебя молю.

Трону локон твой легонько.

Спи, а я тебе тихонько Песню напою...

48

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)

Где-то далеко-далёко Есть овражек неглубокий.

В нем черемуха цветет.

Шепчутся дубы в лесочке.

Там зайчиха-мама дочке Колыбельную поёт:

«Спи, зайчонок мой пушистый.

Я тебе во сне душистом Сказку подарю.

Спит вчерашний теплый дождик, Спит твой друг - колючий ёжик. Баюшки-баю...»

Где-то глубоко-глубоко,

Там, где прячется осока И камыш стрелой растет,

Под горбатым под мосточком Мама-рыба песню дочке Колыбельную поёт:

«Спи, моя златая рыбка.

Волны будто бы на скрипке Катят песнь свою.

Убаюкивают нежно

Сон кувшинок безмятежный.

Баюшки-баю.»

Где-то высоко-высоко,

Там, где просинь с поволокой По-над облаком плывет,

В синеве бездонной ночки Мама-звёздочка для дочки Колыбельную поёт:

«Спи, мой огонёк лучистый, Месяц вышел серебристый Погасить зарю.

Бисер выложил беспечно Через небо тропкой млечной. Баюшки-баю.»

Заглянула ночь в окошко.

Дочка спит. Мурлычет кошка Баюшки-баю.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

49

Вторая

Ночь укрылась черным пледом, Согреваясь в свете звезд,

И сплетает быль и небыль Из страны волшебных грез.

Ночь показывает сказки И легенды старины: Непослушным - в серых красках, Милым - розовые сны.

Припев:

Закрывай, принцесса, глазки, Баю-баю, ангел мой.

Верь, когда-нибудь из сказки Принц придет и за тобой.

Золоченая карета Повезет тебя к мечте -К встрече с утренним рассветом, К ясной утренней звезде.

Припев:

Оживают в старых книжках Трубадуры, короли,

Вечно что-нибудь мальчишки Ищут на краю земли.

Припев:

И по свету принцы бродят По селеньям и лесам,

И любовь свою находят,

Так как верят в чудеса.

Припев:

Закрывай, принцесса, глазки, Баю-баю, ангел мой.

Верь, когда-нибудь из сказки Принц придет и за тобой. Золоченая карета Повезет тебя к мечте -К встрече с утренним рассветом, К ясной утренней звезде.

Твой дом спит,

Сном уснет,

А где-то луч света Планету ждёт.

50

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)

Можно заметить, что каждая колыбельная содержит и существительные, и глаголы, несущие смысловое содержание и деятельностное начало. Можно видеть в них и представленность гендерности (табл. 1).

Таблица 1

Слова, обозначающие гендерные и универсальные компетенции в выше приведенных

колыбельных

Гендерные компетенции Существительные Прилагательные Глаголы

Мальчиков Работушка, род, работа, добро, семья, дом, заменушка, добрая фея Удаленький, лучший, большой, отважный, смелый, великий, добрый Вырастать, не лениться, работать, вставать, не ломаться, набирать, приносить (в дом, родителям), пригодиться, не бояться, улыбаться, доверять, хранить, поднимать, летать, помогать, дарить, кормить

Девочек Ангел, огонёк, друг, лучистый, золоченая, доля, карета, мечта, любовь, чудо Нежная, розовая, желанная, родная, ясная душистая, теплая, златая, безмятежная, лучистая, милая серебристая Любить, молиться, трогать (легонько), петь (тихонько), дарить, искать, верить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно подобрать колыбельные, обеспечивающие обретение ребенком качеств, как «планируемых результатов освоения». Колыбельную песню мать, бабушка или няня поет вечером, чтобы ребенок поскорей заснул. Мозг в этот момент находится в состоянии био-ритма «тета». Это самое малоизученное состояние мозга, некая промежуточная фаза между режимом «альфа» (когда человек закрыл глаза, но еще не спит) и «дельта» (глубоким сном). В таком состоянии, практически отключено критическое мышление, и любая информация, минуя все барьеры, поступает прямиком в подсознание. Именно на этом уникальном механизме сознания основаны медитация, а также обучение во сне, гипноз и многие другие явления.

Засыпающий человек проходит через все биоритмы, начиная от дневного бодрствующего сознания, от бета-ритма, переходит в альфа-ритм, потом в тета-ритм - в этот момент как раз на него и могут оказать глубокое воздействие колыбельные песни, но их необходимо правильно подобрать. А потом происходит уход в фазу дельта-ритмов, где полученная информация обрабатывается и закрепляется мозгом.

С психологической точки зрения, ребенок находится в это время в особом психическом состоянии предсонья (тета-ритм): тельце постепенно расслабляется, глазки закрываются, собственные мысли в этом возрасте еще отсутствуют и не мешают внимательно сосредоточиться на голосе взрослого. Такому сосредоточению помогает еще и то обстоятельство, что поющий голос является главным на фоне окружающей тишины и темноты. Можно сказать, что состояние ребенка подобно тому, что бывает у людей при гипнотическом внушении. Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмами дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет очень важную роль в открывании души навстречу поющему голосу.

Воспитателям маленьких детей важно осознать содержание песен и речей, с которыми они обращаются к ребенку. Особое внимание надо уделять текстам, в содержании ко-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

51

торых кроется мировоззренческий смысл. Многие взрослые считают, что фольклорные тексты подходят детям, потому что они просты. В сознании этих взрослых отождествляется родное, простое и детское. Но суть не во внешней простоте. Психологическое значение этих текстов связано с их своеобразной магической силой. Фольклорные образы необыкновенно емки, а словесные формулы похожи на заклинания. Они легко проникают в самые глубины души, в ее бессознательные слои, потому что говорят на их языке. «Говорят о самом важном для ориентации этой души в земной жизни, о том, что кристаллизовалось в материнском фольклоре из огромного душевного опыте многих поколений людей, которые когда-то тоже учились жить на свете» [6. С. 26-27]. Таким образом, колыбельная песня - это та духовная сила, которая формирует гендерные, позитивные социальные компетенции у детей раннего возраста.

Список литературы

1. Базарный, В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса [Текст] / В. Ф. Базарный. - М., 2009. - 328 с.

2. Доман, Г. Насколько умен ваш малыш. Совершенствуйте и развивайте полный потенциал вашего новорождённого [Текст] / Гленн Доман, Джэнет Доман. - М., 2004. - 169 с.

3. Молчанов, С. Г. Инструментарий для оценивания воспитательной работы в образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов // Педагогический журнал. - 2012. - С. 35-54.

4. Монина, Г. Б. Проблемы маленького ребенка [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. -СПб. : Детская психология и психотерапия. Издательство «Речь», 2002. - 192 с.; ил.

5. Мудрик, А. В. Социализация человека: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А. В. Мудрик. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 304 с.

6. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] / М. В. Осорина. - 5-е изд., Питер ; СПб., 2011. - 56 с.

LULLABY AS A TOOL OF FORMATION OF GENDER POSITIVE SOCIAL

COMPETENCES OF INFANTS

K. V Balandina

Chelyabinsk state pedagogical University, Chelyabinsk, molchanov_chel@mail.ru

This article is updated problem with the choice of instruments for the formation of gender positive qualities of young children. In our quest to give the child «all that s/he needs,» we often pass by the most important thing: that s/he needs not just to survive but to grow up happy. A happy person is a man with a positive social competencies.

Keywords: socialization of gender, lullaby, social competences.

References

1. Bazarnyj, V. F. (2009). Ditya chelovecheskoe. Psikhofiziologiya razvitiya i regressa [A Child. Psychophysiology of development and regression], Moscow, 328 p. (In Russ.).

2. Doman, G., Doman, J. (2004). Naskol’ko umen vash malysh. Sovershenstvuyte i razvivayte polnyy potentsial vashego novorozhdennogo. [How much your baby is smart. To improve and to develop the full potential of your newborn]. Moscow, 169 p. (In Russ.).

3. Molchanov, S. G. (2012). Instrumentariy dlya otsenivaniya vospitatel’noy raboty v obrazovatel’nom uchrezhdenii [Toolkit for evaluation of educational work in educational

52

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2015 № 1 (30)

institution], in: Pedagogicheskiy zhurnal [Teaching Journal], pp. 35-54. (In Russ.).

4. Monina, G. B., Lyutova, E. K. (2002). Problemy malen’kogo rebenka [Problems of a little child], Sanct-Peterburg, Detskaya psikhologiya i psikhoterapiya, Izdatel’stvo «Rech’», 192 p. (In Russ.).

5. Mudrik, A. V. (2006). Sotsializatsiya cheloveka: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Socialization of the person: a textbook for students], 2nd ed., Moscow, Izdatel’skiy tsentr «Akademiya», 304 p. (In Russ.).

6. Osorina, M. V. (2011). Sekretnyy mir detey v prostranstve mira vzroslykh [Secret world of children in the space of the adult world], 5th ed., Piter, Sanct-Peterburg, 56 p. (In Russ.).

Баландина Каролина Викторовна - студент I-ого курса магистратуры, Челябинский государственный педагогический университет; МАДОУ «ДС» № 75, г. Челябинск, музыкальный руководитель.

molchanov_chel@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.