Научная статья на тему 'Колонизация на Таймыре: социально-культурные последствия'

Колонизация на Таймыре: социально-культурные последствия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
444
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙМЫР / КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА / АССИМИЛЯЦИЯ / КОЛОНИЗАЦИЯ / КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / TAIMYR / INDIGENOUS PEOPLE / CULTURE / ASSIMILATION / COLONIZATION / COLLECTIVIZATION / INDUSTRIALIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бичеоол Владимир Кызыл-оолович

В статье рассматриваются социально-культурные последствия колонизации Таймыра в XX в., основными из которых были ассимиляция культуры аборигенного населения, разрушение традиционных видов хозяйствования и быта, негативное воздействие на экологическую обстановку полуострова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бичеоол Владимир Кызыл-оолович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Colonization in Taimyr: The Socio-cultural Impacts

The article discusses the social and cultural consequences of the colonization of Taimyr in the 20th century. The main of them were the assimilation of native population’s culture, the destruction of traditional economic and living conditions, and negative impact on the environmental situation on the peninsula.

Текст научной работы на тему «Колонизация на Таймыре: социально-культурные последствия»

Колонизация на Таймыре: социально-культурные последствия

В. К. Биче-оол

(Уральский государственный университет физической культуры)

В статье рассматриваются социально-культурные последствия колонизации Таймыра в XXв., основными из которых были ассимиляция культуры аборигенного населения, разрушение традиционных видов хозяйствования и быта, негативное воздействие на экологическую обстановку полуострова. Ключевые слова: Таймыр, коренное население, культура, ассимиляция, колонизация, коллективизация, индустриализация.

В начале XX в. в связи с интенсивным промышленным освоением Крайнего Севера поток русскоязычного населения на Таймыре увеличился, что крайне неблагоприятно сказалось на состоянии полуострова. Это связано со строительством объектов «архипелага ГУЛАГ», возведением железных дорог, строительством Норильского горно-металлургического комбината, промышленной добычей нефти и газа, созданием полигонов для испытания оружия (о. Новая Земля). Эти негативные процессы привели к гибели домашнего оленеводства, экологическому дисбалансу, истощению природного ландшафта, утрате коренными жителями Крайнего Севера своего

исконного вида хозяйствования, нарушению моральных устоев и традиционного уклада жизни. Налицо серьезный кризис культуры коренных малочисленных народов Таймыра, что обусловливает острейшую необходимость научного осмысления причин, этапов и проявлений этого кризиса и актуально для обстоятельств современной глобализации в экономике, политике и культуре.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов советским правительством в исконных местах проживания этнических меньшинств были созданы национальные автономии: Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа. Создание этих

округов носило формальный характер, жесткая централизация власти лишала их жителей самостоятельности в принятии решений, а также возможности выражать и защищать свои этнические интересы.

Первоначально Таймырский округ назывался национальным и входил в состав Восточно-Сибирского края с центром в Иркутске, а с 1934 г., с образованием Красноярского края, был включен в его состав. В марте 1931 г. решением Востоксибкрайисполкома был создан комитет по организации Таймырского национального округа во главе с А. А. Иваненко. Из представителей национального населения в комитет вошел энец П. С. Болин. На Таймыре были образованы, помимо Дудинского и Хатангского, еще два района: Усть-Енисей-ский (с центром в поселке Носок, а затем в Карауле) и Авамский (с центром в поселке Воло-чанка). В начале 1932 г. в Дудинке состоялся первый окружной съезд Советов Таймыра, на котором и было юридически оформлено создание округа. По данным Таймырского окружного исполкома, на 1 января 1932 г. в округе проживали 7650 чел.

В 1977 г. Таймырский национальный округ был переименован в Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ (ТАО), а в 1992 г. в результате подписания Федерального договора округ получил статус самостоятельного субъекта РФ, оставаясь в административнотерриториальном отношении частью Красноярского края.

В апреле 2005 г. состоялся референдум по объединению Таймыра, Эвенкии, Красноярского края в один субъект РФ.

Сегодня коренное население Таймыра испытывает очередной политический, экономический, административный эксперимент.

На протяжении XX в. — на довоенном и на послевоенном этапах истории полуострова — произошла серьезная трансформация социально-экономического состояния Таймыра. При проведении коллективизации на Крайнем Севере на ее начальном этапе были допущены ошибки, заключавшиеся в перескакивании к высшим формам колхозного движения — смешанным артелям, а также в нарушении принципа добровольности. Тяжелое экономи-

ческое положение тундровиков, форсированные темпы коллективизации стали причиной восстания долган и нганасан в Авамском и Ха-тангском районах в апреле 1932 г. Участники этих событий в 1938 г. были репрессированы, а их олени переданы в колхозы округа. «Исходя из того, что восставших поддержало большинство коренных жителей в Авамской и Ха-тангской тундре, это было не кулацкое выступление, как его квалифицировали официальные власти, а массовое движение, в котором принимали участие все сословия населения тундры. В списке активных участников и пособников повстанцев, — пишет О. Н. Хакимулина, — числится 67 человек. Из них 25 батраков и бедняков, 17 середняков, 10 кулаков, остальные не отнесены к определенной группе» (Хакиму-лина, 2009: 33). Это позволяет сделать вывод о том, что коренное население тундры оказывало активное сопротивление советской власти. Тем не менее уже в 1936 г. большинство хозяйств было переведено на устав сельскохозяйственной артели, и коллективизация была закончена к 1940 г. (составила 98%) (там же).

Советская власть осуществляла деятельность по организации культуры, образования и здравоохранения. Так, первая на Таймыре школа была открыта в Дудинке в 1920 г. Наряду со стационарными школами организовывались кочевые школы для детей оленеводов. Учитель такой школы кочевал вместе с оленеводами и обучал их детей грамоте. Кочевые школы просуществовали до 1935/36 учебного года, но были упразднены. С этого времени наблюдается увеличение числа школ-интернатов. В 1934-1935 гг. работали уже девять национальных школ-интернатов, 10 кочевых школ, красные чумы, пять русских начальных школ и две средние, пять ликбезпунктов. В красных чумах обучалось 455 человек, из них 182 — коренные жители. Работали в красных чумах 63 педагога. Особое внимание центральных и местных руководящих организаций было обращено в то время на подготовку местных кадров, выдвижение их в органы местного управления.

Первая больница в Дудинке была открыта в 1927 г. К моменту образования округа на его территории было пять врачебных участков

и медпунктов: в Дудинке, Волочанке, Толстом Носу и в Хатангской тундре. В 1930 г. началось строительство больниц в районах. В сентябре 1932 г. в Дудинке открылась первая аптека. К 1940 г. в Дудинке имелась поликлиника, врачебные и фельдшерско-акушерские пункты работали почти во всех населенных пунктах округа, врачей было 12, работников со средним медицинским образованием — 57.

В годы Великой Отечественной войны на Таймыре продолжалось, хотя и замедленными темпами, культурное строительство, ликвидация неграмотности, укреплялась сеть медицинских учреждений. Так, если в 1941/42 учебном году в округе было 23 школы, то в 1945/46 — 38, а обучалось в них 4344 чел., из которых 1060 — дети коренных народов Таймыра.

Многие представители коренных народов смогли получить современное образование и успешно работать не только в традиционных отраслях хозяйства, но и в медицине, образовании, культуре, науке, государственном управлении и т. д.

Коллективизация и промышленное освоение Таймырской земли вступили в резкое противоречие с традиционным укладом жизни малых коренных народов. Политика государства поставила под угрозу гибели уникальную и ранимую природу региона.

Большое влияние на развитие округа и населяющих его народов оказало ускорение послевоенной индустриализации округа. В 1950-1960-е годы расширялся Норильский горно-металлургический комбинат, осваивались новые сырьевые источники. Появилась острая нужда в энергетических источниках, что активизировало разработку нефти и газа.

В конце 1965 г. на Нижне-Хетской скважине № 1 был получен промышленный приток газа. Его запасы оказались небольшими, но в 1966 г. нефтеразведчиками округа был получен более мощный газовый фонтан. 1967 г. увенчался открытием Мессояхского газового месторождения. 20 июня 1968 г. было принято решение о строительстве газопровода Мессо-яха — Дудинка — Норильск. Первая нитка газопровода была введена в строй в 1969 г. Комбинат получил дешевое таймырское топливо. В 1968 г. началось строительство поселка газо-

виков Факел (Тухард). В результате деятельности Таймырской геофизической экспедиции и Нижне-Енисейской нефтегазоразведочной экспедиции были созданы благоприятные условия для дальнейшей работы по укреплению энергетической базы региона.

К началу 1980-х годов было открыто 13 газовых и газоконденсатных месторождений, из них пять крупных. Была найдена и таймырская нефть. В 1982 г. в Дудинке в эксплуатацию введен комплекс по переработке газового конденсата. В 1984 г. на буровой Сузунская-3 было открыто первое месторождение нефти промышленного значения.

На фоне промышленного освоения северных территорий советским правительством в отношении малых народов осуществлялась жесткая идеологическая индоктринация, т. е. насыщение определенным, угодным и выгодным правительству содержанием массового сознания коренного населения в социальном, идеологическом, политическом и психологическом планах в форме системы убеждений, образов, установок, стереотипов.

Политика Страны Советов в отношении этнических меньшинств зачастую оборачивалась на деле подрывом национальных традиций. Человек с первобытнообщинным сознанием был помещен в «цивилизованное общество». Основными проводниками массовой индоктринации местного населения и, как следствие, его русификации являлись школы, учреждения культуры, средства массовой информации. Одной из таких «просветительских» мер было создание письменности малых народов Севера (ненцы, долганы, энцы); созданные учебники для начальной школы преследовали цели индоктринации и русификации: дети подвергались идеологической обработке на их родном языке и по мере овладения ими русским языком использование родных языков в этнических меньшинствах фактически свертывалось.

Негативное воздействие пришлого населения на Таймыр выразилось также в повсеместной утрате коренными жителями традиционных навыков хозяйствования, а также в массовой их люмпенизации, алкоголизации. «Социальные и экономические потрясения

последних нескольких десятилетий, — справедливо отмечает А. Е. Хелимский, — особенно сравнимая по своим последствиям с геноцидом кампания по «переводу кочевников на оседлый образ жизни», несут смертельную угрозу существованию нганасанского народа, его языка и культуры» (Хелимский, 2000: 163).

Итак, важнейшими последствиями колонизации Таймыра стали:

— создание и периодические реорганизации сети национальных (автономных) округов;

— коллективизация хозяйств;

— интенсивное промышленное освоение Севера, повлекшее за собой ухудшение экологической обстановки (выпадение радиоактивных осадков, случаи массовой гибели оленей);

— перевод кочевого населения на оседлость и ликвидация мелких и полуоседлых поселений, концентрация коренного населения в поселках;

— организация преимущественно интернатного образования, налаживание медицинского и культурного обслуживания в поселках;

— идеологическая индоктринация кочевого населения, направленная на подрыв национальных традиций, результатом которой стала практически полная русификация населения;

— повсеместная утрата традиционных навыков, массовая люмпенизация коренного населения, распространение алкоголизма.

В истории колонизации Таймырского полуострова можно выделить две стадии: довоенную и послевоенную. Колонизация осуществлялась на первом этапе с целью коллективизации хозяйственной деятельности, на втором этапе — промышленного освоения новых земель, обеспечения органическим топливным сырьем СССР. Основными последствиями колонизации стали ассимиляция коренного населения, разрушение традиционного мировоз-

зрения и традиционного уклада жизни, идеологическая индоктринация населения, нарушение хозяйственной и культурной обстановки на Таймыре.

Самобытная культура, низкое этническое самосознание в сочетании с малой численностью и сложностью межэтнических контактов определяют проблемы сохранения и развития коренных народов Таймыра в современном мире. Встреча традиционных культур с современными техногенными культурами неизбежно ведет к болезненным трансформациям или разрушению культур коренного населения Крайнего Севера. Поэтому очевидно, что народы Таймыра оказались перед лицом необходимости самостоятельного выхода из кризиса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Хакимулина, О. Н. (2009) История и культура коренных народов Таймыра. СПб. : Просвещение.

Хелимский, А. Е. (2000) Компаративистика, уралистика : лекции и статьи. М. : Просвещение.

COLONIZATION IN TAIMYR:

THE SOCIO-CULTURAL IMPACTS V. K. Biche-ool (The Ural State University of Physical Culture)

The article discusses the social and cultural consequences of the colonization of Taimyr in the 20th century. The main of them were the assimilation of native population’s culture, the destruction of traditional economic and living conditions, and negative impact on the environmental situation on the peninsula.

Keywords: Taimyr, indigenous people, culture, assimilation, colonization, collectivization, industrialization.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Khakimulina, O. N. (2009) Istoriia i kul’tura korennykh narodov Taimyra. SPb. : Prosveshchenie.

Khelimskii, A. E. (2000) Komparativistika, uralis-tika : lektsii i stat’i. M. : Prosveshchenie.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.