4. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05); ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.06)
4.1. КОЛЛИЗИОННОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Коваленко Татьяна Александровна, к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры земельного и аграрного права. Место работы: Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, юридический факультет. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье исследуется коллизия нормативно-правовых актов как разновидность юридических дефектов в земельном праве Украины; обосновывается вывод о том, что указанный дефект может выявляться в противоречиях между: императивным конституционным или законодательным требованием о форме нормативно-правового акта и принятым нормативно-правовым актом земельного законодательства; собственным названием нормативно-правового акта земельного законодательства и его содержанием; формой нормативно-правового акта, характером земельно-правовых норм, которые в нем объективируются, и спецификой общественных отношений, на регулирование которых он направлен.
Ключевые слова: земельное право Украины; земельное законодательство Украины; юридические дефекты; коллизия нормативно-правовых актов.
CONFLICT OF LAWS OF LAND LEGISLATION OF UKRAINE: THEORY AND PRACTICE
Kovalenko Tatiana Alexandrovna, PhD at Law, associate professor. Position: associate professor at Land and Agrarian Law chair. Place of employment: Kiev National University named after Taras Shevchenko, law department. E-mail: [email protected]
Annotation: In the article the conflict of legal acts as a variety of legal defects in Ukrainian land law has been researched; the conclusion has been made, that this defect can be detected in the contradictions between: imperative constitutional or statutory requirement about the form of a regulatory act and adopted legal act of land legislation; own name of legal act of land legislation and its contents; the form of legal act, the nature of legal norms, that are objectified in it, and the specifics of social relations, on regulation of which it is directed. Keywords: Ukrainian land law; Ukrainian land legislation; legal defects; conflict of legal acts.
Реализация принципа законности в регулировании земельных отношений обеспечивается эффективно действующей в государстве системой земельного законодательства. Наличие пробелов, коллизий, декларативности предписаний нормативно-правовых актов, иных технико-юридических и логико-структурных дефектов норм земельного права Украины и форм их внешней объективации усложняет доступ к земле физических и юридических лиц, нивелирует конституционные предписания относительно охраны земли как основного национального богатства, приводит к диспропорции публичных и частных интересов в земельной сфере, возрастанию социальной напряженности в обществе.
Отдельным видом юридических дефектов в механизме правового регулирования земельных отношений является коллизия нормативно-правовых актов земельного законодательства. Указанный вид юридической коллизии исследуется в теории права Украины1 и других государств2. В доктрине земельного права Украины коллизия нормативно-правовых актов как вид юридических дефектов не стала предметом отдельного научного исследования. Вышесказанное обуславливает актуальность выявления общих и особых признаков коллизии нормативно-правовых актов как разновидности юридических коллизий с целью предотвращения и устранения негативного влияния указанного юридического дефекта на механизм земельно-правового регулирования.
В действующем законодательстве Украины понятие коллизии нормативно-правовых актов не раскрывается. Законодательное определение указанного вида юридических дефектов содержит Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»3, согласно ст. 1 которого коллизия нормативных правовых актов - это противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения. Помимо этого, в ст. 9 и ст. 10
1 Сирый Н. И. "Коллизии законов" в украинской правовой доктрине // Колiзií у законодавста Укра'ши : проблеми теорп i практики. - К. : Генеза, 1996. - С. 37-38; Обидша I. Як уникнути колiзií мж нормативними актами? // Право Укра'ши. - 2000. - № 9. - С. 107-108; Щебельський В. £. Колiзiя нормативних акпв // Юридична енциклопедiя : В 6 т. / Редкол.: Ю. С. Шемшученко (голова редкол.) та ш. - К.: Укра'нська енциклопедiя, 2001. - Т. 3: "К-М". - С. 156-157 и др.
2 Денисенко В. В. Коллизии правовых актов : сущность и разрешение // Известия вузов. Правоведение. - 2007. - № 3. - С. 28-33; Сибилева С. В. Классификация коллизий нормативных правовых актов // Право и образование. - 2009. - № 1. - С. 31-38 и др.
3 Див. : Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", принят Палатой представителей 14 декабря 1999 года, одобрен Советом Республики 22 декабря 1999 года. URL: http://www. pravo. by (дата обращения: 17.10.2012).
121
упомянутого Закона для описания содержания понятия коллизии актов используются слова «расхождение» и «несогласованность». Анализ приведенного законодательного определения позволяет сделать вывод, что юридическая коллизия может иметь место при наличии четырех условий:
1) должно быть не менее двух нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения;
2) такие нормативно-правовые акты должны быть действующими,
3) нормативные акты должны противоречить (не соответствовать) друг другу.
В юридической литературе указывается, что приведенный подход в законодательстве к определению коллизии нормативно-правовых актов является не совсем удачным, поскольку: во-первых, коллизия юридических норм может иметь место в самом нормативном правовом акте, во-вторых, даже если законодатель решает вопросы коллизии только в нормативной плоскости, то не следовало ограничиваться системой законодательства, поскольку коллизия может возникать между нормами не только нормативных правовых актов, но и других источников права (например, закон - международный договор)4.
Исследуя понятие «коллизия нормативных актов», В. Е. Щебельский определяет его как противоречие между правовыми предписаниями соответствующих актов, которые проявляются в различиях в процессе регулирования аналогичных общественных отношений5. Анализ приведенного определения позволяет сделать вывод, что коллизию нормативно-правовых актов автор отождествляет с коллизией правовых норм, что, по нашему мнению, не совсем согласуется с положениями общей теории права в части различий между нормами права и нормативно-правовыми актами как их внешним выражением. Коллизию нормативных актов Н. К. Галянтич рассматривает как противоречие между этими актами по одному и тому же предмету регулирования6. Под коллизией законов Н. И. Сирый понимает «несогласованность актов внутреннего законодательства»7, а Е. И. Темнов - «противоречия (столкновения) законодательных (нормативных правовых) актов, регулирующих те же общественные отношения»8. То есть, большинство ученых обращают внимание на «противоречия», «несогласованности», «разногласия» между нормативно-правовыми актами, но не детализируют, в чем эти противоречия, несогласованности и разногласия выявляться. Приведенные определения не позволяют в полной мере раскрыть существенные признаки коллизии нормативно-правовых актов земельного законодательства и отграничить ее от других видов юридических коллизий в земельном праве Украины.
В теории права нормативно-правовой акт (англ. juridical act, law) определяется как официальный акт-документ уполномоченных субъектов правотворчества, который устанавливает (изменяет, отменяет) правовые нормы с целью регулирования общественных отношений9. Каждый нормативно-правовой акт земельного законодательства занимает четко определенное место в системе земельного законодательства и направлен на регулирование определенного круга земельных отношений, что определяет его содержание - характер норм, которые в нем закреплены, а также внешнюю форму нормативно-правового акта. Требования к определенной внешней форме объективизации земельно-правовых норм зафиксированы в Конституции Украины, которая закрепляет перечень вопросов, которые регулируются исключительно законами Украины, а также в земельных законах, содержащих требования о принятии специального закона или подзаконного нормативно-правового акта в развитие их положений. Внешняя форма нормативно-правового акта земельного законодательства определяется также кругом общественных земельных отношений, на регулирование которых он направлен, и характером правовых предписаний, которые он содержит. В частности, в теории права закон определяется как нормативно-правовой акт представительного высшего органа государственной власти (или гражданского общества / непосредственно народа), который регулирует важнейшие вопросы общественной жизни, устанавливает права и обязанности граждан, имеет высшую юридическую силу и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры10. Среди источников земельного права Украины закон - это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке парламентом - Верховной Радой Украины или всем народом на всеукраинском референдуме, выражает потребности и интересы общества в земельной сфере, имеет высшую юридическую силу по отношению к подзаконным нормативно-правовым актам, общеобязательный для всех субъектов земельных отношений, охраняется государством от нарушений и направлен на регулирование наиболее важных отношений по рациональному использованию и охране земли как основного национального богатства. Подзаконные нормативно-правовые акты издаются либо санкционируются уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции на основании закона, в рамках закона и на его выполнение, имеют общеобязательный характер для всех лиц, конкретизируют юридические права и обязанности субъектов земельных правоотношений и охраняются государством.
4 Пугачов О. М. Поняття, види та способи усунення колiзiй у конституцмному правi // Бюлетень Мшютерства юстицп Укра'ни. -2012. - № 7. - С. 41.
5 Щебельський В. £. Колiзiя нормативних атв // Юридична енциклопедiя : В 6 т. / Редкол.: Ю. С. Шемшученко (голова редкол.) та Ы. - К.: Укра'нська енциклопедiя, 2001. - Т. 3: "К-М". - С. 156.
6 Галянтич М. Колiзiя нормативних атв: вимушений шлях розвитку права? // Право Укра'ни. - 1996. - № 6. - С. 33.
7 Сирый Н. И. "Коллизии законов" в украинской правовой доктрине // Колiзií у законодавста Укра'ни : проблеми теорп i практики. - К. : Генеза, 1996. - С. 38.
8 Темнов Е. И. Теория государства и права : учеб. пособ. для вузов. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - С. 157.
9 Скакун О. Ф. Теорiя держави i права (Енциклопедичний курс) : пщручник. - Х.: Еспада, 2006. - С. 455.
10 Скакун О. Ф. Теорiя держави i права : пщручник. - Харшв: Консум, 2001. - С. 316. 121
В Конституции Украины определены виды земельных отношений, которые могут регулироваться исключительно законом как нормативно-правовым актом высшей юридической силы, в частности: осуществление гражданами права пользования объектами права собственности народа (ч. 2 ст. 13), порядок приобретения и реализации права собственности на землю гражданами, юридическими лицами и государством (ч. 2 ст. 14), основания и условия принудительного отчуждения земельного участка права частной собственности (ч. 5 ст. 41), порядок конфискации земельного участка (ч. 6 ст. 41), земельные права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основные обязанности гражданина в сфере земельных отношений (п. 1 ст. 92), основы использования земель как одного из видов природных ресурсов (п. 5 ст. 92), основы экологической безопасности в сфере использования земельных ресурсов (п. 6 ст. 92), правовой режим собственности на землю (п. 7 ст. 92), основы гражданско-правовой ответственности за земельные деликты, деяния, которые являются земельными преступлениями или административными правонарушениями (п. 22 ст. 92). При этом предусмотренный в Основном Законе Украины термин «исключительно» свидетельствует о том, что кроме закона другие нормативно-правовые акты не могут устанавливать правовые основы регулирования указанных выше отношений.
Вопреки вышеизложенным конституционным императивам, в практике регулирования земельных отношений в Украине неоднократно имели место нарушения указанных конституционных требований, что приводило к возникновению коллизии нормативно-правовых актов земельного законодательства. После принятия Конституции Украины в 1996 году в Украине продолжали действовать указы Президента Украины по вопросам паевания земель сельскохозяйственного назначения11, которые устанавливали особый порядок приобретения права частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения через механизм распаевания земель вопреки нормам действующего на то время Земельного кодекса Украины в редакции от 13 марта 1992 г. Именно указами Президента Украины было введено в практику аграрного и земельного реформирования такое понятие как «земельная доля (пай)», которая по своей правовой природе существенно отличалась от средней земельной доли, порядок определения которой был урегулирован нормами Земельного кодекса Украины 1992 г.12 На основании подзаконных нормативно-правовых актов -указов Президента Украины проводилось так называемое «сплошное распаевание» земель сельскохозяйственного назначения, которое не было предусмотрено нормами законов. Ведь и Земельный кодекс Украины 1992 г. (ст. 5), и Закон Украины «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» от 14 февраля 1992 г. (ст. 10) регулировали выделение части земель негосударственного сельскохозяйственного предприятия только в случае прекращения членства в нем. До принятия в 2003 году Закона Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», порядок приобретения права частной собственности на землю путем реализации права на земельную долю (пай) также регулировался на уровне подзаконных нормативно-правовых актов - указов Президента Украины
13 14 15
, постановлений правительства14, актов ненормативного, рекомендательного характера15.
Таким образом, земельная реформа в аграрной сфере экономики Украины была проведена со значительными юридическими дефектами, которые проявились в существенных коллизиях земельно-правовых норм, в частности между предписаниями законов и подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на регулирование порядка приобретения и реализации права на земельную долю (пай), а также в коллизиях нормативно-правовых актов земельного законодательства, а именно в различиях между конституционно установленным требованием относительно формы актов, которыми может быть определен порядок приобретения права собственности на землю, и формой подзаконных нормативно-правовых актов, которые были приняты для регулирования распаевания земель в сельском хозяйстве Украины. Несмотря на имеющиеся юридические дефекты, основываясь именно на предписаниях подзаконных нормативно-правовых актов в Украине решались судебные споры относительно осуществления права на земельную долю (пай)16, а Конституционный Суд Украины фактически самоустранился от ликвидации
11 Укази Президента Укра'ни "Про невщкладж заходи щрдо прискорення земельно' реформи у сферi стьськогосподарського виробництва" вщ 10 листопада 1994 р.; "Про порядок паювання земель, переданих у колективну власнють стьськогосподарським пщприемствам i оргаыза^ям" вщ 8 серпня 1995 р.; "Про невщкладж заходи щэдо прискорення реформування аграрного сектора економки" вщ 3 грудня 1999 р. // Офщмний вюник Укра'ни. - 1999. - № 49. - Ст. 11.
12 Носк В., Коваленко Т. Щодо правово' природи земельно' частки (паю) // Право Укра'ни. - 2000. - № 3. - С. 48-53.
13 Указ Президента Укра'ни "Про невщкладж заходи щздо прискорення реформування аграрного сектора економки" вщ 3 грудня 1999 р. // Офщмний вюник Укра'ни. - 1999. - № 49. - Ст. 11.
14 Постанова КабЫету Мiнiстрiв Укра'ни "Про порядок викупу земельних дтянок громадянами (понад норму, яка приватизуеться безкоштовно) для ведення фермерського або особистого пщсобного господарства" вщ 24 ачня 2000 р. // Офщмний вюник Укра'ни. - 2000. - № 4. - Ст. 112.
15 Рекомендацп з врегулювання майнових та земельних вщносин в стьськогосподарських пщприемствах, створених в результат реоргаызацп колективних стьськогосподарських пщприемств, розглянул й схвален на засщанж вщдтення соцiально-економiчних проблем села 1нституту аграрно' економки УААН (протокол № 6 вщ 13.06.2000 р.), схвален науково-методичною радою МЫютерства аграрно' полiтики. - К., 2000. - 90 с.
16 Узагальнення судово' практики Верховного суду Укра'ни "Практика розгляду судами земельних спорiв" вщ 1 вересня 2003 р. 1^1. : www.scourt.gov.ua (дата обращения: 11.06.2012) .
121
указанных юридических дефектов17.
Не прибегая к анализу эффективности вышеназванных подзаконных нормативно-правовых актов, их роли и значения в реформировании земельных отношений, отметим, что с формально-юридической точки зрения с момента вступления в силу Конституции Украины возникла юридическая коллизия между нормами Основного Закона Украины относительно формы внешнего закрепления отдельных земельных норм и указанными выше подзаконными нормативно-правовыми актами. Эта коллизия не решалась годами и приводила к социальной напряженности, сомнениям относительно юридической силы принятых властями решений по отчуждению земельных участков, неуверенности субъектов в законности приобретенных ими земельных прав и т.п.
Коллизия нормативно-правых актов в земельном законодательстве Украины возникает не только при игнорировании требований Конституции Украины относительно объективации земельно-правовых норм, но и предписаний земельных законов относительно формы нормативно-правовых актов, направленных на регулирование земельных отношений. Так, согласно действующего Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 г. (далее - ЗК Украины) право собственности на землю приобретается и реализуется исключительно на основании Конституции Украины, этого Кодекса, а также других законов, издаваемых в соответствии с ними (ч. 2 ст. 78); продажа земельных участков государственной и коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам осуществляется на конкурсной основе путем проведения аукциона (земельных торгов) в порядке, установленном законом (статьи 127, 134, 135, 137). В ЗК Украины и Законе Украины «Об аренде земли» в редакции от 2 октября 2003 г. установлено, что приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется на аукционах, кроме случаев, определенных в ст. 134 ЗК Украины.
Несмотря на четкие положения законов относительно формы нормативно-правового акта, которым должен быть определен порядок проведения земельных аукционов, в 2008 году правительство (Кабинет Министров Украины) дважды пыталось урегулировать указанные отношения своими постановлениями - «Некоторые вопросы проведения земельных аукционов» от 22 февраля 2008 г. № 90 и «Об утверждении Порядка проведения в 2008 году земельных аукционов» от 17 апреля 2008 г. № 394. При этом оба постановления были остановлены соответствующими указами Президента Украины как выданные вопреки Конституции Украины и с превышением нормотворческой компетенции Кабинета Министров Украины. Указанный юридический дефект был устранен в 2008 году, когда Конституционный Суд Украины признал неконституционным постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка проведения в 2008 году земельных аукционов»18, а Постановление «Некоторые вопросы проведения земельных аукционов» правительство само признало утратившим силу.
Коллизия нормативно-правовых актов земельного законодательства будет иметь место и в случае разногласия между формой нормативно-правового акта и характером предписаний, которые он содержит. В земельном законодательстве Украины построение системы нормативно-правовых актов должно осуществляться на основе принципа декомпозиции системы: чем выше уровень иерархии, тем выше уровень масштабности, сложности решаемых задач19. Установление зависимости между юридической силой нормативно-правового акта земельного законодательства и характером общественных земельных отношений, которые им урегулированы, базируется на обоснованных в общей теории права положениях: чем выше юридическая сила акта, тем более важные общественные отношения он охватывает; любой нормативно-правовой акт, который занимает более высокое положение по сравнению с другими нормативно-правовыми актами в иерархической структуре законодательства, должен быть одновременно и актом, в котором содержатся нормы более общего характера, поскольку в процессе конкретизации указанных актов, с помощью подчиненных им нормативно-правовых актов, обнаруживаются элементы, необходимые для их правильной индивидуализации и использования в соответствии с принципами законности.
Коллизия между формой нормативно-правового акта и характером включенных в него предписаний характерна для современного земельного законодательства Украины. В частности, в Законе Украины «Об использовании земель обороны» от 27 ноября 2003 г., содержащей всего семь статей, установлено, что особенности предоставления земельных участков воинским частям под военные и другие оборонные объекты определяются Кабинетом Министров Украины (ст. 2) и правительство уполномочено утвердить порядок предоставления указанных земельных участков (ст. 7). В теории права Н. Н. Пархоменко, не приуменьшая роли подзаконных нормативно-правовых актов в регулировании общественных отношений, обнаруживает тенденцию к чрезмерному и неоправданному росту объемов подзаконного правотворчества.
17 Ухвала Конституцмного Суду Укра'ши "Про вщмову у вщкритт конституцшного провадження у cnpaBi за конституцшним поданням 96 народних депута^в Укра'ни щодо вщповщност Конституцп Укра'ши (конституцшност1) Указу Президента Укра'ши "Про невщклады заходи щрдо прискорення реформування аграрного сектора економки"" вщ 24 травня 2001 р., Справа № 2-16/2001. URL : http://zakon2.rada.gov.ua (дата обращения: 15.06.2012); Ухвапа Конституцшного Суду Укра'ши "Про вщмову у вщкритп конституцшного провадження у справi за конституцшним поданням 76 народних депута^в Укра'ши щодо вщповщност Конституцп Укра'ни (конституцмност) Указу Президента Укра'ши "Про гарантування захисту економiчних штереав та полтшення со^ального забезпечення сепян-пенсiонерiв, як мають право на земельну частку (пай)"" вщ 13 штня 2000 р., Справа № 2-37/2000. URL : http://zakon2.rada.gov.ua (дата обращения: 15.06.2012).
18 Ршення Конституцшного Суду Укра'ни у справi за конституцшним поданням Президента Укра'ши щодо вщповщност Конституцп Укра'ши (конституцшност) Постанови Кабшету Мiнiстрiв Укра'ни "Про затвердження Порядку проведення у 2008 роц земельних аукцюыв" (справа про земельн аукцюни) вщ 11 листопада 2008 р. № 1 -46/2008 // Офщшний вюник Укра'ни. - 2008. - № 89. -2993.
19 Могилевский В. Д. Методология систем. - М. : Наука, 1999. - С.158. 121
Поэтому автор предлагает более взвешенно подходить к изданию подзаконных нормативно-правовых актов с учетом их привязки к законам, своевременности принятия и возможности реализации20. Основываясь на этой позиции и принимая во внимание важность общественных отношений по пользованию земель обороны, комплексность правового режима этой категории земель, бланкетный характер норм ЗК Украины, определяющих правовой режим земель обороны, а также незначительный объем Закона Украины «Об использовании земель обороны», предписания относительно порядка предоставления воинским частям земельных участков под военные и другие оборонные объекты целесообразно было бы включить именно в специальный закон об использовании земель обороны, а в дальнейшем при приведении кодификации - в ЗК Украины с целью устранения такого юридического дефекта как бланкетность земельно-правовых норм.
В доктрине земельного права Украины обращается внимание и на другие различия между формой нормативно-правового акта и характером норм, которые в нем находят свое внешнее закрепления. Так, П. Ф. Кулинич отмечает, что в настоящее время вопрос изменения целевого назначения земель регулируется Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка изменения целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц» от 11 апреля 2002 г. № 502. Однако это постановление не содержит эффективного правового механизма изменения целевого назначения земель, поэтому эти вопросы должны регулироваться правовым актом с юридической силой закона, а именно Законом Украины «О порядке установления и изменения целевого назначения земельных участков» 21. Действительно, стоит согласиться с тем, что порядок изменения целевого назначения земельных участков частной собственности содержит многочисленные юридические дефекты. Однако сомнительно, что указанные дефекты могут быть устранены путем принятия именно специального закона. В земельном законодательстве наблюдаются процессы декодификации с одной стороны, и чрезмерной детализации правовых предписаний в законах - с другой. Закон, как нормативно-правовой акт высшей юридической силы, направлен на регулирование комплексов наиболее важных земельных отношений. Поэтому закрепление процедурных вопросов изменения целевого назначения земельных участков именно на уровне закона не является целесообразным. С целью преодоления декодификации земельного законодательства Украины необходимо детализировать порядок изменения целевого назначения земель именно в ЗК Украины. Кроме этого, следует поддержать высказанные в науке земельного права предложения об отказе от деления земель на категории22, что снимет проблему нормативного регулирования изменения целевого назначения земель.
Разновидностью коллизии нормативно-правовых актов земельного законодательства является отличие между собственным названием указанных актов и их содержанием. Так, исходя из названия ряда нормативно-правовых актов земельного законодательства Украины23, их предписания направлены на определение особенностей защиты земельных прав физических и юридических лиц. В теории права и земельно-правовой науке Украины правовая защита рассматривается как составная часть правовой охраны земельных прав. Юридическая защита являет собой систему мер, применяемых государственными органами при выявлении нарушений прав на землю физических и юридических лиц, направленных на восстановление нарушенного или оспоренного права и возложение на нарушителя дополнительного бремени юридической ответственности. С аналогичных позиций выходит и ЗК Украины, в ст. 152 «Способы защиты прав на земельные участки» которого предусмотрено, что собственник земельного участка или землепользователь может требовать устранения любых нарушений его прав на землю, то есть речь идет о защите уже нарушенных прав. Подобные предписания закреплены в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 г., в ст. 10 которого указывается, что нарушенные права граждан в области охраны окружающей среды должны быть восстановлены, а их защита осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством Украины.
Анализ содержания нормативно-правовых актов, в названии которых говорится о защите земельных прав, дает основания для вывода, что они устанавливают специальные правовые механизмы, направленные на приобретение и реализацию земельных прав, в частности оформление государственных актов на право собственности на земельный участок, заключение договоров аренды земельных долей (паев), установление минимального уровня арендной платы за аренду таких долей и т.п. Следовательно, эти нормативно-правовые акты устанавливают гарантии осуществления земельных прав, которые М. В. Шульга определяет как систему нормативных предписаний и правовых способов, предусмотренных земельно-правовыми (материальными и процессуальными) предписаниями, которые обеспечивают нормальную юридическую возможность соответствующих субъектов приобрести субъективное земельное право, реализовать его в процессе практической деятельности, а при нарушении этого права обеспечить его
24
надлежащую защиту24.
20 Пархоменко Н. Законодавство Укра'ни на сучасному етапг кшькюний та якюний аналiз // Публiчне право. - 2012. - № 3 (7). - С. 293.
21 Кулинич П. Ф. Перспективи розвитку земельного законодавства Укра'ни // Правова система Укра'ни: iсторiя, стан та перспективи: у 5 т. - Т. 4 : Методолопчы засади розвитку еколопчного, земельного, аграрного та господарського права / за ред. Ю. С. Шемшученко. - Х.: Право, 2008. - С. 94.
22 Правдюк В. М. Подт без подту: правовi проблеми подту земель Укра'ни на категорп // Юриспруден^я: теорiя i практика. -2010. - № 10. - С. 30-33.
23 Закон Укра'ни "Про захист конституцшних прав громадян на землю" вщ 20 ачня 2005 р. // Вщомост Верховно' Ради Укра'ни. -2005. - № 10. - Ст. 194; Указ Президента Укра'ни "Про захист прав власниш земельних часток (па'в)" вщ 21 штня 1998 р. // Офщмний вюник Укра'ни. - 1998. - № 16. - Ст. 590.
24 Шульга М. В. Актуальные правовые проблемы земельных отношений в современных условиях. - Х.: Консум, 1998. - С. 221. 121
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что юридическая коллизия нормативно-правовых актов земельного законодательства Украины проявляется в следующем:
а) в противоречиях между императивным конституционным требованием о форме нормативно-правового акта и принятым нормативно-правовым актом земельного законодательства;
б) в противоречиях между императивным законодательно установленным требованием о форме нормативно-правового акта, который должен закрепить новые, изменить или отменить существующие земельно-правовые нормы с целью урегулирования определенных земельных отношений, и принятым в установленном порядке нормативно-правовым актом, направленным на регулирование указанных отношений;
в) в различиях или противоречиях между формой нормативно-правового акта и характером земельно-правовых норм, которые в нем объективируются, и спецификой общественных отношений, на регулирование которых он направлен;
г) в различиях между собственным названием нормативно-правового акта земельного законодательства и его содержанием.
Предотвращение возникновения коллизий как разновидности юридических дефектов нормативно-правовых актов земельного законодательства Украины на этапе нормотворчества, а также своевременное выявление и минимизация их негативного влияния на применение земельно-правовых норм являются гарантиями стабильности и эффективного функционирования механизма правового регулирования земельных отношений, реализации земельных прав, охраны земли как основного национального богатства Украины.
Список литературы:
Галянтич М. Колiзiя нормативних аю1в: вимушений шлях розвитку права? // Право Укра'Ши. - 1996. - № 6. -С. 33-36.
Денисенко В. В. Коллизии правовых актов : сущность и разрешение // Известия вузов. Правоведение. -2007. - № 3. - С. 28-33.
Пугачов О. М. Поняття, види та способи усунення ю^зш у конституцшному правi // Бюлетень Мшютерства юстицп Укра'Ши. - 2012. - № 7. - С. 38-46.
Ноак В., Коваленко Т. Щодо правово''' природи земельно' частки (паю) // Право Укра'Ши. - 2000. - № 3. - С. 48-53.
Обидша I. Як уникнути колiзií мiж нормативними актами? // Право Укра'Ши. - 2000. - № 9. - С. 107-108.
Пархоменко Н. Законодавство Укра'ши на сучасному етат: ктькюний та якюний аналiз // Публiчне право. -2012. - № 3 (7). - С. 291-298.
Правдюк В. М. Подт без подту: правовi проблеми подту земель Укра'ши на категорп // Юриспруден^я: теорiя i практика. - 2010. - № 10. - С. 30-33.
Сибилева С. В. Классификация коллизий нормативных правовых актов // Право и образование. - 2009. - № 1. - С. 31-38.
Сирый Н. И. "Коллизии законов" в украинской правовой доктрине // Колiзií у законодавст^ Укра'ши: проблеми теорп i практики. - Ки'в: Генеза, 1996. - С. 37-38.
Кулинич П. Ф. Перспективи розвитку земельного законодавства Укра'Ши // Правова система Укра'Ши: iсторiя, стан та перспективи: у 5 т. - Т. 4 : Методолопчш засади розвитку еколопчного, земельного, аграрного та господарського права / за ред. Ю. С. Шемшученко. - Харьюв: Право, 2008. - С. 86-125.
Могилевский В. Д. Методология систем. - Москва: Наука, 1999. - 349 с.
Щебельський В. G. Колiзiя нормативних аклв // Юридична енциклопедiя: В 6 т. / Редкол.: Ю. С. Шемшученко (голова редкол.) та ш. - Ки'в: Укра'нська енциклопедiя, 2001. - Т. 3: "К-М". - С. 156-157.
Темнов Е. И. Теория государства и права : учеб. пособ. для вузов. - Москва: Издательство "Экзамен", 2003. - 320 с.
Скакун О. Ф. Теорiя держави i права (Енциклопедичний курс) : пщручник. - Харюв: Еспада, 2006. - 776 с.
Скакун О. Ф. Теорiя держави i права : пщручник. - Харюв: Консум, 2001. - 656 с.
Literature list:
Halyantych M. Conflict of legal acts: forced path of development rights? // Law of Ukraine. - 1996. - № 6. - P. 33-36.
Denisenko V.V. Collisions of normative acts: the nature and resolution // Proceedings of Universities. Jurisprudence. - 2007. - № 3. - P. 28-33.
Pugachev A. Concept, types and methods of conflicts' solving in constitutional law // Bulletin of the Ministry of Justice of Ukraine. - 2012. - № 7. - P. 38-46.
Nosik V. Kovalenko T. As regards the legal nature of the land (share) // Law of Ukraine. - 2000. - № 3. - P. 48-53.
Obydina I. How to avoid conflict between the legislative acts? // Law of Ukraine. - 2000. - № 9. - P. 107-108.
Parkhomenko N. Legislation of Ukraine today: quantitative and qualitative analysis // Public Law. - 2012. - № 3 (7). - P. 291-298.
Pravdyuk V. M. Division without separation: legal issues dividing the land into categories Ukraine // Law: Theory and Practice. - 2010. - № 10. - P. 30-33.
Sibileva S. V. Classification of collision of regulatory legal acts / / Law and Education. - 2009. - № 1. - P. 31-38.
Siry N. I. "Conflict of laws" in the Ukrainian legal doctrine // Conflicts in the legislation of Ukraine: problems of theory and practice. - Kyiv: Genesis, 1996. - P. 37-38.
Kulynych P. F. Prospects of development of land legislation of Ukraine // The legal system of Ukraine: history,
status and prospects: in 5 Vol. - Vol. 4: Methodological principles of environmental, land, agricultural and commercial law / edited. By Y. S. Shemshuchenko. - Kharkov: Law, 2008. - P. 86-125.
Mogilevsky V. D. The methodology of systems. - Moscow: Nauka, 1999. - 349 p.
Schebelskyy V. E. Conflict of normative acts // Legal Encyclopedia: in 6 volumes / Y. S. Shemshuchenko (chairman editor) and others. - Kyiv: Ukrainian Encyclopedia, 2001. - Vol. 3: "K-M". - P. 156-157.
Temnov E. I. Theory of law: tutorial for universities. - Moscow: Publishing house "Exam", 2003. - 320 p.
Skakun O. F. Theory of State and Law (Collegiate course): tutorial. - Kharkov: Espada, 2006. - 776 p.
Skakun O. F. Theory of State and Law: textbook. - Kharkov: Konsum, 2001. - 656 p.
Отзыв
на статью доцента юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Коваленко Татьяны Александровны на тему: «Коллизионность земельного законодательства Украины: теория и практика»
Рецензируемая статья подготовлена на одну из актуальных тем земельного права Украины. На основании научного анализа доктринальных и нормативных источников, а также материалов практики реализации земельно-правовых норм автор раскрывает теоретические и практические проблемы механизма правового регулирования земельных отношений сквозь призму коллизии как разновидности юридических дефектов нормативно-правовых актов разной юридической силы.
Исходя из того, что в украинской доктрине земельного права и в национальном земельном законодательстве Украины не раскрывается юридическая природа коллизии нормативно-правовых актов, автор сделала попытку сформулировать понятие, определить существенные признаки коллизии нормативно-правовых актов в системе земельного законодательства, провести классификацию таких коллизий, раскрыть особенности их содержания и характер влияния на эффективность применения земельно-правовых норм.
Статья Т. А. Коваленко подготовлена на должном научно-теоретическом уровне и оформлена в соответствии с установленными требованиями.
С учетом вышеприведенных позиций статья Т. А. Коваленко на тему «Коллизионность земельного законодательства Украины: теория и практика» может быть рекомендована к печати.
Научный консультант
доктор юридических наук, профессор кафедры земельного и аграрного права юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, член-корреспондент Национальной академии правовых наук Украины Носик В.В.