Научная статья на тему 'Коллекция французских увражей и книжных иллюстраций XVIII века в ирбитском музее гравюры и рисунка: описание, атрибуция, происхождение'

Коллекция французских увражей и книжных иллюстраций XVIII века в ирбитском музее гравюры и рисунка: описание, атрибуция, происхождение Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1042
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРБИТСКИЙ МУЗЕЙ ГРАВЮРЫ И РИСУНКА / IRBIT'S MUSEUM OF ENGRAVING AND DRAWING / УРАЛЬСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ ГРАВЮРЫ / УВРАЖИ / КНИЖНЫЕ ГРАВЮРЫ / КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ / ФРАНЦИЯ / XVIII В / THE URAL COLLECTIONS OF ENGRAVING / ALBUMS OF ENGRAVINGS / BOOK ILLUSTRATIONS / FRANCE / BOOK ENGRAVINGS / XVIII CENTURY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борщ Елена Викторовна

Статья посвящена атрибуции и изучению французских увражей и книжных гравюр XVIII в. из собрания Музея гравюры и рисунка Ирбитского ГМИИ. Составляется описание и проводится атрибуция коллекции. Изучается история ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collection French albums of engravings and book illustrations of XVIII century in the Irbit’s museum of engraving and drawing: there description, attribution, and origin

French albums of engravings and book engravings of XVIII century from collection of the Irbit’s museum of engraving and drawing are studied. The description and attribution of this collection are carried out. The history of this collection is studied.

Текст научной работы на тему «Коллекция французских увражей и книжных иллюстраций XVIII века в ирбитском музее гравюры и рисунка: описание, атрибуция, происхождение»

УДК 769

Е. В. Борщ

КОЛЛЕКЦИЯ ФРАНЦУЗСКИХ УВРАЖЕЙ И КНИЖНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ XVIII ВЕКА В ИРБИТСКОМ МУЗЕЕ ГРАВЮРЫ И РИСУНКА: ОПИСАНИЕ, АТРИБУЦИЯ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Статья посвящена атрибуции и изучению французских увражей и книжных гравюр XVIII в. из собрания Музея гравюры и рисунка Ирбитского ГМИИ. Составляется описание и проводится атрибуция коллекции. Изучается история ее формирования.

Ключевые слова: Ирбитский музей гравюры и рисунка, уральские коллекции гравюры, увражи, книжные гравюры, книжные иллюстрации, Франция, XVIII в.

Ирбитский государственный музей изобразительных искусств (ИГМИИ, г. Ирбит Свердловской области) обладает уникальной коллекцией французских увражей и книжных гравюр XVIII в. Ныне она экспонируется в Музее гравюры и рисунка ИГМИИ. Коллекция включает работы ведущих мастеров французской книжной графики «галантной эпохи» [См.: 2]. Это постоянно пополняющееся собрание нуждается в атрибуции и систематическом изучении. В силу относительно недавнего происхождения и удаленного расположения музея коллекция до сих пор была объектом внимания специалистов лишь эпизодически. Существуют, кроме того, определенные трудности идентификации книжной гравюры XVIII в., обусловленные спецификой технологии изготовления иллюстрированной книги, серийным характером книжных иллюстраций и частновладельческим происхождением коллекционных объектов.

В XVIII в. иллюстрации, исполненные в технике гравюры на меди, выпускали отдельно от книг и присоединяли к ним по желанию издателя или покупателя. Серии иллюстраций формировались в альбомы, как и «сюиты эстампов» с пояснительными текстами, напоминавшие книги. Помимо серий иллюстраций и тематических альбомов гравюр, ценились «роскошные издания» с многочисленными гравюрами. Пробные оттиски иллюстраций также были предметами интереса коллекционеров. Иллюстрации, оказавшиеся со временем вне серий и вне текстов, неизбежно утрачивали внутренние и внешние связи с книгами. Именно это обстоятельство представляет ныне трудности для их идентификации. Разрозненные

между собой и происходящие из различных частных коллекций, они порой остаются терра инког-нита для музейных хранителей.

Ирбитский ГМИИ обладает целым рядом, бесспорно, выдающихся французских увражей XVIII в. Среди них - два полных и фрагменты еще четырех в виде отдельных листов.

Увраж «Галерея Люксембургского дворца», выпущенный в Париже в 1710 г., можно поставить в этом ряду первым по известности и по времени создания [См.: 18]. В него вошли гравированные репродукции по историческим полотнам Питера Пауля Рубенса на тему жизни королевы Марии Медичи, заказанные для галереи Люксембургского дворца в Париже. Выпуск данного увража был знаковым событием: галерея Медичи являлась школой для живописцев и для граверов, которые учились передавать тональные эффекты, репродуцируя оригиналы П.-П. Рубенса. Увраж подготовили и выпустили рисовальщики Жан-Батист Наттье (Наттье-старший; 1678-1726) и его брат Жан-Марк Наттье (1685-1766). По рисункам братьев Наттье гравюры увража исполнили несколько мастеров, среди которых был известный гравер, специалист в области книжных иллюстраций Бернар Пикар [6, р. 914-915].

Ирбитский экземпляр, поступивший в музей из частной московской коллекции, сохранился в полном объеме. Помимо двадцати четырех репродукционных гравюр, представляющих парадные портреты героев и истори-ко-аллегорические сцены, увраж имеет такие признаки книжного издания, как гравированный титульный лист и портретный фронтис-

102

пис с изображением автора, исполненный по живописному оригиналу Антониса Ван Дейка.

В собрании Ирбитского ГМИИ хранится еще один знаменитый репродукционный увраж XVIII в., так называемый «Кабинет Кроза» [См.: 16]. Его полное наименование - «Коллекция эстампов с лучших картин и рисунков, находящихся во Франции в Королевском собрании, а также в собрании герцога Орлеанского и прочих, разделенная по разным школам». Этот редкий увраж, поступивший в музей в 1970-х гг. из коллекции ленинградского собирателя Б. А. Бялика, был выпущен в Париже в 1729-1742 гг. по заказу мецената и коллекционера Пьера Кроза. Текст увража был написан знатоком изящных искусств П.-Ж. Мариэттом, а две его части содержали около двухсот листов репродукций произведений искусства, награвированных четырьмя десятками мастеров [6, р. 267-268].

Документально-этнографический увраж «Религиозные обряды и обычаи всех народов мира», выпущенный в Амстердаме в 1725-1743 гг., представлен в Ирбитском музее шестью листами [См.: 5]. Это издание отмечено участием Бернара Пикара (1673-1733), профессионального гравера иллюстраций, поздний период творчества которого был связан с Голландией. Б. Пикар гравировал множество листов для данного увража [6, р. 134-136]. Листы из ирбитской коллекции имеют познавательный характер: они передают особенности религиозной практики народов Америки, Индии и Японии. Известно, что гравюры увража были приобретены в 1970-х гг. в сети букинистической торговли Ленинграда.

Гордостью французской коллекции Ирбит-ского ГМИИ можно назвать увраж «Памятник костюму», который обозначил кульминационный момент развития французской гравюры. Первоначально этот сборник жанровых гравюр вышел под названием «Сюита эстампов к истории французских нравов и костюма XVIII века. Год 1775» [См.: 20]. Как известно, «Сюита» была выпущена на средства швейцарского банкира Жана-Анри Эбера, который заказал эскизы своему соотечественнику, рисовальщику Зигмунду Фредебергу (1745-1801)[6, р. 352-363]. Согласно традиции, меценат обозначил себя в качестве

автора иллюстраций - об этом сообщают подписи под гравюрами.

«Сюита эстампов» З. Фредеберга - один из самых обаятельных экспонатов Ирбитского ГМИИ. Сборник состоит из двенадцати гравюр, не связанных между собой единой сюжетной линией, однако формирующих образ светской героини. Гравюры фиксируют галантную хронику дня: «Пробуждение», «Купание», «Туалет», «Занятие», «Нечаянный визит», «Утренняя прогулка», «Будуар», «Секреты», «Вечерняя прогулка», «Зимним вечером», «Приключение на балу», «В опочивальне». Ирбитский экземпляр «Сюиты» уникален по оформлению: альбом имеет красный, тисненый золотом кожаный переплет и форзац в стиле «дворцовых библиотек». Судя по экслибрису, увраж находился в коллекции Т. Р. Крыжанов-ского, прежде чем поступил в собрание Ирбит-ского ГМИИ из московского антиквариата.

Планируя продолжение «Сюиты эстампов», издатель поместил объявление о подписке. Автором продолжений, которые вышли в Париже в 1777 и 1783 гг., стал рисовальщик Ж.-М. Моро-мл. [6, р. 353-363]. В собрании музея есть гравюра «Утренний туалет» из «Третьей сюиты эстампов к истории французской моды и костюма XVIII века» 1783 г. [См.: 23]. По рисунку Ж.-М. Моро-мл. ее исполнил гравер Л.-М. Альбу. Эта уникальная гравюра поступила в музей в дар от Государственного Эрмитажа [1, № 36].

В период нового открытия Античности, который пришелся на вторую половину XVIII в., во Франции выпускали увражи с изображениями памятников древности и иллюстрированные отчеты путешественников. Одним из самых масштабных изданий этого плана было «Живописное путешествие, или Описание королевств Неаполя и Сицилии», которое составил, частично иллюстрировал и профинансировал аббат Ришар де Сен-Нон [См.: 19]. «Живописное путешествие» вышло в четырех томах в 1781-1786 гг. Оно состояло из пяти частей и включало более трехсот гравюр [6, р. 928-930]. В создании увража приняли участие живописцы Жан-Оноре Фрагонар и Гюбер Робер, которые сопровождали Сен-Нона в путешествии по Италии.

103

Ирбитский экземпляр увража Сен-Нона не полный: в нем три части из пяти. Титульные листы декорированы сюжетными виньетками, гравированными по эскизам живописца Ж.-О. Фрагонара. Среди гравюр - пейзажи, репродукции произведений искусства, а также виньетки по античным мотивам, гравированные аббатом де Сен-Ноном. Увраж, кроме того, имеет примечательное внешнее оформление: кожаные библиофильские переплеты, тисненые золотом корешки. Судя по ярлыку на форзаце с именем книгопродавца В. Клочкова, увраж был приобретен в Петербурге. В собрание музея он поступил из московского антиквариата.

Помимо увражей, Ирбитский ГМИИ обладает целым рядом гравированных иллюстраций, созданных для различных изданий французской беллетристики. На общем фоне разрозненных листов выделяются два полных комплекта гравюр к «Генриаде» Вольтера, исполненных по рисункам разных авторов. Оба происходят из частных собраний.

Прежде всего музей имеет полный комплект гравюр к «Генриаде» Вольтера, исполненных по эскизам Ю. Гравело. Гравюры, хранящиеся в Ирбите, предположительно, дополняли «Полное собрание сочинений» Вольтера, которое вышло в Женеве в 1768-1774 гг. [См.: 25]. Юбер-Франсуа Гравело (1699-1773), рисовальщик и гравер, ученик живописца Ф. Буше, прославился как иллюстратор эпохи рококо. Десять гравюр соответствуют числу песен поэмы. Законченность серии придает фронтиспис в виде аллегорической сцены прославления Вольтера. Не исключено, что эти листы относятся к переизданию «Генриады», аналогичному варианту 1771 г. [6, р. 1040-1042]. В собрание музея они поступили из коллекции ленинградского собирателя И. Б. Семенова (1903-1991).

Отдельными гравюрами представлено в ИГМИИ роскошное издание «Метаморфоз» Овидия 1767-1771 гг. [См.: 12]. Издание интересно тем, что его иллюстрировали несколько художников рококо, включая Ф. Буше [6, р. 769772]. В музее хранятся четыре листа, гравированные по эскизам живописца, иллюстрирующие следующие сюжеты: «Венера и Адонис», «Ге-

ракл и Омфала» «Марс и Венера», «Диана и Ак-теон». Гравюры происходят из коллекции московского собирателя А. Н. Севастьянова.

Одним из иллюстраторов того же издания «Метаморфоз» Овидия (1767-1771 гг.) был Шарль Эйзен (1720-1778), фламандец по происхождению, талантливый и успешный рисовальщик эпохи рококо. Эйзен стал автором целого ряда уникальных серий иллюстраций литературных изданий XVIII в. Лист по рисунку Ш. Эйзена для «Метаморфоз» Овидия передает сюжет «Прокна, освобождающая Филомелу из темницы». Гравюра поступила в ИГМИИ из коллекции И. Б. Семенова.

По эскизам Ш. Эйзена были подготовлены гравированные иллюстрации для «Генриа-ды» Вольтера, причем серия получила одобрение самого автора поэмы. В собрании ИГМИИ находится почти полный комплект гравюр (одиннадцать листов иллюстраций) к одному из изданий поэмы [6, р. 1040-1042]. В их числе - титульный лист с портретом-медальоном Вольтера, предназначенный для нового издания (Париж, 1769-1770) [См.: 24].

Успех Ш. Эйзена у заказчиков и публики отчасти объяснялся умением художника деликатно преподносить пикантные сюжеты. Многие писатели были обязаны своей известностью иллюстрациям Ш. Эйзена; например, поэт К.-Ж. Дора. В ирбитской коллекции хранится одна гравюра, исполненная по рисунку Ш. Эйзена для «Писем в стихах и смешанных сочинений» Дора 1776 г. [Там же, р. 307-308]. Те же иллюстрации вошли в издание «Сочинений» Дора 1764-1777 гг. [См.: 9]. Гравюра из ИГМИИ иллюстрирует новеллу о трех братьях-разбойниках. В собрание музея она поступила из коллекции И. Б. Семенова.

Наиболее полно коллекция ИГМИИ представляет творчество Жана-Мишеля Моро-младшего (1741-1814), рисовальщика иллюстраций, гравера последней трети XVIII - начала ХГХ в. С его именем связано такое выдающееся иллюстрированное издание эпохи, как «Сочинения» Мольера 1773-1778 гг. [См.: 11]. В ирбитском собрании хранится гравированная иллюстрация к комедии «Ученые женщины», поступившая в музей в качестве дара из ГМИИ им. А. С. Пушкина.

104

В XVIII в. неоднократно иллюстрировали «Новую Элоизу» Ж.-Ж. Руссо, культовый роман эпохи. Ж.-М. Моро-мл. был автором одной из серий иллюстраций к роману. Гравюры по рисункам Моро-мл. дополнили «Полное собрание сочинений» Руссо 1774-1783 гг. [См.: 17]. В Ир-битском ГМИИ хранятся шесть гравюр, поступивших из частной коллекции. Они иллюстрируют ключевые эпизоды романа с участием главных героев - Сен-Пре и Юлии. Гравюра была приобретена у коллекционера А. Д. Хаютина.

В ИГМИИ находится лист, принадлежащий еще одной крупной серии иллюстраций Ж.-М. Моро-мл. Это гравюра из «Сочинений» Вольтера 1784-1789 гг. (изданных в Келе благодаря инициативе П. Бомарше [См.: 26]), представляющая собой сцену из драмы «Агатокла», выполненную в духе неоклассицизма. В собрание музея гравюра поступила из коллекции ленинградского собирателя И. Б. Семенова.

Академизм в трактовке мифологических сцен отличает иллюстрации Ж.-М. Моро-мл. к «Письмам Эмилии о мифологии» Демустье, которые повторялись в нескольких изданиях [6, р. 283-285], например, в 1809 г. [См.: 8]. В Ир-битском ГМИИ хранятся пять листов, иллюстрирующих такие сюжеты, как «Детство Амура», «Рождение Бахуса», «Суд Париса», «Ариадна», «Кефал и Прокрида». Гравюры поступили в музей из коллекции И. Б. Семенова.

Новая версия иллюстраций Моро-мл. к произведениям Вольтера была выпущена в виде «Сюиты из 113 гравюр» в начале XIX в., в 1802 г. [См.: 21]. Иллюстрации неоднократно переиздавались: в частности, они были включены в издание «Сочинений» Вольтера 1829-1834 гг. [6, р. 1047-1048]. В ирбитском собрании находятся четыре гравюры: иллюстрация к эпизоду «Избитая женщина» из повести «Задиг» и три иллюстрации к поэме «Орлеанская девственница». В этой поздней серии иллюстраций к произведениям Вольтера Ж.-М. Моро-мл. демонстрирует динамичную манеру трактовки действия. В собрание музея гравюры поступили из коллекции И. Б. Семенова.

В 1790-х гг. в Париже были выпущены два роскошных иллюстрированных издания Библии,

которые по-своему конкурировали между собой. И то, и другое представлено в собрании Ирбит-ского ГМИИ несколькими листами.

Масштабная серия иллюстраций для пятитомного «Нового Завета» 1793-1798 гг. была исполнена по рисункам Ж.-М. Моро-мл. [См.: 14]. Издание «Нового Завета» дополняли пять гравированных фронтисписов и более сотни сюжетных иллюстраций [6, р. 756-757]. В собрании ирбитского музея находится одна гравюра из первого тома, созданная гравером Ж.-Л. Делинь-оном. Лист представляет собой сюжетную сцену к притче о десяти девах, т. е. иллюстрирует эпизод Евангелия от Матфея. Моро-мл. трактует библейскую притчу в сдержанной манере неоклассицизма: тема конфликта раскрывается на свето-теневом контрасте, преобладании жестких прямых линий и античных архитектурных форм. В собрание музея гравюра поступила из коллекции И. Б. Семенова.

Автором другой иллюстративной версии библейских текстов был Пьер-Клеман Марилье (1740-1808), иллюстратор последней трети XVIII в. Издание Библии с гравюрами по его рисункам, предпринятое в 1789-1804 гг., оказалось более грандиозным по замыслу [См.: 3]. Оно состояло из двенадцати томов и было дополнено тремястами гравюрами [6, р. 935-936]. Три листа из «Библии Марилье» хранятся в Ирбитском музее: две гравюры из Ветхого Завета и одна - из Нового. Гравюры передают следующие эпизоды Священного писания: «Даниил, брошенный в ров ко львам», «Антиох поражен неизлечимой язвой», «Ужас тем, кто торговал с Вавилоном». Судя по этим листам, «Библия Марилье» иллюстрирована художником в академическом духе, что обусловлено самим характером текста. Гравюры «Библии Марилье» поступили в ИГМИИ из московской букинистической торговли.

Издатели романов, поэзии и литературных переложений обеспечивали заказы П.-К. Марилье. Широкую известность в то время получили гравюры по его рисункам для сборника «Кабинет фей, или Избранная коллекция и прочие чудесные сказки» 1785-1789 гг. [См.: 4]. Четыре гравюры из «Кабинета фей» есть в ирбитском собрании. Издание волшебных сказок состояло из

105

сорока одного тома и было дополнено ста двадцатью гравированными иллюстрациями [6, р. 198-199]. В соответствии с тематикой текстов, серия сюжетно-повествовательных сцен имеет экзотические акценты, близкие стилю «шинуаз-ри». Гравюры поступили в ирбитское собрание из коллекции И. Б. Семенова.

Искусство литературной иллюстрации последнего десятилетия XVIII в. представлено в собрании ИГМИИ гравюрами, исполненными по рисункам художников Ж.-Ж.-Ф. Лебарбье и Ф.-М.-И. Кевердо. Жан-Жак-Франсуа Лебарбье (1738-1826), известный иллюстратор последней трети столетия, предпочитал академическую манеру трактовки сцен. В собрании ИГМИИ - семь гравюр по его рисункам, неполный комплект иллюстраций к «Освобожденному Иерусалиму» Тассо, возможно, издания 1803 г. [См.: 22]. Известно, что в общей сложности серия включала двадцать гравюр [6, р. 978]. Листы из ирбитского собрания иллюстрируют ряд ключевых эпизодов поэмы: явление Клоринды Танкреду, Ринальдо в заколдованном лесу, молодой рыцарь и нимфа, Ринальдо покидает Армиду, Убальд и старый датчанин, Танкред и Эрминия, Ринальдо спасает Армиду. Гравюры поступили в ИГМИИ из коллекции И. Б. Семенова.

По рисунку Ж.-Ф. Лебарбье исполнен еще один лист ирбитской коллекции - иллюстрация к истории Бахуса и Ариадны, точнее, сцена увенчания Ариадны Бахусом. Известно, что художник принимал участие в создании иллюстраций для четырехтомного издания «Метаморфоз» Овидия [6, р. 773-774]. Следовательно, гравюра могла принадлежать изданию 1806-1807 гг. [См.: 13].

Двумя аллегорическими композициями представлено в собрании ИГМИИ творчество Франсуа-Мари-Изидора Кевердо (1748-1797), иллюстратора позднего рококо и сентиментализма. Одна из гравюр - фронтиспис к «Письмам Эмилии о мифологии» Демустье 1790 г. [См.: 7]. Издание состояло из четырех томов, которые дополняли, кроме фронтисписа, четырнадцать гравированных иллюстраций [6, р. 283].

Еще одна композиция по рисунку Кевер-до представляет собой гравированный титульный лист к «Галатее» Флориана 1790 г. [См.:

10]. Вступление к книге решено художником в форме аллегории: пасторальные герои, Венера, Купидон украшают гирляндами алтарь с вензелем писателя. Гравюры поступили в ИГМИИ из коллекции И. Б. Семенова.

В собрании музея хранятся несколько иллюстративных виньеток, в частности, три заставки по рисункам П.-Ф. Деламонса, гравированные П. Субейраном для «Опыта о человеке» А. Поупа 1745 г. [6, р. 815-816]. Возможно, они происходят из более позднего издания [См.: 15]. Композиции представляют в аллегорической форме различные виды деятельности: инструментами искусств и ремесел здесь владеют путти, напоминающие купидонов. Гравюры поступили в музей из коллекции И. Б. Семенова.

Подводя итоги, отметим, что Ирбитский ГМИИ обладает немногочисленными, но редкими французскими увражами (в общей сложности шесть) и множеством гравированных иллюстраций из двадцати неординарных изданий (более шестидесяти листов). Помимо репродукционной гравюры, в ирбитском собрании представлены такие виды книжной гравюры, как портретный и аллегорический фронтисписы, сюжетные иллюстрации, сюжетные виньетки. Практически все гравюры имеют подписи авторов эскизов - живописцев и рисовальщиков и исполнителей иллюстраций, граверов. Французская коллекция ИГМИИ сформировалась благодаря нескольким источникам поступлений. Во-первых, официально-музейному: дары ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа [См.: 1]. Во-вторых, антикварно-букинистическому: приобретения в столичной торговой сети. И, наконец, частновладельческому: дары и приобретения из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Основным источником пополнения собрания ИГМИИ остается именно последний. Пополнение коллекции продолжается. Резерв шедевров книжной гравюры «галантной эпохи» далеко не исчерпан.

На сегодняшний день не все французские гравюры ИГМИИ, демонстрирующие удивительную культуру исполнения увражей и книжных иллюстраций XVIII в., идентифицированы. Между тем, проведенная работа по определению имен, времени создания, происхождения, источ-

106

ника поступления может стать основой для составления научного каталога коллекции. Атрибуция и описание коллекции позволяют установить подлинность, уникальность, художественную ценность экспонатов - произведений малотиражной печатной графики XVIII в., предоставляют отечественным исследователям новые ис-

точники для изучения зарубежного искусства Нового времени. Работа с собранием ИГМИИ, в конечном счете, дает возможность включить музей в общероссийский экспозиционный контекст, что способствует становлению Ирбита как музейного центра и является фактором развития внутреннего и внешнего туризма на Урале.

1. Дары Государственного Эрмитажа Ирбитскому ГМИИ. 1975-2012: каталог. - Ирбит: ИГМИИ, 2012. - 72 с.: ил.

2. От Дюрера до Гойи. Три века европейской гравюры: выставка из собрания музея. Каталог / сост. кат., науч. ред. В. Карпов. - Ирбит: ИГМИИ, 2004. - 291 с.

3. [Bible]. La Sainte Bible, contenant l'Ancien et le Nouveau Testament. - Paris: Defer de Maisonneuve, [17891804]. - 12 vol.

4. Le cabinet des fées; ou Collection choisie des contes des fées et autres contes merveilleux. - Genève: Barde, et Paris, 1785-1789. - 41 vol.

5. Cérémonies et coutumes religieuses de tous les peuples du monde représentées par des figures. - Amsterdam: J. F. Bernard, 1723 . - 8 vol.

6. Cohen, H. Guide de l'amateur de livres à gravures du XVIIIe siècle / H. Cohen [préface par R. Portalis]. -6 éd. - Paris: A. Rouquette, 1912. - XXVI p., 1248 col.

7. Demoustier, Ch.-A. Lettres à Émilie sur la mythologie, par M. de Moustier / Ch.-A. Demoustier. - Paris, 1790. - 2 vol.

8. Demoustier, Ch.-A. Lettres à Emilie sur la Mythologie / Ch.-A. Demoustier. - Paris: A. Renouard, 1809. - 3 vol.

9. Dorat, Cl.-J. Collection complète des oeuvres de M. Dorat / Cl.-J. Dorat. - Paris, 1764-1777. - 20 vol.

10. Florian, J.-P. C. de. Œuvres de Florian / J.-P. Florian. - Paris, 1805. - 8 vol.

11. Molière. Oeuvres de Molière, avec des remarques grammaticales / Molière. - Paris: La compagnie des libraires associés, 1773-1778. - 6 vol.

12. Ovide. Les Métamorphoses d'Ovide en latin et en françois, de la traduction de M. l'abbé Banier / Ovide. - Paris : Despilly, 1767-1771. - 4 vol.

13. Ovide. Les Métamorphoses d'Ovide, traduction nouvelle, avec le texte latin, suivie d'une analyse / Ovide. -Paris: F. Gay, 1806. - 4 vol.

14. Le Nouveau Testament en latin et en français, traduit par Sacy. - Paris: Saugrain, 1793-1798. - 5 vol.

15. Pope, A. Essai sur l'homme, poeme philosophique par Alexandre Pope // Traduction françoise en prose par Mr Sxxxx / A. Pope. - Lausanne: M. Chapuis, 1762.

16. [Recueil Crozat] Recueil d'estampes d'après les plus beaux tableaux. - Paris: De l'Imprimerie royale, 1729-1742. - 3 vol.

17. Rousseau, J.-J. Collection complette des oeuvres de J.-J. Rousseau / J.-J. Rousseau. - Londres [Bruxelles: J.-L. de Boubers], 1774-1783. - 12 vol.

18. Rubens. La Gallerie du Palais du Luxembourg peinte par Rubens, dessinée par les Srs Nattier... / P. P. Rubens. -Paris: Duchange, 1710.

19. Saint-Non, J.-Cl. R. de. Voyage pittoresque ou Description des royaumes de Naples et de Sicile / J.-Cl. R. de Saint-Non. - Paris: [Clousier], 1781-1786. - 4 vol.

20. Suite d'estampes [de Freudeberg] pour servir à l'histoire des moeurs et du costume des Français dans le dix-huitième siècle. - Paris: Prault, 1775.

21. [Suite de figures pour les Oeuvres de Voltaire et de divers portaits de personnages du 18e sècle]. - Paris: Renouard, 1802.

22. Tasse. Jérusalem délivrée [Texte imprimé]: poème, traduit de l'italien. - Paris: Bossange: Masson: Besson, 1803. - 2 vol.

23. Troisième suite d'estampes pour servir à l'histoire des modes et du costume en France dans le dix-huitième siècle. - Paris: Prault, 1783.

24. Voltaire. La Henriade. - Paris: Duchesne, 1769-1770. - 2 vol.

25. Voltaire. Oeuvres complètes de Voltaire / Voltaire. - Genève: Cramer, 1768-1774. - 30 vol.

26. Voltaire. Oeuvres complètes / Voltaire. - Kehl: Impr. de la Société littéraire typographique, 1784-1789. - 70 vol.

Сдано 3.10.2014

107

E. Borshch

COLLECTION FRENCH ALBUMS OF ENGRAVINGS AND BOOK ILLUSTRATIONS OF XVIII CENTURY IN THE IRBIT'S MUSEUM OF ENGRAVING AND DRAWING: THERE DESCRIPTION, ATTRIBUTION, AND ORIGIN

Abstract. French albums of engravings and book engravings of XVIII century from collection of the Irbit's

museum of engraving and drawing are studied. The description and attribution of this collection are carried out.

The history of this collection is studied.

Keywords: Irbit's museum of engraving and drawing, the Ural collections of engraving, albums of engravings, book engravings, book illustrations, France, XVIII century

References

1. Dary Gosudarstvennogo Ermitazha Irbitskomu GMII. Katalog [Gifts from the State Hermitage for the Irbitsky state museum of the fine arts. Catalog]. 1975-2012. - Irbit: Irbitskij gosudarstvennij muzej izobrazitelnih iskusstv, 2012. - 72 p.

2. Ot Durera do Goji. Tri veka evropeyskoj gravuri: vistavka iz sobrania muzeja [From Durer to Goya. Three centuries of the European engraving: an exhibition from a museum collection]: catalog / author of the catalog, seien. ed. V. Karpov. - Irbit: Irbitskij gosudarstvennij muzej izobrazitelnih iskusstv, 2004. - 291 p.

3. [Bible]. La Sainte Bible, contenant l'Ancien et le Nouveau Testament. - Paris: Defer de Maisonneuve, [17891804]. - 12 vol.

4. Le cabinet des fées; ou Collection choisie des contes des fées et autres contes merveilleux. - Genève: Barde, et Paris, 1785-1789. - 41 vol.

5. Cérémonies et coutumes religieuses de tous les peuples du monde représentées par des figures. - Amsterdam: J. F. Bernard, 1723 . - 8 vol.

6. Cohen, H. Guide de l'amateur de livres à gravures du XVIIIe siècle / H. Cohen [préface par R. Portalis]. -6 éd. - Paris: A. Rouquette, 1912. - XXVI p., 1248 col.

7. Demoustier, Ch.-A. Lettres à Émilie sur la mythologie, par M. de Moustier / Ch.-A. Demoustier. - Paris, 1790. - 2 vol.

8. Demoustier, Ch.-A. Lettres à Emilie sur la Mythologie / Ch.-A. Demoustier. - Paris: A. Renouard, 1809. - 3 vol.

9. Dorat, Cl.-J. Collection complète des oeuvres de M. Dorat / Cl.-J. Dorat. - Paris, 1764-1777. - 20 vol.

10. Florian, J.-P. C. de. Œuvres de Florian / J.-P. Florian. - Paris, 1805. - 8 vol.

11. Molière. Oeuvres de Molière, avec des remarques grammaticales / Molière. - Paris: La compagnie des libraires associés, 1773-1778. - 6 vol.

12. Ovide. Les Métamorphoses d'Ovide en latin et en françois, de la traduction de M. l'abbé Banier / Ovide. - Paris: Despilly, 1767-1771. - 4 vol.

13. Ovide. Les Métamorphoses d'Ovide, traduction nouvelle, avec le texte latin, suivie d'une analyse / Ovide. -Paris: F. Gay, 1806. - 4 vol.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Le Nouveau Testament en latin et en français, traduit par Sacy. - Paris: Saugrain, 1793-1798. - 5 vol.

15. Pope, A. Essai sur l'homme, poeme philosophique par Alexandre Pope // Traduction françoise en prose par Mr Sxxxx / A. Pope. - Lausanne: M. Chapuis, 1762.

16. [Recueil Crozat] Recueil d'estampes d'après les plus beaux tableaux. - Paris: De l'Imprimerie royale, 1729-1742. - 3 vol.

17. Rousseau, J.-J. Collection complete des oeuvres de J.-J. Rousseau / J.-J. Rousseau. - Londres [Bruxelles: J.-L. de Boubers], 1774-1783. - 12 vol.

18. Rubens. La Gallerie du Palais du Luxembourg peinte par Rubens, dessinée par les Srs Nattier... / P. P. Rubens. -Paris: Duchange, 1710.

19. Saint-Non, J.-Cl. R. de. Voyage pittoresque ou Description des royaumes de Naples et de Sicile / J.-Cl. R. de Saint-Non. - Paris: [Clousier], 1781-1786. - 4 vol.

20. Suite d'estampes [de Freudeberg] pour servir à l'histoire des moeurs et du costume des Français dans le dix-huitième siècle. - Paris: Prault, 1775.

21. [Suite de figures pour les Oeuvres de Voltaire et de divers portaits de personnages du 18e sècle]. - Paris: Renouard, 1802.

22. Tasse. Jérusalem délivrée [Texte imprimé]: poème, traduit de l'italien. - Paris: Bossange: Masson: Besson, 1803. - 2 vol.

23. Troisième suite d'estampes pour servir à l'histoire des modes et du costume en France dans le dix-huitième siècle. - Paris: Prault, 1783.

24. Voltaire. La Henriade. - Paris: Duchesne, 1769-1770. - 2 vol.

25. Voltaire. Oeuvres complètes de Voltaire / Voltaire. - Genève: Cramer, 1768-1774. - 30 vol.

26. Voltaire. Oeuvres complètes / Voltaire. - Kehl: Impr. de la Société littéraire typographique, 1784-1789. - 70 vol.

Received 3.10.2014

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.