Научная статья на тему 'Коллективные сборники писателей группы ОБЭРИУ'

Коллективные сборники писателей группы ОБЭРИУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
588
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллективные сборники писателей группы ОБЭРИУ»

Коллективные сборники писателей группы ОБЭРИУ

А.А. Гришин,

магистрант кафедры книговедения и пропаганды книги

Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова

Коллективные сборники занимают важное место в репертуаре изданий писателей группы ОБЭРИУ, несмотря на то, что число увидевших свет сборников невелико. Коллективные сборники дают возможность рассматривать сложный, многогранный феномен ОБЭРИУ с различных точек зрения - и как авангардную поэтическую группу, и как философско-эзотерическое содружество «чинарей».

ОБЭРИУ («Объединение реального искусства») стало наследником литературных групп, организованных Даниилом Хармсом в 1926— 1927 гг., и существовало с 1927 до начала 1930-х гг. В «Декларации ОБЭРИУ» перечислены участники группы - Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Игорь Бахте-рев, Борис (Дойвбер) Левин. К обэриутам были близки поэт Николай Олейников, философ Яков Друскин, писатели Леонид Липавский и Юрий Владимиров. У каждого участника группы был свой путь в литературе, однако исследователи отмечают особую эстетику ОБЭРИУ, сформировавшуюся в творчестве писателей в период существования группы.

Для любого литературного объединения естественно стремление заявить о себе в литературных кругах, обозначить свои творческие установки и, в конечном итоге, заинтересовать своим творчеством читателей. Деятельность ОБЭРИУ была выстроена по примеру многих литературных групп 1910-1920-х гг. и, в первую очередь, группы кубо-футуристов - сюда входит выступление на различных литературных чтениях, организация собственных вечеров, спектаклей, наличие манифеста, а также выпуск сборников произведений группы. У обэриутов был программный документ, названный впоследствии «Декларацией ОБЭРИУ», в котором участники группы заявляли: «Мы, обэриуты, честные работники своего искусства. Мы - поэты нового мироощущения и нового искусства. Мы - творцы не только нового поэтического языка,

но и созидатели нового ощущения жизни и ее предметов»1. Не менее амбициозными были их шумные эпатажные выступления, о которых осталось множество мемуарных свидетельств. Самой яркой страницей существования ОБЭРИУ стал вечер «Три левых часа», состоявшийся 24 января 1928 г. На этом театрализованном представлении обэриуты читали свои произведения, была поставлена пьеса Д. Хармса «Елизавета Бам», а также показан кинофильм «Мясорубка № 1». Однако в отличие от ку-бофутуристов, выпустивших свои знаменитые сборники «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», «Весеннее Контрагентство Муз» и др., участникам ОБЭРИУ не удалось добиться появления в печати своего, обэриутского, сборника.

Обэриуты неоднократно пытались издать сборники своих произведений, чаще всего - совместно с участниками других литературных объединений. В 1925 г. Д. Хармс и А. Введенский, тогда члены «Левого фланга», были заявлены в качестве участников совместного с имажинистами (С. Полоцкий, Г. Шмерельсон, В. Ричиотти, В. Эрлих и др.) и футуристом С. Спасским сборника «Необычайное свидание». В апреле 1926 г. Д. Хармс и А. Введенский обратились с письмом к Б. Пастернаку, чтобы узнать «о возможности напечатания <...> в альманахе «Узла» или же отдельной книжкой». В марте 1927 г. Д. Хармс составляет план издания сборника под эгидой экспериментального театра «Радикс», состоящий из четырех разделов - теоретического (статьи В. Шкловского, К. Малевича, Л. Липавского и др.), творческого (произведения А. Введенского, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, И. Бахтерева, К. Ваги-нова, В. Хлебникова, А. Туфанова), живопись (И. Бахтерев, Н. Дмитриев), графика (Н. Заболоцкий, П. Филонов)2. Еще одна надежда была связана с изданием сборника обэриутов за границей при содействии художника П.А. Мансурова, отправлявшегося в Париж в августе 1928 г.3 Весной 1929 г. обэриуты планируют издать совместный с формалистами альманах «Ванна Архимеда», в плане альманаха было 4 раздела: «Пи-есса» («Елизавета Бам»), «Стихи» (Н. Заболоцкий, А. Введенский, Д. Хармс, В. Хлебников, Н. Тихонов), «Проза» (Д. Хармс, А. Введенский, Ю. Олеша, В. Шкловский, Ю. Тынянов и др.) и «Критика» (В. Шкловский, Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум и др.)4. По разным причинам ни одно из этих изданий не было осуществлено.

1 апреля 1930 г. состоялось последнее выступление ОБЭРИУ как литературного объединения, после которого на группу обрушилась

1 Декларация ОБЭРИУ // Хармс Д. Жизнь человек на ветру. СПб., 2000. С. 447.

2 См.: Кобринский А. Даниил Хармс. М., 2008. С. 45-47, 63-64.

3 Сажин В.Н. Судьба литературного наследия Хармса // Хармс Д. Полное собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. СПб., 1997. С. 12.

4 Кобринский А. Даниил Хармс. М., 2008. С. 178-182.

официозная критика5. В следующем 1931 г. произошел арест Д. Хармса и А. Введенского по обвинению во «вредительстве в области детской литературы». Вернувшись из ссылки в 1932 г., лидеры группы уже не помышляли об издании своих произведений, но на протяжении 1930-х гг. участники группы продолжали писать, обсуждая свои произведения в узком кругу. В условиях утверждения соцреализма как единственного художественного метода и запрета на все неофициальные литературные объединения о продолжении публичной деятельности ОБЭРИУ не могло идти речи. Лишь в конце 1980-х гг. отечественный читатель получил возможность познакомиться с творчеством обэриутов (не считая небольшого количества их текстов, ходивших в самиздате).

На волне многочисленных публикаций запрещенных в СССР писателей ленинградское отделение издательства «Художественная литература» выпустило в 1991 г. массовый по типу коллективный сборник «Ванна Архимеда»6, в который вошли избранные произведения К. Ваги-нова, Н. Заболоцкого, Д. Хармса, Н. Олейникова, А. Введенского, И. Бах-терева. В оформлении обложки издания использован фрагмент картины П. Филонова «Лики», которая сразу вызывает ассоциации с русским авангардом первой половины XX в. Корпус текстов предваряет научно-популярная вступительная статья составителя А.А. Александрова, в которой кратко изложена история ОБЭРИУ и особое внимание уделено литературоведческому разбору творчества авторов, вошедших в сборник.

Название сборника отсылает к так и не увидевшему свет изданию 1929 г., однако если проанализировать состав текстов, то становится очевидно, что новое издание не является попыткой воссоздать неосуществившееся издание и ставит совсем другие задачи. Тексты, вошедшие в него, - проза Д. Хармса и И. Бахтерева, роман К. Вагинова «Труды и дни Свистонова», стихи Н. Олейникова, Н. Заболоцкого, А. Введенского - написаны, в основном, в 1930-е гг., годы творческой зрелости обэриутов. Таким образом, ОБЭРИУ как литературный феномен в этом сборнике отходит на второй план, а основное назначение издания состоит в популяризации творчества авторов - участников литературного объединения. Концепцию издания можно назвать размытой, потому что, с одной стороны, вошедшие в него тексты относятся к разным периодам творчества обэриутов и не позволяют в полной мере охарактеризовать ОБЭРИУ как литературный феномен, а с другой стороны, коллективный сборник как вид издания не дает возможность сформировать целостное представление о литературном наследии каждого отдельного писателя, в том числе в целях популяризации. На наш взгляд, с последней задачей лучше справились авторские итоговые сборники,

5 См. подробнее: Кобринский А. Даниил Хармс. М., 2008. С. 186-188.

6 Ванна Архимеда / К. Вагинов и др.; [сост., примеч., вступ. ст. А.А. Александрова]. Л.: Художественная литература, 1991. 320 с. 100 000 экз.

выходившие на рубеже 1980-1990-х гг. - Д. Хармс «Полет в небеса» (Л.: Советский писатель, 1988), К. Вагинов «Козлиная песнь. Труды и дни Свистонова. Бамбочада» (М.: Художественная литература, 1989), Н. Заболоцкий «Столбцы. Стихотворения. Поэмы» (Л.: Лениздат, 1990), Н. Олейников «Пучина страстей» (Л.: Советский писатель, 1991). В целом, «Ванна Архимеда» заслуживает внимание как первая попытка создать коллективный сборник обэриутов.

В 1994 г. в серии «Библиотека поэта» вышло научное издание «Поэты группы "ОБЭРИУ"»7 под общей редакцией одного из первых исследователей творчества обэриутов литературоведа М.Б. Мейлаха. Сборник увидел свет при поддержке фонда «Культурная инициатива» и положил начало возрождению самой авторитетной советской поэтической серии8. Авторский состав сборника аналогичен изданию «Ванна Архимеда», однако состав текстов кардинально отличается. Формат серии «Библиотека поэта» как нельзя лучше подходит для коллективного сборника участников этой - в первую очередь, поэтической - группы. В сборник вошли поэтические и драматические произведения обэриутов, в основном, второй половины 1920-х - начала 1930-х гг., что позволило ввести творчество каждого из авторов в контекст поэтики ОБЭРИУ. В научной вступительной статье «Я испытывал слово на огне и стуже...» М.Б. Мейлаха подробно рассмотрена история группы, в т. ч. предпосылки ее возникновения, проведен литературоведческий анализ поэтики ОБЭРИУ через анализ творчества каждого из авторов. Издание отличает тщательная текстологическая подготовка: все тексты печатаются в последних авторских редакциях, в т. ч. по сохранившимся автографам, устанавливаются даты написания произведений, отдельно оговариваются принципы подготовки текстов к изданию, сохраняющие своеобразие пунктуации Д. Хармса, А. Введенского, И. Бахтерева как характерного элемента их поэтики. К каждому произведению даны примечания, где указываются первая публикация текста, источник печатаемого текста, наличие автографов, авторизованных списков или их копий и их местонахождение. К примечаниям, относящимся к каждому автору, даны преамбулы, в которых кратко характеризуется литературное наследие писателей, сохранившееся в архивах, и история издания их произведений. Высокий научный уровень издания, продуманность концепции предопределили огромный интерес к нему со стороны читателей,

7 Поэты группы «ОБЭРИУ» / А. Введеснкий и др.; [вступ. ст. М.Б. Мейлаха; биогр. справки, сост., подгот. текста и примеч. М.Б. Мейлаха, Т.Л. Никольской, А.Н. Олейникова, В.И. Эрля; под общей редакцией М.Б. Мейлаха]. СПб. : Советский писатель, 1994. 638 с. (Библиотека поэта. Большая серия). 3000 экз.

8 См.: От составителей // Библиотека поэта. Новая библиотека поэта: аннотированный библиографический указатель: 1985-2007. К 75-летию книжной серии. М. : ВивидАрт, 2008. С. 3.

что за последние 15 лет сделало сборник библиографической редкостью. На современном букинистическом рынке издание считается самым редким и дорогим среди книг серии «Библиотека поэта».

В 1998 г. в научно-издательском центре «Ладомир» вышел двухтомник «"...Сборище друзей, оставленных судьбою". "Чинари" в текстах, документах, исследованиях»9 под редакцией В.Н. Сажина, который подготовил несколько собраний сочинений Д. Хармса. В сборник вошли произведения Л. Липавского, А. Введенского, Я. Друскина, Н. Олейникова и Д. Хармса. Термин «чинари», которым составители называют круг вошедших в издание авторов, употребляется в противовес термину «обэриуты», отражающим только внешнюю, авангардную, сторону их творчества. Во вступительной статье А.Л. Дмитренко и В.Н. Са-жин прослеживают историю сообщества «чинарей», начиная со времени совместной учебы А. Введенского, Л. Липавского и Я. Друскина в петербургской гимназии. Основная задача издания - показать идеи, сформировавшиеся в конце 1920-1930-е гг. на встречах философско-эзоте-рического сообщества «чинарей» и отразившиеся в их творчестве, -реализуется посредством отбора произведений и комментария. Помимо текстологических сведений, комментарии содержат краткую литературоведческую и философскую трактовку текстов, отмечены общие для творчества «чинарей» мотивы.

Двухтомник оказался столь востребованным, что через два года его переиздали. Однако при подготовке к печати второго издания (М.: Ладомир, 2000) к издательству предъявил претензии В. Глоцер, представляющий интересы наследника А. Введенского Б. Викторова. Издательство не смогло выплатить запрашиваемую за право публикации сумму, поэтому из издания были исключены тексты поэта, но с сохранением комментария10.

Попытки обэриутов издать сборник своих произведений и полновесно заявить о себе в литературе второй половины 1920-х гг. не увенчались успехом. Однако после распада СССР исследователями были созданы коллективные сборники, благодаря которым многогранное творчество каждого из писателей можно рассматривать в контексте литературного феномена ОБЭРИУ или философско-эзотерического общества «чинарей».

9 "...Сборище друзей, оставленных судьбою". Л. Липавский, А. Введенский, Я. Друскин, Д. Хармс, Н. Олейников: "Чинари" в текстах, документах, исследованиях: в 2 т. / [отв. ред. В.Н. Сажин ; вступ. ст. А.Л. Дмитренко, В.Н. Сажин ; состав, подгот. текстов и примеч. Л.С. Друскина, А.Г. Машевс-кий, В.Н. Сажин]. М. : Ладомир, [1998]. (Русская потаённая литература). Т. 1 / Леонид Липавский, Александр Введенский, Яков Друскин. 1072 с. Т. 2 / Даниил Хармс, Николай Олейников. 703 с.

10 См.: Мейлах М. Геростраты ХХ1 века. Наследие поэта-обэриута Александра Введенского не издается 10 лет. И не будет издаваться // Московские новости. 2005. № 26. 8 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.