Коллективная игра - средство для развития ребенка, его социализации
Кроник Татьяна Геннадьевна, Ковалева Светлана Павловна, Пелипенко Оксана Александровна
МАДОУ центр развития ребенка -детский сад № 49 муниципального образования город Новоросийск
Ключевые слова:
игра, развитие, социализация Аннотация:
Целью «устной презентации» является знакомство сколлективной игрой «Все вместе к звездам», которая развивает лучшие нравственные качества воспитанников, создает мотивацию для совершения поступков, социализирует дошкольников, формирует взаимоотношения в среде сверстников.
Коллективная игра «Все вместе к звездам» - средство для развития ребенка, его социализации.
Цель: Анализ воспитательно-образовательной работы учреждения за последние годы показал достаточно низкий уровень прироста усвоения детьми социальных норм и нравственных понятий. Коллектив сделал выводы о недостаточном развитии личностных качеств детей, т.к. дети, отлично зная нормы поведения в обществе, редко применяют их в жизни. Необходима практика применения полученных детьми знаний.
Почему именно к звездам?
Космос всегда манил человечество, это символ неизведанного, тайного, недостижимого. В современном понимании человек - «звезда» - успешный лидер, который популярен в обществе, значим для других людей. Мы с детства закладываем основы активной жизненной, а позднее и гражданской позиции, - умение не только брать, но и отдавать, как звезда, отдающая свет другим. Дети учатся понимать, что важно каждому добиться успеха (хотя у каждого человека успех свой). Главное понять: для того, чтобы стать хорошим человеком, достойным членом общества - важны не только профессиональные качества, но и человеческие: доброта, мораль, духовность
В основе лежит технология саморазвития личности, основанная на принципах гуманистической педагогики, личностно-ориентированного подхода.
Материалы и методы:
Игра охватывает все сферы деятельности дошкольников: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно - исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную с постоянно меняющимися заданиями эвристического характера (детям предлагается найти нужные сведения, отгадать, найти ответ, придумать, посчитать, изобразить и т.д.).
Суть игры заключается в виртуальном полете к различным созвездиям, на каждом из которых нужно проявить какое-либо качество:
- «Большая медведица» - доброта;
- «Кассиопея» - знания;
- «Лира» - вежливость;
- «Пегас» - любознательность;
- «Орион» - полезный труд;
- «Весы» - дисциплина;
- «Геркулес» - спорт, ловкость, сила;
- «Патриот» - любовь к Родине, городу, окружающим.
В течение всего периода создаются игровые ситуации, в которых используются постоянные
Термины:
Экипаж- дружная команда детей.
Полет- определенный отрезок времени для выполнения задания, достижения цели. Топливо- поступки детей в той или иной ситуации, решения. Созвездие- цель полета.
ЦУП- центр управления полетом (администрация) Космический корабль, летящий вверх-успешный полет, успешные действия экипажа. Падающий корабль, терпящий бедствие-
экипаж недостаточно прилагает усилия для достижения цели (это могут быть и отрицательные поступки детей, ссоры, обиды и т.д.)
В ежедневную жизнь детей, в зависимости от ситуации, включаются так называемые «погружения в игру», которые происходят с помощью звукового сигнала и светового (включаются огоньки: желтый и красный). В помощь воспитателям для «погружений в игру» подбираются и формы работы с детьми в рамках полета к тому или иному созвездию.
Красный огонек это - угрожающая кораблю опасность: черная дыра, метеоритный дождь, столкновение.
Воспитатель, незаметно включающий огонек, спрашивает детей: «Что случилось? Почему загорелся сигнал тревоги?» Дети сами анализируют свои поступки, выясняют причину «тревоги» и говорят об этом воспитателю. Хорошо, если они замечают и отмечают свои отрицательные действия, признаются в этом. На это стоит обращать внимание. Воспитатель продолжает: «Нам угрожает опасность: метеоритный дождь! Экипажу нужно срочно принять решение, как избежать аварии». Дети принимают решение, предлагают варианты выхода из какой - либо жизненной ситуации. помочь кому-то, что-то изготовить, смастерить, узнать, убрать или просто - попросить прощения.
Желтый огонек - положительное действие: помощь друг другу, воспитателю, хорошее поведение, освоение новыми знаниями, трудовая деятельность или личные успехи детей.
Такие игровые ситуации «погружения» могут использоваться воспитателями для начала занятия или поисково - исследовательской деятельности, в режимных моментах, могут быть сюжетом гимнастики пробуждения.
Таким образом, в группах создана особая развивающая среда, не нарушающая развивающую среду групповых помещений, принципы ее построения и особую атмосферу.
Она дополняет, меняется, мгновенно возникает в нужный момент!
Подведение итогов проходит на общей линейке «на космодроме», где экипажи смогут показать, что узнали и что сделано (в стихах, рисунках, фотографиях, рассказах, инсценировках, песнях, танцах, и др.), оформляется видео - и фото - отчеты. Центр управления полетом дает оценку экипажам и вручает другой маршрут, а также подготавливает грамоты для детей и воспитателей, «звезды»- детям, которые проявили себя (победа в конкурсах, турнирах).
Побывав на созвездии, экипаж оставляет там (на стенде) свою эмблему. Значит, цель достигнута!
При подведении итогов учитываются не только достижения «экипажа» - группы детей, но и личные успехи и детей или взрослых (родителей, педагогов). Они отмечаются вручением звездочек, которые затем «зажигаются» (размещаются на стенде «Звездное небо»). Важно, чтобы каждый ребенок получил свою «минуту славы» в любом, казалось бы, незначительном проявлении своего положительного опыта.
А затем они отправляются к новым созвездиям, к новым открытиям!
При подборе форм работы с детьми для предстоящих «полетов» главным критерием является интерес детей.
Мы стремимся к тому, чтобы каждый полет был ярким событием в жизни наших воспитанников. Использование на каждом полете компьютерного и мультимедиийного оборудования погружает детей в виртуальный мир полета, позволяет ощутить важность происходящего в реальном мире, поверить в необходимость саморазвития, самодисциплины, дружеских, командных взаимоотношений.
Учитывая духовно - нравственную направленность игры появилась необходимость в подборе определенного материала для работы с детьми. Папка с собранным материалом, которая находится в каждой группе, нами условно названа «Полетная инструкция».
Успехи детей отслеживаются, отмечаются в картах успешности.
Преимущества игры в охвате большого количества (примерно 100) человек одновременно (старшие и подготовительные группы), продолжительностью от 1 года до 2 лет (а вновь поступившие дети имеют возможность присоединиться), обеспечении тесной взаимосвязи всех педагогов учреждения.
Другим не менее важным условием является установка уважительных, доверительных, добрых, партнерских взаимоотношений с воспитателями.
Результат игры
Создан «Мониторинг успешности детей», целью которого было не только проследить степень активности каждого воспитанника, но и помочь малоактивным детям проявить свои способности, дать возможность им тоже получить признание, свою «звезду». В конце учебного года все воспитанники старших и подготовительных групп нашли свое место на «Звездном небе».
По наблюдению воспитателей в группах реже стали возникать конфликты, дети научились их разрешать, анализировать свои поступки.
Таким образом, с помощью игры, мы добились полной интеграции всего воспитательно -образовательного процесса в нашем детском саду. Мы считаем, что это желаемый, высокий результат работы современного детского сада.
Участниками игры стали также и родители. Игра пробудила интерес родителей к жизни учреждения, желание участвовать в совместных мероприятиях. Педагоги и родители объединены единой целью проявления и воспитания личностных качеств каждого ребенка.
PS. Если звезды зажигаются, значит это кому - нибудь нужно, значит кто - то хочет, чтобы они горели...
В.Я. Маяковский.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968
2. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника/ Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985. С.16
3. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно - методическое пособие. -М., Центр педагогического образования, 2007. - 112 с.