Научная статья на тему 'Коллективизм и индивидуализм в системе ценностей студентов и курсантов'

Коллективизм и индивидуализм в системе ценностей студентов и курсантов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1167
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / VALUE ORIENTATIONS / VALUE SYSTEM / VALUE CLASH / COLLECTIVISM / INDIVIDUALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ливач Елена Антоновна

Статья посвящена анализу ценностей учащихся гражданских и военных вузов Санкт-Петербурга сквозь призму параметра.индивидуализм/коллективизм. теории Г.Хофстеде. Показан конфликт ценностных систем респондентов с их представлением о ценностях окружающих (ровесников и сограждан). Выявлены ценностные ориентации, которые не противоречат менталитету молодых россиян и одновременно способствуют развитию российского общества в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collectivism and individualism in the value systems of students of civilian and military universities

This paper discusses values typical for students of St Petersburg civilian and military universities. The individualism/collectivism parameters from Geert Hofstede's theory were used. A clash between the respondents' value systems and their ideas on values of their peers and fellow countrymen is recognized. The author identifies value orientations that are in line with the young Russians' mentality and might also enhance the development of modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Коллективизм и индивидуализм в системе ценностей студентов и курсантов»

Е. А. Ливач

КОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ

Обеспечение устойчивого социального развития возможно лишь на основе национальной идеи как совокупности ценностей, близких менталитету данного общества. Менталитет понимается как совокупность двух структурных компонентов, базового и периферийного, первый из которых включает черты, характерные для данной социокультурной общности, определяющие социально-экономический, государственнополитический, культурно-религиозный и морально-психологический уклад жизнедеятельности народа, а второй — реакцию социокультурной общности на исторические события [3]. Социальные преобразования должны проводиться с учетом специфики культуры данного общества.

Фундаментом всякой культуры, как указывал П. Сорокин, являются ценности [4]. Известно, что он выделял две основные культурные суперсистемы — чувственную и идеациональную, ценности которых полярны. Для чувственной культуры характерны эгоизм, удовольствие, экстравертированность, индивидуальность, количество, материальное. Идеациональной культуре свойственны альтруизм, трансцендентность, интро-вертированность, безличность (коллективность).

Одним из четырех параметров анализа культур, по Г. Хофстеде, является индивидуализм/коллективизм, где индивидуализм понимается как предпочтение ближайшего социального окружения, то есть забота о себе и о самых близких людях, а коллективизм — как зависимость от групп, в которые входит индивид [1].

Ш. Шварц выделил 10 ключевых ценностей, через сочетание которых можно описать любую человеческую культуру. Он доказал, что это сочетание не может быть произвольным, так как ценности находятся между собой в четко определенных отношениях, от близких до противоположных. В графическом выражении ценностное пространство представляет собой круг, поделенный на сегменты [2].

Если теории Сорокина и Шварца рассмотреть через призму параметра «индивидуализм/коллективизм», то индивидуализм является неотъемлемым признаком чувственной культуры, а коллективизм — соответственно идеациональной. Анализ ценностей, выделенных Шварцем, показывает, что ценностями коллективизма в первую очередь являются доброжелательность, конформизм, соблюдение традиций. К индивидуалистическим ценностям, прежде всего, относятся автономия, стимуляция (жизнь, полная азарта, волнения и новизны), гедонизм, достижение, власть [2].

Одной из наиболее распространенных является методика исследования ценностей М. Рокича, в которой используется список из 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей.

Исходя из данных выше описаний, можно выделить в перечнях Рокича ценности коллективизма и индивидуализма. К ценностям коллективистской культуры относятся наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других, воспитанность, чуткость (заботливость), сдержанность, исполнительность. Ценности ин-

© Е. А. Ливач, 2010

дивидуалистической культуры — это свобода, независимость, материальное благосостояние, образованность, эффективность в делах, рационализм, общественное признание.

Ценности, присущие данному социуму, опосредованно определяют политический, экономический, моральный аспекты его жизни. Однако они не являются застывшей данностью: по мнению П. Сорокина, чрезмерное следование одной ценности в ущерб противоположной приводит к социальной катастрофе, если общество не изменит свой курс за счет принятия более адекватной системы истины, реальности и культурных ценностей [4]. Для этого необходимо располагать сведениями о современном состоянии ценностного мира, представлять, каких ценностей придерживается общество, какие из них ему относительно близки, а какие для него неприемлемы. С учетом того, что индивидуальная система ценностей складывается в молодом возрасте и в дальнейшем мало поддается изменениям, разумно сосредоточить усилия по преобразованию ценностного пространства в первую очередь подрастающего поколения.

Весной-осенью 2008 г. нами было проведено исследование ценностей петербургских студентов и курсантов военных вузов. Были опрошены учащиеся 2—4-х курсов СПбГТИ(ТУ), Военного института физической культуры и Военно-морского колледжа Петра Великого. Размер выборки — 453 человека (из них 53% — студенты, 47% — курсанты). Средний возраст опрошенных — 19,6 года. Выборка являлась однородной по социально-экономическому статусу родителей респондентов. Использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Статистическая обработка данных проводилась посредством пакета 81аЙ8Йса 6.0. Выборка включала три группы респондентов: курсанты (211 человек), юноши-студенты (117 человек) и студентки (125 человек).

Целью исследования являлся анализ ценностной сферы российской молодежи (на примере учащихся гражданских и военных вузов). В задачи исследования входило:

1) выявление иерархии ценностных ориентаций различных групп респондентов (курсантов, юношей-студентов, девушек-студенток) и проведение сравнительного анализа полученных данных;

2) выявление представления респондентов о ценностных ориентациях, которым они симпатизируют, однако не придерживаются их;

3) выявление представления респондентов о ценностных ориентациях ровесников;

4) выявление представления респондентов о ценностных ориентациях граждан России;

5) определение представления респондентов о степени согласованности их ценностных ориентаций с ориентациями других значимых социальных групп и выявление, таким образом, конфликтных точек.

Респонденты ранжировали списки ценностей (отдельно терминальных и инструментальных), отвечая на следующие вопросы: «Какие ценности наиболее значимы для Вас лично? Для людей, с которыми Вам нравится общаться? Для Вашего поколения? Для граждан России в целом?»

В результате были получены рейтинги инструментальных и терминальных ценностей для каждого из четырех вопросов (табл. 1, 2).

Основная гипотеза исследования заключалась в том, что ценности, рейтинги которых имеют наибольшее расхождение в различных списках, являются конфликтными точками ценностного мира респондентов, влияющими на их отношение к социальной реальности и оценку своего положения в ней.

Ценность Сам респондент Значимые другие Поколение в целом Граждане России

Здоровье (физическое и психическое) 1 2 2/3 3

Любовь 2 1 2/3 2

Наличие хороших и верных друзей 3 4/5 8 9

Счастливая семейная жизнь 4 7 9 4

Материально обеспеченная жизнь 5 9 1 1

Свобода (самостоятельность) 6 6 4/5 7/8

Интересная работа 7/8 8 7 5

Уверенность в себе 7/8 4/5 4/5 7/8

Активная деятельная жизнь 9 3 6 6

Развитие (работа над собой) 10 10/11 12 11

Жизненная мудрость 11 10/11 15 12

Познание 12 17 14 13

Продуктивная жизнь 13 15 10 10

Счастье других 14 16 17 17

Общественное признание 15 14 13 15

Развлечения 16 12 11 14

Т ворчество 17 13 16 16

Красота природы и искусства 18 18 18 18

Таблица 2

Рейтинги инструментальных ценностей (все респонденты)

Ценность Сам респондент Значимые другие Поколение в целом Граждане России

Честность 1 1 8 5/6/7/8

Ответственность 2 4 5 4

Воспитанность 3 5 3 2

Образованность 4 3 1 1

Жизнерадостность 5 2 4 5/6/7/8

Независимость 6 6 2 5/6/7/8

Твердая воля 7 9 6 3

Самоконтроль (сдержанность) 8 12 15 15

Смелость в отстаивании своего мнения 9 8 7 10

Чуткость (заботливость) 10 11 17 12

Аккуратность 11 14 9 11

Исполнительность (дисциплинированность) 12 15 12 13

Широта взглядов 13/14 7 11 9

Эффективность в делах 13/14 10 10 5/6/7/8

Терпимость 15 13 16 14

Рационализм 16 16 13 16

Непримиримость к недостаткам в себе и других 17 18 18 18

Высокие запросы 18 17 14 17

Наибольшее расхождение в оценках получили следующие терминальные ценности: наличие хороших и верных друзей и счастливая семейная жизнь (значимы для респондента, но, по его мнению, гораздо менее значимы для его поколения и для россиян вообще). Как видим, это коллективистские ценности. Напротив, ценности индивидуализма — материально обеспеченная жизнь и продуктивная жизнь, по мнению респон-

дентов, менее значимы для них, чем для их ровесников и соотечественников. Следовательно, респонденты полагают, что они в большей степени являются представителями культуры коллективизма, чем окружающие.

Отдельный интерес представляет рейтинг ценностей в столбце «Значимые другие». Напомним, что это ответ на вопрос «Каковы, по Вашему мнению, ценности людей, с которыми Вам нравится общаться?» Соответственно, мы можем определить те ценности, которые респондент одобряет, хотя сам их не придерживается. К ним относятся уверенность в себе, активная деятельная жизнь, развлечения и творчество.

Итак, респонденты полагают, что значимые для них ценности честность, самоконтроль и чуткость не важны для их поколения, так же как и для граждан России в целом. Напомним, что все это ценности коллективистской культуры. Напротив, индивидуалистические ценности— независимость, образованность, эффективность в делах, рационализм и высокие запросы — менее значимы для опрошенных, чем для их сверстников и соотечественников (как считают сами опрошенные). Отметим те инструментальные ценности, которые респонденты не считают своими, но приветствуют их в других людях: это жизнерадостность, эффективность в делах и широта взглядов.

Учитывая общие тенденции, рассмотрим различия в ценностях и представления респондентов в зависимости от пола и учебного заведения респондентов (табл. 3-8).

Таблица 3

Рейтинги терминальных ценностей (курсанты)

Ценность Сам респондент Значимые другие Поколение в целом Граждане России

Здоровье (физическое и психическое) 1 1 1 2

Любовь 2 2 3 1

Счастливая семейная жизнь 3 5 4/5/6 5

Материально обеспеченная жизнь 4/5 10 2 3

Наличие хороших и верных друзей 4/5 3/4 7 9

Свобода (самостоятельность) 6 7 4/5/6 6

Интересная работа 7 8/9 9 8

Уверенность в себе 8 3/4 4/5/6 7

Активная деятельная жизнь 9 6 8 4

Жизненная мудрость 10 8/9 13 13

Развитие (работа над собой) 11 11 11 10

Познание 12 16 14 12

Общественное признание 13/14 13 15 15

Продуктивная жизнь 13/14 16 10 11

Счастье других 15 12 16 18

Развлечения 16 14 12 14

Т ворчество 17 15 17 16

Красота природы и искусства 18 18 18 17

Наибольшее расхождение наблюдается в оценках ценности наличие друзей. Она важна для опрошенных, но они не считают, что эта ценность значима для их ровесников и россиян в целом. С другой стороны, для этих групп более значимы материальный достаток и активная, деятельная, продуктивная жизнь, а также уверенность в себе — сами респонденты придают этим ценностям меньшее значение. К ценностям, которым курсанты симпатизируют, хотя разделяют их в меньшей степени, относятся уверенность в себе, активная деятельная жизнь и альтруистическое поведение («счастье других»). Обратимся теперь к инструментальным ценностям (см. табл. 4).

Ценность Сам респондент Значимые другие Поколение в целом Граждане России

Воспитанность 1 5 1 2/3

Ответственность 2 4 3 6

Честность 3 1 6/7 4

Образованность 4 2 2 2/3

Твердая воля 5 6/7 8 1

Жизнерадостность 6/7 3 4/5 5

Независимость 6/7 11 4/5 7/8

Самоконтроль (сдержанность) 8 10 11 11

Аккуратность 9 12 6/7 12/13

Смелость в отстаивании своего мнения 10 8/9 9 9/10

Исполнительность (дисциплинированность) 11 15 10 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность в делах 12 8/9 13 9/10

Терпимость 13 14 17 15

Чуткость (заботливость) 14 13 15 7/8

Широта взглядов 15 6/7 12 12/13

Рационализм 16 16 14 16

Непримиримость к недостаткам в себе и других 17 17 18 17

Высокие запросы 18 18 16 18

В этом списке трудно выделить общие тенденции. Остановимся на ценностях респондентов в сравнении с ценностями их поколения (по мнению респондентов). Наиболее конфликтными являются следующие значимые для курсантов ценности: честность, твердая воля, самоконтроль и терпимость; юноши считают, что их поколению в меньшей степени присущи эти черты, нежели им самим. Напротив, образованность, широта взглядов, рационализм и высокие запросы больше характеризуют поколение респондентов, нежели их лично. К качествам, одобряемым опрошенными, относятся честность, образованность, жизнерадостность, эффективность в делах и широта взглядов.

Анализ данных исследования показал, что тип учебного заведения значительно обусловливает различия в ценностных ориентациях. Мы полагаем, что это связано с воспитательной системой, которая в военном учебном заведении более влиятельна, чем в гражданском. Систематическое и комплексное воспитательное воздействие сказывается и на социальном самочувствии респондентов: результаты опроса по шкале социальной фрустрированности Л. И. Вассермана показали, что курсанты чувствуют себя значительно менее фрустрированными, чем студенты1.

Рассмотрим ценности и представления юношей — студентов гражданского вуза (см. табл. 5, 6).

Студенты полагают, что их ровесники и, в широком смысле, их соотечественники менее внимательно относятся к таким ценностям, как наличие друзей и познание. Напротив, по мнению респондентов, для этих групп гораздо более значима ценность материального достатка, продуктивной жизни, а также развлечений. Отметим ценности, которые респонденты приветствуют в людях, хотя сами их не придерживаются: это уверенность в себе, творчество, жизненная мудрость и счастье других.

1 Средний балл курсантов равен 2,23 (соответствует ответу «скорее удовлетворен»), тогда как у студентов он равен 2,56 (соответствует ответу «затрудняюсь ответить»).

Ценность Сам респондент Значимые другие Поколение в целом Граждане России

Любовь 1 2 2 3/4

Здоровье (физическое и психическое) 2 6 4 3/4

Наличие хороших и верных друзей 3 5 8 7/8/9

Свобода (самостоятельность) 4 3 5 7/8/9

Счастливая семейная жизнь 5 13 11 2

Активная деятельная жизнь 6 1 6 10

Материально обеспеченная жизнь 7 12 1 1

Интересная работа 8/9 7 9 6

Уверенность в себе 8/9 4 3 7/8/9

Развитие (работа над собой) 10 9 12 11

Познание 11 15/16 13/14 14

Жизненная мудрость 12 10 16 12

Продуктивная жизнь 13 15/16 7 5

Т ворчество 14 8 15 15

Развлечения 15 11 10 13

Счастье других 16 14 17 16

Общественное признание 17 17 13/14 17

Красота природы и искусства 18 18 18 18

Обратимся к инструментальным ценностям (см. табл. 6).

Таблица 6

Рейтинги инструментальных ценностей (студенты)

Ценность Сам респондент Значимые другие Поколение в целом Граждане России

Честность 1 1 12 4/5/6

Жизнерадостность 2 2 2 3

Ответственность 3 3 4/5/6 4/5/6

Независимость 4/5 5 1 7

Твердая воля 4/5 8/9 9 8

Воспитанность 6/7 10 4/5/6 2

Образованность 6/7 4 3 1

Широта взглядов 8 7 13 11

Самоконтроль (сдержанность) 9 12/13 14/15 16

Чуткость (заботливость) 10 11 18 13

Эффективность в делах 11 8/9 11 4/5/6

Аккуратность 12/13 14 10 12

Смелость в отстаивании своего мнения 12/13 6 4/5/6 14/15

Терпимость 14 12/13 16 10

Исполнительность (дисциплинированность) 15 15 14/15 9

Рационализм 16 16 8 14/15

Непримиримость к недостаткам в себе и других 17 18 17 18

Высокие запросы 18 17 7 17

Здесь мы можем видеть значительные расхождения, прежде всего, в представлениях респондента о себе и о своем поколении, причем эти расхождения касаются 10 из 18 предложенных ценностей. Студенты уверены, что значимые для них ценности —

честность, твердая воля, широта взглядов, сдержанность и чуткость — не находят понимания и признания у сверстников. Напротив, опрошенные считают, что их поколение придерживается ценностей, которым сами респонденты придают меньшее значение: независимость, образованность, смелость в отстаивании своего мнения, рационализм и высокие запросы. Особенно огромен разрыв в оценке ценности честность: 1-е место в личном списке респондентов, 6-е — в списке ценностей россиян и 12-е — в списке ценностей поколения. Это означает, что респонденты исполнены недоверия к окружающим, а доверие, согласно Ф. Фукуяма и П. Штомпке,—важнейшее условие социального прогресса и экономического процветания общества [5].

Анализ списка ценностей в графе «Значимые другие» показывает, кому респонденты симпатизируют. Отметим, кстати, что четыре важнейшие ценности в графах «Сам респондент» и «Значимые другие» совпадают, а это означает позитивное самоотно-шение респондентов. К тем ценностям, которых респонденты не придерживаются, но одобряют, относятся образованность и смелость в отстаивании своего мнения.

Рассмотрим ценности и представления студенток (см. табл. 7, 8).

Таблица 7

Рейтинги терминальных ценностей (студентки)

Ценность Сам респондент Значимые другие Поколение в целом Граждане России

Любовь 1 1 2 4

Здоровье (физическое и психическое) 2 4 6 2

Счастливая семейная жизнь 3 8 11 5

Наличие хороших и верных друзей 4 3 9 10

Материально обеспеченная жизнь 5 9 1 1

Уверенность в себе 6 5 3 7

Интересная работа 7 7 7 3

Свобода (самостоятельность) 8 6 4 8

Активная деятельная жизнь 9 2 5 6

Развитие (работа над собой) 10 10/11 13 12

Жизненная мудрость 11 12 16 14

Счастье других 12 17 17 17

Познание 13 16 15 15

Продуктивная жизнь 14 13/14 12 9

Развлечения 15 10/11 8 13

Т ворчество 16 15 14 16

Общественное признание 17 13/14 10 11

Красота природы и искусства 18 18 18 18

Здесь также расходятся оценки многих ценностей: девушки считают, что ценности, важные для них, — здоровье, счастливая семейная жизнь, наличие друзей, развитие личности, жизненная мудрость, счастье других (то есть ценности коллективизма) — менее значимы для их сверстников и соотечественников; эти группы, в свою очередь, значительно выше, чем респондентки, оценивают материальный достаток, уверенность в себе и самостоятельность, активную деятельную жизнь, развлечения и общественное признание. Последние три из перечисленных ценностей респондентки одобряют в окружающих, хотя не считают их свойственными себе.

Проведем анализ рейтингов инструментальных ценностей в представлении студенток (см. табл. 8).

Ценность Сам респондент Значимые другие Поколение в целом Граждане России

Жизнерадостность 1 1 4/5 7/8

Честность 2 2 12 9

Образованность 3 3/4 2 1

Воспитанность 4/5 6 9 6

Ответственность 4/5 5 7 5

Независимость 6 3/4 1 3

Чуткость (заботливость) 7 10/11 17/18 17

Терпимость 8 12 15 11

Смелость в отстаивании своего мнения 9 8 3 10

Твердая воля 10 10/11 4/5 4

Дисциплинированность 11/12 15 13 12/13

Эффективность в делах 11/12 9 6 2

Широта взглядов 13/14 7 8 7/8

Самоконтроль (сдержанность) 13/14 14 14 12/13

Аккуратность 15 13 16 15

Рационализм 16 16 11 14

Непримиримость к недостаткам в себе и других 17 18 17/18 18

Ввысокие запросы 18 17 10 16

Данные показывают, что в сфере инструментальных ценностей и представлений студенток тоже достаточно расхождений. Так, респондентки значительно выше (чем, по их мнению, окружающие) оценивают такие качества, как жизнерадостность, честность, воспитанность, чуткость и терпимость. Напротив, они считают менее значимыми те качества, которые, в их представлении, предпочитает их поколение и граждане России в целом, — твердую волю, эффективность в делах, широту взглядов и высокие запросы. В теории ценностей Ш. Шварца эти ценности, очевидно, принадлежат к кругу индивидуалистических. Причем симпатию у респонденток вызывают широта взглядов и эффективность в делах. Отметим, что, как и в случае с юношами-студентами, налицо кризис доверия к поколению и согражданам: ценность честность занимает 2-е место в личном списке опрошенных, тогда как, по мнению девушек, их ровесники расположили бы ее на 12-м, а соотечественники — на 9-м.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный анализ явно показывает, что в настоящее время в ценностном мире учащейся молодежи складывается следующая ситуация. Сами респонденты в основном придерживаются ценностей, которые, по классификации Сорокина, относятся к идеалистическим, по шкале индивидуализма Хофстеде — расположены ближе к полюсу коллективизма, словом, более характерны для восточной культуры. Одновременно респонденты полагают, что россияне в целом и сверстники в частности уже переключились на ценности демократического общества западного типа, которые П. Сорокин относил к чувственной культуре, а Хофстеде — к индивидуалистической. К тому же данные исследования показывают, что большей частью эти ценности не вызывают симпатии у респондентов. Такая ситуация неминуемо порождает недоверие к окружающей социальной среде, повышает социальную напряженность, способствует процессам ато-мизации общества.

Однако существует ряд ценностей, которые респондентам симпатичны, хотя и не свойственны. К ним относятся терминальные ценности — уверенность в себе, активная деятельная жизнь, счастье других и инструментальные жизнерадостность, эффек-

тивность в делах, широта взглядов, образованность. С учетом вышесказанного нам представляется перспективным акцентировать внимание именно на этих качествах при формировании молодого гражданина новой России. Они не имеют ярко выраженной индивидуалистической направленности, которая, очевидно, плохо совместима с российским менталитетом. «Вера в демократию и рынок, которую поддерживают “демократы” в России, имеет чисто рассудочный характер и не обеспечена социальными привычками, необходимыми для создания единой политической организации»,—доказательно утверждает Ф. Фукуяма [5, с. 581]. Он же показывает, что путь западных стран не является единственным путем социально-экономического развития. Для процветания общества необходимы в первую очередь установление отношений доверия и развитие гражданского общества как совокупности промежуточных институтов между индивидом и государством. Следовательно, целью государственной молодежной политики должно являться всемерное создание условий для развития социально компетентной и активной личности, отличающейся высокой правовой культурой, владеющей востребованной профессией (что является основой уверенности в себе), обладающей широким кругозором и уважением к честному труду.

Литература

1. Gouveya V., Ros M. Hofstede and Schwartz’s models for classifying individualism at the cultural level: their relation to macro-social and macro-economic variables // Psicothema. 2000. Vol. 12. Suppl. Р. 25-33.

2. Schwartz Sh., Melech G., Lehmann A., Burgess S., & Harris M. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // Journal of Cross Cultural Psychology. 2001. Vol. 32. N 5. Р. 519-542.

3. Гирько А. А. Влияние российского менталитета на правовое сознание граждан в современных условиях: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. 21 с.

4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 543 с.

5. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004. 730 с.

Статья поступила в редакцию 29 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.