Научная статья на тему 'Коллега, начальник, товарищ. Памяти Евгения Николаевича Давид-Хана'

Коллега, начальник, товарищ. Памяти Евгения Николаевича Давид-Хана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
276
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калинин Александр Алексеевич

Памяти Евгения Николаевича Давид-Хана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллега, начальник, товарищ. Памяти Евгения Николаевича Давид-Хана»

Потери науки

Вестник ДВО РАН. 2005. № 1

А.А.КАЛИНИН

Коллега, начальник, товарищ

Памяти Евгения Николаевича Давид-Хана

Проводить в последний путь неожиданно ушедшего из жизни Евгения Николаевича Давид-Хана в солнечный сентябрьский день собралось много народа. Пришли из институтов и других учреждений Академгородка, приехали на личных или служебных машинах или электричкой, добирались пешком. Его кончина, как ни печален повод, свела вместе людей, которые знали друг друга в прежние, советские, времена по общей работе в разных газетах, на радио и телевидении - в первую, конечно, очередь, и в других организациях, которые, казалось бы, никаким образом к средствам массовой информации, как именуют поле нашей журналистской деятельности, не относятся. И объяснение этому заключено в биографии Евгения Николаевича. Ведь за 54 года, из которых лет 20 все же нужно отнять на вхождение в жизнь, он прошел интересную и очень своеобычную

Е.Н.Давид-Хан (второй справа) в коллективе редакции газеты «Дальневосточный ученый». Август 1988 г. на ул. Тигровой

КАЛИНИН Александр Алексеевич - корреспондент газеты «Дальневосточный ученый».

дорогу, которая привела его в конце концов на вершину трудового и творческого профессионализма.

Женя родился во Владивостоке 27 июня 1950 г. Он сам мне не рассказывал -другие растолковывали его сложную и редкую фамилию так: будто бы предки его служили при русском после в Персии Александре Сергеевиче Грибоедове, который, по сути, был сослан туда после долгого выяснения, какое отношение он мог иметь к восстанию офицеров-дворян на Сенатской площади Петербурга 14 декабря 1825 г. и Черниговского полка на Украине 29 декабря 1825 г. - 3 января 1826 г. Как известно, в результате заговора персидских и английских кругов в Тегеране А.С.Грибоедов был убит персидскими религиозными фанатиками, и произошел погром всего русского посольства. Кто успел и смог - избежал участи А.С.Грибо-едова, перебравшись в среднеазиатские пределы русской империи или на христианский Кавказ. Среди спасшихся были якобы и далекие предки Евгения Николаевича, со временем приобретшие фамилию, как бы свидетельствующую об их разной в разные времена конфессиональной принадлежности...

В шестнадцать лет Евгений закончил восемь классов и в сентябре шестьдесят шестого года устроился учиться автослесарному делу в одном из грузовых автохозяйств Владивостока. Школьную программу продолжил осваивать в школе вечерней. В семнадцать лет вступил в комсомол. Автослесарному делу он обучился. Но ему, рассказывают, не совсем по душе было ковыряться под автомобилями да еще в холодных смотровых ямах. К тому же сам приморский город, кипевший тогда рыбацкой публикой и приезжавшими со всех концов СССР на путину студенческими отрядами и наполненный рассказами о длинном рубле и романтике еще вроде бы таких далеких Курил с их рыбацкой столицей островом Шикотаном, не говоря об открытом океане, не мог не позвать юношу на эти пути-дороги. С весны шестьдесят седьмого Евгений Давид-Хан более года работает электриком на судах «Красногорск» и «Баскунчак», прежде чем возвратиться все же к сухопутной работе электромонтером передвижной телевизионной станции. В шестьдесят девятом он получает аттестат о среднем образовании. И тут подоспело время службы в армии. Тогда от нее не уклонялись так, как ныне, поскольку отслужить положенный срок в Вооруженных Силах СССР для любого юноши считалось делом мужского достоинства: армию народ любил и уважал. Старшее поколение приморцев может вспомнить, какие содержательные выпуски для воинов-дальневосточников и тихоокеанцев звучали на волнах Приморского радио в программе «Слушай, воин, слушай, солдат!».

Солдат Евгений Давид-Хан проходил службу старшим писарем организационного отдела в одной из воинских частей.

Будучи уволенным в запас, Евгений становится слушателем подготовительного отделения Дальневосточного государственного университета и поступает на первый курс отделения журналистики в 1973 г. В студенческие же годы, как записано в его трудовой книжке, «три года 10 месяцев и 28 дней непрерывно» прослужил в органах внутренних дел Приморского крайисполкома, а именно пожарным.

Так что жизни наш коллега, затем начальник сотрудников редакции газеты «Дальневосточный ученый», а далее, до последнего дня своего, наш товарищ учился не только и не столько по учебникам.

После получения университетского диплома по специальности «журналистика» Евгений Николаевич более десяти лет работал в Приморском радиокомитете. Со многими сотрудниками этой организации он познакомился еще юношей, работая электромонтером радиотелецентра. В телерадиокомитете занимал должности редактора, старшего редактора, заведовал отделом. Передачи радио-

станции «Тихий океан», предназначавшиеся в первую очередь для советских рыбаков на всех широтах Мирового океана, в годы работы Евгения Николаевича слушались с большим вниманием и интересом и всеми сухопутными дальневосточниками.

Оттуда Евгений Николаевич пришел в Дальневосточный научный центр Академии наук СССР. Уже коммунистом. Это произошло в апреле 1988 г. Кто-то из наших читателей, видимо, еще помнит, что до этого времени с первого номера, а именно с 4 января 1974 г., газету «Дальневосточный ученый» вел пишущий эти строки. На эту должность в конце семьдесят третьего года сначала организовать, а потом и редактировать газету Приморский крайком КПСС пригласил меня. Еще ранее тот же крайком «выписал» меня из Москвы, где я заканчивал факультет журналистики МГУ, и я работал несколько первых лет в Спасске-Дальнем, а после Спасска более десяти лет в одной из лучших межрайонных газет Приморского края - «Восход», в городе Арсеньеве. Эта газета была дважды участником Выставки достижений народного хозяйства СССР. Пятеро ее сотрудников получили бронзовые медали ВДНХ, а меня еще наградили и дипломом Госкомиздата при Совете Министров РСФСР. Так что Евгений Николаевич пришел в «Дальневосточный ученый» не на пустое место и не в слабую газету. Конечно, могли возникнуть определенные трения между редактором отстраненным и редактором назначенным. Сегодня я могу, не кривя душой, сказать: ничего такого не было. Более чем за полтора года совместной работы между нами - редактором бывшим и новым - не было ни одной стычки. Никто из нас не давал для этого повода. Не было никакой неприязни. Потому что Евгения Николаевича прежде всего интересовали профессиональные способности его сотрудников, и он старался делать прежде всего содержательную газету, к тому же вдвое увеличившую свой объем и значительно - тираж. Содержательная сторона «Дальневосточного ученого» занимает меня и поныне. При Евгении Николаевиче по итогам ежегодного творческого конкурса «Пером публициста» Приморской журналистской организации была отмечена премией серия моих очерков, рядового журналиста «Дальневосточного ученого», посвященных выборам народных депутатов СССР.

В октябре 1989 г. наш коллега и редактор оставил стены редакции, которая тогда занимала вместе с управлением капитального строительства Дальневосточного отделения АН СССР цоколь девятиэтажки на улице Тигровой, на круче над Спортивной гаванью Амурского залива: Евгения Николаевича позвал к себе крайком КПСС заведовать сектором печати и телерадиовещания. И эта работа была Евгению Николаевичу по плечу. Меня огорчило одно: как можно бросать газету для ученой публики, передавая ее в руки тогда не дисциплинированного человека и идти в крайком КПСС?

Этот период в послужном списке Евгения Николаевича, думается, самый смутный и, конечно, не яркий, как и само то время, когда первые руководители страны под «басни о перестройке» в открытую громили весь Советский Союз и становой хребет прежде всего - Россию. К счастью, Евгений Николаевич выплыл из того дурманного словесного идеологического омута и достиг спасительного острова - он вернулся в Дальневосточное отделение Академии наук СССР. Евгений Николаевич был назначен в сентябре 1991 г. Президиумом нашего академического Отделения на должность директора-организатора научного издательства ДВО РАН, а с 5 декабря того же года и до 19 сентября 2004 г. - дня внезапной кончины в служебной командировке в Корейской Народно-Демократической Республике - был директором издательства «Дальнаука» ДВО РАН. Он заступил на эту должность, когда немало научных трудов дальневосточных ученых печаталось еще на ротапринтной технике.

Нельзя не упомянуть, что в период образования ДВНЦ усилиями академиков Авенира Аркадьевича Воронова, Алексея Викторовича Жирмунского, Андрея Ивановича Крушанова, издателей Михаила Филипповича Магуты, Галины Филипповны Низяевой, Раисы Лукьяновны Збродько был заложен фундамент для полнокровной издательской деятельности научного центра. В печатном цехе стояли офсетные машины «Ромайор-313», «Ксерокс-1000», свето- и термокопировальные аппараты. Обслуживали их опытные печатники, например Нина Даниловна Борщ имела 20 лет стажа печатника, окончила Ленинградский полиграфический техникум и была Отличником полиграфии СССР. Редакционно-издательский отдел был укомплектован квалифированным издательским персоналом. В 1975 г. было принято Постановление бюро Президиума АН СССР о централизации всего издательского дела. В 1976 г. был завершен переход на нормативы Госкомиздата СССР. В 1975 г. в ДВНЦ опубликовано 82 названия, в 1976 г. уже 140 названий до 500 тысяч листов-оттисков. В 1976 году РИО ДВНЦ посетили председатель РИСО АН СССР академик А.Л.Яншин и ученый секретарь РИСО Е. С. Лихтенштейн, они дали высокую оценку работе Редакционно-издательского отдела. В 1982 г. Президиум ДВНЦ направил ходатайство в ЦК КПСС об учреждении уставного научного издательства.

И вот здесь трудовой, руководящий и творческий опыт, приобретенный Евгением Николаевичем Давид-Ханом за четверть века, расцвел в полную силу. Евгений Николаевич по праву, и довольно скоро, вошел в число руководителей - лидеров своего дела, а уважение к нему знавших его людей, их оценка деловых и человеческих качеств, его таланта возросли необычайно высоко. И даже когда между собой в каком-то разговоре, вызванном частным поводом, переходили на личность Евгения Николаевича, вывод делался один: ну у этого начальника плохо работать не будешь. Он знает свое дело и от своего не отступит. В конце концов он прав -его начальственная суровость ведь только ради пользы дела. Побольше бы таких руководителей.

И то, что Президиум Дальневосточного отделения Академии наук ходатайствовал перед правительством РФ отметить заслуги издателя Евгения Николаевича Давид-Хана государственной наградой, и он эту награду успел получить, свидетельствует, что руководство Отделения высоко ценило работу Евгения Николаевича, как и все ученые, чьи труды были напечатаны «Дальнаукой». «Е.Н.Давид-Хан основатель и бессменный директор издательства “Дальнаука”, обеспечивающего широкомасштабную публикацию научных работ в первую очередь 35 институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук, - говорилось в представлении на Евгения Николаевича чиновникам по наградам РФ.- На всех этапах становления и развития издательства Давид-Хан Е.Н. добивался высокой стабильности и продуктивности работы. Благодаря его усилиям издательство выросло в предприятие с полноценной полиграфической базой, способное выполнить полный цикл современной полиграфии. Услугами “Дальнауки” пользуется значительное число предприятий и организаций Приморского края. Ныне издательство бесспорно занимает ведущее положение в книгоиздании Дальнего Востока, имеет высокий рейтинг среди академических издательств нашей страны. Постоянное внимание Давид-Хана Е.Н. к качеству художественного и технического оформления выдвинуло “Дальнауку” в число приоритетных издательств Дальнего Востока и обеспечивает ему конкурентоспособность.

Личной заслугой Евгения Николаевича руководство Отделения считает ежегодное наращивание выпуска научных публикаций. Несмотря на сложности выпуска

и реализации специфической научной литературы, число изданных монографий за последние пять лет выросло более чем наполовину, объем учетно-издательских листов увеличился в два раза».

Успешная финансово-хозяйственная деятельность издательства - это тоже заслуга Евгения Николаевича. Он грамотно строил отношения со сторонними организациями, включая и зарубежные. В конце 1990-х годов Е.Н. Давид-Хану удалось обновить полиграфическую базу издательства. По его инициативе были заключены выгодные договора на поставку импортной техники. Техническое переоснащение «Дальнауки» позволило практически отказаться от услуг центральных издательств, даже издательства «Наука». А наше издательство получило признание отечественных и зарубежных издателей. Оно неоднократно становилось одним из лидеров российского книгоиздания, о чем сообщал журнал «Книжный бизнес». Оно получило диплом Московского книжного салона «Деловая книга», специальную премию журнала «Новая книга». На Дальневосточной книжной выставке-ярмарке «Печатный двор» книги, изданные «Дальнаукой», неизменно отмечаются за их издательскую культуру, высокий уровень художественного оформления и полиграфического исполнения. Коллектив высококвалифицированных специалистов, обеспечивающий эффективное взаимодействие структурных подразделений издательства, - также заслуга Евгения Николаевича. Его книгоиздательская деятельность внесла значительный вклад в укрепление научного потенциала Дальнего Востока России.

Исполняющий обязанности председателя комитета по культурным связям с заграницей Корейской Народно-Демократической Республики, председатель организационного комитета Пхеньянской международной ярмарки научно-технической литературы Мун Чхвэ Чхор говорит: «За эти два года, когда Евгений Николаевич Давид-Хан познакомился с нашей страной, он как крупный специалист в журналистике и полиграфии на Дальнем Востоке отдал свои искренние усилия успешному проведению Пхеньянской международной ярмарки научно-технической литературы. Он по-человечески искренне любил Корею и корейский народ, внося свой вклад в развитие дружественных отношений между корейским и российским народами. Мы любили его за это, мы скорбим, и мы будем помнить его как нашего друга».

...Евгений Николаевич Давид-Хан был нашим коллегой-журналистом, начальником - нашим редактором и нашим товарищем более 15 лет, если только вести отсчет от времени прихода его на работу в наше академическое Отделение. Коллегой талантливым, редактором требовательным и справедливым, товарищем добрым и милосердным.

Мир его праху, и долгая о нем память.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.