Научная статья на тему 'Количественный анализ эффективности развития воспитательной системы вуза'

Количественный анализ эффективности развития воспитательной системы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВУЗА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ЯДРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА / EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGH SCHOOL / MODELING / MODEL OF HIGH SCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM / MATHEMATICAL MODEL OF AN AXIOLOGICAL-SEMANTIC CORE OF THE HIGH SCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Молоканова Елена Анатольевна

В статье описывается опыт построения математической модели ценностно-смыслового ядра воспитательной системы вуза и применения ее для проведения качественного анализа эффективности развития воспитательной системы учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quantitative analysis of the high school educational system development efficiency

In the article experience of construction of mathematical model of an axiological-semantic kernel of the high school educational system and its application for carrying out of the qualitative analysis of educational institution educational system development efficiency is described.

Текст научной работы на тему «Количественный анализ эффективности развития воспитательной системы вуза»

УДК 371

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ анализ эффективности развития ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА

© Л.Н. Макарова, Е.А. Молоканова

Ключевые слова: воспитательная система вуза; моделирование; модель воспитательной системы вуза; математическая модель ценностно-смыслового ядра воспитательной системы вуза.

В статье описывается опыт построения математической модели ценностно-смыслового ядра воспитательной системы вуза и применения ее для проведения качественного анализа эффективности развития воспитательной системы учебного заведения.

Теория воспитательных систем является одним из интереснейших направлений современной педагогики. Ее основы заложены усилиями сотрудников лаборатории воспитательных проблем коллектива НИИ ОПВ АПН СССР, а потом - научного центра современных проблем воспитания института теории образования и педагогики РАО РФ. Понятие «воспитательная система» прошло длительный путь развития. Оно было обосновано и введено в научный оборот в работах таких известных ученых, как Л.И. Новикова и А. Т. Куракин, Л.И. Селиванова, В.А. Караковский.

Воспитательная система выступает как основополагающее условие для эффективного социального воспитания, т. е. создания условий для эффективного развития и ценностных ориентаций членов организации. Опираясь на концепцию социального воспитания, сформулированную научной школой А.В. Мудрика, социальное воспитание рассматривается как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специальной воспитательной организации. В качестве такой воспитательной организации можно рассматривать любое учебное заведение, в том числе и вуз.

Одним из основных факторов эффективного социального воспитания является погружение субъектов воспитания в субкультуру учебного заведения за счет принятия ими ценностей и смыслов ее ценностносмыслового ядра, определяющих приоритетное направление воспитания, т. к. позитивный характер социального воспитания «сводится к обмену, продуцированию и освоению ценностей» субкультуры, т. е. к ценностно-смысловому самоопределению субъектов воспитательной системы в субкультуре образовательного учреждения (А.В. Мудрик).

Кроме того, воспитательная система вуза выполняет свои воспитательные функции, то есть влияет на относительно социально контролируемую социализацию студентов постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (преподаватели) референты (значимы) для него [1]. Взаимодействие со значимыми субъектами воспитательной системы вуза (преподавателями) приводит к

принятию студентами ценностей данной воспитательной системы.

Эффективность социального воспитания напрямую зависит от эффективности воспитательной системы любого образовательного учреждения. Одним из методов повышения ее эффективности является педагогическое моделирование. Анализ педагогической и социологической литературы позволяет сделать вывод о сложности и многоаспектности проблемы моделирования воспитательной системы образовательного учреждения (Л. И. Новикова, В. Е. Степанов).

Определив модель воспитательной системы вуза как многомерную двухуровневую семиотическую систему, выступающую как элемент в процессе моделирования, моделирование воспитательной системы вуза представляется методом построения аналогов моделируемого объекта, позволяющим исследовать различные явления и процессы, происходящие внутри и вне системы, методом выработки вариантов управленческих решений, на основе использования которых повышается эффективность воспитательной системы вуза. Моделирование в таком случае организуется как многоэтапный процесс.

В данном ракурсе, опираясь на идею многоуровневого моделирования, воспитательная система вуза может быть представлена как двухуровневая модель (И.П. Лебедева, И.Д. Пехлецкий, В.Э. Штейнберг), каждый из уровней которой может рассматриваться как относительно самостоятельная модель. Внешний уровень двухуровневой модели, отражая целостный объект моделирования, может быть представлен в виде логико-смысловой модели воспитательной системы вуза. Внутренний уровень модели отражает системообразующий элемент объекта моделирования и может быть представлен в виде математической модели ценностносмыслового ядра воспитательной системы вуза, являющейся основой для дальнейшей формализации логико-смысловой модели. Вместе с тем, математическая модель ценностно-смыслового ядра воспитательной системы вуза может выполнять диагностические функции.

Таким образом, возникла необходимость в поиске оптимального математического объекта, наиболее чув-

ствительно отражающего состояние целостной системы и изменения, происходящие в ней. В качестве такого математического объекта выбрано и-мерное векторное пространство (К1). Выбор осуществлен в результате изучения возможностей использования векторных пространств в моделировании социальных и педагогических объектов и процессов, представленных в работах Е.Ю. Артемьевой, Л.Н. Макаровой, И. А. Шаршова [2; 3].

В процессе построения модели объектам математической структуры (векторам пространства) были атрибутированы характеристики специфических ценностей ценностно-смыслового ядра воспитательной системы вуза. В итоге элементами рассматриваемого пространства Я" являются векторы X, где і - порядковый номер объекта - ценности ценностно-смыслового ядра, и -количество ценностей (размерность пространства). Векторы исходного набора испытуемых автоматически «являются» точками такого пространства. Координаты точек численно характеризуют степень принятия испытуемым соответствующих атрибуций, т. е. характеристик специфических ценностей воспитательной системы вуза.

Для определения необходимой совокупности в качестве основополагающей эмпирической методики использована методика исследования системы ценностных ориентаций личности М. Рокича. Результаты обрабатывались с помощью кластерного и корреляционного анализа (ППСП SPSS-13). Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить иерархию ценностей и смыслов испытуемых, т. к. доминирующая направленность ценностных ориентаций личности четко фиксируется как определенная жизненная позиция на момент исследования по уровню вовлеченности в субкультуру образовательного учреждения. Размерность пространства, образованного векторами, поставленными в соответствие предъявленным ценностям, выяснялась факторизацией матрицы корреляции между шкалами ценностей, присущих значимым носителям воспитательной системы - преподавателям. В конечном итоге каждый вектор задает подпространство вторично коррелирующих ценностей ценностносмыслового ядра воспитательной системы.

В конечном виде математическая модель ценностно-смыслового ядра воспитательной системы вуза представляет собой трехмерное ценностно-смысловое векторное пространство, координатные оси которого соответствуют группам ценностей ценностно-смыслового ядра воспитательной системы вуза, координаты точек пространства отображают потенциальное принятие испытуемым характеристик специфических ценностей воспитательной системы вуза. В общем виде математическая модель ценностно-смыслового ядра представлена на рис. 1.

Показатель по каждому вектору трехмерного пространства в дальнейшем является средним арифметическим показателей многомерного пространства, соответствующих каждому кластеру. Так как в опроснике ценностно-смысловых ориентаций субъектов воспитательной системы каждой характеристике соответствует десятибалльная шкала, а в математической модели ценностно-смыслового ядра воспитательной системы военного вуза максимальное значение принятия ценности равно одному, и каждой оси модели соответствует разное количество ценностно-смысловых характери-

стик, общее количество которых - восемь, то возникает необходимость пересчета результатов опросов для более оптимального оперирования ими в процессе формулирования выводов. Пересчет производится по формуле (1):

І X

У = -і=1—,} = 1, 2, 3. і 10 • и

(1)

где и - количество ценностно-смысловых характеристик, входящих в отдельный кластер; х- - результаты, соответствующие входящим в отдельный кластер и ценностно-смысловым характеристикам; У^ - новое числовое значение координаты по каждой оси математической модели ценностно-смыслового ядра воспитательной системы вуза.

Точка в пространстве с координатами (1; 1; 1) соотносится с максимальным принятием каждой ценности ценностно-смыслового ядра воспитательной системы ее носителями (преподавателями) и называется точкой эталонного принятия ценностей ценностносмыслового ядра воспитательной системы вуза. Динамику изменения ценностно-смыслового самоопределения субъектов в процессе социализации в вузе отображает индивидуальная траектория субъекта воспитательной системы вуза. При этом эффективность системы интерпретируется как приближение конечной точки траектории субъекта к точке (1; 1; 1), т. е. через уменьшение расстояния между этими точками, что позволяет наиболее чувствительно отслеживать изменения в воспитательной системе и планировать управляющие воздействия.

Возможности применения математической модели ценностно-смыслового ядра воспитательной системы вуза для повышения эффективности воспитательной системы образовательного учреждения апробировалась в Тамбовском высшем военном авиационном инженерном училище радиоэлектроники.

В табл. 1 представлены показатели принятия ценностей и смыслов субкультуры групповыми субъектами (курсантскими взводами) в конце каждого года обучения и в течение первого курса на начальном этапе эксперимента.

3 группа

ценностей

Рис. 1. Математическая модель ценностно-смыслового ядра воспитательной системы вуза

Таблица 1

Динамика ценностно-смыслового самоопределения (констатирующий эксперимент)

Курс Мера 1 2 3 4 5

«0» курс (до присяги) середина учебного года конец учебного года

Откло- нение точки эталон- ного принятия ценно- стей хаотическое распределение ценностей (1-3 ценности совпадают) хаотическое распределение ценностей (4-6 ценностей совпадают) 0,91 (ценностно-смысловое ядро курсантов совпадает с ценностно-смысловым ядром воспитательной системы военного вуза) 0,75 0,69 0,61 0,52

Применена анкета из 36 ценностей Применена анкета из 8 ценностей

Полученные результаты могут быть интерпретированы следующим образом: на момент начала исследования наблюдается постепенное приближение средних изображающих точек взводов курсантов всех курсов к точке эталонного принятия ценностей. То есть индивидуальные траектории испытуемых приближаются к точке эталонного принятия ценностей воспитательной системы военного вуза.

На фоне всех курсов выделяется первый, т. к. наглядно представляет этап адаптации в военном вузе. Первоначально ценностно-смысловое ядро первокурсников состоит из ценностей, отличных от ценностей воспитательной системы, т. к. они пришли в вуз из других реальностей, и теперь происходит адаптация к новой реальности в ходе взаимодействий со значимыми субъектами воспитательной системы (офицерами) -носителями субкультуры, в ходе которой курсанты принимают ценности воспитательной системы за свои. В свою очередь, средние изображающие точки пятикурсников еще далеки не только от эталонной точки принятия ценностей, но и от средних точек группы испытуемых офицеров и преподавателей. Кроме того, достаточно медленно происходит процесс адаптации первокурсников к новой педагогической реальности военного вуза.

Глубокий анализ результатов исследования ценностно-смыслового ядра воспитательной системы военного вуза и перенос их количественных характеристик на математическую модель показывают, что расстояние от средних изображающих точек ценностно-

смыслового ядра группы испытуемых офицеров и преподавателей до точки эталонного принятия ценностей не превышает 0,3. Следовательно, область пространства, ограниченная частью сферической поверхности с центром в точке (1; 1; 1) и радиусом Я = 0,3 и плоскостями х = 1, у = 1, г = 1, соответствует максимально возможному принятию ценностей ценностно-

смыслового ядра воспитательной системы военного вуза, т. к. характеризует принятие ценностей и смыслов субкультуры военного вуза ее носителями.

Средние изображающие точки ценностно-

смыслового ядра взводов курсантов, адаптировавшихся в субкультуре военного вуза, принадлежат области пространства, ограниченной частями двух сферических поверхностей с центром в точке (1; 1; 1) и радиусами Я = 0,3 и Я = 0,8 и плоскостями х = 1, у = 1, г = 1. Средние изображающие точки ценностно-смыслового ядра

взводов курсантов, проходящих процесс адаптации в субкультуре военного вуза, либо вообще не попадают в данное векторное пространство (на начальном этапе), т. е. ценности и смыслы курсантов не пересекаются с ценностями и смыслами ценностно-смыслового ядра воспитательной системы военного вуза, либо попадают в область пространства, ограниченную частью сферической поверхности с центром в точке (1; 1; 1) и радиусом Я = 0,8 и плоскостями х = 0, у = 0, г = 0, х = 1, у = 1, г = 1. К концу обучения на первом курсе расстояние от точки эталонного принятия ценностей до средних изображающих точек не менее 0,8.

Исходя из вышесказанного, в исследовании введена шкала оценивания отклонений от точки эталонного принятия ценностей ценностно-смыслового ядра воспитательной системы, соответствующая уровню ценностно-смыслового самоопределения индивидуального субъекта воспитательной системы: 1 - область субъектов, адаптирующихся в субкультуре военного вуза (более 0,8); 2 - область субъектов, адаптировавшихся в субкультуре военного вуза (от 0,3 до 0,8); 3 - область носителей субкультуры военного вуза (от 0 до 0,3). Визуально полученные результаты представлены на рис. 2.

Государственно патриотические ценности

(1)

Область

адаптирующихся субъектов

ИМ-

(2)

Область

адаптировавшихся субъектов

г—--(3 ) Область ^ ь. носителей

• ■ ^ субкультуры

(пи)

I

Военно-

профессио-

нальные

ценности

Нравственно-

гуманистические

ценности

Рис. 2. Модель ценностно-смыслового самоопределения индивидуальных субъектов воспитательной системы военного вуза

Таблица 2

Динамика ценностно-смыслового самоопределения индивидуальных субъектов воспитательной системы военного вуза

Объект анализа Ценностно-смысловое самоопределение курсантов 1 курса

до эксперимента после эксперимента

«0» курс (до присяги) середина учебного года конец учебного года «0» курс (до присяги) середина учебного года конец учебного года

й о в о 1 Ё I s см- ено оп і І ск ок ен Це хаотическое распределение ценностей (1-3 ценности совпадают) хаотическое распределение ценностей (4-6 ценностей совпадают) 0,91 хаотическое распределение ценностей (1-3 ценности совпадают) 0,97 0,81

Ценностно-смысловое самоопределение индивидуальных субъектов

до эксперимента после эксперимента

курсанты (1 курс) курсанты (5 курс) руковод., офицерско- препод. состав курсанты (1 курс) курсанты (5 курс) руковод., офицерско- препод. состав

0,91 0,52 0,З0 0,81 0,27 0,11

В результате проведения педагогического эксперимента выявилась определенная динамика приближения траектории субъектов системы к области носителей субкультуры военного вуза, а именно к точке эталонного принятия ценностей математической модели ценностно-смыслового ядра воспитательной системы (табл. 2)

Приближение к точке эталонного принятия ценностей ценностно-смыслового ядра воспитательной системы средних изображающих точек группы офицеров и преподавателей свидетельствует о положительном воздействии на их субъективные реальности рефлексии логико-смысловой модели воспитательной системы военного вуза. Этот показатель свидетельствует также о приобретении умения использования модели в процессе управления воспитательной системой учебного заведения.

Из вышесказанного следует, что моделирование воспитательной системы военного вуза обеспечивает целостную систему способов управленческих воздействий, позволяющих своевременно и оперативно ликвидировать дестабилизирующие ситуации в системе, тем самым повысить ее эффективность. Следовательно, вышеперечисленные педагогические способы моделирования воспитательной системы военного вуза действительно способствуют развитию эффективной воспитательной системы данного учебного заведения, т. е. обеспечивают переход ее на новый качественно более высокий уровень развития.

Практическая значимость построенной математической модели ценностно-смыслового ядра воспитательной системы военного вуза выражается в том, что она представлена в виде, доступном для использования руководящим составом учебного заведения и обеспечивает более качественную количественную диагностику состояний данной системы. Таким образом, при-

менение математического моделирования необходимо для усиления роли количественной оценки эффективности воспитательной системы вуза. В целом двухуровневая модель воспитательной системы вуза позволяет некоторые вопросы развития и управления системой отражать и делать доступными для планирования управляющих воздействий и управления системой на основе количественного анализа. Следует учесть, что полученные результаты могут служить базой для дальнейших теоретических и практических разработок в области изучения аспектов моделирования эффективных воспитательных систем образовательных учреждений любого тапа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2002. С. 14.

2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999. С. 32-56.

3. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Содержательно-смысловые модели профессионально-личностного становления преподавателя и студента // Профессионально-личностное становление преподавателя и студента. Москва; Тамбов, 2006. С. 67-87.

Поступила в редакцию 1 июня 2009 г.

Makarova L.N., Molokanova E.A. Quantitative analysis of the high school educational system development efficiency. In the article experience of construction of mathematical model of an axiological-semantic kernel of the high school educational system and its application for carrying out of the qualitative analysis of educational institution educational system development efficiency is described.

Key words: educational system of high school; modeling; model of high school educational system; educational system of high school; mathematical model of an axiological-semantic core of the high school educational system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.