Научная статья на тему 'Когнитивный ресурс слова в аспекте здоровья человека'

Когнитивный ресурс слова в аспекте здоровья человека Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
295
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВО / РЕСУРС / КОГНИТИВНЫЙ / КОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / СОЗНАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / БИБЛИОТЕРАПИЯ / WORD / RESOURCE / COGNITIVE / COGNITIVE STRUCTURES / EFFECT / MIND / HEALTH / BIBLIOTHERAPY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Майорова О. А.

В статье рассматривается слово как специфический ресурс, заключающий в себе мощный энергетический потенциал, используемый в медицинской практике. Раскрываются когнитивные возможности слова как источника возбуждения в нашем сознании многочисленных ассоциаций и когнитивных структур, воздействующих на ментальную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Майорова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE RESOURCE OF A WORDIN AN ASPECT OF HUMAN HEALTH

The article views a word as a specific resource including an impressive energetic potential which is used in medical practice. Cognitive possibilities of a word are shown as a source evoking in our minds various associations and cognitive structures effecting mental sphere.

Текст научной работы на тему «Когнитивный ресурс слова в аспекте здоровья человека»

7. Рожинская, Л.Я. Соли кальция в профилактике и лечении остеопороза//Остеопороз и остеопатии. - 1998. —№1. - С. 43-47.

8. Яковлева, Е.С. Ближайшие и отдаленные результаты хирургического лечения первичного гиперпаратиреоза: автореф. дис. „.канд. мед. наук. — СПб., 1997.

9. Brandi, ML, Gagel, RF, Angeli, A, etal. Guidelines for diagnosis and therapy of MEN type 1 and type 2. J ClinEndocrinolMetab 2001; 86:5658.

10. Bilezikian, JP, Potts, JT Jr, Fuleihan, Gel-H, et al. Summary statement from a workshop on asymptomatic primary hyperparathyroidism: a perspective for the 21st century. J Bone Miner Res 2002; 17 Suppl 2:N2., Diagnosis and Management of Primary Hyperparathyroidism Endocrine practice. 2005, v11, №1:49-54

11. Burgess, JR, David, R, Parameswaran, V, et al. The outcome of subtotal parathyroidectomy for the treatment of hyperparathyroidism in multiple endocrine neoplasia type 1. ArchSurg 1998; 133:126.

12. Chow, CC, Chan, WB, Li, JK, et al. Oral alendronate increases bone mineral density in postmenopausal women with primary hyperparathyroidism. J ClinEndocrinolMetab 2003; 88:581.

13. Diagnosis and Management of Primary Hyperparathyroidism Enocrine practice. 2005, v11, №1:49-54

14. Goodman W.G., Frazao J.M., Turner D.A., et al. A calcimimetic agent lowers plasma parathyroid hormone levels in patients with secondary hyperparathyroidism. KidneyInt 2000; 58:436.

15. Ljunghall, S, Jakobsson, S, Joborn, C, et al. Longitudinal studies of mild primary hyperparathyroidism. J Bone Miner Res 1991; 6 Suppl 2:S111.

16. Locker, FG, Silverberg, SJ, Bilezikian, JP. Optimal dietary calcium intake in primary hyperparathyroidism. Am J Med 1997; 102:543.

17. Lundgren, E, Szabo, E, Ljunghall, S, et al. Population based case-control study of sick leave in postmenopausal women before diagnosis of hyperparathyroidism. BMJ 1998; 317:848.

18. Lundgren, E, Ljunghall, S, Akerstrom, G, et al. Case-control study on symptoms and signs of "asymptomatic" primary hyperparathyroidism. Surgery 1998; 124:980.

19. McAllion, SJ, Paterson, CR. Psychiatric morbidity in primary hyperparathyroidism. Postgrad Med J 1989; 65:628.

20. Marcus R., Modvig P., Crim M. et al. Conjugated estrogens in the treatment of post menopausal women with hyperparathyroidism // Ann. Inter. Med. - 1984. - Vol. 100. - P. 633-640.

21. Mai H.D., Sanowski R.A. Regression of duodenal gastrinomas in a patient with multiple endocrine neoplasia type I after parathyroidectomy. GastrointestEndosc 1992; 38:706.

22. Muldowney F. P., Freaney R., Muldowney E. P. et al. Hypercalciuria in parathyroid disorders: effect of dietary sodium control // Am. J. Kidney. Dis. - 1991. - Vol. 17. - P. 323-329.

23. Norton, JA, Cornelius, MJ, Doppman, JL, et al. Effect of parathyroidectomy in patients with hyperparathyroidism, Zollinger-Ellison syndrome, and multiple endocrine neoplasia type I: A prospective study. Surgery 1987; 102:958.

24. Potts JT, Jr et al (eds): Proceedings of the NIH Consensus Development Conference on Diagnosis and Management of Asymptomatic Primary Hyperparathyroidism. J Bone Miner Res 6(Suppl 2):S1, 1991.

25. Parker, CR, Blackwell, PJ, Fairbairn, KJ, Hosking, DJ. Alendronate in the treatment of primary hyperparathyroid-related osteoporosis: a 2-year study. J ClinEndocrinolMetab 2002; 87:4482.

26. Reasne^ A., Stone M. D., Hosking D. J. Acute changes in calcium homeostasis during treatment of primary hyperparathyroidism with risedronate // J. Clin. Endocrinol. Metab. - 1993. - Vol. 77. - P 1067-1071.

27. Rossini, M, Gatti, D, Isaia, G, et al. Effects of oral alendronate in elderly patients with osteoporosis and mild primary hyperparathyroidism. J Bone Miner Res 2001; 16:113.

28. Silverberg S.J., Bilezikian J.P. Evaluation and management of primary hyperparathyroidism. J ClinEndocrinolMetab 1996; 81:2036.

29. Silverberg S.J., Shane E., Jacobs T.P., et al. A 10-year prospective study of primary hyperparathyroidism with or without parathyroid surgery. N Engl J Med 1999; 341:1249.

30. Silverberg S. J., E. Shane, T. P. Jacobs, E. Siris, J. P. Bilezikian A 10-year prospective study of primary hyperparathyreoidism with or without parathyroid surgery // The New England Journal of Medicine.-1999.-Vol.341(17).- P. 1249-1256

31. Salti G.I., Fedorak I., Tashiro T., et al. Continuing evolution in the operative management of primary hyperparathyroidism. Arch Surg 1992; 127:831.

32. Sosa, JA, Powe, NR, Levine, MA, etal. Thresholds for surgery and surgical outcomes for patients with primary hyperparathyroidism: A national survey of endocrine surgeons. J ClinEndocrinolMetab 1998; 83:2658.

33. US Department of Health and Human Services. Diagnosis and management of asymptomatic primary hyperparathyroidism. Indications for surgical treatment. NIH consensus statement 1990; 8(7): 1-18.

34. Wilson, RJ, Rao, DS, Ellis, B, et al. Mild asymptomatic primary hyperparathyroidism is not a risk factor for vertebral fractures. Ann Intern Med 1988; 109:959.

УДК 81

© О. А. Майорова, 2012

О.А. Майорова

КОГНИТИВНЫЙ РЕСУРС СЛОВА В АСПЕКТЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Уфа

В статье рассматривается слово как специфический ресурс, заключающий в себе мощный энергетический потенциал, используемый в медицинской практике. Раскрываются когнитивные возможности слова как источника возбуждения в нашем сознании многочисленных ассоциаций и когнитивных структур, воздействующих на ментальную сферу.

Ключевые слова: слово, ресурс, когнитивный, когнитивные структуры, воздействие, сознание, здоровье, библиотерапия.

O.A. Mayorova

COGNITIVE RESOURCE OF A WORDIN AN ASPECT OF HUMAN HEALTH

The article views a word as a specific resource including an impressive energetic potential which is used in medical practice. Cognitive possibilities of a word are shown as a source evoking in our minds various associations and cognitive structures effecting mental sphere.

Key words: word, resource, cognitive, cognitive structures, effect, mind, health, bibliotherapy.

О том, что слова языка заключают в себе мощный энергетический потенциал, свидетельствует весь духовно-исторический опыт человечества, зафиксированный в священных книгах и древних текстах, а в нашу эпоху это находит подтверждение в ходе научных изысканий и экспериментов.

Одним из первых слово не с языковой, а с философской точки зрения исследовал выдающийся русский философ А.Ф. Лосев, который писал: «Я почти первый в русской философии не лингвистически и не феноменологически, но диалектически обосновал слово и имя как орудие живого социального общения и вскрыл живую и трепещущую стихию слова (выделено мной. - О.М.), подчинивши ей другие, более отвлеченные, в частности логические и лежащие в основе науки моменты»[5: 33-34]. В наши дни лингвисты-когнитивисты отмечают, что отдельно взятое слово может быть прочитано как текст, т. е. как некая иерархическая система значений, образов, символов с открытыми границами для дальнейшего генерирования смыслов и интерпретации значений. В современной лингвистике признается, что «с описательной точки зрения даже отдельно взятое слово является не элементарным атомом, а целым космосом, требующим своего поэлементного анализа» [3: 103]. Продолжая эту мысль, выдающаяся исследовательница языка нашего времени Е.С. Кубрякова подчеркивает, что «текст существует как источник излучения, как источник возбуждения в нашем сознании многочисленных ассоциаций и когнитивных структур (выделено мной. - О.М.) (от простых фреймов до гораздо более сложных ментальных пространств и возможных миров)» [4: 80].

Воздействие живого слова (в широком смысле как речевое воздействие в процессе общения) на состояние здоровья человека известно с древнейших времен, а в настоящее время активно используется в терапевтической практике, что находит отражение во множестве оригинальных пособий, книг и учебников, авторы которых, опираясь на прогрессивный опыт отечественной и зарубежной психологии и психолингвистики, предлагают ряд оздоровительных методик, связанных с речевым воздействием. Отметим прежде всего работы видного отечественного психолога, психиатра, психотерапевта В.Н. Мясищева, который, описывая и систематизируя социально-психологические ситуации, имеющие личностно-формирующее значение, рассмотрел психологические условия, которые усили-

вают или, наоборот, ослабляющие эффект воздействия участников общения друг на друга. Особое внимание В.Н. Мясищев обратил на результаты словесного воздействия: «Слово оказывается мощнейшим физиологическим фактором, способным, как показывают биотоки, изменять до патологической степени деятельность мозга. При этом ... индивидуальное значение [слова], вплоть до физиологического действия как возбудителя, обусловлено индивидуальной историй исследуемого, историй его отношений и переживаний» [8: 96]. В этой связи нельзя не упомянуть также монографии известного отечественного нейропсихолога А. Р. Лурии [6], в которых автор в развитии идей Л. С. Выготского [1] рассматривает нейроп-сихологические данные о разных формах нарушения понимания речи при локальных поражениях мозга с представлениями о структуре и функциях речи.

В качестве свежего примера сошлемся на книгу [9], которая содержит широкий спектр современных научно достоверных знаний из области психологии и народной медицины, основанных на методе лингвопсихологического кодирования. Вот заслуживающие внимания рассуждения по этому поводу: "В начале мира было Слово: Господь сказал, и все сотворилось по Слову Его. Потому что Слово суть Дело. Отсюда пословицы: «сказано - сделано», а также и «слово не воробей, вылетит - не поймаешь!». Или не вернешь, потому что по каждому слову сотворяется что-то. И что именно сотворено, зависит от этого слова - хорошим оно было или плохим. С точки зрения древних религий и верований, слово есть лишь некая земная, хотя и бестелесная оболочка дела, совершаемого в мире запредельном, потустороннем, нечеловеческом и таинственном (все случаи выделения принадлежат автору. - О.М.) [9].

В этом пособии даются полезные рекомендации по преодолению физического и нравственного страдания, много внимания уделяется морально-этическим аспектам саморегуляции и психолингвистических воздействий, с научных позиций исследуются образы подсознательного, механизмы и формы фобий. Поскольку огромный поток информации на данную тему нередко носит недобросовестный и спекулятивный характер, надо помнить, что Маргарита Александровна На-дель-Червинская - кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русского языка Силезского университета, специалист в области паремиологии, фразеологии, этносеман-тики, этимологии, метаязыковой картины ми-

ра, фольклора, культурологии, автор учебников, словарей, монографий, компьютерных курсов.

Очень модному и продуктивному направлению - нейролингвистическому программированию (НЛП) — посвящен фундаментальный труд Я. Макдермотта и соавторов (McDermott J. et. all) [7]. В предисловии к изданию говорится, что хотя НЛП может показаться «новой» наукой (ей лишь немногим более 20 лет «от роду»), самая существенная ее часть была осознана и применялась людьми на протяжении всей цивилизации. Предпосылки НЛП согласуются с принципами общения, духовного и эмоционального лечения, изложенного в древнем тексте на санскрите из Аюрведы («Наука жизни»), который был написан несколько тысячелетий назад! Многие современные терапевты отмечают, как удачно нейролингвистический процесс изменения согласуется с общей парадигмой духовного роста, преобразования и эволюции человека. Суть метода НЛП заключается в том, что обычно называют «моделированием» исследование тех мыслительных и поведенческих процессов, которые позволяют нам делать то, что мы делаем. В НЛП три основных элемента. Часть «нейро-» имеет отношение к неврологии — к тому, как нервная система поддерживает связи между нашим разумом и телом, «-лингвистическое» относится к языку — к тому, как мы воздействуем друг на друга и на самих себя с помощью языка, «программирование» указывает на повторяющиеся последовательности наших мыслей и действий, с помощью которых мы достигаем своих целей и получаем те последствия, к которым приводит наше поведение.

Обратим внимание на лингвистический аспект НЛП. Слова, как известно, выражают мысли, а мысли воздействуют на наше тело, иммунную систему и здоровье. Слова выражают наше внутреннее состояние и в точности отражают его в таких, например, фразах, как: это беспокойство просто поедает меня, это сводит меня с ума, обида гложет ее, это сжигает меня изнутри, это разрывает мне сердце, мое сердце обливается кровью, у меня кровь стынет в жилах и др. Эти привычные, навязчивые метафоры могут причинить вред. «Слова разрушают тело подобно волнам, размывающим утес», - образно пишет Я. Макдермотт. Роль и значение языка как кодирующей системы находит свое отражение во фразеологическом словарном фонде. Так, в русском языке используются такие пословицы, как: язык телу якорь; мал язык, да всем

телом владеет; мал язык - горами качает; языком, что рычагом; язык мой - враг мой: прежде ума (наперед ума) глаголет; от одного слова - навек ссора; худое слово доведет до дела; не ножа бойся, языка; бритва скребет, а слово режет; слово не стрела, а пуще стрелы разит; слово не обух, а от него люди гибнут; от языка не уйдешь; язык везде достанет; не пройми копьем, пройми языком!; что слово молвит, то рублем подарит; лучшеногою запнуться, нежели языком; ласковое слово и кость ломит [10]. Таким образом, используя язык, можно понять и построить модель своего состояния здоровья. Состояние, эмоции, мысли непосредственно влияют на наше физическое здоровье. Мир, создаваемый нами в голове, является «реальностью» для организма. В современной когнитивной лингвистике (наука о познании) одной из основных функций языка (наряду с коммуникативной, интерактивной, эмоциональной, фатиче-ской и др.) признается адаптивная функция. Языковая картина мира (термин психолингвистики), которая с детства формируется у ребенка путем подражания взрослым, есть не что иное, как карта (топос), по которой он ориентируется и руководствуется в своих поступках и действиях. Современные когнитивные исследования показывают, что в каждой культуре существуют «эталоны здоровья», которые, формируясь, дифференцируясь и видоизменяясь в процессе культурноисторического развития, отражают значимые представления о здоровье и болезни в языковой картине мира того или иного народа. «Здоровье» и «болезнь» могут рассматриваться в этом аспекте как специфические ментальные конструкты или концепты, отражающие этнопсихологическое своеобразие характерной для данного народа картины мира [11]. С другой стороны, существуют и общезначимые концепты «ЗДОРОВЬЕ», «БОЛЕЗНЬ», выступающие в качестве инвариантных социокультурных феноменов, не огранивающихся национальными рамками. В этой связи показательно слово велнес (англ. Wellness), недавно вошедшее в словари многих языков мира и обозначающее «сплав физического, духовного и эмоционального здоровья» [www.bodyculture.ru].Отрадно отметить, что проблема «язык - здоровье» становится объектом внимания врачей и общественных деятелей. Так, врач-маммолог М. Травкина и М. Кривенькая (переводчица) в статье «Слово лечит... или «Язык мудрых врачует» [12] очень образно пишут:

«. первый, кто встречает младенца в момент

его рождения, - доктор: новорожденный возвещает о своем появлении криком, и это - его первое Слово. Здравствуй, новый житель Земли! «Здравствуй!» - желаем мы ему здоровья, и он, подрастая вместе с этим пожеланием, будет передавать зашифрованную формулу здоровья окружающим его людям бессчетное количество раз». Закодированные пожелания телесного и духовного благополучия содержат в себе общечеловеческие механизмы мышления и духовного здоровья, помогают людям устанавливать позитивную атмосферу общения. Названные выше авторы рассматривают здоровье как баланс между душой, телом и окружающим миром, в силу чего языковые выражения в данной схеме являются «весовой мерой», той составляющей, которая способна перевесить в сторону здоровья или, наоборот, болезни.

В этой связи интерес представляют также данные «позитивной медицины», согласно которым позитивное психологическое состояние больных - фактор, способный сыграть решающую роль в процессе излечения от недуга.

В нашей стране развивается относительно новое направление, называемое библиотерапией, смысл которой заключается в том, что опыты использования чтения в лечебных, психологических и реабилитационных целях дают довольно интересные результаты. Специально подобранные работниками библиотек книги способны не только отвлечь больных от зацикленности на болезни, но также служить дополнительным корректирующим способом при лечении неврозов и других психических заболеваний. Так, работники Российской государственной детской библиотеки уже несколько лет сотрудничают с врачами ряда детских клиник, подбирая книги для детей, которые вынуждены подолгу

лежать на больничной койке. Многим из ребят, страдающим, например гемофилией, даже нельзя двигаться, так что книга подчас оказывается единственным способом поднять им настроение.

Но не только слова и тексты способны воздействовать на человека, но также и так называемые «наносмыслы» («наносемы»).

Идея о существовании наносмыслов (нано-сем) - мельчайших элементов человеческой мысли - была выдвинута Ж.А.Вардзелашвили [1]. Наносемы заряжены энергией, способной при данном соположении в тексте «вытолкнуть» образующийся смысл из глубинных пластов нашего подсознания и архипамяти, что является следствием трансформации в смысловой структуре системы [1: 59].

Особо следует остановиться на понятии «политкорректность» врачебной лексики. В медицине существуют понятия деонтология и медицинская этика, регулирующие отношения врача и пациента. Понятие политкорректность в основном касается врачебной лексики (типа инвалид, больной), несущей в себе негативный заряд. Политическая корректность языка выражается в стремлении найти новые способы языкового выражения взамен тех, которые задевают чувства и достоинства индивидуума, ущемляют его человеческие права привычной языковой бестактностью и/или прямолинейностью в отношении расовой и половой принадлежности, возраста, состояния здоровья, социального [13].

С когнитивных позиций важен вывод о том, что если язык индивидуума (идиолект) - результат его индивидуального мышления, то язык народа - его «коллективная философия». Здоровье нации, в том числе, зависит от тех сил и образов, которые будут воплощаться через добрые и злые слова соответственно.

Сведения об авторе статьи:

Майорова Ольга Анатольевна, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка БГМУ. Адрес: г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: gamka1@yandex.ru.

ЛИТЕРАТУРА

Вардзелашвили, Ж. А. Наносемы как латеральный компонент значения слова //Acta linguistica. 2007.-Vol.1.-№1.- Sofia- P.55—62. Выготский, Л. С. Мышление и речь. - М., 1934.

Кибрик, А.Е. Константы и переменные языка. — СПб., 2003.

Кубрякова, Е.С. О тексте и критериях его определения // Структура и семантика. —М., 2001. Т. 1. — С. 80.

Лосев, А.Ф. Философия имени // Сочинения. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — С. 204.

Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М.: Либроком, 1998. — 256 c.

Макдермотт Ян, О' Коннор Джозеф. НЛП и здоровье. Использование НЛП для улучшения здоровья и благополучия: перев. с анг., А. Бродский. — СПб.: Изд-во «Библиотека А. Миллера», 1998. — 238 с.

8. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во ЛГУ,1960.— 426 с.

9. Надель-Червинская, М. А. Лингвопсихологический учебник здоровья. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — С. 37-38.

10. Пословицы русского народа: сборник В. Даля в 2 томах. - М.: «Художественная литература», 1989. Т. 1.— С. 355-364.

11. Филатов, Ф.Р. Представления о здоровье и болезни в древнерусской языковой культуре / Ф. Р. Филатов // Культурноисторическая психология. 2008.- №1, — C. 27-36.

12. Травкина, М., Кривенькая М. Слово лечит...или «Язык мудрых врачует» [Электронный ресурс] / М. Травкина, М. Кривенькая. — 2009 // [www.stolicadetstva.ru/articles/66]

13. Ter-Minasova, S. Language, Linguistics and Life (A View from Russia) - M., 1996. — Р. 120-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.