Научная статья на тему 'Когнитивные особенности фрейма-сценария «Дискредитация» в немецком политическом дискурсе (на примере политических дебатов)'

Когнитивные особенности фрейма-сценария «Дискредитация» в немецком политическом дискурсе (на примере политических дебатов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
610
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРЕЙМ-СЦЕНАРИЙ / ФРЕЙМ / СЦЕНАРИЙ / КОНЦЕПТ / ДИСКРЕДИТАЦИЯ / ФРЕЙМОВЫЙ АНАЛИЗ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / SCENE-FRAME / FRAME / SCENE / CONCEPT / DISCREDIT / FRAME-BASED ANALYSIS / CONCEPTUAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полатовская Ольга Сергеевна

В отличие от традиционных подходов к явлению дискредитации как к стратегии в политическом дискурсе или макро-речевому акту, в данной статье это явление рассматривается как фрейм-сценарий. В основу анализа особенностей фрейма-сценария «дискредитация», проводимого на материале немецких политических дебатов, легло представление о фрейме-сценарии как структуре представления знаний и типе концепта в когнитивной лингвистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE FEATURES OF THE SCENE-FRAME «DISCREDIT» IN GERMAN POLITICAL DEBATES

Unlike the traditional approach to discredit as a strategy of political discourse and a macro speech act, the present article views this phenomenon as a scene-frame. The analysis of the features of the scene-frame «discredit» revealed in German political debates is based on the idea that the scene-frame is a knowledge representation structure as well as a concept.

Текст научной работы на тему «Когнитивные особенности фрейма-сценария «Дискредитация» в немецком политическом дискурсе (на примере политических дебатов)»

[Текст] / С.Н. Плотникова, Е.Ф. Серебренникова // Вестник ИГЛУ. - 2013. - №1. - С. 183-189.

7. Серебренникова, Е.Ф. Аспекты аксиологического лингвистического анализа [Текст] / Е.Ф. Серебренникова // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография - М.: Тезаурус, 2011. - С. 7-26.

8. Серебренникова, Е.Ф. Многозначность в аспекте аттрактивности знака в коммуникации [Текст] / Е.Ф. Серебренникова // Многозначность языковых единиц в когнитивном аспекте: коллективная монография / отв.ред. Л.М. Ковалева; ред. С.Ю. Богданова, Т.И. Семенова. - Иркутск: ИГЛУ, 2013. - С. 158-168.

9. Серль, Дж. Классификация иллокутивных актов [Текст] / Дж. Серль // Новое в зарубежной лингвистике.- М.: Прогресс, 1986. - Вып. 17. - С. 170-194.

10. Уайтхед, А. Приключения идей [Текст] / А. Уайтхед. - М.: ИФРАН, 2009. - 192 с.

11. Успенский, Б.А. Семиотика искусства [Текст] / Б.А. Успенский. - М.: Языки русской культуры, 1995.

- 360 с.

12. Чудинов, А.П. Политическая лингвистика [Текст] / А.П. Успенский / Общие проблемы, метафора: учеб. пособие. - Екатеринбург: Флинта, 2003. - 194 с.

13. URL: http://politics.people.com.en/n/2013/1129/

c1001-23695883.html (дата обращения: 10.01.2014).

14. URL: http://cpe.people.eom.en/n/2013/1124/

c87228-23635774.html (дата обращения: 12.01.2014).

15. URL: http://www.people.eom.en/24hour/n/2013/ 1129/с25408-23698125.Ыш1 (дата обращения: 10.01.2014).

16. URL: http://polities.people.eom.en/n/2013/1129/ e1001-23695883.html (дата обращения: 11.01.2014).

17. URL: http://news.sina.eom.en/e/2013-10-16/1924 28451778^Ыш1 (дата обращения: 10.01.2014).

18. URL: http://news.163.eom/12/1115/12/8GBOUFK 90001124J.html (дата обращения: 12.01.2014).

УДК 81

ББК 81.055.1+81.432.4

О.С. Полатовская КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФРЕЙМА-СЦЕНАРИЯ «ДИСКРЕДИТАЦИЯ» В НЕМЕЦКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕБАТОВ)

В отличие от традиционных подходов к явлению дискредитации как к стратегии в политическом дискурсе или макро-речевому акту, в данной статье это явление рассматривается как фрейм-сценарий. В основу анализа особенностей фрейма-сценария «дискредитация», проводимого на материале немецких политических дебатов, легло представление о фрейме-сценарии как структуре представления знаний и типе концепта в когнитивной лингвистике.

Ключевые слова: фрейм-сценарий; фрейм; сценарий; концепт; дискредитация; фреймовый анализ; концептуальный анализ

O.S. Polatovskaya

COGNITIVE FEATURES OF THE SCENE-FRAME «DISCREDIT»

IN GERMAN POLITICAL DEBATES

Unlike the traditional approach to discredit as a strategy of political discourse and a macro speech act, the present article views this phenomenon as a scene-frame. The analysis of the features of the scene-frame «discredit» revealed in German political debates is based on the idea that the sceneframe is a knowledge representation structure as well as a concept.

Key words: scene-frame; frame; scene; concept; discredit; frame-based analysis; conceptual analysis

Политическая деятельность играет особую Средства, используемые при этом, позволяют роль в жизни общества. От определенной по- говорить об особом типе установки коммуни-литической позиции или ситуации зависит кации в политическом дискурсе - на конфрон-место страны на международной арене, ее тацию, конфликт. Одним из видов конфликт-взаимоотношения с другими государствами ного взаимодействия и является дискредита-и роль в деятельности мирового сообщества. ция, рассматриваемая в данной статье с точки Поэтому исследования в области политиче- зрения постулатов когнитивной лингвистики. ского дискурса являются неизменно важны- Проблематика исследования связана с от-ми. Данный тип дискурса направлен на то, сутствием единообразия в объяснении явле-чтобы внушить адресатам - гражданам - не- ния дискредитации: с одной стороны, данное обходимость правильных действий и оценок. явление традиционно рассматривается как

стратегия политического дискурса, с другой

- как макро-речевой акт, единое речевое образование, состоящее из одного или нескольких речевых актов. Исследование явления дискредитации как фрейма-сценария до сих не было предметом специальных исследований и актуально в связи с тем, что выполнено в рамках когнитивно-концептуального анализа, который в настоящий момент находится в центре внимания лингвистики. Изучение фреймов-сценариев и их роли в организации знаний человека дает ключ к раскрытию механизмов человеческой когниции, особенно механизмов языковой категоризации и концептуализации понятий и явлений окружающей действительности. Исследование фрейма-сценария «дискредитация» также актуально для современных лингвистических исследований в связи со спецификой социокультурной среды в мире, тенденцией к всестороннему изучению политического дискурса и повышенного интереса к политическим событиям.

Целью данной статьи является исследование понятия фрейм-сценарий, выявление его особенностей как структуры представления знаний и типа концепта, а также проведение фреймового и концептуального анализа фрейма-сценария «дискредитация» на примере дебатов немецких политических деятелей Грегора Гизи, Юргена Триттина и Райнера Брю-дерле.

Когнитивная лингвистика занимается изучением формирования и представления знаний в языке. Структуры, являющиеся способом представления знаний и помогающие описать типизированные ситуации, могут называться фреймом (Winograd (1975), Charniak (1979)), сценарием (Abelson & Shank (1977)), схемой (Bartlett (1932)), сценой (Fillmore (1977)), когнитивной моделью (Lakoff & Johnson (1980)), фреймом-сценарием (Л.М. Минский (1979)) и др. Из приведенных выше терминов в данной работе рассматриваются следующие: «фрейм-сценарий», «фрейм» и «сценарий». Сходство наименований позволяет говорить об их близости, однако следует разобраться в их различиях и преимуществах термина «фрейм-сценарий» по сравнению с двумя другими.

Основоположниками подхода, рассматривающего фрейм-сценарий как структуру представления знаний, были американские ученые в области искусственного интеллек-

та. М.Л. Минский, выступивший создателем самого термина, характеризовал его как типовую структуру для некоторого действия, события, включающую характерные элементы этого действия и непосредственно связанную с ситуацией. Так, фрейм-сценарий «день рождения ребенка» состоит из следующих элементов (узлов): одежда (воскресная, самая лучшая), подарок (должен понравиться).

Согласно Р. Шенку и Р Абельсону, фрейм-сценарий включает элементы, отождествляемые с наиболее характерными вопросами, связанными с ситуацией, ответы на которые были бы полезны для понимания данной ситуации. Исследуемое явление в данном случае представляет собой набор вопросов, которые нужно задать относительно некоторой гипотетической ситуации, и способов ответа на них. Для фрейма-сценария «день рождения ребенка» можно говорить о следующих вопросах:

1) Что должны нaдеть гости? 2) Выбрaн ли подарок для ребенка? 3) Понрaвится ли ему подарок? 4) Где купить подaрок? 5) Где достать денег? и т.д.

Фрейм-сценарий является динамической структурой представления знаний. От статических динамические структуры представления знаний отличаются наличием базового элемента - элемента действия, а также темпоральных и каузальных связей между отдельными элементами [Иванова, 2005, с. 48].

К статическим структурам относятся фреймы, выступающие в качестве когнитивных единиц и лежащие в основе сценариев и фреймов-сценариев. Составной частью фрейма является слот, трактующийся как какой-то аспект его конкретизации, элемент ситуации.

Сценарий (или, как его еще называют, «скрипт») характеризуется определенной последовательностью событий, шагов и репрезентирует события, протекающие во времени и пространстве, где одна сцена сменяет другую, и все они объединены каузальными связями. Очевидно сходство сценария с фреймом-сценарием. Однако важным отличием понятий, согласно С.В. Ивановой и

О.Е. Артемовой, является привязанность последнего к контексту конкретной ситуации, что подтверждается также А.Н. Барановым и Д.О. Добровольским, которые определяют фрейм-сценарий как свойственную той или иной отдельно взятой ситуации совокупность

процедур, типичных для функционирования объекта или для того или иного действия [Иванова, 2005, с. 48].

Преимущество термина «фрейм-сценарий» по сравнению с терминами «фрейм» и «сценарий» заключается в том, что первый как бы объединяет в себе значения двух других и является более объемным понятием. С одной стороны, фрейм-сценарий состоит из фрей-

В качестве способа реализации фрейма-сценария «дискредитация» используются различные лексические, грамматические и стилистические средства. Одним из лексических средств является экспрессивная лексика с эксплицитно выраженной негативной оценкой, с оттенком иронии или пренебрежения. Так, в политических дебатах Юрген Триттин прямо обвиняет своего оппонента Райнера Брюдерле во лжи:

Sie lügen! [Der TV-Dreikampf..., 2013]

И далее:

Er weiß es besser. Er sagt uns die Unwahrheit. [Der TV-Dreikampf., 2013].

На что Р Брюдерле заявляет, что его оппонент рассказывает сказки, что является лишь более вежливым способом сообщить о неискренности своего противника:

Ich möchte die Märchenstunde beenden. [Der TV-Dreikampf., 2013].

мов и характерных для него слотов, с другой

- имеет определенную темпоральную структуру.

Вслед за теорией М. Минского, на основе анализа дебатов немецких политических деятелей Г. Гизи, Ю. Триттина и Р. Брюдерле во фрейме-сценарии «дискредитация» можно выделить структуру, представленную в табл. 1.

Р. Брюдерле прибегает к лексическим средствам дискредитации, когда характеризует мнение и мысли Ю. Триттина как неверные и ошибочные:

Ihre Denke ist fundamental falsch! [Der TV-Dreikampf., 2013].

На грамматическом уровне дискредитация проявляется в использовании отрицательных конструкций (особенно если они повторяются неоднократно). Например:

An dieser Stelle sage ich Ihnen, sie können nicht wirtschaften. [Der TV-Dreikampf., 2013].

На стилистическом уровне употребляются стилистические повторы, усиливающие значение слов оратора и придающие им весомость. Так, критикуя черно-желтую коалицию ХДС и СДП, Юрген Триттин прибегает к параллельным синтаксическим конструкциям. Например:

Таблица 1

субъект кто? Грегор Гизи Юрген Триттин Райнер Брюдерле

предикат дискредити рует

способ как? - лексические средства (экспрессивная лексика с эксплицитно выраженной негативной оценкой, с оттенком иронии или пренебрежения, оскорбительная лексика); - грамматические средства (отрицательные конструкции); - стилистические средства (ирония, гипербола, метафора, эмфатический повтор, параллельные синтаксические конструкции)

объект кого? оппонентов: Г. Гизи дискредитирует Ю. Триттина и Р Брюдерле, Ю. Триттин - Г. Гизи и Р. Брюдерле, Р Брюдерле - Г. Гизи и Ю. Триттина

каузатор по какой причине? за что? чтобы внушить адресатам необходимость политически правильных действий и оценок и в дальнейшем победить на выборах

адресат аудитория (граждане)

Die wirtschaftliche Lage in Deutschland ist gut, die Lage für viele Menschen ist nicht

gut... Das ist kein gutes Zeichen. [Der TV-Dreikampf..., 2013].

Также фрейм-сценарий «дискредитация» характеризуется следующей разворачивающейся во времени структурой (темпоральная структура):

1) введение в ситуацию, ознакомление с существующей проблемой;

2) негативная характеристика действий, слов дискредитируемого (по возможности с приведением числовых, статистических данных);

3) описание положительного влияния собственных действий (по возможности с приведением числовых, статистических данных).

Иллюстрацией к первому компоненту сценария «введение в ситуацию, ознакомление с существующей проблемой» может послужить следующий пример, описывающий неприглядное экономическое состояние страны:

Wir haben 8 Millionen Menschen im Niedriglohnsektor. Wir haben übrigens zum ersten mal seit 20 Jahren einen Einstieg von Treibhausgasen.und 100 Milliarden neue Schulden... [Der TV-Dreikampf., 2013].

Для второго компонента сценария «негативная характеристика действий, слов дискредитируемого» особенно характерно использование уже перечисленных ранее средств выражения дискредитации:

Die wirtschaftliche Lage in Deutschland ist gut, die Lage für viele Menschen ist nicht gut... Das ist kein gutes Zeichen [Der TV-Dreikampf., 2013].

Третий компонент «описание положительного влияния собственных действий» можно проиллюстрировать следующим примером:

Р. Брюдерле: Zurück zu den Fakten: (Wir) zusätzlich investieren, in Europa kräftig investieren, kommun helfen... [Der TV-Dreikampf., 2013].

Изучение когнитивной организации дискурса предполагает осмысление ряда центральных понятий: концепт, фрейм, сценарий, ментальное пространство и т.д. Связь данных понятий определяется исследователями по-разному. Так, например, беря за основу работы Ж. Фоконье, Дж. Лакоффа и ряда других исследователей, О.Л. Михалева выстраива-

ет своего рода иерархические отношения и связывает понятия «концепт» и «фрейм» с понятием «ментальное пространство», представляющее собой совокупность концептов, структурированных посредством фреймов. При этом дискурс - вербализация ментального пространства, ментальное пространство -совокупность концептов, концепт воплощается фреймом, а сценарий - упорядоченная последовательность действий, обеспечивающая выбор набора слотов из структурирующего определенный концепт фрейма. Согласно другой точке зрения (З.Д. Попова, И.А. Стернин, А.П. Бабушкин, Н.Н. Болдырев), фреймы, сценарии, представления и т.п. являются типами концепта.

З.Д. Попова и И.А. Стернин выделяют такие типы концептов, как представления, схемы, понятия, фреймы, сценарии, гештальты.

Н.Н. Болдырев разграничивает следующие типы концептов: мыслительные картинки, схемы, фреймы, сценарии, гиперонимы, ин-сайты и калейдоскопические концепты. А, к примеру, М.В. Никитин определяет фрейм как род сложного концепта, объединяющего некоторое множество более простых концептов; аналогично обстоит дело с понятиями скрипта и сценария с той разницей, что фрейм соотносят со статикой, а скрипты-сценарии относят к динамике, изменению объектов [Никитин, 2004, с. 61].

Учитывая описанную выше близость терминов «фрейм-сценарий», «фрейм» и «сценарий», считаем целесообразным также характеризовать первое понятие как тип концепта. Благодаря такому подходу станет возможным концептуальный анализ фрейма-сценария, способный углубить представления об особенностях его функционирования и типичных характеристиках. Для начала следует определиться с трактовкой самого понятия концепт.

Данный термин является одним из основных понятий когнитивной лингвистики, прочно утвердившихся в научных трудах. Однако его широкое распространение не привело, тем не менее, к единству его трактовки.

Е.С. Кубрякова характеризует концепт как оперативную единицу памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, квант знания [Кубрякова, 1997, с. 90-92]; М.В. Пименова понимает под ним представление о фрагменте мира. С.Г. Воркачев опре-

деляет концепт как операционную единицу мысли [Воркачев, 2004, с. 51-52]; В.В. Красных - как самую общую, максимально абстрагированную, но конкретно репрезентируемую сознанию идею предмета в совокупности всех валентных связей, отмеченных национальнокультурной маркированностью. З.Д. Попова, И.А. Стернин определяют концепт как дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету [Попова, 2007, с. 34]. Несмотря на различия в определениях концепта, в них есть общее - понимание того, что он является дискретной, объемной по смыслу единицей мышления или памяти, отражающей культуру народа.

Рассмотрение фрейма-сценария в качестве типа концепта делает возможным его концептуальный анализ, что, впрочем, осложняется отсутствием общепринятой методики его проведения. В лингвистической науке существуют различные схемы анализа, однако в данной работе будет использоваться план, приведенный в работе З.Д. Поповой и И.А. Стернина «Когнитивная лингвистика», авторы которой пытались дать наиболее полную схему концептуального анализа. Согласно З.Д. Поповой и И.А. Стернину, выделяются следующие основные этапы семантико-когнитивного анализа концептов:

1. Построение номинативного поля концепта.

2. Анализ и описание семантики языковых средств, входящих в номинативное поле.

3. Когнитивная интерпретация результатов описания семантики языковых средств - выявление когнитивных признаков, формирующих исследуемый концепт как ментальную единицу.

4. Описание содержания концепта в виде перечня когнитивных признаков.

Построение номинативного поля концепта представляет собой установление и описание

совокупности языковых средств, номинирующих концепт и его отдельные признаки. Данная единица всегда представлена различными языковыми знаками, а разные авторы выражают один и тот же концепт разными языковыми средствами. При построении номинативного поля концепта можно ориентироваться на выявление его прямых номинаций - ключевого слова и его синонимов, в результате чего будет установлено ядро номинативного поля.

Построение номинативного поля фрейма-сценария «дискредитация» начинается с выявления прямых номинаций фрейма-сценария

- с построения его ядра. На основе лексикографических источников (Duden Wörterbuch) было выделено ядро, включающее следующие единицы: die Diskreditierung, der Verruf. Перечисленные ниже единицы составляют синонимическое расширение данного фрейма-сценария: Demütigung, Diffamierung,

Herabwürdigung, Kränkung, Nachrede, Rufmord.

Второй этап анализа представлен семантическим описанием единиц выделенного номинативного поля. На этом этапе значения единиц номинативного поля представляются в виде набора отдельных семантических компонентов, что также осуществляется с помощью лексикографических источников.

die Diskreditierung - diskreditieren, in Verruf bringen, Ruf schaden, abträglich sein;

der Verruf - schlechten, das Gerede, üblen, zweifelhafter Ruf;

die Demütigung- Verletzung, erniedrigen, Stolz verletzen;

die Diffamierung - in üblen Ruf bringen, verleumden;

die Herabwürdigung - verletzen, nicht mit Respekt;

die Kränkung -Verletzung der Gefühle oder des Selbstgefühls;

die Nachrede - übel, unzutreffende Äußerungen;

der Rufmord - böswillig, Schädigung. Когнитивная интерпретация результатов описания семантики языковых средств демонстрирует когнитивные признаки, формирующие исследуемый концепт как ментальную единицу. Для выявления когнитивных призтаков, представленных теми или иными семантическими компонентами или значениями, используется описание значений языковых единиц, номинирующих концепт. Разные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

синонимы актуализируют разные аспекты/ стороны концепта. Близкие по содержанию или совпадающие семы, выделенные в единицах номитативного поля концепта, обобщаются - сводятся к одному признаку.

На основе анализа семантических компонентов можно выделить следующие когнитивные признаки фрейма-сценария «дискредитация»:

- schaden;

- erniedrigen;

- Verleumdung;

- Stolz/Respekt/Ruf verletzen;

- unzutreffend;

- abträglich;

- böswillig.

Результаты концептуального анализа фрейма-сценария «дискредитация» позволяют говорить о макроструктурном составе данного фрейма-сценария, включающем интерпретационное поле - негативную оценочную зону -unzutreffend, abträglich, интенцию - böswillig, schaden, результат - Stolz/Respekt/Ruf verletzen, а также средства достижения - Verleumdung, erniedrigen.

Приведенные выше когнитивные признаки будут сопутствовать основным способам выражения дискредитации в тексте, приведенным выше, независимо от того, каким набором средств она будет представлена. Следует отметить, что рассматриваемые в данной статье выступления немецких политиков репрезентируют различные средства дискредита-

ции без прямой номинации анализируемого фрейма-сценария.

Анализ политических дебатов немецких политических деятелей позволяет выявить два дополнительных к уже перечисленным когнитивным признакам фрейма-сценария дискредитация - забота о стране/будущих поколениях и единение с народом.

Прибегая к дискредитации противника, политический деятель пытается найти поддержку своим словам и действиям за счет того, что его деятельность (в отличие от его оппонента) направлена на заботу о стране и последующих поколениях. Иллюстрируются данные признаки местоимениями множественного числа (wir, uns, unser), а также такими лексическими единицами, как (unser) Land, Jugendliche, Bildung. К примеру:

Wir müssen uns kümmern um das Klima. [Der TV-Dreikampf..., 2013].

Ich mache mich Sorge um unser Land. [Der TV-Dreikampf..., 2013].

Ю. Триттин также высказывается о необходимости заботиться об образовании, которое особенно важно для молодежи:

Wir müssen mehr Geldfür Bildung ausgeben. [Der TV-Dreikampf..., 2013].

Полученные результаты концептуального анализа фрейма-сценария (в частности, выявленные когнитивные признаки, табл. 2) дополнят табл. 1, характеризующую фрейм-сценарий «дискредитация» в анализируемых политических дебатах.

Таблица 2

субъект кто? Грегор Гизи Юрген Триттин Райнер Брюдерле

предикат дискредитирует

способ как? - лексические средства; - грамматические средства; - стилистические средства

объект кого? оппонентов

каузатор по какой причине? чтобы внушить адресатам необходимость политиче-

за что? ски правильных действии и оценок и в дальнейшем победить на выборах

адресат аудитория (граждане)

когнитивные оценочная зона - unzutreffend;

признаки - abträglich;

интенциональная зона - schaden; - böswillig;

Окончание табл. 2

когнитивные результат - Stolz/Respekt/Ruf verletzen;

признаки средства достижения - erniedrigen;

- Verleumdung;

дополнительные признаки - забота о стране, будущих поколениях;

-единение с народом

Таким образом, в данной статье явление дискредитации рассматривалось как фрейм-сценарий. Будучи структурой представления знаний, фрейм-сценарий «дискредитация» был определен как развивающаяся во времени динамическая структура, состоящая в исследуемых политических дебатах из определенных этапов: 1) введение в ситуацию, ознакомление с существующей проблемой; 2) негативная характеристика действий, слов дискредитируемого (по возможности с приведением числовых, статистических данных); 3) описание положительного влияния собственных действий (по возможности с приведением числовых, статистических данных). Анализ структуры фрейма-сценария «дискредитация» позволяет выявить следующие его компоненты: субъект, предикат, способ, объект, каузатор, адресат. С другой стороны, рассматриваемый в качестве типа концепта, фрейм-сценарий «дискредитация» был подвергнут концептуальному анализу. С использованием лексикографических источников были выделены его основные когнитивные признаки. В макроструктурном составе данного фрейма-сценария были выделены интерпретационное поле - негативная оценочная зона - unzutreffend, abträglich, интенция - böswillig, schaden, результат - Stolz/ Respekt/Ruf verletzen, а также средства достижения - Verleumdung, erniedrigen. На основе контекстуального анализа - анализа политических дебатов - также были выявлены дополнительные когнитивные признаки - забота о стране и будущих поколениях, единение с народом. Результаты анализа были занесены в сводную таблицу, характеризующую особенности фрейма-сценария «дискредитация». Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что поставленная в ходе исследования цель была достигнута.

Библиографический список:

1. Айвазова, B.B. Когнитивное исследование фрейма-сценария «благодарность» в различных видах англоязычного и немецкоязычного дискурса [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 I В.В. Aйвазова. - Сургут, 2010. - 171 с.

2. Bоркачев, С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт [Текст] I С.Г. Воркачев. - М.: Гнозис, 2004. -192 с.

3. Иванова, C.B. Сценарный фрейм как когнитивная основа текстов прецедентного жанра «лимерик» [Текст] I С.В. Иванова, О.Е. Aртемова II Вопросы когнитивной лингвистики. - Тамбов, 2005. - №3 (006). -С. 46-52.

4. Красных, B.B. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? [Текст] I В.В. Красных. - М.: Гнозис, 2003.

- 375 с.

5. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] I сост. Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянко-ва, Ю.Г. Панкрац. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 245 с.

6. Михалева, О.Л. Политический дискурс как сфера реализации манипулятивного воздействия [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 I О.Л. Михалева. - Иркутск, 2004. - 289 с.

7. Никитин, M.B. Развернутые тезисы о концептах [Текст] I М.В. Никитин II Вопросы когнитивной лингвистики, - Тамбов, 2004. - №1 (001). - С. 61.

В. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика [Текст] / З.Д. Попова, ИА. Стернин. - М.: ACT: Восток - Запад, 2007. - 314, (6) с. - (Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия).

9. Фрейм-сценарий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:IIprogramming-lang.com/ru/comp_

programming/minskiy/0/j91.html (дата обращения: 10.10.2013).

10. Duden Deutsches Universalwörterbuch, [Text] Dudenverlag, 6. Auflage, 2006. - 2016 S.

11. Der TV-Dreikampf 2013: Brüderle - Trittin - Gysi [Electronic resource]. - URL : http://www.youtube.com/ watch?v=J_eKvZvTNR8 (дата обращения: 10.10.2013).

12. Wörterbuch Duden [Electronic resource]. - URL: http:IIwww.duden.de (дата обращения: 10.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.