Научная статья на тему 'Когнитивные основы формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования'

Когнитивные основы формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / СОЗИНЕРИЯ / ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / МОДЕЛЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП / ЛОНГИТЮДНЫЙ АНАЛИЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ВЕРИФИКАЦИЯ / ВАЛИДНОСТЬ / PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY / PEDAGOGICAL ENGINEERING / SOZINERIA / ECOLOGICAL-VALEOLOGICAL READINESS / MODEL / FUNCTIONAL STAGE / PROLONGED ANALYSIS / EVALUATION SET / VERIFICATION / VALIDITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Людмила Ивановна

В статье описывается комплексный процесс создания (названный созинерией и основанный на последовательности факторных этапов), научно-прикладной разработки, конструкции, концепции, содержательно-технологи-ческого обеспечения, экспериментальной проверки и оценивания педагогической системы формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive Bases of the Preschool Teachers' Ecological-Valeological Readiness

The article describes the complicated process of the creation of the scientifically applied development of the idea, the technological process, verification and evaluation of the pedagogical system of the cognitive basis of the ecological-valeological readiness of the pre-school teachers. The process is called sozineria, and is based on the sequence of factor stages.

Текст научной работы на тему «Когнитивные основы формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования»

УДК 372 : 378 ББК 74.100.5 : 74.480

Пономарева Людмила Ивановна

кандидат педагогических наук, профессор г. Шадринск Ponomareva Lyudmila Ivanovna Candidate of Pedagogical Science,

Professor

Shadrinsk

Когнитивные основы формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования Cognitive Bases of the Preschool Teachers’ Ecological-Valeological Readiness

В статье описывается комплексный процесс создания (названный созине-рией и основанный на последовательности факторных этапов), научноприкладной разработки, конструкции, концепции, содержательно-технологического обеспечения, экспериментальной проверки и оценивания педагогической системы формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования.

The article describes the complicated process of the creation of the scientifically applied development of the idea, the technological process, verification and evaluation of the pedagogical system of the cognitive basis of the ecological-valeological readiness of the pre-school teachers. The process is called “sozineria”, and is based on the sequence of factor stages.

Ключевые слова: педагогическая антропология, педагогическая инженерия, созинерия, эколого-валеологическая готовность, модель, функциональный этап, лонгитюдный анализ, педагогический мониторинг, верификация, валидность.

Key words: pedagogical anthropology, pedagogical engineering, sozineria, eco-logical-valeological readiness, model, functional stage, prolonged analysis, evaluation set, verification, validity.

Развитие человека и человечества происходит на основе природных, социальных и личностных факторов (в их сущностно-исторической взаимосвязи), которое приводит систему «человек - общество - природа» к современному комплексному кризису, имеющему социальные, политические, экономические, экологические, валеологические, образовательные и другие проявления, оно обуславливает и актуализирует научно-прикладную проблему коадаптивного развития названных составляющих. В настоящее время ведутся разработки этой проблемы, и в связи с этим принят ряд международных и государственных обязывающих и рекомендательных документов, в которых подчёркивается

важная роль образования в формировании подрастающего человека, нацеленного на рациональные, ответственные отношения к социальным группам людей (обществу), природе, социально-природной среде и к самому себе. В этом заключается большой смысл развития опережающего образования. Путь к такому научному осмыслению и поэтапному практическому развитию образования обозначен в трудах Я.А. Коменского, И. Канта, К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского, П.П. Блонский, Л.С. Выготского и др.

Сопряжённые с решением возникшей проблемы экология (развивающаяся со второй половины XIX века) и валеология (развивается с 70-х годов ХХ века), а также соответствующие им образовательные области мало способствовали её эффективному решению. Это подтверждается результатами независимых международных и общероссийских экспертиз, а также возникшими кризисами и прежде всего экологическим и валеологическим.

Поиск адекватных научно-прикладных средств для решения рассматриваемой проблемы привёл, во-первых, к необходимости интеграции экологии и валеологии в эколого-валеологию, а во-вторых, к адекватной необходимости эколого-валеологического образования на разных уровнях. Решить эту проблему можно только в условиях достаточной эколого-валеологической подготовки и формирования готовности педагогов и педагогических коллективов, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Актуальность исследования, нацеленного на создание, научнометодологическую и технологическую разработку и обоснованную реализацию системы формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования рассматривается нами по следующим уровням:

• уровень педагогической антропологии выделен основоположником отечественной педагогики К.Д. Ушинским, основывается на продуктивных идеях Я.А. Коменского, Ч. Дарвина, Э.Геккеля и развивается современными исследователями в связи с законами биогенетики и системогенетики; в этих законах, утверждающих сущностную взаимосвязь филогенетического и онтогенетического развития человека, развитие рассматривается во всем многообразии его

проявлений - морфологическом, физиологическом, социальном, коммуникативном, познавательно-деятельностном, культурном, которые обуславливают возможности человека к научению, передаче и усвоению информации, опыта и к выраженным отношениям человека с окружающим миром и самим собой; необходимость в рационализации и коадаптивности таких отношений современного человека побуждает педагогику к использованию исторического опыта развития их - в аспекте педагогической антропологии;

• социально-педагогический уровень - обуславливается необходимостью преодоления современного, социально-экономического комплексного кризиса, который усугубляет образовательный кризис; притом, что именно образование нацелено на формирование личности, а, следовательно, отношений человека с окружающим миром и самим собой. Существующая системная и целенаправленная подготовка педагогов в области формирования названных отношений не достаточно эффективна. Поэтому необходимо упреждающее формирование эколого-валеологической готовности педагогов, нацеленных на рациональные, ответственные отношения подрастающего человека к окружающей природносоциальной среде и к своему благополучию, здоровью. В этом заинтересовано общество, тем более в период социального, эколого-валеологического кризиса;

• научно-педагогический уровень: в последующие два десятилетия появились исследования в области формирования взаимоотношений подрастающего человека с природой и социально-природной средой (экология человека) и отношений к самому себе, к своему благополучию и здоровью (валеология). Более того разработаны концепции экологического и валеологического образования, но только в системе общего образования, хотя отсутствует теоретикоприкладное эколого-валеологическое обеспечение профессиональной педагогической подготовки педагогов при том, что это направление является одним из важнейших в развитии образования в целом;

• научно-методологический уровень обуславливается, во-первых, крупными открытиями в области интеллектуальной, рассудочной, социальноповеденческой и коммуникативной деятельности, которые не могут не предо-

пределять дальнейшее развитие обучения, воспитания и целенаправленное развития подрастающего человека, а, следовательно, и подготовку педагогов, реализующих эти процессы, во-вторых, филогенетической и онтогенетической динамикой отношений человека с природно-социальной средой (внешней и внутренней) и с самим собой; в-третьих, адекватным развитием методологии современной педагогики, и в частности, теории образования, которое осуществляется с начала ХХ века в виде педологии, углубляющей идеи педагогической антропологии, и развивается в настоящее время в научно-методологических подходах к созданию современных теорий обучения, воспитания, образования; и, в-четвёртых, в русло отмеченных научно-методологических подходов укладывается и эколого-валеология, индуцирующая эколого-валеологическое образование или эколого-валеологизацию образования.

Проблемность формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования ориентирована на упреждающую разработку научных основ эколого-валеологии, а также профессионального образования, профессионально-экологического образования и эколого-валеологического образования дошкольников.

Поскольку в педагогике не существовало явления «формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования», вопрос ставится не о разработке (а тем более не об изучении и реализации этого явления), а о создании его - создании обоснованном, доказательном и неотделимом от образовательной практики, чтобы сконструированная система не оказалась теоретически - абстрактной, далекой от запросов развивающегося образования.

Тем самым процесс создания педагогической системы должен происходить в диалектическом единстве теории и практики, а необходимые в связи с этим методология исследования, концептуальная разработка создаваемой системы и оценка эффективности её практической реализации должны рассматриваться в контексте комплексного методологического процесса создания искусственной системы. Этот процесс разработан совместно с д.п.н., профессором

З.И. Тюмасевой и представлен в виде следующей последовательности факторных этапов:

• актуализация (общественная и личностная) некоторой объективной или познавательной проблемы: выявление существенности, важности, значительности определенного явления - в аспекте потребностей, значения, запросов и ценности его, что индуцирует проблему; проводится достаточно четкая постановка и описание, а также соотношение ее с методологическими возможностями современной педагогики;

• анализ обыденного и исторического опыта, а также современной педагогической практики, известных современных практических и теоретических подходов к решению проблем, гомологичных рассматриваемой проблеме, процессов обучения и воспитания не только на разных этапах развития человеческого общества, но и в мире живой природы, используемых в связи с принципом природосообразности (по Я.А. Коменскому) и с идеями педагогической антропологии (по К.Д. Ушинскому);

• индуцирование идей, полученных на основе упреждающего анализа и нацеленных на решение рассматриваемой проблемы, которая не нашла прямого обоснования и реального практического решения; реализация возможностей инсайта; прогнозы; гипотезы;

• выборка общенаучных и специальнонаучных методологических подходов, нацеленных на решение выделенной актуальной проблемы и реализацию индуцированных идей;

• первичная разработка тематического проекта, т.е. прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного явления, объекта, состояния - в нашем случае проектирования предмета исследования;

• изобретательство (педагогическая инженерия) как творческий процесс, основанный на упреждающем опыте и знаниях, приводящий к конструктивному решению проблемы, задач и приводящий к положительному эффекту;

• создание на основе разработанного проекта первичной «действующей модели», которая отрабатывается на практике с целью установления адекватно-

сти этой модели эффективному решению проблемы, а также выяснения ее недостатков и достоинств;

• комплексный анализ системы «проект - изобретение (инженерия) -модель - практика» с целью коррекции и повышения её эффективности;

• модернизация и проработка базовой системы и ее подсистем; экспериментальная её проверка;

• полное технологическое обеспечение системы «проект - изобретение (инженерия) - модель - практика»;

• разработка системного научного технологического и прикладного обоснования и обеспечения выполняемого проекта;

• оценка эффективности окончательно обоснованной, обеспеченной, целенаправленно созданной и отработанной научно-технолого-прикладной системы, направленной на решение исходной проблемы;

• разработка концепции научно-методологического обобщения результатов исследований по предыдущим позициям и достаточно широкое внедрение в практику педвузовского образования выполненного научно-технологического проекта;

• характеристика проявившихся научных и прикладных вопросов, задач и, возможно, проблем, индуцированных разработанной проблемой и требующих отдельного специального изучения;

• лонгитюдный анализ комплексного процесса решения выделенной актуальной проблемы, включающей педагогический мониторинг, верификацию и валидность.

Предоставленная методологическая последовательность факторных этапов названа нами созинерией и нацелена на конструктивное создание не существовавшей ранее педагогической системы - с буквальным пониманием сози-нерии как производного понятия от исходных понятий «созидание» и «инженерия».

Некоторые этапные составляющие созинерии использованы по разработкам разных исследователей. К таким относятся: педагогическое проектирова-

ние, педагогическая инженерия, структурирование концептуального исследования, педагогический мониторинг, верификация.

Таким образом, в нашем исследовании используется целостная методологическая система, подсистемами которой стали методологические подходы к научно-прикладной разработке отдельных этапных задач, достаточно частных для исследования в целом.

Анализ содержательно-методологических предпосылок формирования эколого-валеологической готовности педагогов ДОУ позволяет выделить четыре следующих основания для разработки изучаемого феномена:

• объективная реальность, становящаяся предметом сначала обыденного и познавательного внимания, интереса и деятельности, а затем и научного рассмотрения и выражающаяся в необходимости понять и рационализировать отношения, взаимоотношения человека с другим человеком, социальными группами людей (обществом) природой, социально-природной средой и самим собой; поскольку исторически изначально формировались не частные типологические отношения (в виде некоторых предпосылок экологического и валеоло-гического образования), а именно: комплексные отношения (в виде предпосылок современной эколого-валеологии и соответствующих видов обучения и воспитания), есть немалый смысл и в том, чтобы на основе отображения в личностном и общественном сознании реальных явлений в виде отношений человека к окружающему миру и самому себе, сформировать эколого-валеологию, как независимые научную и образовательную области;

• сущностная предметно-методологическая интеграция экологии и ва-леологии, которые взаимосвязаны (предметно-содержательно и методологически); и, более того, эта интеграция обеспечивает эффект синергизма; полученная же проекция научной эколого-валеологии на образование определённого уровня приводит к эколого-валеологическому образованию;

• формируется сначала эколого-валеологическое образование - с помощью интеграции упреждающе существующих и достаточно разработанных экологического образования и валеологического образования, а затем созданный тип

эколого-валеологического образования индуцирует соответствующую науку «эколого-валеологию»;

• названные выше частные основания вовсе не исключают возможности комплексных предметно-методологических оснований, когда объединяются представленные выше частные основания.

Более того появление эколого-валеологии вовсе не исключает необходимость развития экологии и валеологии, как это нередко происходит при интеграции научных знаний. Аналогичное можно сказать об отношениях экологического, валеологического и эколого-валеологического образования.

Разработка концепции формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования обеспечивается следующими педагогическими условиями:

• эколого-валеология (и её проекция на разные уровни образования - дошкольного и педвузовского) рассматривается, с одной стороны, как самостоятельная область знаний - научных и, соответственно, образовательных, а с другой стороны, допускается её существование, параллельное с экологией и ва-леологией; при том, что один из подходов к созданию эколого-валеологии заключается в сущностной интеграции экологии и валеологии;

• эколого-валеологизация образования (и в частности, профессиональнопедагогической подготовки педагогов ДОУ) рассматривается как движущая сила образования, фундаментальная идея и важный фактор мировоззрения субъектов такого образования, ибо предметно он обращается к формированию достаточно конкретных видов отношений подрастающего человека - при том, что его философия и мировоззрение предметно нацеливаются на отношения человека с материальным миром;

• эколого-валеологическое образование (профессионально-педагогическая подготовка) осуществляется без допущения деформации базисного образования.

Разработанная нами тематическая концепция рассматривается в глубокой взаимосвязи с уже разработанными концепциями и концептуальными основами

научной эколого-валеологии, концепции модернизации российского образования, концепции высшего профессионального образования, концепции экологического и валеологического образования, концепции эколого-валеологического образования дошкольников.

Поскольку концепция это высший уровень теоретического обоснования разрабатываемого и изучаемого явления, целесообразно исходить из причинности проявления, осознания, актуализации и включения рассматриваемого явления в сферу педагогической деятельности.

Методологические основы этой концепции заключаются в следующем:

• использование общенаучных методологических подходов: философского, системного, синергетического, аксиологического, интегративного (дифферен-циативного), деятельностного, информационного. Причём названные методологические подходы используются по существу исследования, а не по номинации их;

• специально-методологические подходы: созинерия, которая обеспечивает упреждающий анализ практико-теоретических предпосылок и наработок по теме исследования, а также целесообразность разработки тематической концепции, как одного из этапов комплексного процесса создания необходимой и полной предметно-содержательно-методологической системы формирования эко-лого-валеологи-ческой готовности педагогов дошкольного образования. Определение базисных и уровневых целей создания названной системы и соответствующих им задач (или так называемого «дерева целей и задач»), а также основных научных закономерностей, принципов и способов решения названных задач и достижения определённых целей.

Нами определены основные принципы формирования концепции эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования:

• принцип гуманизации эколого-валеологической подготовки: утверждение прав человека на жизнь и личное благополучие, здоровье и благоприятную окружающую среду во всём многообразии её проявлений, которые рассматриваются как высшие ценности для человека;

• принцип научности: предполагается достаточный уровень достоверной научной информации об устойчивом развитии человека, природных и социально-природных систем - в коадаптации названных систем;

• принцип прогностичности: актуализируются заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни, человечества, здоровья человека - на пути перехода биосферы в состояние ноосферы;

• принцип непрерывности: постепенность и этапность формирования развивающегося здоровья человека, экологической и эколого-валеологической ответственной личности;

• принцип систематичности: обеспечение системной организации эколо-го-валеологической подготовки педагогов на основе всех её компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств образования, а также форм организации различных видов образовательной деятельности в аспекте общей профессиональной подготовки педагогов.

Важными атрибутами концепции являются закономерности, которые выражаются в обусловленности её определёнными законами. И при этом сущностная взаимосвязь закономерностей и принципов является необходимой составляющей самой состоятельности концепции формирования эколого-валеологи-ческой готовности педагогов ДОУ.

Исходя из общих законов современной дидактики выделены основные закономерности (т.е. обусловленность этими законами) концептуальной разработки и функционирования системы формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования:

• актуализация формирования у студентов педагогических вузов эффективной профессионально-педагогической готовности обеспечивается необходимостью в их профессиональной компетентности в области целенаправленного и эффективного развития благополучного, здорового ребёнка средствами адекватно развивающейся среды в дошкольном учреждении, в быту (семье) и в окружении;

• адекватность научного обеспечения педвузовской эколого-валеологической подготовки будущих педагогов ДОУ и личностно-возрастного развития дошкольников обусловливается как их этапными психо-физиологическими и национальными особенностями, так и образовательной средой, методами обучения, воспитания и целенаправленного развития;

• взаимосвязанные, коадаптивные отношения человека и окружающей среды проявляются важными факторами их благополучия;

• интегро-дифференцированное структурирование педвузовской комплексной эколого-валеологической подготовки будущих педагогов ДОУ проявляется необходимым системным фактором формирования их успешной профессиональной подготовки;

• системная организация педвузовской эколого-валеологической подготовки педагогов ДОУ основывается на реализации потенциальных возможностей вузовских и факультативных учебных курсов, а также видов специальных занятий, соответствующих федеральному учебному плану;

• сопряжение в педвузовской эколого-валеологической подготовки, будущих педагогов ДОУ, отдельных базовых и вузовских эколого-валеологизированных учебных курсов с активным оздоровлением самого себя и образовательной, бытовой среды;

• непрерывная педвузовская эколого-валеологическая подготовка, осуществляемая по двум направлениям: горизонтальному и вертикальному - с учётом целесообразности интегро-дифференцированного структурирования этой подготовки;

• формирования эколого-валеологической культуры человека ведётся на основе развития культуры любви к природе и ответственного отношения к ней и своему здоровью.

• утверждение эколого-валеологии как фундаментальной идеи и важного мировоззренческого фактора в непрерывном процессе формирования системного эколого-валеологического образования.

Кратко обозначим организационно-содержательные основы педвузовско-го формирования эколого-валеологической подготовки педагогов дошкольного образования:

• эколого-валеологическая модернизация педвузовской общей профессиональной подготовки будущих педагогов ДОУ осуществляется не на основе деформации учебных планов, но в связи с использованием возможностей эколого-валеологического наполнения обязательных учебных курсов, а также специализированных вузовских и факультативных курсов и других видов учебной деятельности;

• безусловность соответствия эколого-валеологической квалификационной характеристики выпускника педагогических вузов по специальности «педагогика и методика дошкольного образования» и его общей квалификационной характеристике;

• эколого-валеологическая регламентация и возможная вариативность по интересам студентов содержания и технологического обеспечения базовых и вузовских учебных курсов, а также факультативных курсов и дисциплин по выбору, педагогической практики и активного оздоровления;

• упреждающая эколого-валеологическая подготовка вузовских преподавателей, задействованных в реализации системной эколого-валеологической подготовки будущих педагогов ДОУ.

Наши исследования показали, что при традиционном образовании потребности студентов в оздоровлении в процессе педвузовского образования не только не возрастают с переходом от первого курса к пятому, но заметно снижаются: от 30% до 23% студентов - со сформированными потребностями, от 42% до 16% - с невыраженными потребностями и от 28% до 61% - с несфор-мированными потребностями.

Анализ развития отношений студентов к самому себе, к учебной группе, к окружающей природе и социально-природной среде в процессе традиционного педвузовского образования показывает, что это развитие (от первого курса к пятому) не имеет позитивной направленности.

Нами реализовано последовательное отслеживание, оценивание изменений, развитие относительного качества этапной эколого-валеологической подготовки студентов на первом - пятом курсах педвузовского образования. На основе реализации разработанной системы формирования эколого-валеологи-ческой готовности будущих педагогов ДОУ, достигнуто удвоение хорошо подготовленных студентов от 42,6% - на начальном первичном этапе до 88,8% - на итоговом конечном этапе.

Таким образом, полученные результаты исследований, их анализ, апробация и внедрение в практику образования полностью подтверждают выдвинутую гипотезу. Разработанная система способствует формированию эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования, а эффективность её оценивается и корректируется с помощью лонгитюдного анализа всего процесса научно-прикладной разработки педагогического мониторинга реального процесса эколого-валеологической подготовки педагогов ДОУ, а также верификации теоретической и практической составляющих исследования.

Библиографический список

1. Пономарёва, Л. И. Концептуальные основы эколого-валеологической подготовки педагогов: монография [Текст] / Л.И. Пономарёва, З.И. Тюмасева. - СПб.: ЦНИТ «Астери-он», 2008. - 197 с.

2. Тюмасева, З.И. Валеология и образование [Текст] / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. -СПб.: МАНЭБ, 2002. - 380 с.

3. Тюмасева, З.И. Образовательные системы и системное образование [Текст] / З.И. Тюмасева, Е.Н. Богданов. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. - 312 с.

Bibliography

1. Ponomareva, L.I. Conceptual Bases of the Ecological-Valeological Readiness in Teachers’ Education: Monograph [Text] / L.I. Ponomareva, Z.I. Tyumaseva. - St. Petersburg: TsNIT “Asterion”, 2008. - 197 p.

2. Tyumaseva, Z.I. Health Life Science and Education [Text] / Z.I. Tyumaseva, B.F. Kvasha. - St. Petersburg, 2002. - 380 p.

3. Tyumaseva, Z.I. Educational Systems and System Education [Text] / Z.I. Tyumaseva, T.N. Bogdanov. - Kaluga: KSPU after K.E. Tsiolkovsky, 2003. - 312 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.