Научная статья на тему 'Когнитивные детерминанты самоопределения субъекта сельскохозяйственного труда'

Когнитивные детерминанты самоопределения субъекта сельскохозяйственного труда Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СУБЪЕКТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА / DETERMINANTS OF COGNITIVE / SELF-DETERMINATION OF THE SUBJECT OF THE AGRICULTURAL LABOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Майя Ивановна

Статья посвящена анализу когнитивных детерминант самоопределения у субъекта сельскохозяйственного труда. В работе выделены и проанализированы специфические особенности когнитивных структур сельских тружеников: природоцентрированное сознание; полезависимость; отражение ценности сельхозтруда, как нормосообразной деятельности; осознание необходимости взаимодействовать с другими людьми. Поставлена проблема влияния специфических когнитивных детерминант на субъектные качества: активность пассивность в социальной среде; устойчивость к внешне неблагоприятным воздействиям, опора на прошлое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive determinants of self-determination of the subject of the agricultural labor

This article analyzes the determinants of cognitive self-determination of the subject of agricultural labor. The paper identified and analyzed specific features of cognitive structures of rural workers: prirodotsentrirovannoe consciousness, field dependence, reflects the values selhoztruda as normosoobraznoy activity, awareness of the need to interact with other people. Posed the problem of the influence of specific cognitive determinants of quality Subektnost activity passivity in the social environment, resistance to adverse external influences, relying on the past.

Текст научной работы на тему «Когнитивные детерминанты самоопределения субъекта сельскохозяйственного труда»

Таким образом, наиболее важными критериями процесса адаптации субъекта, в нашем понимании, являются:

1. Активность;

2. Развитие;

3. Оптимальное физическое и психическое здоровье;

4. Удовлетворенность процессом адаптации.

Литература

[1] Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

[2] Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1987.

[3] Бодров В.А. Психологические механизмы адаптации человека // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - с.42-61.

[4] Гришаева С.А. Социально-психологическая модель адаптации русскоязычных мигрантов из стран ближнего зарубежья: Дис. канд. психол. наук. - Москва 2004.

[5] Ермолаева Е.П. Идентификационные аспекты социальной адаптации профессионалов // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы / Отв. ред. Л.Г Дикая, А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - с. 368391.

[6] Клыгина Е.А. Психологические условия адаптации вынужденных мигрантов в новой социально-экономической среде (на примере Белгородской области): Дис. канд. психол. наук. -Тамбов 2004.

[7] Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: авто-реф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.05 / И.К. Кряжева. - М., 1980.

[8] Кузнецов И.М. Адаптационные стратегии мигрантов в условиях мегаполиса (на примере г. Москвы): Дис. канд. социол. наук. - Москва 2006.

[9] Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности / А. А. Налчаджян. -Ереван: Издатель, 1988.

[10] НамазовВ.Н., Жмыриков А.И. Психолого-педагогические исследования индивидуально-личностных особенностей. М.: Б.И., 1988.

[11] Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал. 1994. Т. 15.№ 2. С. 52-56.

[12] Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

[13] Селиванов В.В. Взаимоотношения в малой группе и волевая активность // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР.- т.3 - Вып. 1.- М., 1968. - с.283-285.

[14] Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М., 1999.

Мельникова М.И.

КОГНИТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА

В условиях современной российской действительности, когда усиливается дифференциация и поляризация людей по социально-экономическим и социально-психологическим условиям их жизнедеятельности, в психологии идет поиск качеств личности, влияющих на ее ресурсный потенциал [Абульханова К.А., 2007; Агапов В.С., 2012; Асеев В.Г., 2012; Деркач А.А., 2012 и др.]. При этом, как отмечает К.А. Абульханова, на задний план по-

степенно отходит такой основополагающий для философской традиции критерий субъекта, как критерий совершенства. По ее мнению, критическое осмысление социальной реальности выдвигает на первый план другой критерий субъекта - «наличие противоречий и его способность их решения» [1, с. 36].

В системе психических детерминант (мотивационных, ценностных, поведенческих) самоопределения субъекта ведущую роль играют когнитивные образования. В содержательном плане они выступают как обобщенно-типизированная системная организация процесса познания конкретного человека, это наше «личное внутреннее представление природы мира» [18, с. 22]. В функциональном плане они обеспечивают многоуровневую систему анализа информации на различных «этажах» работы психики: от быстрого и грубого сенсорного распознания объекта по ключевым признакам, до построения обобщенного и категоризированного его образа. Когнитивные структуры лежат в основе мотивационных и ценностных регуляторов поведения, качественные особенности их функционирования влияют на принятие решений, эффективность ситуационных и жизненных выборов [3; 7; 8; 11; 18].

Обращение к когнитивным детерминантам самоопределения субъекта сельскохозяйственного труда определяется высокой общественной значимостью данного труда для обеспечения продовольственной независимости страны, растущим год от года пониманием необходимости изучения условий и механизмов сохранения и приумножения психологических (психофизиологических) ресурсов сельских тружеников и создания комплекса условий для их творческой самореализации. Второй причиной является действие на протяжении последних 80 лет большого количества внешних факторов, направленных на разрушение сельских поселений, насильственное внедрение различных инноваций (раскулачивание, коллективизация, уничтожение неперспективных деревень и т.д.), более низкий уровень качества жизни по сравнению с городскими условиями. Все эти особенности социальной среды порождают множество проблемных ситуаций для жизнедеятельности людей, препятствуют самореализации. В этом смысле изучение когнитивной организации селян помогает в осмыслении важнейшего критерия субъектности - действовать в условиях противоречий, решать проблемы, самоопределяться в условиях нестабильности, неопределенности. В качестве третьей причины можно назвать значимость изучения основополагающих структур крестьянского менталитета как своеобразного культурно-исторического, этнического феномена для постижения основ российской ментальности (Мельникова М.И., 2008).

В данной работе мы будем понимать под «самоопределением субъекта труда» - процесс и результат протекающих во времени качественных и количественных изменений структур сознания: когнитивных, ценностно-смысловых, поведенческих. В актах самоопределения субъект осуществляет выбор профессии, осваивает модели взаимодействия с другими людьми, обретает профессиональный опыт, определяет для себя систему ценностных приоритетов по отношению к содержательным и гигиеническим условиям труда и профессии. В конечном счете у него формируется та или иная стратегия самоопределения: ситуативно-реактивная, творчески-развивающая или дезадаптивная.

Анализируя имеющиеся научные работы в рамках изучаемой нами проблемы, можно отметить, что интерес к внутреннему миру сельских тружеников в основном проявлялся в аспекте изучения факторов, влияющих на производительность труда (И.Т. Левыкин, 1970; Ю.В. Арутюнян, 1968; В.Н. Колбановсий, 1970; П.И. Симуш, 1976 и др.). Особенности психологии крестьянства в историко-культурном контексте были описаны в коллективной монографии О.И. Зотовой, В.В. Новикова и Е.В. Шороховой (1983). Проблематика сельскохозяйственного труда с точки зрения профессиоведения исследовалась в работах Е.А. Климова. В 90-е годы прошлого века к «крестьянской теме» были обращены работы В.П. Позднякова и Е.В. Шороховой в связи с изучением влияния выбора разных форм собственности работниками с/х труда. Сравнительный анализ развития когнитивных структур личности в условиях городского и сельского образа жизни был осуществлен в

диссертационном исследовании О.В. Кумейкиной [11]. Несмотря на оживление интереса к крестьянской тематике в 60-80-е годы прошлого века, психологические изыскания в этой области можно охарактеризовать по аналогии с клинической симптоматикой, как вяло текущий процесс, а сам субъект с/х труд сдвинут в социальные маргиналы на одну из нижних социальных позиций.

Целью данной работы явилось выявление и описание когнитивных детерминант самоопределения субъекта с/х труда.

Эмпирическое изучение заявленной проблематики предполагает опору на теоретическую модель, построение базовых допущений, согласующихся с известными особенностями сельского образа жизни и труда. Онтологический принцип изучения субъекта труда предполагает интеграцию процессов индивидуально-специфического и объективно-исторического. В концепции С. Л. Рубинштейна была раскрыта диалектическая связь внешних причин (объективной реальности) и внутренних детерминант самоопределения [16]. По мнению А.Г. Асмолова, «ключ к пониманию природы человека лежит не в нем самом, как некотором телесном объекте, а в той системе, в которую он включается, и внутри которой осуществляются его развитие и функционирование, его жизнь»[5, с. 170].

Учитывая вышеизложенные аргументы, за основу в качестве теоретической модели были выдвинуты следующие допущения, подлежащие эмпирической проверке. Первое. Когнитивная организация сельских работников в отличие от городских, должна отражать «природоцентрированность» сознания, так как предметом труда здесь выступают «живые» экосистемы. Городские жители в большей степени взаимодействуют с техническими и знаковыми системами. Второе допущение основано на предположении, что у селян в большей степени будут проявляться признаки «полезависимости» (Г. Уиткин), в отличие от горожан, где ведущей характеристикой будет «поленезависимость». Полезависимость сельских тружеников базируется на необходимости учитывать внешнюю (природную) среду как данность, которая функционирует по своим законам (биологическим и природным ритмам). Напротив, горожане в большей степени должны преодолевать контекст, в котором задан предмет труда, разделять видимое поле на элементы, организовывать и реструктурировать ситуацию, то есть проявлять поленезависимость. Третье предположение состоит в установлении факта высокой значимости самого труда для селян в системе других ценностных приоритетов, так как этот труд составляет основу сельского образа жизни, обеспечивая человека продуктами жизнеобеспечения, предоставляя ему возможности для самореализации. В-четвертых, мы полагаем, что в когнитивной организации субъекта с/х труда отразится значимость коллективного труда и вклада других людей как необходимое условие достижения общего результата деятельности.

Гипотеза о «природоцентрированной» направленности сознания базируется на материалах исследований крестьянского миропонимания, крестьянской ментальности русских философов, писателей (подробнее см.: [12; 14]).

О природоцентрированном сознании сельских тружеников опосредованно свидетельствуют и результаты, полученные в диссертационном исследовании О.В. Кумейкиной [11]. Используя методику Е.Ю. Артемьевой, направленную на изучение механизмов действия когнитивных схем при восприятии неопределенных визуальных стимулов у городских и сельских жителей, она обнаружила значимые различия в когнитивных стратегиях. У селян преобладала обозначенная ею «перцептивная» когнитивная организация, основанная на визуальном канале переработки информации; у горожан - «категориальная» организация, основанная на обобщенных способах оценки и предметной отнесенности. Давая более подробную характеристику двум типам когнитивных стратегий, Е.Ю. Артемьева отмечает, что используя первую стратегию «индивид производит «целостно-отношенческую квалификацию воспринимаемого объекта, в своих описаниях он оперирует модальными и предметными свойствами», но он не использует категориальную квалификацию объекта, не называет его как-то однозначно. В основе второй стратегии, проявившей себя более значимо у город-

ских жителей, поступающая извне «информация проходит через категориальные фильтры сознания, которые отбрасывают все несущественное, выделяют не оптические признаки, а концептуальные (функциональные)» [3]. Первая стратегия (у сельских жителей) связана с размещением воспринимаемого объекта в контекст, в различные ситуации, что порождает множественность обозначений, при второй (у горожан) происходит игнорирование некоторых видимых признаков воспринимаемого объекта, уменьшение неопределенности в интерпретациях за счет четкого выделения «фигуры» из «фона». В работе О.В. Кумейкиной также подтвердилась гипотеза о преобладании полезависимого когнитивного стиля в когнитивной организации у сельских работников по сравнению с горожанами, у которых значимо выраженным являлся поленезависимый когнитивный стиль [11].

Работники с/х труда в своей деятельности в большей степени должны ориентироваться на целостный контекст, проявлять внимание к полю, то есть учитывать действие природного фактора в совокупности географических, биологических, физических и т.д. особенностей, устанавливать диалектические взаимосвязи текущих событий из прошлого в настоящее и далее в будущее. Напротив, обнаруженная у горожан когнитивная организация, основанная на однозначной вербализации воспринимаемой реальности, может быть объяснена спецификой городского образа жизни. Изменчивая среда современного города требует высокой скорости когнитивного функционирования для более компактного отражения большого количества разномодальных стимулов. Словесная символизация облегчает оперирование большими массивами данных. Поленезависимый горожанин опирается на внутренние критерии анализа, он вынужден постоянно выстраивать новые когнитивные модели.

Предположение о высокой значимости сельскохозяйственного труда в системе других ценностных ориентиров у селян (3-я эмпирическая гипотеза) нашло свое подтверждение в нашем исследовании [Мельникова М.И., 2006]. В результате проведенных опросов методом глубинного интервью 73 работников разных видов с/х труда (агрономы, зоотехники, инженеры с/х техники, механизаторы и др.) были выделены 168 оригинальных суждений, составивших семантическое поле коллективных представлений. Была произведена их категоризация с помощью контент-анализа после чего проведена факторная обработка результатов и получена факторная структура представлений сельских тружеников о наиболее значимых сторонах их жизнедеятельности. Первый независимый униполярный фактор - «сельскохозяйственный труд как нормосообразная деятельность». Его вклад в общую суммарную дисперсию составил - 30%. Фактор имел высокие нагрузки от следующих переменных: «социальная направленность с/х труда», «значимость владения профессионально-важными качествами»; «осознание необходимости жить и работать на селе»; «необходимость осуществлять контроль за результатами труда»; «ценность получения конкретных результатов труда»; «необходимость соблюдения технологий в труде». Этот фактор представляет собой набор социально поощряемого отношения к труду, как деятельности, требующей соблюдения определенных правил и норм, важной для общества. Прослеживается взаимосвязь труда с самим образом жизни, значимость получаемых результатов не только лично для самого индивида, но и для других людей и общества в целом.

Второй независимый униполярный фактор (25%) - «фактор самосознания», выделение себя из «Мы» имел высокие нагрузки от следующих переменных: «осознание своих возможностей влиять на результаты труда других людей»; «переживания своей удовлетворенности-неудовлетворенности от самореализации»; «осознание своего жизненного пути, как процесса прохождения стадий, этапов, преодоления преград»; «понимание важности орудий с/х труда, как условий усиливающих собственную деятельность»; «мысленное преобразование предмета труда»[12]. Содержание дескрипторов по второму фактору отражает особенности понимания сельскими тружениками своего жизненного пути в связи с самой трудовой деятельностью, ее тяжестью, осознанием необходимости преодолений различных преград. Субъектность здесь раскрывается как способность к самопониманию целостного процесса самоопределения, где личная и профессиональная линии самореализации взаимообуслов-

лены. Обращает на себя внимание и сам факт осознания использования орудий труда для усиления своих функциональных возможностей, обращение внимания на важность мысленных преобразований предмета труда, которые помогают предвидеть последствия своих вмешательств.

Особенности значимости других людей в процессе труда и вне его (4-ая эмпирическая гипотеза) раскрываются при анализе данных третьего униполярного фактора (11%), обозначенного нами как фактор «зависимости от мнений и оценок других людей». Он получил высокие нагрузки от следующих переменных: «другие люди, как условие собственного совершенствования»; «личный авторитет как следствие влияния на других людей»; «дифференциация отношений с другими людьми в зависимости от их полезности в решении общих задач»; «дифференциация отношений с людьми в зависимости от их должности»; «влияние родителей на профессиональный выбор»; «деньги как фактор поддержания социального статуса и нормальных отношений с другими людьми».

Четвертый униполярный фактор - «профессиональная и социальная компетентность» (9,3%) вобрал в себя: «значимость усовершенствования орудий труда»; «переживание ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы»; «необходимость согласовывать свои действия с действиями других людей в процессе труда».

Пятый униполярный фактор - фактор «эстетического сознания» (5,8%) имеет высокие нагрузки от следующих переменных: эмоционально-эстетические переживания «красивого-безобразного» в связи с окружающей природой, «возвышенного» и «низменного» в оценках других людей или обстоятельств; «драматизма» каких-либо случившихся природных событий и т.д. Для субъекта сельскохозяйственного труда окружающая действительность воспринимается в большей мере именно как чувственно данная реальность, а не как логически мыслимая череда каких-либо причинно-следственных связей.

Таким образом, полученные нами результаты об особенностях когнитивной организации у субъекта с/х труда, а также данные других исследователей [Ветвицкая С.М., 2001; Соловьева О.В., 2003; Кумейкина О.В., 2007] позволяют сделать следующие выводы:

- когнитивные структуры субъекта сельскохозяйственного труда отражают специфические особенности предметной среды (живые экосистемы), в них отражается непосредственно чувственное восприятие признаков, свойств и качеств предмета труда;

- когнитивная организация сельских тружеников характеризуется чертами «природо-центрированности», «полезависимости», ориентации на нормосообразную деятельность (соблюдение технологий, сроков, средств деятельности, взаимодействия с другими людьми);

- полезависимый когнитивный стиль у субъекта с/х труда обусловлен влиянием сельского образа жизни, необходимостью учитывать природный фактор, полагаться на видимое поле как таковое, не пытаясь влиять на погодный фактор, переделывать, изменять его в нужном направлении.

- сельскохозяйственный труд представлен в сознании сельских тружеников как приоритетная ценность. Его значение проявляется в социальном и практическом влиянии как на жизнь самого человека, занятого этим трудом, так и для общества в целом.

- субъектность человека в сельских видах труда раскрывается как следование долгу, соблюдение норм и правил трудовой деятельности, как ориентация на коллективный (взаимозависимый) характер труда.

В заключении отметим, что специфичность когнитивной организации селян проясняет и особый тип их самоопределения. Он проявляет себя не столько в активной, творчески развивающей личность стратегии, сколько в поддержании коллективных форм взаимоотношений, сохранении традиционных ценностей жизнеустройства, бережного отношения к природе, семье, традициям. С другой стороны, к его отрицательным особенностям можно отнести индивидуальную пассивность в отношении своего участия в социальных процессах и необходимых преобразованиях во всех сферах общества.

Литература

[1] Абульханова К.А. Идеальность или реальность субъекта // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сб. научн. трудов / Под ред. В.И. Моросановой. М. - Ставрополь, 2007.

[2] Агапов В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в кон -тексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. 2012. №1 (41). С. 133-144.

[3] Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.

[4] Ассев В.Г. Структурные особенности значимого пространства личности // Акмеология. 2012. №1 (41). С. 17-20.

[5] Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

[6] Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - М., 1982.

[7] Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2-х томах. Т. 1. М., 2006.

[8] Ветвицкая С.М. Сравнительное исследование структур интегральной индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп: Автореф.... дисс. канд. псих. н. - Ставрополь, 2001.

[9] Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 11-17.

[10] Катаева Л.И. Акмеологические детерминанты профессионального самоопределения субъекта труда // Акмеология. 2012. №4 (44). С. 23-26.

[11] Кумейкина О.В. Развитие когнитивных структур личности в условиях различного образа жизни: Дисс.. канд психол. наук. - Ставрополь, 2007.

[12] Мельникова М.И. Крестьянская ментальность как архетип русской души. - Ставрополь, 2006.

[13] Мельникова М.И. Акмеологический смысл самоопределения субъекта сельскохозяйственного труда // Акмеология. 2007. №2 (22) . С. 30-38.

[14] Мельникова М.И. Крестьянская ментальность: культурно-исторический анализ // Психол. журн. 2008. Т. 29.№ 3. С. 58-67.

[15] Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Дифференциально-регуляторные основы надежности действий профессионалов // Акмеология. 2012. №4 (44). С. 68-74.

[16] Рубинштейн С.Л. Человек и мир.- М., 1997.

[17] Соловьева О.В. Теоретико-экспериментальное изучение развития познавательных способностей школьника: Автореф. .д-ра псих.н. - Ставрополь. 2003.

[18] ХалпернД. Психология критического мышления. - СПб., 2000.

Мельниченко С.А.

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ В СКАУТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

На сегодняшний день исследования проблематики ценностно-мотивационной сферы подростков вызывают значительный интерес у ученых. Ведь этот период является одним из наиболее сложных и ответственных периодов в жизни личности. Подростковый возраст выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю последующую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, формирование смысла жизни, мировоззрения и жизненной позиции, формирование взрослых форм поведения [8, 23 с.]. И то, насколько гармонично будет протекать процесс формирования специфики актуальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.