Научная статья на тему 'Когнитивно-стилевые особенности проявления субъектности у студентов педагогического вуза'

Когнитивно-стилевые особенности проявления субъектности у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СТИЛИ / SUBJECTIVITY / THE SUBJECT-OBJECT ORIENTATIONS IN LIFE SITUATIONS / INTELLECTUAL STYLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудыхина Ольга Валерьевна

Данной работе представлено исследование взаимосвязи субъектности студентов с особенностями их когнитивно-стилевой сферы. Выявлены значимые различия в интеллектуальных стилях у студентов с объектной и субъектной ориентациями. Обнаружена специфика взаимосвязи субъектности с интеллектуальными стилями у студентов с гуманитарным и естественнонаучным профилями. Полученные результаты свидетельствуют о том, что субъектная позиция студента педагогического вуза находит свое отражение в когнитивно-стилевом профиле и имеет специфические особенности проявления у представителей разных профилей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive and Style Features of Manifestation of Subjectivity at Students of Pedagogical Higher Education Institution

In this work research of interrelation of subjectivity of students with features of their cognitive and style sphere is presented. Significant distinctions in intellectual styles at students with object and subject orientations are revealed. Specifics of interrelation of subjectivity with intellectual styles are found in students with humanitarian and natural-science profiles. The received results testify that the subject position of the student of pedagogical higher education institution finds the reflection in a cognitive and style profile and has specific features of manifestation at representatives of different profiles of training.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-стилевые особенности проявления субъектности у студентов педагогического вуза»

• личностный — содержит профессионально-личностные качества будущих бакалавров как субъектов управленческой деятельности.

Выделение в структуре управленческой компетентности перечисленных компонентов позволяет осуществлять диагностику уровня сформированности указанной компетентности.

Таким образом, предложенная модель дает представление о целостности содержания подготовки учащихся в процессе учебной практики и описывает необходимые условия для реализации технологии событийного менеджмента в интересах формирования управленческой компетентности будущих бакалавров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проекты и методические разработки воспитательной деятельности в вузе / Богданова Р. У., Бондарева А. Н., Иванова Э. В. и др. СПб., 2014.

2. Пашоликов М. С. Возможности event-технологий для формирования организационно-управленческих компетенций магистров менеджмента в процессе прохождения практики // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2014. № 171. С. 217-222.

3. Хальцбаур У. Event-менеджмент / У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, М. Целлер; [пер. с нем. Т. Фоминой]. М.: Эксмо, 2007. 384 с.

REFERENCES

1. Proekty i metodicheskie razrabotki vospitatel'noj dejatel'nosti v vuze / Bogdanova R. U., Bondareva A. N., Ivanova Je. V. i dr. SPb., 2014.

2. Pasholikov M. S. Vozmozhnosti event-tehnologij dlja formirovanija organizacionno-upravlencheskih kompetencij magistrov menedzhmenta v processe prohozhdenija praktiki // Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. 2014. № 171. S. 217-222.

3. Hal'cbaur U. Event-menedzhment / U. Hal'cbaur, Je. Jettinger, B. Knause, R. Mozer, M. Celler; [per. s nem. T. Fominoj]. M.: Jeksmo, 2007. 384 s.

О. В. Рудыхина

КОГНИТИВНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В данной работе представлено исследование взаимосвязи субъектности студентов с особенностями их когнитивно-стилевой сферы. Выявлены значимые различия в интеллектуальных стилях у студентов с объектной и субъектной ориентациями. Обнаружена специфика взаимосвязи субъектности с интеллектуальными стилями у студентов с гуманитарным и естественнонаучным профилями. Полученные результаты свидетельствуют о том, что субъектная позиция студента педагогического вуза находит свое отражение в когнитивно-стилевом профиле и имеет специфические особенности проявления у представителей разных профилей обучения.

Ключевые слова: субъектность, субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях, интеллектуальные стили.

O. Rudykhina

COGNITIVE AND STYLE FEATURES OF MANIFESTATION OF SUBJECTIVITY AT STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In this work research of interrelation of subjectivity of students with features of their cognitive and style sphere is presented. Significant distinctions in intellectual styles at students with object and subject orientations are revealed. Specifics of interrelation of subjectivity with intellectual styles are found in students with humanitarian and natural-science profiles. The received results testify that the subject position of the student ofpedagogical higher education institution finds the reflection in a cognitive and style profile and has specific features of manifestation at representatives of different profiles of training.

Keywords: subjectivity, the subject-object orientations in life situations, intellectual styles.

В настоящее время в системе высшего образования происходят значительные изменения. Нововведения в образовательных стандартах оказывают существенное влияние на всех субъектов педагогического процесса: они меняют не только структуру работы педагогов и студентов, но и ориентированы на развитие самостоятельности учащихся в получении знаний, стимулирование их интеллектуальной и социальной активности. В этой связи учет индивидуально-психологического своеобразия личности студента вуза является важным фактором успешного внедрения новых образовательных программ и перехода на новые формы образовательной деятельности.

Учитывая вышесказанное, актуально обращение к субъектному подходу, в котором человек рассматривается в качестве активного участника собственной жизни. В работах С. Л. Рубинштейна [7], К. А. Абульхановой-Славской [1], А. В. Брушлинского [4], Е. Ю. Коржовой [6] убедительно показано, что исследование человека в контексте субъектного подхода является продуктивным и способствует интегративному описанию его психологической организации. В частности, Е. Ю. Коржова в своей работе привела доказательства того, что способность активно участвовать в процессе жизнедеятельности, то есть быть ее субъектом, является центральной характеристикой человека и условием становления личности [6]. Ею введено, теоретически и эмпирически обосновано понятие «субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях», характеризующее базовые жизненные ориентации человека относительно жизненных ситуаций.

Для реализации принципов субъектного подхода в вузе необходимо определить психологические особенности, способствующие развитию субъектности. В качестве таковых можно рассматривать интеллектуальные стили (или стили мышления), отражающие «...индивидуально-своеобразные способы выявления и формулирования проблемной ситуации, а также способы поиска средств ее разрешения» [8, с. 235].

В литературе имеются данные, отражающие значимость интеллектуальных стилей для изучения субъекта образовательного процесса, а именно: обнаружено влияние интеллектуальных стилей на стратегическое планирование и их значение для учебных достижений [9]; стили мышления рассмотрены в качестве одного из регуляторов динамики, устойчивости, характера деятельности и как основание для самоорганизации совместной деятельности [3]; установлены взаимосвязи интеллектуальных стилей с компонентами структуры социальной картины мира [5]. Это означает, что интеллектуальные стили характеризуют не только специфику познавательных процессов, но и отражают содержательные психологические особенности.

Учитывая рассматриваемую проблему, также представляется актуальным определить особенности проявления субъектности у студентов, обучающихся в педагогическом вузе на факультетах с разными профилями обучения с целью более глубокого понимания факторов ее актуализации и развития.

Итак, цель данного исследования — определить взаимосвязи субъектности и интеллектуальных стилей и установить особенности корреляционной связи показателей субъ-ектности с интеллектуальными стилями у студентов гуманитарного и естественнонаучного профилей.

Для реализации поставленной цели была разработана программа исследования, в рамках которой использованы следующие методики: «Опросник жизненных ориентацию» для определения показателей и типов субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях (Е. Ю. Коржова) [6]; опросник «Стиль мышления» для диагностики интеллектуальных стилей (А. Харрисон и Р. Брэмсон, в адаптации А. А. Алексеева и Л. А. Громовой) [2].

В исследовании приняли участие студенты РГПУ им. А. И. Герцена факультетов социальных наук, философии, коррекционной педагогики, филологии (n = 154) и факультетов физики, безопасности жизнедеятельности (n = 97) в возрасте от 17 до 22 лет.

Для обработки эмпирических данных использованы корреляционный анализ (метод линейной корреляции Пирсона) и сравнительный анализ (t-критерий Стьюдента для независимых выборок), реализованные с помощью программы STATISTICA 8.0 и программы Microsoft Exel в среде Windows 7.

Рассмотрим результаты исследования.

Обнаружены взаимосвязи общего показателя субъект-объектных ориентаций с интеллектуальными стилями (рис. 1).

Рис. 1. Корреляционные связи общего показателя субъект-объектных ориентаций с показателями интеллектуальных стилей (п = 251)

Условные обозначения: г1> — коэффициент линейной корреляции Пирсона; р — уровень значимости

Выявленные корреляционные связи показывают, что субъектная ориентация свойственна студентам с выраженностью синтетического стиля, для которого характерен инте-гративный подход при решении проблемы, и идеалистического стиля, отражающего стремление к широкому взгляду на проблему. Также субъектно-ориентированных студентов отличает низкая степень выраженности прагматического стиля, направленного на по-

лучение выгоды в проблемной ситуации, и реалистического стиля, проявляющегося в ориентации на учет фактов и получение практически значимого результата при решении проблемы. Данные связи можно объяснить тем, что субъектная ориентация характеризует активную жизненную позицию и проявляется в творческом отношении к своей жизни, что согласуется с сущностью синтетического и идеалистического стилей, отражающих стремление к обсуждению проблемной ситуации, а значит, к преобразованиям в процессе ее решения. Реалистический и прагматический стили схожи в направленности на получение практического результата при решении задачи или проблемы, что, вероятно, в большей степени определяет адаптивную позицию в жизненных ситуациях и, как следствие, выраженность объектной ориентации.

Также нами было обнаружено, что показатели реалистического стиля значимо выше в группе с объектной ориентацией по сравнению с группой с субъектной ориентацией (табл. 1).

Таблица 1

Значимые различия в средних значениях интеллектуальных стилей между группами с объектной и субъектной ориентациями

Наименование интеллектуального стиля а, а в группе с объектной ориентацией (п = 22) а, а в группе с субъектной ориентацией (п = 97) Значимые различия (эмпирическое значение икритерия Стьюдента)

Реалистический 60,64 ± 6,21 55,19 ± 6,46 1эмп = 3,59; р < 0,001

Условные обозначения: а — среднее значение показателя; о — стандартное отклонение показателя.

Этот результат показывает, что у студентов с высокими показателями субъектности не являются выраженными стратегии реалистического стиля. Характерные особенности данного стиля, такие как ориентация на факты, стремление к контролю за ситуацией и получению конкретных результатов, можно предположить, определяют реалистичное восприятие жизненных ситуаций и стремление к практическим результатам, что в определенной степени противоположно активному, творческому отношению к жизненным ситуациям. Субъектную ориентацию отличает «... целостность восприятия жизни и активное развитие внутреннего мира» [6, с. 108].

Далее нами были проанализированы особенности взаимосвязи субъектности с интеллектуальными стилями у студентов разного профиля обучения. В группе с гуманитарным профилем (п = 154) выявлены взаимосвязи показателей субъект-объектных ориентаций с большинством интеллектуальных стилей. В данной работе более подробно рассмотрим взаимосвязи с общим показателем субъект-объектных ориентаций (табл. 2). Установлено, что выраженность общего показателя субъект-объектных ориентаций характерна для студентов с более высокими значениями синтетического стиля, а студентам с объектной ориентацией свойственны более высокие показатели прагматического и реалистического стилей. Вероятно, это связано с тем, что стратегии синтетического стиля, основанные на интуиции, позволяют рассматривать проблемную ситуацию целостно и проявить творческое отношение к ее решению. Это создает основание для реализации активной жизненной позиции и развития субъектной ориентации.

Стратегии реалистического стиля, определяющие ориентацию на факты, и стратегии прагматического стиля, ориентированные на получение выгоды при решении про-

блемы, в большей степени способствуют концентрации на практических результатах. Можно предположить, что эти особенности препятствуют активному обсуждению проблемы с ее участниками и тем самым создают основания для пассивной жизненной позиции.

Таблица 2

Значимые корреляционные связи общего показателя субъект-объектных ориентаций и интеллектуальных стилей в группе с гуманитарным профилем

Показатель субъект-объектных ориентаций Интеллектуальный стиль

Синтетический Прагматический Реалистический

Общий показатель субъект-объектных ориентаций Гр = 0,40 р < 0,01 Гр = -0,19 р < 0,05 Гр = -0,29 р < 0,01

Условные обозначения: Гр — коэффициент линейной корреляции Пирсона; р — уровень значимости.

В группе с естественнонаучным профилем обучения (п = 97) показатели субъект-объектных ориентаций в меньшей степени связаны с интеллектуальными стилями. Не было обнаружено связи общего показателя субъект-объектных ориентаций с исследуемыми стилями, однако есть взаимосвязи с отдельными показателями субъект-объектных ориен-таций. Выявлено, что стремление к самоизменениям положительно связано с синтетическим стилем и отрицательно с прагматическим стилем, что свидетельствует о тесной связи синтетического стиля с готовностью к личностным изменениям в жизненных ситуациях (табл. 3).

Таблица 3

Значимые корреляционные связи общего показателя субъект-объектных ориентаций и интеллектуальных стилей в группе с естественнонаучным профилем обучения

Показатель субъект-объектных ориентаций Интеллектуальный стиль

Синтетический Прагматический Аналитический

«Трансситуационная изменчивость» Гр = 0,21** Гр = -0,21** —

«Трансситуационный локус контроля» гр = -0,24** — Гр = 0,29*

Условные обозначения: гр — коэффициент линейной корреляции Пирсона; * — уровень значимости р < 0,01; ** — уровень значимости р < 0,05.

Значимо, что высокая степень субъективного контроля над жизненными ситуациями характерна для студентов с выраженным аналитическим стилем. Это можно объяснить тем, что аналитические стратегии проявляются в систематическом анализе проблемы, стремлении к изучению всех возможных ее сторон. Вероятно, они позволяют личности учесть разные варианты решения проблемы и обрести уверенность в собственных возможностях.

Полученные факты можно объяснить тем, что студенты с гуманитарным профилем обладают более выраженной ориентацией на самопознание, поэтому формирование их субъектной позиции сопровождается развитием самосознания, рефлексии и отражается в стилевых особенностях, основанных на постижении смысла происходящего. Развитие субъектности у студентов естественнонаучного профиля, вероятно, в большей степени

связано с продуктивностью в учебной деятельности, на что указывает взаимосвязь стратегий аналитического стиля и высокого уровня субъективного контроля над жизненными ситуациями.

Итак, результаты данной работы показывают, что выраженности субъектной позиции препятствуют стилевые стратегии, направленные на получение конкретных, практических результатов в решении проблемных ситуаций, и что существуют особенности взаимосвязи субъектности и интеллектуальных стилей у студентов разных профилей обучения.

Данное исследование вносит вклад в изучение субъектности студентов педагогического вуза с учетом их стилевых особенностей и профиля обучения и позволяет определить пути формирования у них субъектной позиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Эконом. шк., 1993. 352 с.

3. Белоусова А. К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002. 360 с.

4. Брушлинский А. В. Психология субъекта / Отв. ред. проф. В. В. Знаков. М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.

5. Гербачевская Н. В. Представленность проблемы «человек и общество» в социальной картине мира современной молодежи: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006. 20 с.

6. Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб. : Изд-во РХГА, 2006. 384 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

8. Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: Учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 304 с.

9. Kienholz A. Systems ReThinking: An Inquiring Systems Approach to the Art and Practice of the Learning Organisation, 1999. URL: http://www.bauer. uh. edu/parks/fis/inqre2a1.htm (дата обращения: 15. 08. 2015).

REFERENCES

1. Abul'hanova-Slavskaja K. A. Strategija zhizni. M.: Mysl', 1991. 299 s.

2. Alekseev A. A., Gromova L. A. Pojmite menja pravil'no, ili Kniga o tom, kak najti svoj stil' myshlenija, jeffektivno ispol'zovat' intellektual'nye resursy i obresti vzaimoponimanie s ljud'mi. SPb.: Jekonom. shk., 1993. 352 s.

3. Belousova A. K. Samoorganizacija sovmestnoj myslitel'noj dejatel'nosti. Rostov n / D: Izd-vo RGPU, 2002. 360 s.

4. Brushlinskij A. V. Psihologija subjekta / Otv. red. prof. V. V. Znakov. M.: Institut psihologii RAN; SPb.: Aletejja, 2003. 272 s.

5. Gerbachevskaja N. V. Predstavlennost' problemy «chelovek i obshhestvo» v social'noj kartine mira sovremennoj molodezhi: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2006. 20 s.

6. KorzhovaE. Ju. Psihologija zhiznennyh orientacij cheloveka. SPb.: Izd-vo RHGA, 2006. 384 s.

7. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii / Sost. A. V. Brushlinskij, K. A. Abul'hanova-Slavskaja. SPb.: Piter, 2002. 720 s.

8. Holodnaja M. A. Kognitivnye stili: O prirode individual'nogo uma: ucheb. posobie. M.: PER SJe, 2002. 304 s.

9. Kienholz A. Systems ReThinking: An Inquiring Systems Approach to the Art and Practice of the Learning Organisation, 1999. URL: http://www.bauer.uh.edu/parks/fis/inqre2a1.htm (data obrashhenija: 15.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.