Научная статья на тему 'Когнитивная стратегия денатурализации половых различий в теории Сандры Бем'

Когнитивная стратегия денатурализации половых различий в теории Сандры Бем Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1296
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНДРА БЕМ / ЛИНЗЫ ГЕНДЕРА / ГЕНДЕРНАЯ СХЕМА / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭССЕНЦИАЛИЗМ / АНДРОЦЕНТРИЗМ / ГЕНДЕРНАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ / SANDRA BEM / LENSES OF GENDER / GENDER SCHEMA / BIOLOGICAL ESSENTIALISM / ANDROCENTRISM / GENDER POLARIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хитрук Екатерина Борисовна

В данной статье исследуется проблема деконструкции бинарной гендерной схемы в теории Сандры Липсиц Бем. Основные когнитивные установки традиционного «знания о поле» («линзы гендера») рассматриваются как источник конструирования социального неравенства. Делается вывод о том, что андроцентризм, гендерная поляризация и биологический эссенциализм формируют ограниченный выбор стратегий поведения в современном обществе, препятствуя развитию индивидуальных способностей человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE STRATEGY OF DENATURALIZATION OF SEX DIFFERENCES IN SANDRA BEM’S THEORY

The article deals with the problem of deconstruction of the binary gender schema in the theory of Sandra Ruth Lipsitz Bem. The basic cognitive attitudes of the traditional “knowledge about the field” (“lenses of gender”) are considered as a source of construction of social inequality. It is concluded that androcentrism, gender polarization, and biological essentialism form a limited choice of behaviour strategies in the modern society, hindering development of individual abilities of a person.

Текст научной работы на тему «Когнитивная стратегия денатурализации половых различий в теории Сандры Бем»

Хитрук Екатерина Борисовна

КОГНИТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕНАТУРАЛИЗАЦИИ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ТЕОРИИ САНДРЫ БЕМ

В данной статье исследуется проблема деконструкции бинарной гендерной схемы в теории Сандры Липсиц Бем. Основные когнитивные установки традиционного "знания о поле" ("линзы тендера") рассматриваются как источник конструирования социального неравенства. Делается вывод о том, что андроцентризм, тендерная поляризация и биологический эссенциализм формируют ограниченный выбор стратегий поведения в современном обществе, препятствуя развитию индивидуальных способностей человека. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/5/52.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 5(79) C. 187-189. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

9. Рабочий визит президента Сержа Саргсяна во Францию [Электронный ресурс]. URL: http://www.president. am/ru/foreign-visits/item/2015/06/05/W orking-visit-of-President-Serzh-Sargsyan-to-France/ (дата обращения: 05.04.2017).

10. Discours de Mme Annick Girardin, secrétaire d'État chargée du développement et de la Francophonie, prononcé devant les étudiants de l'Université française en Arménie (UFAR) [Электронный ресурс]. URL: http://www.diplomatie. gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/diplomatie-culturelle/les-actualites-et-evenements-de-la-diplomatie-culturelle-en-2016/autres-actualites-et-evenements-de-la-diplomatie-cultureUe-en-2016/article/francophonie-discours-de-mme-annick-girardin-secretaire-d-etat-chargee-du (дата обращения: 05.04.2017).

11. Federer les initiatives, promouvoir la cooperation decentralisee en Armenie [Электронный ресурс] // Conclusions de l'etude conduite par le groupe interparlementaire d'amitie France-Armenie (septembre 2011). URL: http://www.senat.fr/ ga/ga101/ga101.pdf (дата обращения: 05.04.2017).

12. Foreign Minister Edward Nalbandian Participated in the Events Dedicated to the Armenian Genocide Centenary in Paris City Hall [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.am/en/press-releases/item/2015/04/28/min_paris_mairie/ (дата обращения: 05.04.2017).

13. http://apf.francophonie.org/Assemblee-nationale-d-Armenie.html (дата обращения: 05.04.2017).

14. http://mincult.am/home-1-978.html (дата обращения: 05.04.2017).

15. http://scs.am/iiles/cnrs-2.pdf (дата обращения: 05.04.2017).

16. Inauguration de Sciences Po Arménie [Электронный ресурс]. URL: http://www.ambafrance-am.org/Inauguration-de-Sciences-Po-Armenie (дата обращения: 05.04.2017).

17. La France soutient la traduction de la littérature française en Arménie [Электронный ресурс]. URL: http://www.ambafrance-am.org/La-France-soutient-la-traduction-de-la-litterature-francaise-en-Armenie (дата обращения: 05.04.2017).

18. Lancement d'une coopération entre la Sorbonne et l'Université linguistique d'Erevan [Электронный ресурс]. URL: http://www.ambafrance-am.org/Lancement-d-une-cooperation-entre-la-Sorbonne-et-l-Universite-linguistique-d (дата обращения: 05.04.2017).

19. Nalbandian E. Le dialogue et l'amitié [Электронный ресурс]: Interview // La lettre diplomatique. 2007. № 79. URL: http://www.lalettrediplomatique.fr/contribution.php?id=22&idrub=85 (дата обращения: 05.04.2017).

20. Reception on the Occasion of the International Day of La Francophonie Took Place at the Foreign Ministry of Armenia [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.am/en/press-releases/item/2016/03/24/min_oif_bxl/ (дата обращения: 05.04.2017).

21. Signature d'une convention entre les Archives diplomatiques du Quai d'Orsay et les Archives nationales d'Arménie [Электронный ресурс]. URL: http://www.ambafrance-am.org/Signature-d-une-convention-entre-les-Archives-diplomatiques-du-Quai-d-Orsay-et (дата обращения: 05.04.2017).

FOREIGN CULTURAL POLICY OF FRANCE IN RELATION TO ARMENIA

Khachaturyan David Anatol'evich

The Peoples ' Friendship University of Russia in Moscow da9653076309@gmail.com

This article is devoted to the main directions of France foreign cultural policy in relation to Armenia. The author considers the French language policy in relation to the Republic of Armenia, the activity of the International Organization of Francophonie, university and scientific cooperation, "scientific diplomacy", instruments of cultural diplomacy, cultural events and seasons (exhibitions, concerts, festivals). As a result of the analysis it is revealed that cultural diplomacy is the main component of the "diplomacy of influence" of the Fifth Republic in relation to Armenia.

Key words and phrases: France; Armenia; international relationships; foreign cultural policy; cultural diplomacy.

УДК 101.1:316 Философские науки

В данной статье исследуется проблема деконструкции бинарной гендерной схемы в теории Сандры Лип-сиц Бем. Основные когнитивные установки традиционного «знания о поле» («линзы гендера») рассматриваются как источник конструирования социального неравенства. Делается вывод о том, что андроцен-тризм, гендерная поляризация и биологический эссенциализм формируют ограниченный выбор стратегий поведения в современном обществе, препятствуя развитию индивидуальных способностей человека.

Ключевые слова и фразы: Сандра Бем; линзы гендера; гендерная схема; биологический эссенциализм; андроцентризм; гендерная поляризация.

Хитрук Екатерина Борисовна, к. филос. н.

Национальный исследовательский Томский государственный университет lubomudr@vtomske.ru

КОГНИТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕНАТУРАЛИЗАЦИИ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ТЕОРИИ САНДРЫ БЕМ

Сандра Липсиц Бем является одним из самых известных в XX веке специалистов в области психологии половых различий. Обретя популярность в 70-х гг. благодаря концепции андрогинии как основного решения

188

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

проблем психического здоровья женщин и мужчин, а также благодаря методике «маскулинность-фемининность» (Bem Sex Role Inventory, BSRI), Сандра Бем оставалась одним из самых цитируемых англоязычных исследователей в области гендерной психологии на протяжении нескольких десятков лет [1, с. 5]. Однако с течением времени Бем пришла к осознанию ограниченности основных посылок психологической теории андрогинии и, совершив настоящий гносеологический поворот в области гендерной психологии, обратилась к исследованию фундаментальных когнитивных оснований концептуализации и конструирования половых различий в западной культуре. Эта смелая работа по пересмотру своей прежней позиции привела Сандру Бем к написанию настоящего бестселлера под названием «Линзы тендера», в котором автор подвергает критике не только фундаментальные посылки традиционной психологии пола, но и, «пересекая дисциплинарные границы» [5, р. 3], выводит рассуждение о характере и истоках формирования половых различий на социально-философский уровень.

В книге «Линзы гендера» автор окончательно порывает с наивно реалистическим убеждением, согласно которому общество предстает исследователю таким, каково оно есть на самом деле, независимо от установок, сквозь призму которых ученый рассматривает и интерпретирует социальную реальность. Невозможно исследовать социальные феномены, тем более такие значимые, как половые различия и гендерные роли, не учитывая влияние культурных дискурсов, «просеивающих» реальные практики и идентичности сквозь «сито» заданных традицией стереотипов, не лишенных в то же время и специфически политических коннотаций. Сандра Бем подчеркивает, что «скрытые предписания в отношении пола и гендера все же остаются внедренными в культурные дискурсы, общественные институты и души людей» [1, с. 34]. «Я называю эти исходные положения линзами гендера, - продолжает Беем. - Линзы не только задают ракурс восприятия, осмысления и рассмотрения общественной реальности, но и формируют саму социальную реальность» [Там же].

Благодаря гендерным линзам различные общественные институты, научные парадигмы и даже индивидуальные стратегии самоидентификации неизменно в течение многих сотен лет воспроизводят иерархическую модель половых различий, сохраняя, таким образом, не только определенный теоретико-методологический подход, но и совершенно безальтернативную политическую конфигурацию. Сексизм представляет собой важнейший элемент традиционной западной политической системы наряду с расизмом и колониализмом. В основе этого властного феномена лежат уникальные когнитивные механизмы формирования и воспроизводства «знаний о поле», имеющие своим истоком античную философскую традицию. Разоблачение сексиз-ма как одной из фундаментальных установок современной политической системы неразрывно связано с разоблачением тех конструирующих знание механизмов, которые лежат в его основе. Таким образом, исследование психологических оснований гендерной идентичности трансформируется в философское исследование гносеологических предпосылок классической экспликации половых различий, которое, в свою очередь, неизбежно ставит исследователя на определенную политическую позицию. Теория «гендерной схемы» выявляет подлинное значение когнитивной структуры, лежащей в основании общественной системы [3, р. 355]. Ген-дерная психология Сандры Бем, таким образом, постепенно преобразуется в феминистский философский проект: «...мы должны иметь возможность посмотреть, скорее, на гендерные линзы культуры, а не сквозь них... Только когда американцы прочувствуют и поймут, что есть более тонкие и системные пути, в русле которых культура воспроизводит мужскую власть; они наконец поймут суть пока еще не завершенного дела -феминистской защиты прав женщин» [1, с. 34].

Взаимная корреляция власти и знания делает невозможной исследовательскую отстраненность и «нейтральность», которые считались необходимыми атрибутами исследования в классической парадигме гносеологии. Если знание - один из способов воспроизводства политической системы, основанной на угнетении определенных групп индивидов, то ученый, исследующий законы формирования этого знания, неизбежно оказывается вовлеченным в политику. Не желая того, исследователь обретает политическую позицию - за или против той системы неравенства, которая задает и поддерживает бинарный код в социальной теории.

Итак, классическое «знание о поле», с точки зрения Сандры Бем, базируется на фундаментальном философском допущении о «естественном» неравенстве полов. Этот тезис натурализует представление о том, что до и независимо от всякой рефлексии в реальности существуют два противоположных друг другу пола, один из которых вследствие «естественного» положения вещей обладает аксиологическим, гносеологическим, онтологическим и, соответственно, политическим приоритетом в отношении другого. Независимо от того, что именно полагается источником этой «естественности» (Божественный замысел или биологическая эволюция), природная данность представляется как незыблемый «нейтральный» фундамент иерархической системы распределения гендерных ролей в обществе. Обращение к «натуральной» основе, таким образом, легитимирует гендерное неравенство во всех его проявлениях, представляя разнообразные попытки оспорить его инвариантность как противоестественную борьбу с природой. Аргументация основанной на сексизме политической системы строится при этом «от природного к социальному», апеллируя к «неоспоримому» авторитету реальности. Однако насколько такой подход может считаться допустимым в человеческом сообществе, где каждый феномен существует лишь постольку, поскольку оказывается встроенным в определенное дискурсивное поле, насыщенное локусами интерпретации и контекста? И может быть установка на объяснение социального посредством апелляции к природному является не более чем одной из возможных установок, как минимум не единственной? Сандра Бем выражает глубокое сомнение в безальтернативности и асоциальности биологических предпосылок: «Значение, которое придается биологическим явлениям, зависит от того, как они объясняются и используются культурой, а их социальный смысл зависит от исторического и современного контекста» [Там же, с. 35].

Гендерная схематизация, натурализуя бинарный код половых различий, конструирует социальную реальность со специфическими особенностями мужского и женского поведения, практик и опыта. Индивиды, подчиняясь репрессивному воздействию гендерных линз культуры, сами становятся носителями разнообразных «доказательств» естественного происхождения андроцентрического культурного режима и, как следствие, передают эту «эстафету» следующим поколениям людей.

Самым главным ограничением, которое гендерная схематизация накладывает на человечество, с точки зрения Сандры Бем, является отсутствие свободы индивидуального выбора, которое тем более драматично в американском обществе, полагающем индивидуальность одной из самых главных своих культурных ценностей. «Линзы подготавливают, - пишет Бем, - заранее предопределенные социальные стратегии жизнедеятельности и поведения, которые кажутся настолько нормальными и естественными, что какие-то иные жизненные направления даже не приходят в голову» [Там же, с. 211-212]. Бесконечное разнообразие возможностей на деле оказывается набором ограниченных сценариев поведения, следование которым жестко контролируется общественными институциями разного рода. Свобода остается декларативной, поскольку ее реализации препятствуют не столько внешние политические установления, сколько внутренние политические механизмы бинарной модели половых различий, распространяющие свои скрытые правила на всех без исключения членов общественной системы.

Социально-философская деконструкция фундаментальных когнитивных установок культуры, с точки зрения Сандры Бем, впервые освобождает общество от необходимости слепо выполнять заданные сценарии бинарной репрессивной конструкции. Критическое переосмысление механизмов функционирования гендер-ной схемы открывает пространство для реализации уникального потенциала каждой личности независимо от ее фактической принадлежности к той или иной социальной группе. Мужское и женское должны выйти за рамки дуалистической социальной конструкции, формируя обширное поле индивидуально окрашенных стилей поведения, где биология пола будет иметь минимальное значение [2, р. 329].

Раскрытие фундаментальных гносеологических установок традиционного «знания о поле», предпринятое в теории Сандры Бем, может быть представлено как процесс денатурализации половых различий, поскольку в результате разоблачения «гендерных линз» культуры противоположность полов, их биологическая укорененность теряют значение «естественного» и незыблемого порядка вещей. То, что раньше рассматривалось как природная данность, в результате последовательной деконструкции предстает в виде «институционализированного андроцентризма», основанного на политически ангажированных когнитивных посылках [4, р. 9].

Разоблачение гендерной схемы в культуре должно способствовать развитию внимательного отношения к уникальным способностям и предпочтениям каждого человека. Новое поколение людей вследствие данного подхода сможет увидеть более разнообразные пути для самореализации и создаст общество, по-настоящему свободное от репрессивных практик сексуального угнетения и половой дискриминации.

Список источников

1. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. 336 с.

2. Bem S. L. Dismantling Gender Polarization and Compulsory Heterosexuality: Should We Turn the Volume Down or Up? // The Journal of Sex Research. 1995. Vol. 32 (4). Р. 329-334.

3. Bem S. L. Gender Schema Theory: A Cognitive Account of Sex Typing // Psychological Review. 1981. Vol. 88 (4). Р. 354-364.

4. Bem S. L. Transforming the Debate of Sexual Inequality: From Biological Difference to Institutionalized Androcentrism // Lectures on Psychology of Women / ed. by J. C. Chrisler, C. Golden and R. D. Rozee. N. Y.: McGraw Hill, 1996. Р. 9-21.

5. Carr B., Ben Hagai E., Zurbriggen E. L. Queering Bem: Theoretical Intersections between Sandra Bem's Scholarship and Queer Theory // Sex Roles. 2015. Vol. 73. Р. 1-14.

COGNITIVE STRATEGY OF DENATURALIZATION OF SEX DIFFERENCES IN SANDRA BEM'S THEORY

Khitruk Ekaterina Borisovna, Ph. D. in Philosophy National Research Tomsk State University lubomudr@vtomske. ru

The article deals with the problem of deconstruction of the binary gender schema in the theory of Sandra Ruth Lipsitz Bem. The basic cognitive attitudes of the traditional "knowledge about the field" ("lenses of gender") are considered as a source of construction of social inequality. It is concluded that androcentrism, gender polarization, and biological essentialism form a limited choice of behaviour strategies in the modern society, hindering development of individual abilities of a person.

Key words and phrases: Sandra Bem; lenses of gender; gender schema; biological essentialism; androcentrism; gender polarization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.