Научная статья на тему 'Когнайзер: информационная технология моделирования вербального сознания'

Когнайзер: информационная технология моделирования вербального сознания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
269
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Филиппович Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнайзер: информационная технология моделирования вербального сознания»

Когнайзер: информационная технология моделирования вербального сознания1

Ю.Н. Филиппович,

профессор кафедры МСИТ

Одной из центральных идей моделирования языкового сознания, представленных в работах [10, 22-30], и получивших теоретическое и практическое воплощение, является «идея построения когнай-зера» - семиотической машины (автомата), как инфокогнитивной компьютерной системы/технологии, реализующей возможные модели операциональных отношений, существующих в сознании носителя языка культуры, между языковыми единицами (ЯЕ), которые зафиксированы в различных ассоциативных и когнитивных экспериментах.

Теоретическое и практическое воплощение идеи когнайзера актуально как для решения общей проблемы когниции, так и для решения частных проблем многих наук, междисциплинарных исследований и разработок, для интегрированных и/или конвергентных технологий, в частности NBIC-технологий.

На основе идеи когнайзера могут быть построены принципиально новые коммуникативные системы и технологии (программно-целевой деятельности, общения, обучения, поиска информации, синтеза и анализа мультимедиа-контента, автоматического перевода, извлечения и контроля знаний и др.), а также устройства и приспособления - интеллектуальные гаджеты, когнитивные акселераторы.

* * *

1 В данной статье приводятся результаты исследований, выполненных при поддержке гранта РГНФ №12-04-12039в и гранта Президента РФ №НШ-3661.2012.6

Исходные теоретические положения

Теоретически когнайзер представляет собой действующую (функционирующую) модель сознания носителя конкретного языка культуры, под которым понимается речемыслительная деятельность человека, с использованием знаковых систем, в частности вербальных. Гипотетически предполагается, что вербальное сознание отражает реальный мир, фиксирует его целостность посредством установления парадигматических отношений между мыслями-знаками, каждый из которых означивает некий предмет реального мира. Парадигматические отношения интерпретируют предметные отношения реального мира. В их числе отношения части-целого, сходства-различия, каузальности, пространства, времени и др.

Центральное место в теоретических положениях идеи построения когнайзера занимает семиотическая концепция Чарлза Сандерса Пирса. Следующие его суждения легли в основу формальной модели когнайзера: - [16, 17] (а) «всякий раз, когда мы мыслим, нашему сознанию налично некоторое переживание, образ, понятие или другая репрезентация», служащая субъекту <внутренним = «мозговым»> знаком; (б) «... если - после какой бы то ни было мысли - поток идей свободно течет далее, <то> он следует закону умственной ассоциации, <и> в этом случае каждая предшествующая мысль предпосылает нечто мысли следующей за ней.»; (в) «... новый неожиданный опыт никогда не является делом мгновения, но является событием, занимающим время и пришедшим к своему свершению через непрерывный процесс»; (г) «... мыслительная последовательность. на протяжении всей своей длительности свободно следует собственному закону ассоциации, и нет ни одного момента, в который имела бы место некая, принадлежащая этому ряду мысль, и последовательно за которым не имела бы места другая мысль, интерпретирующая или повторяющая первую».

Следуя этим суждениям, речемыслительная деятельность является «непрерывной» последовательной сменой мыслей-знаков и при определенных условиях («после немалого внутреннего развития» субъекта и какого-либо побудительного воздействия на него) может быть выражена в форме внешнего знака, например, вербализована в устной или письменной форме (рис. 1).

Символическое представление речемыслительной деятельности, изображенное на рис. 1, не представляет в полной мере приведенные суждения Ч. Пирса, но позволяет далее рассматривать ее как случайный (вероятностный) процесс перехода от одного мысли-знака к другому, последующему. При этом возможными являются следующие варианты: первый - известными являются только «внешние знаки» и моменты времени их возникновения (зафиксированные с определенной точностью, или вычисленные по некоторым правилам); второй -

Рис. 1. Речемыслительная деятельность

известными являются «побудительное воздействие», «внешний знак» и моменты их возникновения, которые могут быть получены так же, как и в первом варианте.

Текст как модель вербального сознания

Первый вариант назовем восприятием «внешних знаков», например, чтение вербальных (языковых) единиц, представленных в виде текста, выраженных субъектом ранее («после немалого внутреннего развития»), без какого-либо «побудительного воздействия» - неизвестного, неопределенного или не принимающегося во внимание (рис. 2).

Рис. 2. Временные характеристики восприятия текста

Овнешненная, т. е. представленная внешне в виде вербального текста речемыслительная деятельность содержит и отражает некоторый «закон ассоциации» в процессе последовательной смены мыс-ли-знаков. Текст как результат овнешнения языкового сознания содержит ассоциативные связи между своими элементами, оформленными в виде соседствующих «внешних знаков», языковых единиц (ЯЕ), синтагм.

Заметим, что в нашей модели для субъекта, воспринимающего текст, он отражает лишь факты существования конкретного «внешнего знака» и его соседства с другими, т. е. фиксирует только синтагматические отношения между ними и представляет МЗ| в некоторой окрестности других соседних МЗ^.МЗ^ и МЗ^.МЗ^, где ти к — границы левого и правого контекстов «внешнего знака» (в общем случае ЯЕ). «Закон ассоциации» мысли-знаков в данном случае есть отражение

парадигматических отношений, установленных создавшим текст субъектом для предметов реального мира, в форму синтагм, иначе - «закон ассоциации» есть правила перехода от парадигматических отношений к синтагматическим. Текст латентно отражает парадигматические отношения мыслей-знаков вербального сознания субъекта и явно синтагматические отношения между ними. Установление «закона ассоциации», т. е. правил перехода от парадигматических отношений к синтагматическим для субъекта, воспринимающего текст, представляется возможным только в случаях некоторого экспериментального воздействия на создавшего его субъекта, или предположении такого воздействия, а также и того и другого. В случае экспериментального воздействия возможно получение нового текста или метатекста (так называемых объяснений, пояснений и уточнений), что теоретически не меняет ситуацию, но практически в определенных случаях оказывается приемлемым. Основой предположений «закона ассоциации» являются суждения об общности для субъектов (как создавшего текст, так и воспринимающего его) предметов реального мира, а также физического строения самих субъектов, в том числе и субстрата сознания.

Ассоциативно-вербальная сеть как модель

вербального сознания

Второй вариант назовем условно экспериментом, который представляет собой организованную серию «побудительных воздействий» на субъекта, например, письменных вербальных стимулов, и фиксацию его вербальных письменных реакций, ассоциированных с этим воздействием - «внешних знаков». Такой эксперимент в общем случае называют ассоциативным и в зависимости от условий его проведения, например, психолингвистическим - свободным массовым письменным вербальным.

Следует заметить нетривиальность в установке ассоциативной связи между стимулами и реакциями. В нашей модели (модели Пирса) ассоциация возможна только между следующими во времени друг за другом мысли-знаками. В проводимом же эксперименте предполагается, что в конкретный момент времени /.известный вербальный стимул «побудительного воздействия» доказывается связанным с конкретным, но неизвестным мысли-знаком М, реакция Я на который в последующем и фиксируется в момент времени (рис. 3). Обозначения на рисунке: момент предъявления стимула респонденту; - момент времени, в который респондент завершил восприятие реакции в виде написанного текста или озвученных слов; /т1 - момент времени, в котором стимул включается в деятельность мыслительных процессов респондента; /т2 - момент времени, в который начинается фиксация текущего состояния мыслительного процесса в некоторой внешней форме (звуковой или письменной).

При этом считается, что ассоциативная связь устанавливается между Sи Я. Не учитываются процессы восприятия Sи формирования Я, а также «контекст» мысли-знака МЗ;, который представляет собой некоторую цепочку речемыслительной деятельности, процесс потенциально возможного перехода между МЗ;_т ... МЗ;... МЗ;+к. Этим процессам соответствуют следующие времена: Т

воспр

i+k

= tm - tS, время восприятия

внешнего стимула; Т^орм = tm2 — tЯ, время формирования внешнего представления состояния мыслительного процесса и время мыслительного процесса Т = t „ — t..

" ^ мысл т2 т1

Рис. 3. Временные характеристики ассоциативного эксперимента

Дальнейшее развитие модели требует задания некоторых априорных условий. Будем считать что: а) имеет место «абсолютное доминирование» вербального стимула над текущим мысли-знаком и, как следствие из этого, его «полное замещение» им, т. е. 5это и есть МЗ|; б) имеет место «абсолютное совпадение» МЗ+ с реакцией R; в) ассоциативное взаимодействие мысли-знаков, «побудительное воздействие» и выражение «внешнего знака» осуществляются симультанно, т. е. имеет место только одно стимульно-реактивное событие SR.

С учетом выдвинутых априорных условий, наша модель речемыслительной деятельности представляет собой последовательность SR событий, которая может быть зафиксирована в виде множества связанных между собой SR вербальных пар, в общем случае образующих ассоциативно-вербальную сеть - АВС.

Ассоциативно-вербальная сеть так же, как и текст фиксирует синтагматические отношения между «внешними знаками» субъекта (в общем случае респондентов), наперед заданными стимулами Sи потенциально возможными реакциями R, и представляет парадигматические отношения.

Основным отличием вариантов представления речемыслительной деятельности в виде текста и в виде АВС является следующее:

текст - это априори данная (созданная самим субъектом по заданным заранее правилам) синтагматическая конструкция «внешних знаков» его вербального сознания (формальная модель «Я так мыслю»); АВС - это апостериори полученная (сконструированная экспериментатором по заданным заранее правилам) синтагматическая конструкция стимуль-но-реактивных пар «побудительных воздействий» и «внешних знаков» (формальная модель «Он так мыслит»).

Сравнение ассоциативно-вербальной сети и текста

АВС, представляющую языковое сознание типового носителя языка, отнесем к классу моделей речемыслительной деятельности человека, которые назовем событийно-статистическими. Основное допущение событийно-статистического моделирования речемыслительной деятельности состоит в следующем: Речемыслительная деятельность субъекта (респондента) и «типового (усредненного) носителя языка» - это дискретные стационарные случайные эргодические семиотические (вербальные) процессы смены в фокусе их «умного зрения» (центра внимания) мыслей-знаков (вербальных единиц) - многомерная случайная величина R(s, /) = [rJ(s, /)], где: / = 1.1 - стимулы; /= 1.../ -реакции; к = 1...К, - моменты испытаний. Данный класс моделей в числе других характеризуется следующими особенностями:

Во-первых, способом получения данных для моделирования. Они поставляются массовым психолингвистическим ассоциативным экспериментом, который представляет собой выборочное эмпирическое исследование генеральной совокупности событий - вербальных реакций на слова-стимулы множества респондентов (условно назовем эту особенность «событийность в большом»). Такой тип исследования характеризуют - способ его организации, метод отбора респондентов, метод оценивания обобщенных параметров (статистик).

Во-вторых, априорными суждениями о речемыслительной деятельности респондентов, состоящих в том, что в вербальном ассоциативном эксперименте фиксируются события речемыслительной деятельности респондентов - мысли-знаки из некоторой их последовательности, цепочки (назовем это «событийность в малом»). При этом цепочка развернута во времени и представляет собой динамический временной ряд событий, имеющий свои параметры.

В-третьих, способом интеграции данных ассоциативного опроса. АВС не представляет языкового сознания конкретного субъекта и является формальным лингвистическим объектом, сконструированным по определенным правилам. Основных правил два: 1) одинаковые слова-реакции разных респондентов являются эквивалентными - это позволяет для каждого слова-стимула построить частотное поле его реакций (рис. 5); 2) одинаковые слова-реакции и слова-стимулы, в том числе и разных респондентов, также являются эквивалентными - это

Оружие (является стимулом S)

ОРУЖИЕ: холодное 9; массового поражения, ружье 5; огнестрельное, ядерное 4; война, стреляет, убийства 3; безопасность, мощное, пистолет, смертельное, смерть, старинное, убийцы 2; абсолютное, автомат, армия, Бальзак, винтовка, военное, возмездия, врага, в руках, выстрелило, газовое, грозное, дерево, железо, зонтик, именное, и пушка, кинжал, командира, кровь, любви, массового уничтожения, мести, мое, мортира, МП, на складе, нож, опасно, опасное, орудие, перестройки, перо, пищаль, продавать, пролетариата, прощай, прятать, разоружение, самозащиты, секретное, сильный, слово, сложить, смерти, спортивное, ствол, стрельба, стрелять, твое, холодная, черный 1;

Рис. 5. Частотное поле реакций слова «оружие» (числа показывают количество одинаковых слов-реакций разных респондентов)

позволяет искусственно сформировать цепочку из двух и более стимуль-но-реактивных пар, «удлинить» и «замкнуть» стимульно-реактивные цепочки, преобразовать иерархические связи между стимулами и реакциями в сетевые и представить их в форме таблицы переходов между словами или графа (рис. 6).

оружие

1 оружие — 1—> стрельба

2 оружие —2—> пистолет —2—> стрельба

2 оружие —5—> ружье —1—> стрельба

3 оружие —5—> ружье —5—> ояота — 1—> стрельба

3 оружие —1—> армия —I—> оружие —1—> стрельба

4 оружие —1—> армия —1—> мучение —1—> борьба — 1—> стрельба

4 оружие —1—> ствол —1—> пушка —1—> чугун —1—> стрельба

Всего ценочгк 141, в тс.ч числе: 1 — не™, 2 — 1,3 — 2, 4 — 15, 5 — 123.

2 оружие —1—> ствол —1—> орудие

3 оружие —5—> ружье —1—> ствол —1—> орудие

3 оружие —1—> перо —1 —> топор —1—> орудие

4 оружие —2—> пистолет —1—> железо —3—> лом —1—> орудие

4 оружие —1—> армия —28—> солдат —I—> топор —1 —> орудие

Всего цепочек 29, в том числе: 1 — нет, 2 — нет, 3 — 1, 4 — 2, 5 — 26

Основанием для применения этих правил является предположение об «эргодичности» двух процедур - эквивалентными для последующего моделирования языкового сознания являются процедуры многократного опроса одного респондента и параллельного опроса многих (более подробно см. статью А.В. Сиренко в данном выпуске журнала).

Назовем эту особенность «пространственно-временной структурностью» АВС.

Текст внешне представляет языковое сознание и является моделью речемыслительной деятельности субъекта. Если событием считать появление в тексте некоторого знака (ЯЕ - слова, словосочетания и др.), то такую модель можно также отнести к классу событийно-статистических и справедливыми окажутся отмеченные особенности этого класса моделей.

«Событийность в большом» для исследований текстов состоит в частотном анализе выделяемых в нем ЯЕ, этапами которого являются: формирование (организация) корпуса текстов, отбор и определение статистических параметров ЯЕ. «Событийность в малом» - это анализ «линеарности» построения и динамики развития текста и составляющих его ЯЕ. «Пространственно-временная структурность» текста -это представление текста в виде связанных между собой синтагматических и парадигматических конструктивов ЯЕ [31].

Возможными могут оказаться следующие сопоставления: а) текст о- АВС в целом или какая-либо ее часть; б) ЯЕ текста (например, словосочетание, предложение, в общем случае некоторый контекст) о пропозиция ЯЕ как ближайшая, удаленная на /Т шагов стимульно-реак-тивная окрестность некоторого слова-стимула, или стимульно-реактив-ная цепочка длины L (рис. 7); в) конкретные синтагматические или парадигматические отношения о ассоциативные отношения (рис. 8).

Рис. 7. Сопоставление: предложение, 4-членная пропозиция и стимульно-реактивные цепочки длиной L <4. Числами даны веса (частоты) ассоциативных пар

f Слово-стимул Слово-реакция Синтагм. отн. Парадигм. отн.

8 оператор эвм словосочетание

4 оператор языка словосочетание

3 оператор пользователь вид-род

3 оператор человек вид-род

2 оператор программист сложное слово род-вид

1 оператор киностудия часть-целое

1 оператор команда синоним

Рис. 8. Пример конкретных ассоциативных, синтагматических и парадигматических отношений

Исследовательский инструментарий

Инструментарий исследования событийно-статистических моделей хорошо развит и широко используется для анализа текстов в таких практических задачах, как: индексирование, реферирование, создание онтологий, информационный поиск, обучение языку, редактирование, библиометрия, в целом - в задачах text-mining, автоматизированной обработке текстов (АОТ) и машинном обучении. Наиважнейшими инструментами здесь следует считать гиперболические распределения.

Первое из них это формула Ципфа-Мандельброта - (к, Г) = = pk(r+ i/)_b, где: b, k, v— const; r— ранг слова; i(k, r) — частота слова. Есть и другие формулы описания частотных распределений применительно к ассоциативным исследованиям (более подробно см. статью Е.А. Выломовой в данном выпуске журнала).

Второе это закон Бредфорда — J = bkJ_1 = b/J, где: i= 1, 2, ..., k k= 1, 2, ..., m; J — количество областей в ядре; bk > 1 — множитель Бред-форда для разбиения J наименований на k групп.

Статистические методы пока не нашли широкого применения в исследованиях АВС. Единственным значимым результатом следует считать лишь подтверждение действенности закона Ципфа и определение его параметров, а также некоторые устойчивые значения мощностей множеств стимульно-реактивных пар «ядра АВС», см. работы Г.А. Черкасовой, например [34-38], а также уточнение формулы Цип-фа-Мандельброта, сделанное в работах В.В. Долинского [3-5] применительно к распределению стимульно-реактивных пар в ассоциативном эксперименте.

Классическими методами исследования текстов, его пространственно-временной структуры, являются методы дистрибутивно-статистического (ДСМ) и компонентного анализа (КА), системное их описание, включающее 8 формальных метрик, например, приведено в

1971 г. работе В.А. Московича [11]. В работах Ю.Н. Караулова и его коллег [8, 9] приведена комбинация ДСМ и КА в виде частотно-семантического метода (ЧСМ) и соответствующая ему метрика - критерий Ю.Н. Караулова. Описание перечисленных методов и используемых в них метрик приведено также и в [31], там же рассмотрена модификация критерия Ю.Н. Караулова. Анализ более 34 модификаций ДСМ и КА, включающий и многие их комбинации (комбинированные метрики) приведен в работах А.И. Панченко, например [12-14]. Практически все современные реализации ДСМ и КА реализуются как технологии многомерного анализа данных, в частности кластерного и тензорного анализа.

Обобщенной моделью исходных данных для анализа «пространственно-временной структурности» и текста, и АВС является матрица ассоциативной связанности ЯЕ [31] (рис. 4), элементами которой являются значения функции «силы связи» f|¡ = ЯЯЕ, ЯЕ). Сама функция Я означивается, денотируется и интерпретируется в соответствии с некоторыми априорно заданными правилами.

Слово (частота) ЯЕ = а, (/ ) i ^ а '

Щ=ь (гь ) 1 •'аЬ

Рис. 7. Ассоциативная матрица функции «силы связи»

f = дяе, яЕ>

Такой формализм в представлении исходных данных, основанный на отмеченных выше особенностях представления речемысли-тельной деятельности, потенциально позволяет применять уже известные и апробированный методы анализа текста (ДСМ, КА, ЧСМ и др.) в анализе АВС.

Возможными также к применению в анализе текстов оказываются как метод расширения/свертки составляющих его ЯЕ с использованием ассоциативных полей, так и метод ассоциативных цепочек, который был предложен для представления статей ассоциативного словаря [24, 27].

Формальная знаковая эквивалентность элементов ассоциативной цепочки элементам ЯЕ текста, интерпретация самой цепочки как пропозиции ЯЕ и предположение или факт единственности денотата позволяют заменить (расширить/свернуть) текст на множество связанных стимульно-реактивных пар, которые, с одной стороны, будут яв-

ляться фрагментом АВС, а с другой - ассоциативно-вербальным образом текста.

Данный подход к анализу текста, приводящий к замене его пропозициями ЯЕ, с дальнейшим преобразованием их в ассоциативные цепочки, и, в итоге, подведению к некоторому «результирующему» знаку-концепту, может оказаться полезным и продуктивным в таких задачах автоматизированной обработки текстов, как: классификация, реферирование, индексирование, информационный поиск, машинный перевод и др.

Разработаны, представлены в Интернете на сайте Научно-образовательного кластера CLAIM (http://www.it-claim.ru) и используются в исследованиях два программных комплекса: «Лингво-культурный когнайзер русского языка» (его описание дано в работах А.В. Сиренко [18-21]) и «Ассоциативная сеть» (описание дано в работе А.И. Панченко [15]). В разработке находится исследовательский комплекс Е.А. Выломовой [1, 2], который реализует нейро-сетевую модель АВС.

***

Идея когнайзера в настоящее время автором и его коллегами в основном развивается в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда «Информационная система когнитивных экспериментов (ИСКЭ)». Проект направлен на построение программируемой компьютерной системы поддержки эмпирических и теоретических когнитивных исследований вербального сознания носителя русского языка-культуры, компьютерного моделирования механизмов работы языкового сознания для решение фундаментальной проблемы, касающейся нескольких смежных научных дисциплин (когнитивной лингвистики, компьютерной лингвистики, когнитивной психологии, психолингвистики) - проблемы типологии знаний, их объема, качества, оперирования ими в масштабе русской языковой личности.

Конкретная задача, решаемая в проекте - это создание Информационной системы когнитивных экспериментов - ИСКЭ. С ее использованием предполагается провести теоретическую разработку вопросов типологии знаний: выделения в их числе минимальной единицы (когнемы), более крупных единиц (концептов, суперконцептов и кон-цептосфер) [10], использования понятий живые, остаточные, обязательные (рецептные), факультативные (ретушные), личностные, потенциальные, профессиональные и лингвокультурные знания. Центральное место в проекте отводится разработке программно-моделирующей подсистеме - когнайзеру, состоящему из пяти компонентов, выполняющих следующие когнитивные функции: смысловую, которая оформляется как гипертекст; операционную, содержащую перечень способов зада-

ния смысла, которыми пользуется русская языковая личность; знаковую, которая охватывает всю совокупность установленных в эксперименте когнем; предметную, переводящую зафиксированное элементарное знание на концептуальный уровень; и качественно-оценочную, устанавливающую релевантность/нерелевантность (обязательность/ факультативность) конкретной когнитивной единицы для языковой личности. При построении когнайзера в качестве инструментария исследования различных размерностей языкового сознания, так же, как и его содержательных характеристик предполагается использовать три типа компьютерных моделей: формально-логические, нейросетевые и эволюционные.

Сфера использования проекта - это учебные и научные институты филологического и технического (специальности: информатика и вычислительная техника, информационные системы и технологии) профиля Министерства образования и науки РФ и РАН, в том числе: Институт русского языка им. В.В. Виноградова, Институт языкознания РАН, МГЛУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУП имени Ивана Федорова.

Круг пользователей разрабатываемой системы - отечественные и зарубежные исследователи, изучающие вербальное сознание носителя русского языка-культуры, филологи, лексикографы, преподаватели, аспиранты, студенты, разработчики новых информационных технологий и средств человеко-машинного коммуникативного взаимодействия, информационно-поисковых, справочных, обучающих систем и другие.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ВыломоваЕА. Нейросетевая модель ассоциативно-вербальной сети / Е.А. Выломова, Ю.Н. Филиппович // Жизнь языка в культуре и социуме // Материалы международной научной конференции Москва, 20-21 апреля 2012 г. - М. : Издательство «Эйдос», 2012. - С. 141-142.

2. Vylomova E Analyses of Russian associative thesaurus // Тезисы докладов. Научно-техническая международная молодежная конференция «Системы,методы, техника и технологии обработки медиа-контента». - МГУП, 2011. - С. 4.

3. Долинский В.А. Теория ассоциативных полей в квантитативной лингвистике / В.А. Долинский. - М. : УРСС, 2012. - 511 с.

4. Долинский В.А. Экспериментальные исследования вербальных ассоциаций в квантитативной лингвистике / В.А. Долинский // Вестник МГЛУ. - Вып. 14 (620). Серия Языкознание. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011.

5. Долинский В.А. Распределение реакций в экспериментах по вербальным ассоциациям / В.А. Долинский // Уч. записки Тартуского университета. - Вып. 827. - Тарту, 1988. - С. 89-101.

6. Караулов Ю.Н. Концептография языковой картины мира. Статья 1: Первый этап «восхождения» к образу мира: от элементарных

фигур знания к предметно-референтным областям культуры / Ю.Н. Караулов // Scripta linguisticae applicatae. Проблемы прикладной лингвистики. Вып. 2. Сборник статей / отв. ред. Н.В. Васильева. - М. : «Азбуковник», 2004. - С. 7-17.

7. Караулов Ю.Н. Концептография языковой картины мира. Статья 2: Референтные области, концепты и концептосферы. (Второй этап «восхождения» - от областей к концептам) / Ю.Н. Караулов // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей. - М., 2004. - С. 69-82.

8. Караулов Ю.Н. Анализ метаязыка словаря с помощью ЭВМ / Ю.Н. Караулов, В.И. Молчанов, В.А. Афанасьев, Н.В. Михалев. - М. : Наука, 1982. - 96 с.

9. Караулов Ю.Н. Частотный словарь семантических множителей русского языка / Ю.Н. Караулов, В.И. Молчанов, В.А. Афанасьев, Н.В. Михалев. - М. : Наука, 1982. - 208 с.

10. Караулов Ю.Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования / Ю.Н. Караулов, Ю.Н. Филиппович. - М. : ИЦ «Азбуковник», 2009. -288 с.

11. Москович В.А. Информационные языки. - М., 1971. -

С. 213.

12. Панченко А.И. Метод и система извлечения семантических отношений из статей википедии на основе компонентного анализа / А.И. Панченко, Ю.Н. Филиппович, С.А. Адейкин, П.В. Пономарев,

A.В. Пономарев // Жизнь языка в культуре и социуме. Материалы международной научной конференции. - Москва, 20-21 апреля 2012 г. -М. : Издательство «Эйдос», 2012. - С. 339-341.

13. Панченко А.И. Towards an Efficient Combination of Similarity Measures for Semantic Relations Extraction / А.И. Панченко // Тезисы докладов. Научно-техническая международная молодежная конференция «Системы,методы, техника и технологии обработки медиаконтента». -М. : МГУП, 2011. - С. 3-4.

14. Панченко А.И. Метод автоматического построения семантических отношений между концептами информационно-поискового тезауруса / А.И. Панченко // Вестник ВГУ, Серия: Системный анализ и информационные технологии, 2010 - Т. 2. - C. 160-168.

15. Панченко А.И. Инструментальное средство для анализа ассоциативных сетей / А.И. Панченко // Интеллектуальные технологии и системы : сборник учебно-методических работ и статей аспирантов и студентов. - Вып. 9. - М. : Изд-во НОК CLAIM, 2007. - C. 264-277.

16. Пирс Ч. Логические основания теории знаков / Ч. Пирс ; пер. с англ. В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина, послесловие Сухачева

B.Ю. - СПб. : Лаборатория метафизических исследований философского факультете СПбГУ : Алетейя, 2000. - 352 с.

17. Пирс Ч. Начала прагматизма / Ч. Пирс / пер. с англ. В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина, послесловие Сухачева В.Ю. - СПб. : Лаборатория метафизических исследований философского факультете СПбГУ : Алетейя, 2000. - 318 с.

18. Сиренко А.В. Оценка автоматизированной системы когнитивного моделирования в качестве вопросно-ответной системы /

A.В. Сиренко // Тезисы докладов. Научно-техническая международная молодежная конференция «Системы, методы, техника и технологии обработки медиаконтента». - М. : МГУП, 2011. - С. 91-92.

19. Сиренко А.В. Алгоритмы поиска в ассоциативно-вербальных сетях психолингвистических экспериментов / А.В. Сиренко // Научная школа для молодых ученых «Компьютерная графика и математическое моделирование (Visual Computing)»: тезисы и доклады. - М., 2009.

20. СиренкоА.В. Информационная технология анализа результатов ассоциативных экспериментов: переход от веб-ориентированной к локальной информационной системе / А.В. Сиренко // Жизнь языка в культуре и социуме. Материалы конференции. Москва, 14-15 апреля 2010 г. / Ред. коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв. ред.) Н.В. Уфимцева,

B.П. Синячкин, О.В. Балясникова, Д.В. Маховиков. - М. : Издательство «Эйдос», 2010. - С. 118-119.

21. Сиренко А.В. Лингвокультурный тезаурус русского языка / А.В. Сиренко // Интеллектуальные технологии и системы : сборник статей аспирантов и студентов. - Вып. 9. - М. : Изд-во НОК CLAIM, 2007. -

C. 264-277.

22. Филиппович Ю.Н. Аспекты информационной технологии когнитивного эксперимента создания лингвокультурного тезауруса / Ю.Н. Филиппович // Интеллектуальные технологии и системы : сборник учебно-методических работ и статей аспирантов и студентов. -Вып. 8 / сост. и ред. Ю.Н. Филипповича. - М. : CLAIM, 2006. - С. 7-32.

23. Филиппович Ю.Н. Ассоциативные алгебраические выражения вербальных формул смысла. Речевая деятельность. Языковое сознание. Общающиеся личности. XV Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 30 мая - 2 июня 2006 г. - Калуга : Эйдос, 2006. - С. 312-314.

24. Филиппович Ю.Н. Когнемный словарь ассоциативных цепочек концептосферы «быт» в модели языкового сознания / Ю.Н. Филиппович // MegaLing'2010. Горизонты прикладной лингвистики и лингвистических технологий [Электронное издание: компакт-диск] / Доклады международной научной конференции 01-07 октября 2010, Украина, Крым, Партенит. - Симферополь, 2010. - Доклады на укр., рус., англ., фотографии.

25. ФилипповичЮ.Н. Когнитивные технологии: моделирование вербального сознания / Ю.Н. Филиппович // Научно-техническая международная молодежная конференция «Системы, методы, техника и технологии обработки медиаконтента». Сборник тезисов. Россия, Москва, МГУП имени Ивана Федорова, 25-27 октября 2011 г. - С. 107-108.

26. Филиппович Ю.Н. Компьютерное моделирование вербального сознания / Ю.Н. Филиппович //Жизнь языка в культуре и социуме. Материалы международной научной конференции Москва, 20-21 апреля 2012 г. - М. : Издательство «Эйдос», 2012. - С. 169-170.

27. Филиппович Ю.Н. Макет когнемного словаря ассоциативных цепочек. Тенденции развития современной психолингвистики. Расширенное заседание постоянно действующего семинара «Язык, сознание, культура» / Ю.Н. Филиппович. - Звенигород, 8-9 октября 2009 г.

28. Филиппович Ю.Н. Моделирование работы лингвокуль-турного когнайзера русского языка / Ю.Н. Филиппович // Вопросы психолингвистики. - 2007. - № 6. - С. 123-143.

29. Филиппович Ю.Н. Моделирование языкового сознания / Ю.Н. Филиппович // Интеллектуальные технологии и системы : сборник учебно-методических работ и статей аспирантов и студентов. Выпуск 9 / сост. и ред. Ю.Н. Филипповича. - М. : CLAIM, 2007. - С. 7-41.

30. Филиппович Ю.Н. Эскиз информационной технологии лингвокультурного тезауруса / Ю.Н. Филиппович // Язык. Сознание. Культура : сборник статей / под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. -М.-Калуга : Эйдос, 2006. - С. 319-334.

31. Филиппович Ю.Н. Семантика информационных технологий: опыты словарно-тезаурусного описания / Ю.Н. Филиппович, А.В. Прохоров / Серия «Компьютерная лингвистика». Вступ. статья А.И. Новикова. - М. : МГУП, 2002. - книга в комплекте с CD ROM.

32. Филиппович Ю.Н. Программный комплекс исследований психолингвистической модели вербального сознания на основе когнитивного и ассоциативного экспериментов / Ю.Н. Филиппович, А.В. Сиренко // Вопросы психолингвистики. - 2011. - № 1. - С. 126-139.

33. Филиппович Ю.Н. Ассоциации информационных технологий: эксперимент на русском и французском языках / Ю.Н. Филиппович, Г.А. Черкасова, Д. Дельфт // Серия «Компьютерная лингвистика». Вступ. статья Н.В. Уфимцевой. - М. : МГУП, 2002. - книга в комплекте с CD ROM.

34. Черкасова Г.А. Ядерные подграфы ассоциативно-вербальной сети Русского ассоциативного тезауруса / Г.А. Черкасова // Вопросы психолингвистики. - 2010. - № 12 (2). - С. 184-200.

35. Черкасова Г.А. Исследование ядра ассоциативно-вербальной сети русского ассоциативного тезауруса / Г.А. Черкасова //

Жизнь языка в культуре и социуме. Материалы конференции. Москва, 14-15 апреля 2010 г. - М. : Изд. «Эйдос», 2010. - С. 246-249.

36. Черкасова Г.А. Исследование динамики ассоциативно-вербальной модели языкового сознания русских / Г.А. Черкасова // Вопросы психолингвистики. - № 6. - 2007. - С. 105-122.

37. Черкасова Г.А. Квантитативные исследования ассоциативных словарей / Г.А. Черкасова // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация : сб. статей. / под ред. Н.В. Уфимце-вой, Т.Н. Ушаковой. - М.; Калуга, 2005. - С. 308-318.

38. Черкасова Г.А. Формальная модель ассоциативного исследования / Г.А. Черкасова // Scripta linguisticae applicatae. Проблемы прикладной лингвистики. - Вып. 2. Сб. статей / отв. ред. Н.В. Васильева. - М., 2004. - С. 139-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.