Научная статья на тему 'Коэффициент замещения трудовой пенсии: конфликт макроэкономических и социальных целей'

Коэффициент замещения трудовой пенсии: конфликт макроэкономических и социальных целей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3642
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / PENSION SYSTEM / ЗАСТРАХОВАННЫЕ ЛИЦА / INSURED PERSONS / ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ / LABOUR PENSION / КОЭФФИЦИЕНТ ЗАМЕЩЕНИЯ / REPLACEMENT RATE / МЕТОДОЛОГИЯ РАСЧЕТА / CALCULATION METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев Аркадий Константинович

Коэффициент замещения в практике деятельности государственных пенсионных систем служит важнейшим показателем эффективности страховой пенсионной системы, так как позволяет оценивать уровень замещения пенсией утраченного заработка работника. При проведении международных сопоставлений коэффициент замещения используется в качестве основного показателя уровня пенсионного обеспечения. Поэтому коэффициент замещения все чаще предлагают рассматривать в качестве целевого ориентира в процессе реформирования пенсионной системы. В статье описывается разработанная автором впервые в российской науке и практике методика расчета коэффициента замещения для России в соответствии с международными стандартами; результаты расчетов с целью их апробации с учетом характеристик застрахованных лиц и аналитическая оценка соответствия уровня коэффициента замещения минимальным международным нормам социального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Replacement Rate of Retirement Pension: the Conflict of Macroeconomic and Social Objectives

The replacement rate serves in practice of activity of the state pension systems as the major indicator of efficiency of insurance pension system as he allows to estimate level of replacement by pension of the lost earnings of the worker. At carrying out of the international comparisons the replacement factor is used as the basic indicator of level of provision of pensions. Therefore replacement rate even more often suggest to consider as a target reference point in the course of reforming of pension system. In article the design procedure of factor of replacement for Russia according to the international standards, results of the executed calculations for the purpose of their approbation taking into account characteristics of the insured persons and an analytical estimation of conformity of level of replacement rate to the minimum international norms of social security is described developed by the author for the first time in the Russian science and practice.

Текст научной работы на тему «Коэффициент замещения трудовой пенсии: конфликт макроэкономических и социальных целей»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

КОЭФФИЦИЕНТ ЗАМЕЩЕНИЯ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ: КОНФЛИКТ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

А.К. Соловьев

Коэффициент замещения в практике деятельности государственных пенсионных систем служит важнейшим показателем эффективности страховой пенсионной системы, так как позволяет оценивать уровень замещения пенсией утраченного заработка работника. При проведении международных сопоставлений коэффициент замещения используется в качестве основного показателя уровня пенсионного обеспечения. Поэтому коэффициент замещения все чаще предлагают рассматривать в качестве целевого ориентира в процессе реформирования пенсионной системы. В статье описывается разработанная автором впервые в российской науке и практике методика расчета коэффициента замещения для России в соответствии с международными стандартами; результаты расчетов с целью их апробации с учетом характеристик застрахованных лиц и аналитическая оценка соответствия уровня коэффициента замещения минимальным международным нормам социального обеспечения.

Ключевые слова: пенсионная система, застрахованные лица, трудовая пенсия, коэффициент замещения, методология расчета.

ВВЕДЕНИЕ

Новый этап пенсионной реформы в России, начатый в 2013 г., в очередной раз поставил вопрос об эффективности отечественной пенсионной системы и необходимости науч-

© Соловьев А.К., 2014 г.

ного обоснования долгосрочной стратегии ее развития. Эффективность страховой системы измеряется уровнем страхового возмещения при наступлении страхового случая по отношению к размеру уплаченной страховой премии. Исходя из общеустановленного критерия эффективности страховой системы применительно к решению практических задач оценки развития современной пенсионной системы, основанной на трудовой природе формирования пенсионных прав каждого гражданина, оценка эффективности страховой пенсионной системы должна означать соотношение размера назначенной трудовой пенсии и нормативной стоимости пенсионных прав в сопоставимый временной период.

Данное соотношение используется в общемировой практике экономического анализа пенсионных систем в качестве наиболее универсального интегрального показателя, который называется коэффициентом замещения трудовой пенсией утраченного (застрахованного) заработка/дохода.

В настоящее время из-за недооценки практической значимости коэффициента замещения российская пенсионная наука и практика значительно уступает зарубежной в вопросе выработки методологических подходов его измерения.

В нашей научной литературе и практике методы исчисления коэффициента замещения и его составляющих до сих пор не регламентированы. Так, например, в качестве одного из целевых ориентиров долгосрочного развития пенсионной системы принято обеспечение коэффициента замещения, как указано в «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» (далее - Стратегия), 40% исходя из минимальных норм пенсионного обеспечения, закрепленных Международной организацией труда (далее - МОТ), который должен исчисляться по строго регламентированному алгоритму. В то же время на практике используется алгоритм отмеченного выше «теоретического» коэффициента замещения, который предназначен для других аналитических задач.

В настоящее время Россия не ратифицировала ни одного международного нормативно-правового документа, устанавливающего минимальные нормы социального обеспечения. В частности, Россия частично ратифицировала пересмотренную Европейскую хартию, однако ратификация так и не затронула статьи, связанные с минимальными нормами. Невозможность ратификации конвенций и подобных стандартов объясняется несоответствием высоким нормам социального обеспечения для пенсий по старости, не говоря уже о нормах пенсионных выплат по случаю потери кормильца и инвалидности. Говорить о соответствии стандартам можно только после соответствующих расчетов коэффициентов замещения с учетом всех требований для типичных получателей.

Таким образом, применять международные стандарты к российской пенсионной системе в настоящее время весьма затруднительно. Основными направлениями использования зарубежного опыта расчета коэффициента замещения и его адаптации к российской реальности являются:

• совершенствование статистического инструментария, обеспечение раскрываемости и доступности статистической информации на уровне ведущих аналитических центров;

• проведение фундаментальных исследований по расчетам коэффициента замещения с подробным изучением международного опыта;

• переход к гарантированному уровню индивидуального, а не солидарного коэффициента замещения при соблюдении получателем определенных требований по стажу и возрасту;

• разработка методологии расчета коэффициента замещения с учетом институциональных, параметрических и даже региональных особенностей отечественного пенсионного обеспечения. В частности, необходимо разработать методологию расчета каждого элемента пенсионной системы (например, в разрезе страховой и накопительной частей пенсии, в размере региональных коэф-

фициентов замещения и т.п.), что допускается конвенциями МОТ при высокой дифференциации доходов в стране (Соловьев, Донцова, 2013а).

С учетом описанной проблематики и практического значения использования коэффициента замещения в России целью нашего исследования стала разработка методических подходов к измерению уровня замещения трудовых доходов застрахованных лиц, апробация разработанных подходов в ходе проведения экспериментальных расчетов и осуществление сравнительной оценки их соответствия международным минимальным нормам соцобеспечения.

Для достижения заданных целей необходимо решить следующие задачи:

• провести сравнительный анализ нормативных требований Конвенций МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (далее - Конвенция № 102) и № 128, «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (далее - Конвенция № 128) и Европейского кодекса социального обеспечения (далее - ЕКСО) в части обеспечения коэффициента замещения;

• проанализировать методологические подходы и практический опыт исчисления коэффициентов замещения в соответствии с требованиями МОТ, ЕКСО в странах ЕС и ОЭСР;

• проанализировать существующие методы исчисления и исследования коэффициента замещения в Российской Федерации;

• дать оценку соответствия методологических подходов к исчислению коэффициента замещения в Российской Федерации международным нормам социального обеспечения;

• разработать методологические рекомендации для приведения российской методологии исчисления и применения коэффициента замещения в соответствии с требованиями Конвенции МОТ № 102.

Для анализа и систематизации международных норм социального обеспечения был проведен сравнительный анализ и использованы методы аналитической группировки.

В практической части работы были применены методы социально-экономической статистики и экономического анализа.

В ходе исследования автор столкнулся с комплексом проблем, требующих учета (или корректировки) для достижения поставленной научной цели.

1. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ИСЧИСЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ЗАМЕЩЕНИЯ

Проблемы обусловлены: 1) социальными и экономическими особенностями государственной пенсионной системы в целом и трудовой пенсии в частности как объектов оценки; 2) особенностями статистического учета и отчетности исходных параметров пенсионной системы.

Коэффициент замещения по методологии МОТ (Конвенция № 102) ориентирован на типичного получателя (бенефициария) по каждому виду трудовой пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца). При этом норматив коэффициента замещения для типичного получателя (бенефициария) пенсии составляет 40% прежнего заработка с учетом семейных пособий, выплачиваемых лицу, имеющему одинаковое с типичным получателем (бенефициарием) число и состав иждивенцев.

Установленный нормами МОТ коэффициент замещения должен обеспечивать охват не менее половины общей численности работающих по найму защищаемых лиц.

Наиболее полно требования для международных сопоставлений уровня развития пенсионного обеспечения отражены в Конвенции МОТ № 102.

Коэффициент замещения рассчитывается для типичного получателя (бенефициария) по каждому виду трудовой пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца). Норматив коэффициента замещения

для типичного получателя (бенефициария) по каждому виду пенсии составляет 40% прежнего заработка с учетом семейных пособий, выплачиваемых лицу, имеющему одинаковое с типичным получателем (бенефициарием) число и состав иждивенцев. Установленный нормами МОТ коэффициент замещения должен обеспечивать не менее 50% работающих по найму защищаемых лиц (Соловьев, Донцова, 2013б).

Стандартные требования к характеристикам типичного получателя заключаются в следующем.

Типичный получатель (бенефициарий) должен соответствовать установленным Конвенцией МОТ № 102 требованиям по полу, стажу (табл. 1), числу иждивенцев (табл. 2) и возрасту (для получения пенсии по старости).

В качестве типичного получателя (бе-нефициария) для всех видов трудовой пенсии принимается лицо мужского пола.

Требования Конвенции № 102 к возрасту типичного получателя предъявляются только к получателям пенсий по старости с целью защитить их страховые права предель-

Таблица 1

Требования к стажу типичного получателя трудовой пенсии

По старости 30 лет уплаты взносов или работы по найму

По инвалидности 15 лет уплаты взносов или работы по найму

По случаю потери кормильца 15 лет уплаты взносов или работы по найму

Таблица 2 Требования к числу и составу иждивенцев типичного получателя (бенефициария) трудовой пенсии

По старости Жена пенсионного возраста

По инвалидности Жена и двое детей

По случаю потери кормильца Вдова с двумя детьми

ным возрастом не выше 65 лет, который у нас полностью соблюдается.

В связи с тем что трудовая пенсия в Российской Федерации исчисляется исходя из заработной платы застрахованного лица, в ее составе преобладают выплаты, формируемые и финансируемые за счет страховых взносов, выбор типичного получателя осуществляется в соответствии со ст. 65 Конвенции № 102.

Статья 65 предусматривает осуществление расчета пенсии для типичного получателя на основании заработной платы наемного работника мужского пола, занятого квалифицированным ручным трудом.

Таким образом, в части заработной платы понятия «типичный получатель» и «наемный работник мужского пола, занятый квалифицированным ручным трудом» идентичны.

В качестве наемного работника мужского пола, занятого квалифицированным ручным трудом, предусматривается несколько вариантов (Конвенция № 102):

a) слесарь или токарь в машиностроении, исключая электротехническое машиностроение; или

b) лицо, считающееся типичным представителем квалифицированного ручного труда, занятое в той основной отрасли экономической деятельности и в том ее подразделении, где работает наибольшее количество экономически активных защищенных лиц мужского пола или кормильцев защищенных лиц; или

c) лицо, чей заработок равен или выше заработка 75% всех защищенных лиц, определяемого за год или за более короткий период, как это может быть установлено; или

ё) лицо, чей заработок равен 125% среднего заработка всех защищенных лиц (Конвенция № 102 (вместе с Международной стандартной промышленной классификацией всех отраслей хозяйственной деятельности) (заключена в Женеве 28.06.1952).

Выбор типичного получателя осуществляется для каждого вида трудовой пенсии с учетом наличия данных государственной статистической отчетности о его заработной

плате, исходя из одновременного выполнения двух условий:

• заработная плата типичного получателя обеспечивает наилучший коэффициент замещения;

• не менее 50% работающих по найму обеспечивают коэффициент замещения, предусмотренный Конвенцией № 102 для соответствующего вида пенсии.

2. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАСЧЕТОВ КОЭФФИЦИЕНТА ЗАМЕЩЕНИЯ

В качестве источников данных о заработной плате наемного работника мужского пола, занятого квалифицированным ручным трудом, может использоваться статистическая отчетность по труду и заработной плате, собираемая Росстатом (отчетность Росстата по форме № П-4. www.gks.ru):

• форма П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (по полному кругу предприятий и организаций, периодичность - месячная);

• форма № 1 «Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы» (за апрель, раз в два года);

• форма № 57-Т «Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям» (за октябрь, раз в два года).

Форма П-4 имеет наиболее полный перечень выплат, учитываемых в составе заработной платы. В него входят выплаты как за отработанное, так и за неотработанное время, единовременные поощрительные и другие выплаты, оплата питания, жилья и топлива. Для форм № 1 и № 57-Т в заработную плату не включаются: вознаграждения по итогам работы за год; единовременное вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемые раз в году; единовременные премия и поощрения, включая стоимость подарков; материальная помощь к отпуску; другие выплаты, носящие разовый

характер, независимо от того, предоставлялись они отдельным или всем работникам.

Очевидно, что заработная плата, учтенная в форме № П-4 и в формах № 1 и № 57-Т, не является в полной мере сопоставимой (в форме № П-4 она всегда будет выше) по составу.

Основной недостаток форм № 1 и № 57-Т - периодичность один раз в два года, что делает невозможным ежегодный анализ динамики изменения заработной платы работника, принятого в качестве квалифицированного для расчета коэффициента замещения.

Вторым недостатком отчетности по формам № 1 и № 57-Т по сравнению с формой П-4 является неполнота охвата ими видов экономической деятельности, состава обследуемых организаций (обследования не проводятся на малых и микропредприятиях) и численности наемных работников.

Формы № П-4 и № 1 не содержат информации о гендерном признаке работника, что не позволяет выделить в них зарплату типичного получателя-мужчины.

Однако из-за отсутствия государственной статистической отчетности, позволяющей получить более полную информацию о заработной плате работника, занятого квалифицированным ручным трудом, все необходимые сопоставления между названными формами будут производиться без учета методологических расхождений в наполнении показателей.

В качестве информационного источника заработной платы наемного работника, занятого квалифицированным ручным трудом, работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в регионах России с высокой или низкой заработной платой, в различных видах экономической деятельности может рассматриваться исключительно средняя заработная плата соответствующего направления (региона, вида экономической деятельности), поскольку источники государственной статистической отчетности предоставляют сведения о заработной плате в соответствии с вариантами (варианты (а)-(ё) Конвенции МОТ № 102) ис-

ключительно в целом по Российской Федерации.

Выбор варианта наемного работника мужского пола, занятого квалифицированным ручным трудом, зарплата которого принимается в качестве зарплаты типичного получателя для расчета числителя и знаменателя в формуле коэффициента замещения, должен осуществляться ежегодно на основе сравнения данных статистической отчетности.

Слесарю или токарю в машиностроении, исключая электротехническое машиностроение (вариант (а)) в российской государственной статистической отчетности в наибольшей степени соответствует группа занятий «слесари-механики, слесари-сборщики и слесари-ремонтники промышленного оборудования и транспортных средств» в подразделе DK ОКВЭД «Производство машин и оборудования» по разделу D «Обрабатывающие производства».

Средняя заработная плата слесаря мужского пола на машиностроительном предприятии, по данным обследования (форма № 7-Т), в России в октябре 2011 г. составляла 24 272 р. (102,8% средней номинально начисленной зарплаты в экономике за этот же период - по данным ежемесячной формы № П-4 по полному кругу предприятий и организаций) (табл. 3).

Лицо, считающееся типичным представителем квалифицированного ручного труда,

занятое в той основной отрасли экономической деятельности и в том ее подразделении, где работает наибольшее количество экономически активных защищенных лиц мужского пола или кормильцев защищенных лиц (вариант (Ь)), относится с учетом анализа данных государственной статистики к разделу D «Обрабатывающие производства», удельный вес работников в которых составляет 16,9% общей численности наемных работников. Их наибольшее число в данном виде экономической деятельности приходится на рабочих металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности (в соответствии с Общероссийским классификатором занятий).

Для определения заработной платы типичного представителя квалифицированного ручного труда в этой категории может использоваться среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по подразделу DK 29 ОКВЭД «Производство машин и оборудования», в котором заняты 1,82% наемных работников.

В 2011 г. в соответствии с формой № П-4, собираемой ежемесячно, их среднемесячная заработная плата составила 22 777,9 р. Такой выбор наиболее полно соответствует пункту классификатора «С28. Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории» Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (Четвертый пере-

Таблица 3

Средняя номинальная начисленная заработная плата мужчины-слесаря или токаря в машиностроении, исключая электротехническое машиностроение (за октябрь; по данным обследования Росстата, форма № 57-Т)

Показатель Источник информации 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата: а) слесаря или токаря в машиностроении, исключая электротехническое машиностроение, р.; б) доля в среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в экономике за октябрь, % ф. № 57-Т (октябрь, раз в два года) ф. № П-4 (ежемесячная) 10 028 115,2 15 272 109,2 19 256 102,4 24 272 102,8

Источники: данные формы № 57-Т Росстата, расчеты авторов по данным формы № 57-Т Росстата и формы № П-4 Росстата соответствующего года по полному кругу организаций.

смотренный вариант), использования которой требует Конвенция № 102.

Лицо, чей заработок равен или выше заработка 75% всех защищенных лиц, определяемого за год или за более короткий период, как это может быть установлено (вариант (с)), определяется на основе обследования распределения работников по уровню заработной платы, проводимого Росстатом по форме № 1 с периодичностью один раз в два года в апреле.

Основными недостатками данного обследования являются: отмеченная выше редкая периодичность; отсутствие разделения заработной платы по гендерному признаку; учет при его проведении только работников крупных и средних предприятий и организаций, что позволяет распространить результаты обследования только на 65% всех работающих по найму. Заработная плата работников малых и микропредприятий в данном обследовании не отражается.

В качестве требуемой по варианту (с) заработной платы используется верхняя граница интервала, содержащего нарастающим итогом заданный удельный работников (75%). В апреле 2011 г. ее размер составила 30 тыс. р., или 133,2% средней заработной платы в экономике.

Вариант (ё) предусматривает, что заработная плата квалифицированного работника, занятого ручным трудом, равна 125% среднего заработка всех защищенных лиц. В 2011 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Российской Федерации составила 23 369 р., а 125% от нее составили 29 211 р.

Учитывая, что эта опция резко отличается по уровню стандартной заработной платы от трех предыдущих в сторону увеличения, она наименее подходит России на нынешнем этапе развития ее пенсионной системы.

С точки зрения размера заработной платы наиболее приемлемыми для России являются варианты (а) и (Ь). Плюс указанных вариантов состоит в том, что заработная плата по ним наиболее приближена к средней заработной плате в экономике (—±3%), в связи

с чем последняя может быть использована в качестве заработной платы квалифицированного работника (и для целей исчисления на ее основе размера пенсии типичного получателя). Заработная плата по вариантам (с) и (ё) в силу существенного превышения над вариантами (а) и (Ь), а также в связи с тем, что равную или выше ее зарплату получают менее 25% работников, представляется неприемлемой для расчета коэффициента замещения для трудовых пенсий.

3. ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ВЫПЛАТ ПЕНСИОНЕРАМ-ИНВАЛИДАМ И ПЕНСИОНЕРАМ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

При оценке уровня замещения утраченных доходов помимо размера страховой пенсии подлежат учету различные выплаты пенсионеру, в той или иной степени связанные с наступлением конкретного вида страхового случая (старость, инвалидность, потеря кормильца). Эти выплаты при расчете коэффициента замещения для пенсии по старости зависят, например, от числа и состава иждивенцев типичного получателя, а для пенсии по инвалидности - также и от группы инвалидности.

Для пенсии по старости иждивенцем типичного получателя является жена пенсионного возраста. Российское законодательство предусматривает для нее следующие нормы:

• если женщина достигла пенсионного возраста, но еще не выработала стаж, требуемый для назначения ей трудовой пенсии по старости, при достижении возраста 60 лет она имеет право на социальную пенсию по государственному пенсионному обеспечению, выплачиваемую из средств федерального бюджета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• если размер пенсии жены существенно ниже пенсии мужа (т.е. она находится на его полном содержании или получает от него помощь, которая является постоянным и основ-

ным источником средств к существованию), то по решению территориальных органов ПФР или по решению суда жена может быть признана находящейся на его иждивении. Результатом этого решения является установление мужу повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (далее - ФБР) с учетом наличия одного иждивенца.

Для российской пенсионной системы средний размер социальной пенсии на 01.01.2013 составлял 5919,23 р., а средний размер трудовой пенсии по старости (без пенсии по государственному пенсионному обеспечению) - 9676,18 р., т.е. социальная пенсия составляла на тот момент 61% среднего размера трудовой пенсии по старости. Учитывая это соотношение, можно принять, что пенсия жены существенно ниже пенсии мужа, в связи с чем ему полагается повышение ФБР за одного иждивенца.

Таким образом, коэффициент замещения для пенсионера по старости можно рассчитать в двух вариантах - без учета повышения ФБР и с его повышением при наличии одного иждивенца. В зависимости от группы инвалидности получателю трудовой пенсии по инвалидности выплачивается два (для I группы) или один (для II группы) фиксированный базовый размер страховой части пенсии, к которому осуществляются доплаты на иждивенцев.

В качестве основного варианта предлагается рассчитывать коэффициент замещения для пенсии по инвалидности I группы. Однако учитывая, что пенсионеры по инвалидности II группы являются наиболее многочисленной категорией, она также может быть рассмотрена как вариант расчета коэффициента замещения.

Для пенсии по инвалидности на иждивении типичного получателя находятся жена и двое детей.

Жена-иждивенец трудоспособного возраста, не являющаяся инвалидом, не получает собственную пенсию. Повышение ФБР к пенсии мужа за наличие жены-иждивенки

не устанавливается. В случае если жена трудоспособного возраста осуществляет уход за инвалидом I группы и не работает, ей полагается компенсационная выплата, величина которой на 01.01.2013 по России составляет 1274 р. Для получателей пенсии по инвалидности II группы компенсационная надбавка на уход не предусмотрена.

На каждого из двоих детей-иждивенцев к пенсии отца - получателя пенсии по инвалидности законодательством предусматривается повышение к ФБР.

Общим правилом для накопительной части является ее выплата получателям трудовой пенсии по инвалидности при достижении пенсионного возраста, в связи с чем в расчете коэффициента замещения она учитываться не будет.

Инвалидам выплачивается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), величина которой зависит от группы инвалидности. Несмотря на то, что данная выплата не относится к пенсионным, она также может быть учтена при расчете коэффициента замещения пенсии по инвалидности, поскольку выплачивается всем инвалидам.

Типичный получатель пенсии по случаю потери кормильца - вдова с двумя детьми. Супруга умершего кормильца имеет право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца, если она осуществляет уход за детьми, не достигшими 14 лет.

В расчете коэффициента замещения принимается, что дети умершего кормильца не достигли 14-летнего возраста и вдова осуществляет уход за ними. В этом случае пенсия по случаю потери кормильца выплачивается троим иждивенцам, каждому из которых полагается один ФБР для данного вида пенсии, страховая часть делится на троих в равных долях.

Таким образом, для пенсии по случаю потери кормильца формула расчета суммарного размера дохода для исчисления коэффициента замещения:

3 х ФБР СПК + Страховая часть (суммарно для троих получателей).

Поскольку действующее законодательство не предусматривает каких-либо выплат к заработной плате отца при наличии иждивенцев, никакие семейные пособия в знаменателе формулы расчета коэффициента замещения трудовых пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца не учитываются.

4. ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ И ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА ДЛЯ ТИПИЧНОГО ПОЛУЧАТЕЛЯ В СООТВЕТСТВИИ С РОССИЙСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

В российской пенсионной практике установления трудовой пенсии по инвалидности принципиальное значение при определении ее размера имеет показатель ожидаемой продолжительности выплаты пенсии, зависящий от возраста получателя. Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле

П = ПК / (Т х К) + Б,

где П - размер трудовой пенсии по инвалидности; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности; Т - число месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости; К - отношение продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового нормативной стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев; Б -фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.

Коэффициент К понижает для инвалида ожидаемую продолжительность периода выплаты трудовой пенсии по старости в зависи-

мости от возраста наступления инвалидности. В возрасте 19 лет К = 16 месяцев / 180 месяцев = 0,0889, в возрасте 60 лет -180/180 = 1 (шаг увеличения К составляет 4 месяца за год возраста, начиная с 19 лет).

Конвенция № 102 требует, чтобы типичный получатель пенсии по инвалидности выработал стаж 15 лет. Понятие «квалифицированный рабочий», исходя из заработной платы которого осуществляется расчет размера пенсии, подразумевает наличие среднего специального, а не высшего образования.

Следовательно, возраст начала трудовой деятельности может быть принят равным 19 лет. В этом случае наступление инвалидности у типичного получателя и назначение ему пенсии произойдет по достижении 34 лет (19 лет + 15 лет стажа).

Соответственно величина знаменателя (Т х К) формулы расчета страховой части трудовой пенсии по инвалидности составит

228 х (76/180) = 228 х 0,4223 = = 96,2844 месяца = 96 месяцев.

Аналогичным образом учитывается понижающий коэффициент К при расчете пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со следующей формулой:

П = ПК / (Т х К) / КН + Б,

где П - размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию надень его смерти; Т - число месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости; К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев; КН - число нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в

связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи; Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Учитывая принятое в настоящей методике предположение о том, что умерший кормилец имеет детей моложе 14 лет (а его трудоспособная жена ухаживает за ними и не работает, что обеспечивает ей получение пенсии по случаю потери кормильца, как это предусмотрено для типичного получателя в соответствии с нормами Конвенции), возраст умершего кормильца, как и пенсионера по инвалидности, принимается равным 34 года: начало трудовой деятельности в 19 лет + 15 лет стажа. Соответственно величина знаменателя (Т х К) формулы расчета страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца для каждого получателя-иждивенца составит, как и для типичного пенсионера по инвалидности:

228 х (76/180) = 228 х 0,4222222 = = 96,2666 месяца.

Величина коэффициента КН равна трем (по числу иждивенцев умершего кормильца).

Таким образом, суммарная пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая троим иждивенцам, будет равна

Пспк 3 ижд = 3 х [ПК / 96 / 3] + 3 х ФБРспк = = 3 х (ПК/ 32 + ФБРспк).

Далее проведем сравнительный анализ уровня коэффициента замещения для различных видов трудовой пенсии. Приняв в качестве заработной платы квалифицированного работника зарплату слесаря (вариант (а)), рассчитаем с учетом обозначенных выше подходов коэффициент замещения для лиц, выходящих на пенсию в 2015, 2030 и 2045 гг.

Прогнозные расчеты осуществляются в следующих условиях изменения средней заработной платы в экономике. На начало прогнозного периода, в 2015 г., среднемесячная номинально начисленная заработная плата в экономике составит 36 613 р. К 2030 г. она

возрастет в 3,5 раза, в 2045 г. - в 8,5 раза по сравнению с уровнем 2015 г. Номинально начисленная заработная плата квалифицированного работника-слесаря в течение прогнозного периода будет расти теми же темпами, что и средняя по стране, за счет чего их соотношение сохранится постоянным. Расчеты осуществлялись в условиях действующего законодательства, без учета реализации мер, предусмотренных Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. В связи с уменьшением темпов роста доходов на страховую часть трудовой пенсии, приходящихся на одного пенсионера (из-за роста численности пенсионеров и отвлечения все большего объема средств на формирование накопительной части трудовой пенсии вследствие увеличения в численности застрахованных, уплачивающих взносы, лиц 1967 г. рождения и моложе), темпы индексации размеров страховой части и ее фиксированного базового размера будут постепенно замедляться и приближаться к темпам инфляции, что негативно скажется на соотношении назначенных пенсий со средней заработной платой в экономике.

Сравнительный анализ полученных результатов по коэффициенту замещения для различных видов трудовой пенсии позволяет выявить несколько показательных закономерностей.

Первая: во всех видах трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) при сохранении одинаковых характеристик типичного получателя коэффициент замещения в долгосрочной перспективе имеет тенденцию к снижению.

Эта тенденция обусловлена несколькими причинами, в первую очередь отмеченным выше постепенным замедлением темпов индексации пенсионных прав в связи с ростом численности пенсионеров и увеличением доли пенсионных прав, сформированных в накопительном компоненте и вызванным этим фактом сокращением размеров назначаемых пенсий из-за низкого уровня доходности от инвестирования (меньше темпов индексации РПК).

Последняя причина оказывает влияние на все виды пенсии, а не только на пенсию по старости, поскольку тариф страховых взносов, направленных на страховую часть за период стажа у лиц, выходящих на пенсию в 2045 г., ниже, чем у тех, пенсия которым назначается в 2015 г.

Вторая: коэффициент замещения, исчисленный по отношению к нетто-заработной плате, выше, чем по отношению к брут-то-зарплате. В частности, для пенсий по старости и по случаю потери кормильца в 2015 г. и в 2045 г. разница составляет 4 п.п., для пенсии по инвалидности - 6 и 5 п.п. соответственно.

Третья: только для пенсии по инвалидности уровень замещения заработка пенсией превышает установленные МОТ минимальные нормы: в 2015 г. на 8% по отношению к брутто-зарплате и на 14% - по отношению к нетто-зарплате. Причем столь высокий уровень коэффициента замещения для пенсии по инвалидности достигнут даже без учета в его числителе полагающейся инвалидам ЕДВ.

Коэффициент замещения для пенсии по старости, исчисленный из нетто-зарплаты, в 2015 г. максимально близок к уровню 40%, но в последующие годы отставание увеличивается и в 2045 г. оно составит 4%. Возврат накопительного тарифа (полностью или частично) в распределительную систему или существенное повышение доходности от инвестирования пенсионных накоплений, возможно, позволили бы увеличить уровень замещения утраченного дохода. По коэффициенту замещения, рассчитанному для пенсии по старости по отношению к номинальной начисленной заработной плате, даже в начале прогнозного периода Россия не достигает минимальных норм МОТ. Однако представленный расчет не учитывает увеличение ФБР для одного иждивенца, полагающееся к пенсии по старости, если размер социальной пенсии жены существенно ниже пенсии мужа и она фактически находится на его содержании. В этом случае коэффициент замещения в 2015 г. вплотную

приблизится к 40% для брутто-зарплаты и превысит его для нетто-зарплаты.

Наименьший уровень пенсионных выплат обеспечивается системой обязательного пенсионного страхования типичным получателям пенсии по случаю потери кормильца -30% по отношению к брутто- и 34% по отношению к нетто-зарплате умершего кормильца в 2015 г., а в последующие годы - еще ниже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования автором выявлены следующие основные проблемы использования в России международного опыта расчета коэффициента замещения:

• отсутствие категорий типичных получателей пособий в толковании МОТ и ОЭСР;

• несопоставимость баз данных о пенсиях и заработной плате;

• отсутствие данных о заработной плате за 30 лет;

• различие в способе формирования и порядке осуществления выплат, составляющих общий размер трудовой пенсии;

• невозможность применения единой методологии расчета норм замещения в связи с высокой степенью дифференциации заработной платы в регионах и по видам экономической деятельности;

• отсутствие статистических данных с необходимым разделением по уровням для определения типичных получателей трудовой пенсии;

• отсутствие институционально закрепленных требований к стажу для корректного исчисления коэффициента замещения.

Получены следующие научные результаты:

• разработаны методические рекомендации по приведению российской методологии и практики исчисления показателя коэффициента замещения в соответствие с требованиями Конвенции № 102. Методические рекомендации регулируют исчисление

коэффициента замещения на переходный период до момента формирования в Российской Федерации полноценной страховой пенсионной системы и всех необходимых информационных ресурсов для его расчета в полном соответствии с нормами Конвенции № 102. Рекомендации направлены на создание основ экономического механизма формирования и учета пенсионных прав, обеспечивающего при выполнении установленных требований получение застрахованным лицом пенсии на уровне, соответствующем минимальным нормам МОТ;

• выявлены социально-экономические характеристики типичного получателя пенсии, а также оптимальный алгоритм исчисления коэффициента замещения, учитывая текущую демографическую и экономическую ситуацию в Российской Федерации.

Анализ полученных в ходе исследования результатов позволяет сделать следующие выводы:

• уровень пенсионного обеспечения в Российской Федерации не соответствует минимальным стандартам социального обеспечения по всем категориям получателей трудовых пенсий, за исключением трудовой пенсии по инвалидности. Кроме того, ввиду нестабильной демографической ситуации в стране в краткосрочной перспективе ожидается существенное снижение коэффициента замещения;

• методология расчета коэффициента замещения, принятая ОЭСР, в настоящее время неприменима в Российской Федерации, так как российская пенсионная система имеет множество особенностей, которые не позволяют напрямую использовать международные стандарты и зарубежный опыт расчетов коэффициентов замещения;

• российская статистика не может в полном объеме обеспечить данными проведение расчетов коэффициентов замещения в соответствии с международными стандартами и требованиями ОЭСР;

• целевые ориентиры, обозначенные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, не

соответствуют международным стандартам ввиду принципиальных методологических расхождений. Кроме того, согласно Конвенции № 102 пенсионная система страны должна гарантировать получателям пенсий нормы замещения не менее установленных. Целевой же ориентир Стратегии задан формулировкой «до 40% от средней заработной платы в экономике», что отсекает возможность достижения международных минимальных стандартов;

• при расчете коэффициентов замещения необходимо учитывать наличие высокой степени дифференциации заработной платы в российских регионах и по видам экономической деятельности.

Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что применение методологии расчета коэффициента замещения в России в соответствии с требованиями МОТ возможно только для новых назначений трудовой (страховой) пенсии не ранее 2021 г.

Литература

Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (вместе с Международной стандартной промышленной классификацией всех отраслей хозяйственной деятельности) (заключена в Женеве 28.06.1952).

Соловьев А.К., Донцова С.А. Методологические основы оценки эффективности пенсионной системы России // Экономика и управление. 2013а. № 5 (91). С. 3-11.

Соловьев А.К., Донцова С.А. Проблемы оценки эффективности пенсионной системы: методология и практика // Труд и социальные отношения. 20136. № 6 (108). С. 3-21.

Отчетность Росстата по форме № П-4. URL: www. gks.ru.

Рукопись поступила в редакцию 10.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.