Научная статья на тему 'Кодексы профессиональной морали как форма самоорганизации общества'

Кодексы профессиональной морали как форма самоорганизации общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1052
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Илющенко С. М.

Каждая эпоха знает свой круг профессий, свой набор профессиональных кодексов. По отношению к нормам морали, принятым в обществе, кодексы профессиональной морали это дополнительный способ воздействия на отдельную личность: они в концентрированном виде задают требования, необходимые для решения социально значимых задач. Кодексы передают нормы, принципы, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, определяют ее гуманистическое назначение, идеалы, способствуют выполнению профессионального долга представителями данной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кодексы профессиональной морали как форма самоорганизации общества»

ня. / После этого / Наш средний мир расстилался с кума-лан / А небо-мать растекалось / С донышко берестяного короба...». Якутский эпос «Нюргун-боотур Стремительный» воспроизводит нулевой цикл так: «Далеко за дальним хребтом / Давних незапамятных лет, / Где все дальше уходит грань / Грозных, гибельных, бранных лет,. / В те времена была создана / Изначальная Мать-Земля.».

Сказитель разворачивает ленту времени в обратном направлении подобно тому, как в заговорном тексте колдун (знахарь, целитель, шаман) сжимает профанное время до предельного - нулевого цикла, до необходимого и достаточного минимума семантических эквивалентов модели вселенной - вода, остров, дерево. Возвращение к первоначалу мира дает возможность влиять на события, которые возникнут, но уже в трансформированном волей сказителя варианте. С точки зрения мифопоэтической виртуальной реальности, или, в терминологии Э.Я. Го-лосовкера, «имагинативной» действительности, реальность будет подчиняться логике чудесного, in falso veritas. Положение «в обмане - истина» представляется в мифопоэтическом тексте « .не в негативно-моральном смысле., а в смысле положительном, в качестве своей особой veritas, своей обманной истины» [2, с. 34] «обманная истина», «логика чудесного» у Э.Я. Голосовкера заменяют термин «виртуальный».

Воссоздание трансформированного волей сказителя процесса генезиса этнического космоса предполагает изображение цепи генеалогий или создание персоносфе-ры виртуального мира, характеризующейся всеми признаками виртуальности: порожденностью (генеалогии возникают и продуцируются другой реальностью, в данном случае - волей сказителя - и/или улавливаются его интуицией); актуальностью (виртуальная реальность создается и существует «здесь и теперь», во время исполнения эпоса, т. е. пока активна порождающая реальность); автономностью (у виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования; у слушателей эпики отсутствует внеположенное прошлое и будущее); интерактивностью (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями,

Библиографический список

в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них). Специфические свойства виртуальной реальности были сформулированы Н.А. Носовым [5, с. 83] и, как представляется, могут быть экстраполированы на предмет нашего исследования.

В самом деле, вторичная по отношению к объективной реальности действительность эпического повествования становится для слушателей абсолютной, не менее истинной, чем профанная. Более того, сказитель, будучи медиатором между профанным и сакральным уровнями бытия, выступает в качестве создателя виртуальной реальности и является ее регулятором. Мы обнаружили три типа реальности в ситуации воспроизведения сакральных мифопоэтических текстов коренных народов Сибири. Первым типом является реальность эпохи сотворения мира, вторым - реальность исполнения текста и третьим - объективная порождающая реальность. В виртуали-стике последняя называется константной и выступает в качестве оппозиции к виртуальной (в данном случае -воссоздаваемой сказителем). Онтологический статус категорий является относительным, поскольку виртуальная реальность может породить такую же, но следующего уровня, став для нее константной. Думается, что подобная трансформация категорийной пары «константный» -«виртуальный» характеризует состояние сказителя при воссоздании им разных уровней картины мира: высшего, среднего и нижнего. В большей степени такую трансформацию воспроизводят тексты, построенные по принципу драматургии (например, якутские олонхо), где сказитель последовательно оказывается внутри виртуальной реальности, в частности, нижнего мира, тогда реальности среднего и высшего миров эпики оказываются для него и его аудитории константными. Эпические произведения со скрытой драматургичностью (эвенкийский, бурятский, алтайский, монголо-ойратский эпос) представляют онтологическую модель «виртуальный - константный» путем выстраивания прямой или косвенной речи персонажей, включенной в эпику не в качестве развернутых монологов, а в виде компактных, но всегда индивидуализированных (в пределах эстетики эпоса) высказываний персонажей.

1. Всемирная энциклопедия. Философия. - М. : АСТ, 2001.

2. Голосовкер, Э. Я. Логика мифа / Э. Я. Голосовкер. - М. : Гл. ред. вост. литературы. Изд. «Наука», 1987. - 218 с.

3. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1996. - 415 с.

4. Культурология ХХ в. Энциклопедия : в 2-х тт. - СПб. : Университетская книга ООО «Алетейя», 1998. - Т. 1. - 447 с.

5. Носов, Н. А. Виртуальная психология / Н. А. Носов. - М. : Аграф, 2000. - 420 с.

6. Пригожин, И. Время, хаос / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М. : Прогресс,1994. - 266 с.

Материал поступил в редакцию 15. 07. 2007.

УДК 174

С.М. Илющенко

КОДЕКСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЕЙ МОРАЛИ КВН ФОРМА САМООРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Каждая эпоха знает свой круг профессий, свой набор профессиональных кодексов. По отношению к нормам морали, принятым в обществе, кодексы профессиональной морали - это дополнительный способ воздействия на отдельную личность: они в концентрированном виде задают требования, необходимые для решения социально значимых задач. Кодексы передают нормы, принципы, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, определяют ее гуманистическое назначение, идеалы, способствуют выполнению профессионального долга представителями данной профессии.

7G

В системе общественного производства каждая профессия выполняет определенные социальные функции, имеет свои цели, задачи. Сам процесс труда, его условия способствуют возникновению своеобразных ситуаций, специфичных для тех или иных профессий. В силу этого возникают проблемы, разрешить которые с помощью общечеловеческих норм морали невозможно. Специфический круг задач создает конкретные связи, отношения, круг общения представителей той или иной профессии. Так конкретный участник трудовой деятельности становится частью производственного процесса, его поведение - отражение проблем, характерных для определенного круга людей, занятых конкретным видом деятельности. Необходимость решения типичных ситуаций, характерных только для данной профессии, обусловливает создание правил, норм, требований профессиональной морали. Каждая эпоха знает свой круг профессий, свой набор норм и принципов профессиональных кодексов.

Кодексы профессиональной морали прошлого не связаны с моральными нормами определенного класса или общества в целом (например, цеховые, университетские уставы средневековья). Однако они не могут быть индифферентны морали данной общественноэкономической формации. Профессиональная мораль всегда развивается в ее русле. Как и мораль в целом, она создается в рамках определенной социальной системы и поэтому неизбежно отражает её характерные особенности: нормы профессиональной морали зависят от материальных условий жизни общества, исторически изменчивы. Между тем, отражая специфические особенности деятельности отдельных профессий, кодексы профессиональной морали выражают нравственный идеал профессии, передавая тем самым общечеловеческие требования.

Для понимания соотношения общечеловеческой и профессиональной морали необходимо вспомнить диалектику единичного, особенного, общего. Единичное выражает относительную обособленность, отграничен-ность друг от друга объектов с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность. Общее не существует иначе, как через единичное. Единичное не существует без общего и в то же время является особенным. Общечеловеческая мораль, направленная своими требованиями на соединение разрозненных людей в единое целое, а потому помогающая им выживать совместно, безусловно, представляет собой общее. Профессиональная мораль, отражающая специфические проблемы, с которыми сталкиваются представители конкретных профессий, а потому снимающая возможные противоречия, - единичное. В то же время каждая профессиональная мораль - особенное, поскольку уникальны ситуации, с которыми приходится сталкиваться представителям отдельных профессий. Анализ моральных кодексов различных профессий показывает, что они в первую очередь привносят в сознание человека понимание социальной ответственности, которая возлагается на него в силу выполнения им определенной профессиональной деятельности. Требования профессиональных моральных кодексов ориентируют профессиональную деятельность человека на достижение общественного блага.

Когда возникают кодексы профессиональной морали? Всякая ли профессиональная группа может заявить о своем профессиональном кодексе? Определимся прежде с понятием кодекс. Общество, класс, социальная группа,

каковой является и профессия, посредством кодекса воздействуют на нравственное сознание человека, добиваясь от него тем самым желаемого поведения. Кодекс является способом закрепления необходимых обществу, классу, социальной группе норм, принципов морали. По отношению к нормам морали, принятым в обществе, кодекс профессиональной морали - это дополнительный способ воздействия на отдельную личность. Если главной функцией профессиональной морали является содействие успешному решению задач, стоящих перед профессией, то кодекс в концентрированном виде задает требования, необходимые для решения этих задач. Однако нельзя требования кодексов превращать в мелочную регламентацию профессиональной деятельности. Как и в морали в целом, ориентируясь на известные нормы и принципы кодекса, представитель профессии принимает решение, совершая свой выбор. Кодекс как свод нравственных требований не только частного, но и общего характера, как свод принципов, определяющих, в том числе и общее отношение человека к миру, дает основу, направление, установки, ориентируясь на которые человек свободно и самостоятельно принимает решения, опираясь на признаваемую систему ценностей.

Кодекс профессиональной морали включает в себя требования, по соответствию которым общество оценивает конкретного человека как представителя профессии. Вспомним, что в литературе кодекс профессий порой называют кодексом чести. Например, кодекс чести офицера, врача, журналиста, учителя. То, что кодексы профессиональной морали необходимы, очевидно. И особую значимость они приобретают в профессиях, в которых специалист в силу своих должностных обязанностей непосредственно связан с человеком, где труд специалиста не умещается в краткие памятки, должностные инструкции. Не случайно именно в этой сфере и появились первые в истории человечества кодексы профессиональной морали.

Качественно новый этап развития профессиональной морали начинается в последние десятилетия XX века и в начале XXI века, когда в результате развития современной научно-технической революции, в процессе формирования единой мировой системы хозяйствования возрастает роль и значимость прикладной этики в целом и профессиональной в том числе. Наметились два противоположных процесса в функционировании профессиональной морали этого периода. С одной стороны, идет все углубляющаяся дифференциация норм профессиональной морали в зависимости от специализации профессионала (не просто этика медицинской сестры, а операционной или медсестры родильного отделения; не просто этика врача, а гастроэнтеролога, рентгенолога, анестезиолога, домашнего врача; не просто педиатра, а неонатолога, перинатолога, детского кардиолога и т. д.). С другой стороны, происходит интеграция норм и принципов профессиональной морали близких по функциям профессиональных групп, нацеленных на общий конечный результат. Например, частные кодексы профессий в сфере научной деятельности образуют единую этику науки, выразителем которой является востребованный временем кодекс ученого. Профессиональные кодексы в различных сферах деятельности (в строительстве, сфере банковских услуг, в сфере сервиса и туризма и др.) объединяет этика бизнеса и двенадцать принципов Российского кодекса предпринимательской этики. Кодексы морали в сфере оказания медицинских услуг объединяются в кодекс медицины.

Современная Россия, как и мир в целом, нуждается не просто в высококвалифицированных специалистах, ей

нужны профессионалы, которые обладали бы чувством гражданской ответственности, качественно новым экологическим сознанием, высоким уровнем правовой культуры, делового общения в различных сферах деятельности - экономике, юриспруденции, медицине, торговле, промышленности, политике, образовании. Требования профессиональной морали современного этапа можно рассматривать как производные от уровня развития техники, от характера развития информационных технологий: практически на каждом рабочем месте человек может быть причиной техногенных аварий и катастроф. В этих условиях проблема ответственности специалиста за его труд приобретает особое значение: получение желаемого конечного результата невозможно, если где-то на промежуточных этапах допускается некачественный труд. При этом неважно, какие должностные функции выполняет человек, каков уровень его квалификации. Так результаты безукоризненно проведенной операции могут быть уничтожены как халатными действиями медсестры, так и аптечными работниками, продавшими вместо качественного препарата подделку. Пассажиры самолета могут погибнуть в результате неверных действий диспетчера или из-за нерадивости техников, не проверивших качество заливаемого горючего. Современный человек оказывается заложником системы: он напрямую зависит от согласованных действий большого числа людей, когда промахи одного звена могут разрушить всю цепочку.

Сложность данной проблемы заключается и в том, что в условиях современного производственного процесса рядовой его участник отчужден от конечного результата своего труда, в силу этого свою причастность к нему не всегда понимает. Так заготовитель лекарственного сырья, собирающий его рядом с дорогами или в других экологически грязных местах, со своей деятельностью вряд ли связывает критическое состояние здоровья больного. Строитель, нарушающий технологические правила возведения дома, возникший пожар или обрушение кровли так же может не принять на свой счет. Таким образом, важной задачей для современного общества является формирование в профессиональной деятельности высокого уровня ответственности рядового исполнителя за результаты свого труда. Данное положение особенно актуально в условиях глобализации мировой экономики, когда в силу обстоятельств сталкиваются политические, экономические, интересы, культурные традиции различных государств.

В настоящее время тенденция создания норм и принципов профессиональной морали сохраняется, что само по себе является лучшим доказательством востребованности кодексов. Так за последние годы в России разработаны «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» (утвержден 4 Ежегодной сессией Конференции Российской библиотечной ассоциации 22 апреля 1999 г.), «Кодекс профессиональной этики российского архитектора» (принят V Съездом Союза архитекторов России 4 октября 2000 года), «Кодекс профессиональной этики адвоката» (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года). Разрабатываются и принимаются Этический кодекс медицинской сестры, Российский кодекс предпринимательской этики (1998 г.), Кодекс этики членов Российского общества оценщиков (1999 г.) и др. Оказываются востребованными и создаются так же кодексы профессиональной морали локальных регионов. Например, Этический кодекс государственного и муниципального служащего Новгородской области. Содержание большинства этих кодексов вызывает споры, требует доработки, высказы-

вается мысль о необходимости создания аналогичных требований для других профессий. Почему же проблема кодификации профессиональной морали оказалась столь актуальной для современной России?

Не смотря на обилие моральных кодексов отдельных предприятий, профессий в советское время нравственные требования, определяющие отношение человека к обществу, к окружающим, ожидаемые нравственные качества человека были сформулированы в моральном кодексе строителя коммунизма. И хотя требования его были идеологически выдержаны, он являлся документом, объединяющим всех представителей советского общества независимо от рода занятий, достатка, от образования. Для современных строителей капитализма необходимость в таковом документе не исчезла, поскольку каждый по-прежнему является гражданином своей страны независимо от уровня доходов или рода занятий. Между тем изменение экономической системы российского общества и государства привело к радикальному изменению всей системы социальных отношений. Российское общество изменилось как качественно, так и количественно. Возник целый ряд проблем, в том числе и нравственных, либо не характерных прежде для России, либо хорошо забытых. Например, в обществе развитого социализма в условиях социального равенства социальная работа не была актуальна. Работая всю свою сознательную жизнь на благо родины, человек мог надеяться на обеспеченную старость: стабильно выплачиваемая и при этом не съедаемая инфляцией пенсия это гарантировала. К тому же развал семьи еще не был столь очевиден, как в настоящее время. Дети, если и не были опорой в старости, тем не менее выступали определенной поддержкой стариков. Начиная с девяностых годов, ситуация резко изменилась, и это не случайно: крупные социальные изменения всегда больнее всего сказываются на самых незащищенных категориях граждан - стариках, детях, больных, инвалидах. В настоящее время в России сформирована принципиально новая система социальной работы и обслуживания населения. Появилась потребность в подготовке кадров социальных работников и в определении основных моральных требований, которыми они должны руководствоваться. Таковым является Кодекс этики социального работника и социального педагога [1]. Стандарты этического поведения, отмеченные в нем, не являются исчерпывающими, требуют доработки, тем не менее они отмечают наиболее важные, основные направления работы. Это отношение к профессии социального работника и социального педагога, поведение по отношению к людям, пользующимся социальными услугами, этическое поведение по отношению к коллегам, к взаимодействующим организациям.

Аналогичный пример можно привести и с кодексом предпринимательской этики, с той лишь разницей, что традиции организации предпринимательства в России были, однако к концу XX века оказались полностью утерянными. Планово-командная экономика не предполагала свободных рыночных взаимосвязей между отдельными предприятиями и хозяйствами, исключала самостоятельность и инициативу участников производственноэкономических отношений. И как результат - выросло не одно поколение, воспитанное на качественно иной системе ценностей. В настоящем формируются кодексы профессиональной морали отдельных отраслей хозяйства, регионов, а так же разработаны двенадцать принципов Российского кодекса предпринимательской этики.

Потребность восполнить пробелы нравственного воспитания представителей постсоветской власти побудила Государственную думу РФ разработать проект за-

кона РФ «Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации». Не останавливаясь на достоинствах и недостатках данного документа, отметим все же, что примечателен сам факт обращения представителей власти к этическим проблемам.

Таким образом, кодексы профессиональной морали хотя и разрабатываются учеными, специалистами (это теоретический уровень морального сознания), все же подготавливаются социальной и прежде всего трудовой деятельностью людей. Они формируется тогда, когда

Библиографический список

профессия достаточно определилась, обозначились спорные ситуации, требующие разрешения, когда возникает необходимость в правилах, дополняющих, конкретизирующих нормы и принципы общечеловеческой морали с учетом специфики профессии. Кодексы профессиональной морали передают нормы, принципы, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, определяют ее гуманистическое назначение, идеалы, способствуют выполнению профессионального долга представителями данной профессии.

1. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. - М.:Юрист, 2000. - 424 с. Из содержания: социальная педагогика. - С. 321-324; социальная работа. - С. 324-327.

Материал поступил в редакцию 14. 07. 2007.

УДК 167:009 О.Н. Кузнецова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ ГУМАНИТАРНОМУ ЗНАНИЮ

В статье обосновывается правомерность выбора методологии в зависимости от специфики предмета исследования. Специфика гуманитарного знания объясняется его текстовой природой и характеризуется особыми признаками, не свойственными естественным наукам. Исходя из этого, герменевтическая логика, включающая в себя методы и приемы понимания смысла текстов, выступает как наиболее адекватная исследованиям гуманитарных проблем.

Общие закономерности развития научной мысли в двадцатом веке привели к вытеснению одной парадигмы, исчерпавшей свои возможности (аналитической), другой (системной). Этот факт следует рассматривать как мощную, исторически значимую методологическую позицию современного научного знания о мире и человеке. В связи с этим учение о человеке как о сложной психосоциокультурной системе в современном научном мире набирает свои приоритеты.

Понятие «науки о духе» впервые был введено В. Дильтеем. В качестве предмета «наук о духе» (гуманитарного знания), по мнению Дильтея, может выступать внутренний мир человека, внешний мир и культура прошлого [2]. Все предметы гуманитарного творчества являются носителями исторической, психологической, этической, эстетической и научной информаций. Для точного решения проблемы выявления предмета гуманитарного знания необходимо учитывать один очень важный момент: разные науки могут иметь одинаковый объект (объект познания), но предметы познания этих наук будут различными. Например, история и социология имеют один и тот же объект исследования, которым является человеческое общество, но разные предметы.

Социология - наука об обществе как целостной системе, ее социальных институтах и процессах. История же обращается к событиям и процессам прошлой жизни общества со всем комплексом проблем давности и современности. Непосредственным смысловым полем, откуда историки, культурологи, филологи черпают информацию об объекте исследования, являются культурно-исторические источники: специальные тексты как носители информации об изучаемой исторической реальности, а также памятники устного народного творчества, другие формы остаточных явлений прошлых культур. Именно они являются предметом культурно-

исторического исследования, поскольку именно в них в специфической знаковой форме содержится информация, поэтому они (носители информации) могут быть обобщены в понятие «текст».

Следовательно, непосредственным предметом истории и гуманитарного познания в целом являются тексты. Понятие «текст» нуждается в уточнении. Текстом может быть названа любая знаковая система, которая является носителем смысловой информации, имеет языковую природу или может быть выражена языковыми средствами. С этой точки зрения, любой объект, являющийся «творением человеческого духа» и имеющий знаковую природу, может рассматриваться как действительный текст. Понятие «творения человеческого духа» достаточно объемно, чтобы к нему были отнесены, в частности, и естественно-научные тексты, которые могут также выступать в качестве предмета гуманитарного познания, если при этом ставятся специфические для него вопросы: о значении терминов, о значении смысла высказывания, об истории возникновения научных терминов. Таким образом, мы подошли к выводу о том, что именно предметная соотнесенность гуманитарного знания с текстами позволяет отличить его от естественно-научного знания и от общественных наук. Определение предмета гуманитарных наук позволит выявить их специфику и указать особенности методологического инструментария.

Наиболее выразительной особенностью гуманитарного знания является диалогичность. Диалогичность как свойство гуманитарного познания была впервые выявлена Ф. Шлейермахером, а в методологию гуманитарных наук введена М.М. Бахтиным [1]. В одной из своих работ он пишет о том, что точные науки являются моно-логичной формой знания, когда интеллект созерцает предмет и высказывается о нем. Здесь только один субъ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.