Научная статья на тему 'Князь Мышкин как новый тип трагического героя в философской концепции Д. С. Мережковского (к вопросу о рецепции романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в критике Серебряного века)'

Князь Мышкин как новый тип трагического героя в философской концепции Д. С. Мережковского (к вопросу о рецепции романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в критике Серебряного века) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1716
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ТРАГИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / ТРАГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ / ТРАГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ЭРОТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ / АНТИЧНАЯ И ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА / PERCEPTION AND INTERPRETATION / TRAGIC HERO / TRAGIC ACT / TRAGIC CONFLICT / EROTIC EMOTIONAL EXPERIENCE / ANTIQUE AND CHRISTIAN CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белякова Елена Николаевна

В статье получает развитие тема специфики интерпретации образа князя Мышкина в критике Серебряного века. Определяющим для нас является утверждение, что идея трансцендентальной личности в философии Cеребряного века явилась базовой для наиболее значимых концептов эпохи, имея весомое основание и в активно воспринятой русскими мыслителями западной, и в отечественной культуре. Потому, подчёркивая новаторство Достоевского в создании литературного героя нового типа личности, многие исследователи делают акцент на той стороне творчества писателя, которая оказалась особенно востребованной критикой Cеребряного века. Однако главные герои романа «Идиот», и особенно фигура князя Мышкина, часто вызывали недоумение или откровенное раздражение мыслителей порубежной эпохи. В миросозерцании Д.С. Мережковского, которое можно определить как трагически сориентированное, образ главного героя романа занимает особое место и получает детальную разработку. Более того, в силу психологической и метафизической новизны представленного типа личности, Мышкин был назван критиком новым типом трагического героя. Поскольку в последнее время в литературоведении присутствует повышенный интерес к проблеме соотношения художественных реалий произведений Достоевского с мировоззренческими концептами Серебряного века, нам кажется важным обратить внимание на место главного героя романа «Идиот» в философии трагедии одного из крупнейших мыслителей эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prince Myshkin as the new tragic character type in the philosophic conception of Dmitry Merezhkovsky (on the issue of reception of Fyodor Dostoyevsky’s novel “The Idiot” in the critique of the Fin de siècle)

Subject specificity of interpretation of Prince Myshkin’s image in the critique of the Fin de siècle is developed in the article. What becomes determinative for us, is that the idea of transcendental personality in the philosophy of the Fin de siècle has become the basic one for the most important concepts of the era, having a solid foundation both in Western culture, which was actively perceived by Russian thinkers, and in theRussian one. Therefore, emphasizing Dostoyevsky’s innovation in the creation of a literary hero of a new type of personality, many researchers have focused on that side of the writer’s work, which has become especially popular in the critique of the Fin de siècle. However, the main characters of the novel “The Idiot”, and especially Prince Myshkin’s figure, often causing confusion or outright irritation of thinkers of the borderline era. Image of the protagonist of the novel has a special place and gets detailed development in Dmitry Merezhkovsky’s worldview, which can be defined as the one of tragic bearings. Moreover, because of the psychological and metaphysical novel representation of the type of personality, Myshkin was named by the critic the new type of tragic hero. Since the problem of the relation of artistic realities of Dostoyevsky’s works with the philosophical concepts of the Fin de siècle has been of literary scholars’ heightened interest recently, we consider paying attention to the place of the protagonist of the novel “The Idiot” in tragedy philosophy of one of the major thinkers of the era to be of importance.

Текст научной работы на тему «Князь Мышкин как новый тип трагического героя в философской концепции Д. С. Мережковского (к вопросу о рецепции романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в критике Серебряного века)»

УДК 821.161.1.09"18" ; 821.161.1.09"1917/1991"

Белякова Елена Николаевна

кандидат филологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

helenbel31@yandex.ru

КНЯзь мышКИН как новый тип трагического героя в философской концепции д.с. мережковского

(к вопросу о рецепции романа Ф.м. достоевского «Идиот» в критике Серебряного века)

В статье получает развитие тема специфики интерпретации образа князя Мышкина в критике Серебряного века. Определяющим для нас является утверждение, что идея трансцендентальной личности в философии Cеребряного века явилась базовой для наиболее значимых концептов эпохи, имея весомое основание и в активно воспринятой русскими мыслителями западной, и в отечественной культуре. Потому, подчёркивая новаторство Достоевского в создании литературного героя нового типа личности, многие исследователи делают акцент на той стороне творчества писателя, которая оказалась особенно востребованной критикой Cеребряного века. Однако главные герои романа «Идиот», и особенно фигура князя Мышкина, часто вызывали недоумение или откровенное раздражение мыслителей порубежной эпохи. В миросозерцании Д.С. Мережковского, которое можно определить как трагически сориентированное, образ главного героя романа занимает особое место и получает детальную разработку. Более того, в силу психологической и метафизической новизны представленного типа личности, Мышкин был назван критиком новым типом трагического героя. Поскольку в последнее время в литературоведении присутствует повышенный интерес к проблеме соотношения художественных реалий произведений Достоевского с мировоззренческими концептами Серебряного века, нам кажется важным обратить внимание на место главного героя романа «Идиот» в философии трагедии одного из крупнейших мыслителей эпохи.

Ключевые слова: восприятие и интерпретация, трагический герой, трагическое действие, трагический конфликт, эротическое переживание, античная и христианская культура.

Общеизвестным суждением на сегодняшний день является то, что Ф.М. Достоевский стал новатором в создании нового типа личности (психологически разомкнутого героя, представленного в предельно напряжённом состоянии душевных сил, выражающего идею «подпольного» человека или «сверхчеловека»), которая оказалась особенно востребованной в философии Серебряного века. В целом, ожидания читателя порубежной эпохи были обусловлены потребностью соотнести психологическую глубину зарождающегося типа личности, осознающей себя в контексте исторического и бытийного пространства, с трагической ситуацией современности. По справедливому замечанию О.А. Богдановой, «пафос неприятия "мещанской", "серединной" культуры охватывает практически весь спектр литературных направлений Серебряного века: от символиста Мережковского с его "Грядущим хамом" до реалиста А.М. Горького с его "Заметками о мещанстве"» [1, с. 59]. Трагически осознающие современную действительность религиозно мыслящие исследователи не могли обойти вниманием образ князя Мышкина, восприняв его или в качестве антипода трагическому герою (например, Л. Шестов), или как образ трагического героя «нового» типа.

Поскольку в последние годы в отечественном литературоведении присутствует повышенный интерес к проблеме соотношения художественных реалий произведений Достоевского с мировоззренческими концептами Серебряного века1, нам кажется важным обратить внимание на место главного героя романа «Идиот» в философии тра-

гедии одного из крупнейших мыслителей эпохи -Д.С. Мережковского.

Для Мережковского в восприятии трагического базовыми понятиями являлись категории состояния внутри эротического переживания: страсть - сострадание, вожделение - непосигно-вение (милосердие), инстинктивное - осознанное. В статье «О новом значении древней трагедии» (1893) критик так определяет своё понимание трагического: «Слово "любовь" на русском и всех новых европейских языках имеет двойное значение: первый смысл - древний, языческий: любовь - страсть, плотское вожделение, Эрос, тяготение пола к полу. Второй смысл - уже новый, христианский: любовь - милосердие, сострадание, всепрощение, любовь девственная или кажущаяся противоположною страсти. Первая любовь, страстная и жестокая, воплощена в одном из двух главных, реально и мистически действующих лиц трагедии - в лице богини Афродиты; вторая, девственная и милосердная - в Артемиде. <...> Между Афродитою и Артемидою, между этими двумя противоположными божествами, происходит вся человеческая трагедия»2 [4, с. 547-554].

В рамках такого осмысления человеческой трагедии образ князя Мышкина воспринимается философом центральной фигурой трагического действия и видится в свете неминуемой катастрофы. Потому уже в названной статье Мережковского, посвящённой постановке «Ипполита» на Алек-сандринской сцене, в один ряд с героем Эврипида критик ставит героев Достоевского - кн. Мышкина и Алёшу Карамазова: «Трагический вопрос, поставленный в "Ипполите", нам, русским, особенно

104

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 1, 2015

© Белякова Е.Н., 2015

близок потому, что и в нашей русской литературе, наиболее новой, вещей из всех европейских литератур, с небывалою силою поднят этот же самый вопрос. Бесстрашнее, чем кто-либо, сопоставил Достоевский языческую злую любовь, жестокое сладострастие с целомудренной и милосердною любовью христианскою или, как он сам выражался, "идеал Мадонны с идеалом содомским". Все главные его герои или сладострастники, или девственники. Один из них, мудрец для самого Достоевского, "идиот" для толпы, князь Мышкин, говорит о себе почти словами Ипполита: "Я ведь совсем женщин не знаю". И Достоевский определяет его теми же стихами о "Бедном рыцаре", которые, мы сейчас видели, так подходят Ипполиту» [4, с. 551-552].

Здесь князь Мышкин не только включается в ряд предшествовавших ему благородных героев с изначально заданным трагическим осознанием действительности, но в перспективе выделяется из их круга (античного Ипполита, средневекового «Бедного рыцаря») как герой нового типа, актуализировавший в своей душе трагический конфликт эротического переживания и ставший средоточием противоречий, которые должен примирить. «Так же, как Ипполит, вся древность погибла, потому что не имела силы "распутать узел роковой", разрешить противоречие Афродиты и Артемиды, - пишет Мережковский. - Или рождающая, но жестокая Афродита, или милосердная, но бесплодная Артемида. А между тем оба начала божественны, потому что одинаково необходимы для бытия мира. Как же их соединить? <...> Предчувствие последнего соединения этих двух начал дано в христианстве. Но это именно только смутное предчувствие, только видение, не достигающее, не воплощающее» [4, с. 553-554]. В образе князя Мышкина предчувствуется и видится попытка подойти к вековой проблеме вплотную, чтобы в рамках душевно усвоенной христианской системы ценностей по-новому осмыслить неразрешимое противоречие.

Размышления критика о трагической природе творчества Достоевского и особенностях преломления трагического конфликта в романе «Идиот», названном Мережковским «одним из прекраснейших и глубочайших» созданий [5, с. 60] писателя, находят своё развитие в широко известной работе «Л. Толстой и Достоевский» (1901).

Здесь образ Мышкина обретает более сложное звучание. Прежде всего герой «Идиота» осмысляется как личность в предельном своём состоянии (то есть личность трагическая) и ставится критиком в один ряд с известными бунтарями Достоевского. В данном случае базовыми контроверсами для определения трагедии становятся категории душевного состояния героя: животное, природное, стихийное - преодолённое, осознанное, духов-

ное: «У Достоевского всюду - человеческая личность, доводимая до своих последних пределов, <... > всюду - борьба героической воли: со стихией нравственного долга и совести - в Раскольникове; со стихией сладострастия, утончённого, сознательного - в Свидригайлове и Версилове; первобытного, бессознательного - в Рогожине; со стихией народа, государства, политики - в Петре Верхо-венском, Ставрогине, Шатове; наконец, со стихией метафизических и религиозных тайн - в Иване Карамазове, в князе Мышкине, в Кириллове. <... > В этом смысле и христианская покорность Идиота, Алёши, старца Зосимы есть неодолимое сопротивление окружающему их языческому, нехристианскому, антихристову миру, покорность Божией, но не человеческой воле, то есть обратная форма "своеволия", ибо ведь и мученик, умирающий за своё исповедание, за свою истину, за своего Бога, есть тоже герой: он утверждает свою внутреннюю свободу против внешнего насилия - он "заявляет своеволие"» [5, с. 107-108].

Культивируя в герое личностные качества и тем самым включая его в круг трагического действия, Мережковский в то же время чувствует в образе Мышкина, воспринимаемого под знаком «святости» [5, с. 51, 108, 116], его инородность этому действию, способность выйти за пределы трагедии и, соответственно, в перспективе преодолеть её.

Источник этой метафизической способности героя видится в «священной болезни», «унаследованной» им у автора романа. Таким образом, по мысли А. Долинина, из всех отечественных критиков именно Мережковский «начинает с того, что устанавливает, в первую же голову, тесную органическую связь между личной жизнью писателя и его творчеством, проводя, таким образом, те соединяющие линии, те крепкие, хоть и невидимые, нити, что всегда существуют между конечной вершиной и конечным основанием: миропониманием и мироощущением» [2, с. 322].

В понимании критика Серебряного века, именно эпилепсия становится исключительным основанием для восприятия Мышкиным новой, христианской, системы координат. Глубинное усвоение человеческой душой идеи конечности земного пребывания и возможности инобытия должно базироваться на сверхчувственном опыте преодоления дисгармоничного ощущения действительности. Именно этот опыт, по мысли Мережковского, получает человек, страдающий эпилепсией, когда сквозь муки и боль его душа прорывается к источнику «высшего или, по крайней мере, не всем доступного бытия» [5, с. 116]. Именно этот опыт позволяет герою «Идиота» осознавать и оценивать действительность вне круга привычных понятий, расширяя возможности окружающих его людей в их рефлексии душевных переживаний и реагировании на жизненные ситуации. Таким образом,

князь Мышкин, оставаясь трагическим героем в борьбе «со стихиями метафизических и религиозных тайн», обретает статус героя, причастного инобытию, знающего чувство преодоления трагического разлада.

Но именно болезненный недуг вводит в интерпретацию образа князя двойственный подтекст, позволяя критику сблизить феномен «святого» Мышкина с «извергом Смердяковым» [5, с. 51], «"мерзавцем" и "развратником" Свидригайло-вым» [5, с. 116] и особенно - с нигилистом Кирилловым. «Парадоксальное сближение столь разных героев, предложенное автором исследования, действительно имеет глубокие основания, - замечает в своей монографии о критике Мережковского Н.Г. Коптелова. - <...> Духовное "двойничество" Мышкина и Кириллова, одинаково чувствующих Апокалипсис, <...> отражается в "поразительных совпадениях", которые критик выявляет в речи персонажей» [3, с. 172-173].

Более того, двойственный подтекст Мережковский улавливает в религиозном миросозерцании самого Достоевского, преимущественно находящегося на грани двух миров и раздираемого противоборством полярных идей, что художественно воплотилось в двойственной диалектике Мышкина - Кириллова. Оба героя, подверженные эпилепсии, знают миг высочайшей гармонии, переживаемый ими как откровение, на основании которого они и создают свою философию: «в сущности, Кириллов только доводит до крайнего вывода диалектику князя Мышкина; тот говорит: "За этот момент можно отдать человеку всю жизнь". Кириллов продолжает и кончает: "За этот момент можно отдать жизнь всего человечества". Впрочем, и князь Мышкин иногда приближается, по-видимому, к этому для него страшному, но, кажется, неизбежному острию диалектики. "В этот момент, - говорит он как-то Рогожину в Москве, во время их тамошних сходок, - мне как-то становилось понятно необычайное слово о том, что времени больше не будет". "Серьёзно, разумеется, он не стал бы спорить, - неожиданно и робко заключает Достоевский. - В выводе его, то есть в оценке этой минуты, без сомнения, заключалась ошибка". Какая же собственно ошибка? - спрашивает Мережковский. - "Отупение, душевный мрак, идиотизм стояли перед ним ярким последствием этих высочайших минут". Но только ли перед ним, от рождения "идиотом", или вообще перед каждым человеком, перед всем человечеством? И уничтожает ли окончательно эта "ошибка в выводе" значение всей диалектики? Вот вопрос, на который Достоевский не хочет или не может ответить. А ведь этот вопрос коренится в самом сердце его собственной, да и всей христианской культуры» [5, с. 117-118].

Однако, уловив в подтексте произведений («Идиота» и «Бесов») авторскую недосказан-

ность и, по определению Н.Г. Коптеловой, «разрыв между религиозным сознанием и художественным "ясновидением"» Достоевского [3, с. 183], Мережковский видит в них не духовную капитуляцию писателя перед лицом открывшейся трагедии, а изначальную раздвоенность его душевного пространства, принципиальную невозможность окончательной самоидентификации личности. Потому и герой «Идиота» воспринимается как подсознательное отображение писателем его желаемого и принимаемого им собственного «я». Мережковский видит в этом образе истинно ощущаемое и переживаемое писателем проявление бытия. Причём того бытия, к которому тот стремится, не имея сил обрести окончательно, поскольку иная его ипостась, выраженная в образе Кириллова, заключает в себе не менее истинно ощущаемые и переживаемые проявления бытия нежелаемого.

Уловленная Мережковским трагическая раздвоенность автора «Идиота», нашедшая выражение в романе, позволила ему не только всерьёз воспринять образ князя Мышкина, поставив его в пару с бунтарём Кирилловым, но и соотнести обоих героев с трагической фигурой Ф. Ницше3, который «подобно Идиоту и Кириллову, находит в боли родов, в болезни своей - "минуты высшей гармонии", источник "высшего бытия"; в смерти человеческого находит первые молнии, проблески "сверхчеловеческого"» [5, с. 119].

Дальнейшее развитие получает и высказанная ранее Мережковским идея о генетическом родстве образа Мышкина рыцарской культуре: «Идиот Достоевского - западноевропейский, феодальный, средневековый Бедный рыцарь, переведённый на русский, то есть на будущий всемирный язык» [5, с. 248].

Критик намеренно включает героя Достоевского в культурно-исторический контекст, подчёркивая уже не столько болезненно-инобытий-ную исключительность образа князя, сколько его сопричастность исторической действительности, поскольку «бездомный бродяга, нищий, "идиот" -князь Мышкин всё-таки "русский исконный князь" и не отрекается от своего княжества, от своего рыцарства» [5, с. 249-250].

В отличие от современников Достоевского, преимущественно уловивших в образе Мышкина воплощение гуманистической идеи любви к ближнему, уравнивающей людей, Мережковский акцентирует внимание на духовном аристократизме князя, утверждая, что идея духовной иерархии есть одна из главных составляющих христианского догмата и основа рыцарской культуры: «Но равенство, равноценность человеческих личностей в Боге есть только один из полюсов учения Христова: все равны в Боге, потому что все могут и должны быть равны; когда-то были, когда-нибудь будут равны - но пока ещё не равны; <...> все могут взойти на высшую

106

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 1, 2015

ступень - тут равенство; но не все ещё взошли, и тот, кто взойдёт, будет выше тех, кто отстанет, -тут уже неравенство. "Много званных" - опять равенство; "мало избранных" - неравенство; мы приняли только часть этого слова, двойственного, как все слова Христа; <...> Но в том-то и дело, что учение Христово не есть <...> только упразднение всех старых благородных "аристократических" ценностей, а есть "переоценка этих ценностей", неизмеримо более дерзновенная и окончательная, кажущаяся доныне более "антихристовой", чем переоценка "антихриста" Ницше <...>. Рыцарство, не в историческом действии, а религиозном созерцании своём, было очень раннее и очень смутное, но всё же подлинное предчувствие этой неминуемой христианской переоценки всех благородных дохристианских ценностей. <...> Рыцарство не исполнило своей задачи, потому что стремилось к ней слишком рано и бессознательно, - но задача была истинная; это всё ещё в значительной мере и наша задача: освятить не освящённое или недостаточно освящённое церковью, с церковной точки зрения, всё ещё слишком светское, языческое; освятить не одну часть, а всю жизнь, не один полюс, а оба, не только не-я, отречение личности, но и я, утверждение личности в сознании личного достоинства, чести, в древней героической воинствующей любви к родине <... > и в новой вне-брачной, вне-семейной любви к женщине. От кровного "звания" к этому духовному "призванию" и устремилось рыцарство войною с неверными <...> и служением "Даме сердца" <...>. В этом же смысле и князь Мышкин, хотя и "бедный", всё-таки подлинный рыцарь -в высшей степени народен, потому что в высшей степени благороден...» [5, с. 248-249].

И, согласно концепции Мережковского, именно в силу своего благородства князь обречён на разрешение трагического конфликта, неразрешимого для эврипидовского Ипполита и для пушкинского Бедного рыцаря, который «так и не понял главного в любви своей <...>. Ему казалось, что он любит только духом, "чистым духом", отвлечённым созерцанием; но он любил и духом, и кровью - до крови: недаром же кровью своею начертал имя таинственной Возлюбленной; всё-таки кровью хотел запечатлеть свой духовный союз с Нею» [5, с. 251]. А главным основанием для осознания князем глубины эротического конфликта является его болезнь, возникающая «не от скудости, а от какого-то оргийного избытка жизненной силы. Это - особая, "священная болезнь", источник не только "низшего", но и "высшего бытия"; это -узкая, опасная стезя над пропастью, переход от низшего, грубого, животного - к новому, высшему, может быть, "сверхчеловеческому" здоровью. У самого Идиота не хватит сил для перехода, он погибнет; но переход всё-таки должен совершиться» [5, с. 251].

В образе Мышкина критик улавливает воплощение одной из ключевых идей миросозерцания Достоевского о возможностях изменения человеческой природы, звучащей и в высказываниях Кириллова (роман «Бесы»), и в черновых набросках писателя: «Мы, очевидно, существа переходные, и существование наше на земле есть, очевидно, беспрерывное существование куколки, переходящей в бабочку» [3, с. 184]; «Свет Фаворский: откажется человек от питания, от крови - злаки» [4, с. 246]. Но перспектива этого изменения видится критику только в сфере разрешения эротического противостояния равновеликих сил. Этот небывалый по масштабу конфликт и должен если не разрешить, то осознать как проблему для разрешения «"колоссальное лицо" христианское», «подлинный рыцарь», «"реалист", конечно, в особом, высшем смысле» князь Мышкин.

«И вакханка, "бесноватая" Настасья Филипповна, <...> любит Идиота так же, как девственница Аглая; они соперничают из-за него: вся трагедия становится трагедией любви, потому что и он любит их, любит обеих вместе, и вакханку, и девственницу - "двумя разными любвями". Комический Дон Кихот превращается в трагического Дон Жуана: в совершенной тишине этого, как будто мёртвого, на самом деле только спящего пола что-то есть, от чего пробуждается "насекомое в ангелах"; какая-то загадочная прелесть, какой-то неодолимый соблазн притягивает к нему женщин, как "магнит железо", так что могучий самец, сладострастный паук Рогожин, перед этим, как будто бесполым серафимом, чувствует себя жалким соперником в глазах женщин: они окружают "идиота", больного, юродивого; они следуют за ним, служат ему, готовы умереть за него, как за учителя» [5, с. 251]. В сознании Мережковского именно магнетическое состояние «спящего пола» не только делает Мышкина сверхжеланным для женщин, но и роднит его с магнетической силой Христа: «И в грядущих веках покаявшаяся блудница Мария Египетская, и св. Екатерина Сиенская, и св. Тереза, и бесчисленные другие "служили Ему", следовали за Ним, умирали за Него, любили, "невесты нене-вестные", Жениха своего, до мученической крови, до кровавых язв на теле. Для нас это самая тёмная, не "вмещённая" сторона христианства» [5, с. 252].

Таким образом, князь Мышкин безусловно понимается критиком не только как трагический герой, но и как новый тип трагического героя, обладающий духовным потенциалом для осознания, а, значит, в перспективе и для разрешения ранее неразрешимого конфликта, обеспечивающего человеку возможность перехода на новый духовный уровень. И, как истинно трагический герой, «он погибнет; но переход всё-таки должен совершиться».

Однако противоречивость восприятия образа князя не снимается пониманием глобальности

решаемых героем задач. Мережковский всё время держит себя на грани в утверждении или отрицании абсолютной значимости этого образа, не давая ему окончательной оценки. Ключевая характеристика, данная критиком Мышкину, заключается, на наш взгляд, в утверждении, что он «сумасшедший, одержимый бесом, конечно, только в глазах "мира сего", мудрость которого есть "безумие пред Господом", а не в глазах самого Достоевского» [5, с. 118]. Здесь герой представлен в соотношении с тремя системами измерений (мир сторонних людей, мир Бога, мир автора), в каждой из которых он занимает подобающее место.

Примечания

1 См. об этом: Исупов К.Г. Компетентное присутствие (Достоевский и «серебряный век») // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 15. - СПб.: Наука, 2000. - С. 3-27; Достоевский и XX век: в 2 т. / под ред. Т. А. Касаткиной. - М.: ИМЛИ РАН, 2007; Богданова О.А. Под созвездием Достоевского. Художественная проза рубежа XIX-XX веков в аспекте жанровой поэтики русской классической литературы / Ин-т мировой литературы А.М. Горького РАН. - М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. -312 с.; Ф.М. Достоевский и культура Серебряного века: традиции, трактовки, трансформации. К 190-летию со дня рождения и к 130-летию со дня смерти Ф.М. Достоевского / отв. ред. А.А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи: сост. Е.А. Тахо-Годи. - М.: Водолей, 2013. - 592 с.

2 Мысль о том, что эротическое переживания есть основа любой трагедии звучит, в частности, и при обращении критика к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Он пишет: «Фру-Фру, как женщина, любит власть господина своего и, как Анна,

будет покорна этой страшной и сладостной власти - даже до смерти, до последнего взгляда. И над обеими совершится неизбежное злодеяние любви, вечная трагедия, детская игра смертельного эроса» [5, с. 93].

3 Заметим, что пристрастие Мережковского к подобного рода аналогиям зачастую вызывало неприятие в среде учёных. Так, А. Долинин называл их «самыми чудовищными сближениями», результатом мыслительной «эквилибристики» [2, с. 333].

Библиографический список

1. Богданова О.А. Под созвездием Достоевского. Художественная проза рубежа XIX-XX веков в аспекте жанровой поэтики русской классической литературы / Ин-т мировой литературы А.М. Горького РАН. - М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. -312 с.

2. Долинин А. Дмитрий Мережковский // Русская литература XX века (1890-1910) / под ред. проф. С.А. Венгерова. Т. 1. - М.: Мир, 1914. - С. 295-356.

3. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. -Т. 11. - Л.: Наука, 1976.

4. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. -Т. 15. - Л.: Наука, 1980.

5. Коптелова Н.Г. Проблема рецепции русской литературы XIX века в критике Д.С. Мережковского (1880-1917 гг.). - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 343 с.

6. Мережковский Д.С. О новом значении древней трагедии // Мережковский Д.С. Эстетика и критика: в 2 т. - Т. 1. - М.: Искусство, 1994. -С. 547-554.

7. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М.: Изд-во «Республика», 1995. - 624 с.

108

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 1, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.