Научная статья на тему 'Ключевые проблемы и направления финансовой политики в малом предпринимательстве'

Ключевые проблемы и направления финансовой политики в малом предпринимательстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1159
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ / SMALL ENTERPRISES / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / LIFE CYCLE OF AN ENTERPRISE / FINANCIAL POLICY / DIMENSIONS OF FINANCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрок Татьяна Емельяновна

Раскрываются ключевые проблемы в деятельности малых предприятий России, касающиеся стадий жизненного цикла предприятия и отраслевой специфики бизнеса. Выделены направления формирования и реализации финансовой политики в малом предпринимательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The key problems and dimensions of financial policy for small businesses

This article reveals the key problems in the activity of small enterprises in Russia in view of the stage of enterprise's life cycle of and its industry features. The author identifies the areas of formation and implementation of financial policies in small business.

Текст научной работы на тему «Ключевые проблемы и направления финансовой политики в малом предпринимательстве»

УДК 334.722

Т. Е. Дрок

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Раскрываются ключевые проблемы в деятельности малых предприятий России, касающиеся стадий жизненного цикла предприятия и отраслевой специфики бизнеса. Выделены направления формирования и реализации финансовой политики в малом предпринимательстве.

This article reveals the key problems in the activity of small enterprises in Russia in view of the stage of enterprise's life cycle of and its industry features. The author identifies the areas of formation and implementation of financial policies in small business.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малый и средний бизнес, жизненный цикл предприятия, финансовая политика, направления финансовой политики.

Key words: small enterprises, small and medium businesses, life cycle of an enterprise, financial policy, dimensions of financial policy.

Термин «малое предпринимательство» может рассматриваться с различных точек зрения и имеет несколько различающихся по содержанию российских трактовок (научных и нормативно-правовых), а также широко применяемых в зарубежной литературе и практике. Рассматривая используемую за рубежом терминологию, необходимо отметить, что в ЕС широко распространен термин «малое и среднее предпринимательство», в США — «малый и средний бизнес».

Федеральным законом «О развитии малого и среднего предприни-мательств в Российской Федерации» (№209-ФЗ от 24.07.2007 г.) были рассмотрены границы сектора субъектов малого предпринимательства, выделена категория микропредприятий и введено понятие среднего бизне-

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 3. С. 59 — 66.

60

са [1]. Кроме того, в состав субъектов малого и среднего предпринимательства включены и потребительские кооперативы, являющиеся некоммерческими организациями. Закон типизирует субъекты малого и среднего предпринимательства независимо от их организационно-правого статуса. Это означает, что индивидуальный предприниматель в зависимости от параметров своей деятельности может выступать микро-, малым либо средним предприятием или не являться таковым. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 1) [2].

Таблица 1

Критерии и показатели, использующиеся (в рамках настоящей статьи) для определения малого и среднего предпринимательства

Сегмент Численность занятых (основной показатель), чел. Порог по обороту, млн руб. Собствен- ность Контрак- тация

Микро- предпри- ятия До 15 60 Предприятию или группе предприятий, не относящихся к сектору МСП, может принадлежать не более 25 % собственности предприятия из сектора МСП Исключаются предприятия, работающие по договору франчайзинга (франшизы) или аналогичным договорам, в существенной степени ограничивающим спектр самостоятельно принимаемых решений: сбытовые соглашения, лицензии на производство, соглашения об использовании торговой марки, о применении стратегии и методов хозяйствования

Малые предпри- ятия До 100 400

Средние предпри- ятия До 250 1000 —

Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что по состоянию на 1 января 2011 г. в России [3]:

— зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6 % меньше уровня прошлого года; их количество в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед., составив 154,8 ед.;

— среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 2,9 % по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5562,9 тыс. человек; удельный вес работников малых предприятий в

общей среднесписочной численности занятых за этот период уменьшился на 0,14 % и составил 12 %;

— общий объем оборота составил 10247 млрд руб., что на 16,4 % выше уровня прошлого года (с учетом индекса потребительских цент рост показателя составил 7,0 %);

— объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по РФ составил 258431,2 млн руб., что на 2,2 % выше показателя 2009 г. (с учетом индекса потребительских цен показатель сократился на 6,0 %).

Ключевые проблемы малого предприятия кроются в недостатке финансовых ресурсов на всех этапах его жизненного цикла. Потому предприниматель должен постоянно определять потребности бизнеса и уметь эффективно использовать прогрессивные методы финансового управления. Однако это затрудняют факторы внешней среды функционирования бизнеса, которые связаны с состоянием неопределенности, и внутренние возможности предприятия.

Финансовая политика малого предприятия представляет собой целенаправленное использование финансовых ресурсов для достижения долгосрочных и краткосрочных задач, сформулированных в учредительных документах. Она определяется и проводится руководителями предприятия через финансовые отношения и механизмы. Реализуемые предприятием направления финансовой политики принципиально зависят от следующих факторов:

— специфика бизнеса, обусловливаемая видом продукции (товаров, работ, услуг);

— история создания бизнеса;

— тип контроля за предприятием;

— стадия жизненного цикла предприятия;

— финансовое состояние;

— стратегия развития бизнеса.

Перечисленные факторы, могущие оказывать негативное влияние на малое предпринимательство, определяют систему проблем, касающихся формирования, недостатка (дефицита), распределения, оптимизации и создания резервов финансовых ресурсов. Отметим, что последние, в свою очередь, напрямую зависят от государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности (несовершенство законодательной базы, налогообложения, неразвитость системы кредитования и нестабильность банков).

Оценивая влияние отраслевой специфики на состав ключевых проблем в развитии малого предпринимательства, можно отметить, что из общего ряда выделяются строительные предприятия и организации общественного питания.

Важное значение при оценке ключевых проблем в развитии малого предпринимательства приобретает анализ стадий жизненного цикла предприятия, который помогает моделировать эффективное поведение собственника компании и решать проблемы корпоративного управления.

Отметим, что чаще всего используются способы разбиения жизненного цикла на 3—5 стадий. Так, Д. Мюллер и П. Фризен (1984) выделя-

61

ли 5 стадий, И. Адизес (1988) — 10 отличных друг от друга этапов, Дж. Агорони, Х. Фалькина и Н. Иехуда (2006) — 4 основных стадии развития. В рамках представленной статьи выбран вариант разбиения жизненного цикла компании на шесть этапов: становление; рост; зрелость; кризис развития; возрождение; спад (рис. 1).

Рис. 1. Последовательность жизненного цикла малого предприятия

Стратегия развития бизнеса связана со стадией его развития. Малый бизнес эффективно использует преимущества начальной стадии своего существования (ориентированность на платежный спрос; наличие льгот; достаточно новое оборудование и технологии), но в последующем малые предприятия начинают испытывать давление, связанное с недостатком финансовых ресурсов для инвестиций, перепрофилированием или дифференциацией своей деятельности в соответствии с изменяющейся конъюнктурой рынка.

Динамичное развитие соотносится с начальной фазой деятельности предприятии, а «зрелые» малые предприятия с такой стратегией могут выйти за рамки малых, причем не обязательно путем прямого увеличения масштабов бизнеса, а благодаря созданию совокупности малых фирм.

Задача обеспечения устойчивого развития, в частности текущей деятельности, предприятия является ключевой, поскольку ведет к повышению инвестиционной активности. Поэтому, разрабатывая и осуществляя финансовую политику, необходимо продумывать механизмы привлечения ресурсов по основным видам деятельности.

Приведем пример: в рамках проекта, организованного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, было проведено анкетирование 300 руководителей малых предприятий в четырех субъектах РФ — Москве, Новгородской, Томской и Ростовской областях (май — июль 2009 г.). В разрезе видов деятельности в выборке были представлены все основные сферы активности малого бизнеса, с некоторым смещением в производственную сферу (табл. 2) [4, с. 99].

Таблица 2

Наиболее существенный фактор, ограничивающий развитие предприятия на текущей стадии жизненного цикла (единственный ответ), в %

Фактор Стадия жизненного цикла

Станов- ление Рост Зре- лость Кри- зис Возрож- дение Спад

Ограниченные возможности доступа к заемным финансовым средствам 19 23 13 12 67 11

Ограниченные возможности доступа к площадям, оборудованию 8 2 3 0 0 0

Нехватка ответственных квалифицированных кадров 15 16 2 5 0 0

Жесткая налоговая система 6 2 8 7 0 2

Высокие административные барьеры 6 5 3 5 0 4

Макроэкономическая нестабильность 13 18 35 29 0 53

Неэффективная государственная политика поддержки предпринимательства 2 7 5 12 0 13

Насыщенность спроса на рынке вашей продукции 8 11 6 17 0 11

Недостаточное развитие рыночной инфраструктуры 9 0 5 0 0 0

Наличие сильных конкурентов 11 11 15 10 33 6

Неформальное давление со стороны местных властей / криминала 4 5 2 2 0 0

Отсутствие личной мотивации к развитию собственного бизнеса 0 0 3 0 0 0

63

Наиболее актуальна проблема обеспечения предприятий денежными оборотными средствами. Типичен для малого бизнеса существенный недостаток помещений и оборудования.

Неоптимальность (недостаток или избыток) в обеспеченности малых предприятий различными ресурсами обусловливает снижение их инвестиционной привлекательности. Прежде всего, заметна избыточность готовой продукции, что обусловливает важность применения гибких подходов к определению цены в условиях снижения спроса.

По мере эволюции предприятия меняется характер его обеспеченности ресурсами. На стадии зрелости малых предприятий для них все более значимой становиться проблема излишка ресурсов — оборудования, кадров и даже помещений. В начальный период деятельности малого предприятия возникает некоторый дефицит квалифицированных кадров, качественного человеческого капитала, который относительно быстро ликвидируется (в течение 1—2 лет), а через 4—5 лет уже преобразуется в проблему избытка работников. По прошествии 7—8 лет заметно усиливается несбалансированность малых предприятий в обеспечении оборудованием. Дефицит помещений постепенно уменьшается по мере развития предприятий.

Наличие эффективной структуры хозяйствования и управления, необходимых факторов производства не всегда бывает достаточным

64

условием успешного функционирования малого предприятия. Значимую роль играют внешние факторы среды, к которым относятся: наличие доступа к ресурсам (финансовым, кадровым, производственным); внешнее вмешательство в деятельность (государственная политика и административные барьеры); рыночные характеристики (состояние спроса и конкурентной среды); институциональные соглашения и макроэкономические условия. Большинство из указанных внешних факторов поддается воздействию со стороны государства, и одной из форм такого воздействия выступает политика поддержки малого и среднего предпринимательства.

Основные потребности и проблемы малые предприятия испытывают в отношении доступности государственной поддержки малого предпринимательства (59,7 % респондентов отметили наличие такой потребности, 49,5 % — такой проблемы) и в доступе к заемным финансовым ресурсам (48,3 и 46,9 % соответственно).

Результаты вышеупомянутого опросного исследования свидетельствуют и о том, что наименее востребованным и одновременно наименее проблемным в настоящий момент оказался доступ к производственным площадям (рис. 2) [4].

Проблемы

Потребности

П В доступе к заемным финансовым ресурсам

□ В обучении или повышении квалификации персонала

□ В государственной поддержке малого предпринимательства О В доступе к производственным площадям

□ В подборе персонала

чЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ^\ЧЧЧЧЧЧЧЧЧ^^46,9

¡49,5

133,7

10 20 30 40

Рис. 2. Потребности и проблемы малых предприятий, % [4]

Таким образом, на основании анализа ключевых проблем в деятельности современных отечественных малых предприятий можно выделить следующие направления формирования и реализации их финансовой политики.

1. На решение проблем сбыта направлены ценовая политика, управление дебиторской задолженностью, формирование дополнительных финансовых потоков от освоения новых видов деятельности (политика формирования финансовых ресурсов).

2. Проблемы дефицита финансовых ресурсов решаются за счет политики привлечения финансовых средств, управления кредиторской задолженностью. Привлечение финансовых ресурсов — одно из важнейших направлений финансовой политики предприятия. Дефицит финансовых средств для инвестиций — среди ключевых проблем развития примерно каждого третьего предприятия; недостаток денежных оборотных средств отмечается у 80 % малых предприятий. Существенное влияние на величину экономически целесообразных ставок по привлечению финансовых ресурсов оказывает отраслевая принадлежность предприятия. Наиболее высокая рентабельность использования привлеченных финансовых ресурсов — в сфере торговли и общественного питания. Данное обстоятельство обусловливает объективные предпосылки для нецелевого использования средств, привлекаемых предприятиями, относящимися к низкорентабельным отраслям, в рамках государственных программ поддержки малого бизнеса, и «перекачки» оборотного капитала в более рентабельные отрасли. Наиболее привлекательным для малых предприятий становится привлечение бюджетных и «квазибюджетных» средств — получение кредитов в фондах поддержки предпринимательства, государственных кредитов, а затем уже привлечение «частного» кредита в виде займов у знакомых, родственников, предприятий-партнеров. Значительное место среди планируемых направлений занимает получение кредитов в банках, несмотря на невыгодные условия кредитования, — это один из немногих путей привлечения финансовых ресурсов. Используются и такие технологии, как привлечение средств или имущества новых компаньонов и «административное» привлечение финансовых ресурсов (определяется неисполнением обязательств предприятия по платежам поставщикам, возврату заемных ресурсов, зарплате персоналу, налогам и обязательным платежам).

3. Проблемы распределения финансовых ресурсов и инвестирования устраняются посредством регулирования использования прибыли, направления вложения средств, инвестиционного проектирования, лизинга (политика использования финансовых ресурсов).

4. Решением проблемы неблагоприятных внешних условий и их нестабильности является оптимизация налогообложения, резервирования финансовых средств для адаптации к возможным внешним изменениям.

Совершенно четко в сфере малого предпринимательства прослеживается связь степени «проблемности» в управлении финансами и прибыльности бизнеса: затруднения в управлении финансами испытывает примерно треть убыточных предприятий, а среди фирм с небольшой прибылью — только каждое пятое. Отметим, что такого рода зависимость не наблюдается ни по одной другой сфере управления, что подтверждает первоочередную важность финансовых технологий в выводе предприятия из кризиса и обеспечении текущей устойчивости. Более прибыльный бизнес в меньшей мере испытывает проблемы в управлении финансами, однако постоянные инновации здесь необходимы всем хозяйствующим субъектам, особенно в условиях динамичных изменений во внешней среде, постоянного расширения спектра доступ-

65

66

ных финансовых инструментов. Таким образом, приходится признать, что финансовые инновации в малом бизнесе не носят самостоятельного характера, а становятся следствием накопления проблем в управлении финансами и попыток их решить. В данном случае ключевая роль отводится грамотному формированию финансовой политики в малом предпринимательстве, направленной на устранение недостатков и избежание проблем, порождаемых стадией развития отечественной экономики и особенностями малого бизнеса.

Список литературы

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) : постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Сайдуллаев Ф. С., Шестоперов А. М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2010 году (без микропредприятий) //Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. М., 2011.

4. Жизненный цикл малого предприятия / под общ. ред. А. А. Шамрая. М., 2010.

Об авторе

Татьяна Емельяновна Дрок — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: droklavr@mail.ru

About author

Dr Tatyana Ye. Drok — Associate Professor, Department of Management, Immanuel Kant Baltic Federal University.

E-mail: droklavr@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.