УДК 339.9
КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ: «КИТАЙСКОЕ ЧУДО» ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ МИРОВОЙ
СТАТИСТИКИ
А.А. Мальцева
Приведен аналитический обзор современных тенденций развития экономики Китая на основании критического осмысления мировой статистики. Компаративный анализ российской и китайской экономики является основой последующего бенчмаркинга на государственном и региональном уровнях и может служить основой для разработки мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова: Китай, инновации, конкурентоспособность, глобальный инновационный индекс, государственная политика, технологическое развитие.
Экономический прорыв Китая последнего десятилетия, именуемый аналитиками как «китайское чудо», является серьезным достижением, обусловленным трудолюбием, энергией, динамичностью китайской нации, а также реализацией глобальных стратегий развития по инициативе руководства страны.
Изучение опыта Китая как второй по величине экономики мира, его современного состояния и перспектив развития является важной задачей для государств - стратегических партнеров во всем мире.
По данным Азиатского банка развития современное экономическое развитие Китая характеризуется ежегодным ростом, превышающим 8%, на фоне значительного увеличения инвестиций и частного потребления. Так, инвестиции в основной капитал увеличиваются ежегодно более чем на 20%, а частное потребление - примерно на 12% при поддержке занятости и роста заработной платы и государственных расходов [1].
Китай занимает первое место в мире по численности населения, которая составляет порядка 1,4 млрд. чел., второе место после США - по величине ВВП, который в 2010 г. составил 7298,1 млрд. долл. (порядка 15% мирового ВВП). По прогнозам аналитиков, учитывая современные темпы роста, к 2030 г. экономика Китая станет первой страной в мире по величине ВВП. При этом отмечаются недостаточно высокие позиции страны по величине ВВП на душу населения (80 место в мире), который составляет 5,4 тыс. дол/чел. При этом США (1 место по величине ВВП) находится на 14 месте в мире по ВВП на душу населения, Япония (3 место в мире по величине ВВП) - 18. Прирост ВВП на одного работника в Китае весьма велик - 9,1% (3 место в мире). Подобные тенденции выявляют ключевые особенности экономики Китая, определяющие ее высокую динамику, - основным фактором развития служит наличие сравнительно дешевых трудо-
вых ресурсов.
Системному изучению тенденций развития экономики способствует комплексный анализ ключевых экономических индексов, которые рассчитываются статистическими службами ведущих мировых институтов развития.
Анализ данных глобального индекса конкурентоспособности (ОСІ) в 2012 г. показывает достаточно устойчивые позиции Китая в рейтинге 30 наиболее эффективных экономик мира: он занимает 29 место (Российская Федерация - 67 место).
Составляющие индекса конкурентоспособности характеризуют следующие позиции страны в 2012 г. (табл. 1)[2].
Таблица 1
Основные составляющие ЄЄІ в 2012-2013 гг.
Страна Основные составляющие: - институты; инфраструктура; -макроэкономическая среда; - здравоохранение и начальное образование Катализаторы эффективности: - высшее образование и профессиональная подготовка; -эффективность товарных рынков; - эффективность рынка труда; -развитие финансового рынка; -технологическая готовность; - размер рынка Инновации и факторы сложности: - уровень сложности ведения бизнеса; -уровень инновационности
Китай 31 30 34
Россия 53 54 108
По всем составляющим индекса конкурентоспособности Китай значительно опережает Российскую Федерацию. Учитывая тот факт, что переход от социалистической системы хозяйствования к рыночной экономике государства осуществили примерно в одно и то же время, констатируется необходимость трансляции китайского опыта для дальнейшего инновационного развития России.
Анализ показал, что Китай является также лидером среди стран БРИК по всем ключевым индикаторам социально-экономического и инновационного развития.
Динамика большинства составляющих индекса конкурентоспособности стабильная при относительно невысоком снижении по отдельным характеристикам, которые в дальнейшем при отсутствии должного внимания со стороны государства могут приобрести решающее значение для конкурентоспособности Китая: развитие финансового рынка (54 место в мире, снижение на 6 пунктов), технологическая готовность (88 место, снижение на 11 пунктов) и рыночная эффективность (59 место, снижение на 14 пунктов).
В связи с наличием дешевой рабочей силы китайские предпринима-
тели весьма эффективно осуществляют выпуск продукции по лицензиям, приобретенным у ведущих транснациональных компаний. Подобные тенденции обеспечивают весьма высокий рост экономики Китая, при этом не создают существенных предпосылок для собственного инновационного и технологического развития, что показывает невысокий уровень технологической готовности. При этом отмечается высокий индикатор соотношения производительности и оплаты труда (16 место в мире), что определяет резервы экономии в себестоимости китайских товаров в части затрат на оплату труда.
Снижение рыночной эффективности связывается с недостаточной внутренней и внешней конкуренцией, а так же усилением различных барьеров для входа на рынок. По количеству и длительности процедур открытия бизнеса Китай находится во второй сотне мировых держав (134 и 116 место соответственно), что обусловливает необходимость совершенствования государственных и рыночных механизмов функционирования деловой среды. Также эксперты отмечают, что наиболее значимыми проблемами для организации и ведения бизнеса в Китае являются доступ к финансам, высокая инфляция (82 место), политическая нестабильность, бюрократия и коррупция.
Китайская экономика характеризуется весьма высоким налоговым бременем (125 место в мире) - 63,5% и таможенными пошлинами (122 место) - 11,5%.
Констатируются весьма высокие показатели размеров рынка (2 место в мире), при этом особо отмечается первое место в мире по размерам освоенных иностранных рынков. Показатель демонстрирует стабильное лидерство экономики Китая по экспорту товаров и услуг, что является источником экономического роста страны.
Как и в предыдущие годы, макроэкономической среда снова очень благоприятная (11 место), несмотря на длительный период высокой инфляции. Дефицит бюджета в Китае умеренный, при этом низкая, хотя и увеличивающаяся, доля государственного долга в ВВП (26%). Отмечается весьма высокий общий уровень сбережений (выше 50 % ВВП). Наличие эффективной макроэкономической среды способствует снижению долгов Китая более быстрыми темпами, чем других стран БРИК.
Китай также обеспечивает относительно высокие стандарты в сфере здравоохранения и начального образования (35 место), положительные тенденции в показателях здоровья населения и почти универсальный доступ к начальному образованию, который хорошо оценивается с точки зрения качества. При этом существуют определенные проблемы с доступностью и качеством среднего и высшего образования, оценка системы образования Китая не достаточно высока (57 место в мире).
Китай занимает удовлетворительно высокие позиции по показателям «сложность ведения бизнеса» (45 место) и «инновации» (33 место),
что является источником опережающего развития.
Ниже приведены компаративный анализ ключевых составляющих показателя «инновации» Российской Федерации и КНР (табл. 2).
Таблица 2
Ключевые составляющие показателя «инновации» в 2012 г.
Показатель Китай Россия
Потенциал для инноваций 23 56
Качество научно-исследовательских учреждений 44 70
Расходы компаний на НИОКР 24 79
Сотрудничество университетов с промышленностью в сфере НИОКР 35 85
Государственные закупки новых технологий 16 124
Наличие ученых и инженеров 46 90
Использование полученных патентов 38 44
Анализ данных таблицы показывает, что большинство показателей, характеризующих потенциал для инновационного развития Китая значительно выше, чем в Российской Федерации. По мнению международных экспертов, Китай имеет весьма высокий потенциал для развития инновационной деятельности (23 место), что является предпосылкой дальнейшего инновационного роста экономики. Особо отмечается определяющая роль органов государственной власти Китая по части закупок новых технологий, что генерирует платежеспособный спрос на инновации и тем самым способствует развитию инновационной деятельности в стране.
При этом сохраняются проблемы в области коррупции и независимости судебной системы (66 место). Констатируется, что не решены проблемы преступности, безопасности ведения бизнеса, увеличения затрат государства на борьбу с терроризмом.
В целом отмечаются относительно высокие значения ключевых составляющих индекса конкурентоспособности Китая, что обеспечит при сохранении подобных тенденций его весьма высокие позиции в мировом рейтинге к концу ближайшего десятилетия.
Глобальный инновационный индекс (ОН), являющийся одним из универсальных измерителей эффективности инновационного развития, позволяет характеризовать экономику Китая как достаточно развитую (34 место в мире в 2012 г.) [3]. Российская Федерация занимает 51 место в мировом рейтинге инновационного развития.
Особое место КНР в мировой экономической системе демонстрируют составляющие глобального инновационного индекса:
- инновационный входной индекс характеризует потенциал государства для создания инноваций и включает показатели развития институтов, человеческого капитала и исследований, инфраструктура, маркетинговые сложности, сложности ведения бизнеса (55 место);
- инновационный выходной индекс демонстрирует результаты инновационной деятельности и включает характеристики в производстве знаний и технологий и креативной индустрии (19 место);
- индекс инновационной эффективности представляет собой соотношение между наличными ресурсами государства для осуществления инновационной деятельности и ее результатами (1 место).
«Китайское чудо», изучаемое учеными и специалистами всех стран, заключается в получении весьма высоких результатов в сфере науки и инноваций при наличии относительно небольших ресурсов.
Основной причиной подобной тенденции, по мнению специалистов, является особенность научно-технического и экономического сотрудничества с инновационными экономиками государств Европы, США, Японии. На современном этапе Китай преимущественно тиражирует, собирает и сбывает совместно производимую новую продукцию на мировом рынке или использует для собственного развития и интересов модернизации научнотехнические разработки предшествующих поколений развитых стран.
Китайские политики отмечают, что Запад постоянно сохраняет дистанцию от Китая в научно-техническом отношении в 1-3 поколения, то есть в 10-20 лет [5]. Военные разработки даже предшествующих поколений запрещено продавать и поставлять в Китай, что является одним из основных посылов к развивающемуся российско-китайскому сотрудничеству в военно-технической сфере.
В аспекте инновационной деятельности ведущие мировые державы навязывают Китаю «догоняющую стратегию» (зависимость китайских производств от зарубежных технологий - около 80%), при этом обеспечивают контроль китайских технологий посредством охраны прав интеллектуальной собственности. Отмечается массовая подготовка китайских специалистов в научно-технической и инновационной сфере за счет ресурсов стран-партнеров (доля фирм, осуществляющих обучение сотрудников, составляет 84,8% - 1 место в мире), что является одним из предпосылок дальнейшего инновационного развития китайской экономики.
Значительный подъем, который обеспечило китайской экономике научно-техническое сотрудничество с лидерами мировой инновационной системы, обусловил дальнейшее развитие инновационной сферы страны, что выражают количественные абсолютные показатели: затраты на исследования и разработки (5 место в мире) и число исследователей (2 место) [4].
Относительные показатели, являющиеся компонентами глобального инновационного индекса, имеют меньшие, но все же весомые значения: затраты на исследования и разработки в ВВП (25 место в мире), численность исследователей на миллион населения (53 место), при этом доля занятых непосредственно генерацией знаний весьма мала - 7,4% (98 место в мире).
Анализ других составляющих глобального инновационного индекса подтверждает наличие тенденции формирования в Китае собственной ин-
новационной экономики при наименьших затратах. Так, по оценкам PISA китайские школьники и студенты занимают первое место в мире по навыкам в чтении и математике, а также начальным знаниям в других науках, у китайцев пятые в мире качественные результаты стандартизованного теста для определения способности успешно обучаться в бизнес-школах GMAT.
Все это в дальнейшем станет источником повышения качества человеческого капитала государства, при этом текущие затраты на образование в ВНД составляют 1,8% (128 место в мире). Интегральная оценка системы высшего образования в Китае пока еще весьма низкая - 125 место в мире.
Ключевыми особенностями ведения инновационного бизнеса в Китае является его преимущественное финансирование за счет собственных средств. Так, Китая занимает 6 место в мире по доле исследований и разработок, финансируемых частным капиталом, что составляет 71,7%, а доля исследований и разработок, генерируемых бизнес-сообществом, 73,3% (7 место в мире).
Большая протяженность Китая с запада на восток и с севера на юг определяет и неравномерное развитие инновационных отраслей по провинциям. Провинции и муниципалитеты с провинциальным статусом на восточном побережье более инновационно развиты, чем провинции в центральных и западных частях Китая.
Китай занимает 6 место в мире по состоянию кластерного развития экономики, что является значимым фактором для государства с обширной территорией и служит существенной предпосылкой дальнейшего эффективного регионального развития. При этом отмечается, что по данному показателю Китай опережает все территориально крупные государства мира (США - 9 место, Канада - 20 место, Российская Федерация - 93 место в мире). Эффективная кластерная политика является ключевым фактором создания комплексных кооперативных связей между компаниями, расположенными на одной территории, и, как следствие, возникновения синергетического эффекта, дающего существенный прирост экономики.
В целом территориальное развитие Китая отличается неравномерностью: провинции и муниципалитеты с провинциальным статусом на восточном побережье более инновационно развиты, чем в центральных и западных частях Китая, что обусловлено историческими и климатическими особенностями.
Анализ результативности инновационной деятельности Китая характеризуется индикаторами «создание знаний и технологий» (5 место) и «создание продукции креативной индустрии» (56 место). Отмечаются лидирующие позиции государства в части производства материальных инноваций, относящихся к реальному сектору экономики.
Китай является мировым лидером по количеству заявок на патенты на изобретения и полезные модели в национальном патентном ведомстве на млрд. ВВП (Российская Федерация - 10 место), при этом отмечаются его недостаточно высокие позиции в рейтинге заявок на международные
патенты (27 место). Указанная весьма высокая патентная активность обусловлена существенным развитием законодательства в сфере охраны интеллектуальной собственности, что связано с широким использованием новейших технологий, генерируемых ведущими мировыми компаниями. При этом собственная патентная активность Китая позволяет прогнозировать в ближайшее десятилетие смену парадигмы в стратегии производства и ее переориентацию на национальные технологии.
Диффузии инноваций в стране способствует развитая международная торговля, по показателю превышения экспорта высокотехнологичной продукции над импортом Китай является одним из мировых лидеров и занимает четвертую позицию в рейтинге.
В целом, демонстрируемые страной показатели весьма нетривиальны и характеризуют политику агрессивного роста в рамках собственной уникальной моделью, которая основана на определяющей роли государства в создании рыночной среды, макроэкономическом регулировании, непосредственном распределении ресурсов, опоре на иностранный капитал (для обновления технологий, расширения экспорта, накопления валютных ресурсов), экспортной ориентации экономики [4].
Привлечение зарубежных инвестиций обеспечивают предоставляемые налоговые льготы для предприятий с иностранным капиталом: ставка подоходного налога для них на 10% ниже, чем для китайских предприятий. При этом на текущий момент его объемы недостаточно велики и не удовлетворяют всех потребностей растущей китайской экономики (по доле иностранных инвестиций в ВВП страна занимает 40 место в мире).
Как и в других инновационно развитых странах поддержка науки инноваций в Китае реализуется с использованием инструментов целевых программ, среди которых выделяются следующие:
1. Программа «Овладение научно-техническими вершинами» реализуется в Китае, начиная с 1982 г., и направлена на решение ключевых проблем социально-экономического развития страны в сельском хозяйстве, телекоммуникационной отрасли, энергетике, транспорте, создания новых материалов, разведки ресурсов, охраны окружающей среды и здравоохранении. Признана самой крупной научно-технической программой ХХ в.
2. Программа «863» была инициирована китайскими учеными и поддержана руководством республики в 1986 г. с целью ликвидации отставания и зависимости Китая от стран Запада. Ключевыми направлениями программы стали биология, космическая техника, информатика, лазерная техника, автоматика, энергетика, новые материалы и океанология (по каждому из восьми направлений реализуются 20 ведущих исследовательских тем). Благодаря этой программе отставание Китая от развитых стран в области высоких технологий значительно сократилось, 60% китайских технологий достигло международного передового уровня.
3. Программа «973» была инициирована в 1988 г. с целью усиле-
ния отдельных направлений конвергентных исследований в направлениях сельского хозяйства, энергетики, информатики, ресурсов и окружающей среды, народонаселения и здоровья, а также материалов. Программа предназначена для комплексной поддержки исследований ведущих ученых и заложила фундамент для осуществления прорыва Китая в инновационной сфере в текущем тысячелетии.
4. Программа «Факел», реализация которой имела целью создание высокотехнологичных производств, в том числе в рамках зон освоения высоких технологий, реализуется с 1988 г. Основные направления программы
- новые материалы, биоинженерия, информатика, интеграция машиностроения и электроники, новые источники энергии, энергосберегающие технологии и другие. В рамках программы была сформирована инновационная инфраструктура отдельных провинций Китая, которая обусловила формирование точек роста инновационного развития и способствовала существенному росту экономики страны в течение последнего десятилетия. В рамках программы в конце 1992 года Госсовет КНР утвердил создание 52 (на сегодняшний момент 53) зон развития новых и высоких технологий (технопарков). За 10 лет в рамках программы учреждено 2500 высокотехнологичных предприятий, освоено около 4000 видов наукоемкой продукции. К реализации программы были привлечены промышленные мощности оценочной стоимостью в 25,8 миллиардов долларов.
5. Программа «Искра», инициированная в 1986 г. с целью развития сельского хозяйства на основе достижений науки и практики, комплексного подъема китайской деревни. В рамках программы реализуются более 140 тыс. проектов, охватывающих около 90% уездов и городов в сельских районах страны.
Особенностью китайских целевых программ, в отличие от их аналогов, реализуемых в других странах мира, является долгосрочность (обычно более 10 лет) и масштабность (диверсифицированы по широкому кругу направлений). Подобная специфика создает эффект стабильности и позволяет развивать крупномасштабные конвергентные проекты, составляющие основу роста экономики страны, при этом отличаются сложностью управления. Проблема коррупции в Китае является одной из ключевых на современном этапе, в связи с чем, по мнению отдельных специалистов, финансирование и мониторинг реализации проектов программ не всегда осуществляется в рамках, установленных регламентом их осуществления.
Государственная политика Китая направлена на формирование собственной уникальной инновационной экосистемы, построенной на основе передового зарубежного опыта и принципе открытости для зарубежных участников. Приоритетным направлением ее развития является интенсификация генерации инноваций на базе университетов и формирование коммерчески эффективных высокотехнологичных компаний на платформе государственных профильных НИИ.
Сохраняя традиции стратегического планирования, зародившиеся в эпоху социализма, в Китае инициируются и реализуются пятилетние планы, закладывающие ключевые приоритеты социально-экономического развития страны на предстоящий период.
Двенадцатый пятилетний план Китая (2011 - 2015 гг.) направлен на реструктуризацию китайской экономики путем стимулирования внутреннего потребления, развития сферы услуг, переход к производству с более высокой добавленной стоимостью, энергосбережение и охрану окружающей среды. Основой роста становится переход от экспортноориентированной и ресурсной к инновационной экономике. Ключевыми конкурентными преимуществами, способными обеспечить значительный скачок инновационного развития, в соответствии с указанным документом являются:
1. Управление жизненным циклом продукции - реструктуризация бизнес-процессов компаний в соответствии с современными тенденциями управленческой науки и практики.
2. Эффективность рынка - осуществление поиска новых рыночных сегментов, в том числе на национальном рынке, с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий.
3. Поощрение «способности» к инновациям - разработка механизмов формирования инновационной культуры и «выращивание в ней» инновационной личности, способной не только изобретать, но и внедрять собственные изобретения в реальное производство.
Таким образом, подводя итог исследованию современного инновационного развития Китая, отмечаются следующие ключевые особенности:
- самая высокая эффективность выбранного курса инновационного развития страны, выражающаяся в достижении достаточно высоких результатах при минимуме затраченных ресурсов;
- наличие доступных и относительно дешевых трудовых ресурсов, в том числе обладающих достаточной квалификацией, полученной в процессе работы на западные компании, территориально расположенные в Китае;
- территориальная диверсификация страны, сосредоточение на юго-востоке большего количества ресурсов, необходимых для инновационного развития;
- наличие доступного для изучения опыта инновационного развития стран запада в связи сосредоточением на территории Китайской республики большого количества высокоразвитых зарубежных компаний и их филиалов;
- формирование и реализация системной государственной политики инновационного развития, в том числе создание зон развития высоких технологий и государственных инновационных программ.
Дальнейшему инновационному развитию будет способствовать политика территориального выравнивания, которая обеспечит развитие центральных и западных провинций Китая, являющихся неосвоенными
ресурсами страны и способными обеспечить решение амбициозных задач, поставленных Правительством Китая в долгосрочных стратегических документах.
Список литературы
1. PRC Growth to Remain Robust as Economy Diversifies - ADB Report. Режим доступа: http://www.adb.org/news/prc-growth-remain-robust-economy-diversifies-adb-report?ref=countries/prc/news
2. The Global Competitiveness Report 2012-2013© 2012 World Economic Forum// World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2012 - 545 p.
3. The Global Innovation Index 2012. Stronger Innovation Linkages for Global Growth. INSEAD and WIPO 2012. Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org/gii/
4. Ди У Китай: движение к государству инновационного типа. Режим доступа: http://chelt.ru/2009/7-09/udi_709.html
5. Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. - М.: Памятники исторической мысли, 2008. - 624 с.
Мальцева Анна Андреевна, канд. экон. наук, начальник отдела научнотехнической информации и организации научной работы, [email protected], Россия, Курск, Юго-Западный государственный университет
MAIN FEATURES OF INNOVATION: ”CHINESE MIRACLE” THROUGH PRISM OF THE WORLD STATISTICS
A.A. Maltseva
An analytical review of current trends in the development of the Chinese economy on the basis of a critical comprehension of world statistics was maid. Comparative analysis of the Russian and the Chinese economy is conducted to a further benchmarking at national and regional levels which provide a basis for the development of measures to improve innovation in the Russian Federation.
Keywords: China, innovation, competitiveness, global innovation index, government policy, technological development.
Maltseva Anna Andreevna, candidate of economy science, chief of science and technical information and organization of scientific work department, [email protected], Russian Federation, Kursk, Southwest state university