Научная статья на тему 'Ключевые концепты ток-шоу общественно-политического характера на российском телевидении'

Ключевые концепты ток-шоу общественно-политического характера на российском телевидении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

417
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макеев И. К.

Статья посвящена проблемам концептуального анализа в сфере социальной когниции. Рассматриваются концепты массово-информационного дискурса, а также вопрос о контаминации институциональных дискурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the problems of conceptual analysis in the sphere of social cognition. Mass media concepts are being studied and the issue of institutional discourses contamination is investigated.

Текст научной работы на тему «Ключевые концепты ток-шоу общественно-политического характера на российском телевидении»

УДК 81'1

КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ ТОК-ШОУ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

И. К. Макеев

Московский государственный лингвистический университет

Статья посвящена проблемам концептуального анализа в сфере социальной когниции. Рассматриваются концепты массово-информационного дискурса, а также вопрос о контаминации институциональных дискурсов.

История ток-шоу началась в радиожурналистике западных стран, когда радио пришлось искать средства для выживания в конкуренции с недавно появившимся и сразу ставшим популярным телевидением. Появление ток-шоу решило проблему обратной связи, которая, как известно, является необходимым элементом успешной коммуникации. Возможность позвонить в студию и включиться в дискуссию сразу подняла рейтинг этих радиопрограмм [3, 76]. В нашей стране ток-шоу появились в основной своей массе в 90-е годы прошлого века на телевидении, хотя радио также давно и успешно использовало этот жанр. Первыми и, пожалуй, в силу этого запомнившимися многим зрителям того времени образцами жанра на советском телевидении стали телемосты народной дипломатии США - СССР Ф. Донахью и В. Познера.

За прошедшее с того момента время на российском телевидении появились многочисленные ток-шоу. Представляется, что за последние несколько лет они даже в какой-то мере повлияли на русское социально-политическое сознание. Доказательством тому может служить следующее. В доперестроечные времена полемика не была столь широко представлена в телепрограммах. В последнее десятилетие российскому массовому телезрителю предложено огромное количество дискуссионных передач (от дебатов в парламенте до передачи “Моя семья”). Будучи адресованными массовому зрителю, подобные телепередачи затрагивают в определенной степени социальное сознание, в чем-то изменяя национальный менталитет (от конформизма к нонконформизму).

Говоря о полемическом дискурсе телевизионных ток-шоу как особом дискурсивном жанре, мы должны установить характер дискурсивного сооб-

© Макеев И. К., 2006

щества для данного жанра дискурса. Вероятно, можно говорить об особом типе русской языковой личности, осуществляющей подобное общение, — это журналисты, политики, бизнесмены, деятели культуры. Люди подобного круга, принимая участие в полемике на телевидении, представляют элитарную культуру общения, существующую в устной форме. Русская языковая личность подобного типа — это личность, спорящая и аргументирующая свою позицию.

Первое, что следует отметить в отношении ток-шоу, это то, что публичная коммуникация, осуществляемая говорящими, в данном случае может рассматриваться двояко: как массовая коммуникация (по каналу связи с возможностью обратной связи); и как межличностная коммуникация (сообщение) адресату (адресатам) определенного содержания (по характеру сообщения это социально-политические проблемы). В качестве языкового материала для проведения исследования были взяты расшифрованные аудиозаписи (транскрипты) телевизионных ток-шоу, идущих в прямом эфире в реальном времени и в определенной социальной среде — телевизионной студии.

Второй особенностью ток-шоу на телевидении является контаминация типов дискурса в ходе порождаемого типа дискурса — ток-шоу. Подобная контаминация происходит на социальном и языковом уровне. В нашем случае массово-информационный дискурс (дискурс телевидения) и один или несколько из набора институциональных дискурсов пересекаются, образуя свою, особую общую зону в каждом из зафиксированных в транскриптах дискурсов ток-шоу. Такой процесс мы называем контаминацией массово-информационного и институционального (институциональных) дискурсов. Массово-информационный институциональный дискурс в его социологических параметрах поглощает соединяющийся с ним институциональ-

ный дискурс. В языковом отношении исследуемые дискурсивные произведения оказываются смешанными по каналам, тональности, стилю и жанрам.

“Инициатором” смешения типов дискурсов выступает такой институт, как телевидение. Однако массово-информационный дискурс оперирует концептами, характерными для жизни, деятельности и, следовательно, порождения речи [Кубрякова 1986] в различных социальных институтах. Поэтому концептуальной основой рассматриваемых ток-шоу служат концепты институциональной деятельности и институциональных дискурсов других институтов. Признаки институционально с-ти, таким образом, лежат в основе концептуальной организации контаминированных дискурсов ток-шоу общественно-политического характера. Область знаний о мире, связанная с тем или иным институтом, чрезвычайно важна для всех трех коммуницирующих сторон при данной форме общения (журналисты — представители институтов — телезрители). Оперирование концептами дискурса того или иного института является необходимым условием спонтанного устного аргумен-тативного общения и его восприятия и понимания.

Параметры признаков институциональности

по В. И. Карасику [4] для каждого из транскриптов и, соответственно, для тех контаминированных дискурсов, которые были созданы участниками коммуникации во время телепередачи (тема ток-шоу, заданная ведущей (ведущими); участники; тип института, который осуществляет ту деятельность в жизни общества, результаты которой и обсуждаются в ток-шоу) позволили определить тип институционального дискурса.

В результате анализа мы получили данные о том, что концептуальную основу содержания ток-шоу составляют концепты политического, экономического, педагогического, спортивного, научного, массово-информационного (в аспекте права), военного и медицинского дискурса.

Перейдем к анализу признаков типа институционального дискурса, то есть попытаемся выделить те ключевые концепты социальных институтов, которые организуют содержание ток-шоу в каждом конкретном случае. “Концептуальный анализ осуществляется на концептуальных основаниях, связанных с реализацией языковыми средствами человеческого опыта, знаний о мире. Опыт и знания приобретаются человеком в процессе деятельности. Современному человеку интуитивно ясно, что входит в понятие человеческой деятель-

ности и как она связана с онтологией мира, хотя, конечно, национально-культурные различия накладывают на такое понимание существенный отпечаток. Однако именно в языке в наиболее доступной для исследования форме представлен весь спектр концептов деятельности человека. Поэтому язык оказывается тем средством, с помощью которого можно перейти от осознания человеческой деятельности отдельным индивидом, связанного с его опытом, ко всему объему знаний данного языкового сообщества о ней” [9, 57].

Как показывает таблица 1, исследуемые нами концепты образцов институциональных дискурсов сложны и в свою очередь могут быть представлены в виде сложных концептуальных структур, организованных различными структурами представления знания [Кубрякова 1996, 12].

По мнению А. А. Залевской, “концепт есть достояние человека” [3, 81] и в принципе до конца его описать и проанализировать невозможно. Она пишет: “Следует подчеркнуть, что образ мира является более широким и многогранным, чем фиксируемая в словарях языковая картина мира, он к тому же личностно окрашен и эмоциональнооценочно переживается на разных уровнях осоз-наваемости; это, как правило, не учитывается в лингвистических исследованиях того, что стали называть концептом, фактически подменяя одну сущность другой”. Автор предлагает считать, что в лингвистических описаниях используется конструкт концепта в силу принципиальной непознаваемости самого концепта [2, 34].

В своем исследовании мы обращаемся к широким категориям социальной жизни человека — космос, наука, образование, власть. В принципе, ни один из подобных концептов не может быть достоянием индивида во всей его полноте. Это подчеркивает определение концепта в “Кратком словаре когнитивных терминов”: “Понятие концепта отвечает представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыт а и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких “квантов” знания. Это сведения о том, что индивид знает, предполагает, думает, воображает об объектах мира” [5, 90]. Те категории социальной когни-ции, которые являются предметом обсуждения в ходе ток-шоу, представляют очень сложные концепты, сформировавшиеся в научном и обыденном сознании/познании [8, 25—34] в результате деятельности человечества. Дискуссии по этим про-

Таблица 1

Признаки типа институционального дискурса (транскрипты 1—16)

№ транскрипта, тема Институты Ключевые концепты

Транскрипт 1. “Роль альтернативных кандидатов в ходе президентских выборов 2000 г.” Институт президентства Власть Президент Выборы

Транскрипт 2. “Возможна ли временная экономическая изоляция России?” Институт международных экономических отношений Институт прав и свобод личности Международная торговля Экономическая независимость Либеральные свободы

Транскрипт 3. “10 лет российского парламентаризма” Институт парламентаризма Парламент Демократия Лоббизм

Транскрипт 4. “Нужно ли России вступать в НАТО?” Институт международных отношений Политический союз Независимость государства Международное сотрудничество

Транскрипт 5. “Школа М. П. Щетинина” Институт образования Образование Личность

Транскрипт 6. “Развитие космических программ России” Институт космических исследований Космос Наука Международное сотрудничество

Транскрипт 7. “Перспективы российского футбола” Институт профессионального спорта Футбол Чемпион мира

Транскрипт 8. “Быть или не быть Санкт-Петербургу российской столицей?” Институт столицы государства Институт государственного управления Институт муниципалитета города Столица Власть Санкт-Петербург

Транскрипт 9. “Женщины в политике” Институт государственного управления Женщина Власть

Транскрипт 10. “Административная реформа в России” Институт государственного управления Власть Федеральный округ Административная реформа

Транскрипт 11. “Нужно ли Министерство по делам печати?” Институт средств массовой информации Власть Свобода слова

Транскрипт 12. “Перспективы двенадцатилетнего образования и ЕГЭ” Институт образования Обучение Реформа Экзамен

Транскрипт 13. “Гибель подводной лодки “Курск ” Институт морского флота Авария подводной лодки Смерть Вина

Транскрипт 14. “Усложненный процесс выдачи виз для выезда за границу” Институт международных отношений Институт прав и свобод человека Власть Граница государства Виза

Транскрипт 15. “Олимпийские игры 2000 г.” Институт олимпийского движения Институт профессионального спорта Олимпийские игры Соперничество Бизнес Допинг

Транскрипт 16. “Российская демография и здоровье нации” Институт здравоохранения Здоровье Медицина Демография

блемам требуют серьезных энциклопедических знаний. Именно поэтому весьма часто мы видим более строгую трактовку понятий в обсуждаемой области специалистами, приглашенными в студию, и большую степень разговоров “по поводу” у журналистов. С другой стороны, именно журналисты, ориентированные на конфликтность, всегда привлекающую внимание телеаудитории, ищут про-

тиворечия в сути обсуждаемого явления, то есть оперируют некими фрагментами глобальной концептуальной структуры типа “международные отношения”. Что же касается телеаудитории, то отсутствие индивидуальных концептуальных структур (смыслов) в сознании и памяти зрителей просто привело бы к отсутствию этой аудитории. Таким образом, телеаудитория также оперирует

определенным объемом концептуального содержания глобальных концептуальных структур. Поэтому, те концепты, которые являются “достоянием индивида” по А. А. Залевской, могут быть адаптированы самими индивидами к глобальной концептуальной структуре типа “власть” или “либеральные свободы”. Образование смыслов (концептов) происходит в разворачивании человеческой деятельности в широком смысле, в процессе социализации человека в мире. В век массовой коммуникации именно средства массовой информации являются трансляторами институциональных дискурсов на массовую аудиторию, тем самым способствуя реструктурированию смыслов или “концептов как достояния индивида”.

Продолжая разговор о контаминации институциональных дискурсов с массово-информационным, вернемся к идее принципиальной конфликтности ток-шоу как средства воздействия на аудиторию. Специалисты в области аргументативного дискурса отмечают по этому поводу следующее: “В коммуникативном процессе конфликтная ситуация реализуется как аргументативная ситуация, которую также можно определить как когнитивную универсалию, поскольку общение строится на основе универсальных коммуникативно значимых семантических закономерностей. [...]. Учесть не-

вербальные аспекты коммуникации, а также целый набор аргументативно-релевантных неязыковых компонентов, в том числе антропологические и социальные факторы, позволяет понятие аргумен-тативного дискурса” [1, 13].

В таблице 2 показано, за счет чего коммуникативные ситуации ток-шоу становятся аргумента-тивными ситуациями. Этому способствует конфликтность, порождаемая противоположными мнениями, несовпадающими ценностями и установками участников ток-шоу. Но обращение к мнениям, ценностям и установкам вновь возвращает нас к сфере социальной когниции, которая является средой конкретных институциональных дискурсов и аргументативного дискурса в целом.

Итак, в данной статье было показано, как признаки типов институциональных дискурсов раскрывают глобальные концептуальные структуры данных институтов. Кроме того, было показано, что стратегия ток-шоу основывается на конфликте, который возникает в силу противоречивости концептуального содержания дискурсивных структур, порождаемых в ходе развития ток-шоу, а потому неотъемлемой частью контами-нированных дискурсов ток-шоу является аргумен-тативная ситуация.

Таблица 2

Признаки аргументативной ситуации в ток-шоу (транскрипты 1—16)

№ транскрипта, тема Ключевые концепты Концепты, задающие полемическую (аргументативную) ситуацию

1 2 3

Транскрипт 1. “Роль альтернативных кандидатов в ходе президентских выборов 2000 г.” Власть Президент Выборы Различие в содержании политических программ кандидатов Соперничество за президентский пост Неравномерное финансирование кандидатов

Транскрипт 2. “Возможна ли временная экономическая изоляция России?” Международная торговля Экономическая независимость Либеральные свободы Развитие международной торговли или протекционистская политика Развитие новых технологий или торговля сырьем Развитие или сокращение либеральных свобод

Транскрипт 3. “10 лет российского парламентаризма” Парламент Демократия Лоббизм Недовольство работой парламента Разрешенный или “черный” лоббизм Парламент —школа оппозиции или кризис многопартийности Отсутствие профессионализма в парламенте

Транскрипт 4. “Нужно ли России вступать в НАТО?” Политический союз Независимость государства Международное сотрудничество Существующие геополитические союзы или новые геополитические союзы Вступление России в НАТО приведет к потере политической независимости страны или вступление России в НАТО разрушит этот блок изнутри Возможно конструктивное сотрудничество с НАТО или возможна лишь конфронтация

Продолжение табл. 2

1 2 3

Транскрипт 5. “Школа М. П. Щетинина” Образование Личность Современное школьное образование в России не воспитывает творческое начало, а школа М.П.Щетинина это делает Существующая система образования дает подготовку к социальной адаптации ребенка, а школа М.П.Щетинина воспитывает детей без ориентации на адаптацию в социуме

Транскрипт 6. “Развитие космических программ России” Космос Наука Международное сотрудничество Из-за недостатка средств Россия потеряла свое влияние в космосе — позиция России в космической отрасли еще сильна Космическая наука должна полностью финансироваться государством — космическая отрасль должна сама зарабатывать деньги на научные исследования Международное сотрудничество в космосе важно для России — международное сотрудничество в космосе с Россией важно для других стран

Транскрипт 7. “Перспективы российского футбола” Футбол Чемпион мира Россия не может стать чемпионом мира — Россия может стать чемпионом мира Футбол — спорт, неблагоприятный для русских по антропологическим показателям — Антрополгические показатели не играют решающей роли Для победы на чемпионате мира необходима сильная патриотическая мотивация игроков — для победы важна организация спорта и финансирование

Транскрипт 8. “Быть или не быть Санкт-Петербургу российской столицей?” Столица Власть Санкт-Петербург Санкт-Петербургу необходимо отдать часть столичных функций — никаких функций передавать не следует

Транскрипт 9. “Женщины в политике” Женщина Власть Женщина способна функционировать в политике наравне с мужчиной — психологический тип женщины не позволяет ей быть сильным политиком Отсутствие женщин в российской политике: это результат многовековых традиций — это современный мужской шовинизм

Транскрипт 10. “Административная реформа в России” Власть Федеральный округ Реформа Административная реформа ведет к усилению тоталитаризма — Административная реформа способствует развитию самоуправления

Транскрипт 11. “ Нужно ли Министерство по делам печати?” Власть Свобода слова Министерство по делам печати нужно, так как оно упорядочивает деятельность СМИ — Министерство по делам печати не нужно, так как его деятельность ограничивает свободу слова

Транскрипт 12. “Перспективы двенадцатилетнего образования и ЕГЭ” Обучение Реформа Экзамен ЕГЭ сделает поступленние в ВУЗ более доступным — новая система вступительных экзаменов не принесет изменений в отношения вуз — школа

Транскрипт 13. “Гибель подводной лодки “Курск ” Авария подводной лодки Смерть Вина Необходимо не искать виновных в гибели, а а произвести необходимые изменения в государстве, в армии , в политике

Транскрипт 14. “Усложненный процесс выдачи виз для выезда за границу” Власть Граница государства Виза Визовый режим для российских граждан - это результат произвола чиновников в кунсульствах и посольствах - Несоблюдение прав человека в выдаче виз — результат двойных стандартов в политике ряда стран

Транскрипт 15. “Олимпийские игры 2000 г.” Олимпийские игры Соперничество Бизнес Допинг Современное олимпийское движение абсолютно утратило олимпийский дух, властвуют деньги - олимпийское движение по-прежнему несет в себе мощный патриотический заряд Без допинга в современном спорте нельзя — необходимо отказаться от всякого допинга

Транскрипт 16. “Российская демография и здоровье нации” Здоровье Медицина Демография У нации потерян инстинкт самосохранения — Необходимо финансирование и просветительская функция государства

ЛИТЕРАТУРА

1. Белова А.Д. Лингвистические аспекты аргументации / А. Д. Белова. — Киев, 1997. — 312 с.

2. Залевская А.А. Текст и его понимание: Моногр. / А. А. Залевская. — Тверь: Изд-во Тверск. гос. ун-та,

2001. — 177 с.

3. Капишникова А.В. Управление дискурсом в межличностном общении в условиях массовой коммуникации / А. В. Капишникова // Речевая коммуникация в современном обществе / Под общ. ред. проф. Л. В.Ми-наевой. — М.: МГУ, 2002. — С. 71—90.

4. КарасикВ.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — Волгоград: Перемена, 2002.

— 477 с.

5. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина — М,: МГУ, 1996. — 245 с.

7. Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности / Е. С. Кубрякова. — М.: Наука, 1986. — 156 с.

8. Кубрякова Е.С. Интеграция лингвистических и нелингвистических знаний: инференция и сферы ее действия в языке / Е. С. Кубрякова // Интеграция лингвистического и экстралингвистического знания (английский лексикон и текст): Сб. науч. тр / МГЛУ — М., 1996.

— Вып. 434. — С. 11—17.

9. Лазарев В.В. К теории обыденного / когнитивного познания (от Коперника до Птоломея) / В. В. Лазарев // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. — Пятигорск, 1999.

— № 2. — С. 25—34.

10. Позднякова Е.М. О соотношении концептуального и когнитивного анализа в лингвистическом исследовании / Е. М. Позднякова // Актуальные проблемы переводоведения и общего языкознания: Сб.ст. к юбилею Заслуж. деят. науки РФ, д-ра филол. наук, проф. Л. Л. Нелюбина / Под ред. Т. Г. Поповой. — Тамбов,

2002. — С. 55—59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.