Научная статья на тему 'Ключевая роль теоретического знания в эпоху модернизации'

Ключевая роль теоретического знания в эпоху модернизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ТЕЗАУРУС / ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО ПОНИМАНИЯ ИНФОРМАЦИИ / БАРЬЕРЫ НЕПОНИМАНИЯ / ОСОЗНАНИЕ НЕПОНИМАНИЯ / ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ФРУСТРАЦИЯ / МЕТОДЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ЛЕКСИКОНА / MODERNIZATION / THEORETICAL KNOWLEDGE / THESAURUS / THESAURUS APPROACH / INFORMATION QUALITY UNDERSTANDING / NONUNDERSTANDING BARRIERS / REALIZING OF INCOMPREHENSION / TERMINOLOGICAL FRUSTRATION / LEXICON INTENSIFICATION METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неволин Игорь Федорович, Позина Марина Борисовна

Теоретико-экспериментальные исследование посвящено наиболее трудному процессу освоения теоретического знания. Овладение теоретическим языком требует сознательных волевых усилий и выработки системы методов освоения понятий. Предложена обучающая технология на основе тезаурусного подхода, в котором ключевая роль отводится развитию и совершенствованию лексикона, формированию культуры умственного труда, методологической грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неволин Игорь Федорович, Позина Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This academic and experimental research is devoted to a very complicated process of theoretical knowledge acquiring. Mastering in theoretical language demands strong-willed efforts and ability to develop the system of methods for absorption of concepts. The proposed educational theory is based on thesaurus approach which means developing and improving of vocabulary, shaping of intellectual activity along with methodological framework.

Текст научной работы на тему «Ключевая роль теоретического знания в эпоху модернизации»

Современная педагогика и психология

И. Ф. Неволин, М. Б. Позина

Ключевая роль теоретического знания в эпоху модернизации

Теоретико-экспериментальные исследование посвящено наиболее трудному процессу освоения теоретического знания. Овладение теоретическим языком требует сознательных волевых усилий и выработки системы методов освоения понятий. Предложена обучающая технология на основе тезаурусного подхода, в котором ключевая роль отводится развитию и совершенствованию лексикона, формированию культуры умственного труда, методологической грамотности. Ключевые слова: модернизация, теоретическое знание, тезаурус, тезаурус-ный подход, качество понимания информации, барьеры непонимания, осознание непонимания, терминологическая фрустрация, методы интенсификации лексикона.

В ежегодном послании Федеральному собранию от 14 ноября 2009 г. Президент Дмитрий Медведев впервые за 20 лет, в течение которых звучали речи о качестве российского образования, сказал о компетентности. Он подчеркнул, что обучение должно способствовать личностному росту человека, строиться с учетом его индивидуальных особенностей и основываться на современных научных знаниях. Специфика обучения будущего учителя XXI века непосредственно связана с его способностью самостоятельно осваивать теоретическое знание. А это процесс психологически трудный и весьма напряженный.

Теоретическое знание стало определяющей чертой мира, в котором мы живем. Оно имеет мало общего с информационными технологиями, с качеством информации как товара, сдвигами в структуре занятости. Главные характеристики теоретического знания - абстрактность и обобщенность. Абстрактность выражается, прежде всего, в том, что к конкретной ситуации знание, как правило, нельзя применить непосредственно. Теоретическое знание сохраняет свое значение вне пределов конкретных ситуаций.

В предыдущие эпохи доминировали «практические» и «интуитивные» знания, однако истоки модернизации - в знании теоретическом. Даниел Белл - выдающийся социолог конца XX века, признанный мыслитель первого ряда во всем мире - пишет: «в связи с центральной ролью теоретического знания возникли новые отношения между наукой и технологией». Теоретическое знание, по определению Белла, становится «осевым

принципом» постиндустриального общества и тем самым «разительно отличает его от других обществ» [8, с. 73].

Приоритет теоретического знания - не только в науке и технологиях, оно, как пишет Ф. Уэбстер, «лежит в основе многих политических решений и дебатов» [8, с. 39]. Как полагает Э. Гидденс, наиболее известный современный социолог, мы живем в эпоху «рефлексивной модернизации», в которой теоретическое знание занимает центральное место. Потенциал теоретического знания проявляется в том, что оно позволяет влиять на будущее. И это самое важное. К сожалению, большинство людей не обладают теоретическими знаниями вне пределов собственной специализации.

Суть нашей концепции эффективной подготовки современного бакалавра, магистра, специалиста: качество учебных способностей, умений порождает качество знаний. «Учиться не трудно, если у тебя добросовестные наставники, и ты сам умеешь учиться», - утверждал Цицерон две тысячи лет назад. А что значит уметь учиться? Античный автор отвечает: знать приемы построения слов и мыслей; знать приемы запоминания и понимания; уметь теоретическим понятиям придать образ, облик. Тех, кто не использует все это многообразие средств и способов умственной работы, кто надеется, что материал сам пробьет дорогу в ум и память, Цицерон называет «бездельниками».

Мы видим, что специфика освоения теоретического знания - абстрактного и обобщенного, осознавалась давным-давно. Но спросите об этом тех, кто учится. И вот как высказывание двухтысячелетней давности перекликается с ответом первокурсника на один из вопросов анкеты, проведенной нами, «Изменились ли ваши методы работы с текстом?» -«Стал больше зубрить». По определению древнего мыслителя, этот студент-трудяга оказывается всего лишь бездельником. Но, может быть, мы слишком строго судим студента? Может быть, виноват и тот, кто учит?

Вопреки распространенному мнению, знания нельзя передать, сообщить. Их можно предложить, подсказать, но овладеть ими человек должен самостоятельно. Ум должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать. Это нередко забываемая, но не устареваемая истина.

Основным и главным источником передачи теоретической информации при обучении являются тексты. Этим нисколько не умаляется значение звучащего с кафедры слова, но полноценной отдачи от лекции можно ожидать лишь в том случае, если студент предваряет ее работой с учебником. Есть научное исследование «Великие люди». Его автор, известный ученый, основоположник физической химии В. Оствальд, задался вопросом, каким образом выдающиеся таланты приобрели в молодости

Педагогика и психология

Современная педагогика и психология

те знания, которые им так пригодились в дальнейшей работе. Оказалось -исключительно благодаря самообучению по книгам. Великий русский биолог Н. Кольцов писал в дневнике: «31 декабря 1896 года. Итоги года. Сдал магистерские экзамены. Научился быстро и вполне самостоятельно разбирать в литературе сложные научные вопросы». Конечно, Н. Кольцов читал научные тексты и ранее. Речь идет не о том обиходном уровне, который характеризуется умением читать простой текст и связно писать о себе, а о способности самостоятельно и быстро, в высшей степени эффективно осваивать смысл сложной текстовой информации, т. е. об уровне теоретической подготовки.

Наиболее экономичный и быстрый путь повышения качества образования - интенсификация развития интеллектуального потенциала через повышение культуры умственного труда и, как следствие, формирование компетентности специалиста. К сожалению, традиционная система высшего образования не говорит в полный голос о роли теоретических знаний, о значении понятийно-терминологического аппарата личности, не учит смысловому понимаю текстов и умению пользоваться дополнительной литературой.

До сих пор основные методологические минусы на пути повышения качества образования связаны с тем, что не осознаны в должной мере роль и специфика умственного труда, не задействованы категории времени и количественные показатели интеллектуальной деятельности, отсутствуют поиск количественно-качественных параметров уровня подготовки и направленность на конечный результат [3; 6].

Вопрос о связи компетентности специалиста с его понятийно-терминологическим аппаратом в значительной степени является новым для российского образования. Исследований, посвященных данной проблеме, крайне мало. Однако осознание того, что «языковая малограмотность всегда является признаком низкой культуры» (А.М. Горький) может стать диагностическим критерием умственного развития личности, поможет выявит спектры проблемы обучения и воспитания современного специалиста, позволит увидеть пути формирования и развития его компетентности. А.Р. Лурия утверждал, что «неадекватное восприятие значения слов или хотя бы одного слова приведет к неправильному пониманию всего текста». Поэтому для пониманий текстов совершенно необходимо иметь прочный и широкий словарь, т. е. понимать значение каждого слова, его предметную отнесенность, его обобщающую функцию.

Современный выпускник должен иметь готовность и способность непрерывно развивать свой лексикон на основе и исходя из принципа междисциплинарности. Важнейшим социальным требованием,

предъявляемым к современному человеку, является создание такого информационного потенциала, который бы позволил мыслить масштабно и комплексно. Это значит, что каждый человек должен стремиться к определенному междисциплинарному тезаурусу (философско-методологическому, историческому, общекультурному, общественно-политическому, психолого-педагогическому, медико-биологическому и т.д.), свидетельствующему о качестве его университетской подготовки.

В учении нет царской дороги. И наиболее она трудна в ходе освоения теоретического знания. Теория употребляет термины, отличные от обыденного сознания. А значит, овладение теоретическим языком требует сознательного волевого усилия. Здесь важнейшим моментом является понимание того, что как бы доходчиво, логично и доказательно преподаватель ни излагал материал, без установки на понимание теоретического языка и выработки системы методов освоения понятий освоение понятийно-терминологического аппарата изучаемых дисциплин вряд ли возможно.

Своего рода метауровнем этого междисциплинарного единства является тезаурус имен, который нужно целенаправленно развивать в процессе обучения. По наборам именных рядов можно объективно оценить общий уровень познавательной деятельности человека, меру его многогранности и качества умственных запросов. Именной тезаурус человека - это своеобразный индикатор на шкале одномерности-многомерности пространства мысли и знания. Прутковский «специалист подобно флюсу» проще всего выявляется по характеру ориентировки в именах.

Психология изучения теоретического языка - область малоисследованная. Нельзя вызубрить перечень необходимых понятий по словарям, но можно выработать умение оперировать понятиями, применять теорию на практике. Необходима выработка теоретического отношения к действительности. Что нужно сделать, чтобы студент непрерывно совершенствовал свой лексикон, повышал уровень теоретического понимания, вырабатывал теоретическое отношение к действительности и при этом не испытывал терминологическую фрустрацию?

Эффект непроникновения информации в сознание проявляется в несоответствии языковых ресурсов читателя языковым ресурсам коммуникаторов. Ограниченность, немногогранность, скудность понятийно-терминологических ресурсов сковывает возможности личности понимать мир текстов, а значит - понимать себя, других, вещи, процессы. Каковы же барьеры непонимания при повседневных контактах с различными источниками массовой информации?

Терминологическая фрустрация может возникать при неудаче в овладении теоретическим содержанием предмета. Например, когда человек

Педагогика и психология

Современная педагогика и психология

понимает, что он ничего не понимает. Или когда понимает, что для достижения необходимого уровня понимания требуются усилия большие, чем он готов сделать.

Почему именно незнакомый термин, неизвестные слова могут приводить к фрустрации? Существует несознаваемое неусвоение, иллюзия полного понимания при фактическом непонимании. Мысль скользит по знакомому легче, но именно лишь скользит. Гегель писал, что для привычки постоянно следовать своим представлениям прерывание их понятием -тягостно. И особенно тягостно, если это понятие новое.

Чтение детектива или иной литературы, для понимания которой вполне достаточен уровень эмпирико-наглядных представлений, вызывает удовлетворение от чувства легкого напряжения понимания. Совсем иное дело - смысловое восприятие теоретических текстов. Здесь целенаправленное действие постоянно наталкивается на препятствия, которые становятся особенно серьезными в случае незнакомых терминов. Именно незнакомые слова могут выводить из состояния субъективной понятности, создавая условия своеобразного интеллектуального «нокдауна», условия осознания непонимания.

Но наиболее распространенной формой терминологической фрустрации является требование упрощения изложения и замены терминов внешне понятными словами. Здесь речь идет о теоретической информации, о ситуациях, когда требование упрощенного переописания может выступать лишь как промежуточный этап объяснения, но не как конечный результат изложения.

Методологическая грамотность может и должна быть базой, основой технологии чтения теоретически насыщенных текстов. И каждый, кто учится в высшей школе, должен сознавать, что на языке повседневных понятий невозможно описать теоретическое знание, что «трудные» термины появились в науке не случайно, а как необходимость, как один из результатов ее развития.

Нам видится, что кардинальная задача высшей школы на сегодняшний день - интенсификация развития понятийно-терминологического арсенала студента [1; 3; 4]. В российской системе среднего и высшего образования развитие вербально-лингвистических способностей не является общепринятым делом, а их роль до сих пор не стала общеизвестной в нашем обществе. При этом именно эти способности составляют существенную часть любого теста на 1р и являются общепринятым критерием для оценки ума и интеллекта.

В Государственном образовательном стандарте дан перечень тем и основных понятий, необходимых для освоения той или иной

дисциплины. Каждая тема в разных учебниках раскрывается различными наборами подтем и микротем, т.е. различными тематическими тезаурусами. Тезаурус (от греч. thesaurus - сокровище, богатство, запас) - это система смысловых кластеров, иерархия семантических макро- и микроединиц (понятий, событий, образных описаний, символов, знаков, формул...), их смысловых отношений. Использование понятий «тезаурус», «субтезаурус», «тезаурус учебной дисциплины», «тезаурус учебной книги», «тезаурус системы тестовых заданий» прокладывает путь статистической методологии в мир семантики любой информации.

Учебники вузов содержат сотни слов, относящихся к общекультурной лексике, которые часто не понятны многим студентам, а также преподавателям. Непонимание этой лексики является барьером на пути понимания смысла множества текстов.

Ведущий американский исследователь практического интеллекта Р. Стернберг подчеркивает, что словарный запас всегда имеет большое значение для интеллекта. В его опроснике неявных знаний военных руководителей предусмотрено измерение понимания синонимов-антонимов и вербальных аналогий. Субтест «Знание слов» и субтест «Понимание параграфов инструкций» являются составной частью Батареи профессиональной пригодности вооруженных сил США [7].

Приведем малоизвестные обобщенные данные, установленные еще в 1983 г., но не потерявшие своей актуальности и сегодня. «Экзамены выпускников школ показали: учащиеся располагают очень небольшим словарным запасом, делают огромное количество ошибок в выборе слов, построении предложений, которые совершенно искажают смысл». Документ (Анализ знаний, умений и навыков учащихся школ г. Москвы, 1983) издан Главным управлением народного образования Мосгорисполкома. Это было более четверти века назад. Сегодня этим людям свыше сорока пяти лет. Их дети закончили или заканчивают школы. Повсеместно отмечается, что уровень подготовки абитуриентов стал еще ниже. При этом возможности получить высшее образование значительно расширились. Социологические данные показывают, что поступить в вуз желают почти все. И это замечательно. Но могут ли они успешно учиться в вузах, где «традиционно-излагательская» манера преподавания, где качество не обеспечивается прозрачной системой тестов и где отсутствует методология работы с теоретической информацией?

Улучшить и ускорить освоение теоретической информации, в частности, учебного материала, можно с помощью тезаурусного подхода [2; 5]. Психологическая функция данного подхода заключается в том,

Педагогика и психология

Современная педагогика и психология

что собранный воедино однородный материал (например, имена, даты, формулы, система понятий) легче структурировать, классифицировать, находить способы запоминания, а также осуществлять самоконтроль знаний. При этом контролировать объем освоенных теоретических единиц знаний можно с помощью современных тестовых технологий. Дело в том, что наиболее распространенный недостаток современной практики оценки знаний на основе тестовых технологий состоит в том, что проверяется не система знаний, а лишь фрагменты, не структура информации, а лишь некоторые составляющие. Несистемные наборы заданий, неудачные тесты, а также отсутствие описаний тестовых совокупностей (то есть структуры и состава субтезаурусов) - все это может вызывать аллергию на педагогическое тестирование.

В тезаурусном подходе потенциально каждая тезаурусная единица может стать элементом тестового задания, и только лишь по одному учебнику можно составить тысячи контрольных заданий в тестовой форме. При этом объем и состав единиц для контроля знаний должен быть заранее известен школьникам, абитуриентам, студентам, достаточно четко определен и ограничен ad hoc.

Известно, что нередко школьники, студенты, специалисты «обходят» незнакомые слова. Они не умеют быстро схватывать их смысл, запоминать и закреплять в памяти. Казалось бы, повседневное восприятие разнообразных потоков информации - учебных, научно-популярных и других текстов радио- и телепередач, лекций, бесед и т.п. - в принципе должно вести к постоянному росту знаний каждого человека. Выдающиеся педагоги всегда осознавали решающую роль тезауруса для понимания и усвоения научной информации.

Исследования психологов, социологов показывают, что многие слова кажутся испытуемым понятными, известными, однако при проверке обнаруживается их искаженное толкование. Важно развить осознание непонимания, научиться отдавать себе отчет в степени четкости, полноты понимания слов и терминов. Когда лектор работает с аудиторией, он, как правило, не представляет, что способности людей воспринимать и интерпретировать информацию весьма различны. Однако общая тенденция слабой теоретической подготовки, отмеченная экспертами четверть века назад, сохранилась и поныне.

Мы исследовали словарный запас поступающих в вуз (всего -326 чел.) в период работы приемной комиссии. Абитуриентам предъявлялись 32 тестовых задания с множественным выбором. Средний показатель - 17,1 баллов, стандартное отклонение - 4,1. Интересно, что средние показатели поступающих на юридический, экономический

и другие факультеты оказались одинаковыми. Размах индивидуальных показателей чрезвычайно велик: максимальный результат - 31, минимальный - 6.

К сожалению, современный человек склонен воспринимать упрощенный, примитивный язык сегодняшнего дня. Об этом с тревогой пишет Виталий Третьяков, ректор Высшей школы телевидения МГУ. В статье в газете «Известия» он подчеркивает: «На какие новации и инновации можно рассчитывать, если уровень реальной образованности населения стремительно падает? Надежда на то, что компьютерная и функциональная грамотность или поголовное знание английского языка компенсируют недостаток грамотности как таковой, наивна и опасна...».

Для того, чтобы овладеть культурой теоретического мышления, теоретического языка, необходимы новые методы освоения понятий. Уроки в школе, лекции, семинары в вузе - все это, казалось бы, так или иначе направлено на освоение понятий. Однако, чтобы осознать необходимость новых форм и методов интенсификации освоения понятийных систем различных дисциплин, достаточно провести небольшой эксперимент: предложить студентам письменно объяснить десять-двадцать основных понятий после того, как они на протяжении нескольких недель слышали их на лекциях, семинарах, читали в учебнике, проговаривали и т.д. Результаты таких экспериментов неожиданны даже для подготовленного восприятия.

Наши исследования по проблеме понимания лексики проводились по разным наборам (спискам) слов. Это была общекультурная лексика различных учебников, лексика газетных текстов (в средствах массовой информации), слова из школьных учебников. То, что уровень знания весьма различен - это естественно. Однако поражает огромный разрыв в каждой экспериментальной группе. Чаще всего респонденты удивляются тому, что они неправильно понимают то, что им кажется понятным. Налицо феномен массового неосознания своего непонимания. Студенты, да и не только студенты, дают нередко искаженные толкования даже тем понятиям, которые осваиваются со школьных лет.

В таблице 1 представлены результаты тестирования словарного запаса студентов различных факультетов. Первая группа: студенты факультета иностранных языков МГГУ им. М. А. Шолохова. Обратите внимание, что лучший результат (19 баллов) превосходит минимальный результат (4 балла) почти в пять раз. Мы также видим, что переход от лучших к худшим результатам происходит постепенно. Эти данные показывают, что трудности в изучении языков у студентов весьма различны и определяются слабым знанием лексики родного языка.

Педагогика и психология

Современная педагогика и психология

Таблица 1.

Результаты тестирования словарного запаса студентов различных факультетов

Факультет иностранных языков 12.02.2004 Факультет психологии 26.08.2005 Факультет культуры и музыкального искусствава 19.11.2007

№ Ф.И. Результат № Ф.И. Результат № Ф.И. Результат

1 К.Н. 19,0 1 П.А. 28,25 1 Е.А. 28,25

2 Ф.А. 18,0 2 Ч.А. 27,25 2 А.Т. 26,5

3 В.О. 17,0 3 С.М. 25,25 3 Е.И. 24,5

4 У.Э. 16,0 4 Д.А. 17,75 4 А.Ю. 20,75

5 Л.Е. 16,0 5 ДО. 17 5 П. Л. 20

41 И.Д. 7,0 43 К.Е. 3,25 34 Б.Н. 5,75

42 Т.Е. 6,0 44 М.М. 2,75 35 П. Л. 5,75

43 Н.А. 6,0 45 А.М. 2,75 36 З.А. 5,25

44 Я.Я. 5,0 46 Н.Е. 2,5 37 П.М. 3,75

45 П.А. 4,0 47 Ф.О. 1,5 38 С.О. 1,75

Аналогичная картина наблюдается у студентов других факультетов (факультет культуры и музыкального искусства; факультет психологии). Здесь так же результаты лучших студентов в несколько раз превосходят результаты слабых студентов. Лексика слабых студентов, как правило, ограничена бытовым уровнем.

Носителями теоретического знания является образование, обучающие программы и различного рода инновационные циклы занятий. Передается теоретическое знание главным образом посредством общения, формализованного в текстах. Следовательно, понимание теоретической информации - это, прежде всего, понимание научных текстов. Исходя из этого, мы предлагаем следующие пути формирования компетентности:

1. Целенаправленное опережающее построение и развитие методологического и метаинформационного каркаса знаний.

2. Осознанное, целенаправленное, непрерывное развитие понятийно-терминологического аппарата посредством специфических средств и приемов.

3. Развитие мышления посредством осознанного, контролируемого формирования системы умственных операций по восприятию и переработке информации.

4. Осознанное приобретение знаний об основных родах и видах текстов, их общих и специфических параметрах.

5. Формирование устойчивых практических навыков текстовой деятельности посредством систематической тренировки.

Библиографический список

1. Неволин И.Ф. Игровой метод освоения понятий // Совершенствование педагогического мастерства преподавателя. - М., 1985.

2. Неволин И.Ф. Современные модели обучения: мнемотехника // Лицейское и гимназическое образование. № 5. 2007.

3. Неволин И.Ф., Позина М.Б. Процесс оценивания как важнейший компонент современной системы образования // Педагогическая диагностика. № 2. 2006.

4. Неволин И.Ф., Позина М.Б. Функции тезаурусного анализа учебных текстов и проблемы освоения исторического знания // Актуальные проблемы интеллектуального и личностного развития: Материалы Международной науч.-практич. конференции. - М., 2004.

5. Позина М.Б. Введение в профессию. Психология и педагогика: Учебное пособие - М., 2007.

6. Позина М.Б. Компаративистский подход в исследованиях когнитивной самооценки // Культурно-историческая психология. № 2. 2008.

7. Стернберг Р. и др. Практический интеллект. - СПб., 2002.

8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. - М., 2004.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.