Научная статья на тему 'Клировые ведомости как источник по изучению единоверческих приходов по данным центрального архива Нижегородской области'

Клировые ведомости как источник по изучению единоверческих приходов по данным центрального архива Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
386
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлова О. А.

В работе рассматривается история единоверческих приходов в Нижегородской губернии в XIX в. на основе Клировых ведомостей. Клировые ведомости довольно редко упоминаются в историографии, в силу своей малой изученности, но именно данная группа источников дает наиболее полное представление по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клировые ведомости как источник по изучению единоверческих приходов по данным центрального архива Нижегородской области»

теллигенции, высококвалифицированные работники архивов, музеев, библиотек, клубов и пр., имеющие специальное образование и занятые в сфере народного просвещения, занимающиеся развитием, хранением и передачей духовных ценностей. Юридическая - социально-профессиональная группа гуманитарной интеллигенции, состоящая из лиц со специальной правовой подготовкой. Особо следует сказать о духовенстве. Его представители несколько отличаются образом жизни и характером профессиональной деятельности.

Все вышеперечисленные социальные группы объединяет один общий признак - интеллектуальный труд в сфере духовной культуры. Основными социальными функциями гуманитарной интеллигенции в рассматриваемый период являлись: развитие преимущественно духовной культуры общества: создание, развитие, хранение и передача духовных ценностей; формирование и поддержка социалистической идеологии, ее распространение; подготовка образованных и квалифицированных кадров для социалистического строительства.

Список литературы:

1. Народное образование, наука и культура в СССР: Стат. сб. - М., 1971. -С. 233.

2. Никитина Т. В. О понятии гуманитарная интеллигенция: социологический подход // Социс. - 1993. - № 2. - С. 36.

3. Сенявский С.Л. Изменения в социальной структуре советского общества 1938-1970 гг. - М.: Мысль, 1976. - С. 132.

4. Советская интеллигенция. Словарь-справочник. - М.: Изд-во политической литературы, 1987. - С. 218.

КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ЕДИНОВЕРЧЕСКИХ ПРИХОДОВ ПО ДАННЫМ ЦЕНТРАЛЬНОГО АРХИВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

© Павлова О.А.*

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт,

г. Княгинино

В работе рассматривается история единоверческих приходов в Нижегородской губернии в XIX в. на основе Клировых ведомостей.

Клировые ведомости довольно редко упоминаются в историографии, в силу своей малой изученности, но именно данная группа источников дает наиболее полное представление по данному вопросу.

* Доцент кафедры «Гуманитарные науки», кандидат исторических наук.

Клировые ведомости один из основных источников по изучению истории церкви, в частности единоверческих приходов. Однако Клировые ведомости довольно редко упоминаются в историографии, в силу своей малой изученности.

Клировые ведомости - это документы о службе лиц духовного сословия. Впервые Клировые ведомости были введены в 1769 г. под названием «Именных списков всем лицам духовного звания православного исповедания». Данные ведомости составлялись в конце года и представлялись благочинному, который в свою очередь отправлял их епархиальному преосвященному. Форма Клировых ведомостей была установлена в 1829 г., а в 1876 г. была дополнена графой о собственных имущественных владениях духовного лица, а также его родителей и жены.

Клировые ведомости состояли из трех частей.

В первую часть ведомостей входили сведения о церкви:

1. Дата постройки, чьими стараниями построена церковь.

2. Каменная или деревянная.

3. Количество престолов (теплые, холодные).

4. Описание утвари.

5. Причт по штату.

6. Описание земли при церкви: пашенной и сенокосной (в десятинах).

7. Наличие домов при церкви для священно и церковно служителей.

8. Жалование священно и церковно служителей.

9. Здания принадлежащие церкви: богадельни, школы....

10. Расстояние от церкви до консистории (в верстах).

Во второй части описывались послужные списки причта, где указывались: фамилия, имя, отчество, дата рождения (возраст указывался на основании метрических свидетельств), семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимость, дети членов причта [ППБЭС. - М., 1992. - Репринтное изд. - С. 1364].

В третьей части указывались статистические данные по приходу.

О прихожанах означенной церкви:

1. Какого звания прихожане;

2. Число дворов;

3. Число душ мужского пола;

4. Число душ женского пола;

5. В каком расстоянии от церкви и нет ли препятствий в сообщении.

Данные о прихожанах записывались отдельно по частям прихода (если

приход был двух или трехкомплектным) и населенным пунктам.

Клировые ведомости составлялись в двух экземплярах, один из которых оставался в приходе, а второй предоставлялся в духовную консисторию.

Миненко Н.А. первой выделила Клировые ведомости как отдельный источник и показала разницу между Клировыми ведомостями и исповедальными росписями. Она отметила, что в исповедальных росписях поименно и

по домам (иногда и по селениям) перечислялись прихожане обоего пола с указанием их сословной принадлежности, возраста, отношения к главе дома, посещения исповеди и причастия. Клировые же ведомости составлялись на основе исповедальных росписей, но не были столь подробными: указывалось число домов в приходе, количество душ мужского и женского пола [Миненко Н.А. Массовые источники по демографии крестьянского двора XVIII - первой половины XIX вв. - С. 58].

Клировые ведомости следует рассматривать как один из важнейших источников по изучению истории Единоверия в Нижегородской губернии.

Клировые ведомости в Центральном архиве Нижегородской области представлены в фонде № 570 - Нижегородские Духовные консистории Центрального архива Нижегородской области. Опись 556 содержит данные за 1800-1829 гг., 557 опись - за 1830-1849 гг., 558 - за 1850-1869 гг., 559 - за 1870-1917 гг.

Благодаря данным источникам удалось восстановить наиболее полную картину единоверческих приходов в Нижегородской губернии, рассмотреть процесс их развития, узнать имена священнослужителей и составить статистические таблицы о количестве единоверцев в губернии.

По данным клировых ведомостей в Нижегородской области в XIX веке существовало 3 единоверческих монастыря и 16 приходов. В частности, в 1814 году усердием прихожан была построена Богоявленская единоверческая церковь в Горбатовском уезде в селе Павлово. В 1825 году - Троицкая единоверческая церковь в селе Медведево Семеновского уезда. Позднее в Семеновском уезде были открыты и другие единоверческие церкви: Ильинская в с. Мухино в 1858 г., Успенская в с. Мартыново в 1854 г. В самом Семенове в 1854 г. - Казанская единоверческая церковь. В Семеновском уезде находились и два единоверческих монастыря: Покровский единоверческий второклассный Девичий монастырь и Крестовоздвиженский единоверческий монастырь, устроенный в 1770 г. и принявший единоверие в 1848. Помимо этих монастырей в Нижегородской губернии существовал еще Керженский Благовещенский единоверческий монастырь.

В 1831 г. построена Успенская единоверческая церковь в с. Городец, Ба-лахнинского уезда. В 40-е годы XIX века единоверческие церкви появляются, в Ардатовском уезде в с. Пашутино; в с. Большое Мурашкино Княгинин-ского уезда и в с. Ворсма Горбатовского уезда. В 1851 г. в Васильевском уезде, с. Ахпаевка, построена церковь Владимирской Божьей Матери. В 1855 г. -церковь сошествия Святого духа в с. Пурех Балахнинского уезда.

В самом Нижнем Новгороде в первой половине XIX века было две единоверческих церкви. Первая - Симеоновская, которая по указу Синода 1837 г. была отдана единоверцам вместо Духовской. Духовская же церковь передается в ведение военного губернатора. Вторая - Спасопреображенская кладбищенская церковь, построенная в 1843 г. во имя преображения Господня, усердием нижегородского купца В.М. Арясова.

Нужно отметить, что большинство нижегородских единоверческих церквей имели не плохие приходы. По данным 1858 г. Симеоновская церковь насчитывала 456 нижегородцев, и 231 XIX в уездных селениях. Казанская в Семенове - 342 человека. Богоявленская в с. Павлово XIX 574. Предтечен-ская в с. Ворсма - 953. Троицкая в с. Медведево - 630 прихожан. Ильинская в с. Мухино - 1199. Успенская в с. Городец - 900. Покровская Б. Мурашкин-ская - 575. Троицкая в с. Пашутино - 359. Владимирская в с. Ахпаевка -1034 прихожанина. С небольшими приходами были только: единоверческая Сошествия Святого Духа церковь в с. Пурех, где насчитывалось 56 прихожан, Успенская в с. Мартынова - 107 человек и Спасопреображенская в Нижнем Новгороде, где прихожан нижегородцев было всего 56 человек.

Клировые ведомости являлись элементом системы церковной документации, они дают наиболее полные сведения о приходах Нижегородской губернии, в частности единоверческих. Клировые ведомости следует рассматривать как один их важнейших источников по истории РПЦ.

Список литературы:

1. Иоанн Миролюбов. Единоверие: церковно-исторический феномен или актуальная проблема современности // Православное Единоверие в России. - СПб., 2004.

2. Макарий арх. История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказание о нижегородских иерархах с 1672 до 1850 г. - СПб., 1857.

3. Миненко Н.А. Источниковедение и археография Сибири. - Новосибирск, 1977.

4. Симон, епископ. Единоверие в своем внутреннем развитии. - М. 2004.

5. Смирнов П.С. История русского расколы старообрядчества. - СПб., 1895.

6. ПСЗ. Т. 25-26.

7. ГАНО. Ф. 570. Оп. 555. Д. 50; Оп. 556. Д. 48, 108; Оп. 558. Д. 235-237.

ЖУРНАЛ «НОВЫЙ ЛЕФ» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЛЕВЫЙ ФРОНТ ИСКУССТВ»

© Сватухина Е.Н.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена журналу «Новый ЛЕФ», бывшему выразителем взглядов творческого объединения Левый фронт искусств.

В настоящей работе журнал «Новый ЛЕФ» (1927-1928 гг.) рассматривается как исторический источник.

* Аспирант кафедры Истории Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.