Научная статья на тему 'Клинико-генетический анализ нейросенсорной тугоухости у детей в условиях панмиксии и инбридинга'

Клинико-генетический анализ нейросенсорной тугоухости у детей в условиях панмиксии и инбридинга Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
553
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Нейросенсорная тугоухость / инбридинг / генетика / мутация / коннексин. / Sensorineural hearing loss / inbreeding / genetics / mutation / connexin.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Н.Ж. Хушвакова

Были обследованы семьи 288 пробандов-детей узбекской популяции больных с нейросенсорной тугоухостью тяжелой степени. У больных выявлена низкая частота (12%) мутации 35delG в гене GJB2 и аналогичная распространенность других мутаций этого гена. Доля инбредных браков в среди обследованных пробандов более чем в 2 раза превысила этот показатель всей популяции. Инбредные семьи, имеющие в своей основе брачные отношения с дочерьми сестер, проявляли большую способность к развитию патологии, что свидетельствовало о преобладании полово-зависимых форм наследственных нарушений слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Н.Ж. Хушвакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL AND GENETIC SURVEY OF CONGENITAL DISORDERS ASSOCIATED WITH SENSORINEURAL BRADYACUASIA IN THE CONDITION OF PANMIXIS AND IN-BREEDING

Families of 288 probands children of Uzbek population of patients with severe sensorineural hearing loss were examined . In patients a low frequency (12%) of 35delG mutation in the GJB2 gene and a similar incidence of other mutations of this gene was identified. Fraction of inbred marriages among surveyed probands was more than 2 times higher than the rate of the entire population . Inbred families with basically marital relations with daughters of sisters showed great ability to develop disease , indicating the prevalence of sexually -dependent forms of hereditary hearing impairment.

Текст научной работы на тему «Клинико-генетический анализ нейросенсорной тугоухости у детей в условиях панмиксии и инбридинга»

УДК 616.28.14-053.2/3-085.851.3/8.

Н.Ж. ХУШВАКОВА

Самаркандский медицинский институт, кафедра оториноларингологии

КЛИНИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕЙРОСЕНСОРНОЙ ТУГОУХОСТИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ

ПАНМИКСИИ И ИНБРИДИНГА

Были обследованы семьи 288 пробандов-детей узбекской популяции больных с нейросенсорной тугоухостью тяжелой степени. У больных выявлена низкая частота (12%) мутации ЗБвеЮ в гене в]Б2 и аналогичная распространенность других мутаций этого гена. Доля инбредных браков в среди обследованных пробандов более чем в 2 раза превысила этот показатель всей популяции. Инбредные семьи, имеющие в своей основе брачные отношения с дочерьми сестер, проявляли большую способность к развитию патологии, что свидетельствовало о преобладании полово-зависимых форм наследственных нарушений слуха.

Ключевые слова: Нейросенсорная тугоухость, инбридинг, генетика, мутация, коннексин.

Кровнородственные браки (инбридинг) являются значительным фактором для развития у потомства различных заболеваний наследственного характера в силу накопления отдельных генетических мутаций, хромосомных аберраций. Причем сама роль инбридинга в манифестации заболевания возрастает с урежением выявления этих генов в популяции [1]. Узбекистан относится к странам с довольно высоким коэффициентом инбридинга (0,02), особенно среди сельского населения, где происходит сочетание ряда факторов: обычаев, высокой рождаемости и географических изолятов [2]. Причем она наиболее выражена среди населения Самаркандской области, где коэффициент инбридинга достигает до 0,089,более чем в 4 раза превышая средний уровень.

Известно, что наследственные патологии являются основными причинами ухудшения функции органа слуха, возникшие в раннем детском возрасте [3]. Причем, наиболее важными из них оказались мутации в гене коннексина 26 (Сх26), одна из которых - делеция 35delG, выявлена до половины всех случаев несиндромальной наследственной глухоты в популяциях стран Европы и США, тогда как для остальных популяций характерно превалирование других мутаций данного гена. В Узбекистане, территориально расположенном на стыке проживания Европейских и Азиатских популяций ситуация остаётся неизвестной из-за отсутствия таких исследований.

Учитывая это, в настоящем исследовании мы провели изучение распространенности и клинико-генетических особенностей тяжелых нейросенсорных нарушений слуха среди детей Самаркандской области, с выявлением в нем роли инбредных браков и ряда генетических мутаций.

Проведено клинико-генетическое исследование семей 288 пробандов больных с нейросенсорными нарушениями слуха тяжелой степени - детей узбекской популяции в возрасте 7-16 лет, проживающих на территории Самаркандской области. Обследованные дети являются воспитанниками областной школы-интерната для глухих. Клиническая диагностика базировалась на классификации, принятой на заседании Европейской рабочей группы по наследственной тугоухости [5], где степень тяжести устанавливается по усредненному числу децибелл при определении уровня слуха по лучше слышащему уху с использованием стандартной аудиометрической процедуры на частотах 500, 1000, 2000, 4000 Гц. При анализе семейного материала учитывались разновидности инбредных

браков. Молекулярно-генетические исследования проводились на ДНК выделенном из цельной крови ("ИзоГен", Россия). ДНК-диагностика делеции 35delG в гене GJB2 осуществлялась с помощью полимеразной цепной реакции, остальные кодирующие области этого гена - методом секвенирования. В результате исследований выявлено, что в Самаркандской области интенсивный показатель нейросенсорной тугоухости тяжелой степени составляет в среднем 4,7 на 10000 детей. По степени тяжести 31,5% составили дети с глухотой, 34,7% - с тугоухостью 4 степени, а остальные -с тугоухостью 3-4 степени. Среди них было обнаружено явное превалирование лиц мужского пола (57,6% мальчиков). Установлено также, что доля инбредных браков в общем числе обследованных пробандов составила 36,8%, что более чем в 2 раза превышает этот показатель среди всей популяции Самаркандской области. Причем все эти браки имели ортокузенный характер, а наибольшую часть из них составляли браки между детьми сестер - 42,5% и между детьми братьев и сестер -35,8%, тогда как браки между детьми братьев выявлялись в 21,7% случаев. При этом, разновидности браков между детьми братьев и сестер относительно родившихся больных детей соотносились весьма неравномерно. Так, если число семей с больными детьми в результате брака между сыном брата и дочерью сестры в общем количестве инбредных семей составило 26,4%, то между сыном сестры и дочерью брата - только 9,4%, т.е. в 2,5 раза меньше. В целом выявлено, что свыше 2/3 инбредных семей имели в своей основе брачные отношения с дочерьми сестер, а остальные с дочерьми братьев. При анализе среднего количества больных детей с НСТ (пробанды вместе с больными сибсами), родившихся в каждой исследуемой семье, выявлено превалирование их количества при наличии инбредного брака (1,24 против 1,04 в панмиксных семьях). Причем наибольшее их число рождалось в семьях от брака между детьми сестер -1,33, а затем в результате брака между сыном брата и дочерью сестры (1,18) и между детьми братьев (1,17). Этот показатель был наименьший в результате брака между сыном сестры и дочерью брата (1,1). В целом, инбредные семьи, имеющие в своей основе брачные отношения с дочерьми сестер, проявляли большую способность к передаче болезненного признака по наследству, чем семьи с дочерьми братьев (1,27 против 1,15). Анализ полового состава больных детей показал, что доля мальчиков из инбредных семей незначительно превышал таковой от панмиксных. Различия становились

резче при сравнении инбредных семей относительно родственной принадлежности вышедшей замуж дочери. Так, при браке между сыном сестры и дочерью брата (линии разно-половых родственников) в большей степени заболевали мальчики, по сравнению с браком между сыном брата и дочерью сестры (линии одно-половых родственников) (при Р <0.05). При этом наиболее выраженные различия в соотношении полов больных детей было выявлено в семьях между детьми братьев (линии смешано-половых родственников), где число больных мальчиков более чем в 2 раза превышало число девочек. Семьи с глухими родителями довольно большая редкость в панмиксной среде, поскольку выявлена была лишь одна семья, где глухотой страдал отец пробанда, (чуть больше полупроцента выборки). Инбридинг способствовал возрастанию числа семей с больными родителями более чем на порядок (6,6%). При этом в основном выявлялись семьи с больными отцами в результате браков между детьми сестер (линии смешано-половых родственников) и между сыном сестры и дочерью брата (линии разно-половых родственников) в равной степени. Аналогичное было характерным и для ассортативных семей. По-видимому, наследственной передаче болезненных признаков глухоты от старшего поколения своим потомкам в большей степени благоприятствует материнская линия, что наводит на мысль о преобладании полово-зависимых форм наследственных нарушений слуха, относительно других. И если сестры оказывались переносчиками какой либо мутации, вызывающей нарушения слуха, то их сыновья могли заболевать и передавать соответствующую мутацию своим детям, что весьма напоминает ситуацию с гемофилией. Далее было интересно выяснить, какие генетические мутации в такой ситуации имеют преимущественную

распространенность среди нашей популяции? Генетическое тестирование на самую распространенную мутацию 35delG гена Сх26 проведено среди 119 детей пробандов, 26 человек их родителей, а также 84 здоровых детей. Обследование здоровых людей не привело к обнаружению мутации 35delG ни у одного из них. Хотя это, возможно, связано с небольшим количеством выборки, однако становится ясным, что популяционная частота носительства этой мутации в Самаркандской области вряд ли превысит 1% и это соответствует данным по ряду азиатских стран [4]. Среди больных детей выявлено лишь по 6 случаев как гетерозиготных, так и гомозиготных мутации 35delG. Исследование их родителей только в 2 случаях показало положительный результат в гетерозиготном варианте, причем носителями оказались папа и мама девочки с тугоухостью 4 степени, у которой также была обнаружена гетерозиготная мутация. Сравнительный анализ полученных результатов относительно инбредности показал, что частота выявления гетерозиготных вариантов мутации 35delG среди больных в семьях с инбридингом почти в 5 раз больше такового в полимиксных семьях (8,47% против 1,85%). Для гомозиготных вариантов этот показатель оказался еще выше: при аналогичном результате для полимиксии (1,85%), в семьях с инбридингом он был равен 10,17%.

Вместе с тем, существенных различий по распространенности данной мутации между группами инбредных семей относительно родственной принадлежности вышедшей замуж дочери выявить не удалось. А у детей из семей с глухими родителями мутация 35delG вообще не была обнаружена. Возможно, что здесь в основе развития НСТ могут быть и другие мутации, поэтому у 25 больных проведено дополнительное исследование 4-х наиболее частых мутаций в гене GJB2, кодирующем синтез белка коннексин 26: 235delC, 3202+^>А (^1+^>А), 313_326del14 и 358_360delGAG (p.Glu120del), а также выполнено секвенирование всей кодирующей области гена GJB2 (экзона 2) и ПДРФ анализ мутаций сайта сплайсинга с.-3202+^>А (^1+^>А) в интроне 1 этого гена. В результате анализа у одного из больных обнаружена замена 3202+^>А (^1+^>А) в гомозиготном состоянии. А в двух случаях выявлены замены c.79G>A (р^а127Ие, ^2274084) в гетерозиготном состоянии, которые сочетались с заменами в 1 интроне гена GJB2: с.341А^ (р^1и1^1у, ^2274083) и с.368С>А (p.Thr123Asn, ^111033188) также соответственно в гетерозиготных состояниях. Как видим, распространенность других мутации в гене GJB2 среди больных НСТ выявляется с такой же частотой как и 35delG, т.е. 12%. Но поскольку одна гетерозиготная мутация не может вызывать рецессивную тугоухость, возможно предположить сочетание различных мутаций ряда генов, имеющих отношение к органу слуха, в том числе, передающихся по материнской линии (Х-хромосома, митохондриальные гены), у наших больных.

Относительно мутации 35delG наши результаты не согласуются с данными, полученными для аутосомно-рецессивной нейросенсорной тугоухости в Кавказской популяции России, ряда стран Европы и США, где выявлена ее распространенность от 34% до 50%[3,4,5]. Низкий уровень данной мутации (менее 10%), обнаруженный среди глухих в Австралии, Бразилии, Англии, Германии, среди евреев-ашкенази и афроамериканцев, больше соответствует полученным нами данным. Вместе с тем, в азиатских популяциях (Япония, Корея, Китай, Индия, Тайвань и другие) ни одно из исследований не выявило её среди глухих пациентов, но достаточно часто определялась мутация 235delC [4,5]. В этом отношении Самаркандское население врят ли может быть близким к азиатским популяциям. Наши данные относительно мутаций гена GJB2 хорошо согласуются с показателями выявленными в популяциях коренных жителей Якутии и Алтая (Россия), Турции, Иордании и Палестины [5 ], что свидетельствует о каких-то общих генетических особенностях. Однако исследований мутаций генов, вызывающих тугоухость, наследуемые полово-зависимым путем в этих странах еще не проводилось.

Следовательно, существующее в узбекской популяции состояние инбридинга и полово - зависимых особенностей наследования патологии слуха диктует необходимость более глубокого и разнопланового клинико-генетического изучения данного феномена для выработки специфического подхода к проблеме детерминированности нейросенсорной тугоухости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бочков Н.П., Хаитов Н.М., Кулешов Н.П. и др. Медико-генетическое изучение изолятов в Узбекистане. // Генетика, 1975. -Т. 11. - № 11. - С. 90-99.

2 Даниэлов М.Б. Инбридинг в Самаркандской области//Генетика, 1975.- №2.- С.156-171.

3 Маркова Т.Г. Клинико-генетический анализ врожденной и доречевой тугоухости Автореф. Д.м.н. - М.: 2008.

4 Молекулярно-генетические аспекты прелингвальной сенсоневральной тугоухости / С.Г.Журавский, А.Е.Тараскина, Т.К.Сетхияасиилиани и др. //Рос.оторинолар, 2004.- №4(11). - С.42-44.

5 Molecular genetics of non-syndromic deafness / V.B.Piatto, E.C.T.Nascimento, F.Alexandrino et al. //Rev. Bras. Otorrinolaringol, 2005. - Vol.71, N.2. - P.216-223.

N.ZH. KHUSHVAKOVA

CLINICAL AND GENETIC SURVEY OF CONGENITAL DISORDERS ASSOCIATED WITH SENSORINEURAL BRADYACUASIA IN THE

CONDITION OF PANMIXIS AND IN-BREEDING

Resume: Families of 288 probands - children of Uzbek population of patients with severe sensorineural hearing loss were examined . In patients a low frequency (12%) of 35delG mutation in the GJB2 gene and a similar incidence of other mutations of this gene was identified. Fraction of inbred marriages among surveyed probands was more than 2 times higher than the rate of the entire population . Inbred families with basically marital relations with daughters of sisters showed great ability to develop disease , indicating the prevalence of sexually -dependent forms of hereditary hearing impairment. Keywords : Sensorineural hearing loss, inbreeding, genetics, mutation, connexin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.