Научная статья на тему 'Клиника алкогольного делирия у работающих вахтовым методом в условиях Крайнего Севера'

Клиника алкогольного делирия у работающих вахтовым методом в условиях Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
149
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клиника алкогольного делирия у работающих вахтовым методом в условиях Крайнего Севера»

Наиболее часто в основной группе (17,5%) и группе сравнения (10,0%) регистрировался тревожный тип личности. Для этих пациентов были характерны постоянная тревожность, волнения по различным даже незначительным причинам, чувство неприспособленности к жизни и т. д.

Для лиц с неустойчивыми чертами характера (основная - 9,7%; группа сравнения -6,7%) характерными были частая смена настроения, склонность к импульсивному поведению, наибольшая выраженность которых отмечалась у больных с психопатией.

У 11,0% больных основной группы отмечались истерические черты личности с характерной для них демонстративностью поведения, неустойчивостью интересов и привязанностей, легкой сменой настроения, утрированно-показательными аффективными реакциями.

Лица с чертами зависимого типа (основная - 16,5%; сравнения - 16,7%) отмечались характерные повышенная робость, неуверенность в поведении, зависимость настроения и самочувствия от внимания и заботы окружающих. Особенно выражено эти признаки проявлялись при формировании парезов и необходимости передвижения на костылях и/или коляске, а так же нарушении функций тазовых органов (недержание мочи и др.). Другие типы акцентуаций и психопатий встречались в незначительном числе случаев.

Среди выявленных типов обращает внимание некоторое преобладание в основной группе лиц с истерическими чертами, у которых наиболее часто предъявление суицидальных идей носило демонстративный, нередко шантажный характер.

Анализируя представленные выше данные, можно сделать вывод, что суицидальное поведение больных рассеянным склерозом менее зависит от особенностей их характера, чем в общей популяции, хотя имеется некоторая тенденция к увеличению числа больных с истерическими чертами, а так же увеличение доли больных с расстройствами личности.

КЛИНИКА АЛКОГОЛЬНОГО ДЕЛИРИЯ У РАБОТАЮЩИХ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Е.С. Лисичникова, С.М. Уманский, Н.Н. Шевченко

Психоневрологический диспансер, г. Новый Уренгой Тюменская ГМА

При акклиматизации человека на Крайнем Севере предъявляются повышенные требования к функциональному состоянию органов и систем

организма и, наряду с определенными физиологическими сдвигами, могут возникать в некоторых случаях и патологические реакции, проявляющиеся изменением субъективного состояния и развитием заболеваний [1, 3]. Охлаждения, переутомления, тоска по дому, гиподинамия (особенно в период полярной ночи), своеобразность питания, снижение иммунологической реактивности и особенно перенесенные в прошлом заболевания, ослабляя организм, создают благоприятную почву для возникновения болезней или для обострения заболеваний, носивших до приезда на Крайний Север компенсированный характер, и обуславливают некоторое своеобразие их клинического течения [2, 4]. Не исключением является и алкогольная зависимость.

Цель настоящего исследования: изучение, описание и течение алкогольного делирия у работающих вахтовым методом в условиях Крайнего Севера.

Материалы и методы исследования.

На базе муниципального психоневрологического диспансера г. Новый Уренгой обследовано и пролечено 45 мужчин в возрасте от 18 до 60 лет с диагнозом алкогольный делирий.

Продолжительность работы вахтовым методом у обследуемых составляла от 1 до 3 месяцев с межвахтовым отдыхом 1 месяц.

Результаты исследования.

Среди психозов с делириозной картиной наиболее часто диагностирован систематизированный делирий (40,0%). Реже встречался классический делирий (28,9%) и делирий с судорожными припадками (24,4%). Крайне редко наблюдался делирий с психическими автоматизмами (6,7%). Среди зрительных обманов восприятия доминирующими являлись (66,7%) антропоморфные галлюцинации. Галлюцинаторные переживания зоологического содержания встречались реже (28,9%) и носили маловыразительный характер. Демономанические галлюцинации наблюдались в единичных случаях (4,4%). У пациентов имели место яркие, четкие, подвижные, цветные галлюцинаторные образы. Видения носили преимущественно сценоподобный характер. В болезненных переживаниях наиболее часто встречались криминальные элементы (43,3%; р<0,05). В 23,4% случаев участвовало близкое окружение (знакомые, близкие, друзья, настроенные негативно). У 20% обследуемых в психотических переживаниях фигурировали образы террористов и боевиков. Они устраивали террористические акты, минировали поезда. Пациенты в своих галлюцинаторных видениях оказывались в заложниках у террористов, просили помощи и защиты у сотрудников милиции. Вербальные галлюцинации в виде «голосов» императивного, угрожающего, осуждающего и т. д. характера встречались в единичных случаях. У

Тюменский медицинский журнал № 1, 20310

больных в большинстве случаев доминирует бред преследования (55,6%; р<0,05) и бред материального ущерба (26,7%). В галлюцинаторных переживаниях пациентов технические средства, такие как взрывчатые вещества, встречались в 2 раза чаще (54,5%), чем средства слежения (27,3%).

Проявления феномена Кандинского-Клерамбо встречались у 6,6% пациентов. В равной степени наблюдались (33,3%) слуховые и зрительные псевдогаллюцинации, феномен сенсорного автоматизма. В структуре эмоциональных расстройств при алкогольном делирии доминирует эмоциональная лабильность (97,8%).

У работающих вахтовым методом при алкогольном делирии чаще наблюдалось выраженное психомоторное возбуждение (60%, р<0,05). Выход из психоза, преимущественно литический, наблюдался у работающих вахтовым методом в 55,6% случаев (р<0,05). Средняя длительность психотического состояния при алкогольном делирии составила 3,67±1,1 суток. Продолжительнее протекает алкогольный делирий у лиц, работающих вахтовым методом в условиях приближенных к полярной ночи (4,06±1,98 суток), чем в условиях, приближенных к полярному дню (3,42±1,35 суток). Выводы:

Тяжесть и течение алкогольного делирия у работающих вахтовым методом обусловлены: частой сменой природно-климатических факторов, тяжестью и неустроенностью командировочных условий, семейной нестабильностью или неорганизованностью, невысоким образовательным цензом, алиментарным фактором, употреблением суррогатов алкоголя, особенно при проживании в сельской местности и пути следования, отсутствием постоянного медицинского наблюдения. Полученные данные могут быть использованы для разработки программ профилактики и лечения лиц исследованной социальной группы, так как оказание эффективной медицинской помощи населению регионов, обслуживающих нефте- и газодобывающие предприятия, является одной из важнейших задач.

Литература:

1. Авцын А.П., Марачев А.Г. Проявление адаптации и дезадаптации у жителей Крайнего Севера // Физи-ол.человека. - 1975. - № 4. - С. 587-600.

2. Агаджанян Н.А. Адаптационные особенности рабочих-буровиков Арктического шельфа // Проблемы охраны здоровья и социальные аспекты освоения газовых и нефтяных месторождений в Арктических регионах. - Надым, 1993. - С. 23.

3. Барбараш Н.А., Двуреченская Г.Я. Физиология адаптационных процессов. - М.: Наука, 1986. - С. 251-304.

4. Хаснулин В.И., Непомнящих Г.И., Хаснулина А.В., Надточний В.А. // Основы коррекции дезадаптив-ных расстройств у жителей Ханты-Мансийского автономного округа. - Новосибирск, 1997. - С. 13-21.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БРЕДА РЕЛИГИОЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Р.М. Логутенко

Тюменская ОКПБ

Бредовыми идеями E. Bleuler называл, те неправильные представления, которые создались не на почве недостаточной логики, а на почве внутренней потребности («потребность бреда» по Kraepeliny). Внутренние потребности могут быть только аффективные. Бредовые идеи, поэтому, определенно направлены в соответствии с аффектами больного и в подавляющем большинстве не могут быть исправлены последующим опытом и обучением, по крайней мере, до тех пор, пока длится состояние, вызвавшее их [1].

Пациент охвачен религиозными ложными представлениями. Иногда они возникают в рамках традиционных религиозных систем, скажем представления о Втором Пришествии, Антихристе или овладении дьяволом. Это могут быть и совершенно новые религиозные системы или смесь представлений из различных религий, в частности восточных, например идеи реинкарнации или нирваны.

Религиозный бред может сочетаться с мега-ломаническим бредом величия (если пациент считает себя религиозным лидером); бредом виновности, если мнимое преступление является по убеждению больного, грехом, за который он должен нести кару Господа, или бредом воздействия, например при убежденности в охваченности дьяволом. Одним из форм бреда религиозного содержания является мессианский бред и бред греховности [2]. Мессианский бред — больные считают себя посланцами бога, пророками, мессиями, освободителями человечества от греха, призванными осуществить на Земле идеи любви, добра и справедливости. Бред греховности — убеждение больных в том, что они нарушили заповеди Бога, осквернили святыни, не устояли перед соблазнами Сатаны, отступили от данных ранее обетов. Антагонистический или манихейский бред (манихейство — религиозное учение, основанное в III в. Мани; в основе его лежат представления о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия) — происходящее рассматривается больными как выражение борьбы враждебных и доброжелательных им сил. В центре этой борьбы, имеющей обычно глобальное значение, находится личность больного. Религиозный бред должен выходить за рамки представлений, принятых в культурном и религиозном окружении пациента.

2010 Тюменский медицинский журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.